Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметные события на транспорте и в логистике в июне 2009 г.


ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

LogLink.Транзит российских грузов «уходит» в порты Эстонии и Латвии
У эстонских и литовских портов растет грузооборот, в основном, за счет России. Этому способствует благосклонная тарифная политика Латвийской и Эстонской железных дорог к российским грузам, а также дискриминационные тарифы Литовской железной дороги в отношении Калининграда, сообщает Delfi.
В то же время Калининградский порт потерял более 60% грузооборота, Санкт-Петербург - почти 30%. Рига и Таллинн увеличивают перевалку нефтепродуктов и угля. При этом Мурманский порт по углю загружен полностью, Усть-Луга в Ленобласти - тоже, а третья очередь терминала в Усть-Луге до сих пор не запущена. Расширение мощностей Мурманска также еще не начиналось. Все это не способствует увеличение грузооборота российских портов.
Однако, начальник отдела внешнеторговых и транзитных перевозок департамента управления перевозками РЖД А. Кузнецов считает, что оттока грузов из российских портов нет.: "Я не сказал бы, что прибалтийские порты отобрали какие-то наши потоки. У них есть прирост по углю и нефтепродуктам. Но и в Санкт-Петербурге есть этот прирост. При этом на берегах Невы было большое падение перевозок черных металлов от "Северстали" и минеральных удобрений с Урала - от "Уралкалия" и "Сильвинита", - пояснил он. Удобрения в целом по всем российским портам отгружаются на уровне 70% от 2008 года.
"А с Калининградом - да, есть проблема, связанная с тарифами. Белорусы и литовцы задрали тарифы.", - сообщил Кузнецов. Как отмечают в администрации Калининградского морского порта, за 5 месяцев текущего года общий грузооборот упал примерно на треть.

Грузооборот порта Усть-Луга вырос.
Грузооборот порта
Усть-Луга в январе-мае 2009 года по сравнению с аналогичным показателем прошлого года вырос на 27% - до 3,498 млн тонн.
За отчетный период перевалка угля, в частности, выросла на 18,4% - до 2,764 млн тонн, грузов на паромах в 9,6 раза - до 351,7 тыс. тонн, черных металлов почти в 13 раз – до 94,8 тыс. тонн. В то же время перевалка лесных грузов сократилась на 71% - до 92,3 тыс. тонн.
Грузооборот порта в мае 2009 года по сравнению с этим показателем 2008 года увеличился на 28% - до 902,8 тыс. тонн, судооборот порта составил 86 ед.

Китайцы в Таллинн не придут
Привлечения к контейнерному проекту Мууга одного только китайского порта Нингбо недостаточно, необходимо также участие крупных судовых линий, считают представители китайской делегации в Эстонии.
Как считает глава эстонского Транзитного центра Э. Лайдвеэ, нужно сделать все, чтобы получить совершенный пакет развития Муугаского контейнерного терминала, и резко увеличить этим проходящий через Таллинн транзитный поток.
Член правления Ookeani Konteinervedude OU (океанские контейнерные перевозки) А. Валт скептически настроен по отношению к тому, что крупная судоходная зарубежная компания заинтересуется совместным проектом Таллиннского порта и порта Нингбо. Он отметил, что пока слабо конструктивное сотрудничество с Россией, у проекта нет перспектив.

КОМММЕНТАРИЙ
Что и следовало доказать. И географического положение, и история  подталкивали эстонцев к тому, чтобы не плевать в русский колодец. Не подумали и теперь пожинают плоды. Особенно горькие из-за ситуации мирового экономического кризиса.

ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

«Поток грузов не остановить»
Казахстан, Россия, Украина, Беларусь должны ориентироваться на перевозки оси Восток-Запад, с упором на товарный и промышленный потенциал Западного Китая – как на самый большой рынок континента. Такое заявление сделал председатель Национальной ассоциации международных экспедиторов Казахстана Н. Исингарин, выступая в Одессе на международном форуме «День международного экспедитора-2009». Он заявил, что «именно Западный Китай, регион, насчитывающий порядка 300 млн населения, ориентирован своим производством на материк в сторону Запада. Соответственно, если Восточный Китай нацелен на морские перевозки, то Западный весь поток грузов отдаст через Казахстан, Россию, Украину, Беларусь».
В целом, по оценке председателя Ассоциации, потенциал, накопленный Китаем до кризиса, дает рынку перевозок Восток-Запад достаточный запас прочности. «Если в 2005 г. из Китая на Казахстан поступило 2 млн тонн грузов, то в прошлом году – уже 6 млн. Столь «взрывные» темпы роста вывоза грузов, и не только в сторону Казахстана и Запада, но и на экспорт в целом, свидетельствуют о частью материка достигнет к 2020-му году уровня 40 млн тонн, что будет втрое больше, чем сейчас. Этот поток грузов не остановить», - резюмировал эксперт.

КОММЕНТАРИЙ:
«Эксперту» не терпится загнать всех грузовладельцев и транспортников в свою транзитную «кошару», а заодно и прогнуться перед китайцами. Показателен императивный тон заявления. Исингарин видит себя китайским наместником по грузоперевозкам?

Порты Приморья: избыточные мощности, снижение импорта…
В последнее время сложилась тенденция снижения импорта через порты Дальнего Востока и это не может не беспокоить деловые круги и политиков.
В 2008 году морскими портами края обработано 50,9 млн тонн грузов, что на 9,3% выше к уровню 2007 года. В общем объеме грузопотока большая доля приходится на сухогрузы (82,1%). В структуре погрузочно-разгрузочных работ преобладают экспортные грузы (77,6%). Общая характеристика портовых предприятий транспортных узлов Приморского края такова: причалы для переработки генеральных грузов в портах Владивосток, Находка, Восточный универсальны, оснащены современной перегрузочной техникой. Могут, в случае необходимости, быть переориентированы на переработку лесных и навалочных грузов, а также грузов в крупнотоннажных контейнерах.
По мнению доктора экономических наук, профессора Михаила Терского развитие логистических центров способно дать необходимый толчок к развитию портов края.

Удалось сохранить только экспорт
По итогам 5 месяцев 2009 г. ОАО «Владивостокский морской торговый порт» перевалило на 20,3% меньше грузов, чем за аналогичный период прошлого года. При этом объем перевалки экспортных грузов, несмотря на конъюнктуру рынка в условиях мирового финансового кризиса, сохранился фактически на уровне прошлого года. Объемы же обработки импорта и каботажа сократились на 55,9% и 32,1% соответственно. Если в экспорте наибольшую долю составляют металлы и метизы, то в импорте и каботаже наибольший объем приходится на контейнеры.
Контейнерооборот порта упал на 27,7%. Перевалка контейнеров в экспорте снизилась на 33,8%, в импорте – на 35,7%.

ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Азовский вызов

По оценкам Минтранса России и ОАО "РЖД", реализация портовых и железнодорожных проектов в Азовско-Черноморском регионе в 2009-2011 годах позволит минимум на треть сократить российский грузотранзит через Украину, что сэкономит, самое меньшее, до 80 млн долларов ежегодно. Администрация Краснодарского края, например, одобрила недавно строительство перегрузочного комплекса в азовском порту Приморско-Ахтарск.
Проект сможет на 10-12% снизить перезагруженность близлежащего Новороссийского порта и на 5-10% сократить российский внешнеторговый транзит через соседние украинские порты Керчь и Мариуполь. Вдобавок резко понизится зависимость РФ от транзита по азовско-черноморскому (Керченскому) проливу, на который претендует
Украина с 1991 года.
Мощность перегрузочного комплекса составит 5,4 млн тонн в год. Ольгинский элеватор (на юго-западе Краснодарского края) планирует отгружать 1,5 млн тонн зерна в год.

Порты "Кавказ" и "Темрюк" в январе-мае увеличили перевалку грузов на 18%
Морской порт "Кавказ" (Краснодарский край, Азовское море) в январе-мае 2009 года перевалил 2 млн 727,51 тыс. тонн грузов, что на 18,23% превышает показатель аналогичного периода 2008 года, сообщили в Таманском филиале ФГУП "Росморпорт" (выполняет административные функции на территории порта).
Порт за отчетный период, в частности, перегрузил 1 млн 372,51 тыс. тонн нефтепродуктов и 403,2 тыс. тонн генеральных грузов.
Железнодорожная паромная переправа в порту "Кавказ" обработала 678,09 тыс. тонн грузов (снижение на 2,8%).
Порт "Темрюк" в январе-мае перевалил 978,04 тыс. тонн грузов, что на 18,09% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Порт перегружал пиломатериалы (44,357 тыс. тонн), продукцию химической промышленности (51,842 тыс. тонн), цветные
металлы (95,201 тыс. тонн), генеральные грузы (694,203 тыс. тонн), зерновые (76,114 тыс. тонн), удобрения (16,324 тыс. тонн).

Крупнейший стивидор Ейского морпорта в январе-мае увеличил перевалку на 26%
Стивидор ЗАО "Ейский морской порт" (Краснодарский край, Азовское море) в январе-мае 2009 года увеличил перевалку грузов на 26% по сравнению с показателем аналогичного периода 2008 года - до 493,89 тыс. тонн, говорится в сообщении управляющей этим стивидором группы "
Совфрахт-Совмортранс".
В мае среди основных грузов стивидор перегружал зерновые (более 60 тыс. тонн) и уголь - объем перевалки угля в мае увеличился до 42,3 тыс. тонн. За пять месяцев компания перегрузила 150 тыс. тонн угля.
Порт Ейск специализируется на перевалке экспортно-импортных грузов в направлении портов Черноморского и Средиземноморского бассейнов. Существующие мощности позволяют ежегодно перерабатывать более 3 млн тонн грузов.

Порты Азово-Донского бассейна в январе-мае увеличили перевалку грузов на 3%
Интерфакс со ссылкой на материалы Азово-Донского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства сообщает, порты Азово-Донского бассейна в январе-мае 2009 года увеличили перевалку грузов на 3% по сравнению с показателем аналогичного периода 2008 года - до 5,235 млн тонн.
Общий рост грузооборота обусловлен увеличением в 4 раза перевалки зерновых, масличных и продукции их переработки на экспорт, а также ростом объемов транзита нефтегрузов на 9,7%.
По другим видам основных грузов отмечается снижение перевалки. В наибольшей степени сократилась перевалка на экспорт металлолома и угля, а также импортируемого цемента.

КОММЕНТАРИЙ

Такая структура грузопотоков в южных портах говорит о влиянии экономического кризиса. Промышленное производство и строительная активность переживают не лучшие времена. Но «кушать хочется всегда».
Есть и внутренние факторы, понуждающие активизировать экспорт зерновых. В прошлом году Россия собрала рекордный за 15 последних лет урожай - 108,1 млн тонн. И, чтобы избежать падения цен на внутреннем рынке, Минсельхоз осуществил масштабную закупочную интервенцию - государство закупило 9,6 млн тонн зерна на 46 млрд рублей. В интервенционный фонд было заложено 7,5 млн тонн зерна.
Сейчас Минсельхоз объявил новый конкурс по отбору элеваторов для хранения интервенционного зерна урожая 2009 года. Но цены внутреннего рынка слишком низкие, чтобы производить интервенции на зерновом рынке. Разгрузить же  элеваторы можно, только  отправив зерно на экспорт.
По оценке трейдеров, продать зерно по текущим высоким мировым ценам можно лишь до начала июля, когда на рынке появится новый урожай. Чтобы разгрузить элеваторы, России надо продать 1-2 млн тонн зерна. В то же время многие страны-импортеры уже начали
сворачивать закупки, не желая покупать зерно по спекулятивным ценам.
Аналитики сходятся в том, что если наша страна хочет экспортировать значительные объемы зерна, то ей следует отказаться от биржевого ценообразования в пользу долгосрочных контрактов.
Российский зерновой экспорт испытывает также трудности связанные с отсутствием надлежащей инфраструктуры в черноморских портах. Но Всемирном Зерновом форуме заявил, директор группы компаний «Росинтерагросервис» А. Самойленко напомнил, что на сегодняшний день в Причерноморье работает один крупный зерновой терминал - в Новороссийске.
Пока же Россия, по предварительным данным «Русагротранс», экспортировала в 2008/09 сельхозгоду (завершился 30 июня) рекордные 22 млн т зерновых и 0,6 млн т муки в зерновом эквиваленте против 13,6 млн т экспорта в предыдущем сезоне.

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

В Карелии собираются строить глубоководный порт
В Карелии будет построен глубоководный порт. Об этом на конференции в Архангельске заявил генеральный директор ЗАО "Беломорский порт" Андрей Кячин: "Согласно транспортной стратегии РФ до 2030 года, к 2015 году объем перевалки грузов через российские порты должен увеличиться на 19% и более, чем в 2 раза к 2030 году. В связи с нагрузкой на южные порты, грузопоток будет смещаться на север и дальний восток. Пропускная способность черноморских портов уже исчерпана. Подобная проблема может возникнуть и у других портов", - пояснил он. При этом Кячин подчеркнул, что появление глубоководного порта в Беломорске не станет препятствием для наращивания грузооборота в архангельском порту. Беломорский порт будет специализироваться, прежде всего, на экспорте угля.

Первые деньги на вторую очередь         
Евразийский банк развития (ЕАБР) перевел первый транш кредита в размере $19,75 млн в рамках проекта строительства и эксплуатации многопрофильного перегрузочного комплекса “Юг-2” на территории Морского торгового порта Усть-Луга.        
 МПК “Юг-2” специализируется на работе с автомобилями. В планах также
работа с тяжелой техникой и проектными грузами. В настоящее время терминал способен обработать до 5 тыс. автомобилей, вторая очередь предполагает увеличение пропускной способности до 13 тыс. ед.
В материалах ЕАБР указана, в числе прочего, возможность перевалки на “Юг-2” ферросплавов и хлопка. В “Компании Усть-Луга” пояснили, что терминал изначально планировался как многофункциональный, что и отражено в его названии. Изначально закладывалась широкая номенклатура грузов – накатные, контейнерные, генеральные. Сегодня доля конкретных видов грузов корректируется. Однако возможность перевалки на терминале хлопка и ферросплавов пока не обсуждалась.

логистическая инфраструктура

"Эспро" складирует Пулково
Группа компаний "Эспро" планирует в июле 2009 г. открыть в Санкт-Петербурге офисно-складской комплекс "Кулон-Пулково" класса "А", инвестиции в проект составили 30 млн евро. Общая площадь комплекса "Кулон-Пулково" составляет 36 тыс м2, 5,9 тыс м2 из которых отведены под качественные офисные помещения.
"Главным достоинством нашего склада является его местоположение. Объект находится на одной из главных трасс города - Пулковском шоссе, в непосредственной близости от кольцевой автодороги, напротив аэропорта", - говорит региональный представитель компании "Эспро" в Петербурге Дмитрий Багаев. 

А всё-таки они строятся
В мае 2009 года ЗАО "Окская птицефабрика" начала строительство современного логистического центра. Параллельно со строительством идёт и разработка информационной системы - все процессы будут проходить под контролем компьютеров. Завершить строительство логистического центра планируется в сентябре 2009 года.
В Смоленской области планируется построить новый транспортно-логистический центр «Смоленский», который разместится на территории Стабенского сельского поселения близ магистрали Москва-Минск, железной дороги и аэродрома «Северный».
Место для строительство выбрано на пересечении уже существующей магистрали М1, соединяющей Россию с Европой, и коридора «север-юг», который протянется от Балтийского моря через Псков, Смоленск, Брянск и дальше на Ростов. Площадь земельного участка составляет 91,5 гектара.

В промзоне Бирюлево построят логистический центр
В промзоне Бирюлево в Южном административном округе Москвы планируется возвести новый логистический центр. По распоряжению временного  и.о.  мэра столицы В. Ресина, объект займет земельный участок площадью 3,8952 га. В состав логоцентра также войдет цех по первичной промышленной переработке сельскохозяйственной продукции.

УПРАВЛЕНИЕ

Сбербанк купил себе портовый холдинг
Группа компаний «Н-Транс» и ООО «Сбербанк Капитал» сообщают о приобретении ООО «Сбербанк Капитал» 10%-ой доли в уставном капитале группы Global Ports (GPI).
Комментируя сделку, председатель Совета Директоров Global Ports Никита Мишин сообщил: «Мы рады, что нашим партнером стал «Сбербанк Капитал». Приход крупного финансового инвестора свидетельствует о высоком качестве выбранной нами стратегии развития, подтверждает значительный потенциал терминалов Global Ports.
Ашот Хачатурянц, Генеральный директор ООО «Сбербанк Капитал», комментируя сделку, сказал: «Мы очень позитивно оцениваем потенциал портового сектора российской экономики и компании Global Ports, в частности. Мы верим в перспективу развития инфраструктурных проектов и считаем, что в долгосрочной перспективе такие проекты окажутся высокодоходными».

Владимир Лисин создал новую транспортную компанию
Акционеры Северо-Западного пароходства вчера согласились передать полномочия единоличного исполнительного органа ООО «Управление транспортными активами» (УТА). Последнее является «дочкой» контролируемого владельцем Новолипецкого меткомбината Владимиром Лисиным транспортного холдинга UCLH.
Сейчас Universal Cargo Logistics Holding (UCLH) объединяет группу компаний «Морской порт Санкт-Петербург», Универсальный перегрузочный комплекс в Усть-Луге, Таганрогский и Туапсинский морские торговые порты и другие.
Таким образом, с 1 июля все транспортные активы Владимира Лисина будут управляться компанией УТА. Руководить данной структурой будет Олег Букин, который с февраля этого года является гендиректором Волго-Балтийской компании (владевшей СЗП и Волжским пароходством), а до этого возглавлял Независимую транспортную компанию, занимающуюся логистическим и транспортным обеспечением группы НЛМК.

РЖД встает на колеса
"Мы открыты предложениям создать совместную автомобильную компанию на базе
РЖД, чтобы обеспечить для наших клиентов сервис от двери до двери", - заявил сегодня во время дискуссии "Современные логистические системы", состоявшейся в рамках Петебургского международного экономического форума, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.
В беседе с журналистами В. Якунин отметил, что конкретных наработок данной идеи пока нет, но "дочка" РЖД ОАО "
ТрансКонтейнер", уже использует собственный автотранспорт в своей работе.

Оформление грузов на переправах между балтийскими портами упростится
В понедельник на президиуме правительства было принято решение о присоединении России к конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). Это поможет привлечь дополнительные грузы на паромные переправы между Россией и Германией.
Открывая заседание президиума, премьер-министр В. Путин заявил, что присоединение к КОТИФ создаст условия для расширения железнодорожно-паромного сообщения между российскими портами Балтийск и Усть-Луга и немецким Засниц/Мукран. А в перспективе – с портами других европейских стран.
Присоединение России к КОТИФ позволит при перевозке грузов в железнодорожно-паромном сообщении Россия – Европа использовать единый международный перевозочный документ (накладную ЦИМ) как на железнодорожном участке пути, так и на морском. Действие конвенции будет распространяться только на отдельные участки железнодорожных линий – от причала паромного комплекса Балтийск до припортовой станции Балтийск (2,84 км), а также от причала паромного комплекса Усть-Луга до припортовой станции Лужская (1,745 км).
что в результате транзитный потенциал железных дорог должен возрасти. В. Путин отметил, что «на линии Усть-Луга – Балтийск – Мукран объём перевозок должен в самое ближайшее время при реализации этой конвенции увеличиться в разы».

ЭКОНОМИКА и работа транспортного комплекса

В российские порты пришли чужие уголь и руда
 По итогам пяти месяцев международные перевозки РФ (экспорт, импорт, транзит) сократились на 17,6%, однако в портах перевалка грузов, доставленных по железной дороге, снизилась всего на 1,9%, а по отдельным категориям грузов и вовсе наблюдался рост на десятки процентов. Эксперты объясняют это тем, что российским портам удалось перехватить часть грузов, которые раньше шли через порты Украины и Прибалтики.
За пять месяцев 2009 года грузооборот по всей сети железных дорог снизился на 26% к 2008 г., до 474 млн т. Сильнее всего просел импорт (на 39,9%, до 28,2 млн т), внутренние перевозки (на 30,5%, до 289,1 млн т) и транзит (на 43,6%, до 8,3 млн т). Экспорт упал не так сильно, всего на 8,9%, до 148 млн т, а в целом международные перевозки просели на 17,6%, до 184,8 млн т.
Единственной цифрой со знаком «плюс» стал показатель экспорта грузов по железной дороге через порты. За истекшие пять месяцев 2009 года было перевезено на 1,4% больше угля (22,4 млн т) и на 48,3% больше руды (3,4 млн т), притом что перевозка того же сырья внутри страны и через сухопутные погранпереходы значительно сократилась: по углю на 20 и 24,4% соответственно, по руде — на 23,7 и 34,2% соответственно.
В Первой грузовой компании (ПГК) отметили, что «экспорт вырос в основном в направлении северо-западных и дальневосточных российских портов». Это произошло как из-за падения внутреннего спроса, так и из-за девальвацией рубля, сделавшей экспорт еще более привлекательным. Кроме того, наблюдается переориентация транспортных потоков с украинских портов на российские, в том числе из-за повышения украинского транзитного тарифа на перевозку угля. Источник в отрасли, знакомый с ситуацией, добавляет, что на руку нашим портам сыграло введение нового угольного терминала на Дальнем Востоке, а что касается руды, то в этом году Новороссийский морской торговый порт сделал очень хорошее предложение по ее перевалке. Все вместе и позволило российским портовикам забрать себе потоки угля и руды, которые раньше шли в порты Украины и частично зарубежной Балтики.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ИМПОРТ

В 24 раза меньше
По данным аналитического агентства "Автостат" в январе-апреле 2009 года в Россию было ввезено 4929 подержанных автомобилей. Это в 24 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года (120,3 тыс. шт.), Главная «заслуга» в этом – новые пошлины на ввоз автомобиле с пробегом, вступившие в силу с 11 января 2009 года.
Несмотря на столь сильный спад в данном сегменте импорта лидерами по ввозу "секонд-хенда" остаются японские марки. Доля неяпонских" брендов в структуре подержанных машин не превышает 30%.

Обзор составлен по материалам СМИ при содействии "Агентства специальных исследований"
(мониторинг СМИ и маркетинг в сфере транспортно-логистического бизнеса и реального сектора) www.infoall.ru

 


В избранное