Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лесное обозрение

  Все выпуски  

Лесное обозрение 14


Информационный Канал Subscribe.Ru

N14  Нефтяное обозрение
5–11 апреля 
2004 г.
Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.

Составитель: Алексей Григорьев grig@forest.ru, редактор: Ксения Пахорукова ksenia@seu.ru.
Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0414.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Темы недели

Другие сообщения


Темы недели.

Нефтяной сектор России полным ходом проедает старые запасы.

Первый квартал 2004 года был отмечен ударной работой российских нефтяников и экспортеров. По сравнению с первым кварталом 2003 года добыча нефти увеличилась на 11% и достигла 110 млн. т. Из них в дальнее зарубежье в сыром виде было отправлено 43 млн. т, что на 23% выше показателей первого квартала 2003 года. Перевалка российской нефти в портах увеличилась на 30% и достигла почти 23 млн. т.

На фоне громких успехов сообщение главы департамента Министерства природных ресурсов г-на Мурзина, чем все это может кончиться, прозвучало довольно тихо. В 2002 году прирост новых подтвержденных запасов нефти составил 254 млн. т при уровне добычи в 380 млн. т. В 2003 году российские нефтяники опустошали закрома родины еще более успешно. Добыча составила 421 млн. т. А вот с восполнением ситуация обстояло гораздо хуже - прирост запасов составил лишь 240 млн. т.

Оказывается, дележка уже известных нефтяных месторождений давно завершена. Более 90% имевшихся подтвержденных запасов уже переданы недропользователям. В нераспредленном фонде недр осталось лишь 8% запасов нефти, да и те относятся к трудно извлекаемым. По мнению г-на Мурзина, после 2010 года разведенных ранее запасов нефти будет не хватать. Тем не менее, он считает, что в 2004 году объемы добычи нефти достигнут 440 млн. т. При сочетании благоприятных внутренних и внешних факторов в 2010 году будет добыто уже 490 млн. т, а в 2020 году - 520 млн. т.

Объяснение оптимизма чиновников из Министерства природных ресурсов основано на предположении, что нефтяные компании перестанут выплачить себе многомиллардные дивиденды, необходимые для покупки иностранных футбольных команд и роскошных поместий, и резко увеличат вложения в геологоразведку.

Для восполнения истощающейся сырьевой базы нефтяного сектора России в ближайшие 10 лет компании должны инвестировать около 30 млрд. долларов. В 2003 году на эти цели было потрачено около 45 млрд. рублей (1,5 млрд. долларов), включая 7 млрд. рублей государственных средств.

Источник: «Деловая неделя» 6.04.2004, «Нефтегазовая вертикаль» 2.04.2004, www.rusenergy.com 2.04.2004. «Известия» 7.04.2004.
к оглавлению

Нигерия.
Министр финансов борется с коррупцией с нефтяном секторе.

В период до 2010 года добыча нефти и газа в Нигерии и Анголе может принести до 150 млрд. долларов США. Госдепартамент США беспокоит, помогут ли эти огромные средства решить проблемы бедности, борьбе с болезнями, или опять будут разворованы коррумпированными чиновниками. Эта страна является крупнейшим потребителем нигерийской и ангольской нефти. Платежи американских потребителей будут составлять большую часть будущих африканских нефтегазовых миллиардов.

Эта ситуация обсуждалась на конференции «Внедрение отчетности и открытости в африканском нефтяном секторе: попытки реформ в Нигерии, Анголе, Сан-Томе и Принсипи» (Promoting Accountability and Transparency in Africas Oil Sector: Reform Efforts in Nigeria, Angola and San Tome and Principe»). В ее работе приняли участие министр финансов Нигерии, официальные представители Госдепартамента США, а также британского Офиса по иностранным делам и делам Содружества (British Foreign and Commonwealth Office).

В настоящее время 50-70% граждан Нигерии, которая является крупнейшим африканским производителем и экспортером нефти, живут менее чем на 1 доллар в день. Уровень заболеваемости СПИД уже достиг 5,8%. Экономика страны полностью зависит от мировых цен на нефть, которая обеспечивает 75% поступлений государственного бюджета. Стране предстоит выплачивать внешний долг в размере 32 млрд. долларов. Сделать это будет весьма трудно из-за могучей коррумпированности нигерийского чиновничества, которая до последней смены власти организовывалась и контролировалась руководителем государства.

Новое правительство, похоже, все-таки предпринимает попытки изменить эту ситуацию. На Интернет-сайте оно публикует результаты аудита и финансовые отчеты различных правительственных структур, в которых показано, на что идут средства государственного бюджета, получаемые за счет добычи и экспорта нигерийской нефти. Знакомство с этими данными приводит к весьма интересным открытиям. Власти одного из нигерийских районов из этого источника узнали, что они, оказывается, получили из федерального бюджета не 1 млн. найра, как это было в действительности, а целых 48 млн. найра. Сейчас власти страны пытаются установить куда делись 47 млн. найра, ушедшие из государственного бюджета в неизвестном направлении. Обеспечение местных властей и населения доступом к официальной отчетности об использовании средств государственного бюджета должно помочь федеральным властям бороться с вороватыми чиновниками различного уровня.

В решении этой задачи также помогает британская «Инициатива по открытости в добывающей промышленности» (Extractive Industries Initiative-EITI ). Однако она будет работать только при наличии внутри страны сил и структур, которые также настроены бороться с коррупцией и добиваться того, чтобы миллиарды от использования природных богатств шли на благо всего населения.

Об этих интересных событиях и тенденциях сообщил в своем официальном пресс-релизе Госдепартамент США. Правда, при этом он почему-то забыл упомянуть третью по объемам добычи и экспорта в США африканскую нефтяную державу - Экваториальную Африку (подробнее о ситуации в этой стране см «Нефтяное обозрение» №12 за 2004 год ). Наверное, просто правящий этой страной тотально-воровской режим пока не дорос до разговоров об открытости и отчетности на высоком международном уровне. Впрочем, работающим там американским нефтедобывающим компаниям это совсем не мешает.

Источник: US Dapartment of State 7.04.2004.
к оглавлению

США.
Эскимосы - губернатору Аляски: оставь наших китов в покое.

Как и следовало ожидать, экстравагантные идеи губернатора Аляски г-на Мурковски объявить конкурс на разведку и добычу нефти в узкой прибрежной полосе, контролируемой властями штата (см предыдущий выпуск «Нефтяного обозрения»), вызвали негативную реакцию у местных эскимосов.

Руководитель Комиссии по китам Аляски, которая официально регулирует промысел этих животных, выразил протест против каких-либо планов разведки и добычи нефти на шельфе Бофортового и Чукотского морей.

Любые работы, проводимые нефтяниками, могут привести к изменению путей миграции китов, на которых традиционно охотятся местные эскимосы. Они не только являются фактором беспокойства, но и создают риск загрязнения вод и побережья в случае аварийных разливов, которые в условиях Арктики очень сложно обнаруживать и практически невозможно убрать. Кроме того, местные жители получают очень малую часть платежей за пользование природными ресурсами, что не компенсирует их потери от работы нефтяников. Огромные средства идут в федеральный бюджет и бюджет штата, а местным жителям в основном остаются проблемы. Эскимосы в принципе особо не возражают против добычи нефти и газа на суше, но решительно не согласны с очередной попыткой перенести всю эту деятельность в море.

Тем не менее, губернатор Мурковски демонстрирует завидный напор и энтузиазм. Он заявил, что прогресс отрасли позволяет вести добычу нефти и газа на принадлежащей штату прибрежной части шельфа, не нанося ущерба традиционному китобойному промыслу. Мурковски задает риторический вопрос «Если это хорошо у побережья штата Техас, у побережья штата Луизиана, то почему это не будет хорошо для штата Аляска?!».

Похоже, многолетний сенатор от штата Аляска г-н Мурсковски слишком долго сидел в столице США г.Вашингтоне и уже забыл о некоторой разнице природных условий у берегов штата Луизиана, где растут пальмы, и гуляют полуголые туристы, и берегов Аляски, где в основном ничего не растет, лежит снег и гуляют белые медведи.

Впрочем, пока бывший сенатор, а теперь губернатор Мурковски показывает всем уровень своих познаний в географии и экологии, компании нефтяного сектора демонстрируют весьма низкий интерес к этой замечательной губернаторской инициативе. Попытки организовать конкурсы на освоение шельфовых месторождений северного склона Аляски в водах, контролируемых федеральными властями, уже предпринимались ранее. За последние годы никаких новых проектов, кроме уже действующих реализовано не было. Какая-либо активность продолжается только вблизи уже работающих промыслов с налаженной транспортной инфрастуктурой.

Идея транспортировать нефть (если ее еще найдут в достаточно больших количествах), которую будут добывать на принадлежащей Аляске узкой прибрежной полосе шельфа, по подводному трубопроводу называется просто нереальной. Стоимость этого сооружения будет чрезвычайно высокой.

Тем не менее, губернатор Мурковски продолжает бурлить энтузиазмом и фонтанировать идеями.

Источники: Petroleum News 4.04.2004, Reuters 6.04.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия.
«Роснефть» сможет добывать чеченскую нефть до 2022 года. Что дальше?

«Грознефтегаз», дочерняя компания «Роснефти», в 2003 году добыла 1,78 млн. т нефти, а в 2004 году - 1,96 млн. т. Примерно по 2 млн.. т. можно будет добывать еще в течение 4 лет, после чего разведанные запасы будут исчерпаны, и добыча начнет снижаться. В настоящее время извлекаемые запасы чеченской нефти оцениваются в 30 млн. т. Они смогут обеспечить добычу нефти до 2022 года. Прогнозируемые запасы нефти, которые еще должны быть подтверждены бурением, составляют еще 14 млн. т. Таким образом, все известные на настоящий момент запасы чеченской нефти составляют лишь 10% от объема добычи российской нефти в 2004 году.

Серьезной проблемой чеченских официальных нефтяников являются хищения нефти, которые, по самым скромным официальным оценкам, в 2004 году составили 100 тысяч т. Еще большие трудности возникают в связи с диверсиями на нефтепромыслах. В марте 2004 года были взорваны и загорелись три скважины. Ожидается, что фонтанирование скважин будет прекращено в ближайшие 2 месяца.

Источники: ИТАР-ТАСС 8.04.2004, «Известия» 9.04.2004, Полит.ру 9.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Чеченские сепаратисты не до конца взорвали эшелон с нефтью.

По счастливой случайности взрыв устройства, организованный в очередной раз «неустановленными лицами» на перегоне Ищерская-Тихорецк в Краснодарском крае, не привел с серьезным последствиям. Несмотря на повреждение четырех шпал и топливного бака тепловоза, локомотив и следовавшая за ним 51 цистерна с нефтью с железнодорожного полотна не сошли. Разлива нефти не произошло.

Источник: www.regnum 8.04.2004.
к оглавлению

Россия.
«Роснефть» сделает побережье Черного моря промышленно развитым.

Президент компании «Роснефть» г-н Богданчиков сообщил о том, что его компания наравне с другими будет активно участвовать в превращении российской части побережья Черного моря в зону развитой нефтяной промышленности. Для этого 600 млн. долларов будет инвестировано в коренную реконструкцию Туапсинского нефтеперерерабатывающего завода, а экспорт нефтепродуктов через Туапсинский порт будет увеличен с 10 млн. т до 15 млн. т в год.

Теперь отдыхающие на черноморском побережье России смогут полюбоваться не только морской гладью и дельфинами, но и трубами нового нефтеперегонного завода, проплывающими мимо танкерами, а также тем, что с них в воду сбрасывают.

Источник: www.rusenergy.ru 9.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Баренцево море «Роснефть» тоже сделает промышленно развитым.

Несмотря на определенные финансовые проблемы, совместная компания «Севморнефтегаз», владельцами которой являются «Газпром» и «Роснефть», уже в 2005 году собирается получить первые партии нефти с шельфового месторождения Приразломное в Печорской губе Баренцева моря. Нефть будут поставлять на установленный около Мурманска танкер-накопитель «Белокаменка». К 2010 году объемы добычи на Приразломном месторождении должны быть доведены до 7 млн. т в год.

Сейчас на расположенном в Северодвинске «Севмашпредприятии» идет достройка морской ледостойкой платформы «Приразломная». Ее проектировало ЦКБ морской техники «Рубин» всемирно известное своими проектами российских атомных подводных лодок. Стоимость этого нового сооружения, создаваемого российским военно-промышленным комплексом в рамках конверcии, составит 800 млн. долларов. Остается надеяться, что оно окажется более плавучим и менее взрывоопасным, чем подводные лодки ЦКБ «Рубин».

Источник: www.regions.ru 9.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Минприроды собирается найти очень много нефти и газа в Баренцевом море.

После сообщения представители Минприроды г-на Мурзина о весьма прискорбной ситуации с воспроизводством сырьевой базы российского нефтяного сектора, тот же источник на прошедшем в Санкт-Петербурге 4 международном форуме «Топливно-энергетический комплекс России: региональные аспекты» внес мощную струю оптимизма. Оказывается, из морских окраин России можно извлечь 13,5 млрд. т нефти и 79 трлн кубометров природного газа. Степень этой «извлекаемости» и определение изящноего понятия «морская периферия России» (общепризнанная международным правом исключительная экономическая зона, или фантазии и мечты российских чиновников) представитель Минприроды не уточнил.

До 2010 года Минприроды собирается выставить на тендер права на проведение разведки и освоения 12 наиболее перспективных участков в акватории Баренцева моря. В их число входят Печорская губа, Кольский шельф, два Приновоземельских района.

Перспективные ресурсы нефти и газа Баренцева моря способны обеспечить к 2020 году добычу 30 млн. т нефти и до 130 млрд. куб.м природного газа. Это примерно 6% от 520 млн. т., которые, по ожиданиям российских чиновников, будут добыты в 2020 году. Откуда на фоне стремительного снижения разведанных запасов нефти они собираются обеспечить остальное, - покрыто мраком неизвестности.

Источники: «Деловая неделя» 6.04.2004, www.regions.ru 6.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Министр природных ресурсов России задумался о государственных интересах.

Новый министр природных ресурсов г-н Трутнев заявил, что предлагаемый «Транснефтью» маршрут нефтепровода Тайшет-Находка не совсем оптимален относительно прогнозируемых запасов нефти в регионе. Сейчас «Транснефть» предлагает наиболее короткий вариант трассы трубопровода на Дальний Восток. Нефть от расположенных в восточной части страны месторождений, которые, впрочем, еще только предстоит освоить, предлагается поставлять к нему по дополнительным нефтепроводам.

Сейчас Минрироды, Минэкономразвития и «Транснефть» собираются совместно рассмотреть все аспекты проекта и определиться, каким образом его поддерживать дальше. Относительно экологической экспертизы проекта г-н Трутнев сообщил, что она находится на заключительной стадии. По имеющейся у него сведениям предварительные оценки позитивные.

Уровень информированности или правдивости г-на Трутнева можно оценить, познакомившись с нашим сообщением на тему нефтепровода «Тайшет-Находка» в предыдущем выпуске «Нефтяного обозрения».

Источник: РИА-Новости 8.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Проект освоения Ковыктинского месторождения активизируется.

Компания «РУСИА Петролеум» в середине 2004 года собирается заключить предварительные соглашения с Китайской национальной нефтедобывающей корпорацией (CNPC) и Корейской газовой корпорацией (Kogaz) на поставки газа с Ковыктинского месторождения. Об этом сообщил вице-президент компании ТНК-ВР, которая является основным акционером «РУСИА Петролеум», владеющей лицензией на освоение этого местрождения. Кроме того, готовится проект соглашения с Восточно-Сибирской газовой компанией, которая была создана в марте 2004 года ТНК-ВР и администрацией Иркутской области для обеспечения газом и газификации этого региона. В 2004 году ожидается что участником проекта освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения станет компания «Газпром».

Первый этап релизации проекта, по предварительным оценкам, будет стоить примерно 600 млн. долларов.

Источники: «Время новостей» 8.04.2004, «Ведомости» 8.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Возить нефть в Китай и на Дальний Восток будет особо аварийная железная дорога.

В предыдущих выпусках мы сообщали, что на фоне задержек со строительством нефтепроводов в Китай к дальневосточным портам свои услуги активно предлагает железная дорога. Уже в ближайшие годы она готова увеличить объемы перевозок нефти как по Байкало-Амурской, так и Транссибирской магистрали на десятки млн. т в год. Составы с нефтью, проходящие вдоль берегов озера Байкал, в обоих вариантах будут обслуживаться Восточно-Сибирской железной дорогой (ВСЖД), на которой произошли серьезные кадровые перемены.

Президент ОАО «Российские железные дороги» г-н Фаддев, представляя нового начальника ВСЖД г-на Тишарина, подверг резкой критике предыдущего начальника г-на Касьянова: »Все дороги примерно одинаковы, - заявил господин Фадеев. - Но если рассматривать вопросы безопасности, по авариям и их последствиям подобной дороги нет».

Только за последние восемь месяцев на Восточно-Сибирской железной дороге произошло 4 крупных крушения, в которых 3 человека погибли, 11 получили ранения.

Не менее интересные факты выявлены и в финансовой сфере. Ревизия строительства Северо-Муйского тоннеля Байкало-Амурской магистрали выявила перерасход около 1,8 млрд. рублей, и, как деликатно было сообщено, отсутствие следов 400 млн. рублей.

Остается только задуматься о том, какими могут быть экологические последствия перевозки десяти, а через несколько лет и двадцати миллионов тонн нефти по построенным и содержащимся в таких условиях железнодорожным магистралям вдоль Байкала.

Источник: «Коммерсантъ» 10.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Минэкономразвития не нравится благотворительность «Транснефти».

В предыдущем выпуске «Нефтяного обозрения» мы сообщали о том, что монополии «Транснефть» очень хочет заниматься благотворительностью. Но, поскольку она является государственной компанией, для этого приходится изыскивать весьма замысловатые схемы. Одна из них - реализация «излишков» в несколько сотен тысяч т нефти, которые почему-то регулярно каждый год обнаруживаются у дочерних компаний «Транснефти». Причины их возникновения разнообразны. Это погрешности измерения (которые почему-то все время случаются только в одну сторону), завышенные нормативы «испарения» и тому подобные незамысловатых механизмы, которые при их использовании частными лицами в не особо крупных размерах попадают под соответствующие статьи уголовного кодекса. Однако здесь ситуация совершенно иная. И объемы существенные, и компания государственная.

Проблема возникла только с тем, куда следует направить средства от реализации этих «излишков». Ранее Минимущество давало указания директорам «Транснефти», как следует голосовать при решении этого вопроса. У чиновников этого ведомства, озадаченных гораздо более крупными и легкодоступными финансовыми потоками, «излишки» компании «Транснефть» до сих пор особого интереса не вызывали.

Однако в результате последних перестроек правительства Минимущество привратилось в простое агентство и попало под крышу Минэкономразвития. Чиновников этого министерства проблема сотен тысяч тонн нефти, чудесным образом возникающих из ничего, почему-то очень волновала. Как истинные государственники, они требовали, чтобы дополнительные доходы, получаемые столь чудесным способом, шли не на «благотворительность», пускай очень своевременную и правильную, а в бюджет. Кроме того, Минэкономразвития напомнило, что с ним не согласован ряд предыдущих подобных сделок «Транснефти».

Минэкономразвития даже вспомнило, что вообще-то правительство дало поручение о разработке порядка распределения прибыли от продажи обнаружившихся в недрах «Транснефти» «излишков» нефти. Пришла пора продажи и распределения прибыли от продажи очередных 190 тысяч т, а разработанного, соответствующим образом согласованного и утвержденного чиновниками положения все нет.

Представители нефтяных компаний, сдающие нефть, в процессе перекачки которой по трубопроводам «Транснефти» возникают «излишки», комментировать ситуацию отказались. Оно и понятно. Ведь хрен редьки не слаще.

Источник: «Ведомости» 8.04.2004.
к оглавлению

Россия.
В Башкирии пресечена попытка хищения большой партии нефтепродуктов.

Сотрудниками Уфимского РОВД прервали хорошо организованный процесс кражи топлива из продуктопровода. На месте залива нефтепродуктов были задержаны четыре автоцистерны, на которые уже было закачано 30 т топлива. Водители утверждали, что их просто наняли для перевозки нефтепродуктов на известном в Уфе месте торговли подобным товаром - Степановском повороте. О криминальном характере груза они не догадывались, тем более, что заправка одной цистерны объемом 16 т была хорошо организована и занимала всего 20 минут.

Органы следствия теперь будут пытаться установить, каким образом сбывались похищенные нефтепродукты. Предстоит выяснить, почему оператор насосной станции не обращал внимания на периодические падения давления в трубе, когда через врезку ее содержимое направлялось в автоцистерну. Представляется интересным и ответ на вопрос, а почему владелец трубопровода не был обеспокоен тем, что количество закачиваемых в него и доходивших до пункта назначения нефтепродуктов сильно различалось.

Источник: www.regions.ru 5.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Губернатор Бутов выступил против хищения государственных средств.

В июле 2005 году Стокгольский арбитражный суд рассмотрит иск французской компании «Тоталь» (Total) против Российской федерации. Компания настаивает на признании обоснованными произведенных под ее руководством затрат на освоение Харьягинского месторождения нефти. Эта работа ведется на условиях Соглашения о разделе продукции, которое было подписано в 1995 году.

Оператором проекта является «Тоталь», которой принадлежит 40% акций. Остальные участники - норвежская «Норск Гидро» (Norsk Hydro) - 30%, Ненецкая нефтяная компания (10%). В 2002 году участником проекта с долей 20% стала компания «Лукойл».

Затраты «Тоталь», предъявленные на утверждение в 2001 году, составили 146 млн. долларов, в 2002 году - 178 млн. долларов. Правительством Российской федерации были утверждены на 2001 году затраты в размере 110 млн. долларов. На 2002 год плановая смета затрат составила 195 млн. долларов.

Основным критиком действий компании «Тоталь» является губернатор Ненецкого автономного округа Владимир Бутов. Он настаивает на том, чтобы объемы затрат на освоение месторождения строго контролировались государством, поскольку многие из них являются бумажными, предназначенными для ухода от налогообложения. Власти Ненецкого автономного округа категорически против тех затрат, которые совершала «Тоталь». Контроль их обоснованности затрудняется и тем, что Харьягинское месторождение разрабатывается без четкой технологической схемы. Компания с 1999 года обещает предоставить этот документ, но все никак не сделает этого.

Г-н Бутов утверждает:

»Тратятся сотни миллионов долларов, которые якобы необходимы на обустройство месторождения, а мы не видим основного документа, по которому можно посмотреть экономику - действительно ли это нужно брать или же это есть завышение затрат. Мы считаем, что там завышаются затраты, и завышаются в несколько раз, в реализации проекта не все чисто, не все понятно - совсем не так, как заявляют».

Источник: «Время новостей» 6.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Руководство «Мицуи» на Сахалине ждал сюрприз: оказывается ей недовольны.

Рабочая встреча вице-президента японской компании «Мицуи» и недавно избранного губернатора Сахалинской области г-на Малахова имела довольно неожиданное завершение.

Компания «Мицуи» входит в состав консорциума, который реализует проект «Сахалин-2», осваивающий Пильтун-Астохское и Лунское месторождения. Работы ведутся компанией «Сахалин Энерджи», акционерами которой являются «Шелл» (55%), Мицуи (25%) и Мисубиси (20%). В 2004 году инвестиции по проекту должны составить 3 млрд. долларов. Одним из основных объектов строительства будет завод по производству сжиженного природного газа в поселке Пригородное. Его строительство предполагается завершить в 2007 году, после чего должны начаться регулярные экспортные поставки в Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

После мирного обсуждения хода работ по реализации проекта губернатор Малахов неожиданно подверг резкой критике организацию управления проектом, нарушения российского законодательства, завышение цен. Дополнительную остроту беседе добавил присутствовший на встрече вице-губернатор г-н Белозерский, который заявил:

«Мы соглашаемся, когда по объективным причинам удорожание происходит по объектам производства и инфраструктуры, но нас не устраивает, когда оператор представляет завышенные сметы на выполнение административно-управленческих задач».

Следует учитывать, что проект «Сахалин -2» реализуется на условиях Соглашения о разделе продукции, и эти расходы будут компенсированы за счет российской стороны.

Беседа с представителем «Мицуи» является продолжением серии переговоров нового губернатора Сахалина с нефтяниками. Незадолго до этого он побеседовал также с руководством японских компаний Chiyoda и Toyo Engniering, строящими завод по производству сжиженного природного газа. По словам губернатора, подрядные организации этих компаний вообще нанимают на работу лиц с уголовной биографией. Они не следят за тем, в каких условиях обитает используемая подрядчиками рабочая сила. В марте из-за антисанитарии среди строителей завода произошла вспышка кишечной инфекции.

Источник: «Коммерсантъ» 9.04.2004.
к оглавлению

Россия.
«Приморское морское пароходство» обновляет флот.

Компания «Приморское морское пароходство» (г. Находка) является четвертой по размерам судоходной компанией России. Она специализируется на перевозках нефтеналивных грузов. В 2003 году компания перевезла 10,7 млн. т нефти, в том числе 1,4 млн. т с сахалинских месторождений. Она выиграла тендер на обслуживание проекта «Сахалин-1», оператором которого является американская компания «Эксон-Мобил». Номинальным держателем 56% акций акций «Приморского морского пароходства» (ПМП), контролируемых менеджментом компаний, является ЗАО «ИНГ Банк Евразия».

«Приморскому морскому пароходству» принадлежит 44 танкера общим дедвейтом 820 тысяч т. Их средний возраст - 15 лет. Сейчас компания активно реализует программу постройки новых судов, после чего общий дедвейт ее флота достигнет 1,5 млн. т. На хорватской верфи «Бродосплит» строятся два современных танкера дедвейтом по 108 тысяч т. Один из них будет работать на перевозках нефти с Сахалина, другой пойдет на Балтику.

На южнокорейской компании «Хендэ» (Hyundai Heavy Industries) размещен заказ на строительство еще трех судов усиленного ледового класса, каждое дедвейтом по 100 тысяч т. Общая стоимость этого контракта - 150 млн. долларов. После того, как суда войдут в строй в 2006 году, их будут использовать для перевозки нефти, добываемой в рамках проекта «Сахалин-1».

Кроме этого, в апреле 2004 году с «Хендэ» был подписан новый контракт на строительство еще двух танкеров усиленного ледового класса, каждый дедвейтом 166 тысяч т. Судно такого типа сейчас стоит 80 млн. долларов. Для финансирования использовались заемные средства. Танкеры вступают в эксплуатацию с 2007 году и будут перевозить в Европу российскую нефть, отгружаемую с экспортного терминала в порту Приморск на Балтийском море.

Источники: «Коммерсантъ» 6.04.2004, «Время новостей» 8.04.2004, www.zrpress.ru26.04.2004.
к оглавлению

Россия.
Ледовая танкерная горячка на берегах Балтийского моря

Развитие нетфеналивного порта в Приморске (ООО»Спецморнефтепорт Приморск») мощностью 42 млн. т в год, а, в перспективе, и 62 млн. т в год, привело к резкому росту спроса на услуги танкеров ледового класса, обслуживающих его зимой. В 2003 году было официально зарегистрировано 198 заходов в Приморск танкеров дедвейтом от 34 тысяч до 100 тысяч т. На этом направлении работает 89 перевозчиков. Все они ходят под иностранными флагами, до 70% грузооборота обеспечивают иностранные компании. Крупнейшими судоходными компаниями, обслуживающими Приморск, являются финская Fortum Shipping, шведская Knutsen и швейцарская Progetra. Из российских там работают «Совкомфлот» и «Новошип». В дальнейшем, после завершения строительства новых судов к ним намерено присоединиться и Приморское морское пароходство.

В зимний сезон 2003-2004 гг. из-за дефицита судов ледового класса стоимость фрахта достигала 28 долларов за тонну перевозимой нефти. Порт был вынужден принимать суда недостаточно высокого для сложившейся ледовой обстановки класcа. Сейчас зимний ажиотаж уже спал и цены резко снизились.

Высказываются опасения, что массовое строительство танкеров усиленного ледового класса, которые будут введены в строй в 2007 году, может привести к созданию избыточных мощностей, что снизит прибыльность перевозок. Однако многие компании ожидают дальнейшего роста объемов экспорта российский нефти через Балтийское море или через моря Северного ледовитого океана, где новые суда усиленного ледового класса все равно найдут применение.

Источник: «Коммерсантъ» 6.04.2004
к оглавлению

Россия.
Компания «Сургутнефтегаз» посодействует промышленному развитию побережья Балтики.

Компания «Сургутнефтегаз» собирается инвестировать 1,7 млрд. долларов США в реконструкцию принадлежащего ей Киришского нефтеперерабатывющего завода («КИНЕФ») и строительство порта на Финском заливе для экспорта нефтепродуктов.

В реконструкцию «КИНЕФа», который сейчас перерабатывает около 16 млн. т нефти в год, будет вложен 1,1 млрд. долларов. Этот завод был построен в 1966 году. Одним из основных видов выпускаемой здесь продукции был мазут, использвемый на местных тепловых электростанциях. В 1990-е годы он составлял около половины от общего объема производства.

Благодаря реконструкции глубина переработки сырой нефти будет резко увеличена. Производство мазута почти прекратится. Вместо него будут выпускать более выгодные легкие нефтепродукты - бензин и дизельное топливо, отвечающие требованиям рынка Евросоюза. После завершения этих работ к 2008 году завод сможет отправлять до 90% своей продукции на экспорт. Ее будут вывозить через порт в бухте Батарейная мощностью 7,5 млн. т нефтепродуктов в год. Его строительство обойдется в 600 млн. долларов.

Кроме того, «Сургутнефтегаз» и «Роснефть» сейчас анализируют возможность строительства нового нефтеперерабатывающего завода недалеко от Санкт-Петербурга. Его потребность в сырье составит около 10 млн. т сырой нефти в год. Стоимость этого проекта оценивается в 1,4 млрд. долларов. Одной из главных проблем организации работы этого предприятия будет его обеспечение необходимыми объемами чистой воды. Сейчас в качестве одного из вариантов решения рассматривается строительство водопровода из Ладожского озера.

Источник: Moscow Times 7.04.2004.
к оглавлению

Россия.
В порту Санкт-Петербурга создан пункт по сбору разлитых нефтепродуктов.

Государственное унитарное предприятие «Пиларн» и ОАО «ЭКО Феникс Холдинг» подписали договор о создании опорного пункта по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на акватории порта Санкт-Петербурга. В случае необходимости эти компании будут объединять ресурсы и действовать совместно. Для налаживания взаимодействия будут проведены специальные учения.

Пост будет расположен на территории Балтийского судостроительного завода. Он будет действовать в период навигации, до образования льда. На круглосуточном дежурстве будет находиться принадлежащее ГУП «Пиларн» современное (2003 года постройки) специализированное судно «Рубеж». Оно представляет собой нефтесборщик-бонопостановщик последнего поколения. Судно имеет мощный двигатель, позволяющий ему справляться с сильным течением Невы даже при полностью развернутом нефтесборочном оборудовании. Собранные нефтеотходы будут направлять на переработку на очистной комлекс «Север», располагающийся на стоянке в акватории морского порта.

ОАО «ЭКО Феникс Холдиенг» обеспечит пост боновыми заграждениями, другим оборудованием и снаряжением, топливом, электроэнергией, стоянкой на своем причале. Эта компания является одним их крупнейших бункеровщиков в регионе.

Источники: Росбалт 9.04.2004, Правда 9.04.2004.
к оглавлению

Канада.
Добыча нефти и газа на шельфе Британской Колумбии мало интересует компании.

Прошедшие слушания о целесообразности отмены моратория на добычу нефти и газа на шельфе у берегов канадской провинции Британская Колумбия показали, что эти проекты нужны скорее чиновникам, а не бизнесу. Представитель одной из крупнейших канадских нефтяных компания «ЭнКана» (EnCana) заявил, что последнее, чем хотела бы заниматься компания - это реализация проектов против воли большого количества граждан страны.

Кроме того, добыча нефти и газа на шельфе требует гораздо больше времени и средств. Для того, чтобы компания уровня «ЭнКана» решилась на начало таких проектов, необходимо создать благоприятную правовую обстановку.

Власти провинции работают над ее созданием. Однако пока наиболее значительные результаты достигнуты на суще, в северо-восточной части Британской Колумбии. За последние пять лет добыча природного газа здесь выросла на 25%. Численность пробуренных скважин увеличилась с 750 до 1144. Платежи в бюджет провинции превысили 2 млрд. долларов, и стали крупнейшим источников поступлений, превышающим доходы от лесного сектора.

Промыслы на территории Британской Колумбии обеспечивает 15% от общего объема добычи природного газа компания «ЭнКана». В течение, по крайней мере, ближайших 10 лет она собирается продолжать активно работать в этом регионе.

Источник: Globe and Mail 8.04.2004.
к оглавлению

США.
Стрельба по нефтепроводам стоит дорого.

В октябре 2001 года приживавшие на Аляске браться Дэниел и Рэнди Льюис (Daniel and Randy Lewis) приятно проводили время, выпивая на свежем воздухе и занимаясь стрельбой по сторонам из мощной дальнобойной винтовки. Одной из мишеней стал проходивший рядом Трансаляскинский нефтепровод. Меткий выстрел, как потом установил суд, младшего из братцев, 40-летнего Дэниела, поразил трубу. Через пробитую пулей дыру забил фонтан нефти.

Пока его обнаружили и ликвидировали, из трубопровода вытекло более 900 тонн нефти, что стало вторым по величине разливом за все время эксплуатации нефтепровода. Стоимость работ по ликвидации последствий развлечений братьев Льюисов, хорошо известных своими предыдущими пьяными выходками, обошлась компании «Алюеска», эксплуатирующей, трубопровод, в 17 млн. долларов. Ремонт пришлось проводить предельно быстро. В связи с прекращенеим перекачки нефти по поврежденному нефтепроводу возникла угроза необходимости остановки работы нефтепромыслов на северном склоне Аляски, что привело бы к еще большим потерям.

Сейчас Дэниел Льюис имеет возможность следующие 16 лет поразмышлять о своем поведении, сидя в тюрьме. Кроме этого, судья обязал его компенсировать те 17 млн. долларов затрат, которые понесла компания «Алюеска». У компании нет ни малейших сомнений, что Дэниел Льюис не выплатит и крохотной части этой огромной суммы. Его официальный доходы начиная с 1990 года составил всего лишь 16 тысяч долларов. Кроме того, он должен выплачивать средства на содержание двух детей.

Тем не менее, назначивший эту меру судья считает, что она будет иметь хотя бы воспитательный смысл. Во время сидения в тюрьме Дэниел Льюис будет продолжать разорять налогоплательщиков, которые будут платить за содержание тюрьмы. Если он будет вести себя примерно, то, возможно, его поскорее выпустят на волю. В этом случае судья обязал, чтобы в течение пятилетнего испытательного срока Льюис выплачивал хотя бы по тысяче долларов в год на компенсации причиненного им ущерба.

В качестве совсем уже теоретического случая судья указывает на такие варианты, как получение наследства или выигрыш в лотерее, и тогда уже ему придется платить по полной.

Источники: Reuters-ENN 9.04.2004, Faibanks Daily Mainer 6.04.2004.
к оглавлению

США.
Местные жители требуют запретить «Юнокал» продолжать работы.

В районе пролива Кука в штате Аляска компании «Юновал» (Unocal) принадлежит 10 морских платформ, которые ежедневно добывают 1,3 тысяч т нефти. Жители расположенных здесь четырех деревень, а также представитель местной природоохранной общественной организации обратились в Агентство по охране окружащей среды с просьбой отказать этой компании в продлении разрешения на выбросы сточных вод. Они недовольны постоянно продолжающимися нарушениями «Закона о чистой воде». За 1998-2003 гг. было зафиксировано 750 таких нарушений. Местное коренное население считает, что представители «Юнокал» только говорят о том, что сброс был незначительным и будут приняты меры по предотвращению подобных случаев в дальнейшем, но реально ничего не меняется.

Кроме того, местные жители считают, что характер разрешения должен быть изменен. Вместо общего разрешения на сбросы со всех 10 платформ, должны быть определы объемы выбросов с каждой из них, что позволит гораздо более жестко контролировать выполнение требований охраны природы. Местное население также хочет, чтобы штрафные санкции за загрязнение вод поступали на компенсацию их потерь, а не в федеральный бюджет.

Агентство охраны окружающей среды и компания «Юнокал» сейчас работают с этим обращением, которое должно быть учтено при оформлении нового разрешения на водпользование, в том числе и сброс загрязненных вод.

Источник: Peninsula Clarion 8.04.2004.
к оглавлению

США.
Спасательный флот наготове. За 50 млн. долларов в год.

Принадлежащий бесприбыльной компании «Марин Спилл Риспонс Корпорейшн» (Marine Spill Response Corporation) флот из 15 специализированных судов каждый год принимает участие в ликвидации 25 утечек нефти и нефтепродуктов в открытом море. Последней его крупной операцией была уборка пятна нефтепродуктов, образовавшегося на месте гибели танкера «Боу Маринер», перевозившего этиловый спирт. Тогда с плади 25 кв. км было собрано более 80 т смеси морской воды и разлившего топлива.

Флот компании «Марин Спилл Риспонс Корпорейшн» был создан в соответствии с «Законом о загрязнении нефтью» 1990 года. Тогда, после аварии такнера «Эксон Валдес» от компаний, занимающихся транспортировкой нефти и нефтепродуктов потребовали разработать планы действий на случай наиболее тяжелых аварий, а также заключить контракты с аварийно-спасательными компаниями.

В создание флота «Марин Спиллс» было инвестировано 420 млн. долларов. Ее услугами пользуется большинство судоходных компаний, занимающихся контейнерными перевозками, ряд танкерных компаний. Ежегодный бюджет компании составляет 50 млн. долларов. Это кажется слишком много для ликвидации 25 разливов. Однако представитель «Марин Спиллс» говорит, что ее услуги столь же необходимы, как и услуги пожарных, которые большую часть времени находятся в состоянии готовности и только небольшую часть своего рабочего времени борются с огнем.

Источник: Daily Press 10.04.2004.
к оглавлению

США.
Жители Сайкомиш не могут решиться на очистку от нефти.

В расположенном среди Скалистых гор крохотном городке Скайкомиш (Skykomish) проживает всего лишь 220 человек. Когда-то это была мощная железнодорожная станция, число жителей которой достигало 8000 человек. Однако с течением времени необходимость в большом количестве рабочей силы для обслуживания железной дороги отпала. Сейчас опустевший Скайкомиш, сохранившийся как живой музей быта небольшого городка начала прошлого века, пытается развиваться как туристический центр. Хорошая транспортная доступность, живописные окрестности привлекают сюда тысячи туристов. Они приезжают, чтобы отдохнуть в расположенном поблизости национальном лесу, половить лосося и форель в протекающей здесь реке Скайкомиш.

Однако в последние годы отдых на берегах этой реки, особенно в конце лета, вместо удовольствия может принести разочарование. Причина - просачивание нефти и нефтепродуктов из грунтовых вод. Этот процесс начался десятки лет назад. Его причина - утечки мазута и дизельного топлива, которыми многие десятилетия заправлялись здесь локомотивы железнодорожной компании «Барлингтон Нозерн Санта Фе Рейлвэй» (Burlington Northern Santa Fe Railway). В прежние времена к этому относились спокойно. И если во время заправки происходила утечка, на нее не обращали особого внимания. Через несколько минут все разлитое уходило в грунт. В итоге практически под всем городком образовалась линза из смеси мазута и дизельного топлива. Она начала просачиваться в воды местной реки еще во время активной работы железнодорожной станции.

Однако город Скайкомиш полностью зависел от компании. В обмен на постоянную хорошо оплачиваемую работу местное население готово было мириться с такими неудобствами, как нефтяное загрязнение реки. Когда власти в 1970-е годы обратили внимание на эту проблему, население городка посоветовало им заняться более важными вещами.

В последние годы ситуация заметно изменилась. Запустевший Скайкомиш сейчас пытается жить за счет туризма. Вид плывущей по реке нефтяной пленки и осознание того, что предлагаемые для отдыха дома, да и весь этот живописный и тихий поселок стоят на линзе разлитых нефтепродуктов вряд ли будут способствовать привлечению туристов.

К счастью, компания «Барлингтон Нозерн Санта Фе Рейлвэй» продолжает работать до сих пор. Она не отказывается от своей ответственности за сложившуюся ситуацию и готова выделить средства для проведения очистных работ. Пока их не могут начать из-за того, что уже более 10 лет местные жители не могут решить, какой вариант предпочтительнее. Компания предложила 9 сценариев проведения очистки. Самый радикальный предусматривает постепенное, в течение 5-6 лет, перекапывание практически всей территории городка. Эти работы обойдутся в 50 млн. долларов, что равно годовому лимиту средств, которые компания выделяет для проведения таких работ.

Однако местные жители опасаются, что после столь решительных действий от Скайкомиша вообще ничего не останется, не говоря уже о каких-либо перспективах развития туризма. Правда, кое-кто считает, что компания специально разработала такой устрашающий план проведения очистных работ, чтобы жители Скайкомиша согласились на менее радикальные, и, соответственно, более дешевые варианты. У компании «Барлингтон Нозерн Санта Фе Рейлвэй» есть еще много мест, жители и власти которых требуют от нее проведения очистных работ, поэтому средства желательно экономить.

Наиболее скромный вариант предусматривает создание системы заградительных барьеров вдоль берега реки. Они должны задерживать на специальных поглотителях переносимые грунтовыми водами нефтепродукты. Такое решение обойдется всего лишь в 4,4 млн. долларов. Оно не приведет к необходимости перерывать поверхность всего городка и, скорее всего, не привлечет повышенного внимания посетителей.

Ведь в настоящее время уровень загрязнения атмосферы и поверхности земли в Скайкомише находится в пределах допустимых значений. Разлитые нефтепродукты находятся достаточно глубоко в земле, на поверхности грунтовых вод. Некоторые жители склоняются к этому варианту. Они надеются, что кроме создания системы защитных сооружений вдоль берега реки компания может посодействовать развитию здесь туризма - помочь сделать музей железнодорожной техники, участвовать в развитии маршрутов.

Немногочисленное население Скайкомиша должно просто определиться с тем, чего оно хочет.

Источники: Seattle Post Intelligencer 5.04.2004.
к оглавлению

Эквадор.
Нефтяникам и властям - доходы, местным жителям - рак.

Начиная с 1970-х годов из недр Эквадора было добыто почти 300 млн. т нефти. Ее продажа обеспечивает 40% экспорта этой страны и поступлений в национальный бюджет. Благодаря добыче нефти доходы в расчете на душу населения удалось поднять с 290 долларов в США в 1972 году до 1200 долларов в 2000 году.

Однако нефтяное процветание было достигнуто за счет сильного загрязнения окружающей среды в районах добычи и транспортировки нефти. На грунт и в поверхностные водотоки в принадлежащей Эквадору части Амазонии, где расположены основные месторождения, были сброшены десятки тысяч т нефти и огромное количество пластовых вод. Анализы показывают, что в некоторых нефтедобывающих районах содержание нефти в реках более чем в 100 раз превышает предельно допустимые концентрации, принятые в странах Евросоюза.

В мартовском 2004 года номере «Панамериканского журнала общественного здоровья» (Pan American Journal of Public Health) была опубликована совместная статья эквадорских специалистов и шведских исследователей из университета Умео. В ней приведены результаты изучения последствий добычи эквадорской нефти на здоровье местного населения. Было доказано существенное повышение уровня заболеваемости различными видами рака на территориях, где последние 20 лет велась активная добыча нефти.

Источник: Innovations Report 7.04.2004.
к оглавлению

Казахстан.
Общественность должна была услышать про сейсморазведку на Каспии.

В Актау 14 апреля 2004 году должны были пройти общественные слушания по проекту оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) сейсморазведочных работ на морских участках Тюб-Караган и Аташская. Они расположены в центральной части казахского сектора Каспийского моря и занимают соответственно площади 1,1 тыс.кв. км и 8,4 тыс. кв.км.

Организаторы слушаний - ЗАО «МНК КазМунайТениз», «Лукойл Оверсиз Шельф Б.В.» и ТОО «Компания Аташ». В декабре 2003 года министерство энергетики и минеральных ресурсов республики Казахстан заключило с «КазМунайГаз» соглашение о разделе продукции на разведку и добычу по участку Тюб-Курган на 36 лет. На участок Аташская заключен трехлетний контракт на разведку.

За время реализации проекта Тюб-Караган в бюджет страны планируются поступления на уровне 3,5 млрд. долларов США. При этом Соглашение о разделе продукции предусматривает отчисление 1% от ежегодной суммы затрат по проекту, но не менее 500 тысяч долларов на развитие социальной структуры региона. Первые 4 года будет также ежегодно перечисляться по 300 тысяч долларов в год, а в дальнейшем 500 тысяч долларов в год на подготовку кадров.

Реализация этих проектов является часть выполнения «Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря», утвержденной в мае 2003 года.

Источник: Kazinform 10.04.2004.
к оглавлению

Китай.
Взорвался танкер c дизельным топливом.

В столице провинции Хубей городе Ухань взорвался и затонул речной танкер с тысячей тонн дизельного топлива на борту. Погибли 3 человека, 6 получили ранения.

Катастрофа произошла во время разгрузки судна, когда топливо по трубопроводу перекачивалось на берег. Принятые меры позволили избежать распространения нефтяного загрязнения по реке.

Источник: Peoples Daily 8.04.2004.
к оглавлению



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное