Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Политика и безопасность" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Азербайджан в зеркале СМИ
Азербайджан в зеркале СМИ | |
События, факты, комментарии | |
Автор рассылки - Highlander |
Адрес эл. почты:the_last_highlander@hotmail.com |
Адрес Интернет-сайта Автора: http://www.highlander.hut1.ru |
|
8 февраля 2006 г. | Выпуск №141 |
Читайте ежедневные новости Азербайджана на Главной странице интернет-сайта Автора рассылки
ПОЛИТИКА
ЭКОНОМИКА
СОЦИУМ
ПОЛИТИКА
Бурджанадзе удовлетворена углублением грузино-азербайджанских отношений
ИА РЕГНУМ 16:02 07.02.2006. Делегация, возглавляемая первым заместителем председателя Милли Меджлиса Азербайджана Зияфетом Аскеровым, приняла участие в работе международной конференции на тему "Реформы и стратегии по сотрудничеству", организованной в Тбилиси совместно Центром Джорджа Маршалла и парламентом Грузии. В конференции принимали участие депутаты парламентов стран Южного Кавказа и Прибалтики.
Как сообщает азербайджанский государственный телеканал АзТВ, в первый день визита 6 февраля делегацию Азербайджана приняла председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе . Тепло приветствовав гостей, Бурджанадзе выразила свое удовлетворение дальнейшим углублением грузино-азербайджанских отношений. Она отметила, что жители республики с благодарностью восприняли братскую, дружескую помощь, оказанную им в тяжелые дни, когда ее страна столкнулась с энергетическим кризисом. Тогда, напомнила она, президент Азербайджана Ильхам Алиев сразу же после телефонного разговора со своим грузинским коллегой Михаилом Саакашвили дал указание о поставке в Грузию газа и электроэнергии, и выразила признательность азербайджанским властям. Бурджанадзе сказала и о своей уверенности в том, что азербайджано-грузинские парламентские связи будут и в дальнейшем развиваться более интенсивно.
Руководитель делегации Азербайджана Зияфет Аскеров поблагодарил Нино Бурджанадзе за теплый прием, передал ей добрые пожелания президента Ильхама Алиева и председателя Милли Меджлиса Огтая Асадова. Он отметил, что развитие связей между двумя странами во всех сферах имеет большое значение не только для них, но и для благополучия и спокойствия всех народов в регионе.
7 февраля члены делегации Азербайджана встретились с заместителем председателя парламента Грузии Джемалом Инаишвили и заместителем министра иностранных дел этой страны Валерием Чечелашвили. На встречах шел разговор об успехах, достигнутых в области развития азербайджано-грузинских отношений, состоялся обмен мнениями о путях решения навязанных двум странам конфликтов. Было подчеркнуто, что реализуемые судьбоносные проекты будут способствовать постоянному росту благосостояния жителей обеих стран. Стороны отметили, что благодаря искренним, теплым отношениям между президентами, дружба между двумя народами будет еще более крепнуть. Была выражена уверенность в том, что работа, проводимая по обеспечению территориальной целостности Азербайджана и Грузии, энергетической независимости, в ближайшее время даст положительные результаты. На встречах присутствовал временный поверенный в делах Азербайджана в Грузии Сурхай Алиев.
Вернуться к оглавлению раздела
Эльдар НАМАЗОВ: "Стороны понимают, что в Париже не произойдет никакого прорыва"
Газета Эхо, 7 февраля 2006 г. Автор - С.РЗАЕВ. На этой неделе в Париже должна состояться встреча президентов Азербайджана и Армении. Итоги очередного раунда переговоров по армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту ожидаются общественностью двух стран с большим нетерпением. На прошлой неделе в регионе побывали сопредседатели Минской группы ОБСЕ, которые должны были уточнить последние детали будущих переговоров.
Правда, удалось ли дипломатам уточнить необходимые детали, осталось неясным. Кроме того, в минувшее воскресенье стало окончательно ясно, что партия "Мусават" приняла решение об участии в повторных выборах в Милли меджлис по десяти округам 13 мая 2006 года. Одновременно функционеры партии, которым удалось попасть в парламент в 2005 году, присоединятся к работе высшего законодательного органа. Таким образом, идея оппозиционеров бойкотировать парламент - успешно рухнула.
Об этих и других важных событиях последнего времени вчера в интервью "Эхо" рассказал известный общественный деятель, политолог Эльдар Намазов, который также выдвигался в депутаты на прошедших парламентских выборах.
- Чего вы ждете от предстоящей встречи президентов Алиева и Кочяряна?
- На сегодняшний день участники переговорного процесса выступают с диаметрально противоположных позиций. Это становится ясным, если обратить внимание на последние заявления официального Еревана и Баку. Поэтому я ничего не жду от предстоящей встречи президентов двух стран и не ожидаю какого-то прорыва в переговорном процессе. Думаю, для осуществления необходимого прорыва пока еще не созрели нужные условия: это и международная ситуация, и внутриполитическая обстановка в самих странах. До тех пор, пока нет двух этих условий, карабахский конфликт будет оставаться разменной монетой в политических играх.
- Однако сопредседатели МГ ОБСЕ утверждают, что 2006 год может стать окном на пути разрешения карабахского конфликта...
- Они исходят в данном случае из чисто теоретических соображений, ссылаясь на международную практику. Как правило, выборные процессы мешают урегулированию конфликтов и приводят к замораживанию переговоров. Но надо понимать, что все это подразумевается в мировой практике, которая предполагает честные и демократические выборы. В итоге подобных выборов участники избирательной гонки пожимают друг другу руки. В нашем же регионе эта мировая практика выворочена наизнанку. Послевыборная ситуация в нашей стране, напротив, сопровождается углублением раскола между властью и обществом. Поэтому мысль сопредседателей носит чисто теоретический характер и не применима к нашему региону.
- Накануне парижской встречи азербайджанская сторона недвусмысленно намекает, что если встреча завершиться ничем, то Баку подумает о целесообразности продолжения подобных переговоров...
- Стороны понимают, что в Париже не произойдет никакого прорыва. Видимо, сейчас подобными заявлениями готовится своего рода почва для того, чтобы после взять тайм-аут. Последний год был наполнен многообещающими заявлениями, несмотря на то, что были подозрения, что это все направлено на повышение внимания международного сообщества к правящим элитам. Подобным приемом пользуются и в Ереване, и в Баку. Как правило, перед выборами даются многочисленные обещания, а у международного сообщества складывается мнение, что регион находится на грани подписания важного мирного соглашения. В этой ситуации смена правящих элит для международного сообщества кажется нежелательной. После выборов выясняется, что никаких оснований для бодрых заявлений нет, и не было.
- В воскресенье партия "Мусават" приняла окончательное решение о своем участии в повторных выборах в ММ и присоединении к работе парламента своих функционеров, которым удалось стать депутатами в ноябре прошлого года. Как вы относитесь к этому решению?
- Изначально был сторонником того, чтобы наши депутаты (кандидаты от блока "Новая политика". - Авт.) принимали участие в работе парламента. Об этом мы заявили уже через несколько дней после выборов. Кроме этого выступал за то, чтобы оппозиция приняла участие в повторных выборах. Поэтому мы приняли соответствующее решение, не дожидаясь ничего, в том числе резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Решение, принятое "Мусават", абсолютно верное. Сейчас в Азербайджане наступает совершенно новый этап. Оппозиция в первую очередь должна думать о расширении своих политических, финансовых и медийных ресурсов. И готовится к очень важному раунду борьбы, который предстоит уже через несколько лет. В этой ситуации добровольно ограничивать свои и без того скудные ресурсы было бы недальновидным.
- Кстати, вы говорили о том, что не намерены участвовать в повторных выборах. Как обстоят дела на данном этапе?
- Я говорил о том, что сам лично не будут принимать участие в выборах. Хотя со стороны общества и нашего блока есть определенные предложения, но я своего решения пока не поменял.
- Значит, вы принимаете недальновидное решение?
- Нет. Надо уметь различать политическое решение блока, которое я одобряю, и мое личное решение. Я за то, чтобы блок "Новая политика" расширил свое представительство в парламенте. Но это вовсе не означает, что я сам также должен принять участие в предстоящих выборах.
- При этом некоторые оппозиционеры приняли конкретное решение, что не будут участвовать в повторных выборах?
- Это решение ошибочно. На мой взгляд, подобный подход больше удовлетворяет власти страны. Без оппозиции власти страны смогут провести предстоящие выборы более или менее демократично. В этом случае Парламентской ассамблее Совета Европы не в чем будет винить власти страны. К тому же ассамблея призывает оппозицию принять участие в повторных выборах.
- В последнее время заметно обострилась ситуация вокруг ядерной программы Ирана. Какой позиции, на ваш взгляд, должен придерживаться Азербайджан в этом вопросе?
- Для Азербайджана это очень чувствительный вопрос. Есть две угрозы: во-первых, возможная война прямо у наших границ, которая создаст для нас дополнительные проблемы. Это может вызвать большой поток беженцев в нашу страну. Но не менее угрожающим для нас является появление очередного "ядерного соседа". Наилучшим выходом для Азербайджана будет дипломатический путь решения, когда будут исключены оба варианта: и война, и появление очередного "ядерного соседа".
- Сегодняшняя позиция официального Баку вас удовлетворяет?
- Честно говоря, я не могу четко представить себе сегодняшнюю позицию официального Баку. На этот счет было даже несколько "удивительных" высказываний, которые впоследствии были опровергнуты. На сегодняшний день четкая позиция официального Баку еще не прозвучала, поэтому мне сложно ее комментировать.
Вернуться к оглавлению раздела
ЗАГОВОР В РАМБУЙЕ?!
Газета Зеркало, 7 февраля 2006 г. Авторы - Центр исследований "Восток-Запад".
Окончательное распространение влияния США на регион Южного Кавказа невозможно
без разрешения существующих конфликтов в регионе. Межэтнические конфликты,
инициированные и стимулированные Россией, являются ее надежными рычагами
воздействия на процессы в регионе. Неспособность России сегодня конкурировать с
Западом в финансово-экономической области заставляет северного соседа все чаще
обращаться к военно-политическим средствам воздействия, составной частью которых
являются "законсервированные" конфликты на Южном Кавказе. Однако региональные
конфликты не могут служить вечным инструментом манипулирования, и понимание
этого прослеживается у стратегов как в Москве, так и в Вашингтоне.
Постепенный экономический подъем России в будушем откроет перед ней новые
возможности для реализации собственных геополитических интересов в регионе. В
этой связи было бы интересно напомнить, что подготовка к подобному "внедрению"
России уже начата путем создания сети финансово-экономических структур,
представляющих российский бизнес. Более того, методично создается целое
поколение бизнесменов и предпринимателей с явной симпатией к России.
Вашингтон, в свою очередь, не может нейтрально наблюдать как шаг за шагом Россия
возвращается в регион экономически. Но пока у Москвы отсутствуют сильные
экономические рычаги, главной задачей заокеанских стратегов является выдавить ее
из региона путем разрешения региональных этнических конфликтов, при этом неважно
в чью пользу. Но это только на первый взгляд. Именно поэтому, считают эксперты,
разрешение нагорно-карабахского конфликта, как центрального конфликта в регионе,
приобретает особую актуальность.
В то же время разрешение данного конфликта является для США задачей не только
тактической (выживание России), но и стратегической (определение главного
регионального партнера на будущее). Причем, в качестве возможного
стратегического партнера на Южном Кавказе США, вероятнее всего,
присматриваются... к Армении. Такой выбор не лишен определенной логики и
опирается на хладнокровный прагматизм: Вашингтону нужен тот региональный
партнер, при помощи которого США могут постоянно оказывать давление на все
страны региона - Азербайджан, Грузию и Турцию, строящих региональный
политический и экономический союз.
АРМЕНИЯ. За всю свою историю Армения доказала, что подобной миссией она не
пренебрегает. В различные отрезки истории она была инструментом (пусть и не
очень надежным) в руках Турции, России, Великобритании и др. Вся идеология и
весь механизм армянской государственной политики строится на реализации
собственных национальных интересов, будучи при этом инструментом в чьих-то
руках. Именно это обстоятельство делает Армению страной, весьма привлекательной
для Вашингтона. Но не только это.
Армения уже де-факто находится в состоянии конфликта (скрытого или открытого) со
всеми тремя государствами региона и для достижения своих целей в Карабахе
(аннексия оккупированных азербайджанских территорий), Абхазии (дальнейшая
арменизация автономии и получение доступа к Черному морю) и Джавахетии
(возможные претензии на эти грузинские территории со стороны Армении уже зреют)
готова пересмотреть отношения со своими нынешними хозяевами. Какими бы
утопичными и авантюристичными не выглядели подобные планы, в Ереване в это
верили всегда. А теперь, кажется, верят не только в Ереване. Блажен кто
верует!!!
АЗЕРБАЙДЖАН. Азербайджан же не может рассматриваться Вашингтоном в качестве
подходящего партнера, ввиду своей религиозно-этнической принадлежности.
Последние шаги официального Вашингтона в отношении Азербайджана дают полное
основание полагать, что сегодняшняя администрация США не очень-то заинтересована
в демократическом развитии страны, что стало бы стимулом для экономического
процветания и превратило Азербайджан в правовую страну, привлекательную для
международного сообщества. При таком повороте событий рычаги международного
давления на Азербайджан сводятся к минимуму, автоматически снимаются с повестки
дня возможности обвинения в нарушениях прав человека, коррупции, фальсификации
выборов и т.д.
Кроме того, в этом случае страна могла бы послужить моделью успешного развития
для части исламского мира, что явно не вписывается в стратегические планы
некоторых амбициозных кругов мира. Светское и правовое развитие исламского мира
стало бы надежной базой для ее экономического роста. С этой точки зрения
сегодня, скорее всего, в Вашингтоне Азербайджан рассматривается в качестве
плацдарма и энергетического источника для реализации собственных региональных
планов.
ТУРЦИЯ. Турция уже не является стратегическим партнером США из-за слишком
самостоятельного внешнеполитического курса, проводимого в последние годы новым
руководством в Анкаре. Кроме того, экономическое и политическое сближение Турции
и России указывает на наличие многих общих нюансов в интересах двух стран по
вопросам регионального сотрудничества. Все более растущее стремление Анкары в
расширяющийся Евросоюз также ставит безупречность будущего союзничества Турции с
США под сомнение. Этому же союзу противоречит также политика Вашингтона,
проводимая в оккупированном Ираке, которая не только не учитывает национальные
интересы Турции, но даже заметно ущемляет их.
ГРУЗИЯ. Грузия ввиду своего слабого влияния на региональные политические
процессы и многочисленные внутренние противоречия (этнические, политические и
др.), а также из-за полной энергетической зависимости от Азербайджана и России
не может являться надежным региональным партнером США. Этому же не способствуют
внутриполитические отношения в Грузии, базирующиеся на
авторитарно-националистических принципах.
"БОЛЬШАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА" (Кто начинает и кто проигрывает?). Глобальные планы,
реализуемые администрацией Джорджа Буша, были четко очерчены в знаменитой книге
"Большая шахматная доска" Збигнева Бжезинского. С приходом Буша младшего к
власти США приступили к реализации глобальных планов по перекройке политической
карты мира. Регион Южного Кавказа не мог в этом смысле оставаться вне поля
зрения заокеанских стратегов. Нефть и геополитика, близость к южным рубежам
России и возможность заключения кольца вокруг Ирана превратили Южный Кавказ не
только в центр соединения цивилизаций, но и столкновения стратегических планов и
интересов.
Со времен развала СССР США шаг за шагом пытались постепенно укрепиться в
регионе. Однако контролируемые имперской Россией этнические конфликты всегда
мешали и мешают глобальной интеграции региона, отодвигая экономическое развитие
стран Южного Кавказа на задний план. По этой причине США, посчитав наступление
удобного момента, мобилизуя всех союзников, именно сейчас приступили к
разрешению главного регионального конфликта - нагорно-карабахского.
Реализация тактических и стратегических планов Вашингтона требует обязательной
нейтрализации одностороннего контроля Россией над региональными конфликтами, но
и то, что без России разрешить конфликты не удастся, в Вашингтоне осознали на
горьком опыте прежних безуспешных попыток. Вероятно, поэтому было решено
осуществить процесс мирного урегулирования в рамках Минской группы ОБСЕ, где как
бы представлены все заинтересованные стороны, кроме... Азербайджана и Армении.
Не кажется случайным и то наблюдение, что, по мере приближения дня "Х", давление
на азербайджанские власти получает регулярный и системный характер. Уже самые
глубокие скептики не сомневаются в том, что Азербайджан склоняют к КАПИТУЛЯЦИИ!
Для того, чтобы заполучить подпись президента Азербайджана под документом в
полторы страницы и из не менее чем 8 пунктов, большинство которых, вероятно,
направлено против национальных интересов Азербайджана, используются все средства
- от откровенных "покаяний" пресловутого Виктора Кожени до прямых угроз
исключить Азербайджан из Европейской программы нового соседства, якобы из-за
какого-то авиарейса в Северный Кипр.
Подключение же французского президента Жака Ширака к процессу мирного
урегулирования куда более осложняет положение Азербайджана. Ведь потерпевший
полный политический крах с затеей проведения референдума по Европейской
конституции Ширак пытается реанимировать свою подмоченную репутацию любой ценой
- даже такой незначительной для французского общества, как передача части
азербайджанских земель армянам.
О подготовке невыгодного для Азербайджана "мирного договора" свидетельствует и
тот факт, что "погодные условия" вынудили турецкого президента Сезера отменить
свой запланированный визит в Азербайджан. По мнению наблюдателей, Сезер летел в
Баку, чтобы выразить поддержку официальному Баку. Сильный снегопад лишил
Азербайджан единственного надежного союзника...
По мнению экспертов, Россия тоже не очень-то рада заключению какого-либо мирного
соглашения по Карабаху, так как любой мирный договор прежде всего перечит ее
интересам в Южно-Кавказском регионе. Но в этот раз Россию связали по рукам и
ногам: сопредседательство в Минской группе ОБСЕ возлагает на Москву определенные
обязательства по достижению мира между конфликтующими сторонами. По нашему
мнению, даже это не исключает, что Москва попытается как-то скрыто
сопротивляться подписанию какого-либо документа.
По иронии судьбы, именно Россия в этот исторический момент может являться
союзником Азербайджана, объявившего Запад, и прежде всего США, своим
стратегическим партнером. Но партнерство с Россией всегда требует определенные
жертвы, и официальный Баку находится перед тяжелой дилеммой. Так как опыт
показывает, что Россию вряд ли можно считать надежным партнером.
Но время не ждет, и до встречи в Рамбуйе остаются считанные дни. И теперь все
зависит от главы государства Ильхама Алиева. Многие эксперты уверены, что
президент выразит решимость и не поставит свою подпись ни под каким документом,
противоречащим национальным интересам Азербайджана. В этом случае он,
несомненно, получит поддержку всех слоев азербайджанского общества и
одновременно столкнется с жестким внешним давлением.
Однако внешние силы при этом будут лишены возможности оказывать давление на
президента изнутри, используя с этой целью какие бы то ни было внутренние
проблемы и противоречия страны. Во-первых, международные силы уже потеряли
доверие к себе в азербайджанском обществе после недавних парламентских выборов,
во-вторых тема совсем не та.
Вернуться к оглавлению раздела
Президент Азербайджана назначил главой МЧС экс-главу таможенного комитета
Баку. 7 февраля. ИНТЕРФАКС-АЗЕРБАЙДЖАН - Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение об освобождении Кямалетдина Гейдарова от должности главы государственного таможенного комитета (ГТК) страны, сообщили агентству "Интерфакс-Азербайджан" в администрации президента в понедельник.
Другим распоряжением глава Азербайджана назначил К.Гейдарова главой созданного недавно министерства по чрезвычайным ситуациям.
Председателем ГТК Азербайджана назначен Айдын Алиев, до сих пор занимавший должность первого заместителя главы этого ведомства.
Вернуться к оглавлению раздела
Назначен Министр по делам молодежи и спорта Азербайджана
07 Февраля 2006 [17:59] -
Day.Az.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев сегодняшним указом назначил
Рагимова Азада Ариф оглы на должность
Министра по делам молодежи и спорта.
Отметим, что Азад Рагимов родился в 1964 году, является известным в Азербайджане
бизнесменом и совладельцем группы «ItalDizayn».
Вернуться к оглавлению раздела
"Антиазербайджанская революция прошла под красным знаменем": интервью экс-президента Азербайджана Аяза Муталибова ИА REGNUM
ИА РЕГНУМ 13:15 06.02.2006. Трагедия в азербайджанском поселке Ходжалы в Нагорном Карабахе в феврале 1992 года стала одной из самых трагических страниц карабахского конфликта. В канун очередной годовщины ходжалинских событий, корреспондент ИА REGNUM встретился с Аязом Муталибовым, бывшим тогда президентом Азербайджана, а ныне проживающим за пределами страны. Муталибов поделился своими взглядами на происходившее вокруг Ходжалы и Нагорного Карабаха в целом в период распада СССР и становления независимых государств.
ИА REGNUM: Не могли бы вы кратко раскрыть идущие в начале 90-х годов тайные и явные процессы, приведшие к трагедии в Ходжалы?
Очевидно, что в свершившемся варварском убийстве мирных сельчан существует тайная и явная подоплека. К тайной следует отнести геополитический аспект событий, происходивших в то время на юге Кавказа. Вначале эту подоплеку следовало искать в контексте политики Михаила Горбачева второй половины 80-х годов. В ту пору сепаратизм армян Нагорного Карабаха был инициирован в качестве противовеса сепаратистским настроениям, пропагандировавшимся Народным фронтом Азербайджана.
Вспомните, как осенью 1988 года в Верховном Совете под этим влиянием был принят конституционный акт о суверенитете Азербайджана. Тогда Азербайджан в своей радикальности по отношению к Союзному центру обошел даже прибалтийские страны, являвшихся в то время локомотивом оппозиционных движений в СССР. Совпадение во времени событий в Нагорном Карабахе (февраль 1988 года) и пика центробежных тенденций, охвативших союзные республики сразу после появления неформальных общественных объединений типа Народных фронтов, не может не обращать на себя внимание. В Азербайджане радикализация деятельности неформального общественно-политического движения под названием "Народный фронт Азербайджана" произошла под влиянием событий, начавшихся в Нагорном Карабахе, и сама подхлестнула эти события.
По мере углубления противостояния в Нагорном Карабахе, достигшего к лету 1988 года фазы фактического отторжения от Азербайджана, активизировалась деятельность Народного фронта, полагавшего, что во всем произошедшем повинен Кремль в лице Горбачева. Справедливости ради должен подчеркнуть, что в то время подобные настроения быстро распространялись в республике и без усилий Народного фронта. К началу 90-х годов антимосковские настроения достигли своего пика, в немалой степени - после того, когда Кремль инициировал создание Комитета особого Управления Нагорным Карабахом, в задачу которого входило юридическое оформление вычленения Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) из состава Азербайджанской ССР и переподчинения таким образом области союзным органам управления.
Было реализовано соответствующее постановление Союзного правительства. Вспомните, с каким безразличием Кремль отнесся к возмущению азербайджанской общественности по поводу того, что депутатом Верховного Совета СССР по Нагорно-Карабахской области Азербайджанской ССР был избран Зорий Балаян, один из организаторов и вдохновителей нагорно-карабахского сепаратизма.
Отвернувшаяся, по мнению азербайджанцев, от Азербайджана, Москва в лице тогдашнего руководства сама инициировала рост антимосковских настроений. И вполне естественно, что альтернативой Москве в тогдашнем общественном мнении азербайджанцев могла быть близкая территориально и по языку Анкара.
Зададимся вопросом - на самом ли деле союзное руководство того времени могло согласиться с потерей Азербайджана? Конечно же, нет. Просто для Кремля было неважно, кому будет подчиняться Нагорный Карабах. Это обстоятельство имело огромное значение лишь для азербайджанцев. А раз так, то карабахским фактором можно было хорошо манипулировать и нейтрализовать сепаратистские настроения азербайджанцев. Кстати, не только азербайджанцев, но и тех же армян в Армении, которые под влиянием Армянского освободительного движения (АОД) не скрывали своего желания выйти из состава СССР. Вспомним, как в Армении не был проведен объявленный Горбачевым всесоюзный референдум 17 марта 1991 года, который должен был дать ответ на главный вопрос того времени - хотят ли граждане СССР жить в обновленном союзном государстве?
Так вот, следуя логике тогдашних стратегов перестройки, сепаратистские, антисоветские настроения в Азербайджане и в Армении можно было урезонивать карабахским фактором. Хотят, к примеру, азербайджанцы выйти из состава СССР - пусть. Но тогда им не видать Нагорного Карабаха. То же самое относилось и к Армении, которая, как полагали, если не изменит своего отношения к пребыванию в СССР, то навсегда распрощается с идеей присоединения к себе Нагорного Карабаха. Примерно в те же времена к этой формуле была привязана и Грузия, которая по одному и тому же сценарному плану лишилась Южной Осетии и Абхазии. В этом ряду можно назвать и Молдавию. Прорумынские настроения молдавских националистов от Народного фронта должны были нейтрализованы угрозой отторжения Приднестровья.
Итогом далеко не случайно возникших очагов сепаратизма (начиная с Нагорного Карабаха) стала попытка Кремля протащить в проекте нового Союзного договора, варианты которого обсуждались в 1990-91 годах в начале в Кремле, а затем в Ново-Огарево, первый параграф, касающийся устройства нового Союзного государства. Текст этого параграфа гласил, что учредителями нового Союзного государства должны были стать как союзные республики, так и автономные образования. Иначе говоря, автономные республики приравнивались в правах учредителя с союзными республиками, на территории которых они размещались.
ИА REGNUM: То есть, по вашему мнению, карабахский конфликт был выгоден союзному руководству?
Задача была очень простой - сохранение Союзного государства в обновленном виде и его федеративного устройства. Таким образом, новый Союзный центр мог взять на себя функции управления и автономными республиками, поскольку последние, на примере вышеперечисленных "горячих точек", не могли справиться с этой задачей самостоятельно. Замечу, что проблема лояльности отдельных территорий по отношению к республиканским центрам власти в то время коснулась и Российской Федерации на примере того же Татарстана, а затем в более угрожающей форме - и Чечни.
Что им жизнь простых людей перед лицом столь грандиозной задачи - сохранить Союзное государство, а вместе с этим и территорию этого государства? Только вот и эти жертвы оказались бессмысленными. Запутавшаяся в собственных интригах союзная власть так и не смогла сохранить это государство. В декабре 1991 года распался СССР. Образовалось СНГ, в котором Российской Федерации была отведена ведущая роль. Теперь уже в модифицированном варианте вновь встал вопрос о проблеме сохранения влияния России на всей территории бывшего СССР. К этому ее принуждала забота о собственной безопасности, потому что она оказалась в окружении независимых государств, с которыми в то время не было никаких границ. Как следствие, территориальные конфликты в Азербайджане, Грузии, Молдавии вновь обрели геополитическое значение, теперь уже для России.
ИА REGNUM: Как в Азербайджане реагировали на изменившиеся реалии? Можно ли было избежать ходжалинской трагедии?
К сожалению, до прихода к власти в России Владимира Путина отношение к Азербайджану со стороны руководства РФ было неоправданно безразличным. Похолодание отношений между Азербайджаном и Россией было выгодно Армении, которая не преминула воспользоваться этим фактором. Она укрепила двусторонние отношения с Россией, доведя их до уровня военно-стратегического союза. Власти же Азербайджана, под давлением Народного фронта, предпочли дистанцироваться от СНГ и не скрывали своего стремления к сближению с Турцией, которая, конечно же, в вопросе о Нагорном Карабахе имела куда меньшее влияние, чем Россия.
Отдаление Азербайджана от участия в соглашении о коллективной безопасности в рамках СНГ поставило страну в крайне невыгодное положение. Армения же воспользовалась стратегическим просчетом азербайджанских руководителей и усилила давление по всему карабахскому фронту. Ходжалы оказался в окружении, и судьба поселка была предрешена. Азербайджан тогда не располагал адекватной военной силой, имевшейся в распоряжении армян Нагорного Карабаха. Речь идет о 366-м мотострелковом полке, расположенном в Ханкенди (Степанакерте). Этот полк, сформированный еще в советское время, в сущности, был под контролем армян, а в феврале 1992 года, после отказа от вхождения азербайджанской армии в состав Главкомата СНГ, откровенно ими использовался, в особенности против Ходжалы. Об этом сказано и в записке правозащитного центра "Мемориал".
Стратегическая инициатива сохранилась у Армении вплоть до осени 1993 года, когда на фоне очередной смены власти в Азербайджане страна недосчиталась пяти районов. В результате более миллиона беженцев оказались в полевых условиях, в которых они проживают по сей день. Можно легко предположить количество вымершего в результате оккупации этих районов населения Азербайджана. Уничтожению подверглись тысячи таких поселков, как Ходжалы. Для восстановления этих районов в будущем потребуются десятки миллиардов долларов. Разве это не является этнической чисткой, теперь уже на территории независимой страны? Ведь ранее, в ноябре - декабре 1988 года, подобной чистке подверглись районы компактного проживания азербайджанцев в Армении. В совокупности, агрессивные меры, учиненные против Азербайджана Арменией, иначе, чем геноцидом азербайджанцев назвать невозможно.
История притязаний на азербайджанские земли знает немало кровавых страниц, бойня в Ходжалах - одна из таковых. И не следовало некоторым армянским деятелям играть на провокациях отдельных журналистов, в погоне за сенсацией или по каким-то иным причинам переиначивающих смысл некоторых моих высказываний и заявляющих "со ссылкой" на меня, что азербайджанцы якобы "сами" устроили ходжалинскую трагедию, чтобы получить пропагандистский козырь.
ИА REGNUM: В какой момент вы узнали о ходжалинских событиях?
26 февраля 1992 года, когда вечером мне доложили о тысячах убитых азербайджанцев в Ходжалы, я поначалу не мог поверить этому ужасному сообщению. Поэтому первым делом я позвонил руководству Нагорного Карабаха. Я с возмущением сообщил собеседнику о полученном мною сообщении и добавил, что если это правда, то боевики Нагорного Карабаха превзошли немецких фашистов. Я не раз доводил до широкой публики посредством СМИ содержание своих бесед того времени. Поэтому здесь я вновь их привожу в конспективной форме.
В ответ, естественно, я услышал отрицание факта расстрела азербайджанцев, а также ссылку на то, что азербайджанцам был предоставлен коридор и все они покинули поселок. Я предложил встретиться руководителям правоохранительных органов в районе происшествия и уточнить на месте все обстоятельства дела. Правда, я не очень представлял, как практически это можно осуществить. Ведь доступа к территории Нагорного Карабаха у бакинцев не было. Тем не менее, помню, что именно это поручение я сделал на самом начальном этапе расследования случившегося.
Именно благодаря моим настоятельным просьбам руководство Закавказского военного округа выделило два вертолета для журналистов, которые, в свою очередь, попросили меня помочь им добраться до места события.
ИА REGNUM: Был ли все-таки коридор для выхода мирных людей или нет?
Его не было. Я не мог утверждать, со слов председателя облисполкома НКАО, что азербайджанцам на самом деле был предоставлен коридор, хоть мне и приписывались ранее такие утверждения. В одном из своих интервью я всего лишь привел слова упомянутого деятеля о том, что сельчанам был предоставлен коридор. Но я не утверждал, что это было сделано на самом деле. Мне об этом не говорил и глава поселкового совета Эльман Мамедов, который, согласно материалам центра "Мемориал", якобы признавался в том, что знал о предоставленном коридоре.
Что касается предоставления коридора как такового, то в соответствии с описанием представителей "Мемориала" с места событий этот коридор был все же предоставлен, но население поселка Ходжалы не было оповещено об этом. Не сработали в должной мере ни репродукторы, ни листовки, которые, якобы, были распространены среди населения накануне артобстрела и штурма поселка. Представители "Мемориала" признались, что никто из утверждавших о предварительном распространении листовок не смог показать хотя бы одну листовку.
ИА REGNUM: Тогда в Азербайджане говорили, что ходжалинская трагедия стала "ответом", приуроченным к 4-й годовщине сумгаитских событий. Но многие в Азербайджане также говорили, что для них остались непонятными действия Народного фронта перед ходжалинской трагедией и после нее ...
Отвечаю по порядку. Знаете, действительно существовал еще один мотив, который мог повлиять на психоэмоциональное состояние боевиков, штурмовавших Ходжалы. Речь идет о влиянии мощной пропагандистской кампании, которая были осуществлена Арменией по фактам сумгаитских и бакинских погромов. Это обстоятельство дает определенное основание предположить, что на отношение к населению поселка могло повлиять чувство возмездия.
И вообще агрессия против Азербайджана носила своеобразный характер. Эта агрессия началась без объявления войны Азербайджану и без указания ее причин. Обе республики находились в составе единого государства. Поэтому сам факт осуществленной агрессии юридически был исключен, но фактически он свершился, и не в последнюю очередь по вине руководства СССР. А раз война не была объявлена, то и наблюдения за нею со стороны Организации Объединенных Наций быть не могло.
Гуманитарные аспекты ходжалинских событий довольно подробно изложены в упомянутом докладе "Мемориала". Там же указано, что Арменией, боевыми формированиями самопровозглашенной НКР не были соблюдены международные нормы и правила, регламентирующие отношения во время боевых действий к мирному населению. Нарушение этих норм применительно к ходжалинцам иначе как преступлением против человечности не назовешь. Такой вывод следует из обобщения событий "Мемориалом".
Что касается ссылок на мои высказывания в адрес Народного фронта Азербайджана, то, опять же - я нигде и никогда не связывал их с существом описываемых событий. Я говорил лишь о том, что Народный фронт Азербайджана цинично воспользовался случившейся в Ходжалы трагедией и сфокусировал своими действиями все общественное недовольство на мне.
Конкретно я имел в виду созыв чрезвычайной сессии парламента и требование моей отставки. Мотивация была до примитивности проста - президент не принял мер для защиты населения и поселка Ходжалы. В этом смысле тогдашняя оппозиция, в контексте сегодняшнего отношения власти и общества к обсуждаемой теме, допустила большую ошибку. Нельзя было связывать имя президента (даже ради своекорыстных целей) с тем, что возмутило все мировое сообщество. Однако это уже иная тема.
Нельзя на людских трагедиях разыгрывать политические компании и еще более нагнетать ненависть между народами. Но в этом деле менее всего опыта у Азербайджана, современные политики которого долгое время не осознавали значения пропагандистских компаний, даже если это имело непосредственное отношение к национальным интересам страны, и предпочитали в это время заниматься междоусобицами.
Кто-то из мудрых изрек - в этом мире нет ничего случайного. Случайны ли были первые требования о независимости, прозвучавшие в начале 1988 года на митингах в Ханкенди (Степанакерте)? Уверен, что нет. Случайным хорошо организованный многодневный митинг назвать нельзя. Тем более по такому серьезному поводу. Известно, что к ним готовились загодя и основательно. Знали о готовившихся событиях и в союзном центре. А раз это не было случайностью, значит, инициаторы этой первой в истории СССР сепаратистской компании должны были просчитать и последствия.
Прежде всего, следовало спрогнозировать реакцию азербайджанцев. На самом деле нельзя же было надеяться на то, что азербайджанцы будут безразличными к тому, что угрожало целостности их территории. Стало быть, и последствия начавшейся компании были тщательно просчитаны. В том числе и возможные столкновения на бытовом уровне. Ведь армяне не жили только в Нагорном Карабахе. Куда большее их число проживало в Баку и в других городах и районах Азербайджана.
ИА REGNUM: Можно ли было рассчитывать на то, что на всей этой территории будет исключено кровопролитие?
Конечно же, на это не следовало надеяться. И прежде всего потому, что организаторы волнений в Нагорном Карабахе затронули весьма чувствительные для любого человека независимо от его национальности понятия о родине, о земле. А раз так, то можно предположить, что стычки между людьми вплоть до кровопролития в отдельных случаях были просчитаны.
Первыми были застрелены армянскими милиционерами два азербайджанских подростка 16 и 19 лет из толпы, двинувшейся в сторону Ханкенди для выяснения отношений. Тогда, эти толпу удалось, как известно, остановить одной женщине - покойной Хураман Аббасовой, бросившей с головы свой платок к ногам мужчин. Ни один азербайджанец не переступил этот платок и не затоптал честь азербайджанки. Люди развернулись и двинулись в обратную сторону, когда прозвучали злосчастные выстрелы в спину уходящим. Кому-то очень нужно было столкнуть в кровавой бойне этих людей. Очень скоро случились погромы в Сумгаите. Позже в Баку. Необъявленная война расширяла свои границы и повела счет на десятки убитых. "Кровь за кровь, смерть за смерть", - это ведь так легко было начать.
В Сумгаите, в этом "Комсомольске на Каспии", как его называли иногда, проживали строители этого города химиков со всего бывшего Советского Союза. Более 40 лет вместе с азербайджанцами здесь проживали и армяне. И не было никакого страха у армян. Да и поводов для этого не было. И вдруг - погромы! Конечно же, они были не случайными. А, главное, они подлили масла в разгоравшийся костер сепаратизма. Отныне весь мир "убедился" в том, что азербайджанцы не могут жить в мире с армянами! И никто не вспомнил о том, что ведь эти два народа на протяжении веков уживались друг с другом! И как могло такое произойти - без причин, без повода? Что же, белены объелись азербайджанцы, озверев в одночасье? Конечно же, нет. Просто кому-то нужна было кровь. Она ведь мощный катализатор всех "революций".
В Карабахе в феврале 1988 года началась антиазербайджанская "революция". Она, эта революция, должна была обрести свое красное знамя. Не без помощи некоторых наших "национал-патриотов", она его и обрела!
Вернуться к оглавлению раздела
Организация Освобождения Карабаха проведет митинг, приуроченный к годовщине Ходжалинской трагедии
07 Февраля 2006 [17:13] -
Day.Az.
Организация Освобождения Карабаха (ООК) намерена провести 26 февраля
митинг, приуроченный к годовщине Ходжалинской трагедии. Как сообщили АПА в
пресс-службе ООК, вчера они направили в ИВ города Баку письмо с просьбой
разрешить проведение этого митинга. Акция, в которой примут участие
представители всех общественных и политических движений, пройдет 26 февраля в
12:00-13:00 перед памятником «Зов родины» рядом со станцией метро «Хатаи». В
ходе акции прозвучат лозунги «Наказать виновников Ходжалинской трагедии!»,
«Свободу Карабаху!», «Положить конец армянской агрессии!», «Прекратить
бессмысленные переговоры!» и др.
В связи с годовщиной Ходжалинской трагедии ООК проведет мероприятия и в регионах
нашей страны. Кроме того, по поступившим в ООК сведениям, Конгресс
азербайджанцев мира, Совет азербайджанцев мира, Кавказское отделение
Европейского центра защиты прав человека, Азербайджанская организация ABAD, Союз
азербайджанцев Швеции, Координационный совет московской молодежи, Шведское бюро
ООК и другие организации организуют в различных странах мира фотовыставки,
собрания, уличные шествия, митинги и пикеты в этой связи.
Вернуться к оглавлению раздела
ЭКОНОМИКА
Внешний долг Азербайджана составляет 1,6 млpд. долларов
ИА РЕГНУМ 11:17 06.02.2006. По сообщению Министерства финансов АР, согласно данным на 1 января 2006 года, использованный внешний долг страны с государственной гарантией составил 1,6 миллиарда долларов США. Это равно 12,6 процента произведенного в 2005 году ВВП, передает корреспондент ИА REGNUM.
По мнению международных финансовых институтов, в данном вопросе Азербайджан находится в лучшем положении, чем другие страны, и для грядущих поколений уже нет риска задолженности. Также по данным Минфин, в 2006 году бюджетные доходы возрастут, главным образом, за счет нефтяного сектора, на 65-70 процентов.
Вернуться к оглавлению раздела
Азербайджан экспортировал в страны СНГ продукцию на $905 млн
ИА РЕГНУМ 18:40 06.02.2006. В 2005 году резиденты и нерезиденты Азербайджана экспортировали в страны СНГ продукцию на сумму 905 миллионов 340,6 тысячи долларов США. Об этом сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Государственном таможенном комитете, отметив, что из стран СНГ в Азербайджан поставлена продукция на сумму 1 миллиард 447 миллионов 486,6 тысячи долларов.
Из страны были отправлены, в основном, продукция неорганической химии, нефть и нефтепродукты, масла животного и растительного происхождения, фрукты, а поставлены в республику минеральное топливо, транспортные средства, зерновые растения, оборудование и приборы.
Вернуться к оглавлению раздела
Сумгаитские рабочие стали зарабатывать на 21,4% больше прошлогоднего
ИА РЕГНУМ 19:28 06.02.2006. Сумгаит, известный как индустриальный центр Азербайджана, поэтапно возобновляет свой трудовой ритм. В 2005 году на промышленных предприятиях города работало 12,2 тысячи человек. Средняя заработная плата здесь составила 550 тысяч манатов, что в сравнении с 2004 годом выше на 21,4%. Интересно, что уровень самой высокой и самой низкой заработной платы зарегистрирован на металлургических предприятиях. Самая высокая - 930 тысяч манатов - на сумгаитском участке Акционерного общества "Азералюминиум", а самая низкая - в АО "Азербору". На обоих предприятиях имеются проблемы со своевременной выплатой заработной платы.
Вернуться к оглавлению раздела
ГОСУДАРСТВО НЕ ХОЧЕТ СДАВАТЬ ПОЗИЦИИ ЧАСТНОМУ СЕКТОРУ
Газета Зеркало, 7 февраля 2006 г. Автор - Ф.АЛИЗАДЕ. В последние годы
создалось впечатление, что проведение структурных реформ в Азербайджане связано
не столько с совершенствованием системы управления, а с расстановкой сил в
различных властных группировках. Иначе чем можно мотивировать полный застой в
реформе системы энергетики.
Речь о необходимости разгосударствления и передачи в частные руки газового и
энергетического секторов велась всегда, тем более в ходе переговоров
правительства с представителями международных финансовых институтов. Однако
вопрос передачи от государства в частные руки предприятий в данных отраслях не
нашел своего логического продолжения. Более того, ситуация ухудшилась.
Достаточно вспомнить факт, когда в конце прошлого года произошла передача
частной компанией "Байва Энержи" государственному предприятию АООТ "Азерэнержи"
энергораспределительных сетей Гянджи и Алибайрамлы.
Азербайджанское правительство неоднократно заявляло, что свое будущее видит
среди стран Европы и предпринимает все шаги, чтобы в один прекрасный день
интегрироваться в Европейский союз. Но вряд ли страны Европы решатся принять
Азербайджан в свои ряды с учетом количества государственных
компаний-монополистов, благодаря которым нарушаются многочисленные права
азербайджанских граждан, как потребителей.
УРОКИ ПРИВАТИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ. Пусть никто не
сомневается в том, что правительству в перспективе придется передать систему
электроэнергетики в частные руки. Это одно из обязательных условий Евросоюза.
При этом в ходе приватизации нашему правительству надо будет учитывать, чтобы во
время приватизации не возникли новые монополисты, на этот раз в лице частных
компаний. В этой связи особо интересен опыт приватизации в Болгарии, которая по
территории и населению практически равна Азербайджану.
Отметим, что в Болгарии интенсивно идут реформы в свете намеченного вступления
страны в ЕС 1 января 2007 года. Агентство по приватизации Болгарии прекратило
переговоры с РАО "ЕЭС России" о продаже ТЭС в Варне и Русе. Банковская гарантия,
внесенная РАО на счет агентства за участие в конкурсе, будет возвращена, так как
"переговоры были прекращены не по вине российской стороны, а вследствие
объективных обстоятельств". При этом агентство не будет вести переговоры с
чешской энергокомпанией CEZ, которая в ходе аукциона заявила вторую по размеру
цену (335,5 евро за акцию), поскольку эта цена была признана низкой.
Напомним, в начале января РАО отказалось от покупки ТЭС "Варна" в Болгарии. По
словам представителя агентства Венеты Начевой, после того как исполнительный
комитет агентства одобрил проект договора на покупку РАО станции в Варне,
российский энергохолдинг прислал письмо об отказе от подписания соглашения.
В РАО "ЕЭС России" сообщили, что "условия эксплуатации станции, предложенные
болгарской стороной, не являются оптимальными для РАО "ЕЭС России", так как не
позволяют обеспечить приемлемую экономическую эффективность сделки". "В
частности, стороны не смогли достичь договоренности по оплате "холодного
резерва", квотам на выброс станцией углекислого газа и ряду других", - говорится
в сообщении. Напомним, в конце октября РАО и правительство Болгарии парафировали
договор о покупке электростанции в Варне. Предправлением РАО Анатолий Чубайс
заявлял, что сделку планируется завершить до середины декабря 2005 года.
Ранее Болгария в рамках либерализации энергорынка выставила на продажу три ТЭС.
РАО предложило наиболее высокую цену за две из них - в Варне (389 млн. евро), на
которую также претендовала Enel, и Русе (178.17 млн. евро). Болгария официально
объявила РАО победителем тендера 11 мая 2005 года. Однако антимонопольное
ведомство Болгарии разрешило РАО купить только одну ТЭС, решив, что покупка
сразу двух станций энергохолдингом нанесет ущерб конкурентной среде на
энергетическом рынке страны. Агентство по приватизации оспорило это решение в
суде. Параллельно РАО и Болгария продолжали обсуждать параметры сделки, в том
числе и ее сумму. Болгария - крупнейший экспортер энергии в Восточной Европе.
Установленная мощность ТЭС в Варне составляет 1260 тыс. МВт, в Русе - 400 МВт, в
Бобов Доле - 630 МВт. Станции являются основными генерирующими активами Болгарии
и приватизируются в рамках либерализации энергорынка (условие вступления страны
в ЕС) ("AK&M").
Интенсивно идут реформы в свете электроэнергетики и у наших соседей в Грузии.
Так, правительство Грузии начало прием заявок на участие в приватизации шести
гидроэлектростанций и нескольких электрораспределительных компаний. Как передает
"Тренд", об этом сообщили в министерстве экономического развития. В результате
приватизации гидроэлектростанций в бюджет поступит около 110 миллионов долларов.
Приватизации также подлежат электрораспределительные компании, занимающиеся
продажей электроэнергии в регионах, в том числе и крупнейшая Объединенная
дистрибьюторская компания, распределяющая энергию в большинстве регионов страны.
Прием заявок на приватизацию продлится до конца августа. Как заявил президент
Михаил Саакашвили, в 2006 году приватизация энергетических объектов должна
завершиться. Об этом сообщает "Прайм-Hьюс".
СТРАШНЫЕ ЦИФРЫ СУБСИДИЙ И РАСТОЧИТЕЛЬСТВА. А у нас пока реформировать
сферу электроэнергетики не собираются. Более того, наши чиновники видят
единственный путь решения проблем регионов с энергообеспечением в наращивании
мощностей энергетических предприятий. То есть, вместо наведения порядка в
отрасли, правительство создает возможности, еще большие для расточительного
использования природных богатств, потребляемых при выработке электроэнергии.
На сегодня объем производимой электроэнергии на тепловых электростанциях - 19,3
млрд. кВт/час. Каков объем потерь государства - можете подсчитать сами; если
производство в системе АО "Азерэнержи" должно составлять 206 манатов за кВт/час,
а реализуется энергораспределительной компании Barmek Azerbaycan за 71 манат за
кВт/час.
Довольно интересны расчеты экспертов. Чтобы данная отрасль смогла рентабельно
работать, потребители должны приобретать электроэнергию по цене 383 маната за
кВт/час (или 8,32 цента). Впрочем, есть и другие расчеты. Так, при проведении
более жесткой линии по отношению к лицам, которые крадут электроэнергию,
вложении инвестиций для внедрения современных технологий, позволяющих снизить
потери электроэнергии, более разумных тарифах, в течение трех лет можно
сократить потребление на 6 млрд. кВт/часов. При проведении указанных мер
государство ежегодно сможет экономить до 250 млн. долларов.
Кстати, расточительство можно увидеть и в использовании природного газа. По
данным АОЗТ "Азеригаз", в настоящее время Азербайджан потребляет около 36 млн.
кубометров газа в сутки. Эти объемы обеспечиваются за счет сдачи газа
Госнефтекомпанией (9 млн. кубометров), международным консорциумом (4 млн.
кубометров), отбора с подземных газохранилищ (8 млн. кубометров) и импорта из
России (15 млн. кубометров, около 80% которых направляется в АООТ "Азерэнержи" -
естественного монополиста в сфере производства электроэнергии в Азербайджане).
По итогам 2005 года среднесуточное потребление газа в Армении составило 4,3
млн., в Грузии - 5,1 млн., а в Азербайджане - 26,4 млн. кубометров. Независимые
эксперты считают завышенными данные по потреблению газа в Азербайджане, так как
абонентам, не имеющим газовых счетчиков, засчитываются чересчур большие
нормативные расходы ("Туран").
Несомненно, главной чертой реформирования должен стать жесткий учет потребления
электроэнергии и "голубого топлива" со стороны АООТ "Азерэнержи" и ЗАО "Азеригаз",
но данные компании не слишком заинтересованы в этом. На сегодня только Barmek
Azerbaycan практически решила проблему с установкой счетчиков потребителям.
В то же время эффект жесткого контроля дает ошеломительный успех, особенно в
регионах. Так, в Мингечауре полный переход на взаиморасчеты с потребителями
электроэнергии по счетчикам, привел к сокращению потребления и повышению сборов
оплаты за электроэнергию: если в декабре 2004 года населению было поставлено
13,9 млн. квт, то уже в декабре 2005 года этот показатель сократился почти в два
раза и составил 7,5 млн. квт. Оплата за потребляемую электроэнергию выросла
почти в пять раз. А коммерческие структуры рассчитываются с поставщиком на все
100%.
Теперь вспомним сколько средств государство продолжает вкладывать на увеличение
мощностей энергосистемы. Приведем несколько наиболее ярких примеров. На
основании указания президента о необходимости стабильного и устойчивого
обеспечения регионов энергоносителями, в данную отрасль были открыты финансовые
шлюзы государства. Подписано кредитное соглашение на строительство парогазовой
установки (ПГУ) в Сумгаите на сумму 300 млн. долларов, мощностью 506 Мвт. На
подходе кредитное соглашение с японцами на сумму 280 млн. долларов по
строительству второй очереди на ПГУ на ГРЭС "Северная" мощностью 400 Мвт. Кроме
того, энергетики начали работу по установке в регионах 52 модульных станций на
сумму 500 млн. долларов общей мощностью в 500 Мвт.
Кстати, несложно заметить, что речь вновь идет о тепловых энергостанциях, а
соответственно, о продолжении политики производства недешевой электроэнергии,
которая станет через десяток лет еще большей "головной болью" азербайджанского
правительства.
ТАРИФЫ И ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ. Таким образом наше правительство
понимает реформы только в плане увеличения тарифов. Начнем с уважаемых
газовиков, которым кавалерийским наскоком удалось пролоббировать в ноябре 2004
года увеличение тарифов для потребителей аж в 2,3 раза. Тем самым они довели
цену 1 тыс. кубометров с 7 до 17 долларов. Но на этом "Азеригаз" не успокоился и
уже с марта 2005 года "обрадовал" нас поэтапным повышением цен, доведя стоимость
"голубого топлива" до 51,5 доллара (около 236 тыс. манатов) за 1 тыс.кубометров.
Разумеется и этот тариф в скором времени может пересмотреться в сторону
увеличения, с учетом того, что с января текущего года цена импортируемого в
Азербайджан российского газа с прошлогодних 60 долларов выросла до 110 долларов
за 1 тыс. кубометров.
Как мы отмечали, еще сложнее ситуация у энергетиков. Сейчас, для рентабельности
данной отрасли, по расчетам специалистов, цена для нас, потребителей, должна
подскочить с нынешних 96 манатов до 383 манатов кВт/час, или практически в
четыре раза. В нынешних условиях невозможно поднять в очередной раз цены на
природный газ и электроэнергию, когда пенсии и заработная плата у учителей,
врачей и других бюджетных работников очень низки. Но правительство может перейти
на рыночные условия хозяйствования и поднять тарифы в сфере энергетики, если
вместо расточительного субсидирования весь объем финансовых средств направит на
увеличение пенсий и зарплат в бюжетной отрасли. А эта сумма, которая превысит
миллиард долларов, будет направлена как адресная помощь наиболее нуждающимся.
Однако нынешнее правительство вряд ли может взять на себя ответственность по
принятию столь судьбоносных решений. О нерешительности шагов азербайджанского
правительства говорит один простой пример. По итогам 2005 года
электрораспределительная компания Barmek Azerbaycan задолжала АООТ "Азерэнержи"
95,2 млрд. манатов (20,6 млн. долларов). А в целом задолженность Barmek "Азерэнержи"
на начало текущего года составила 142 млрд. манатов (31 млн. долларов). В то же
время, на 1 января 2006 года долг перед Barmek Azerbaycan со стороны
потребителей, в частности АОО "Азерсу", Бакинского метрополитена и других
государственных учреждений составил 257 миллиардов манатов (56 млн. долларов).
Тем самым азербайджанское правительство до сих пор не смогло провести
взаиморасчет между государственными предприятиями, хотя бы с целью создать
атмосферу доверия между двумя энергетическими компаниями - Barmek Azerbaycan и
АООТ "Азерэнержи". Иными словами, работа правительства, с учетом сложившейся
ситуации в национальной экономике, ничего, кроме как негативной оценки, не
заслуживает.
Вернуться к оглавлению раздела
Свой первый офис на Южном Кавказе компания «Microsoft» откроет в Азербайджане
07 Февраля 2006 [09:46] -
Day.Az.
В столице Португалии Лиссабоне завершилось заседание «Форума
руководителей европейских правительств в области информационных
технологий-2006». На мероприятии, организованном по приглашению правительства
Португалии и руководства компании «Microsoft», нашу республику представлял
министр связи и информационных технологий Али Аббасов.
Как сообщили АПА в пресс-службе министерства, в рамках мероприятия, прошедшего с
участием представителей России, Украины и Казахстана, министр А.Аббасов провел
многочисленные встречи с руководством компании «Microsoft» и с ведущими
руководителями компании по региону.
На организованной в рамках визита встрече с президентом компании Биллом Гейтсом
был обсужден ряд вопросов. Было высоко оценено внимание, оказываемое
государством развитию этой сферы.
Как отметил президент компании «Microsoft» Б.Гейтс, вслед за Россией, Украиной
и Казахстаном свой первый офис на Южном Кавказе компания намерена открыть
именно в Азербайджане. Компания намерена также более тесно участвовать в
многочисленных проектах в области ИКТ.
Министр А.Аббасов провел также встречи с представителями ряда стран, на которых
обсуждались дальнейшие перспективы сотрудничества в сфере ИКТ.
На встрече с директором самого влиятельного в мире Лондонского экономического
университета Говардом Девисом министр обсудил ряд вопросов по подготовке
экономических кадров в этой области.
Вернуться к оглавлению раздела
СОЦИУМ
Более тысячи азербайджанских студентов получают образование за рубежом
Баку. 7 февраля. ИНТЕРФАКС-АЗЕРБАЙДЖАН - Более тысячи азербайджанских студентов получают образование за рубежом, сообщили агентству "Интерфакс-Азербайджан" в пресс-службе министерства образования республики в понедельник.
Согласно статистическим данным на 1 января 2006 года, в 2005-2006 учебном году на различных образовательных ступенях зарубежных вузов учатся 1026 граждан Азербайджана по государственной линии, сказали в пресс-службе.
По данным пресс-службы, в 23 вузах Азербайджана получают образование 4400 иностранных граждан из 45 стран мира. По данным пресс- службы, 152 из них обучаются за счет государства, остальные - на платной основе.
Вернуться к оглавлению раздела
21 февраля в Баку состоится открытие года России в Азербайджане
07 Февраля 2006 [16:39] -
Day.Az.
Большим концертом мастеров искусств 21 февраля в Баку состоится
торжественное открытие Года России в Азербайджане. Об этом, как передает
«Тренд», сообщил 7 февраля на пресс-конференции новый посол Азербайджана в РФ
Полад Бюль-Бюль оглы. Эта масштабная общественно-политическая акция проводится в
ответ на Год Азербайджана в России, который, по словам посла, "стал важным
событием в истории дружеских взаимоотношений двух государств".
Полад Бюль-Бюль оглы сказал, что в традицию вошло взаимное проведение Дней
культуры с участием видных музыкантов, художников, мастеров театра и кино,
ведущих творческих коллективов. По его словам, в Азербайджане неизменной любовью
пользуется русское искусство, свидетельством чему стали постоянные успешные
гастроли артистов из России в Баку и других городах республики.
Одним из центральных событий 2006 года станет в Азербайджане музыкальный
фестиваль, посвященный 100-летию со дня рождения великого композитора ХХ века
Дмитрия Шостаковича. Возглавит этот фестиваль, который продлится целую неделю,
уроженец Баку - замечательный российский музыкант Мстислав Ростропович.
Известный певец и в недавнем прошлом министр культуры Азербайджана Полад
Бюль-Бюль оглы подчеркнул, что для него назначение послом в Россию знаковое
событие. Ведь с Москвой и Россией связаны лучшие страницы его творческой
биографии. "Для меня ваша столица всегда была особенно притягательной. Здесь
проходили мои концерты и творческие отчеты, здесь я обрел популярность", -
подчеркнул он.
Вернуться к оглавлению раздела
В Азербайджане создан Госкомитет по проблемам семьи, женщин и детей
ИА РЕГНУМ 19:47 06.02.2006. Сегодня, 7 февраля, указом президента Азербайджана Ильхама Алиева создан Государственный комитет по проблемам семьи, женщин и детей. Согласно другому указу президента Алиева, ликвидирован Госкомитет по проблемам женщин (ГКПЖ). Госкомитет по проблемам семьи, женщин и детей создается на основе ГКПЖ. Кабинету министров поручено в течение 1 месяца разработать и представить главе государства проект Положения о новом госкомитете, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
Другим распоряжением президента председателем госкомитета назначена Хиджран Кямран гызы Гусейнова.
Вернуться к оглавлению раздела
В Баку приедут президенты еврейских организаций Америки
07 Февраля 2006 [09:35] -
Day.Az.
9 февраля в Баку приедут президенты еврейских организаций Америки. Об
этом АПА сообщил руководитель действующего в Азербайджане «Еврейского Дома»
Шауль Давыдов. Целью их визита является ознакомление с бытом проживающих в
Азербайджане евреев.
До 13 февраля делегация из 70 человек посетит многочисленные еврейские
организации в Баку и место компактного проживания евреев - поселок «Гырмызы
гэсэбэ» в Кубинском районе. Ожидается их встреча и с президентом Ильхамом
Алиевым.
Вернуться к оглавлению раздела
В Баку откроется еще один McDonalds
07 Февраля 2006 [17:24] -
Day.Az.
«В настоящее время в здании, где будет размещаться ресторан, ведутся
отделочные работы и дизайнерское оформление», - подчеркнули в компании.
Как сообщает "Тренд", официальное открытие ресторана запланировано на март,
точная дата сдачи в эксплуатацию пока не определена. Hовый ресторан будет
расположен вблизи станции метро «им. H.Hариманова».
Первый ресторан McDonalds был открыт в 1999 году, второй функционирует с 2002
года. В McDonalds также подчеркнули, что в общей сложности количество работников
обеих ресторанов составляет более 100 человек. В новом - третьем ресторане
количество работников составит примерно 50 человек.
Вернуться к оглавлению раздела
В Азербайджане отметят 100-летние юбилеи Самеда Вургуна и Сулеймана Рустама
ИА РЕГНУМ 15:51 07.02.2006. Глава Азербайджана Ильхам Алиев издал распоряжения об обеспечении достойного проведения 100-летнего юбилея народных поэтов Азербайджана Самеда Вургуна (Самеда Юсиф оглы Векилова) и Сулеймана Рустама (Сулеймана Алиаббас оглы Рустамзаде). Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе президентской администрации.
В указе главы Азербайджана отмечается, что в марте 2006 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося поэта Самеда Вургуна, которому принадлежат исключительные заслуги в развитии азербайджанской литературы. Творчество Самеда Вургуна составляет одну из самых ярких и неповторимых страниц истории азербайджанской литературы ХХ века. Художественное наследие мастера, сыгравшего большую роль в обогащении современного азербайджанского языка и литературы, стало, в целом, новым этапом в развитии азербайджанской культуры. "Имя Сулеймана Рустама, как яркого продолжателя классических традиций нашей поэзии и мастера, обогатившего эти традиции своими новаторскими поисками, навечно вошло в азербайджанскую литературу. Занимающие важное место в творчестве поэта произведения, написанные им на тему Юга, считаются жемчужинами азербайджанского стихосложения ХХ века. Сулейман Рустам, являвшийся одним из авторитетных личностей мира искусств, в то же время, был известен и как общественно-политический деятель", - отмечается в документе.
Распоряжением президента Азербайджана, НАН Азербайджана, министерство культуры и туризма, а также министерство образования совместно с Союзом писателей подготовят и осуществят план мероприятий, посвященных 100-летнему юбилею Самеда Вургуна и Сулеймана Рустама.
Вернуться к оглавлению раздела
В Азербайджан приедет Владимир Винокур
07 Февраля 2006 [09:48] - Day.Az. (печатается с сокращениями - прим. Автора рассылки) [...] 10 марта на сцене Дворца имени Гейдара Алиева выступит народный артист Российской Федерации, известный юморист Владимир Винокур.
Вернуться к оглавлению раздела
В Азербайджане прошла постановка мугамного балета "Раст"
ИА РЕГНУМ 18:06 07.02.2006. В азербайджанском Государственном академическом театре оперы и балета с успехом прошел спектакль по мугамному балету композитора и дирижера Ниязи "Раст". Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в театре оперы и балета.
Отметим, что при жизни великого дирижера и видного композитора Ниязи в Азербайджане и во всем мире называли Маэстро. Постановщик-балетмейстер спектакля, созданного по мотивам одноименного симфонического мугама - народная артистка, лауреат Государственной премии СССР Тамилла Ширалиева, музыкальный руководитель и дирижер - народный артист Джаваншир Джафаров, музыкальный редактор - народный артист, композитор Муса Мирзоев, художник-постановщик - народный художник, лауреат Государственной премии Рафиз Исмайлов, автор либретто - Аджар Гаджиев. Зрители бурными аплодисментами приветствовали балетную труппу под руководством заслуженного деятеля искусств Юланы Аликишизаде, исполнителей мугамов - народных артистов Назакет Теймурову, Мансума Ибрагимова, заслуженных артистов Гюльяз Мамедову, Гюльагаси Мирзоева. В зале присутствовало много ценителей балета и мугама, в том числе и представители зарубежных дипломатических миссий.
Вернуться к оглавлению раздела
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.azpressa Архив рассылки |
Отписаться
Вебом
Почтой
Вспомнить пароль |
В избранное | ||