Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N12


Информационный Канал Subscribe.Ru

N12 

Нефтяное обозрение

16–21 декабря
2003 г.

Ееженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.

Составитель: Алексей Григорьев grig@forest.ru, редактор: Ксения Пахорукова ksenia@seu.ru.
Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil03/oil0351.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2003 г. размещены на http://info.forest.ru/oil03/


Темы недели

Другие сообщения


Темы недели

США.
Нефть, разлитая 14 лет назад на Аляске, продолжает убивать природу.

Авария танкера компании «Эксон» в заливе Принс Вильям Саунд на Аляске в 1989 году до сих пор остается крупнейшей экологической катастрофой около берегов США. Тогда в воду попало 40 тысяч т нефти, залившей 2000 км побережья. В первые же дни катастрофы жертвами загрязнения стали 250 тысяч морских птиц, 2800 морских выдр, 300 тюленей.

Компания «Эксон» (сейчас это «Эксон-Мобил») потратила 2,2 млрд. долларов на очистные работы. Очистку проводили до 1992 года, пока власти не пришли к выводу, что она выполнена полностью. Кроме того, компания выделила 1 млрд. долларов на реализацию экологических программ, а также научные исследования морских экосистем и процессов восстановления пострадавшей природы. Согласно решению суда, она была обязана выплатить 5 млрд. долларов за причиненный ущерб. До 2006 года к этой сумме может добавиться еще 100 млн. долларов, если будут обнаружены дополнительные, ранее не известные, негативные экологические последствия разлива. Компания «Эксон-Мобил» довольно успешно оспаривает основную сумму платежа. Она уже была снижена, и сейчас рассматривается возможность еще большего снижения штрафных санкций.

Однако, похоже, появилась новая информация, основываясь на которой власти могут потребовать выплаты 100 млн. долларов за долговременные негативные последствия. В журнале «Сайенс» (Science) были опубликованы результаты научного анализа, проведенного группой ученых, в основном работающих в различных государственных научных учреждениях США под руководством специалистов из университета Северной Каролины.

Исследователи были сами удивлены, обнаружив, что на ряде участков побережья до сих пор можно встретить остатки разлитой 14 лет назад нефти. В основном она погребена небольшим слоем отложений, что не препятствует ее поступлению в воду. Анализ токсичности этих остатков показал, что она может быть даже выше, чем у свежеразлитой нефти. Ее негативное влияние на икру лосося проявляется при концентрациях несколько микрограмм на литр (т.е. одна часть на миллиард). Ранее считалось, что такие концентрации не оказывают какого-либо негативного влияния. Видимо, это верно лишь для достаточно кратковременных воздействий. Кроме того, за счет биологического накопления пораженными оказываются виды, находящиеся на более высоких звеньях пищевой цепи - утки и морские выдры.

Эти данные серьезно меняют представления о роли загрязнения водных экосистем нефтепродуктами в малых концентрациях. Для полного восстановления экосистем Принс Вильям Саунд, пострадавших при аварии 1989 года, может понадобиться 30 лет.

Необходимо также более тщательно проанализировать ситуацию с систематическим нефтяным загрязнением, поступающим с ливневыми стоками с американских дорог и улиц. В результате многочисленных мелких утечек из автомашин на каждые 50 млн. жителей США ежегодно образуется количество нефтепродуктов, эквивалентное разливу Эксон Валдес. Это может быть причиной деградации морских экосистем около г. Сан-Франциско, Сиэтл, Бостон, и ряда других.

Компания «Эксон-Мобил» распространила пресс-релиз, в котором подвергла критике результаты исследования. Ее представитель сообщил, что остатки разлившейся в 1989 году нефти можно обнаружить на общей площади всего лишь около 10 га или иначе говоря, на 0,2% от общей длины побережья Принс Вильям Саунд в 5000 км. Она не была удалена, поскольку представители властей пришли в выводу, что эта процедура может нанести природе еще больший ущерб.

Многочисленные исследования, проведенные за счет выделенных компанией «Эксон-Мобил» средств учеными из широкого ряда ведущих университетов США показали, что в настоящее время природа Принс Вильям Саунд полностью восстановилась. Журнал «Сайенс» пользуется заслуженной репутацией одного из самых респектабельных научных изданий как в США, так и в мире. Представитель компании высказал сожаление, что в нем была опубликована статья, весьма тенденциозно рассматривающая проблему и не учитывающая все имеющие данные. Выводы этого исследования не подтверждены убедительными фактическими данными.

Однако редактор журнала «Сайенс», бывший президент престижного Стэнфордского университета, отверг эти обвинения. Статья прошла строгую экспертизу, как и все публикации в «Сайенс». В статье признается наличие серьезных противоречий между результатами, получаемыми в результате исследований, проводимых при финансовой поддержке властей и осуществляемых на средства компании «Эксон-Мобил». Журнал готов предоставить свои страницы для дискуссии на эту тему.

Публикация «Сайенс» вызвала большое внимание средств массовой информации США. Число связанных с ней статей только в крупнейших газетах приближается к 100.

Источники: Business Wire 17.12.2003, EurekAlert 18.12.2003, Los Angeles Times 19.12.2003, BBC 19.12.2003, Anchorage Daily News 19.12.2003.
к оглавлению

Норвегия - Россия.
Бурение на севере: и волки сыты, и овцы целы.

Правительству Норвегии, кажется, удалось принять решение, удовлетворившее и представителей нефтяной промышленности, и рыбаков, и природоохранные организации.

Несмотря на уверенность представителей компаний, что в недрах на дне моря у берегов Лофонтенских островов находится на 1 млрд. долларов нефти, бурение здесь запрещено, по крайней мере, до 2005 года. Вводится также запрет на разведку нефти и газа у берегов архипелага Шпицберген. Ширина запретной зоны здесь увеличивается с 4 до 12 морских миль.

Одновременно с этим отменяется действовавший последние 2 года мораторий на разведочное бурение в Баренцевом море. Норвежские компании получат возможность пробурить 3 скважины. Они полностью уверены в успехе.

Баренцево море является одним из самых незагрязненных нефтью морей Европы. В нем отмечены наиболее высокая в мире плотность поселения морских птиц, велики запасы рыбы. В Баренцевом море обитает множество разнообразных морских млекопитающих. До сих пор норвежским рыбакам удавалось сдерживать проникновение нефтяников в эти богатейшие воды. У берегов Норвегии пока работает только принадлежащий компании «Статойл» комплекс по добыче и производству сжиженного природного газа.

Норвежское правительство решило поддержать проникновение нефтяных компаний на север не только потому, что используемые в настоящее время месторождения в Северном море постепенно истощаются. Похоже, Баренцеву морю предстоит пережить горячку освоения нефтяных и газовых месторождений, которую инициируют российские компании.

Помимо добычи нефти и газа со дна Баренцева моря планируется создание мощного экспортного терминала на Кольском полуострове. Отсюда супер-танкеры будут вывозить российскую нефть и сжиженный газ не только на рынки Евросоюза, но и в США. В планах российских компаний, поддерживаемых американской администрацией - освоение до 10% американского рынка.

Норвежские компании имеют достаточно хорошую экологическую репутацию. Они должны получить опыт работы в северных водах Баренцева моря, чтобы иметь возможность предложить российским компаниям проверенные, безопасные в экологическом плане технологии.

Кроме того, продвижение норвежских компаний на север принесет экономическое оживление в малонаселенную северную провинцию Финмарк. Правда здесь возможны проблемы с местным саамским населением. Проживающие здесь саамы активно борются за свои права на местные земли и пресные воды, и в ряде случаев добились значительных успехов. Ряд экспертов предполагают, что они могут также потребовать свою долю средств, которые будут получены за счет добычи и транспортировки нефти и газа.

Источники: BBC 15.12.2003, WWF 15.12.2003, Reuters-Yahoo.com 19.12.2003
к оглавлению .

Эквадор.
Правительство ругается с индейцами. Страдают нефтяники.

Власти Эквадора надеются на второй нефтяной бум. Это поможет поправить находящиеся в плачевном состоянии государственные финансы и повысить жизненный уровень населения страны, 60% живет за чертой бедности. Построен новый нефтепровод стоимостью 1,4 млрд. долларов, который позволит удвоить экспортные поставки нефти из Амазонии. В ее недрах имеются значительные месторождения.

Однако их освоение сталкивается с сопротивлением индейского населения, которые составляют половину населения в принадлежащей Эквадору части Амазонии. У них уже имеется печальный опыт общения как с эквадорскими нефтяниками, так и американскими, из компании «Тексако». Результат - разлитые десятки тысяч т нефти, сотни загрязненных нефтью прудов-накопителей, продолжающих отравлять местные реки. Полученные за счет продажи нефти деньги осели в городах, а на долю местного населения осталось загрязнение и мигранты, захватывающие земли.

Индейцы Эквадора достаточно хорошо организованы и влиятельны. Некоторым из них удалось получить образование. В своей борьбе они активно используют Интернет. В последние годы им удается препятствовать развертыванию добычи нефти на юго-востоке страны. Американская компания «Барлингтон Рисорсиз» признает, что с 2000 года не может продвинуться вперед из-за сопротивления местного индейского населения. Аргентинская компания CGC, получившая права на геологоразведку еще 1996 году, в 2002 году, вложив десятки миллионов долларов, была вынуждена остановить работу из-за массовых захватов ее работников индейцами.

Правительству и компаниям удалось добиться поддержки у части индейцев. Однако в результате, теперь индейцы не только конфликтуют с властями и компаниями, но и враждуют друг с другом. 5 декабря 2003 года крупное столкновение произошло между индейцами племени сараяку (Sarayacu). 120 членов племени направилась по реке на очередной митинг протеста против нефтяных компаний.

Однако по дороге они были остановлены и высажены из лодок другой группой вооруженных индейцев, связанных с компанией CGC. Человек 15 захваченных были избиты, остальным удалось бежать, и они все-таки добрались до места проведения митинга. Его участники среди прочих заявлений потребовали от властей вмешаться и прекратить насилие со стороны связанных с нефтяниками группировок. На что власти, видимо трезво оценив свои возможности проведения эффективных миротворческих операций в труднодоступных джунглях, ответили, что это дело самих индейцев и предложили им разобраться друг с другом самостоятельно. Итог этих разборок, если учитывать явное преобладание противников нефтяных компаний, будет очевидным.

Правительство Эквадора намерено привлечь 6,4 млрд. долларов, чтобы удвоить добычу и экспорт нефти. Однако представители нефтяных компаний заявляют, что в сложившихся условиях они не будут спешить, и скорее всего инвестируют свои средства в более спокойные регионы, одним из которых может стать послевоенный Ирак.

Источники: Reuters 18.12.2003, OneWorld 15.12.2003, www.sarayacu.com 5.12.2003.
к оглавлению

Другие сообщения

США.
Рекордный год. По разливам нефти и штрафам.

Департамент юстиции подвел итоги 2003 года по объемам штрафов, наложенных за нарушения законов об охране окружающей природной среды. Была собрана рекордная сумма в 203 млн. долларов.

Значительный вклад в это достижение внесла трубопроводная компания «Колониал Пайплайн Компани» (Colonial Pipeline Company). Она нарушила требования Закона о чистой воде (Clean Water Act) семь раз. В результате в воду на территории пяти штатов США попало более 4 тысяч тон нефти и нефтепродуктов. Департамент юстиции оценил эти результаты в 34 млн. долларов штрафных санкций. Кроме того, компания должна будет выполнить многомиллионную комплексную программу ремонта и улучшения качества эксплуатации принадлежащих ей трубопроводов, общей длиной более 9000 км.

Источник: Department of Justice 16.12.2003.
к оглавлению

США.
Нефтяники и природоохранные чиновники совместно травят жителей.

Жители поселка Хазлтон (Hazlton) обратились к местному прокурору с письмом. Они просят рассмотреть возможность возбуждения уголовного дела не только против владельцев бензоколонок, деятельность которых привела к образованию разлива нефти под домами поселка, но и против чиновников природоохранного ведомства.

В начале 1990-х годов из расположенных вокруг поселка четырех бензозаправочных станций, принадлежавших «Шелл» (Shell), «Стандард Ойл» (Standard Oil) и «Амоко» (Amoco) произошла утечка более 2500 т бензина. Образовалась огромная подземная линза, загрязнившая грунтовые воды и почву под 600 домами и создавшая угрозу здоровью проживающих в них людей.

В 1992 году Департамент охраны природы штата Пенсильвания признал факт наличия проблемы. В 1996 года Агентство по охране окружающей среды США официально признало владельцев бензоколонок виновниками утечки. Однако все это не привело к каким-либо юридическим последствиям. Виновники разлива не были подвергнуты ни судебному преследованию, ни выплате штрафов или компенсаций.

Начались работы по очистке территории. Однако природоохранные власти позволили при этом сбрасывать огромное количество откачиваемых загрязненных бензином вод в канализацию поселка. Вместе с тем они прекрасно знали, что в результате пары бензина по канализационным трубам будут еще более интенсивно проникать в дома, где живут люди.

Жители поселка интересуются, почему власти, много лет зная об утечке бензина, не предупредили его жителей о возникшей опасности для их здоровья? Почему они не приняли мер для наказания виновников утечки? И почему, наконец, они разрешили проведение «очистных» работ, которое создало дополнительную угрозу здоровью населения?

Они также обратились к своим сенаторам с просьбой начать расследование Конгресса, которое сможет дать ответы на эти вопросы.

Источник: Citizens Voice 17.12.2003.
к оглавлению

США.
Компания «Алюеска» очень спешит повысить доходы за счет охраны природы.

Компания «Алюеска» (Alyeska Pipeline Service), эксплуатирующая нефтепровод, по которому идет перекачка нефти с северного побережья Аляски в порт Валдес на Тихом океане, настаивает на ускоренном утверждении властями плана изменения системы обслуживания трубопровода (Strategic Reconfiguration).

Основной идей является широкое внедрение автоматизированных систем и перевод персонала с перекачивающих станций на несколько более крупных обслуживающих центров. В ряде случаев большие участки трубопровода и некоторые перекачивающие станции останутся под полным контролем автоматики, без постоянного обслуживающего персонала.

Власти попросили у компании более подробных разъяснений, как эти изменения повлияют на безопасность эксплуатации 1300 км нефтепровода, трасса которого проложена в чрезвычайно сложных природных условиях. «Алуеска» пообещала подготовить анализ рисков работы трубопровода при новой системе обслуживания, а также возможного влияния утечек нефти в местные горные реки с быстрым течением. Для качественной подготовки этих документов потребуется не менее года. Однако компания настаивает на одобрении своих планов уже сейчас, поскольку ей надо закупать оборудование для реконструкции трубопровода.

Такая спешка не может быть поддержана, учитывая результаты последствий диверсии в октябре 2001 года. Тогда выстрелом из мощного ружья в трубе было пробито отверстие, и началась утечка нефти. Ее удалось остановить только через 36 часов после начала аварии. Более того, попытка управления перекачивающими станциями, направленная на снижение объема утечки в связи с недостаточной подготовленностью персонала и проработанностью этой операции, привела к дополнительному повреждению трубопровода в 200 км от места утечки.

В дополнение к этому специалист-ветеран компании «Алюеска» Рональд Миллер (Ronald Miller), работавший над проблемой борьбы в утечками с нефти на трассе нефтепровода, указал на 18 важных проблем, которые необходимо решить, чтобы обеспечить безопасность его работы. После того, как со стороны руководства компании не последовало сколь-нибудь конструктивной реакции на подготовленный Миллером внутренний документ объемом 170страниц, он был вынужден сделать его доступным для общественности и средств массовой информации. По мнению Миллера, концентрация персонала в небольшом количестве обслуживающих центров увеличит время его доставки в месту аварии.

Причиной спешки компании «Алюеска», похоже, являются условия определения тарифов на ее услуги. В них содержатся условия, позволяющие обеспечить весьма высокую прибыльность работ по реконструкции трубопровода, построенного еще в 1985 году. Кроме того, основные производители нефти на северном побережье Аляски - компании, владеющие 90% акций «Алюеска», благодаря капитальным вложениям на реконструкцию нефтепровода могут существенно снизить значительные налоги на прибыль, получаемую благодаря высоким ценам на нефть.

Общественные организации требуют, чтобы при одобрении правительством проекта реконструкции трубопровода компании «Алюеска», в первую очередь была обеспечена безопасность его работы, а не сокращение налоговых платежей компаний-владельцев «Эксон-Мобил», «Филипс-Коноко», «Бритиш Петролеум», «Юнокал» и «Вильямс».

Источник: Faibanks Daily News-Miner 20.12.2003.
к оглавлению

Россия.
У компании «Лукойл» есть программа экологической безопасности. А также утечки нефти.

В декабре в Сыктывкаре, Перми и Волгограде «Лукойл» проводит презентацию «Программы экологической безопасности организаций группы «Лукойл» на 2004-2008 годы». В презентации принимают участие органы государственной власти, общественные организации, а также средства массовой информации. Программа включает в себя около 400 мероприятий на общую сумму 34,5 млрд. рублей. В ее основные восемь блоков входят «Чистый воздух» и «Чистые воды», «Отходы» и «Рекультивация», «Предотвращение и ликвидация аварийных ситуаций» и многое другое.

Приоритетной целью программы является совершенствование управления отходами. В результате на предприятиях Компании в 2008 году не останется накопленных за предыдущие десятилетия отходов, а объемы вновь образующегося мусора существенно сократятся. Что будет на территориях, находящихся за заборами предприятий Компании, в программе не говорится.

Компания «Лукойл» с запасом обеспечена программами, стратегиями и концепциями. Кроме презентуемой, имеются также «Программа экологической безопасности организаций ОАО «Лукойл» на 2000-2003 годы», «Корпоративная программа работ ОАО «Коминефть» по экологической реабилитации загрязненных территорий и предотвращению аварийных разливов нефти на 2000-2005 годы», «Программа экологической безопасности для предприятий ОАО «Лукойл», осуществляющих деятельность в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции на 2001-2005 годы», «Стратегическая концепция ОАО «Лукойл» до 2005 года и оценка на 2010 год», «Политика ОАО «Нефтяная компания «Лукойл» в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды в XXI веке».

Компания «Лукойл» утверждает, что благодаря реализации этих программ был проведен ремонт более 3700 км трубопроводов, утилизовано 2,2 млн. т накопленных и вновь образовавшихся опасных отходов, рекультивировано 11,8 тысяч га нарушенных, и более 1,2 тыс.га земель, ранее загрязненных нефтью, ликвидировано 1382 шламовых амбара.

Участники презентаций узнают, что «в настоящее время уровень природоохранной деятельности ЛУКОЙЛа вышел на уровень, когда качественного улучшения окружающей среды возможно достичь только путем предотвращения загрязнения за счет применения малоотходных, ресурсосберегающих технологий, то есть реализуя стратегию экологически чистого производства. Именно этот принцип признан основным в природоохранной деятельности Компании». (Накануне. Информационно-публицистический альманах УрФО).

Эти планы подтверждает гендиректор «ЛУКОЙЛ-Коми» Владимир Муляк. По его словам мероприятия программы экологической безопасности «ЛУКОЙЛа» на 2000-2003 гг. выполнены на 99,9%.

Одним из наиболее значимых достижения стала работа по утилизации нефтешламов и ликвидации амбаров на месторождениях «ЛУКОЙЛ-Коми». В мае 2004 года «ЛУКОЙЛ-Коми» планирует ввести в строй новую установку по утилизации нефтешламов и впредь, не строя амбаров, будет использовать на промыслах несколько мобильных установок по утилизации таких отходов.

Эту информации расширил и дополнил замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Коми Николай Хорошкеев на заседании коллегии этого ведомства. Он сообщил, что контролирующие органы Республики Коми дали положительную оценку экологической работе «ЛУКОЙЛ-Коми» в 2003 году. Благодаря замене 131 километров ржавых трубопроводов, а также других мероприятиям удалось снизить количество прорывов трубопроводов с 120 за 10 месяцев 2002 года до всего лишь 70 за аналогичный период этого года.

Активизировалась работа по переработке нефтесодержащих отходов. За 10 месяцев 2003 года «ЛУКОЙЛ-Коми» переработало почти 52 тысячи кубометров таких отходов. Впереди большая работа - летом в Усинском районе была наконец проведена инвентаризация шламонакопителей, которая выявила, что здесь, оказывается, есть еще 210 тысяч тонн нефтешламов.

В настоящее время уровень утилизации нефтяного газа на предприятиях «ЛУКОЙЛ-Коми» составляет 85%. Ведутся работы по повышению его до 95%.

Вместе с тем, несмотря на явное снижение количества аварий с разливом нефти, в 2003 году в зоне деятельности «ЛУКОЙЛ-Коми» произошло 7 крупных аварий, ущерб от которых оценивается в 13,8 млн. рублей. Сколько конкретно нефти при этом утекло, представитель контролирующего органа Коми не сказал.

«Проанализировав деятельность «ЛУКОЙЛ-Коми», коллегия постановила, что компании необходимо обратить особое внимание на оперативное оповещение природоохранных органов республики обо всех фактах аварийных разливов нефти, предусмотреть в программе экологической безопасности на будущие годы строительство шламонакопителей на Западно-Тэбукском и Северо-Савиноборском месторождениях, произвести корректировку проекта "Полигон захоронения промстоков в триасовую залежь" на Усинском месторождении» (Regnum 17.12.2003).

Определенная неувязка намерений «ЛУКОЙЛ-Коми» с мая 2004 года вообще отказаться от строительства шламонакопителей, и настойчивое пожелание коллегии министерства в будущие годы все-таки построить их на Западно-Тэбукском и Северо-Савиноборском местрождении выглядит несколько странно.

Но можно надеяться, что на состоявшейся в тот же день, 17.12.2003 в столице Коми Сыктывкаре Презентации «Программы экологической безопасности организаций группы «ЛУКОЙЛ» в 2004-2008 годы» это недоразумение прояснилось. Равно как и проблема оперативного оповещения хотя бы природоохранных органов республики обо всех фактах аварийных разливов нефти.

Источники: Накануне 18.12.2003, Regnum 17.12.2003, 18.12.2003.
к оглавлению

Украина.
Ах Одесса, жемчужина у моря!.. Слегка залитого нефтью.

В Одессе арестован панамский танкер «Анаполис-1», команда которого допустила разлив 9 т нефти в акватории морского порта. Согласно экспертизе, проведенной специалистами госинспекции охраны Черного моря, нанесенный окружающей среде ущерб оценивается в 3,2 млн. долларов.

Решение о дальнейшей судьбе танкера будет принято после подтверждения владельцем судна готовности заплатить соответствующий штраф.

Источники: ictv 19.12.2003, Magnolia-TV 19.12.2003.
к оглавлению

Объединенные Арабские Эмираты.
Бал нефтяных баронов и раздача наград.

Министерство нефти и минеральных ресурсов Объединенных Арабских Эмиратов при участии ряда компаний провело награждение лауреатов конкурса «За успехи в энергетике» 2003 года. Его победители определялись путем электронного голосования читателей «Пайплайн мэгэзин» (Pipeline Magazine) - ведущего журнала по проблемам энергетического комплекса в регионе Персидского залива.

В номинации «Охрана здоровья с техника безопасности» награда присуждена компании RasGas. В номинации «Охрана окружающей природной среды» победителем стала компания «Шелл». Лучшей в области промышленных технологий признана американская компания «Халибуртон» (Halliburton). Победителем в «промышленном сервисе» признана французская «Текнип» (Technip). Лучшей в разделе «Информационные технологии» стала франко-американская «Шлюмбурже» (Sshlumberger). Проект года - газовый завод Харад (Haradh) был реализован компанией «Арамко» (Aramco) из Саудовской Аравии. Был присужден ряд наград и в других категориях.

Бал нефтяных баронов был организован и профинансирован компанией ADNOC (Abu Dhabi National Oil Company). Часть полученных средств была перечислена Обществу Красного Креста Объединенных Арабских Эмиратов.

Награды «За успехи в энергетике» были спонсированы компаниями «Интел», «Шлюмбурже» и «Хьюлет-Пакард». Это должно подчеркнуть значение, которое эти гиганты информационного бизнеса придают региону Персидского залива.

Источник: AME Info 18.12.2003.
к оглавлению

Азербайджан-Грузия-Турция.
Нефтепровод Баку-Джейхан продолжает получать господдержку.

Правительство Великобритании приняло решение о выделении 100 млн. фунтов стерлингов бюджетных средств по линии государственного Департамента гарантий по экспортным кредитам (Export Credits Guarantee Department). Это решение вызвало протест со стороны 15 общественных правозащитных и природоохранных организаций из 10 стран.

Правительство утверждает, что строительство трубопровода будет способствовать поддержанию стабильности в регионе. Оно уже выполнено на 40%, однако за последние два месяца в Азербайджане имели место массовые беспорядки в связи с выборами президента, в Грузии после фальсификации результатов выборов вообще произошла революция, а в Турции террористы взрывают бомбы.

Правительство настаивает, что строительство нефтепровода ласт странам региона опыт реализации проектов в соответствии с высокими международными требованиями. Однако в реальности при подготовке проекта 173 раза были нарушены требования нормативных документов Всемирного банка, которые являются фактически международным стандартом в этой области.

Правительство уверено, что благодаря строительству трубопровода будет создано большое количество временных рабочих мест. Рабочие места, возможно, и созданы, но только занятые на них рабочие в Грузии объявили забастовку. Они не хотят работать за менее чем 50 центов США в день.

После увлекательной публичной дискуссии на эту тему министр иностранных дел Великобритании заявил, что строительство трубопровода Баку-Джейхан консорциумом во главе в британской компанией «Бритиш Петролеум» все равно будет завершено. Поэтому правительство решило все-таки выделить кредит, чтобы иметь возможность наблюдать за тем, что там происходит.

Представители общественных организаций возразили, что для этого правительство может использовать другие, более дешевые методы, а не многомиллионные кредиты за счет средств налогоплательщиков. Эти деньги лучше использовать на проекты, направленные на снижение, а не увеличение в атмосфере количества парниковых газов, вызывающих глобальные изменения климата.

Источники: Kurdish Media 18.12.2003, Guardian 18.12.2003, Friends of the Earth 18.12.2003.
к оглавлению

Филиппины.
Чистый воздух отложен на пять лет.

Выполнение требования «Закона о чистом воздухе» (Clear Air Act) о снижении содержания серы в дизельном топливе с 0,2% до 0,05% переносится на 5 лет. Компании «Петрон» (Petron) и филиппинское отделение «Шелл» (Shell) начали продавать новое, более чистое дизельное топливо в столице страны Маниле. Однако владельцы электростанций, включая государственную «Нэшенэл Пауэр Корп» (National Power Corp) и хозяева небольших судов запросили у властей отсрочки. Их обеспечивают топливом другие компании, а не «Шелл» и «Петрон». Эти поставщики предупредили, что выполнение требования о снижении содержания серы в топливе приведет к росту его цены. На дизельное топливо приходится почти половина потребностей Филиппин в моторном топливе.

В 2003 году компании уже повышали цены на бензин, чтобы обеспечить выполнение требований правительства о снижении токсичности выхлопных газов. Повышение цен и на дизельное топливо может привести к социальному взрыву. Решение проблем экологии было отложено на пять лет.

Сильное загрязнение атмосферы в крупных азиатских городах, по оценкам экспертов, ежегодно уносит жизни 500 тысяч человек. Оно также заметно снижает трудоспособность огромного количества людей, вынужденных дышать загрязненным воздухом.

Источник: Inquirer News Service 19.12.2003.
к оглавлению

Индонезия-Сингапур-Япония.
Индонезия будет бороться с пиратами, чтобы Япония не пострадала.

На встрече с коллегами из Сингапура власти Индонезии объявили, что будут приняты меры по налаживанию более тесного сотрудничества в борьбе с пиратами.

Предложение начать как-то решать эту проблему в рамках блока АСЕАН было сделано в прошлом месяце Японией. Через Малаккский пролив проходит до 80% импортируемой эту страну нефти. В последние годы пиратство в этой зоне превратилось в серьезную проблему, наносящую значительную экономический ущерб морской торговле.

В 1998 году в индонезийских водах было отмечено 60 случаев пиратства. В 2002 году число нападений выросло до 103. Есть основания полагать, что число нападений в 2003 году будет таким же, если не выше. Особые опасения вызывает очевидный рост технической оснащенности и вооруженности пиратов, а также их готовности пускать оружие в ход. Если в 2002 году в результате пиратских атак погибло 6 человек, то в 2003 году жертв было 20.

Особенно опасны нападения на танкеры, при которых эти огромные суда, возможно, везущие сотни тысяч тонн нефти, могут на длительное время лишаться управления. Итогом может стать тяжелейшая экологическая катастрофа.

Экономические последствия разгула пиратства очевидны уже сейчас. Страховые компании резко повысили тарифы для судов, проходящих Малаккским проливом. В ряде случаев им приходится выбирать более длинные обходные пути. Если нападения пиратов в конце концов приведут к крупному разливу нефти, стоимость страховки, за которую приходится расплачиваться конечным потребителям нефтепродуктов, может еще более возрасти.

Пока непонятно, что конкретно руководство Индонезии и Сингапура собирается предпринять, помимо взаимных торжественных заявлений о сотрудничестве и намерении наладить совместное патрулирование. Но, по крайней мере, теперь серьезность проблемы пиратства в Малаккском проливе официально признана на самом высоком уровне.

Источники: Channelnewsasia 19.12.2003, Business Times 21.12.2003, Sunday Times 21.12.2003.
к оглавлению

Австралия.
Разыскивается судно, нагадившее у берегов Австралии.

Несколько судов попали под подозрение в связи с расследованием утечки нефти, приведшей к загрязнению пляжей у берегов Нового Южного Уэльса. Расследование должно показать, было ли это следствием аварии или преднамеренным сбросом загрязнений. Предполагается, что утечка была связана с судном, прошедшим вдоль берега примерно неделю назад. Отобраны образцы нефти, загрязнившей пляжи. Проводится их сравнение с образцами нефти, находившейся на подозреваемых судах.

Впрочем, по мнению властей, утечка была относительно небольших размеров, и она не вызывает особого беспокойства. Беспокоиться придется нарушителям, если они, конечно, будут выявлены. Согласно действующему законодательству им грозит штраф до 500 тысяч долларов с частного лица, и до 10 млн. долларов, если будет доказана вина компании.

Источник: ABC 16.12.2003.
к оглавлению



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное