Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметные события на транспорте и в логистике в январе 2010 года


ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Акрон полностью завладел эстонским терминалом
ОАО «Акрон» увеличило долю в эстонской компании AS Dry Bulk Terminal (AS DBT) с 50 % до 100 %, сообщает пресс-служба компании. AS DBT - терминальный комплекс для перевалки минеральных удобрений на территории порта Мууга.
Одновременно, как пишет газета Dienas Bizness, Рижский порт намерен расторгнуть ряд договоров об аренде земли, чтобы обеспечить приход в порт крупнейшего российского производителя минеральных удобрений Уралхим,.
Среди предприятий, с которыми могут быть расторгнуты договоры, называются такие крупные компании, как Man-Tess и Baltic Container Terminal, которые арендуют землю на Кундзиньсале. Расторгнув договоры об аренде земли, которая сейчас не используется, порт получит территории, который могут быть предложены потенциальным инвесторам. В их числе Шлесерс назвал и холдинг Уралхим, который рассматривает возможности строительства своего терминала в Риге.
КОММЕНТАРИЙ:
Таким образом Прибалтика закрепляет за собой перевалку экспортных объёмов российских удобрений.
По данным Администрации Большого порта С.-Петербурга новый российский порт в Усть-Луге в 2012 году должен будет переваливать 6 млн. тонн насыпных грузов, в т. ч. удобрений. К 2015 г. – до 12 млн. тонн.
По мнению
директора Агентства специальных исследований (С.-Пб.) Р. Тертеряна "Скорее всего, Усть-Луга станет основным экспортным портом России на Балтике (в котором будут переваливаться массовые навалочные и генеральные грузы, составляющие основу экспорта), а питерский порт – контейнерными воротами на Балтике. ".

Калининградский рыбный порт в 2009 г. снизил перевалку грузов на 20%
ФГУП "Калининградский морской рыбный порт" (КМРП) в 2009 году сократило перевалку грузов на 20% по сравнению с показателем 2008 года - до 2,5 млн тонн, сообщили в порту.
Основное снижение грузооборота произошло по номенклатуре генеральных грузов. В частности, перевалка контейнеров сократилась на 49% - до 12,124 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера), минеральных удобрений - на 36,1%, до 243,1 тыс. тонн.
Перевалка нефтепродуктов снизилась на 7,2% - до 1,99 млн тонн.

Клайпедский порт в 2009 году на треть снизил перевалку контейнеров
Клайпедский морской порт (Литва) в 2009 году перевалил 248 тыс. TEU (контейнер в 20-футовом эквиваленте), что на 33,6% меньше, чем в 2008 году, сообщила дирекция порта.
Рижский порт в минувшем году снизил перевалку контейнеров на 11,7% - до 183 тыс. TEU, Таллинский - на 27,6%, до 130,9 тыс. TEU, Лиепайский (Латвия) - в 4 раза, до 1 тыс. TEU, Вентспилский - в 37,2 раза, до 380 TEU, передает BNS.
По общему объему грузооборота среди портов стран Балтии в 2009 году лидировал Таллинский порт - 31,602 млн тонн (на 8,7% больше, чем в 2008 году). Далее следуют Рижский порт - 29,724 млн тонн (рост на 0,5%), Клайпедский - 27,863 млн тонн (снижение на 6,7%), Вентспилский - 26,64 млн тонн (снижение на 6,8%) и Лиепайский - 4,381 млн тонн (рост на 4,6%).


ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Грузооборот портов Дальнего Востока
По итогам 2009г. грузооборот портов Дальнего Востока составил 92 129,7 тыс. т., что выше аналогичного показателя 2008 года на 14,6%.
Грузооборот порта Ванино по сравнению с показателем 2008г. увеличился на 41,5%, порта Советская гавань - на 0,2%. Николаевск-на-Амуре сократил объемы перевалки на 31,5%, Де-Кастри - на 13,6%. Прочие стивидоры в зоне ответственности АМП Ванино за 2009г. обработали в 2,3 раза больше грузов, чем в 2008г.
Через причалы порта Владивосток по итогам 2009г. прошло на 5,5% грузов больше, чем в 2008г. Порт Посьет нарастил объемы перевалки на 18,7%, порт Славянка - на 9,1%. Сократили оборот Морской порт в бухте Троицы - на 65,2% и Рудная пристань - на 15,1%. Прочие стивидоры в зоне ответственности АМП Владивосток обработали меньше, чем в 2008г., на 9,2%.
Порт Восточный за 12 месяцев прошлого года сократил объемы перевалки грузов на 8,6%. Стивидоры Находки по сравнению с показателем 2008 года увеличили грузооборот на 3,8%. Нарастили обработку грузов также Петропавловск-Камчатский - на 25,2%, Усть-Камчатский морской торговый порт - на 35,7%, а также стивидоры Сахалина - в 2,6 раза.

Эстонские и финские порты борются вместе за транзитный поток из Казахстана
Эстонские порты предлагают казахам преимущество в гибких схемах финансирования западных банков.
Заместитель министра транспорта Казахстана Э. Дусембаев отдал распоряжение создать рабочую группу, которая подготовила бы транспортировку грузов через Таллинн. Крупнейший конкурент эстонских портов в обработке грузов из Казахстана - строящийся порт Усть-Луга.

Грузооборот порта Восточный за 2009 год снизился на 8,14% по сравнению с показателем аналогичного периода 2008 года - до 19 млн тонн.
Основу грузооборота составили сухогрузы, объем перевалки которых снизился на 10% - до 18,43 млн тонн. Угля и кокса было перевалено на 0,32% больше - 15 млн 815 тыс. тонн. Сократился объем перевалки минеральных удобрений - на 14,4% - 800,4 тыс. тонн.
Генеральных грузов в отчетный период было перевалено в 2,73 раза меньше, чем в прошлом году - 78,1 тыс. тонн. Контейнерооборот порта снизился в 2,5 раза - до 600,7 тыс. TEUs.
Перевалка нефтепродуктов выросла в 1,82 раза - до 500,9 тыс. тонн.
По мнению ИА «ИнфраНьюс» дело обстоит следующим образом: «В связи с участившимися случаями публикации некорректных данных на различных ресурсах, вынуждены сообщить полноценные правильные цифры по дальневосточным контейнерным терминалам.
Оборот Владивостокского МТП составил 227,9 тыс.TEU, упав на 14,7%, Владивостокский рыбный упал всего на 8,3% до 61,6 тыс. TEU. Терминал в порту Восточный снизил оборот на 60,1% до 159,7 тыс. TEU. Глобально - на 95,8% упал оборот в Находкинском МТП - до 1 683 TEU. Находкинский рыбный появился на рынке с обортом в 5 186 TE.

В результате оборот Дальнего востока в TEU упал на 34,8% - самого доходного груза перевалено 637,3 тыс. TEU. Если убрать двойной учет каботажа - то оборот упал на 40,4% до 506,4 тыс. TEU. Оборот груженых, с однократным учетом каботажа снизился на 35,3% до 325,7 тыс. TEU. »


ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ОЗК рассматривает возможность строительства нового глубоководного терминала в районе Тамани
ОАО «Объединенная зерновая компания» (ОЗК) со второго квартала приступает к реализации конкретных проектов по расширению инфраструктуры зернового рынка. В частности рассматривается возможность строительства нового глубоководного терминала на Черном море в районе Тамани.
По словам генерального директор ОЭК С. Левина стоит задача увеличить отгрузочную возможность Новороссийского порта минимум на 60%». Кроме того, разрабатываются проекты в рамках формирования дальневосточного экспортного коридора. во взаимодействии с компанией «Русагротранс». В настоящее время рассматриваются три площадки, причем учитываются наличие глубоководного терминала и возможности железнодорожной составляющей.


ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Пять лет на обход
Исправить ситуацию с заторами на трассе М-52 («Чуйский тракт») в районе г. Бердска должна  дорога-дублер - её называют восточным обходом Новосибирска.
Общая протяженность восточного обхода составит 101 км. Первый этап, на строительство которого разработан проект, - это 20 км автодороги, которая будет иметь самостоятельное значение, и соединит Академгородок с трассой Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий. При разработке проектной документации принято оптимальное, неординарное проектное решение: будет возведен единый комплекс искусственных сооружений: эстакада и мост через реку Иня и путепровод через железную и автомобильную дороги. В составе 20-километрового участка будущей дороги также три транспортные развязки в двух уровнях.
Продолжительность строительства первого этапа восточного обхода составит около пяти лет. Будущая дорога жизненно необходима не только области, но и всему Западно-Сибирскому региону. В перспективе, после ввода в эксплуатацию северного и восточного обходов Новосибирска будут соединены федеральные автодороги М-51 и М-52 и, с учетом ввода третьего моста через Обь, будет обеспечен транзитный проезд по юго-западному транспортному коридору.

Заполярный мост
К строительству моста через Обь в районе Салехарда приступят без федеральной поддержки
Не став дожидаться, когда правительственная комиссия одобрит финансирование строительства моста через Обь в районе Салехарда в рамках проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», губернатор ЯНАО Юрий Неелов принял решение выделить средства из бюджета региона.
Источник в корпорации «Урал Промышленный – Урал Полярный» пояснил «Гудку», что строительство моста необходимо начинать именно в этом году, потому что одновременно начинается прокладка железной дороги Салехард – Надым.


логистическая инфраструктура

Пустует 22,3% складов С.-Петербурга
Доля свободных складских площадей в Северной столице по итогам 2009 года составила 22,3% или 333,3 тыс. кв. м.
По данным консалтинговой компании Jones Lang LaSalle, в конце 2009 года рынок складской недвижимости оставался пассивным, а спрос на качественные склады - низким. Несмотря на это, в IV квартале было заключено несколько сделок, в результате чего их общий объем по итогам года достиг 30 тыс. кв. м.
К концу года объем качественного складского предложения вырос на 10 тыс. кв. м, до 1,494 млн кв. м. После снижения арендных ставок в первой половине 2009 года с $100-115 за кв. м в год до $80-90 за кв. м в год ставки больше не претерпели изменений. Однако собственники складских объектов готовы предлагать новым арендаторам скидки на уровне 15-25% на первый и второй год аренды, добавляют эксперты JLL.

На рынке складской недвижимости России заключена крупнейшая сделка
На рынке складской недвижимости России заключена крупнейшая за последние годы сделка: сеть "Эльдорадо" договорилась с PNK Group об аренде 67,2 тысячи квадратных метров складских и офисных площадей в логистическом комплексе "ПНК-Чехов".
"Эльдорадо" разместит свой основной распределительный центр во второй очереди складского комплекса во втором квартале 2010 года. По словам Дмитрия Горбатенко, директора по операциям логистики "Эльдорадо", с началом аренды помещений в "ПНК-Чехов" сеть переходит на собственную логистику, что позволит снизить операционные издержки и оптимизировать транспортные потоки из Москвы в другие регионы России.
 Складской комплекс "ПНК-Чехов" расположен в 49 километрах от Москвы по трассе Москва-Симферополь (М2) вблизи города Чехов. Комплекс, общая площадь которого превысит 300 0тысяч квадратных метров строится в несколько этапов: первая фаза была введена в эксплуатацию весной 2009 года, строительство второй и третьей фаз будет завершено в течение 2010 года.

В новом году в Пермском крае появится крупный логистический центр
В 2009 году при поддержке Министерства сельского хозяйства Пермского края и ОАО «Россельхозбанк» началась реализация крупного проекта в сфере логистики. В рамках проекта планируется организация современного овощехранилища и цеха по переработке овощей и картофеля. На сегодняшний день проект реализован, по оценкам руководства компании«Пермские овощи», на 70%: реконструирован имущественный комплекс, в котором будет расположено овощехранилище объемом в 2000 тонн и линии по переработке овощей и картофеля.


УПРАВЛЕНИЕ

РЖД собираются продать доли более чем в 30 компаниях
До 2012 года «Российские железные дороги» собираются продать доли более чем в 30 компаниях. Среди самых привелкательных активов — по 50% минус две акции Первой грузовой компании и «Транстелекома», а также до 35% минус две акции «ТрансКонтейнера». Бумаги этих трех компаний планируется продать в ходе IPO, остальные поменяют хозяев через частные размещения и аукционы.
Совет директоров РЖД одобрил ускоренную процедуру согласования правительством всех решений в рамках плана продаж акций монополии. В то же время было решено, что без дополнительного рассмотрения на совете директоров РЖД ни одно предприятие не будет выставлено на продажу».
На продажу до 2012 года будут выставлены также до 50% минус две акции таких компаний, как ЭЛТЕЗА, «РЖДстрой», калужский завод «Ремпутьмаш» (предварительно ему будут переданы акции шести региональных заводов «Ремпутьмаш»); контрольные пакеты (100% минус одна акция) в ряде вагоноремонтных заводов и в «Рефсервисе».

РБК-дейли пишет о том, что хотя РЖД готова начать масштабную распродажу своих «дочек» уже в этом году, в компании считают, что излишняя спешка в этом деле только навредит. Доходы РЖД от приватизации дочерних компаний могут вырасти в несколько раз, если распродажа ключевых активов компании будет отложена до 2012 года. Так только перенос IPO трех ключевых «дочек» — ПГК, «Трансконтейнера» и «Транстелекома» — может увеличить доходы до 190 млрд руб., что в два раза перекроет плановый объем поступлений от приватизации всех «дочек» транспорт­ного монополиста.

Новая портовая особая экономическая зона
Правительство РФ постановлением от 31 декабря №1185 постановило создать портовую особую экономическую зону в Советской Гавани.
Площадь отводимой под зону территории составляет не более 2,9 кв. км, она включается часть территории морского порта Советская Гавань. При этом предполагается возможность последующего увеличения территории портовой особой экономической зоны до 4,5 кв. км.
Строительство инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры предполагается осуществлять за счет средств бюджета Хабаровского края и бюджета Советско-Гаванского муниципального района, а также за счет средств внебюджетных источников. Ассигнования из федерального бюджета в 2012-2013гг. должны составить до 3150 млн руб.


ЭКОНОМИКА и работа транспортного комплекса

Ритейлеры отказываются от услуг логистических операторов
Желая сэкономить на услугах посредников, ритейлеры в 2009 году начали активно арендовать складские помещения напрямую у девелоперов. В результате по итогам года торговые компании обеспечили почти половину спроса (48,1%) на этом рынке, тогда как раньше неизменными лидерами по объему арендованных площадей были логистические операторы. Резкое сокращение спроса на услуги посредников привело к тому, что логисты стали отказываться от договоров аренды, заключенных в более удачные годы.
Доля логистических операторов в структуре спроса на складские площади снизилась в минувшем году в пять раз – с 47,2 до 9,6%, говорится в обзоре компании Colliers International. Больше всего складов по итогам 2009 года заняли торговые операторы, производственные компании и производители товаров повседневного спроса. Крупнейшую сделку по аренде площадей в этом сегменте закрыла компания «Эльдорадо», занявшая 67 тыс. кв. м в «ПНК-Чехов». В сумме за год было арендовано 600 тыс. кв. м складов, что на 7,8% меньше показателя 2008 года.
Изменение структуры спроса директор департамента складской и индустриальной недвижимости Colliers International Владислав Рябов объясняет стремлением компаний сократить расходы на логистику и арендовать площади напрямую. Потерявшие клиентов логисты были вынуждены не только сократить число новых сделок, но и пересмотреть прежние соглашения. В результате в 2009 году логистические операторы освободили 220 тыс. кв. м и, по прогнозам, съедут еще со 125 тыс. «квадратов» в первом полугодии 2010 года. Из-за исхода логистов уровень вакантных площадей на складском рынке во втором квартале 2009 года достиг рекордного показателя в 19%.

Оборот рефгрузов сократился
По данным SeaNews, в 2009г. оборот рефгрузов в Большом порту Санкт-Петербург по сравнению с уровнем 2008г. сократился на 23,3%. Причем отрицательную динамику демонстрируют практически все стивидоры, работающие с данным грузом, в т. ч. ООО «Невские ворота» и ООО «Морской рыбный порт». Они увеличили объемы перевалки рефрижераторных грузов на 24,1% и 0,2% соответственно.Только «Невские ворота» демонстрировали положительную динамику по итогам 9 месяцев 2009г.
Остальные стивидоры Большого порта по итогам 2009г. оборот рефгрузов сократили. Так, «Первая стивидорная компания» снизила объемы перевалки рефгрузов на 38,6%, «Вторая стивидорная компания» – на 20%. «Петролеспорт» обработал рефгрузов меньше, чем в 2008г., на 45,4%. Сократили перевалку также «Балтийский судомеханический завод» – на 0,8%, «Терминал-Сервис» – на 45,7%, «Завод Моргидрострой» – на 32,3%, а также ООО «Балтийский порт» и ООО «Инфлот-порт» – на 49,4% и 50,3% соответственно.
Напомним, что ФТС России также фиксирует снижение импорта продовольствия в Россию в 2009г.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ИМПОРТ
Импорт легковых автомобилей в Россию снизился на 74%
Импорт легковых автомобилей в Россию за январь-ноябрь 2009 года сократился на 74% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года — до 481,7 тыс. машин. Напомним, в целом авторынок России в январе—ноябре уменьшился ровно вдвое
По данным Федеральной таможенной службы, сумма закупок составила $7,822 млрд против $28,278 млрд в 2008 году. Импорт в Россию грузовиков в январе-ноябре прошлого года сложился в размере 20,9 тыс. автомобилей на сумму $510,9 млн. Годом ранее аналогичные показатели равнялись 127 тыс. машин на сумму $3844,8 млн.

Обзор составлен по материалам СМИ при содействии "Агентства специальных исследований"
(мониторинг СМИ и маркетинг в сфере транспортно-логистического бизнеса и реального сектора) www.infoall.ru

 


В избранное