Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение №7


Информационный Канал Subscribe.Ru


Нефтяное обозрение

7
10–16 ноября 2003

Ееженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.

Составитель: Алексей Григорьев grig@forest.ru, редактор: Ксения Пахорукова ksenia@seu.ru.
Адрес интернет-версии выпуска: http://info.forest.ru/oil03/oil0346.htm
Остальные выпуски "Нефтяного обозрения" за 2003 г. размещены на http://info.forest.ru/oil03/


События недели

Прочие новости


События недели

Россия.
Железнодорожники готовы затопить Китай нефтью. Как бы не получилось, что и Байкал тоже.

Неопределенность со строительством нефтепроводов на Китай, а также официальное начало 30 ноября 2003 года работы Северомуйского тоннеля на Байкало-Амурской железной дороге вызвало всплеск воодушевления у российских железнодорожников.

Президент ОАО "Российские железные дороги" г-н Фадеев заявил, что теперь они могут увеличить перевозки нефти в Китай хоть до 30 млн. т в год. В настоящее время объемы этих поставок составляют лишь 5-6 млн. т в год.

В основном, они обеспечиваются компанией "ЮКОС". Покупатели - китайские Sinopec и CNPC. В рамках долгосрочного соглашения "ЮКОС" в 2003 году поставит своим китайским партнерам 3 млн. т нефти, в 2004 - 6 млн. т, а в 2005 - 8 млн. т.

Дальнейший рост экспорта российской нефти в Китай сдерживается транспортной инфраструктурой. Компания "ЮКОС" хотела бы построить для этой цели нефтепровод Ангарск-Дацин, который должен пройти к югу от озера Байкал. Но пока не получила положительного решения государственной экологической экспертизы по этому проекту.

Компания "Транснефть" тоже хочет качать чью-нибудь нефть, но уже не только в Китай, но и в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Она предложила еще более длинный и дорогостоящий проект нефтепровода "Ангарск-Находка", который должен пройти к северу от озера Байкал. И тоже не получила положительного решения государственной экологической экспертизы.

Пока правительство думает, какой вариант нефтепровода выбрать, и нужен ли он вообще, российские железнодорожники уже готовы перевезти сколько угодно нефти в Китай. Хоть по южному берегу Байкала (по старой Траснссибирской железной дороге), хоть по северному (по новой Байкало-Амурской магистрали).

И без всяких государственных экологических экспертиз.

Источники: Утро 12.11.2003, Интерфакс 13.11.2003, 14.11.2003.
к оглавлению

Испания.
Годовщина катастрофы танкера "Престиж".

В более чем 20 населенных пунктах испанской провинции Галисия прошли демонстрации. Под лозунгами "Никогда снова". На улицы вышли тысячи людей. Год назад, 13 ноября 2003 г., началась катастрофа танкера "Престиж". Аварийное судно, перевозившее 77 тысяч т мазута, было отбуксировано в открытое море и затонуло 19 ноября.

Сейчас, год спустя, объем нефтепродуктов, попавших в море в результате этой катастрофы, оценивается в 64 тысячи т. Несколько тысяч т мазута до сих пор продолжает плавать в море. Эпизодически их выбрасывает на берег.

Власти Испании настойчиво утверждают, что благодаря проведенным очистным работам последствия аварии танкера "Престиж" в основном ликвидированы. Некоторые специалисты заявляют, что 95-99% загрязненных побережий уже вернулись в исходное состояние.

В то же время опыт предыдущих катастроф такого масштаба показал, что они вызывают гораздо более долговременные последствия, которые могут проявляться многие годы. По некоторым оценка, затраты на очистку побережья, а также потери рыбного сектора за десятилетие могут превысить 10 млрд. долларов США.

Местные рыбаки считают, что ответ на этот вопрос для них будет получен в ближайшие 3-4 года.

Источники: Boston Globe 12.11.2003, Guardian 13.11.2003. ENN-AP 14.11.2003.
к оглавлению

Франция.
"Эльф Акитен" - взяточная кормушка не только для афро-советских, но и для французских политиков.

Несмотря на то, что бывшая государственная французская компания "Эльф Акитен" (Elf Aquitaine) была приватизирована и затем вошла в состав компании "Тоталь-Фина-Эльф", судебный процесс по причастности ее к коррупции в особо крупных размерах был все-таки доведен до конца. Разбирательство длилось 10 лет. Заявленная сумма официально установленного ущерба составляет 300 млн. евро.

Число обвиняемых и свидетелей достигло 1000 человек. Среди них оказались и бывший президент страны г-н Миттеран, а также министр иностранных дел и глава Конституционного совета Ролан Дюма. Впрочем, в результате апелляционного процесса его адвокатам удалось доказать невиновность г-на Дюма.

Несколько бывших руководящих работников "Эльф Акитен" были приговорены к срокам тюремного заключения до 5 лет и штрафам за хищение средств в личных интересах. Они оправдывались тем, что могучая система раздачи взяток в компании "Эльф Акитен" сложилась до их прихода, и они были не в состоянии ее поменять. Ведь куратором этого процесса был лично президент Франции г-н Миттеран.

В период 1989-93 гг. ежегодно руководство компании отчитывалось перед ним об успехах в добыче и переработке нефти, а также о предоставлении финансовой поддержки зарубежным политическим лидерам, прежде всего в странах Африки.

После начала перестройки эта работа была распространена и на СССР. Для этой цели "Эльф Акитен" учреждала в Швейцарии совместные компании, руководить которыми назначались вполне конкретные лица. В их распоряжение поступали огромные неконтролируемые средства. Эффективность этих вложений определялась по двум показателям - росту политического влияния Франции, а также получением "Эльф" выгодных контрактов.

Проблемы у "Эльф" начались после того, как Миттеран пришел к выводу, что французские политики ничем не хуже африканских и советских. Они также начали использовать фонды "Эльф" в объемах до 5 млн. долларов в год. Понятно, что эти средства, прежде всего, доставались представителям правящей партии. Негласная договоренность о том, что эта схема может использоваться для иностранцев, но не внутри страны, была нарушена. Начался скандал, затем расследование и судебные процессы.

Источник: "Известия" 14.11.2003.
к оглавлению

Прочие новости

Россия.
Воруют ли чеченскую нефть?

Противоречивые сведения поступают на тему хищений нефти в Чечне. Перед профессиональным милицейским праздником президент Чечни Ахмат Кадыров сообщает, что он собирается обсудить эту тему на запланированной на 14 ноября встрече с президентом России Владимиром Путиным. Обсудить есть чего. Тут и 500 тысяч тонн сворованной нефти в год, и 30 тысяч жителей Чечни, участвующих в этом бизнесе, и более трех тысяч уничтоженных только с начала 2003 года установок по незаконной переработке нефти.

Однако 14 ноября 2003 вместо результатов обсуждения вдруг появляется оптимистическое сообщение заместителя командира полка милиции по охране нефтегазового комплекса при МВД Чечни подполковника Шабуева. Оказывается, "хищения нефти в Чечне практически прекращены". А то, что похищается - сущие крохи, всего лишь около 4%, что можно считать техническими потерями.

Если в начале года ежедневно воровалось от 600 до 1000 т нефти, а за день обнаруживалось до 30-40 незаконных врезок, то сейчас "за незаконную врезку командир роты может лишиться должности". При этом в сообщении не указывается, о какой незаконной врезке идет речь. Той, которую командир роты может организовать для обеспечения своих потребностей, той, которая попадет в официальную статистику, либо еще какой.

Зато в последнее время заметно участились нападения бандформирований на нефтяные объекты. В результате этого на двух скважинах в сельском Грозненском районе сейчас тушат пожары.

О серьезности ситуации свидетельствуют и потери милицейского полка по охране чеченского нефтегазового комплекса. При численности 1232 человека за последний год он потерял убитыми 18 человек и более 40 ранеными.

Источники: www.rosbalt.ru 8.11.2003, РИА "Новости" 14.11.2003
к оглавлению

Россия.
Нефть из трубы воруют не только в Чечне.

В Октябрьском и Чернушинском районах Пермской области сотрудниками ФСБ и МВД задержана группа похитителей нефти из трубопровода компании ЗАО "Лукойл-Пермь". Во время откачки нефти из незаконной врезки было арестовано восемь человек.

По версии следствия, похищенная нефть вывозилась для сбыта в Татарию.

Источник: www.politperm.ru 12.11.2003.
к оглавлению

Россия.
Разлив в Юго-Камском: судебный иск против мизерного размера компенсаций.

13 ноября 2003 года в Пермском областном суде возобновятся слушания по иску жительницы поселка Юго-Камский к виновникам аварийного разлива нефтепродуктов весной 2002 года.

Тогда из принадлежащего компании "Лукойл-Пермьнефтепродукт" трубопровода вылилось более 100 т нефтепродуктов, которые попали в систему водоснабжения поселка. Несколько сотен его жителей на два месяца лишились централизованного водоснабжения. Были закрыты детские сады, остановлена работа ряда организаций. Несколько десятков местных жителей попытались через суд добиться возмещения нанесенного им ущерба, который оценивали от 20 до 300 тысяч рублей.

Однако пока до конца пройти судебный марафон при поддержке пермского правозащитного центра удалось только Н. Медведевой. Районный суд постановил взыскать с нефтяников в ее пользу 6212 рублей 82 копейки. Во взыскании компенсации с администрации района, вовремя не сообщившей жителям об аварии, было отказано.

В новом деле, уже по кассационной жалобе на решение районного суда, будет опротестован резко заниженный объем компенсации, а также увод из-под ответственности местных властей.

Источники www.regnum.ru 12.11.2003, 10.09.2003, www.regions.ru 12.11.2003, www.volgainform.ru 27.05.2003, 13.07.2003.
к оглавлению

Россия.
Новые дела компании "Лукойл". Уголовное и административное.

В Нижнем Тагиле природоохранная прокуратура возбудила уголовное дело по факту незаконной вырубки деревьев ООО "Лукойл-Екатеринбургнефтепродукт". Для строительства автозаправочной станции потребовалось вырубить 63 дерева. Что и было сделано без получения соответствующего официального разрешения. Кроме того, оказалось, что проект автозаправки еще не подготовлен, и, соответственно, не проведена его экологическая экспертиза. Станцию собираются разместить слишком близко от цеха ректификации коксохимического производства Нижнетагильского металлургического комбината, что запрещено нормами промышленной безопасности.

По факту отсутствия экологической экспертизы возбуждено административное производство. По факту незаконной рубки деревьев ведется следствие в рамках уголовного дела.

Источник: www.regnum.ru 10.11.2003.
к оглавлению

США.
Индейцы и эскимосы приглашают нефтяников на Аляску.

Кризис в рыбной отрасли Аляски сделал возможным то, что несколько лет назад казалось немыслимым. Проживающие на берегах залива Бристоль (Bristol Bay) на юго-западе Аляске индейцы и эскимосы готовы пригласить сюда нефтяные компании.

Губернатор этого штата Фрэнк Мурковски (Frank Murkowski), а также здешние сенаторы-республиканцы горячо поддерживают эти намерения. Администрация президента Буша готова принять все меры, чтобы устранить какие-либо препятствия для начала работы нефтяных и газовых компаний в этом районе.

В середине 1980-х годов ситуация была совсем другой. Тогда администрации президента Рейгана при попытке начать освоение месторождений нефти и газа пришлось столкнуться с жестким сопротивлением властей штата Аляска, природоохранных организаций и местного населения. Последнее неплохо зарабатывало на ловле лосося и не хотело создавать каких-либо угроз для источника своих доходов.

Тем не менее, права на геологическую разведку были проданы и принесли 98 млн. долларов в бюджет. При администрации президента Клинтона, уделявшей большое внимание сохранению природы США, федеральному бюджету пришлось потратиться, чтобы выкупить эти права обратно.

Однако промышленная ловля лосося на Аляске в 1990-е годы вступила в период тяжелого кризиса. Она не смогла конкурировать с гораздо более дешевым искусственным выращиванием лосося. Доходы рыбаков в заливе Бристоль за последние 20 лет снизились в 4 раза и сейчас приносят лишь 30 млн. долларов в год. Высокие цены на топливо делают ситуацию еще более тяжелой.

Местное население, несмотря на сохраняющиеся колебания и опасения, пришло в выводу, что приглашение нефтяных компаний является единственным вариантом для выживания.

Власти штата собираются активно действовать. В 2005 году, впервые с 1984 года, будут проведен конкурс на право проведения геологической разведки. Чтобы работа шла более активно, на полученные от этого конкурса средства, власти штата собираются построить 300 км дороги на полуостров Аляска стоимостью 285 млн. долларов.

Менее понятно, насколько высоким будет энтузиазм компаний. Оценки потенциальных запасов нефти в этом районе относительно невелики - 40-100 млн. т. Гораздо большими могут оказаться запасы природного газа. Однако его использование наталкивается на проблему транспортировки.

Природоохранные организации, оказавшись в меньшинстве, тем не менее, намерены бороться за сохранение участков богатейшей природы юга Аляски, уцелевших до настоящего времени в относительно ненарушенном виде.

Источник: Christian Science Monitor 12.11.2003.
к оглавлению

США.
Калифорнийцы любят свое побережье. Пока еще чуть-чуть больше чем дешевый бензин.

Опрос общественного мнения в штате Калифорния показал, что для 88% жителей не безразлична ситуация, складывающаяся на побережье. 69% из них считают, что это влияет на качество их жизни, 61% - что это важно для экономики штата. 43% опрошенных купались в океане, 17% - рыбачили, 14% - катались на лодках.

Более 70% опрошенных считают, что важным проблемами побережья Калифорнии являются загрязнение моря ливневыми стоками, загрязнение морепродуктов, снижение численности морских животных (включая китов и выдр), чрезмерный вылов рыбы и застройка берегов.

По-прежнему, большинство калифорнийцев выступают против добычи нефти у берегов штата, даже если это приведет к повышению цен на бензин. Такой точки зрения придерживается 50% опрошенных. Однако 45% считают, что США должны принимать меры по снижению зависимости от импорта нефти и повышать ее добычу, в том числе и у побережий этой страны. В этом вопросе четко разделяются мнения демократов (60% против добычи нефти у берегов, 35% - за) и республиканцев, для которых дешевый бензин важнее (39% - против, 55% - за добычу нефти).

Эти данные показывают заметные изменения настроений. Аналогичный опрос, проведенный в июле 2003 года показал, что тогда против добычи нефти у берегов Калифорнии выступало 59% опрошенных, и поддерживали это предложение лишь 39%.

Источники: Los Angeles Times 13.11.2003, San Francisco Cronicle 13.11.2003.
к оглавлению

Великобритания.
Американские "суда-призраки" все-таки вошли в британские воды.

Несмотря на протесты природоохранных организаций, местных властей, решение суда, два американских "судна-призрака" все-таки вошли в порт Хартлпула. Компания "Эйбл" по прежнему не готова начать из разделку. Остается только гадать, когда она сможет начать работы, как долго американские суда будут стоять в гавани, и что с ними к конце концов сделают.

Тем не менее, представители компании бодро заявляют со страниц издающейся в Хартлпуле газете "Ивнинг Стандард", что успешное завершение перехода американских ветеранов времен Второй мировой войны через Атлантику подтверждает их мореходность. Что касается находящихся на них токсических веществ, асбеста и нефтепродуктов, то они есть на всех старых судах. Даже если все планируемые для перегона из США на разделку в Великобританию суда утонут, в воды океана поступит лишь 3,5 тысяч т нефтепродуктов, что гораздо меньше объема регулярных сбросов с тех же танкеров.

Конечно, было бы лучше, если бы американцы разделали этих ветеранов у себя дома, где для этого имеются все необходимые мощности. Однако гораздо хуже будет, если их отправят на разделку куда-нибудь в Азию, где на экологические последствия никто просто не обратит внимания. Поэтому Великобритания, имеющая технические возможности для проведения на должном уровне работ по разделке старых судов, также является подходящим местом.

Однако жители Хартлпула и британские природоохранные организации так не считают. Рассмотрение судебного иска состоится в начале декабря.

Источники: Evening Standard 12.11.2003, New York Times 13.11.2003.
к оглавлению

Норвегия.
В одной из самых некоррумпированных стран мира тоже дают.

Согласно данным международных экспертов, Норвегия входит в число стран с одним из наиболее низких в мире уровней коррупции. Однако, похоже, эти оценки не распространяются на зарубежные операции норвежских компаний.

Два месяца норвежская полиция начала расследование обстоятельств получения государственной норвежской компанией "Статойл" (Statoil) контракта на освоение иранского месторождения Южный Парс. Следователи подозревают, что огромные суммы, заплаченные британской консалтинговой компании, которая содействовала получению этого контакта, в итоге попали в карманы иранских чиновников. В результате руководство компании "Статойл" уже подало в отставку.

Однако норвежские средства массовой информации не унимаются. Появляются сообщения об аналогичных подозрительно больших по объемам оплаты контрактах на консалтинговые услуги в Азербайджане и Нигерии.

Газета "Известия", не понаслышке знающая проблемы и тревоги российского нефтяного сектора, завершает публикацию на тему норвежской государственной нефтяной коррупции философским обобщением:

"Судя по накалу норвежских страстей, начавшаяся в Европе кампания по "очистке" международного нефтяного бизнеса вышла за рамки привычных парламентских слушаний. Пока неясно, как далеко она зайдет. Как известно, нефть потребляется в чистых от коррупции странах, а добывается совсем в других регионах. И что является причиной, а что следствием - пока не совсем понятно".

Источник: "Известия" 12.11.2003.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное