Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лесное обозрение

  Все выпуски  

Лесное обозрение N 15(28)


Информационный Канал Subscribe.Ru

N15  Нефтяное обозрение
5–15 апреля
2004 г.
Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.

Составитель: Алексей Григорьев grig@forest.ru, редактор: Ксения Пахорукова ksenia@seu.ru.
Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0415.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


События недели

Другие сообщения


Темы недели

Россия.
Проблемы «Шелл» на Сахалине нарастают

Публикация «открытых писем президенту В.В. Путину» стала одним популярных направлений рекламной деятельности. Очередное послание было размещено в газете «Известия» на правах рекламы. Под ним очень красиво размещены подписи 12 директоров компаний, в основном представляющих бывшие гиганты советского военно-промышленного комплекса. Суть их претензий сводится к тому, что 90% от 8,9 млрд. долларов США капиталовложений в проект «Сахалин-2» достанется не им, а иностранным фирмам.

В контрактах на строительство завода по производству сжиженного природного газа и экспортного нефтяного терминала, на общую сумму 3,5 млрд. долларов, лишь 6% подрядов досталось российским производителям. Для строительства трубопроводов будет закуплено на 500 млн. долларов труб. Российским поставщикам и здесь достанется только 8%.

По мнению подписантов, все это не является следствием низкого качества предлагаемой ими продукции и их неспособности эффективно работать, в том числе, бороться за заказы. Причина - то, что концептуальное проектирование осуществляется иностранными организациями, которые нацелены на использование иностранной техники. Последствия применения этих неправильных концепций обширны и разрушительны:

«С нашей точки зрения, российское участие для компании «Сахалин Энерджи» (оператор проекта «Сахалин - II») - использование дешевой, низкоквалифицированной рабочей силы, и непроизводственные малобюджетные сферы деятельности.

Мы считаем, что данная позиция «Сахалин Энерджи» наносит экономический ущерб не только практически всем отраслям российской промышленности, но и Российской Федерации в целом, который выражается, прежде всего, в том, что из государственного бюджета инвестируются иностранные компании - производители материалов и оборудования».

Далее следуют оценки тяжести этого ущерба на период 2004-2006 гг. Тут и недополучение 3 млрд. долларов налоговых платежей в бюджет, и незагруженность в течение 3 лет более 100 тысяч рабочих мест. Сюда же (в потери российской стороны в период 2004-2006 года) отнесли упущенную выгоду от поставок запасных частей и обслуживания, которая за 25 лет реализации проекта должна составить значительную сумму.

Правда при этом лозунг «Сахалин Энерджи» наносит ущерб «практически всем отраслям российской промышленности» остается без пояснений. Производство пива и шоколада в стране, кажется, развивается вполне успешно. Не отстает от него производство санитарно-гигиенических изделий, дающих «ощущение свежести», равно как и многих других полезных для граждан Российской Федерации вещей. Чему конкретно столь тотально вредит «Сахалин Энерджи», остается непонятным. Возможно, российскому судостроению, руководители которого, в основном, и подписали открытое письмо. Но, к счастью, это далеко не «вся российская промышленность». Российская судостроительная отрасль давно уже в основном ничего не делает, а известия об очередной катастрофе с ее изделиями вызывают пожелания, чтобы она подольше пребывала в этом состоянии. Так спокойнее будет.

Изумляют и 3 млрд. долларов налоговых платежей в бюджет, которые, по мнению авторов послания, должны поступить за 3 года при общей сумме инвестиций около 9 млрд. долларов. Если подписанты чего-то не напутали, то получается, что главным занятием «Сахалин Энерджи» должно стать не освоение месторождений, а наполнение российского бюджета, во что как-то слабо верится.

Далее достается не только врагам внешним, но и врагам внутренним. При этом вскрыты любопытные детали, заставляющие задать вопрос, а почему, действительно, так происходит:

«Особенную озабоченность вызывает бездействие представителей государства в наблюдательном совете проекта «Сахалин-II» и Минэкономразвития, в частности департамента СРП, задача которых, по нашему мнению, в первую очередь заключается в защите российских интересов.

За последние 7 лет ни Минэнерго России, ни Минэкономразвития России, ни Минтруд России, несмотря на решения Комиссии Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции, не выработали критерии оценки российского участия в проектах, реализуемых на принципах СРП и, в свою очередь, Главгосэкспертиза России не дает комплексную оценку рассматриваемых проектов и рассматривает только техническую часть проекта. Таким образом бюджетные средства направляются не на развитие российской промышленности, а на инвестирование иностранных компаний».

Последняя фраза в очередной раз вызывает удивление. Бюджетные средства во всей этой эпопее появятся только после того, как проект начнет работать, и пойдут платежи за продаваемые российские нефть и газ. А пока компании, участники консорциума «Сахалин - II» тратят либо свои собственные, либо заемные средства.

Тем не менее, завершение послания выглядит достаточно трезво, и с некоторыми его положениями (например п.1, п.2, частично п.3 и п.4.), наверно, согласится большинство российских природоохранных активистов:

«В целях защиты интересов Российский Федерации и российских предприятий, а также недопущения нарушений российского законодательства просим Вас:

  • 1. В порядке надзора за исполнением российского законодательства поручить Генеральной прокуратуре России осуществить проверку реализации проекта «Сахалин-II».
  • 2. Прекратить оплату российской нефтью контрактов, заключенных с нарушением российского законодательства.
  • 3. Поручить Правительству Российской Федерации разработать комплекс действенных мероприятий по обеспечению защиты интересов России и значительному увеличению российского участия в проектах СРП.
  • 4. Поручить Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Главгосэкспертиза России) отозвать Сводное заключение на ТЭО «Комплексное освоение Лунского и Пильтун-Астохского лицензионных участков».
  • 5. Просим Вас принять делегацию от промышленников».

Все-таки чувствуется, что авторы коллективного послания президенту В.В. Путину не читают «Нефтяное обозрение». Иначе бы они знали, что основная часть доходов, да и затрат проекта «Сахалин-II» будет связана с природным газом. А его в требовании прекратить оплату контрактов, заключенных с нарушением российского законодательства (п.2) почему-то не указали, упомянув только нефть.

Российские производители крупнотоннажных, но мало полезных для большинства жителей России изделий ну никак не научатся работать совместно с общественностью. Разместили бы проект этого рекламного открытого письма президенту В.В. Путину для общественного обсуждения - глядишь, совместными усилиями из него убрали бы наиболее выдающиеся глупости. Ведь проблема-то действительно важная. Что реально принесут сахалинские проекты стране? Какими будут их экономические, социальные и экологические последствия?

А так, после прочтения остается, в основном, «ощущение свежести» в головах авторов этого документа и впечатление об обиде подписантов на то, что они им не достался этот сахалинский «толстый слой шоколада».

Источник: «Известия» 12.04.2004.
к оглавлению

США - Великобритания.
«Бритиш Петролеум» бодро отбивается от критики с разных сторон.

Компания «Бритиш Петролеум» традиционно позиционировалась среди коллег по нефтяному сектору как одна из самых экологически и социально ответственных. Однако в последний год ее репутация начала меняться.

На ежегодном собрании акционеров «Бритиш Петролеум» произошел ряд событий, которые трудно было представить раньше. Небольшой скандал случился еще перед началом заседания. Служба безопасности не пустила в зал троих представительниц из Грузии и Азербайджана под предлогом необходимости обеспечения безопасности мероприятия. На вопрос о том, неужели одна из них, женщина 65 лет ростом 150 сантиметров представляла какую-либо угрозу, представитель «Бритиш Петролеум» был вынужден признать, что на террористку эта бабушка вряд ли похожа. Но у службы безопасности были подозрения, что она пытается проникнуть на собрание не для того, чтобы задать свой конструктивный вопрос руководству компании, а затем, чтобы устроить акцию протеста и сорвать заседание.

Если с затыканием ртов недовольных из Закавказья удалось справиться легко, то аналогичная процедура с гораздо более могучими представителями американских профсоюзов была невозможна. Они громогласно спросили, почему компания снизила объемы финансирования медицинских страховок своих американских работников, но при этом не забыла повысить зарплату руководителя компании лорда Броуни на 22%. Теперь она составляет 5 млн. долларов в год.

На это представитель компании ответил, что оплата медицинского страхования 35 тысяч американских сотрудников «Бритиш Петролеум» находится на уровне, аналогичном платежам других американских нефтяных компаний. Медицинская страховка в США очень сильно подорожала, в связи с чем компания снизила свою долю с 80 до 70%. Несмотря на это, затраты компании на эти цели вырастут с 548 до 562 млн. долларов. Компания не может брать на себя всю ответственность за быстрый рост аппетитов американской системы здравоохранения. Кроме того, «Бритиш Петролеум» пришлось внести 2 млрд. долларов в пенсионный фонд. Что касается зарплаты лорда Броуни, то она зависит от результатов работы компании. Компания в прошедшем году работала хорошо, поэтому и зарплата у него увеличилась

Компании пришлось прояснить свое отношение к возможности поиска и добычи нефти на территории Арктического заповедника. Представитель «Бритиш Петролеум» заявил, что окончательное решение компании будет зависеть от решения администрации президента США Буша и Конгресса США.

Желание акционеров компании накладывать на действия «Бритиш Петролеум» какие-либо дополнительные природоохранные ограничения несколько уменьшилось. Два года назад за предложение природоохранных активистов из штата Аляска принять решение об отказе вести работы по поиску и добыче нефти и газа в особо чувствительных или ценных в экологическом плане участках (no go zones) голосовало 11% акционеров. Сейчас это предложение поддержали владельцы 6,5% акций.

Источник: Guardian 16.04.2004.
к оглавлению

Россия.
«Юкос» и «Сибнефть» соревнуются в благотворительности. А «Лукойл» хранит тайну.

Компания «Юкос» демонстрирует чудеса доблести. Звучит прямо-таки древнеримское «Идущие на смерть приветствуют тебя». Несмотря на то, что Генеральная прокуратура настойчиво выбивает дух из былого флагмана российского нефтяного сектора, первый вице-президент «Юкоса» Михаил Трушин сообщил, что холдинг продолжит выделять на социальные проекты 1,7-2,0% своей прибыли. Благодаря росту цен на нефть и размеров ее добычи эта доля ежегодно увеличивается на 10-15%.

В 2003 году на социальные проекты, не связанные с сотрудниками самого «Юкоса», было потрачено 100 млн. долларов. О том, на что конкретно они были использованы, общественности и миру объяснят в социальном отчете, который будет составлен не как-нибудь, а по принятой в цивилизованном мире форме АА1000. Важное место в благотворительной деятельности «Юкос» занимает экология. Сейчас эта компания совместно с благотворительным фондом CAF (Charities Aid Foundation) проводит конкурс социальных проектов, направленных на решение экологических проблем. В его рамках будут профинансированы различного рода мероприятия в 25 российских городах на общую сумму в 1,5 млн. долларов.

Компания «Сибнефть» тоже сообщила о своей социально ориентированной деятельности. На такие проекты она направляет около 90 млн. долларов в год. Но, в отличие от «Юкоса», половина этих средств тратится на сотрудников самой компании. При этом остается непонятным, на какое число сотрудников они распределяются. Если на одного Романа Абрамовича, то ему все равно будет мало. Если на всех - то уже получится гораздо лучше. Компания «Сибнефть» явно уделяет недостаточно внимания внедрению принятых в мире проверенных форм отчетности, из-за чего и возникают такие вопросы.

Однако еще дальше зашла компания «Лукойл»:

«Благотворительность - это вещь, о которой не говорят» - заявил представитель компании, поясняя свой отказ назвать сумму, которую холдинг тратит на социальные проекты. - Мы занимаемся благотворительностью уже не первый год, и речь идет не о десятках миллионов долларов, а о больших суммах, но почему-то раньше этого общество не замечало» (»Время новостей»).

Общество, впрочем, может этого не заметить не только раньше, но и сейчас, поскольку «Лукойл» предпочитает хранить коммерческую тайну о своей благотворительности. Интересно, что такое они благотворительно нафинансировали, что так тщательно скрывают?

«Московский комсомолец» предварил публикацию на тему корпоративной нефтяной благотворительности милой зарисовкой:

«Пару лет назад на каком-то благотворительном вечере угораздило меня спросить героя торжества, почему он решил дать денег именно художникам, а не спортсменам или еще кому. Виновник впал в состояние крайней задумчивости, почесал затылок, отделенный от плеч так называемой «голдой» и невнятно пробормотал «Ну, это, вызвали, сказали: дай денег им. А мне бабла не жалко. Я и дал».

Остается только порадоваться, что по сравнению с тем временем прогресс в российской корпоративной благотворительности налицо.

Источники: «Время новостей» 14.04.2004, «Московский комсомолец» 15.04.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия.
«Транснефть» все-таки будет заниматься благотворительностью.

Согласно источникам газеты «Ведомости», Минэкономразвития сменило гнев на милость и разрешило компании «Транснефть» выкупить 190 тысяч тонн «излишков», которые в процессе производственной деятельности систематически образуются у ее дочерних компаний. Причины образования солидных количеств нефти непонятно откуда - испарение, погрешности измерения и тому подобные известные в каждом торговом ларьке методы.

Выяснилось, что в этом процессе на общегосударственном уровне существует четкое разделение труда. «Дочки» организуют образование «излишков» в особо крупных размерах. Материнская компания «Транснефть» их скупает. Минэкономразвития теоретически должно давать указания, на что пускать полученные средства. Но до последнего момента его как-то до этого не допускали.

Министерские чиновники настаивают, чтобы получателем был государственный «общак», т.е. федеральный бюджет. Руководство «Транснефти» настаивает на благотворительности. Поскольку в предыдущие годы эта благотворительность за чужой счет осуществлялась правильным образом, и администрация президента В.В. Путина была довольна, «Транснефти» удалось настоять на продолжении этого занятия.

Минэкономразвития удалось настоять только на реализации «излишков» исключительно на внутреннем рынке. Это вызвало изумление у финансовых аналитиков. Представитель компании «Атон» сообщил, что при продаже на внутреннем рынке для благотворительности останется только 20 млн. долларов, в при экспорте - 35 млн. долларов.

Газета «Ведомости», ссылаясь на анонимного чиновника из Минэкономразвития, сообщает, что эту идею, якобы, предложила сама компания «Транснефть». По мнению этого источника, экзотическое добровольное решение почти в два раза уменьшить размер «благотворительных» средств, возможно, связано с забитым графиком экспортных поставок. Так и представляется трагическая картина: компания, ежегодно прокачивающая на экспорт сотни миллионов тонн нефти российских частных компаний, ну никак не сможет найти возможности, чтобы более выгодно продать 190 тысяч т «излишков» от этого могучего потока.

Финансовые аналитики выступили с еще одним предложением. Они посоветовали государственным чиновникам приличия ради рассмотреть возможность возврата «излишков» компаниям, пропорционально объемам нефти, которые они сдают в систему «Транснефти». Однако чиновники из Минэкономразвития настаивают на том, чтобы эти средства направлялись в государственный бюджет. В крайнем случае они могут быть пущены на развитие компании «Транснефть» или на выплату дивидендов. По механизму образования они, наверно, окажутся среди самых экзотических дивидендов в мире. Впрочем, в Нигерии, Анголе и Экваториальной Гвинее еще и не такое случается.

Источник: «Ведомости» 14.04.2004.
к оглавлению

Россия.
«Сибнефть» набурила на Чукотке немного нефти и «толстый слой» налоговых льгот.

Когда владелец «Сибнефти» Роман Абрамович начал эксперимент с чукотским губернаторством, многих интересовало, какую экономическую выгоду он собирается получить за время этого занятия. Ходили слухи о несметных нефтяных и газовых запасах, которые, возможно, хранятся в недрах этого российского соседа американской Аляски.

И вот, наконец, поступили первые сообщения о том, что ОАО «Сибнефть-Чукотка» получила приток нефти. Правда, ему пока далеко не только до Аляски, но и до просто экономически эффективного освоения. На Верхне-Телекайском месторождении, расположенном в 130 км от Анадыря, доказанные запасы составляют 2,2 млн. т условного топлива. С учетом соседнего Верхне-Эчинского месторождения они вырастают до 3 млн. т. Представители компании надеются что дальнейшие работы позволят довести объем подтвержденных запасов до 10 млн. т, при котором освоение месторождений станет экономически рентабельным. Запасы газа на Западно-Озерном месторождении оцениваются в 5 млрд. кубометров, и уже в 2004 году предполагается начать их эксплуатацию.

На настоящий момент очевидно, что разработка расположенных на суше месторождений нефти и газа на Чукотке будет носить местный характер. Представители компании надеются, что крупные месторождения могут быть обнаружены на шельфе Чукотки, структура которого аналогична структуре месторождений Аляски в районе залива Кука. Однако недра российского шельфа Берингова моря пока практически не изучены. «Сибнефть» пробурила здесь лишь одну разведочную скважины летом 2002 года. Всего на разведку нефти и газа на территории Чукотки компания «Сибнефть» с 2001 года, когда местным губернатором стал Роман Абрамович, потратила 2 млрд. рублей (около 70 млн. долларов).

В 2003 году доходы бюджета Чукотки составили 8,5 млрд. рублей, из которых 4,5 млрд. обеспечили налоги. Большая их часть - платежи зарегистрированных здесь структур «Сибнефти» и ее совладельцев. Регистрация на Чукотке позволяла им существенно (на сумму до 10 млрд. рублей) снизить налогооблагаемую базу за счет различных льгот. 2 млрд. налоговых поступлений составляет подоходный налог физических лиц. В основном это платежи руководителей «Сибнефти», включая самого Романа Абрамовича, который, по неофициальным данным, заплатил 1 млрд. рублей. Все это вызвало упреки со стороны Счетной палаты, критикующей использование региона для уменьшения налогообложения «Сибнефти». Однако компания считает, что, с учетом полученных результатов, поиск нефти и газа на Чукотке следует рассматривать не как нормальный бизнес, а скорее как социально ориентированный проект, и значительная часть экономии все равно пошла на развитие региона.

Внесла ли компания «Сибнефть» потраченные на эти цели 70 млн. долларов в свой отчет о благотворительности, остается неясным.

Источники: «Время новостей» 16.04.2004, «Коммерсантъ» 16.04.2004.
к оглавлению

Россия.
«Татнефть» тоже будет промышленно развивать балтийское побережье.

Компания «Татнефть» активно разворачивает работы по строительству экспортного нефтяного терминала на территории Калининградской области. Предполагается, что первая его очередь начнет работу уже в 2005 году. При этом средствам массовой информации неизвестны ни объем инвестиций, ни предполагаемые объемы перевалки нефти. В качестве прототипа предлагается рассматриваться аналогичный терминал компании «Лукойл» в районе поселка Ижевское. Через него в 2003 году было экспортировано 3 млн. т нефти. В 2004 году запланирована отгрузка 4 млн. т.

Источники: «Ведомости» 14.04.2004, «Время новостей» 12.04.2004.
к оглавлению

Россия.
«Первый состав» на порт Высоцк - второй за этот год.

Ранее российские СМИ уже сообщали о том, что из Нижнего Новгорода отправился «первый состав» с нефтепродуктами в порт Высоцк, расположенный на Карельском перешейке в Ленинградской области. Его содержимым должны были заполнить оборудование на экспортном терминале компании «Лукойл». Однако тому «первому составу» было суждено затерялся на где-то на заснеженных просторах России.

17 апреля 2004 года следующий «первый состав» должен, наконец, доехать до Высоцка. Любопытно, что в нем, согласно сообщению, уже будут находиться не столько нефтепродукты, сколько сырая нефть. По крайней мере, именно ее, а отнюдь не бензин или дизельное топливо привезут первые 62 цистерны. Эта нефть заполнит резервуары и трубопроводы.

Ожидается, что первый танкер на новом терминале должен появиться уже в мае 2004 года. С этого же месяца со станции Зелецыно Горьковской железной дороги в сторону порта Высоцк начнут ежедневно направляться составы по 60 и более цистерн. Сейчас активно строится объездной путь, чтобы, составы шли прямо на станцию Высоцк, не пугая каждый день своим видом г. Выборг. Эти работы финансирует компания «Лукойл». С февраля 2004 года московская компания «Трансстрой» ведет отсыпку железнодорожного полотна.

Проводилась ли экологическая экспертиза этого проекта, или вся эта бурная деятельность ведется без нее, как и возведение кольцевой автомобильной автодороги вокруг Санкт-Петербурга, неизвестно.

Источник: РЖД-Партнер (www.logistic.ru) 16.04.2004.
к оглавлению

Россия - Великобритания.
Чучело кита у подъезда Европейского банка реконструкции и развития.

У входа в здание Европейского банка реконструкции и развития прошла акция протеста против выделения 150 млн. долларов кредита на реализацию проекта «Сахалин-II». Природоохранные активисты протестовали против негативных экологических последствий этого проекта.

Одной из наиболее острых проблем является угроза окончательного уничтожения последних остатков из западно-охотноморской популяции серых китов, численность которой составляет лишь 100 особей. Чудом уцелевшие после многовекового китобойного промысла последнее стадо этих китов летом кормится как раз на том месте, где компания «Шелл» и ее партнеры по консорциуму, японские «Мицуи» и «Мицубиси», ставят морскую платформу и строят от нее несколько подводных трубопроводов на берег. Все предложения перенести место расположения платформы и избрать трассу прокладки трубопроводов, которая оставит китов в покое, отвергаются «Шелл» под предлогом необходимости экономии средств. Компания утверждает, что, начиная с 1999 года, она добыла здесь уже почти 7 млн. т нефти и пока никакого серьезного негативного воздействия на состояние китов отмечено не было.

Чтобы более наглядно показать Европейскому банку реконструкции и развития, чему угрожает выделяемый им кредит, участники акции протеста разместили перед входом в его здание большого надувного кита.

По проекту есть и другие острые вопросы. Компания «Шелл» упорно отказывается от предложения использовать при строительстве нефтепровода, который пройдет с севера на юг Сахалина к экспортному терминалу, воздушные переходы при пересечении многочисленных местных рек, в которых нерестится лосось. В условиях высокой сейсмичности это повысило бы их безопасность и позволило бы быстрее выявлять возможные повреждения трубы. Однако представители «Шелл» настаивают на том, что наиболее эффективным и безопасным вариантом будет пересечение в траншеях под руслом реки.

Представитель Европейского банка реконструкции и развития подтвердил, что у проекта «Сахалин-2», похоже, действительно имеются серьезные экологические проблемы. В связи с этим банк запросит дополнительную информацию у «Шелл», а также перенесет принятие решения о выделении кредита на конец 2004 года.

Источники: Scotsman 16.04.2004, Telegraph 17.04.2004.
к оглавлению

Канада.
Индейцы настаивают на том, что земля вдоль газопровода с дельты Макензи принадлежит им.

Совет по проведению экологической экспертизы проекта газопровода из дельты реки Макензи начал проведение предварительных общественных слушаний. Уже первые встречи с местным коренным населением выявили наличие серьезных проблем.

Значительную часть трассы газопровода предполагается проложить по землям традиционного проживания племени Дех Чо (Deh Cho), которое активно конфликтует с официальными властями Канады относительно прав на эти территории.

Представители местного населения резко потребовали, чтобы руководство оператора проекта из компании «Империал ойл» (дочерняя компания американской «Эксон-Мобил») прибыло на место и объяснило, что оно собирается делать. В процессе дальнейшего обсуждения стало выясняться, что компания «Империал Ойл», возможно, уделяет недостаточно внимания этой проблеме, поскольку просто не осознает всю серьезность земельного конфликта. Она полагала, что этот вопрос решен, и поэтому вела переговоры только с официальными властями.

Источник: CBC News 16.04.2004.
к оглавлению

Канада.
Для чего в действительности нужен газ из дельты Макензи.

Для обоснования необходимости проекта добычи газа в дельте реки Макензи и строительства газопровода для его транспортировки на юг страны власти Канады приводили много аргументов. Видное месте среди них занимала необходимость выполнения обязательств страны по сокращению выбросов парниковых газов в рамках Киотского протокола. Замена каменного угля, используемого для выработки электроэнергии на тепловых электростанциях, на природный газ действительно может дать значительный эффект.

Однако в начале апреля в «Эдмонтон Джорнэл» (Edmonton Journal) появилось краткое сообщение о том, что компания «ТрансКанада Пайплайнс Лимитед» (TransCanada Pipelines Ltd) согласовала с индейцами трассу трубопровода из дельты реки Маккензи в Форт Мюррей. Последний пункт является одним из крупнейших центров добычи и переработки нефтесодержащих песчаников. По запасам этого сырья Канада занимает одно из первых мест в мире. Однако для извлечения нефти из песчаников требуется много пара, при производстве которого тратится значительное количество энергии. Известно, что расчетная мощность газопровода из дельты реки Макензи даже меньше, чем это необходимо для увеличения добычи нефти из песчаников, запланированного к 2015 году.

Эта информация вызвала у общественных природоохранных организаций подозрение, что освоение газовых месторождений на реке Макензи имеет мало общего с выполнением Канадой обязательств Киотского протокола. Использование этого природного газа для добычи нефти из песчаников, наоборот, приведет к значительному увеличению объемов добычи минерального ископаемого топлива, и соответственно, росту выбросов парниковых газов.

Источник: Edmonton Journal 15.04.2004.
к оглавлению

Канада.
Жители Калгари не хотят, чтобы их травили газом с запахом тухлых яиц.

Бурный рост нефтяной и газовой промышленности канадской провинции Альберта привел к быстрому росту численности населения этого региона. Сейчас на участке между городами Эдмонтон и Калгари живет 2,1 млн. человек. В последнее время им все чаще приходится сталкиваться с негативными последствиями расширения зоны деятельности газовой и нефтяной промышленности. Все новые проекты по освоению месторождений нефти и газа приводят к изменению географии и условий проживания. В результате может резко меняться стоимость домов и другой недвижимости, а в ряде случаев возникает серьезная социальная напряженность.

Один из таких конфликтов может затронуть 250 тысяч жителей города Калгари. Компания «Комптон Петролеум» (Compton Petroleum) объявила о намерении пробурить дополнительно 6 газовых скважин. Добыча природного газа, как правило, создает меньше экологических проблем чем добыча нефти. Однако канадский газовый сектор имеет свои особенности. Примерно в 80% природного газа, добываемого в этой стране, содержится большая доля примеси высокотоксичного сероводорода. Знаменитый запах этого газа (тухлые яйца) ощущается человеком уже при ничтожной концентрации (полчасти на миллиард). При концентрации 500 частей на миллион человек может в течение нескольких секунд потерять сознание и погибнуть. Тем не менее, эта опасность не останавливает бурное развитие газовой промышленности Канады. В провинции Альберта она обеспечивает доход в 6,3 млрд. канадских долларов (около 5 млрд. долларов США)

Ранее проблемы с токсичностью сероводородных примесей в природном газе касались только рабочих, непосредственно занятых на обслуживании бурового и добывающего оборудования. Ощущения местного населения в основном ограничивались неприятными запахами, редкими взрывами и факелами горящего природного газа. На трубопроводах компании «Комптон Петролеум» утечки случались дважды в 1998 году.

Ее предложение провести бурение шести новых скважин создает совершенно новую ситуацию. В соответствии с действующими требованиями компания должна рассчитать зону возможного распространения сильного сероводородного загрязнения в случае аварии. Для этой зоны должны быть разработаны планы оповещения, а при необходимости - и эвакуации проживающего там населения. Оказалось, что на фазе бурения радиус зоны массового поражения может достигнуть 15 км. На фазе добычи она будет заметно меньше - 2,2 км.

В случае наиболее тяжелой аварии в зону распространения сероводородного облака попадают пригороды Калгари. В этом случае компании придется разработать планы эвакуации 250 тысяч человек. Очевидно, что быстрое проведение такой операции совершенно нереально. В связи с этим компания «Комптон Петролеум» обратилась к властям с просьбой сократить зоны эвакуации в случае аварии до 4 км. В качестве обосновании компания утверждает, что радиус загрязнения воздуха 15 км является наиболее экстремальным сценарием. За те несколько месяцев, что будут вестись буровые работы, вероятность его реализации будет ничтожна. Будут приняты все меры предосторожности, включая оборудование буровых системой поджига факела, что резко снизит токсичность выбрасываемых газов.

Однако с такими перспективами не соглашается значительная часть живущих поблизости людей. В результате деятельности «Комптон Петролеум» стоимость их домов и участков земли снизится, поскольку желающих жить рядом с газовым промыслом, добывающим природный газ в высокотоксичными примесями, нет.

Кроме того, в течение нескольких месяцев, пока будет проводиться бурение, местные жители вынуждены будут постоянно находиться напряжении, ожидая срочной эвакуации в случае аварии. Обещаниям «Комптон Петролеум», что опасность является чисто теоретическим сценарием, и ничего страшного не произойдет, население не верит. Все знают катастрофе, которая произошла несколько месяцев назад в Китае. В результате аварии на буровой произошел выброс природного газа с высоким содержанием сероводорода, в результате чего 243 человека погибли и 10 тысяч получили отравления. Им тоже говорили, что ничего страшно не случится.

Источник: Globe and Mail 12.04.2004.
к оглавлению

США.
«Коноко» согласилась уплатить штрафы за старые утечки.

Компания «Коноко» было поглощена компанией «Филипс Петролеум» в 2002 году. Однако новой компании «Филипс-Коноко» приходится отвечать за утечки, допущенные «Коноко» еще в 1997 и 2001 годах. Наиболее серьезными были два разрыва продуктопровода на территории штата Вайоминг в 1997 году, случившиеся с интервалом в одну неделю. В первый раз разлилось почти 300 т нефтепродуктов, во второй - 100 т. В обоих случаях часть загрязнений достигла местных ручьев. Причем при первом, более крупном разливе, остановить распространение нефтепродуктов по воде удалось только в 7 км от места аварии.

Обсуждение размера штрафных санкций за нанесение ущерба окружающей среде длилось 7 лет. В итоге власти и компания пришли к соглашению о штрафе на сумму 465 тысяч долларов. Такой относительно небольшой размер штрафа определяется серьезными мерами, которые компания приняла для предотвращения повторения такого рода аварий в дальнейшем.

В первом случае был проложен новый участок трубопровода длиной почти 1,5 км. Его уложили на большей глубине, чтобы избежать воздействия склоновых процессов, которые привели к повреждению старой трубы. Кроме того, была создана система наблюдений на движением склоновых отложений.

Во втором случае было переложено почти 4 км трубы. Новая трасса была проложена почти в километре от старого трубопровода. Это позволило обойти участок с нестабильными грунтами, движение которых вызывало разрывы. На новом участке также была развернута система контроля за состоянием трассы продуктопровода.

Источник: Billigs Gazette 17.04.2004.
к оглавлению

Бангладеш - Великобритания.
Сундарбан должен быть разбурен?

Шотландская компания «Кэйрн» (Cairn) получила от властей Бангладеш разрешение на разведку нефти и газа на двух блоках, один из которых включает в себя территорию леса Сундарбан. Он расположен в дельтах рек Ганг и Брахмапутра. Этот лесной массив является крупнейшим в мире местом обитания королевских бенгальских тигров, несмотря на то, что на его территории, поделенной между Индией и Бангладеш, проживает 6 млн. человек. Предварительные результаты их учета, проведенного в 2004 году, показывают, что в бангладешской части леса, возможно, обитает более 500 зверей. Сундарбан включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Природоохранные организации тут же начали протестовать против планов нефте- и газоразведки. Ранее поисковые работы в Сундарбане планировала вести компания «Шелл», однако в итоге она предпочла отказаться от работ по поиску и добыче нефти и газа на территориях объектов Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО и вышла из этого проекта.

Геологоразведочные работы увеличат риск столкновений людей и тигров. Кроме того, созданные при их проведении дороги могут использовать браконьеры и незаконные поселенцы.

Представитель «Кэйрн» заявил, что компания не собирается проводить какие-либо работы в этом лесном массиве, несмотря на то, что формально он включен в один из участков, предоставленных ей для проведения геологоразведочных работ. Какие-либо работы предполагается проводить не ближе нескольких километров от северной границы леса.

Исключение компании «Кэйрн» из списка, по которому подсчитывается фондовый индекс экологически и социально ответственных компаний, связано с тем, что она не опубликовала в установленные сроки отчет о социальной ответственности. В последнее время правила составления подобных отчетов изменились. Компания недавно приняла и опубликовала свою политику в области социальной ответственности. В ближайшее время она подготовит годовой отчет на эту тему, который будет соответствовать самым современным требованиям.

Рыночная стоимость «Кэйрн» составляет 1 млрд. фунтов стерлингов. В 2003 году она сообщила о прибыли в размере 47 млн. фунтов стерлингов. «Кэйрн» первой среди иностранных фирм получила от правительства Бангладеш разрешение на поиск и добычу углеводородного сырья. Сейчас она успешно эксплуатирует газовое месторождение на шельфе Бенгальского залива и ведет активную разведку новых залежей. Одна из них была обнаружена недалеко от границ Сундарбана.

Источник: Herald 12.04.2004.
к оглавлению

Япония.
Суда должны иметь страховку от разливов. Особенно северокорейские.

Верхняя палата японского парламента приняла новый закон, требующий, чтобы все заходящие в японские порты суда имели страховку на случай аварии, которая может привести к разливу нефти и нефтепродуктов. В 2002 году примерно четверть из 114 тысяч судов, заходивших в японские порты, такой страховки не имела.

В этом плане особо выделяются северокорейские суда. Страховка на случай аварии с разливом нефтепродуктов отсутствовала у 97% из 1344 северокорейских судов, подходивших к японским берегам. На ликвидацию разлива нефтепродуктов, произошедшего при аварии северокорейского сухогруза, севшего на мель в декабре 2002 году у берегов Японии, потребовалось 4,7 млн. долларов США. На неоднократные обращения японских властей компенсировать эту сумму северокорейская сторона просто не реагировала.

Теперь наступила реакция с японской стороны. С марта 2005 года, когда новый закон вступит в силу, власти получат право не позволять незастрахованным на случай разливов нефтепродуктов судам входить в японские порты.

Источник: AP-ENN 15.04.2004.
к оглавлению



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное