Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лесное обозрение

  Все выпуски  

Лесное обозрение N4


Информационный Канал Subscribe.Ru

N4  Нефтяное обозрение
26 января–1февраля
2004 г.
Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.

Составитель: Алексей Григорьев grig@forest.ru, редактор: Ксения Пахорукова ksenia@seu.ru.
Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0404.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/



Темы недели

Другие сообщения


Темы недели

США.
Компания «Эксон-Мобил». Огромным прибылям - огромные штрафы.

Компания «Эксон-Мобил» объявила о своей прибыли, полученной в 2003 году. Общий объем ее продаж увеличился на 21% и достиг 246,7 млрд. долларов. Еще больше, на 88% по сравнению с 2002 годом, выросла прибыль, составившая 21,5 млрд. долларов. Это самый высокий показатель за всю историю работы компании, да и в мире. «Эксон-Мобил» располагает 46 нефтеперерабатывающими заводами и 41 тысячей бензозаправочных станций, расположенных в десятках стран мира.

Высокие экономические показатели были достигнуты на фоне стабильных объемов добычи нефти. Она даже упала на старых месторождениях, расположенных в Северной Америке, и была компенсирована за счет увеличения добычи нефти за рубежом, в основном в странах ОПЕК. В 2004 году «Эксон-Мобил» планирует вложить в освоение новых месторождения нефти и газа не менее 21 млрд. долларов.

Помимо высоких цен экономическому успеху «Эксон-Мобил» способствовало успешное для компании завершение судебных разбирательств с Налоговой службой по поводу налоговых льгот на природный газ, добытый в штате Техас в 1974-1990 гг. Это увеличило прибыль компании на 2,2 млрд. долларов.

Однако ее ожидает ряд других многомиллиардных судебных процессов. Природоохранные организации обвиняют «Эксон-Мобил» в том, она достигает таких прибылей не за счет эффективной организации работы, а за счет нанесения ущерба окружающей среде. Очередное судебное решение по делу разлива нефти «Эксон Валдес» может служить иллюстрацией к этим обвинениям.

Судья Холланд (Holland) присудил «Эксон-Мобил» выплату 4,5 млрд. долларов для компенсации ущерба, нанесенного 32 тысяч частных лиц. Они пострадали в результате разлива 37 тысяч т нефти с танкера «Эксон Валдес» в марте 1989 года в проливе Принс Вильям Саунд на Аляске.

Судебная эпопея по поводу этого крупнейшего разлива нефти у берегов США длится более 10 лет. Многие из пострадавших уже устали ожидать выплаты компенсации, а некоторые даже умерли.

В октябре 1991 года в судебном процессе властей против компании «Эксон» она была признана виновной и приговорена к выплате 125 млн. долларов штрафа, а также 900 млн. долл. компенсаций, которые должны пойти на мероприятия по восстановлению и охране природы в течение следующих 10 лет.

В сентябре 1994 года суд рассмотрел дело, в которое были консолидированы сотни исков со стороны пострадавших частных лиц. Компанию «Эксон» обязали выплатить 5 млрд. долларов. Эти средства должны были компенсировать ущерб, нанесенный интересам рыбаков, владельцев отелей, туристических компаний и просто местных жителей. Эта сумма являлась самой крупной в истории и равнялась годовой прибыли компании «Эксон» в то время.

  • Июнь 1997 года - компания подает апелляцию.
  • Октябрь 2000 года - Верховный суд отказывается рассматривать дело «Эксон».
  • Ноябрь 2001 года - Апелляционный суд признает размеры компенсаций излишними и направляет дело на пересмотр.
  • Декабрь 2001 года - судья Холланд снижает сумму выплат с 5 до 4 млрд. долларов. Апелляционные протесты подают как компания «Эксон-Мобил», так и адвокаты пострадавших.
  • Август 2003 года. В связи с тем, что Верховный суд принимает решение, ограничивающие размеры компенсаций, к выплате которых могут быть приговорены компании за нанесение ущерба (они не должны превышать 9-кратного размера этого ущерба), Апелляционный суд опять посылает дело на пересмотр. Компания настаивает, что это было не преднамеренное нарушение, а несчастный случай, кроме того она признала свою вину и уже потратила 3,2 млрд. долларов на компенсацию причиненного ей ущерба. Из этих средств 2,2 млрд. долларов пошло на проведение очистных работ. 300 млн. долларов компенсаций уже было выплачено 11 тысяч жителей штата Аляска и расположенным здесь компаниям. Поэтому «Эксон» считала, что в рамках компенсаций частным лицами ей осталось доплатить не более 25 млн. долларов.
  • Январь 2004 года. Судья Холланд присуждает «Эксон-Мобил» к выплате 4,5 млрд. долларов компенсаций, а также дополнительно 2,25 млрд. долларов процентов, накопившихся за время судебных разбирательств.

Судья аргументировал повышение суммы платежей тем, что разлив «Эксон Валдес» был не просто несчастным случаем, а следствием пьянства капитана судна. Компания хорошо знала, что он являлся алкоголиком, но, тем не менее, доверила ему управление огромным танкером. Поскольку пострадавшие считают, что нанесенный им ущерб составляет 500 млн. долларов, то при использовании верхнего предела повышающих коэффициентов, установленных Верховным судом размер компенсации должен составить 4,5 млрд. долларов.

Компания заявила, что категорически не согласна с таким решением суда и намерена настаивать на его отмене. «Эксон-Мобил» известна упорной борьбой в ряде судебных процессов. Она объясняет это тем, что просто вынуждена бороться, поскольку в случае создания прецедентов на нее тут же обрушится лавина аналогичных процессов по всему миру. Иногда, как в случае с налоговыми льготами на добычу газа в штате Техас, это приносит успех. Иногда - приводит к прямо противоположным результатам. «Эксон-Мобил» удалось добиться отмены решения суда штата Алабама о начислении дополнительно 3,5 млрд. платежей за пользование природными ресурсами. Дело было направлено на повторное рассмотрение. В итоге, в 2003 году тот же алабамский суд присудил компанию к выплате уже 11,9 млрд. долларов.

Справочные данные об аварии «Эксон Валдес».

23 марта 1989 года танкер «Эксон Валдес» завершил погрузку более 200 тысяч т нефти на терминале Валдес, расположенном на южном побережье штата Аляска. Этот терминал специализируется на отгрузке нефти, перекачиваемой по Трансаляскинскому нефтепроводу с месторождений на северном макросклоне Аляски. Танкер «Эксон Валдес» принадлежал корпоративному морскому пароходству «Эксон Шиппинг» (Exxon Shipping Co). Он был одним из самых новых из 20 судов этой компании.

Около 9 часов вечера огромное, длиной более 250 м, судно отходит от причала. В рулевой рубке находятся лоцман, капитан судна Джо Хазелвуд и рулевой Клаар.

После выхода из порта и прохождения узких мест лоцман покидает танкер, и управление переходит к капитану.

На курсу обнаруживаются айсберги. Капитан Хазелвуд дает указание рулевому изменить направление, чтоб их обойти. После этого он передает управление третьему помощнику, дав ему указание после расхождения с айсбергами вернуться на прежний рекомендованный курс. В этот момент также происходит смена рулевого.

По непонятным причинам ни третий помощник, ни новый рулевой не приняли мер для возращения на исходный курс. В результате вскоре после полуночи танкер «Эксон Валдес» сталкивается со скалистым дном и останавливается. Повреждены 8 из 11 танков судна.

Начинается многодневная утечка нефти, работы по откачке того, что еще не вытекло. На пике очистных и спасательных работ в них участвовало 10 тысяч человек, 1000 плавсредств, 100 самолетов и вертолетов. Однако специалисты полагают, что несмотря на их титанические усилия, основную роль в очистке берегов в итоге сыграли волны. А очищать было что.

Объем разлившейся нефти составил 37 тысяч т. Более 300 км побережья были сильно загрязнены. На 2000 км берегов загрязнение отмечалось местами. В прибрежной зоне было обнаружено 35 тысяч погибших птиц и 1000 морских выдр. Однако это только часть общего количества погибших животных. По оценкам экспертов всего погибло 250 тысяч птиц, включая 250 орлов, 2800 морских выдр, 300 тюленей, 22 кита, а также огромное количество рыбы.

В итоге официальными причинами аварии были признаны:

  • ошибка третьего помощника в управлении судном вследствие усталости либо перегрузки;
  • недостаточный контроль со стороны капитана судна, возможно вследствие пребывания его под воздействием алкоголя;
  • отсутствие со стороны компании «Эксон Шиппинг» должного контроля за капитаном, а также недостаточная по численности и перегруженная работой команда;
  • отсутствие со стороны Береговой охраны эффективной системы управления движением судов;
  • отсутствие надежной системы лоцманской проводки, а также сопровождения судна.

Капитан Хазелвуд был обвинен в неосторожности. Во время суда на Аляске не было доказано, что в момент аварии он был пьян, хотя о его проблемах с алкоголем было известно. Хазелвуд был присужден к 50 тысяч долларов штрафа, а также 1000 часов общественно полезных работ, выполнение которых он завершил в 2001 году.

А для компании «Эксон» начались судебные разбирательства, которые тянутся до сих пор.

Источники: Fairbanks Daily News-Miner 28.01.2004, 30.01.2004, Dallas Morning News - MENA 28.01.2004, Washington Post 29.01.2004, Juneau Empire 29.01.2004, New York Times 30.01.2004, Business Wire 28.01.2004, 29.01.2004, AP-Exxon Valdez Oil Spill Trustee Council 29.01.2004.
к оглавлению

Норвегия.
Залитые мазутом воды фиорда стали смертельными для птиц.

В фиорде около г. Берген, где 19 января 2004 года перевернулось судно «Рокнес» (Rocknes), направлявшееся в северное море на строительство трубопроводов, продолжаются спасательные операции. Из 18 погибших обнаружено пока только 5 тел. Предполагается, что 13 могут находиться внутри перевернутого судна. Его удалось удержать на плаву и отбуксировать к глубоководному причалу.

Ведется расследование причин катастрофы. Похоже подтверждается версия, что ее вызвало столкновение с подводной скалой. Ведется анализ произошедшего. Выясняется, что причал, у которого «Рокнес» принял на борт 23 тысяч т гравия, был слишком коротким для равномерной загрузки столь крупного судна. Неравномерная загрузка могла привести к увеличению осадки, а также снижению остойчивости судна.

Тем временем на воде разворачивает следующая катастрофа, теперь уже для обитающих в фиорде птиц. Из перевернувшегося судна в воды фиорда вылилось около 300 т топлива. 180 т пока еще остается на борту судна. Несмотря на относительно небольшое количество разлившегося топлива, последствия загрязнения могут оказаться плачевными для обитающих в фиорде морских птиц . При практически полном отсутствии волнения и очень низкой температуре воды самоочищение вод происходит очень медленно. Даже небольшое загрязнение перьевого покрова птиц в этих условиях оказывается для них смертельным. Из-за резкого снижения защитных свойств перья намокают, и птицы очень быстро гибнут от холода. По оценкам экспертов, разлившимися при аварии нефтепродуктами загрязнено не менее 1000 из 10 тысяч обитавших в фиорде птиц. Несмотря на защищенность фиорда, фактическое отсутствие волнения и ветра, наличие рядом крупного порта, загрязнение распространилось на расстояние до 15 км от места катастрофы. В первые часы все силы спасателей были брошены на поиск и спасение людей.

В Берген прибыла команда специалистов Международного фонда защиты животных (IFAW - International Fund fo Animal Welfare). Они развернули центр по спасению пострадавших птиц. После обращения через средства массовой информации местные жители, несмотря на холодную погоду, на своих лодках помогают прибывшим специалистам отлавливать загрязненных нефтепродуктами птиц. Их доставляют в центр для очистки от нефти.

Источники: US Newswire 28.01.2004, ENS-www.forests.org 29.01.2004, Reuters 30.01.2004.
к оглавлению

Россия-Норвегия.
Сотрудничество в области энергетики и охраны природы будет крепнуть.

Побывавший в России министр энергетики Норвегии Эйнар Стеенснэн встретился в российским министром энергетики Игорем Юсуфовым, главой Минэкономразвития Германом Грефом и замминистра природных ресурсов Петром Садовником.

Норвегия является третьим, после Саудовской Аравии и Российской Федерации, экспортером нефти. Интересы Норвегии и России совпадают в области освоения месторождений северных морей. По мнению российского Минэнерго Норвегия имеет большой опыт освоения шельфовых месторождений, который России стоило бы перенять.

Норвежцев интересуют возможные экологические последствия создания мощного экспортного нефтяного терминала в районе Мурманска. Предполагается, что к нему будет построен нефтепровод из Сибири мощностью 120 млн. т в год. Планировалось завершить это строительство уже к 2007 году, однако уже очевидно, что эти сроки не будут выдержаны. Пока только готовится технико-экономическое обоснование проекта, которое должно быть выполнено к 2004 году. Как только правительство одобрит его, российские компании, включая «Лукойл», готовы заняться строительством, необходимым им для завоевания до 13% нефтяного рынка США.

Однако эти наступательные планы вызывают тревогу и протест со стороны Норвегии, опасающейся возможных неблагоприятных экологических последствий. Россия в ответ высказывала свою тревогу относительно утечек, возможные при освоении норвежских месторождений в Баренцевом море. Загрязнения оттуда течением Гольфстрим будут автоматически доставлены к российскому побережью. Кстати, это существенно снижает возможные неблагоприятные воздействия аварий, которые могут случиться с танкерами, перевозящими в США российскую нефть. Даже если с ними что-то и произойдет у берегов Норвегии, течение Гольфстрим, скорее всего, доставит большую часть разлитого обратно, к российским берегам.

На этой жизнерадостной ноте высокие переговаривающиеся стороны расстались, подписав соглашение о сотрудничестве в области обмена информацией по вопросам энергетики и охраны окружающие среды.

Норвежский министр собирался также обсудить с руководством Минприроды проблемы правового регулирования недропользования в России. Какие впечатления у него остались после этой встречи, в статье не сообщается.

Источник: «Независимая газета» 28.01.2004.
к оглавлению

Россия.
Минприроды знает как озеленять тундру при минус 40 градусах.

Российская пресса с большим оживлением обсуждала бурную природоохранную деятельность Минприроды по части регулирования недропользования в России. В очередной раз жертвой чиновничьего энтузиазма стала компания «ЮКОС».

Видимо возбужденные зрелищем постановки на налоговый правеж крупнейшей российской частной нефтяной компании сотрудники Минприроды поспешили внести свою лепту. В итоге к классическому «хотели как лучше, а получилось как всегда» в исполнении налоговиков и Генпрокуратуры добавилось блестящее «заставь дурака Богу молиться» со стороны Минприроды.

Территориальное управление Минприроды, проводившее проверку дочерних предприятий компании «Юкос» - ОАО «Арктикгаз» и ЗАО «Уренгой Инк» 31 декабря 2003 года выдало официальное предписание, в котором содержалось требование провести озеленение территории водозаборной скважины №2 Самбургского лицензионного участка в срок до 2 февраля. Иначе виновные будут привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

На что анонимный представитель «Арктикнефтегаза» дал следующий комментарий: «Озеленение лесотундры в условиях, когда столбик термометра опускается до минус 59 градусо,в представляется затруднительным, однако государственную важность стоящей перед нами задачи мы осознаем в полной мере».

«Коммерсантъ» (29.01.2004) в рубрике «Государственное регулирование» напечатал статью «Психи от природы. Минприроды предписало ЮКОСу озеленять тундру зимой» и обратился за комментарием в психиатрам. Опять-таки на условиях анонимности один из сотрудников Научного центра психического здоровья РАМН сказал следующее:

«С точки зрения психиатра можно предположить, что мы имеем дело с острым психозом. Налицо синдром помраченного сознания, так называемое онейроидное состояние. То есть пациент не понимает, что и где происходит, человек не ориентируется, кто он, где он находится, что происходит вокруг. Другими словами, пациент не ориентируется во времени, пространстве и собственной личности. Подобные случаи требуют экстренной госпитализации. При отказе пациента от медицинской помощи и госпитализации может быть применена принудительная госпитализация, но желательно с согласия родственников».

Пока еще частнопрактикующая врач-психотерапевт Е. Кальмина разделяет эту точку зрения:

«Это психологическая игра, построенная на заведомом желании одного унизить другого, самоутвердиться. Понятно, что задача с заданными условиями нерешаема. Данный случай можно назвать проявление мании величия».

«Время новостей» (29.01.2004) отмечает, что подобного рода проблемы у ЮКОСа возникают регулярно. Осенью 2003 года Минсельхоз Республики Саха (Якутия), проверяя подсобные хозяйства, принадлежащие дочке ЮКОСа, обнаружил, что:

«В свинарнике подсосные свиноматки находятся в общих станках, что является недопустимым нарушением технологического процесса. Крольчихи содержатся вместе с кролами по три-четыре головы. Случка бессистемная, зоотехнический учет отсутствует».

Тогда пресс секретарь ЮКОСа А. Шадрин заявлял, что:

«Допущенная в подсобном хозяйстве дочернего предприятия компании бессистемная случка кролов - возмутительный случай. Виновные обязательно будут наказаны, а недостатки устранены».

И вот очередной рецидив, теперь с озеленением тундры в зимнее время.

Весь этот бюрократический идиотизм и журналистский цирк выглядели бы забавным, если бы не заслоняли действительно серьезные проблемы, выявленные во время проверок. Помимо необходимости озеленения тундры в зимнее время было обнаружено проведение работ без положительного решения экологической экспертизы, безлицензионное водопользование, многочисленные факты строительства скважин и дорог без правоустанавливающих землеотводных документов. Всего по материалам проверки было выдано более 200 предписаний об устранении нарушений. («Коммерсантъ» 31.01.2004).

Однако необходимость решения этих проблем растворилась в бессистемной случке кролов и озеленении тундры в зимнее время.

Источники: «Коммерсантъ» 29.01.2004, 31.01.2004 «Время новостей» 29.01.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия.
Представьте себе, представьте себе, всего лишь 48...

Пресс служба МЧС РФ сообщила благую весть. Оказывается по официальным данным в 2003 году на магистральных и внутрипромысловых трубопроводах произошло всего лишь 48 аварий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций. Это несколько меньше чем в 2002 году - 55 случаев. Аварии на магистральных нефтепроводах с разливом нефти в 2003 году имели место в Татарстане, Башкортостане, Дагестане, Коми, Удмуртской и Чеченской республиках, Краснодарском крае, Архангельской, Нижегородской, Пензенской и Оренбургской областях. Основная причин - физический износ трубопроводов.

Пресс-служба никак не прокомментировала столь радужные результаты снижения официальной аварийности на фоне ранее ей же неоднократно озвучиваемых апокалиптических прогнозов катастрофического роста аварийности российских трубопроводов в связи с их чрезвычайно сильным износом.

Источник: АБН 27.01.2004.
к оглавлению

Россия.
В НАО официально случился один разлив нефти. Большой, но дешевый.

В 2003 году на территории Ненецкого автономного округа была официально зафиксирована одна техногенная чрезвычайная ситуация. Это аварийный разлив нефти из трубопровода Мусюршор-Сандивей ООО «Северное сияние». Он случился 13 июля 2003 года около поселка Харьягинский. В результате нефть попала в реки Сандивей и Колву. Всего было собрано около 300 кубометров нефтесодержащей жидкости, к том числе 30 куб. м на территории соседней республики Коми.

Руководитель Главного управления природных ресурсов Минприроды РФ по Коми А. Попов считает, что сумма ущерба составляет 20 млн. рублей, но честно признался, что по каким-то причинам аргументировать ее величину он не может. Предприятие тем более не заинтересовано это делать.

Сейчас дело находится в суде, где обсуждается возможность выплаты компенсаций Коми в размере 300 тысяч рублей.

Источники: КомиИнформ 26.01.2004, «Нарьян Вындер» - Regnum 26.01.2004.
к оглавлению

США.
«Эксон» может поучаствовать еще в одном огромном штрафе.

Природоохранная организация «Риверкиперс» (Riverkeepers) пообещала компаниям «Эксон-Мобил», «Бритиш Петролеум-Амоко» и «Шеврон-Тексако» возбудить судебный иск с требованием проведения очистных работ в районе Гринпойнт (г. Нью-Йорк). Эти требования поддерживает ряд членов городского совета Нью-Йорка.

Под бывшим терминалом компании «Эксон-Мобил» в Гринпойнт находится подземное озеро нефтепродуктов площадью 22 га. В нем содержится более 60 тысяч т нефтепродуктов. Начало формирования этих запасов приходится на 1940-е - 1950е годы. Кроме компании «Эксон-Мобил», формального владельца этого участка земли, в его создании участвовали компании «Бритиш Петролеум-Амоко» и «Шеврон-Тексако».

Впервые эта проблема была официально обнаружена в 1950 г., когда разлившееся топливо попало в систему канализации Гринпойнт и там взорвалось. Однако это не стало поводом для каких-либо действий.

В следующий раз власти обнаружили существование проблемы в 1978 году. Во время патрульного облета с вертолета Береговой охраны было обнаружено сильное загрязнение нефтепродуктами ручья Ньютон Крик (Newton Creek). В 1979 году Береговая охрана закончила расследование, показавшее, что источником загрязнения является просачивающееся из грунта топливо, произведенное ранее 1948 года. В качестве основного его источника был назван находившийся здесь нефтеперерабатывающий завод компании «Стандарт Ойл оф Нью-Йорк» - предшественницы компании «Мобил». К 1981 году в результате переговоров властей штата и города, а также компаний «Мобил» и «Амоко» было достигнуто соглашение начать очистные работы в районе жилой застройки. С той частью линзы нефтепродуктов, что продолжала сочиться в Ньютон Крик, по-прежнему никто ничего делать не собирался.

В конце концов в 1990 году, через год после разлива «Эксон Валдес», резко подстегнувшего рост внимания к проблеме нефтяного загрязнения, Департамент охраны природы штата Нью-Йорк и компания «Мобил» подписали соглашение о начале очистных работ по всей площади подземной линзы. После поглощения компания «Мобил» компанией «Эксон» к последней по наследству перешли и проблемы разлива под Гринпойнт.

»Эксон-Мобил» неторопливо откачивал воду с примесью топлива и за прошедшие годы извлек около 10 тысяч т разлитых нефтепродуктов. Они по-прежнему продолжали просачиваться в ручей Ньютон Крик и далее в прибрежные воды Нью-Йорка. Жители района Квинс, похоже, просто привыкли к радужным разводам на воде, в которой они катались на лодках, купались и даже ловили рыбу. Правда есть этот улов было невозможно. В районе Гринпойнт, прямо над подземной линзой нефтепродуктов, толщина которой достигает местами 6 м, по-прежнему находятся около 100 домов и офисы десятка компаний. Понятно, что пользоваться здесь грунтовыми водами в этом районе просто опасно. Откачиваемая жидкость может загореться или даже взорваться.

Тем не менее, отношение населения к проблеме постепенно меняется. Гринпойнт с его выходом на берег хорошо подходит для строительства места отдыха, а также жилой застройки высокого класса. Однако это невозможно до тех пор, пока нефтяные компании не уберут за собой следы, оставленные за многие десятилетия их деятельности.

Власти Нью-Йорка также по-своему пытаются решить эту проблему. После перерывов в подаче электроэнергии в 2003 году они начали интенсивно искать место для размещения новой городской электростанции. Гринпойнт показался им наиболее подходящим местом. Компании «Эксон-Мобил» было даже послано письмо с выражением готовности начать переговоры о выкупе городом участка, а также взять на себя завершение очистных работ.

Однако это вызвало протест местных жителей и ряда членов городского совета. Размещение электростанции на фоне парадного выхода города к морю вряд ли украсит его внешний вид. Местные жители также продолжали настаивать, что на месте полузаброшенной площадки нефтеперерабатывающего завода должен появиться не новый промышленный объект, а зона отдыха и элитной застройки. Члены городского совета задали вопрос, почему уборка разлива, совершенного конкретными частными компаниями, должна оплачиваться за счет городского бюджета. Компания «Трангэс Энерджи», готовая построить для Нью-Йорка газовую электростанцию и обеспечить ее работу, ознакомившись с ситуацией, отказалась от предложения начать работы в Гринпойнт.

Однако, похоже, процесс пошел. Судебный иск со стороны организации «Риверкиперс» должен более четко зафиксировать ответственность компаний за уборку разлива и придать ему дополнительную скорость. При нынешних темпах проведения очистных работ их завершение потребует многих десятилетий, которые жители Нью-Йорка не намерены ждать.

Разворачивающаяся предвыборная борьба за пост президента США может существенно ускорить ход событий.

Источники: New York Post 26.01.2004, Times Ledger 29.01.2004, Queens Chronicle 29.01.2004.
к оглавлению

США.
Старая добывающая платформа превратится терминал для приема сжиженного газа.

Компания «Кристал Энерджи» (Crystal Energy) начала переговоры с властями Аляски о строительстве терминала для отгрузки сжиженного природного газа в порту Валдес. В течение 20 лет отсюда планируется поставлять количество газа, достаточное для удовлетворения потребностей половины современного населения штата Калифорния.

Для его приема с танкеров-газовозов компания предполагает использовать старую морскую платформу «Грейс», с которой ранее добывали природный газ со дна океана. Она расположена в южной Калифорнии, примерно в 20 км от берега. Танкеры будут причаливать к платформе, перекачивать на нее газ. После перевода его из жидкой в газообразную форму по уже имеющемуся подводному трубопроводу он будет поступать в систему распределения газа к конечным потребителям.

Помимо существенной экономии такое решение позволяет избежать ряд проблем, связанных с негативным отношением местного населения к размещению такого рода объектов. Рост потребности США в природном газе очевиден. Однако выбор мест размещения новых терминалов для перевалки сжиженного газа в газовые распределительные сети вызывает протесты местного населения, обеспокоенного проблемами безопасности подобного рода работ.

Использование платформы «Грейс» гарантирует минимальные проблемы с обеспечением безопасности местного населения, а также избавляет от необходимости строительства каких-либо заметных крупных сооружений.

Источник: Business Wire 28.01.2004.
к оглавлению

США.
Миллионы на восстановление популяций птиц и пляжей.

Завершается общественное обсуждение планов использования штрафных средств, взысканных с владельцев греческого танкера M/T Command за нефтяное загрязнение берегов графства Сан-Матео в штате Калифорния. В 1998 году во время рейса из Сан-Франциско в Панаму, капитан этого судна допустил преднамеренный сброс загрязненных нефтью вод. Естественно, при этом он не информировал Береговую охрану. Информация о нелегальном сбросе поступила от местных жителей, вскоре обнаруживших загрязнение пляжей и погибших морских птиц. Береговой охране удалось выяснить возможного виновника нефтяного загрязнения и задержать его в Панаме. Было начато следствие.

Под давлением властей владельцы судна согласились выплатить 9,4 млн. долларов за причиненный ущерб. Из них 2,2 млн. долларов пойдут на проекты по восстановлению пострадавших природных объектов. 1,6 млн. долларов будут использованы для восстановления мест обитания и гнездования длинноклювого пыжика, бурого пеликана и других мигрирующих морских птиц. Интересно, что часть из них гнездится на огромном расстоянии от Сан-Матео - на островах у берегов Новой Зеландии. 600 тысяч долларов будет использовано для работ по восстановлению природы пострадавших пляжей. Использованием средств управляет комитет, в котором представлены природоохранные государственные структуры федерального уровня и штата Калифорния.

Случай с загрязнением нефтью побережья Сан-Матео интересен тем, что здесь удалось установить виновника преднамеренного сброса загрязненных нефтью вод и заставить его заплатить за причиненный ущерб. В отличие от аварийных разливов, подобные случаи пока редко удается довести до фазы «загрязнитель платит». Как правило, виновников таких сбросов установить не удается, да и доказать их вину очень сложно .

Источник: San Mateo County Times 30.01.2004.
к оглавлению

США.
Местные жители против тотального бурения в прериях.

Природоохранные организации (Sierra Club, Coalition for Otero Mesa, New Mexico Wilderness Alliance) штата Нью-Мексико протестуют против планов федеральных властей разрешить разведку нефти и газа на участке прерий Отеро Меса (Otera Mesa). Благодаря их использованию для экстенсивного выпаса скота здесь на общей площади почти 500 тысяч га сохранилось много элементов дикой природы. Известно, что в Отеро Меса гнездится до 300 видов певчих птиц. Местные жители опасаются, что после того, как здесь поработают геологи и добытчики нефти и газа, от дикой природы мало что останется.

Власти утверждают, что ничего страшного не произойдет. На наиболее чувствительных участках разведочные работы проводиться не будут, а на общей площади 40 тысяч га бурение будет разрешено только при соблюдении жестких правил и под строгим контролем.

Однако местные жители придерживаются противоположной точки зрения и считают, что федеральные чиновники игнорируют их мнение во имя интересов нефтяных компаний. В городе Альбукерке пройдет митинг протеста против подобной деятельности властей.

Источник: Albuquerque Tribune 31.01.2004.
к оглавлению

США.
Форт Вортс готов бурить хоть в городском парке, хоть во дворах его жителей.

Власти города Форт Вортс (Fort Worth) решили нанять банк «Бэнк Уан» (Bank One) для управления процессом бурения нефтяных и газовых скважин на его территории. Это должно наполнить бюджет города деньгами и сделать местных жителей богатыми и счастливыми. Согласно оценкам специалистов, каждая «богатая» скважина принесет 2,2 млн., а «бедная» - 400 тысяч долларов за 8-летний расчетный срок ее работы.

Помимо найма подрядчиков и учета поступающих средств «Бэнк Уан» предстоит разбираться и с вопросами экологии. Если бурение в окрестностях аэропорта или городских очистных учреждений скорее всего не вызовет особых возражений, то попытки установить буровую на территории городского природного центра или парка скорее всего приведут к протестам. Они могут превратиться в бурю возмущения, если при выборе мест расположения скважин будет выдержан нижний предел дистанции от зоны заселения. Согласно принятым властями города правилам он равен всего лишь 100 м. В этом случае возникнет масса вопросов касающихся безопасности, страховки, падения стоимости домов, шума, вида из окон и т.д.

Тем не менее, власти города полны энтузиазма. Он заявляют, что большинство жителей считает, что город должен взять эти деньги. Им найдется применение.

Источник: Fort Worth Star-Telegram 27.01.2004.
к оглавлению

Канада.
Дополнительная экологическая экспертиза газового «проекта века».

Федеральные власти Канады создали комиссию, которая должна дополнительно провести анализ возможных экологических последствий строительства газопровода из дельты реки Маккензи. Этот проект стоимостью 4 млрд. долларов должен принести экономическое развитие на северо-западные территории, большие поступления в региональные и федеральные бюджеты и обеспечить энергетические потребности расположенных южнее промышленных районов, в том числе и США.

Особенностью реализации проекта является то, что наряду с такими гигантами нефтяного бизнеса как Эксон-Мобил (Exxon-Mobil), Империал Ойл (Imperial Oil), Коноко-Филипс (Conoco-Phillips Canada) и Шелл (Shell Canada), в его реализации будет участвовать компания «Абориджинал Пайплайн Груп» (Aboriginal Pipeline Group), представляющая интересы местного коренного населения. Однако пока, похоже, это представительство охватывает интересы только определенной части, а не всего коренного населения в целом, или оно ведется недостаточно эффективно.

Поэтому у части местных жителей до сих пор существует достаточно мощная оппозиция проекту. Им удалось добиться официального признания того, что добыча газа и строительство трубопровода могут оказать существенное негативное влияние на пастбища, места ловли рыбы и охоты. В федеральную комиссию, которая должна разобраться с этим вопросом, включено два представителя местных коренных жителей из племени инувиалуит (Inuvialuit).

Источник: Toronto Star 30.01.2004
к оглавлению

Канада.
Пять миллионов рабочих часов без единой травмы.

Компания «Джейкобс Инжиниринг Груп» (Jacobs Ingineering Group) сообщила, что ее подразделение, обслуживающее нефтепромыслы компании «Санкор» в Форт-Мюррей отпраздновали 5 миллионов рабочих часов без единой производственной травмы. Это особенно выдающийся показатель, поскольку Форт-Мюррей расположен на севере канадской провинции Альберта, и погодные условия в зимний период здесь являются очень сложными. Тем не менее, работающие здесь 400 постоянных сотрудников «Джейкобс» вот уже 4 года подряд без каких-либо проблем с техникой безопасности ежедневно отрабатывают свои 8 рабочих часов и спокойно возвращаются домой. Они заняты на строительстве и обеспечении работы карьеров, из которых добывается нефть, а также систем ее сепарации, очистки и подготовки к перекачке.

Компания «Джейкобс» работает на промыслах Форт-Мюррей уже 37 лет. В период пиковой нагрузки число ее работников возрастает до 1700. Компания гордится результатами в области охраны труда, достигнутых ее сотрудниками. Их достижение стало возможным благодаря тесному сотрудничеству с компанией «Санкор», реализующей свой план «Путешествие к нулю». Его цель - максимальное снижение уровня производственного травматизма.

Всего в компании «Джейкобс Инжиниринг Груп» работает 35 тысяч человек, которые предоставляют технические и строительные услуги на сумму 5 млрд. долларов в год по всему миру.

Источник: Business Wire 27.01.2004.
к оглавлению

Великобритания.
Сокращение выбросов парниковых газов убьет остатки добычи нефти.

Британская Ассоциация добытчиков нефти на море (UK Offshore Operators Association) выступила с резким протестом против планов правительства ввести требования по сокращению выбросов парниковых газов на установленных в море добывающих платформах. Ассоциация напоминает, что в 2001 году морские нефтегазовые промыслы принесли 21 млрд. фунтов стерлингов и обеспечили 85% потребностей страны в энергоносителях.

Однако месторождения Северного моря истощаются, и, по прогнозам, уже к 2020 году Великобритании придется импортировать до 90% необходимого ей природного газа. Если власти будут настаивать на уменьшении выбросов парниковых газов на 30-45%, то 95 добывающих платформ придется закрыть раньше, чем планировалось. Значительные дополнительные инвестиции, необходимые для их реконструкции в условиях падающей добычи окажутся просто неокупаемыми.

Ассоциация также не согласна с тем, что при заявляемых намерениях властей добиться снижения выбросов парниковых газов в среднем по стране на 16%, от морских добывающих платформ требуют сокращения на 30-45%. Кроме того, в подготовленном правительственными чиновниками списке почему-то указаны не все платформы. Некоторые промыслы, находящиеся на суше, были отнесены к морским.

Представители Департамента по окружающей среде, продовольствию и сельским делам (Department for the Environment, Food and Rural Affairs - DEFRA) отвечают, что разработанный ими план мероприятий является пока ориентировочным. В настоящее время Департамент организует ряд встреч и переговоров, во время которых он будет уточняться.

Источники: Guardian 27.01.2004, Financial Times 27.01.2004.
к оглавлению

Испания-Евросоюз.
От разлива мазута с танкера «Престиж» пострадала 21 тысяча рыбаков.

Представитель Еврокомиссии Франц Фишлер (Franz Fischler) сообщил, что в результате разлива мазута с танкера «Престиж» осенью 2002 года был нанесен существенный экономический ущерб 16000 рыбакам, промышляющим на 7 тысячах рыболовных судов. К ним следует добавить 5000 человек, занятых в ловле лобстеров, моллюсков, марикультуре. Из-за разлива мазута им пришлось на время прекратить промысел. Был также нанесен ущерб судам и орудиям лова. На компенсацию этих потерь Евросоюзом было выделено 95 млн. евро.

Благодаря этим и поступившим из других источников средствам, восстановительные работы практически завершены, и морской промысел у берегов Испании восстановился почти в полном объеме.

Источник: Communiques de Presse 26.01.2004.
к оглавлению

Азербайджан-Грузия-Турция.
Ну вот и все с экологией и правами человека.

Несмотря на протесты природоохранных и правозащитных общественных организаций, консорциум частных банков принял решение выделить кредит на завершение строительства нефтепровода Баку-Джейхан. Организаторами одного из крупнейших в мире синдицированных кредитов частных банков стали японский Мизуно (Mizuno), французский «Сосьете Женераль» (Societe Generale) голландский «Амро» (ABN Amro) и американский «Ситикорп» (Citicorp). Каждый из участников консорциума, в который также входят Banca Intesa, BNP Paribas, Credit Agricole Indosuez, Dexia, Hypovereinbank, ING, KBC, Natexis Banque Populaire, San Paolo IMI, West LB, Royal Bank of Scotland внесет по 68 млн. долларов, что в сумме составит 1,02 млрд. долларов.

Еще около 1 млрд. долларов предоставят ведущие члены консорциума британская «Бритиш Петролеум» (British Petroleum), норвежская «Статойл» (Statoil), французская «Тоталь» (Total) и американская «Коноко-Филипс» (Conoco-Phillips). В состав консорциума по строительству нефтепровода Баку-Джейхан также входят Азербайджанская государственная нефтяная компания (SOCAR), японская «Иточу» (Itochu), итальянская «Эни» (ENI), американская «Юнокал» (Unocal) и некоторые другие.

Еще 0,6 млрд. долларов ранее были выделены Европейским банком реконструкции и развития (EBRD), подразделением Всемирного банка Международная финансовая корпорация (WB-IFC), а также Японский банк международного развития (Japan Bank for International Development).

Источник: Forbes-Reuters 30.01.2004.
к оглавлению

Южная Корея.
Разлив мазута у берегов Испании вызвал бум у южнокорейских судостроителей.

Южнокорейские судостроители в четвертом квартале 2003 года были вынуждены снизить объемы принимаемых заказов на строительство новых судов. Причина - перегруженность верфей. В настоящее время они набрали заказов на строительство 738 новых судов на общую сумму почти 38 млрд. долларов. Это на 55% больше чем в конце 2002 года. Их выполнение обеспечит полную загрузку верфей вплоть до 2006 года.

В 2004 году южнокорейские компании построили 223 судна, из них значительную часть по заказам иностранных покупателей. Это принесло Южной Корее 11 млрд. долларов, что составляет 5,7% от всего объема экспорта. 43% заказов приходится на контейнеровозы, 22% - на танкеры, и 2,6% на специализированные суда для перевозки сжиженного газа.

Основным заказчиком контейнеровозов являются компании, обслуживающие китайский экспорт. В 2003 году Шанхай, Шеньчжен и пять других крупнейших портов Китая обработали 35 млн. стандартных 20 футовых контейнеров, что на 40% больше чем в 2002 году.

Высокий спрос на новые танкеры связан с введением Евросоюзом более жестких требований к их безопасности после катастрофы танкера «Престиж» у берегов Испании осенью 2002 года. Теперь порты европейских стран не будут принимать танкеры, возраст которых превышает 23 года, а также танкеры с одинарным корпусом, перевозящие тяжелые сорта нефти. Кроме того, в Евросоюзе будут проводиться более строгие инспекции технического состояния танкеров старше 15 лет.

Источник: International Herald Tribune 26.01.2004.
к оглавлению

Новая Зеландия.
Природоохранная организация призывает запретить танкеры с одинарным корпусом.

»Общество защиты природы» (Environmental Defence Society) призвало власти запретить заход в новозеландские воды и порты танкерам с одинарным корпусом. В настоящее время использование судов такой конструкции, часто очень старых (постройки 1970-х начала 1980-х годов) уже запрещено в ряде стран. Новая Зеландия не должна стать убежищем, где этим судам будет позволено продолжить работу.

Серьезность проблемы иллюстрируют итоги 2003 года, когда на подходе к нефтеперерабатывающему комплексу в Марсден Пойнт сели на мель два судна. Наиболее серьезная ситуация сложилась в апреле с танкером «Капелла Вояджер» (Capella Voyager), перевозившим 107 тысяч т нефти. При посадке на мель корпус судна был серьезно поврежден. К счастью это был танкер с двойным корпусом и катастрофического по своим последствия разлива нефти удалось избежать.

В июле 2003 года опять на подходе к Марсден Пойнт сел на мель южнокорейский танкер водоизмещением 130 тысяч т.

Представители природоохранной организации призывают власти принять меры, чтобы не допустить возможности аварий, которые могут привести к катастрофическим для природы последствиям.

Источники: Scoop 27.01.2004, nzoom-One News 28.01.2004, 29.07.2003
к оглавлению



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное