Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 8


N8(124)  Нефтяное обозрение
3 - 9 июля 
2006 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/06/oil-0627.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2006 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/06/


Темы недели

Другие сообщения


Темы недели

Россия
Российскую общественность и Минприроды беспокоит безопасность морских перевозок нефти по Каспию

Последние месяцы борьбы за спасение озера Байкал от разгулявшихся нефтепроводчиков из компании «Транснефть» вызвали воодушевление у российской природоохранной общественности. Авантюрный проект прокладки мощнейшего нефтепровода по берегу озера был изменен.

Общественный энтузиазм вырос еще больше после того, как на встрече с участниками Международного форума неправительственных организаций «Гражданская восьмерка — 2006», прошедшей в Москве 4 июля 2006 года, президент Путин сообщил собравшимся: «Вы знаете, я так счастлив, что я сегодня к вам пришел, потому что чувствую, что нахожусь в среде своих единомышленников. Действительно, так и есть, говорю без всякого преувеличения» (www.kremlin.ru 4.07.2006). Правда, это единомыслие относится пока к проблеме генетически модифицированных продуктов.

Тем не менее, российский президент признал, что «энергетическая безопасность должна включать экологическую, здесь нет никаких споров и проблем» (www.kremlin.ru 4.07.2006). Он обещал постараться довести эту очевидную мысль до остальных руководителей стран «Большой Восьмерки», которые через две недели соберутся на свою встречу в Санкт-Петербурге.

Все это создает условия для активизации действий по сохранению другого уникального водного бассейна на территории бывшего СССР, который сейчас превратился в арену бурного нефтегазового развития. Это Каспийское море.

Сейчас в этом регионе проблемы глобальной энергетической безопасности еще более тесно и остро переплелись с экологическими проблемами. При отсутствии четких договоренностей о статусе Каспийского моря и регулировании хозяйственной деятельности на его акватории, здесь развертываются огромные нефтегазовые проекты. При этом вполне обоснованное с точки зрения энергетической безопасности стремление к диверсификации источников добычи и маршрутов перевозки углеводородов часто реализуется при игнорировании требований безопасности экологической. Крупнейшие компании из большинства стран «Большой восьмерки» ведут активные работы в нефтегазовом секторе Каспия. Встреча глав этих государств, на которой будут обсуждаться проблемы глобальной экологической безопасности, стала хорошим поводом, чтобы напомнить о проблемах безопасности экологической.

3 июля 2006 года Международный Социально-экологический Союз направил в адрес российского руководителя Минприроды министра Трутнева следующее письмо:

Уважаемый Юрий Петрович!

В настоящее время происходит резкий рост объемов добычи углеводородного сырья на берегах и со дна Каспийского моря, что вызовет увеличение танкерных перевозок нефти и нефтепродуктов в его акватории. Все это повышает вероятность крупных аварийных разливов нефти, которые могут оказать катастрофическое воздействие на уникальные экосистемы Каспийского моря. Особенное беспокойство общественности вызывает тот факт, что большая часть морских перевозок нефти по Каспию проводится на судах, имеющих однослойную, а не двойную обшивку корпуса.

В соответствии с ратифицированной всеми прибрежными государствами «Рамочной конвенцией по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция)» предполагается принять ряд мер, направленных на предотвращение и сокращение возможного ущерба:

«Договаривающиеся Стороны принимают все необходимые меры для предотвращения, снижения и контроля загрязнения Каспийского моря в результате деятельности на его дне» (ст. 8)

«Договаривающиеся Стороны принимают все необходимые меры для предотвращения, снижения и контроля загрязнения Каспийского моря с судов и в этих целях сотрудничают в разработке протоколов к настоящей Конвенции, предписывающих согласованные меры, процедуры и стандарты, учитывающие соответствующие международные требования (ст. 9).

«Договаривающиеся Стороны принимают все необходимые меры и сотрудничают в целях защиты людей и морской среды от последствий природных катастроф или аварий, возникающих в результате антропогенной деятельности. Для этого принимаются меры по предотвращению, обеспечению готовности и реагированию, включая меры по восстановлению» (ст.13).

Международный Социально-экологический союз выражает свою обеспокоенность происходящим ростом объемов танкерных перевозок нефти и нефтепродуктов по Каспийскому морю и просит сообщить, какие меры будут предприняты Россией и другими прибрежными государствами участниками «Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря» для решения связанного с этим круга проблем.

Нас особенно интересуют планы и сроки перехода на использование танкеров с двойной обшивкой корпуса, внедрения современных систем управления движением, создания технических и организационных возможностей для эффективного проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ, мониторинга нефтяного загрязнения Каспийского моря.

Сопредседатель Совета Международного социально-экологического союза

С.И.Забелин

Результат оказался несколько неожиданным. Через три дня после отправки письма, то есть 6 июля 2006 года на официальном сайте Минприроды появилось сообщение с пометкой «СРОЧНО»:

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования МПР России намерена предпринять комплекс мер по недопущению загрязнения российской части Каспийского моря в результате увеличения перевозки нефти и нефтепродуктов сопредельными с Россией государствами

Такое решение принято по итогам рассмотрения обращения Международного социально-экологического союза в адрес МПР России и Росприроднадзора.

В письме руководители крупнейших экологических организаций Российской Федерации поставили вопрос о резком увеличении перевалки и перевозки нефти и нефтепродуктов по Каспийскому морю. При этом, как отмечается, транспортировка ведется на неприспособленных танкерах с одинарной обшивкой корпуса, без внедрения систем управления движением, без оценки последствий возможного загрязнения акватории Каспийского моря.

Напомним, что Каспийское море является уникальной природной системой, биоразнообразие которой охраняется рядом международных конвенций, в том числе Рамсарской.

Руководство Росприроднадзора приняло решение запросить у уполномоченных федеральных министерств и ведомств информацию о том, как организована система безопасности перевозки нефти и нефтепродуктов сопредельными государствами, в первую очередь, Казахстаном и Азербайджаном. Кроме того, ведомство намерено с помощью Министерства иностранных дел РФ и иных органов уточнить вопрос о том, кто и с помощью каких транспортных средств перевозит опасные грузы через акваторию, прилегающую к границам Российской Федерации.

Кроме того, будет дан ответ на вопрос о том, кому принадлежит нефть, которая в случае попадания в Каспийское море нанесет непоправимый ущерб экологии таких регионов Российской Федерации как Астраханская область, республики Калмыкия и Дагестан.

По словам заместителя руководителя Росприроднадзора Олега Митволя, информация, изложенная в обращении экологических организаций, «является весьма важной и требует расследования - в случае, если действительно нарушается ряд международных конвенций и договоров, необходимо поставить вопрос о введении санкций к тем государствам, которые не соблюдают подписанные документы».

Кроме того, Олег Митволь сообщил, что руководителям территориальных органов Росприроднадзора «поставлена задача оценить воздействие транспортировки нефти на биоразнообразие Каспия и довести оценку до сведения руководства МПР России».

Данный вопрос поставлен на контроль руководством Росприроднадзора и станет одной из приоритетных задач работы ведомства.

Несколько оригинальное понимание сути запроса МСоЭС как призыва к МПР не допустить загрязнения только российской части Каспийского моря в результате увеличения перевозки нефти и нефтепродуктов сопредельными с Россией государствами стало творчески развиваться средствами массовой информации.

Некоторые из них в заголовках своих сообщений проявили сдержанность: «Росприроднадзор защитит Каспий от нефтезагрязнения» (Вслух.Ру). Шедевром лаконичности стало «Каспий: МПР России обеспокоено» (Экология Севера).

Другие конкретизировали трактовку, подсказанную Минприроды: «Росприроднадзор проверит вероятность азербайджано-казахской угрозы Каспию» (Полит.Ру).

Самое интересное, что в этот процесс включилось авторитетное азербайджанское издание: «Россия не допустит загрязнения вод Каспия Казахстаном и Азербайджаном» (Day.Az). После чего там же, естественно, последовал ответ под названием «Россия и Казахстан — основные виновники в загрязнении Каспийского моря» (www.day.az 7.07.2006):

«Основная доля в загрязнении Каспийского моря приходится на Россию и Казахстан, отметил сотрудник аппарата Милли Меджлиса Азербайджана Шамиль Гусейнов на «круглом столе» по теме «Роль государственных органов в разрешении вопросов защиты биомассы Каспия».

Далее Шамиль Гусейнов описал, как это происходит:

«В загрязнении Каспия большую роль играет та страна, речными водами которой в основном пополняется Каспийское море, а 80% водных масс в Каспий выводит Россия через реку Волгу, на которой еще со времен Союза действуют тысячи предприятий, не соответствующих экологическим стандартам», сказал Гусейнов«.

Мастерское владение стилем. Так и представляются водные массы, которые Россия выводит в Каспий через реку Волгу. Но это на севере. А на юге благодать:

«Отвечая же на обвинения представителей НПО об отрицательном влиянии нефтяных разработок в Каспийском море на экологию, сотрудник аппарата парламента отметил, что заключенные контракты предполагают проведение всех необходимых мер для обеспечения экологических стандартов.

«В нефтяных контрактах, заключенных Азербайджаном с мировыми нефтяными компаниями предусматриваются такие же стандартам по охране окружающей среды, которые реализуются этими компания в других регионах мира, где они работают, все предусмотренные меры соответствуют и европейским стандартам», сказал Ш.Гусейнов«.

Остается надеяться, что этот номер «Нефтяного обозрения» дойдет до сотрудников аппарата Милли Меджлиса Азербайджана. Из него они смогут узнать о том, к каким экологическим и социальным последствиям в других регионах мира приводит деятельность мировых нефтяных компаний, с некоторыми из которых Азербайджан заключил нефтяные контракты.

Самый смелый полет творческой мысли в оценке происходящего продемонстрировало интернет-издание с хорошим производственным названием «Руструбпром». Оно разместило статью под забавным заголовком «Трубопровод Митволь-Джейхан», в которой четко разъяснялось, что происходит:

«Министерство природных ресурсов неожиданно заинтересовалось экологией Каспийского моря. По мнению чиновников, нужно исключить любую возможность загрязнения Каспия нефтью. Эксперты объясняют заботу министерства стремлением осложнить наполнение трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан и пролоббировать интересы России на Каспии» (www.rustrubprom.ru 7.07.2006).

Для придания большей убедительности этой версии были привлечены независимые эксперты:

«На Каспии работает множество зарубежных компаний. Не исключено, что речь идет о создании конкурентных преимуществ российским компаниям, работающим на этом рынке», — предполагает руководитель направления «Нефть и газ» Всемирного фонда дикой природы Татьяна Серых. (www.rustrubprom.ru 7.07.2006).

Вообще-то раньше считалось, что природоохранная общественность в первую очередь заботится об охране природы, а не о создании конкурентных преимуществ, хоть российским, хоть другим компаниям. Впрочем, руководителю направления «Нефть и газ» Всемирного фонда дикой природы, наверно, виднее.

Для озвучивания еще более замысловатой версии был использован эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров. Начало звучит жизнерадостно:

«Поддержка экологами позиции Росприроднадзора может существенно осложнить перевозку нефти танкерами до начала работы трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан».

Перевозку нефти устарелыми, опасными судами, при отсутствии эффективных систем обеспечения безопасности движения, мощностей для проведения аварийно-спасательных работ, четких механизмов компенсации ущерба уникальной природе Каспия — да. Но вопрос заключается не в создании искусственных проблем, попытках запрета тех или иных видов деятельности, нагнетании политической напряженности, а в необходимости обеспечить безопасность любой хозяйственной деятельности на Каспии.

Впрочем, оказалось, что исходный тезис об осложнении перевозки нефти танкерами нужен трубопроводчикам для гораздо более интересного предположения:

«Напомним, что недавно Казахстан официально объявил о присоединении к проекту БТД. Это вызвало недовольство России, для которой БТД одновременно опасный конкурент собственным нефтепроводным системам и инструмент ослабления российского влияния в каспийском регионе. Правовой статус Каспийского моря до сих пор не определен, что создает заинтересованным сторонам массу трудностей. Азербайджан планировал заменить танкерные перевозки трубопроводом, которые планировалось проложить по дну моря, однако для этого надо согласие всех стран, имеющих выход к Каспию. Россия может использовать экологические проблемы с целью стать одним из участников трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан или иным образом поучаствовать в проекте».

Получается, что повышение внимания общественности к безопасности танкерных перевозок нефти на Каспии необходимо для того, что их заменили на проложенный по дну моря трубопровод, который соединит казахские месторождения нефти с уже построенным нефтепроводом Баку-Джейхан. И Россия хочет принять активное участие в этом проекте. А наивная российская природоохранная общественность, сама не понимая (или понимая?), что делает, содействует российским чиновникам в реализации этих трубопроводных планов. Интересно, а для чего эта блистательная концепция нужна труженикам ЗАО «Балт-Трейд Руструбпром»?

В любом случае, это будет штука посильнее простенького «создания конкурентных преимуществ конкретным российским компаниям». Конкурс на наиболее замысловатое объяснение сути происходящего продолжается.

Резюме сложившейся ситуации подвел сопредседатель Международного Социально-экологического союза Святослав Забелин:

«Как правило реакция на наши обращения варьируется от содержательной до бессодержательной. Случается, что инициатива исходит от чиновников: их просьбе мы отправляем запрос и тут же получаем ответ. Но данный случай просто беспрецедентный» (www.rustrubprom.ru 7.07.2006).

В чем заключается беспрецедентность, в содержательности или бессодержательности реакции, г-н Забелин так и не пояснил.

Источники: www.kremlin.ru 4.07.2006, www.mnr.gov.ru 6.07.2006, www.gazeta.ru 6.07.2006, www.vsluh.ru 6.07.2006, www.polit.ru 6.07.2006, www.rustrubprom.ru 7.07.2006, www.day.az 7.07.2006.
к оглавлению

Казахстан
Казахстанских чиновников и прокуроров тоже беспокоят последствия деятельности нефтяников на Каспии

Прокуратура Атырауской области провела проверку выполнения нефтяными компаниями требований существующего казахского законодательства. Оказалось, что на всех 30 охваченных этим мероприятием иностранных, совместных и казахских компаниях имеются грубые нарушения требований законов Республики Казахстан «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О недрах и недропользовании», «О нефти».

Среди наиболее злостных и крупных нарушителей — компания «Тенгизшевронойл». В прошлом году она допустила 25 аварийных выбросов в атмосферу. Общий объем сожженного газа составил 445 тысяч кубометров. В 2006 году на Тенгизском месторождении уже зафиксирована 31 аварийная ситуация. В воздух было выброшено 232 тысяч кубометров сероводорода и других газов. Предприятию предъявлены штрафные санкции на 235 млн. тенге.

Компания также не выполняет обязательства по закачке в недра сточных вод. Вместо их переработки осуществляется незаконный сброс на поля испарения. Продолжается накопление серы, получаемой в процессе переработки добываемой нефти и газа. Сейчас ее запасы составляют 9 млн. т. Компания не выполняет обязательств по организации сбыта этой продукции.

Серьезные нарушения допускает другой нефтяной гигант, работающий на территории Казахстана — компания «Аджип». Она ведет освоение месторождения Кашаган. По условиям соглашения о разделе продукции при бурении и добыче углеводородов на шельфе Каспийского моря там должно соблюдаться требование нулевого сброса. Однако оно регулярно не выполняется. Последний пример нарушений — сжигание 600 т нефти и 270 тысяч кубометров газа при испытании разведочной скважины. И на этом месторождении проблема утилизации серы вызывает беспокойство.

Компания «Эмбамунайгаз» при бурении допустила разлив нефти на сотнях га земли. Многочисленные и разнообразные нарушения были выявлены и у других компаний «Арна-ойл», «Адай Петролеум компани», «Эмбаведьойл», «Тобералаойл», «Гюрал», «Матин», «НКБ».

Прокурор Атырауской области Рахимбек Мамырбаев подвел итог:

«Прокурорской проверкой выявлены грубейшие нарушения экологического законодательства. В первую очередь они стали возможными вследствие того, что игнорируется наше отечественное законодательство, особенно иностранными компаниями. Отечественные компании тоже в ряд с ними можно поставить. Мы на грани возбуждения ряда уголовных дел. Иначе порядок навести невозможно». (www.inform.kz 7.07.2006).

Эту тему на прошедшей 7 июля 2006 года коллегии развил министр охраны окружающей среды Нурлан Искаков. По его словам компания «Тенгизшевронойл» просто выплачивает назначаемые ей штрафы и продолжает действовать по-прежнему:

«Ежегодно мы смело идем на это предприятие, смело выявляем нарушения, и никаких мер не принимается абсолютно», пояснил министр. При этом он добавил что ежегодные проверки свидетельствуют о том, что «нарушения одни и те же, и они не исправляются».

«Они просто ограничиваются штрафами, а штрафы для них — это мелочь по сравнению с тем, что они наносят окружающей среде» — считает Н.Искаков» (www.trend.az 7.07.2006)

Но теперь казахский природоохранный министр решил стать смелее. Министерство охраны окружающей природной среды Республики Казахстан направило к Министерство энергетики и минеральных ресурсов официальное письмо с просьбой пересмотреть контракт на недропользование с СП «Тенгизшевронойл».

Какими будут результаты министерской смелости, в частности, будет ли в Республике Казахстан два смелых министра, один или ни одного, покажет время.

Но в любом случае, с радостью можно отметить, что смелые министры, а также возбужденные прокуроры, беспокоящиеся за экологию Каспийского региона, пока встречаются на территории не только России, но и Казахстана.

Источники: www.inform.kz 7.07.2006, www.trend.az 7.07.2006, www.khabar.kz 8.07.2006.
к оглавлению

США
Американским чиновникам беспокоиться некогда. Они убирают последствия разлива 10 тысяч т нефти в штате Луизиана

21 июня 2006 года на нефтеперерабатывающем заводе компании CITGO, расположенном в Лейк Чарльз (штат Луизиана), разлилось до 10 тысяч т нефти. Согласно разъяснению компании, причина утечки — переполнение дождевой водой в результате ливневых осадков резервуара, в котором хранилась нефть.

Часть разлившейся нефти была задержана обваловкой вокруг резервуара, часть попала в близлежащий залив и затем в озеро Мосс. Оттуда нефть распространилась на судоходный канал, по которому к заводу танкерами подвозится нефть и вывозятся вырабатываемые нефтепродукты.

Были начаты очистные работы, в ходе которых уже за две недели было собрано более 5000 т нефти. Береговая охрана на две недели была вынуждена ввести ограничения на движение по судоходному каналу, чтобы предотвратить распространение загрязнения. Оно совпало с выходными 4 июля, когда в США празднуется День независимости. Тысячи людей лишились возможности отдохнуть на воде.

Однако последствия аварии были гораздо шире. Из-за невозможности подвозки сырой нефти гигантский нефтеперерабатывающий завод компании CITGO а также расположенный поблизости аналогичный завод компании ConocoPhillips, суммарно способные перерабатывать до 35 млн. т сырой нефти в год, были вынуждены фактически прекратить работу.

Проблему нехватки сырья удалось решить за счет временного использования запасов расположенного поблизости «Стратегического нефтяного резерва». Однако из-за сильного загрязнения судоходного канала вырабатываемые нефтепродукты нельзя было вывозить.

Все это совпало с очередной паникой на нефтяных рынках, а также пиком автомобильных поездок в связи с Днем независимости и способствовало повышению цен на автомобильное топливо в США. Очистка загрязнения на судоходном канале и восстановление его нормальной работы стало возможным только через 2 недели после аварии.

Источники: Reuters 4.07.2006, AP 3.07.2006, 6.07.2006, Los Angeles Times 4.07.2006, www.csdecisions.com 5.07.2006, www.kplctv.com 4.07.2006, www.bemnews.com 5.0 7.2006.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия («ЛУКОЙЛ», «Роснефть»)
Российскую общественность беспокоят планы добычи нефти на Азовском море

Экологическая вахта по Северному Кавказу обращает внимание на очередные опасные планы нефтяников на побережье Азовского моря

ООО «Нефтяная компания «Приазовнефть» в октябре 2006 года намерена начать разведочное бурение на Темрюкско-Ахтарском нефтегазоносном участке общей площадью 5,4 тыс.кв.км. Он включает в себя юго-восточную часть Азовского моря, прилегающую к Темрюкскому и Славянскому районам Краснодарского края.

Бурение планируется проводить на восьми участках, расположенных на шельфе Азовского моря, и на шести береговых площадках. Большая часть скважин будет размещена в Темрюкском районе между поселками Пересыпь и Приазовский. Это один из наиболее ценных рекреационных участков побережья. Несколько скважин намечено заложить в низовьях реки Кубань. Здесь расположено водно-болотное угодье международного значения «Дельта Кубани», охраняемое Рамсарской конвенцией, а также федеральный заказник «Приазовский» в районе мыса Ачуевский.

«Экологическая вахта по Северному Кавказу» неоднократно отправляла официальные запросы руководству компании ОАО НК «Приазовнефть» с просьбой предоставить информацию о возможных экологических последствиях планируемой деятельности, но не получила содержательного ответа.

Азовское море является богатейшим рыбным водоемом, обладает высоким рекреационным потенциалом. На его берегах, в том числе в местах бурения и возможной добычи нефти, останавливается большее число перелетных птиц. В случае утечек нефти природным богатствам региона может быть нанесен значительный ущерб.

По 42,5% акцией ООО НК «Приазовнефть» принадлежит компаниям «ЛУКОЙЛ» «Роснефть», оставшиеся 15% — администрации Краснодарского края.

Источник: www.regnum.ru 3.07.2006.
к оглавлению

Россия («Самаранефтегаз», «Транснефть»)
Самарские нефтяники и правоохранители обсуждают проблему хищений нефти

В ОАО «Самаранефтегаз» прошло совещание, на котором представители МВД РФ, ГУВД Самарской области, руководители служб безопасности ОАО «Самаранефтегаз», ОАО «Приволжскнефтепровод», ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт», ОАО «МН «Дружба» обсудили проблему хищений нефти на территории Самарской области.

Ситуация в регионе оценивается как одна из самых сложных в стране. За шесть месяцев 2006 года сотрудниками ОАО «Самаранефтегаз» и милиции было выявлено 68 криминальных врезок в нефтепроводы. Две трети из них обнаружили сотрудники службы безопасности компании. Было задержано 54 автобойлера с похищенной нефтью, 10 машин сопровождения, а также 57 человек, занимавшихся хищением нефти. Изъято 782 т похищенной нефти общей стоимостью 4,3 млн. рублей. Возбуждено 53 уголовных дела.

Для выработки мер по борьбе с хищениями нефти в Самарском регионе на совещание прибыл старший уполномоченный по особо важным делам департамента угрозыска МВД РФ полковник Юрий Плотников.

Источник: www.oilru.com 4.07.2006.
к оглавлению

Россия («ТНК-ВР»)
В Оренбургской области тоже активно воруют нефть и совещаются по этому поводу

7 июля 2006 года первый вице-губернатор Оренбургской области Сергей Грачев провел совещание с замысловатым названием «О реализации мероприятий по предупреждению последствий хищений углеводородного сырья, влияющих на экологическую обстановку и промышленную безопасность Оренбургской области».

В нем приняли участие представители ОАО «ТНК-ВР», ООО «Оренбурггазпром», органов УВД, УФСБ, прокуратуры, представители ведомств, главы муниципальных образований.

По данным Госинспекции по охране окружающей среды, в 2005 году в Оренбургской области было зафиксировано 26 случаев загрязнения окружающей среды в результате разлива нефти и нефтепродуктов. Общая площадь загрязнения составила 14,7 тысяч кв.м. Из них из-за незаконных врезок было загрязнено более 3,0 тыс. кв.м.

В 2006 году выявлено 14 случаев разливов нефти и нефтепродуктов, общей площадью боле 20 тыс. кв. м. Из них в связи с незаконными врезками было загрязнено 3,1 тыс.кв.м.

Всего в период 2004-2005 гг. на территории Оренбургской области по официальным данным было зарегистрировано 138 незаконных врезок.

19 августа 2005 года в результате врезки в конденсатопровод «Оренбург-Салават-Уфа» компании «Оренбурггазпром» произошло загрязнение оз.Лысое, р.Б.Юштарь и р.Салмыш. В отдельных пробах ПДК по нефтепродуктам было превышено до 850 раз.

4 октября 2005 года в результате незаконной врезки в продуктопровод Курманаевка-Бодровка, принадлежавший ОАО «Оренбургнефть», было загрязнено 3000 кв.м сельхозземель.

6 июня 2006 года в результате разлива нефти из незаконной врезки районе с.Петровка в трубопровод Гаршино-Ростоши (Первомайский район) было загрязнено более 3000 кв.м. сельскохозяйственных земель.

Дальнейшая часть сообщения выглядит еще более интересно:

«При анализе криминальных эпизодов посягательств на имущество ОАО «ТНК-ВР» был отмечен удельный рост привлеченных к уголовной ответственности работников самой компании. Прокурор Оренбургской области Анатолий Чадов, выступая на совещании, предложил руководителям муниципальных образований вместе с руководством компании решать проблему трудоустройства высвобожденных работников, создавая новые рабочие места. - Обеспечивать сохранность и предупреждать несанкционированные врезки можно только при организации тщательного контроля и охраны трубопроводов в условиях взаимодействия государственных органов и хозяйствующих структур, сказал прокурор.

Было отмечено, что во избежание воровства необходимо учитывать человеческий фактор, не перекладывать всю защиту трубопроводов только на людей, а больше использовать технические средства защиты».

По итогам совещания, как и следовало ожидать, была создана очередная межведомственная рабочая группа. Ей будет руководить министр промышленной политики и инноваций Оренбургской области Ю.Калюжный.

Источник: www.oren.ru 7.07.2006.
к оглавлению

Россия
В Ингушетии при попытке хищения нефти загорелась скважина

Ночью 5 июля 2006 года в г.Карабулак загорелась нефтяная скважина, принадлежащая Карабулакскому нефтегазодобывающему комбинату. На месте пожара был обнаружен горящий автомобиль КАМАЗ. Из его цистерны в ходе пожара разлилась нефть, которую владелец грузовика пытался похитить со скважины.

Пожар потушен, остатки «КАМАЗа» доставлены в РОВД Карабулака. Ведется поиск владельца автомобиля.

Источник: www.oilru.com 5.07.2006.
к оглавлению

Россия-Украина
Трансграничные нелегальные нефтепроводы — это что-то новенькое

Прокладка народными умельцами самодельных трубопроводов иногда немалой длины, для хищения нефти давно превратилась в рутину российской жизни. Однако на российско-украинской границе самодельное трубопроводостроительство носит уже принципиально другой, международный характер.

Здесь идет активное сооружение самодельных трубопроводов для контрабанды нефти с территории России на Украину. Ликвидацией этих сооружений почему-то активно занимаются именно украинские пограничники, которые, казалось бы, должны радоваться диверсификации источников поставок нефтепродуктов в свое, не страдающее от избытка нефти и газа, отечество.

В зоне действия Луганского погранотряда было уничтожено два таких нефтепровода. Представитель Госпогранслужбы Украины сообщил, что около 200 м первого трубопровода проходило по украинскому берегу, а далее по дну р.Северский Донец на территорию России.

Второй трубопровод был обнаружен в свежевырытой траншее, в которую было уложено уже 500 м трубы. Место, где она пересекает государственную границу, пока не обнаружено, поскольку украинские пограничники продолжают раскопки. Чем в это время занимаются российские пограничники — неизвестно.

Рекордный резиновый нефтепродуктопровод, протянутый по дну реки Северский Донец, имел длину около 1000 метров.

Всего с начала 2006 года в Луганском погранотряде было обнаружено и ликвидировано 5 нелегальных трансграничных трубопроводов.

Источник: www.oilru.com 5.07.2006.
к оглавлению

Россия
В Эвенкии что-то часто стали тонуть баржи с нефтью

В Эвенкии, на реке Нижняя Тунгуска, завершены работы по перекачке нефти с аварийной баржи БРН-211. Она получила пробоину 29 июня 2006 года при прохождении Большого порога в 130 км от устья реки. В результате были повреждены все нефтяные танки по левому борту баржи, из-за чего в воду попало 2,5 т нефти. После откачки 200 т баржа всплыла, и утечка нефти прекратилась.

Это уже второй случай аварии с баржами, перевозящими нефть по рекам Эвенкии. 13 июня 2006 года при прохождении Большого порога на реке Подкаменная Тунгуска в Байкитском районе (322 км) получила пробоину и села на мель баржа НБ-9 принадлежащая ООО «Причал». На ее борту находилось 2600 т нефти. По официальным данным, несмотря на полученные повреждения и посадку баржи на мель, утечки нефти с нее не было.

На спасательную операцию был выслан караван из десятки барж и пяти буксиров «Енисейского речного пароходства», который через неделю достиг места аварии. По официальным данным утечек нефти в процессе перекачки ее с аварийной баржи также допущено не было.

Причиной аварии считают перегрузку. Кроме того, аварийная баржа не была сертифицирована для перевозки сырой нефти.

Источники: www.regions.ru 4.07.2006, www.regnum.ru 15.06.2006, 5.07.2006.
к оглавлению

Россия («Транснефть»)
В Ростовской области у компании «Транснефть» опять нефтяная лужа

В Зимовниковском районе Ростовской области в результате очередной утечки из магистрального нефтепровода «Самара-Тихорецк» по официальным данным вылилось 20 т нефти. Площадь разлива составила 2500 кв.м.

Источник: www.regnum.ru 30.06.2006.
к оглавлению

Россия («Газпром»)
А в Саратовской области «Газпрома» взорвался газопровод

В Татищевском районе Саратовской области произошла утечка газа из магистрального газопровода диаметром 700 мм ООО «Югтрансгаз», с последующим взрывом и пожаром, который продолжался около 1-1,5 часов. Согласно одним источникам, выгорело около 500 кв. метров травы. По другим — высота пламени достигала 50-60 м. Выгорело 40 тысяч кв.м, причем не только сухой травы, но и лесопосадок.

Одна из версий причины аварии — разрыв шва на трубе, который мог быть выполнен с дефектом.

Источник: www.oilru.com 5.07.2006, www.oilcapital.ru 6.07.2006.
к оглавлению

Россия («Газпром»)
«Газпрома» проблемы со Всемирным наследием не только на Алтае, но и в Санкт-Петербурге

Пока компания «Газпром» настойчиво пытается убедить местное население Горного Алтая, что прокладка магистрального газопровода в Китай через плато Укок — объект из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, именно то, что надо, протесты против грандиозных планов газового монополиста неожиданно раздались из другого конца нашей Родины.

Делегаты конференции Санкт-Петербургского Союза архитекторов обратились с открытым письмом к губернатору города Валентине Матвиенко. Их беспокоит объявление конкурса на строительство в устье реки Охта, против ансамбля Смольного монастыря, 300-метрового административно-делового комплекса ОАО «Газпром».

Строки письма пронизаны лирикой:

«Низкая небесная линия Петербурга делает особенно величественными его вертикали, почти всегда воспринимаемые на фоне неба. Сохранение неповторимого силуэта шпилей и куполов имеет огромное градостроительное и духовное значение», — подчеркивают архитекторы. «Строительство же башни более чем в два раза превышающей шпиль колокольни Петропавловского собора, в три с лишним раза купол Исакия и собора Смольного монастыря, видимой по существу ото всех основных мест исторического центра (даже с Васильевского острова!), с неизбежностью разрушит гармонию петербургских доминант, складывающуюся столетиями, нанесет непоправимый ущерб хрупкому силуэту города, сделав почти игрушечными все его вертикали».

Странные они, эти петербуржские архитекторы. Неужели им все еще непонятно, какие вертикали нынче в России — главные?

Далее авторы письма напоминают о подписанном губернатором В.Матвиенко в 2004 году высотном регламенте застройки, согласно которому высота зданий должны быть ограничена 42-48 м, законе 2005 года, который запрещает высотное строительство в центре Петербурга и визуально связанных с ним районах. Башню «Газпрома» собираются строить на месте археологического памятника — шведской крепости Ниеншанц. И вообще все эти планы надо было бы сначала обсудить на Градостроительном совете, Совете по сохранению культурного наследия и в Союзе архитекторов.

Самый сильный аргумент приберегается напоследок:

«Таким образом, принятое решение о проведении конкурса входит в глубокое противоречие с действующими правовыми нормами, ставит под сомнение сохранение Петербурга в списке всемирного наследия ЮНЕСКО».

Ну и что?

Источник: www.oilru.com 6.07.2006.
к оглавлению

Россия-Украина («Газпром»)
«Газпром» активно способствует переходу на альтернативные источники энергии. Будут пострадавшие

1 июля 2006 года цена на отпускаемый населению природный газ на Украине увеличена в среднем на 85%. Это автоматически приведет к повышению тарифов на поставки тепла. В результате наиболее бедные слои населения, прежде всего пенсионеры, будут просто не в состоянии оплачивать коммунальные услуги.

В этой ситуации в Львовской области начинается реализация программы по экономии энергоресурсов и переходу на использование местных источников топлива — соломы, дров, торфа. Программа предусматривает отказ от использования природного газа на социальных объектах — в первую очередь в школах и больницах. В 2006 года на местное топливо будет переведен 21 объект, в 2007 — 140. В 2008 году на местное топливо будет переведено уже 18 тысяч объектов.

Источники: www.oilru.com 3.07.2006, 5.07.2006,
к оглавлению

Россия-Молдавия («Газпром»)
В Молдавии «Газпром» тоже активно содействует переходу на дрова

В первом полугодии 2006 года российский газ для Молдавии поставлялся по цене 110 долларов за 1000 кубометров. Во втором полугодии цена будет повышена до 160 долларов за 1000 кубометров. Все это не окажет заметного влияния на экономику Молдавии, где промышленность потребляет лишь 6% энергоресурсов.

Сильнее всех пострадает население, особенно сельское. В последние годы в молдавских селах в дома активно проводили природный газ. Сейчас стоимость подключения обходится в 1100 долларов. На эту сумму можно отапливать дом дровами в течение 7 лет. Кроме того, теперь каждый год за потребляемый зимой природный газ придется платить уже по 350 долларов. Получается, что дровами топить и дешевле, и надежнее.

Источник: www.oilru.com 5.07.2006.
к оглавлению

Россия-Германия («Газпром», BASF, E.ON)
Российский природный газ — Германии. Много и по разным маршрутам

В швейцарском городе Цуг под руководством бывшего германского канцлера Герхарда Шредера прошло заседание комитета акционеров Северо-Европейского газопровода (North European Gas Pipeline Company — NEGPC). Меморандум о реализации этого проекта российский «Газпром» и германские BASF и E.ON подписали в сентябре 2005 года. Через три месяца в Швейцарии была зарегистрирована компания NEGPC, в которой «Газпрому» принадлежит 51%, а германским компаниям по 24,5%.

Это совместное предприятие будет строить 1200-килметровый участок газопровода по дну Балтийского моря, который позволит поставлять российский газ в Германию, минуя транзитные страны. Завершение строительства первой нитки ожидается в середине 2010 года. К 2012 году она должна быть выведена на проектную мощность — 30 млрд. кубометров газа в год. К 2013 должна заработать вторая нитка, и мощность трубопроводной системы достигнет 55 млрд. кубометров в год. Общая стоимость трубопровода составит 4-5 млрд. евро.

Однако прошедшее заседание показало, что у партнеров много разногласий. Первоначально ожидалось, что будет подписано генеральное соглашение между акционерами NEGPC, в котором будут определены основные принципы работы компании, включая основные технические решения, схему финансирования, распределения прибылей и рисков. Однако оно достигнуто не было. Не решены принципиальные вопросы, в том числе касающиеся предпочтения одного из двух вариантов — прокладки трубы с компрессорной станцией на одном из островов Балтийского моря или без. Они существенно различаются по стоимости, затратам в ходе эксплуатации и некоторым юридическим аспектам.

В итоге была только одобрена смета расходов на операционную деятельность компании в текущем году. Следующее заседание комитета акционеров намечено на декабрь 2006 года.

Источник: «Время новостей» 5.07.2006.
к оглавлению

Азербайджан
Нефтепровод «Баку-Джейхан» построен. Осталось решить, что по нему перекачивать

Нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» общей протяженностью 1750 км соединил нефтепромыслы Баку с расположенным в Средиземном море турецким портом Джейхан. Заполнение трубопровода нефтью началось в мае 2005 года. Первая нефть Каспия поступила в Джейхан в мае 2006 года. С тех пор через трубопровод Баку-Джейхан на мировой рынок было поставлено 249 тысяч т нефти.

Сейчас работа нефтепровода временно остановлена для проведения наладочных работ, после которых мощность системы увеличится с 10 до 15 млн. т в год. Потенциально она может быть доведена и до 50 млн. т в год. Однако для экспорта добываемой в настоящее время в Азербайджане нефти такой мощный трубопровод не нужен.

В первом полугодии 2006 года объем добычи азербайджанской нефти составил 4,45 млн. т. При этом перевозки нефти по железной дороге компанией Azertrans входящей в Azpetrol Holding в порт Батуми составили 3,2 млн. т. По трубопроводу Баку-Супса было перекачано 3,5 млн. т нефти, по трубопроводной системе Баку-Новороссийск — 2,3 млн. т.

Основным источником дополнительных объемов нефти, которые могут быть использованы для загрузки нефтепровода Баку-Джейхан, является Казахстан. Переговоры на эту тему между казахской национальной нефтегазовой компанией «Казмунайнефтегаз» и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР) велись с 2002 года. Представитель ГНКАР заявил, что транспортировка казахской нефти с месторождения Тенгиз начнется во 2 квартале 2007 года. Он также отметил, что мощность Баку-Джейхан может быть увеличена в зависимости от объемов дополнительных поставок с казахского месторождения Кашаган. В соответствии с графиком освоения этого месторождения они могут начаться в 2008-2009 гг.

На первом этапе Казахстан может поставлять к трубопроводную систему Баку-Джейхан до 7 млн. нефти в год, с дальнейшим увеличением до 20 млн. т. Однако для этого Казахстану потребуется строительство новых портов. В настоящее время работает танкерный маршрут Актау-Баку.

Для активного использования нефтепровода Баку-Джейхан с целью экспорта казахской нефти предполагается развитие порта Курык в Мангистауской области. К 2010-2015 год через него может отгружаться до 20 млн. т нефти в год. Кроме того, Казахстаном будет выполнять программа создания национального морского флота.

Источники: www.gazetasng.ru 16.05.2006, www.interfax.ru 30.06.2006, www.oilru.com 29.06.2006, 5.07.2006, 7.07.2006.
к оглавлению

Азербайджан
Азербайджанские морские спасатели получат новую базу

В советское время в Баку размешался центр службы морского спасения, с филиалами в Астрахани, Махачкале, Красноводске (сейчас Туркменбаши).

В настоящее время Каспийское бассейновое аварийно-специализированное управление (КБАСУ), которым руководит Балага Балаев, входит в состав МЧС Азербайджана. На его балансе имеется 10 аварийно-спасательных судов, включая «Светломор-2», специализированный на ликвидации аварийных разливов нефти. Это судно было построено в Сингапуре в 1987 году.

Разливы нефти на Каспии являются реальной угрозой, особенно учитывая рост танкерных перевозок и добычи нефти со дна моря. В период с 1981 по 2002 гг. на Каспийском море произошло 18 аварий и катастроф, которые могли привести или приводили к загрязнению моря нефтью и нефтепродуктами. Азербайджанские специалисты принимали участие по всех операциях по ликвидации их последствий.

В настоящее время МЧС Азербайджана ведет переговоры о приобретении двух новых судов. В ближайшие годы будет построена новая база КБАСУ, где кроме мест для швартовки будет предусмотрена вертолетная площадка.

Источник: http://izvestia.ru 28.06.2006.
к оглавлению

Грузия («Бритиш Петролеум»)
«Бритиш Петролеум» празднует 10 лет работы в Грузии и устраняет недоделки на нефтепроводе в Боржоми

Компания «Бритиш Петролеум» отмечает 10 лет своей работы в Грузии окончанием строительства двух трубопроводов. Это нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан», который скоро будет открыт официально, и газопровод «Баку-Тбилиси-Эрузурум», который будет завершен в сентябре 2006 года.

Начало работы «Бритиш Петролеум» в Грузии также было связано со строительством трубопровода «Баку-Супса» длиной 830 км. Он начал работать в 1999 году и с тех пор ежегодно приносит в экономику Грузии 10 млн. долларов.

Строительство новых трубопроводов компании «Бритиш Петролеум» обеспечивало в 2004 и 2005 года более 60% от общего объема иностранных инвестиций в Грузию. Кроме того, консорциум компаний, участвующих в этих трубопроводных проектах, обещал выделить до 2010 года более 40 млн. долларов в виде грантов. «Бритиш Петролеум» также выделила 14,5 млн. долларов для таких благотворительных проектов как реконструкция больницы в г.Кутаиси, поддержка Боржомского национального парка, развитие музеев, и т.д.

Значительные дополнительные средства направляются для повышения экологической безопасности участка нефтепровода «Баку-Джейхан», проложенного через Боржомское ущелье. Сейчас здесь строится база стоимостью 4 млн. долларов для охраны нефтепровода, которую будут осуществлять государственные силы безопасности Грузии. За 20 млн. долларов будет построена система улавливания и хранения нефти, которая должна обеспечить экологическую безопасность в случае каких-то экстремальных событий, которые могут привести к разливу нефти в Боржомском ущелье. До 2007 года, когда будет завершено ее строительство, компания будет принимать дополнительные меры по охране природы Боржоми.

Источник: www.messenger.ge 6.07.2006.
к оглавлению

Глобально («Бритиш Петролеум»)
Несмотря на проблемы, прибыли растут

Последствия ураганов 2005 года в Мексиканском заливе до сих вызывают снижение объемов добычи нефти компанией «Бритиш Петролеум». Уровень добычи за 2 квартал 2006 года на 5 млн. т в год ниже, чем в аналогичный период 2005 года. Крупнейшая в Мексиканском заливе добывающая платформа «Тандер Хорс» (Thunder Horse), принадлежащая «Бритиш Петролеум», все еще находится на ремонте и не может работать в полную мощность. Тем не менее, если не будет новых катастрофических ураганов, в ближайшие месяцы ремонтно-восстановительные работы будут полностью завершены, и компания к концу 2006 года может выйти на прежний уровень добычи порядка 200-205 млн. т нефти в год.

Высокая активность наблюдается в секторе нефтепереработки. Компания уже зарезервировала 500 млн. долларов для возможных убытков, связанных со взрывом на ее нефтеперерабатывающем заводе в г.Тексас Сити (Texas City) в США, который произошел в 2005 году. Тогда погибли 15 человек и были нанесены существенные повреждения оборудованию. Несмотря на активные восстановительные работы, завод до сих пор работает не на полную мощность.

Ожидаются также проблемы в связи с разливом в 2006 году более 800 т нефти на промысле Прудхо Бэй (Prudhoe Bay), расположенном на северном склоне Аляски. Там сейчас ведется следствие по уголовному делу.

Есть некоторые проблемы в сфере торговли. Власти США ведут судебный процесс против «Бритиш Петролеум», обвиняя ее в манипуляции на рынке пропана в 2004 году. Они считают, что эта фирма участвовала в скупке значительных количеств этого товара с целью создания дефицита и повышения цен. «Бритиш Петролеум» отвергает обвинения, хотя одного из ее бывших сотрудников суд уже признал виновным.

Тем не менее, в целом, благодаря чрезвычайно высоким мировым ценам на углеводороды, дела «Бритиш Петролеум» идут замечательно. Ожидается, что прибыль 2006 году достигнет 17,3 млрд. евро, что будет заметно выше чем прибыль 2005 года в 15,1 млрд. евро. Компания выплачивает хороши дивиденды своим акционерам и даже ведет выкуп своих акций. В 2006 году их было выкуплено на общую сумму 3,5 млрд. евро.

Источник: www.sbpost.ie 3.07.2006.
к оглавлению

Персидский залив
Огромные объемы перевозок нефти не обязательно связаны с катастрофическими разливами

Несмотря на то, что из Персидского залива осуществляется 45% мировой морской торговли нефтью, доля крупных разливов нефти за счет аварий на танкерах в этом регионе невелика. Из 20 крупнейших мировых разливов нефти на море вследствие танкерных перевозок лишь 2 приходятся на Ближний Восток.

В определенной степени безопасности перевозок через Персидский залив, Ормузский пролив у берегов Омана способствует небольшое количество навигационных опасностей. Вместе с тем, Персидский залив мелководен, что создает проблемы при движении огромных танкеров с большой осадкой. Вследствие ветровых нагонных явлений глубина вод залива также может сильно меняться.

По мнению представителей организации ITOPF (International Tanker Owners Pollution Federation) основные навигационные опасности этого региона связаны с очень активным морским движением, особенно в районе Фуджейры, а также у других портов и терминалов. С целью решения этой проблемы были разработаны и внедрены системы разделения трасс и управления движением.

В последние годы все большее внимание привлекает растущее число незаконных сбросов нефтяных загрязнений с судов, особенно осуществляющих нелегальные перевозки нефти из Ирака. По неофициальным данным объемы вызванного этой деятельностью нефтяного загрязнения могут достигать 26 тысяч т в год.

Большая часть утечек нефти с танкеров происходит во время загрузки-разгрузки, а также бункеровки топливом, когда они находятся в портах. Их ликвидация облегчается за счет изолированности гаваней и наличия в портах необходимого оборудования. До 80% утечек связаны с человеческим фактором и существуют значительные возможности для их снижения.

При разливе нефти в открытом море может применяться сжигание, дисперсанты, биологические методы разрушения нефти. Сжигание возможно далеко не при всех разливах. При этом образуется большое количество дыма. Часть нефти все равно остается. Применение дисперсантов должно проводиться быстро. Кроме того, оно недопустимо около коралловых рифов, в зонах активного рыболовства или рекреационного использования. Биологические препараты, ускоряющее разрушение нефти микроорганизмами, в основном используются при очистке берегов.

Ведется постоянное совершенствование оборудования для локализации и сбора разлитой нефти. Новые самонадувающиеся боновые заграждения позволяют развернуть 300-метровый бон за 6 минут вместо 15. В Персидский залив поставляют самые современные устройства для сбора нефти — скиммеры компании «Ламор».

Важнейшую роль играет налаживание взаимодействия и обмена информацией. Еще в 1972 года нефтяными компаний региона была создана организация RECSO (Regional Clean Sea Organization), в которую вошли Saudi Aramco, ADNOC, Kuwait Oil Company, Dubai Petroleum Co, Quatar Petroleum, Petroleum Development Oman, Iranian Offshore Co и другие. Ее задачей является охрана моря от возможных неблагоприятных экологических последствий деятельности ее членов. Цель — предотвращение разливов нефти, прекращение сброса нефти с танкеров, обеспечение безопасности плавания, а также ликвидация всех промышленных сбросов загрязнений в море.

Важным направлением деятельности является налаживание тесного взаимодействия в случае необходимости проведения аварийно-спасательных и очистных работ. В ближайшее время будет завершено создание единой системы управления чрезвычайными ситуациями в Персидском заливе (Gulf Incident Command)

Источник: www.itp.net 4.07.2006.
к оглавлению


В избранное