Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение №8


Информационный Канал Subscribe.Ru


Нефтяное обозрение

8
17-23 ноября 2003 г.

Ееженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.

Составитель: Алексей Григорьев grig@forest.ru, редактор: Ксения Пахорукова ksenia@seu.ru.
Адрес интернет-версии выпуска: http://info.forest.ru/oil03/oil0347.htm
Остальные выпуски "Нефтяного обозрения" за 2003 г. размещены на http://info.forest.ru/oil03/


Темы недели

Другие сообщения


Темы недели

Саудовская Аравия.
От Ирака требуют компенсации в размере 4,6 млрд долларов за разлив нефти 1991 года.

Во время первой войны в Персидском заливе в 1991 году иракские войска взорвали 3 крупных хранилища нефти, а также ряд промыслов. В результате в воды Персидского залива попало 1,5 млн т нефти. Значительная ее часть была выброшена на 700 км восточного побережья Саудовской Аравии.

За неделю до начала второго американского вторжения в Ирак, группа ученых завершила обследование результатов экологической катастрофы десятилетней давности. Оказалось, что во многих случаях пласты разлившейся нефти можно обнаружить как на поверхности побережий, так и на глубине в несколько десятков сантиметров.

На сильно загрязненных участках живет небольшое количество живых организмов. Зато бурно разрослись токсические водоросли. Ранее в Персидском заливе у берегов Саудовской Аравии концентрировалось большое количество перелетных птиц. Сейчас они куда-то исчезли.

Власти страны собираются обратиться в ООН с требованием выделить 4,6 млрд долларов США, полученных за счет продажи иракской нефти, для проведения очистных работ. Однако предлагаемая технология - выжигание загрязнений нанесет дополнительный большой ущерб природе и слишком дорого стоит. Можно ожидать, что если ООН согласиться выделить средства, то будет рекомендовано использовать более дешевые и менее жесткие методы очистки и восстановления экосистем.

Источник: Times-Picayune 21.11.2003.
к оглавлению

США.
Инвесторы требуют уделять большее внимания глобальным изменениям климата.

Организованной неправительственной организацией CERES рабочая группа из представителей 8 казначейств штатов, включая такие как Калифорния и Нью-Йорк, а также 2 руководителей крупнейших пенсионных фондов заявила, что глобальные изменения климата могут стать в долговременной перспективе крупнейшим финансовым риском.

Инвестиционные и пенсионные фонды, руководители финансового сектора страны, корпорации должны уделять гораздо большее внимание возможным последствиям глобальных изменений климата. Кроме того, в этой сфере необходима гораздо большая информационная открытость.

В подписанном плане действий, состоящем из 10 позиций участники рабочей группы требуют от Федеральной комиссии по ценным бумагам, руководителей корпораций и финансовых структур предоставить им информацию, финансовых рисках, к которым могут привести глобальные изменения климата. В настоящее время такие сведения отсутствуют, что создает для инвесторов риск огромных финансовых потерь.

Федеральная комиссия по ценным бумагам должна принять решение, что акционеры имеют право голосовать по резолюциям, требующихся компании информировать их о потенциальных рисках, связанных с глобальными изменениями климата. Компании должны быть лишены права отклонять такого рода резолюции, как не относящиеся к делу.

Руководители компаний должны готовить информацию о возможном влиянии на их деятельность глобальных изменений климата, а также о возможных необходимых дополнительных действиях, связанных с этим явлением. Особенно это относится к компаниям, работа которых ведет к выбросу значительных количеств парниковых газов. В их число входят нефтяные и газовые корпорации.

Управляющие фондами при принятии решений должны учитывать возможные финансовые последствия глобальных изменений климата. Власти США должны разработать стратегию действий с учетом возможного влияния глобальных изменений климата на долговременные инвестиции.

Предложено также создать "Сеть инвесторов по климатическим рискам" (Investor Network on Climate Risk), секретариатом которой просят стать CERES.

Эти предложения были представлены на прошедшей в 21 ноября 2003 году в ООН "Встрече институциональных инвесторов по проблеме климатических рисков", организованной CERES. В ней приняли участие ответственные руководители ведущих финансовых структур США - Bank of America, Bank of New York, Goldman Sachs, Lazard Asset Management, Lehman Brothers, Marsh and McLennan, Morgan Stenley, а также ведущие мировые рейтинговые агентства Moody's и Standard and Poor's

Источники: PRNewswire 21.11.2003. Investor Network on Climate Risk 21.11.2003.
к оглавлению

Турция.
Самые современные системы не спасают от аварий в проливе Босфор.

В проливах Босфор и Дарданеллы введена в строй новая система контроля движения судов. Если ранее радары и видеокамеры контролировали только наиболее опасные участки, то теперь можно проследить передвижение любых судов водоизмещением более 20 т на всех 320 км от входа в Босфор до выхода в Эгейское море.

Пролив Босфор входит в число наиболее напряженных по интенсивности движения морских путей в мире. Каждый день через него проходит в 3 раза больше судов, чем через Суэцкий канал. В дополнение к ежегодным 45000 транзитных судов каждый день в Босфоре находится 2000 судов, совершающих местные рейсы.

В наиболее узком месте ширина пролива составляет всего лишь 700 м. Для него характерны мощные течения, скорость которых может достигать 13 км в час. Однако самой серьезной проблемой является то, что значительная часть берегов пролива - этого огромный густонаселенный Стамбул.

В настоящее время интенсивность движения через Босфор достигла предела. На фоне относительно постоянного количества проходящих через него судов серьезное беспокойство вызывает резкое увеличение числа танкеров. Если в 1995 году их прошло 2871, то в 2001 - уже 6516.

Проведенное Всемирной морской организацией исследование показало, что пропускная способность пролива равна 300 тысяч т нефти в день. Сейчас уже достигнут уровень 280 тысяч т в день.

Строительство нефтепровода с казахского месторождения Тенгиз в российский порт Новороссийск добавило 25 млн т экспортируемой через Босфор нефти. Существуют планы повышения его мощности до 60 млн т. Однако пролив неспособен справиться с перевозкой такого количества нефти. Необходимо строительство трубопровода, который позволит перекачивать нефть с Черного в Эгейское море минуя Босфор.

Риск аварии танкера в Босфоре является отнюдь не теоретическим сценарием. В 1994 году здесь уже произошла авария танкера "Нассия" (Nassia). Свежим напоминанием является авария грузинского сухогруза "Святой Пантелеймон", который 10 ноября 2003 года во время шторма сел на мель, а 12 ноября раскололся на две части и затонул. К счастью, это был сухогруз, который шел без груза. Загрязнение пока ограничилось несколькими тоннами топлива. Всего на борту судна находилось 480 т топлива.

Турецкие власти долго убеждали нефтяные компании, работающие на месторождениях Азербайджана, не рассчитывать на возможности увеличения транспорта нефти через Босфор, а строить нефтепровод Баку-Джейхан. Компании предпочли бы использовать гораздо более дешевые танкерные перевозки, а не строительство нефтепровода. Однако в конце концов, похоже, и они пришли к выводу, что Босфор достиг предела объемов нефтяных перевозок.

Источники: Daily Star 12.11.2003, Moscow Times 17.11.2003
к оглавлению

Другие сообщения

Канада
Власти Ньюфаундленда требуют принять меры против сброса загрязненных нефтью вод.

Министр окружающей среды Ньюфаундленда Том Осборн (Tom Osborn) призвал прибрежные провинции Канады усилить давление на власти страны с требованием принять более жесткие меры по борьбе со сбросом загрязненных нефтью вод. Ежегодно вдоль берегов Канады проходит более 10 тысяч судов. Основное негативное воздействие на 20 тысяч км побережий Ньюфаундленда и Лабрадора вызывается не столько катастрофическими разливами нефти, сколько систематическим сбросом загрязненных нефтепродуктами вод. В результате вдоль южного берега Ньюфаундленда ежегодно гибнет около 100 тысяч птиц.

Однако власти Канады не принимают каких-либо реальных мер борьбы с подобными нарушениями. В 2003 году они освободили от штрафа судно "Текам Си" (Tecam Sea), оставившее после себя полосу загрязненной нефтепродуктами воды длиной 116 км и в сентябре 2002 года задержанное в связи с этим.

Источник: CNEWS 20.11.2003.
к оглавлению

США.
Забота о чистоте воздуха может привести к закрытию 20 нефтеперерабатывающих заводов.

В соответствии с новыми правилами охраны чистоты воздуха, которые вступят в силу в 2006 году, содержание серы в бензине должно быть понижено. В результате 123 нефтеперегонным заводам, выпускающим этот продукт, предстоит пройти реконструкцию общей стоимостью 20 млрд долларов США. Специалисты, считают, что для 20 заводов, в основном относительно небольшой для американских условий мощности, эти затраты будут непосильными, и выгоднее будет закрыть.

Продолжат работу только самые современные и экономически эффективные предприятия. Дополнительные проблемы возникнут в связи с введением в 2004 году такими крупными штатами, как Калифорния и Нью-Йорк требования добавлять в бензин этиловый спирт, что также связано с экологическими требованиями.

В результате сокращения выработки бензина, связанной с новыми экологическими требованиями внутри США, вполне возможно, часть его будет импортироваться из Европы.

Источник: Reuters 21.11.2003.
к оглавлению

США.
"Престиж" не был ржавым. Возможно его повредили в Санкт-Петербурге.

Американское бюро судоходства (American Bureau of Shipping), проводившее контроль технического состояния танкера "Престиж", отвергает обвинение в том, что его корпус был сильно поврежден коррозией. Поднятые со дна океана образцы показали, что толщина обшивки полностью соответствует предъявляемым требованием и нигде не была меньше 20 мм. Ее внутренняя поверхность находится в хорошем состоянии и обнаруживает только легкие признаки коррозии.

Бюро также опровергает появившуюся в СМИ информацию, что оно получило в августе 2002 года, за три месяца до аварии, факс от капитана судна, сообщавший о наличии серьезных технических неполадок. Копия этого документа была опубликованная в испанской прессе. Этот факс был направлен не в Американское бюро по мореходству, а его коммерческому партнеру, находящемуся в Греции.

В нем действительно капитан Костатос Эстратиос (Kostatos Estratios) сообщает о наличии 9 технических неполадок, включая трещины и коррозию в третьем балластном танке. Если эти трещины и коррозия, приведшие к ослаблению корпуса, действительно имели место, то они, скорее всего, могли появиться в результате активной перегрузки нефти с малых судов на танкер "Престиж" во время его длительной стоянке на рейде Санкт-Петербурга.

В 2001 году во время ремонта в Китае в третьем балластном танке были проведены большие ремонтные работы с заменой обшивки. После этого танкер прошел инспекцию Американского бюро и был признан пригодным для плавания.

Источник: Business Times (Singapore) 22.11.2003
к оглавлению

Норвегия.
Нефтяники рвутся побурить вокруг уникальных островов.

Всемирный фонд дикой природы выступил с протестом против намерения властей разрешить компаниям "Шелл" (Shell) "Норск Гидро" (Norsk Hydro) "Статойл" (Statoil) провести разведочное бурение в прибрежных водах Лофотенских островов. Воды вокруг расположенного на севере Норвегии архипелага являются важным нерестилищами и местами нагула для трески и сельди. Здесь обитает крупная популяция китов, которая привлекает на острова большое количество туристов из Европы. Здесь расположен крупнейший в холодных водах коралловый риф, который был обнаружен всего лишь несколько лет назад.

Материалы экологической оценки, проведенной норвежскими учеными, ясно показывают, что воды Лофотенских островов являются уникальным по своему богатству и разнообразию природным объектом. Какая-либо деятельность нефтяной промышленности в этом районе недопустима.

Представители норвежского правительства сообщили, что решение по этому вопросу будет принято в начале декабря 2003 года, а пока власти анализируют реакцию общественности.

Источники: WWF 21.11.2003, BBC 22.11.2003.
к оглавлению

Россия.
Постоянная рубрика: где, что, когда. Утекло.

На этот раз утекло в Нижегородской области из нефтепровода Сургут-Полоцк. По официальным оценкам объем обнаруженной 17 ноября 2003 года утечки составил 150 т. Причина - самовольная врезка в трубопровод.

Спасатели заявляют, что это первый такой случай. Разливы нефти из трубопроводов случались и раньше, но их причиной были обычные разрывы трубы.

Источники: Regnum 18.11.2003, Известия 19.11.2003.
к оглавлению

Нигерия.
То ли забота об экологии, то ли рэкет.

Группа хорошо вооруженных молодых людей захватила две принадлежащие компании "Шеврон-Тесако" платформы по добыче нефти. Они потребовали от компании выплаты более 2 млн долларов за обеспечение безопасности ее работы, компенсаций местному населению за утечки и загрязнение нефтью, строительство дороги в местный поселок, обеспечение 1000 местных жителей рабочими местами и т.д.

В качестве заложников захвачено 18 человек из числа нигерийских сотрудников "Шеврон-Тексако". После трех дней подготовки и переговоров специальное подразделение военно-морских сил Нигерии освободило платформы и большую часть заложников. Из числа нападавших арестовано 25 человек.

Вооруженные нападения на нефтяные промыслы "Шеврон-Тесако" в Нигерии усилились с марта 2003 года. В результате компания снизила добычу нефти примерно на четверть, что составляет около 25 тысяч т в день. За две недели до этого "Шеврон-Тексако" получила очередной ультиматум с требованиями выплатить средства, однако никак на него не прореагировала. Последовало нападение.

Пока оно окончилось без серьезных потерь. Никто не убит, ничего не взорвано, не загорелось, не утекло. Захват заложников и нападения на предприятия нефтяной промышленности с требованием денег являются обычными в дельте Нигера. Этот регион позволяет Нигерии входить в число крупнейших нефтеэкспортеров мира. Однако местное население продолжает жить в нищете, среди загрязнений, оставляемых нефтяной промышленностью.

Истончики: Vanguard 20.11.2003, 21.11.2003, News24 21.11.2003.
к оглавлению

Нигерия.
Загадка трагедии 2001 года.

В 2001 году в Нигерии внезапно массово начали взрываться керосинки, на которых местные жители готовят пищу. За несколько дней погибло 95 человек, и 778 получили серьезные ожоги. Производитель керосина - Нигерийская национальная нефтяная корпорация (NNPC - Nigerian National Petroleum Corporation) выплатила компенсации на общую сумму около 200 тысяч долларов США и дело начало забываться.

Однако нигерийская пресса опубликовала свидетельства, которые могут вызвать новый всплеск внимания к этому делу. Оказавшийся смертоносным керосин поступил на рынок 18-19 января 2001 года. В этот день штатный химик на нефтебазе отсутствовала, а ее замещала студентка-стажер. Во время утреннего анализа качества продукции она обнаружила, что керосин в резервуарах 33 и 34 не соответствует требованиям спецификаций. Оказалось, что он на 60% состоял из высокооктанового бензина, температура вспышки которого гораздо ниже чем у керосина.

Такие ситуация случались и раньше, поскольку работники путали шланги, по которым наливались нефтепродукты. Цветные метки на них стерлись, и вместо бензина могли налить керосин, а вместо керосина - дизельное топливо и наоборот. Обычно, когда такое случалось, в резервуар дополнительно доливали бензин, дизельное топливо или керосин, чтобы приблизительно добиться необходимой температуры вспышки. После этого продукт отгружали потребителям.

Стажер доложила о своем открытии заместителю директора нефтебазы. Однако бензовозы уже пришли и ожидали погрузки. Ее отмена грозила большим скандалом. Замдиректора дал указание заполнить подошедшие машины тем, что есть, а потом остановить отгрузку под каким-нибудь благовидным предлогом, вроде поломки насосов. Однако он забыл проверить, чтобы это было сделано. Взрывоопасный керосин продолжали отпускать несколько дней, до 23 января, пока большое количество жертв не заставило уже власти страны дать приказ остановить его отгрузку и продажу.

Следствие велось таким образом, чтобы не привлекать излишнего внимания к вопиющим нарушениям работы Национальной нигерийской нефтяной корпорации.

Источник: Vanguard 18.11.2003
к оглавлению

Китай.
Страна должна готовиться к большому импорту и большим разливам нефти.

Мощное развитие китайской экономики ведет к заметным изменениям ее энергетического баланса. В нем заметно растет доля нефти. Если в 1990 году она обеспечивала 17% энергетических потребностей Китая, то в 2002 году - 23%. Импорт нефти достиг 80 млн т в год и продолжает быстро расти. Ожидается, что по объемам ввозимой нефти во второй половине 2004 года Китай выйдет на второе место в мире, обогнав Японию. Кроме того, в страну ввозится большое количество нефтепродуктов.

Несмотря на планируемые меры по повышению энергоэффективности, в ближайшее десятилетие импорт нефти и нефтепродуктов к Китай может увеличиться в 2 раза. Значительная их часть будет ввозиться по морю.

До сих пор Китай не сталкивался в крупными разливами нефти в несколько десятков тысяч т и плохо подготовлен к ликвидации последствий столь крупных катастроф. Каждый год здесь происходит около 700 аварий с судами, 20 из которых ведут к разливам нефти и нефтепродуктов. Семь наиболее крупных аварий принесли ущерб в 1,2 млн долларов.

Однако из-за высокой плотности населения даже относительно небольшая по объему авария может привести к очень серьезным экономическим последствиям. Разлив всего лишь 85 т нефтепродуктов в результате столкновения двух судов 5 августа 2003 года создал реальную угрозу для водозабора, обеспечивающего водой 70% многомиллионного Шанхая.

В свете ожидаемого значительного роста перевозок нефти и нефтепродуктов Китай должен готовиться к ликвидации возможных разливов. Международная статистика оценки экономических последствий аварий с танкерами показывает, что средний размер затрат на проведение очистных работ и выплату компенсаций составляет 2,3 млн долларов. В связи с этим в Китае предлагается создать национальный фонд, в котором будут аккумулироваться необходимые для этого средства.

Источники: China Daily 17.11.2003, 18.11.2003, Asia Times 22.11.2003.
к оглавлению

Индонезия.
Военные согласились не охранять компанию "Бритиш Петролеум".

Компания "Бритиш Петролеум" горячо приветствует заявление индонезийских военных о том, что те собираются прекратить охрану стратегических нефтяных и газовых проектов страны. Командование вооруженных сил объявило, что уберет войска с большинства объектов горнодобывающей промышленности. Оно согласно заменить их местными полицейскими силами.

Это решение, если оно будет выполнено, скорее всего существенно облегчит работу "Бритиш Петролеум" на месторождении Танггу (Tangguh) в провинции Папуа, где будет производиться сжиженный природный газ. Индонезийские военные конечно же не могли оставить без внимания проект стоимостью 3 млрд долларов. Для компании "Бритиш Петролеум" охранные услуги индонезийских военных были чреваты обвинениями в содействии нарушению прав человека, которые уже звучат в связи с работой компаний "Фрипорт" и "ЭксонМобил".

Компания "Бритиш Петролеум" наняла 82 охранника из числа местных жителей для работы на месторождении Танггу и собиралась увеличить их число до 250. Она длительное время боролась, чтобы избавиться от охранных услуг со стороны индонезийских военных, которые требуют много денег и создают проблемы в отношениях с местным населением.

Этот ход событий является вызовом бывшему командующему папуасского военного округа генерал-майору Махидину Симболону (Mahidin Simbolon). В феврале 2003 года его перевели из провинции Папуа на штабную работу в столицу Индонезии Джакарту. Причиной стали публичные обвинения в причастности войск генерала Симболона к убийству трех учителей в районе горнодобывающего комплекса компании "Фрипорт".

Правозащитные организации утверждают, что это было сделано, чтобы оправдать присутствие индонезийских войск в этом районе, а также взимание с компании денег за охранные услуги. Индонезийское правительство защищало генерала, утверждая, что учителей убили повстанцы из "Организации освобождения Папуа".

Генерал Симболон со своими солдатами наведывался также и на месторождение Танггу. По прибытии его бойцы устроили мощную автоматную стрельбу, перепугавшую местное население и нанятых охранников. После этого генерал заявил, что конституция Индонезии требует охраны национального достоянии, ценной частью которого являются проекты по добыче нефти и газа.

Ряд экспертов выражает опасение, что кое-кто из индонезийских военных способен на организацию провокаций, которые могут стать обоснованием для необходимости более мощной армейской охраны, а не обычной полиции и частных охранников.

Кроме того, остается нерешенным вопрос, за счет чего будут кормиться индонезийские военные, если убрать их с охраны предприятий по добыче полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. Ведь заложенных на эти цели бюджетных средств им будет явно недостаточно.

Источник: Laksamana.net 16.11.2003.
к оглавлению

Австралия.
Экология требует жертв от нефтепереработчиков.

В Австралии в 2006 году вводят новые требования к качеству бензина, направленные на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В ближайшее время основные производители продающегося в Австралии бензина должны решить, пойдут ли они на затраты в 720 млн долларов США, необходимые для реконструкции их предприятий. Компания "Шелл" (Shell), "Бритиш Петролеум" (British Petroleum) и "Калтекс" (Caltex), скорее всего, начнут реконструкцию. Компания "Экссон-Мобил" (ExxonMobil), которой принадлежит один относительно небольшой нефтеперерабатывающий завод, пока анализирует ситуацию. Летом 2003 года он уже останавливал работу, не выдерживая конкуренции.

Новые правила могут также могут положить конец довольно значительному импорту низкокачественного в экологическом плане бензина из Китая.

В случае снижения объемов производства бензина внутри Австралии, либо снижения китайского импорта, компании из Сингапура, Южной Кореи, Тайваня готовы немедленно увеличить свои поставки.

Источники: Reuters 21.11.2003
к оглавлению


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное