Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N10


Информационный Канал Subscribe.Ru


10 

Нефтяное обозрение

1–7 декабря
2003 г.

Ееженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.

Составитель: Алексей Григорьев grig@forest.ru, редактор: Ксения Пахорукова ksenia@seu.ru.
Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil03/0349.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2003 г. размещены на http://info.forest.ru/oil03/


Темы недели:

Другие сообщения


Темы недели:

Великобритания
Запрет на танкеры с одинарным корпусом: Европа и США - за, Азия - против.

На прошедшем в Лондоне заседании комитета Международной морской организации ООН - ИМО (International Maritime Organization-IMO) было принято решение запретить с апреля 2005 года перевозки мазута и тяжелых сортов нефти на танкерах с одинарным корпусом. Кроме того, был перенесен с 2015 на 2010 г. срок введения запрета на использование таких судов для перевозки нефти и нефтепродуктов вообще.

Это решение является реакцией на крушение танкера «Престиж», произошедшее у берегов Испании. В настоящее время 48% из 2741 официально зарегистрированных в мире танкеров являются судами с одинарным корпусом.

Решение ИМО вызывало активное противодействие со стороны азиатских судовладельцев и Международной ассоциации независимых владельцев танкеров - «Интертанко» (Association of Independent Tanker Owners - Intertanko).

»Интертанко» призывает азиатских членов ИМО сопротивляться доминированию в делах этой организации стран Евросоюза и США, настаивающих на принятии строгих административных мер по обеспечению безопасности танкерных перевозок.

Евросоюз, расширив свои ряды за счет стран Восточной Европы, а также Мальты и Кипра, обладающих очень крупным флотом, сможет весьма эффективно добиваться принятия нужных ему решений в рамках ИМО. Следует учесть, что его потенциальным союзником являются США. Евросоюз продемонстрировал готовность к решительным односторонним действиям, когда запретил вход в свои порты и территориальные воды танкерам с одинарным корпусом, перевозящим тяжелую нефть и мазут, не дожидаясь одобрения ИМО.

По мнению «Интертанко», ассоциации судовладельцев Китая, Японии, Сингапура, Малайзии, Филиппин, Таиланда и Вьетнама в рамках Азиатского форума судовладельцев (Asian Shipowners Forum - ASF) должны активнее отстаивать свои интересы в рамках ИМО. Ведь на долю азиатских судовладельцев приходится 40% торгового флота мира.

При обсуждении решения о международном запрете на использование танкеров с одинарным корпусом, азиатские члены ИМО объединились и подали альтернативное совместное предложение от Японии, Филиппин, Южной Кореи и Сингапура. Оно относится к танкерам грузоподъемностью менее 5 тысяч т.

Азиатские страны считают, что распространение запрета ИМО на эти суда вызовет серьезные проблемы обеспечения перевозок мазута на местных рынках. Особенно сильно может пострадать Япония, в которой за последние годы было построено значительное количество современных малотоннажных танкеров с одинарным корпусом.

»Интертанко» предупреждает, что строгое выполнение этого требования ИМО не решит экологических проблем. Имеющиеся малые танкеры просто станут ходить по маршрутам, которые не контролируются, или на которые требования ИМО не распространяются (например, во внутренних водах). Все это не решит проблему, а переместит ее с одного места и другое и ослабит возможности для эффективного международного контроля.

Источники: Shipping Times 3.12.2003, 4.12.2003, UN News Centre 5.12.2003, Seattle Post Intelligencer 5.12.2003.
к оглавлению

США.
Фонтаны нефти: на воду, под воду, на грунт. Куда бы еще?

Неделя ознаменовалась поразительно высоким разнообразием утечек нефти в США. Самая громкая случилась в гавани Нью-Йорка. Во время заправки греческого сухогруза лопнул шланг, и в воду попало по одним источникам 15, а по другим - 150 т тяжелой топливной нефти (у журналистов даже самых престижных изданий вечные проблемы с арифметикой - прим. сост.). Около 20% разлитой нефти были выброшены на берег в нескольких километрах от места аварии, в районе Кони Айленд. Кроме находящегося здесь парка пострадал также закрытый квартал частных домов. Все могло быть гораздо хуже, но помог сильный ветер, вынесший большую часть разлитой нефти в открытое море.

По непонятным причинам начал протекать подводный трубопровод компании «Эксон-Мобил» в заливе Баратария у берегов штата Луизиана. Объем разлива оценивается в 40 т. Трубопровод отключили, установили почти 5 км боновых заграждений и начали очистные работы. К счастью, и здесь экологические последствия относительно невелики.

Самый зрелищный разлив произошел в Калифорнии. Фермер, обрабатывавший тяжелым плугом поле, задел трубопровод компании «Шеврон-Тесако». В результате из земли забил мощный фонтан нефти высотой более 40 м. До того, как его заткнули, он выбросил на поверхность почвы по первоначальным оценкам более 400 т нефти. Однако дальнейшее уточнение показало, что и тут не так все плохо - оценка объема разлива была уменьшена до 100 т. Ведутся очистные работы.

Источники: New York Times 4.12.2003, Newsday 4.12.2003, Times-Picayune 4.12.2003, Shipping Times 4.12.2003, Tri Valley Herald 5.12.2003.
к оглавлению

Китай.
Саудовские шейхи учат китайский. Китайцы думают об энергосбережении.

Бурный рост экономики Китая, повышение благосостояния граждан страны ведет к быстрому росту энергопотребления. В 2003 году в Китае было продано 2 млн. автомашин, которые надо заправлять. Рост китайского импорта нефти с начала года увеличился на 30%. Среди прочего это дало возможность странам ОПЕК без особых проблем поддерживать цены на нефть на уровне 30 долларов за баррель.

Китай обогнал Японию и стал вторым после США мировым импортером нефти. Китайское потребление нефти будет и дальше расти быстрыми темпами, в то время как ее добыча внутри страны, в лучшем случае, будет находиться на уже достигнутом уровне. Дефицит будет восполняться за счет роста импорта. Согласно имеющимся прогнозам, к 2030 году Китай будет импортировать более 1 млн. т нефти в день, что сопоставимо с современным импортом нефти в США. В ближайшие десятилетия на долю Китая придется треть глобального роста мировой потребления нефти.

Центр тяжести мировой нефтяной торговли смещается в сторону Китая. Помимо влияния на мировые цены, это привлекает растущее внимание со стороны нынешних основных покупателей нефти - США и Японии, считающих, что этот процесс затрагивает их национальную безопасность.

Тем временем, пока военные и политики анализируют, чем все это может кончиться, страны Персидского залива и транснациональные компании активно действуют. Саудовская Аравия обсуждает с американской компанией «Эксон-Мобил» возможность строительства огромного нефтеперерабатывающего комплекса в Китае. Саудовские нефтяники даже начали посещать курсы китайского языка.

Проблемы национальной безопасности в связи с резким ростом энергопотребления обсуждаются и в самом Китае. Наряду с важностью обеспечения постоянно увеличивающихся импортных поставок становится очевидной необходимость повышения энергоэффективности и соблюдения природоохранных мер.

В расчете на душу населения обеспеченность Китая собственными запасами нефти составляет одну десятую от среднего мирового значения, а газом - одну пятую.

В Китае много угля, однако его месторождения, в основном, расположены в удаленных экономически слабо развитых западных районах страны, в то время как основные потребители находятся на востоке. Кроме того, следует учитывать экологические последствия широкого использования каменного угля. Мало того, что в стране существует сильнейшее локальное загрязнение атмосферы, наносящее ущерб здоровью людей: Китай уже превратился во второй по объемам источник выбросов парникового углекислого газа и занимает первое место по выбросам окислов серы. Загрязнение воздуха, основной причиной которого является сжигание угля, наносит ущерб в размере 3-7% от валового национального продукта. Продолжение реализации угольного сценария развития китайской энергетики приведет к нарастанию международного давления и требований сократить выбросы.

Эти проблемы можно решить. Одним из стратегических направлений будет замена угля на природный газ. Кроме того, по оценкам экспертов, Китай обладает огромными возможностями в области повышения эффективности использования энергии. При реализации мер по энергосбережению и комплексному использованию энергии в 2020 году вместо ожидаемого роста общей потребности в энергии можно добиться ее снижения на 20-25%.

Основные сектора экономики, в которых можно добиться наиболее серьезных результатов - транспорт и строительство энергоэффективных зданий. К 2020 году на их долю будет приходиться 57-75% энергопотребления по сравнению с 35% в настоящее время.

В бурно растущем жилищном строительстве лишь 2,5-5% возводимых домов соответствуют требованиям эффективного энергопотребления. При этом некоторые меры очень просты и не требуют существенных затрат - например, двойное остекление балконов. Средний китайский автомобиль потребляет на 10-20% больше топлива, чем аналогичные зарубежные модели.

Источники: Xinhua 2.12.2003, Sydney Morning Herald 4.12.2003.
к оглавлению

Другие сообщения

Канада.
Киотский протокол мешает освоению битуминозных песчаников.

Компания «Империал ойл» (Imperial Oil) анализирует перспективы своих проектов по увеличению добычи нефти из битуминозных песчаников в провинции Альберта в районе Форт МакМюррей. Затраты на них могут достигнуть 4-6 миллиардов долларов США.

Чтобы снизить риски и повысить эффективность, «Империал ойл» планирует тесную кооперацию с «Эксон-Мобил», которая владеет 69,6% акций «Империал». В ближайшие два года будет проведена детальная разведка имеющихся запасов, включая бурение 200 скважин. С самого начала в проектах предусматривается дальнейшая переработка добываемой нефти. Рассматриваются вариант поставки ее на нефтеперерабатывающий завод компании «Империал ойл» в канадском г. Эдмонтон или даже на принадлежащее «Эксон-Мобил» предприятие в американском штате Иллинойс.

Одна из серьезных проблем - ограничения, вводимые в связи с выполнением Канадой обязательств в рамках Киотского протокола по уменьшению выбросов парниковых газов. Чтобы выполнить их к 2010 году, Канаде необходимо сократить выбросы углекислого газа на 240 млн. т. В плане, разработанном правительством страны, указано, за счет чего можно убрать180 млн. т. Остается непонятным, что делать с остающимися 60 млн. т.

Нефтяная промышленность опасается, что это может повлиять на экономическую эффективность весьма энергоемких проектов по добыче нефти из битуминозных песчаников. Канадские нефтяники надеялись, что новый премьер-министр Мартин будет активнее поддерживать отечественную нефтяную промышленность, а не выполнение природоохранного Киотского протокола. Кроме того, соседние США уже отказались от участия в этой работе, а Россия, скорее всего, также официально объявит о своем отказе, что сделает Киотский протокол недееспособным.

Однако на встрече Мартина и завершающего свою работу действующего премьер-министра Кретьена было заявлено, что Канада будет выполнять обязательства, принятые в рамках Киотского протокола, независимо от его ратификации Россией. Причина такого решения - не только забота о решении глобальных экологических проблем, ответственность за официально принятые обязательства или солидарность с другими участниками Киотского протокола из Евросоюза и Японии.

Новое правительство страны при всем своем либерализме и готовности идти на встречу бизнесу считает, что Канада не должна становиться экологически грязным сырьевым придатком. Страна должна принимать меры к созданию наиболее современной модели экономики, не нуждающейся в огромных количествах энергии.

Источники: London Free Press 3.12.2003, Reuter's 3.12.2003.
к оглавлению

Канада.
Протесты против сейсморазведки у берегов Новой Шотландии.

Группа рыбаков, ученых, туристических операторов, природоохранных активистов, коренного населения приняла участие в митинге протеста против проведения сейсмической разведки у берегов канадской провинции Новая Шотландия в заливе святого Лаврентия. Они считают, что эти работы могут нанести серьезный ущерб запасам рыбы, крабов и лобстеров, а также китам.

Мощнейшие звуковые удары сейсмических пушек отпугнут рыбу и крабов, могут причинить тяжелые повреждения китам. Протестующие указывают, что власти соседнего Квебека перенесли выдачу разрешения на проведение сейсмической разведки компанией «Хайдро Квебек» (Hydro Quebec) до получения результатов детальной экологической экспертизы.

Власти Новой Шотландии считают, что задержки работ компании «Корридор Рисорсиз» (Corridor Resources) нет оснований. За судном, ведущим сейсмическую разведку, будет следовать научное судно, которое будет тут же изучать последствия. Если поблизости обнаружатся киты, то работы будут приостановлены. Что касается крабов - то 2000 клеток с ними будут специально установлены в районе работ, что даст обширный материал для научного анализа проблемы.

Источники: Halifax Herald 4.11.2003. Toronto Star 3.12.2003.
к оглавлению

США.
Общественность собирается судиться с нефтеперегонным заводом «Эксон».

Несколько местных общественных организаций собираются подавать с суд на находящийся в Чалмете (штат Луизиана) нефтеперерабатывающий завод компании Эксон-Мобил.

В июле 2003 года неполадки в работе оборудования отмечались на протяжении 18 дней, что привело к выбросу в атмосферу 200 т двуокиси серы и других вредных веществ. Завод расположен в густо населенном районе. В радиусе 1,5 км от него находится 20 школ и 2 госпиталя.

Представитель предприятия заявил, что оно соблюдает все действующие требования федерального уровня и штата Луизиана. Планируется установить дополнительное оборудование стоимостью 100 млн. долларов, которое позволит выпускать автомобильное топливо с низким содержанием серы, снизить выбросы этого элемента в атмосферу. Кроме того, планируется построить новые очистные сооружения для сточных вод.

Общественники заявляют, что если эти планы действительно будут выполнены, и аварийные выбросы прекратятся - они готовы отказаться от судебного процесса. До сих пор в США прошло небольшое количество судебных процессов «граждане против нефтеперерабатывающих предприятий». Развитие ситуации в Чалмете даст интересный и полезный опыт.

В условиях, когда власти все менее активно требуют от компаний соблюдения «Закона о чистом воздухе» (Clear Air Act), общественности самой придется бороться за свои права. В рамках этого закона предусмотрено, что граждане США имеют право подавать судебные иски против компаний, не дожидаясь реакции официальных властей.

Источник: Times Picayne 4.12.2003.
к оглавлению

США.
«Эксон» судится с властями.

Прошло почти десять лет после принятия судебного решения, наложившего на компанию «Эксон» 5,3 млрд. долларов штрафных санкций за разлив нефти Эксон Валдес.

Компания до сих пор настаивает, что эта сумма чрезмерна, и не должна превышать 25 млн. долларов. Дело продолжают рассматривать в Верховном суде. Год назад сумма штрафа уже была снижена до 4 млрд. долларов.

Основанием для нового ее уменьшения может быть прецедент в штате Юта. Страховая компания была оштрафована на сумму 145 млн. долларов в случае, когда реальный ущерб не превышал 1 млн. долларов. Верховный суд решил, что штрафные санкции не должны быть чрезмерными или зависимыми от способности компании выплатить огромные суммы. Было признано, что размеры штрафа могут колебаться в пределах от одного до девяти значений размера нанесенного ущерба.

Компания «Эксон» указывает, что разлив в заливе Валдес был единичным, не намеренным случаем. Жизни людей не пострадали. Следует учитывать, что компания уже потратила 3,2 млрд. долларов на проведение очистных и восстановительных работ, выплаты по искам со стороны пострадавших. Поэтому должно быть использовано нижнее значение обозначенных Верховным судом пределов, а сумма штрафа не может превышать 25 млн. долларов.

Адвокат со стороны пострадавших напоминает, что последствия разлива испытали на себе 32 тысячи человек, проживающих на побережье. Компания знала, что капитан судна имел проблемы с алкоголем, но не приняла никаких мер. Нанесенный ущерб составляет не 25 млн., а 500 млн. долларов. При использовании верхнего предела установленных Верховным судов повышающих штрафных коэффициентов, получается 4,5 млрд. долларов.

Судебные власти примут новое решение по делу о штрафных санкциях в связи с разливом Эксон Валдес в январе 2004 года.

Источник: Fairbanks Daily News-Miner 4.12.2003, Anchoradge Daily News 4.12.2003.
к оглавлению

Россия - Латвия - Испания.
В Испании боевая тревога. Из Латвии опять плывет российский мазут.

Пока международные структуры обсуждают, запрещать ли перевозку мазута танкерами с одинарным корпусом, в Латвии продолжается загрузка очередного аналога «Престижа». На этот раз 50 тысяч т российского мазута повезет 24-летний российский танкер «Герой Севастополя». Он отправляется через Гибралтар и Суэцкий канал в Сингапур, планируя повторить путь утонувшего в ноябре 2002 году у берегов Испании танкера «Престиж». Заказчиком рейса является американская компания «Вестпорт Петролеум» (Westport Petroleum), принадлежащая одной из крупнейших японских компаний «Мицуи»(Mitsui)

Испанские власти заявили, что при приближении «Героя Севастополя» они вышлют военные суда, чтобы выдворить его из 200-мильной эксклюзивной экономической зоны страны. За время, прошедшее после катастрофы «Престижа», Испания уже проводила такого рода операции, что уже вело к международным скандалам, в частности, с Норвегией. Однако Испания настаивает на своем праве защищаться от возможного повторения катастрофических разливов нефти всеми возможными методами.

Последовала реакция и со стороны Евросоюза. Выход судна был задержан, и оно было проинспектировано группой в составе представителей Латвии, Испании, Франции, Великобритании и Дании. По данным компании «Ллойд», в 2001 году «Герой Севастополя» участвовал в столкновении, в результате чего его корпус был серьезно поврежден. Ремонт длился один месяц. Однако в 2003 году судно прошло инспекцию в голландском порту Роттердам, и было признано годным к плаванию.

Представитель латвийских властей сообщил, что как только Латвия станет полноправным членом Евросоюза в мае 2004 года, она немедленно выполнит его решение о запрете на вход в порты танкеров с одинарным корпусом и грузом мазута или тяжелой нефти на борту. На это представители Евросоюза настойчиво порекомендовали Латвии присоединиться к выполнению этого решения немедленно.

Источники: Reuter's 1.12.2003, Reuters-ENN 4.12.2003, EU-Business 4.12.2003, Reuters-Forbes 5.12.2003, MSNBC 6.12.2003.
к оглавлению

Перу.
Вооруженные индейцы готовы противостоять нефтяным компаниям.

Племя индейцев ачуар (Achuar), насчитывающее 6000 человек, готово с оружием в руках препятствовать планам американских компаний «Барлингтон Рисосиз» (Burlington Resouces) и «Оксидентал Петролеум» (Occidental Petroleum) вести разведку нефти на границе Перу и Эквадора. Эти компании в 1999 году заключили с правительством страны контракт на проведение поисков нефти на общей площади 800 тысяч га в регионе Лорето.

Компании обещают местным жителям выделить средства на образование и медицинское обслуживание. Однако индейцы резко настроены против появления на своих землях нефтяников, основываясь на уже имеющемся у них печальном опыте. В 1970-е - 1980-е годы в этом регионе работали государственная «Петроперу» (Petroperu) и «Оксидетал Петролеум». Американцы утверждают, что потратили 7 млн. долларов на очистку территорий от токсичных отходов и брошенного ржавого оборудования. Индейцы все еще ждут дополнительных 20 млн. долларов, обещанных правительством Перу, которые необходимы для завершения очистных работ.

Источник: Reuters-Forbes 4.12.2003.
к оглавлению

Нигерия.
Попутный газ будут не сжигать, а экспортировать.

По мнению компании «Шелл», в ближайшие годы Нигерия выйдет в число крупнейших производителей и экспортеров природного газа. К 2005 году компания планирует завершить огромный (21 млрд. долларов США) проект по организации производств и экспорта природного газа в объеме до 17 млн. т в год. К 2006 году поставки могут вырасти до 20 млн. т.

В настоящее время «Шелл» и ее партнеры по проекту уже вложили 8,5 млрд. долларов. Важным обстоятельством является то, что 70% получаемой продукции будет получаться за счет использования попутного газа, который ранее бесполезно и с большим ущербом для окружающей среды сжигался в факелах.

Этот проект является важной частью работа компании «Шелл» по реализации принципов устойчивого развития. В Нигерии компания «Шелл» пять лет назад начала работу по сертификацию своих работ на соответствие экологическим требованиям стандартов ИСО-14001.

Компания «Шелл» является крупнейшим производителем нефти в Нигерии. На ее долю приходится около половины из 300 тысяч т ежедневной добычи в этой стране.

Источник: Nation 3.12.2003.
к оглавлению

Азербайджан - Грузия - Турция.
Нефтепровод Баку-Джейхан получил финансовую поддержку.

Государственное телеграфное агентство республики Азербайджан опубликовало американо-турецкое совместное заявление, подтверждающее сотрудничество в энергетической сфере.

Строительство нефтепровода Баку-Джейхан получило поддержку со стороны ряда международных и американских государственных финансовых структур. Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation - IFC), входящая в состав Всемирного банка, а также Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development - EBRD) выделяют более 300 млн. долларов. Американская корпорация по частным инвестициям (Overseas Private Investment Corporation - OPIC) дает гарантии на страховку от политических рисков в размере 125 млн. долларов. Американский экспортно-импортный банк (US Export-Import Bank) выделяет 160 млн. долларов для финансирования экспорта американского оборудования.

Параллельно трассе нефтепровода, построенного уже на 40%, прокладывается газопровод из Азербайджана в Турцию. Это позволит начать поставки газа из каспийского региона не только в Турцию, но, в дальнейшем, и в Европу (Италия, Болгария, Румыния).

Строительство нефтепровода идет в соответствие с графиком, и по плану должно быть окончено в 2005 г. Некоторое отставание имеется в Грузии, где ситуация осложняется политической нестабильностью. Однако новый грузинский лидер г-н Саакашвили заявил, что строительство нефтепровода является жизненно важным для грузинской экономики, и будет полностью поддерживаться новыми властями.

Вместе с тем, природоохранные и курдские правозащитные организации усиливают давление на частные банки. Британский «Барклиз» (Barclays) заявил, что не будет выделять средств для строительства трубопровода Баку-Джейхан, поскольку это противоречит подписанным банком «Экваториальным принципам» (Equator Principles), касающимся экологических и социальных последствий инвестиций. Другие британские банки, также подписавшие этот документ - HSBC, Royal Bank of Scotland и Standard Chartered, пока официально не обозначили свою позицию. В любом случае, перед принятием решения возможные социальные и экологические последствия реализации этого проекта будут тщательно проанализированы. Вместе с тем британские банки отмечают, что Всемирный банк, нормативные документы которого являются неформальным стандартом в этой сфере, выделил финансирование, тем самым признав проект приемлемым.

Источники: Kurdish Media 1.12.2003, Eurasianet 1.12.2003. Azertag 6.12.2003.
к оглавлению

Сингапур - Индонезия - Малайзия.
Для подавления пиратов требуются силы ООН.

Рост числа пиратских нападений в Малаккском и Сингапурском проливах создает серьезные проблемы. Эти воды считаются самыми опасными в мире. Действия пиратов наносят непосредственный ущерб, включая потери человеческих жизней, а также создают опасность серьезной экологической катастрофы. Через пролив осуществляется половина мировых морских перевозок нефти. Каждый день по этим маршрутам проходит до 10 очень крупных танкеров, аварии на которых, вполне возможные в случае нападения, будут иметь очень тяжелые последствия.

Одна из основных проблем, препятствующих эффективной борьбе с пиратством - отсутствие эффективного международного взаимодействия. Индонезия, в которой существуют сепаратистские движения и не урегулированы морские границы с соседями, выступает против любого иностранного военного присутствия в этих водах. В то же время у нее не хватает собственных сил и средств, чтобы самостоятельно навести порядок и подавить пиратство.

В связи с этим целесообразно будет попытаться организовать постоянное патрулирование проливов силами ООН. Его финансирование могут обеспечить как прибрежные государства, так и судовладельцы, и страховые компании.

Источник: Shipping Times 2.12.2003.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное