Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметные события на транспорте и в логистике в ФЕВРАЛЕ 2009 г.


ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Контейнерный оборот Котки упал на 18,5%
Контейнерный оборот Котки упал на 18,5% до 38 424  TEU, при этом в импорте (в  направлении России в том числе) падение составило 24,7% до 10 005 шт. В экспорте оборот упал только на 17,7% до 10 699  шт. В штуках оборот упал на 21,3% - до 20 704 шт., а в тоннах до 264,965 тыс.т. или на 21,2%.
Грузооборот порта в целом снизился на 7,5% до 769,995 тыс.т. А одно из самых серьезных снижений испытал импорт автомобилей для финского и российского рынка - на 57,3% до 8 332 единиц.

 

В январе оборот Большого порта СПб сильно уменьшился
Оборот всех стивидоров Большого порта СПб упал в январе 2009г на 28,42% до 2,9682 млн.т. Оборот навалочных уронился на 39,27%, до 444,8 тыс.т., при это вернулся уголь - его оборот в январе вырос кратно до 193,4 тыс.т. Упали также и обороты по минеральным удобрениям - на 58,56% до 197,5 тыс.т. Оборот генеральных грузов упал на 23,03% до 699,4 тыс.т. Выросли цветные и черные металлы на 26,29% и 14,87% соответственно, до 124,9 тыс.т. и 233,1 тыс.т.
Мясо не импортируются, а бананам нужна валютная стабильность - оборот рефгрузов снизился на 42,32% до 174,7 тыс.т.
Оборот контейнеров в Петербурге упал на 35,37% до 89 367 TEU. В тоннах оборот упал еще сильнее - на 38,68% до 859,4 тыс.т. Только ЗАО «Нева-Металл» увеличила оборот контейнеров на подшефной территории в 11,5 раз, до 2 155 TEU.
Контейнерооборот Первого Контейнерного Терминала (ПКТ) за январь 2009 года составил 63 307 TEU, что на 21,9% ниже итогов работы в январе 2008 года.
В экспортном направлении погружено на суда 35 224 TEU, а в импортном выгружено 28 083 TEU.  Оборот рефконтейнеров в первом месяце 2009 года составил 5 724 TEU (падение объемов на 39% к результатам января 2008 г.).  В январе на терминале ПКТ обработано 61 судно, средний оборот на один судозаход составил 1 038 TEU.
Оборот Петролеспорта снизился на 55,86% до 12 955 TEU, в тоннах оборот упал на 57,74% до 114,9 тыс.т. Другой участник холдинга Global Ports ООО Моби Дик потерял 57,69% в TEU - до 7 208 TEU, а в весе падение дошло до 61,78% - до 47,1 тыс.т.
Оборот Русмарин-Форвардинг упал на 48,97% до 1 989 TEU. Лидер роста прошлых лет - терминал на Васильевском острове потерял половину оборота - до 673 TEU.
Но тенденция снижения оборотов не является только отечественной. Контейнерный оборот Котки упал на 18,5% до 38 424  TEU, при этом в импорте (в  направлении России в том числе) падение составило 24,7% до 10 005 шт. В экспорте оборот упал только на 17,7% до 10 699  шт. В штуках оборот упал на 21,3% - до 20 704 шт., а в тоннах до 264,965 тыс.т. или на 21,2%.
Грузооборот порта в целом снизился на 7,5% до 769,995 тыс.т. А одно из самых серьезных снижений испатал импорт автомобилей для внутреннего и российского потребления - на 57,3% до 8 332 единиц.

 

Оборот Клайпеды упал
Оборот порта Клайпеда снизился по итогам января на 8,7% до 2,1947 млн.т. При этом нефтепродуктовый налив вырос на 8,4% до 1,0318 млн.т. Навал снизился на 12,6% до 616,076 тыс.т., оборот генгрузов упал на 26,1% до 546,828 тыс.т.
Оборот контейнеров снизился на 27,5% до 21 096 TEU. Оборот ро-ро упал на 27,2% до 11 689 единиц.

 

Повышение Литвой тарифов угрожает Калининграду
Повышение Литвой тарифов на перевозки грузов по направлению на Калининград противоречит общепризнанным принципам Всемирной торговой организации (ВТО) и договоренностям, достигнутым между Россией и ЕС, заявил в пятницу министр транспорта РФ Игорь Левитин на встрече с заместителем председателя комиссии ЕС по транспорту Антонио Тайани.
Литовские власти установили в направлении самого западного региона РФ высокие тарифы, которые делают невыгодной перевозку грузов и заставляют грузоотправителей переориентироваться на Клайпеду. Литовская железная дорога за транзит одного вагона по своей территории (236 километров) берет 22 тысячи рублей. В то же время, Белоруссия, по которой ехать почти вдвое больше (513 километров), берет 21 тысячу рублей, а по России 729 километров (в три раза дальше) обходятся в 24 тысячи за вагон.
ИА «
Infra News» весьма критически оценивают  предложения И. Левитина обсудить литовскую транзитную политику на встречах в мае и ноябре 2009 г. В агентстве же предлагают немедля ввести запретительные тарифы на Клайпеду. Поскольку, по их мнению, пока идут переговоры, погибнет порт Калининград.

 

КОММЕНТАРИЙ:
На фоне таких убедительных цифр снижения оборота, особенно по контейнерным грузам в Клайпеде, которая ещё недавно была лидирующим портом Прибалтики по этому виду грузов, действия литовцев понятны. Они хорошо укладываются в чётко проявившуюся в последнее время общеевропейскую тенденцию оказания помощи национальному бизнесу, хотя бы и в противоречии с официальными принципами евроинтеграции или деятельности в рамках ВТО.
Своя рубашка ближе к телу. Поэтому в той или иной форме активная конкуренция между прибалтийскими и российскими портами на Балтике продолжится.

 

Рижский порт: контейнеров все меньше
По данным министерства сообщений Латвии, среди особых тенденций в Рижской гавани в 2008 году - падающие темпы обработки контейнерных грузов. В прошлом году их стало на 0,4% меньше - 210,9 тыс. TEU против 211,8 тыс. в позапрошлом году.
Отрицательная динамика по этим грузам характерна и для других латвийских портов и за три месяца ушедшего года, и за весь год в целом. В Вентспилском порту перевалено 14,068 тыс. TEU (-16,5% к прошлому году) и в Лиепайском 4,227 тыс. TEU (-44,9% к прошлому году).
Отсутствие очередей на латвийско-российской границе также указывает на падение перевозок контейнерных грузов в московском направлении.
В 2009 году грузооборот Рижского порта может снизиться на 5-7%, в Лиепае – на 10-20%, в Вентспилсе – на 10%, - полагает Георг Лансманис, внештатный советник министра сообщения Латвии.
По мнению Г.Лансманиса, в период экономического кризиса транспортным структурам и отраслям страны необходимо консолидироваться, чтобы выдержать конкуренцию на рынке. «Сейчас все ищут новые возможности для развития бизнеса. С развитием российских портов мы потеряем часть грузов, соответственно, нам необходимо искать новые возможности для своих портов и железной дороги, например, развивать сотрудничество с Западом и усиливать движение грузопотоков в коридоре Запад-Восток».

 

КОММЕНТАРИЙ:
Описанная тенденция уже была отмечена в прошлом выпуске рассылки. В этой же струе следуют заявленные планы Минтранса Литвы по развитию своей портовой инфраструктуры
. Среди намеченных действий постройка терминала «ro-pax», дальнейшее развитие контейнерного терминала и строительство терминала для рефрижераторных грузов
В ближайшее время Литвой будет создан Координационный совет, на котором представители всех транспортных отраслей смогут оперативно обсуждать текущую политику в транспортно-транзитном бизнесе, находить оптимальные решения для дальнейшего развития сектора. Задачей совета станут обсуждение инструментов конкурентоспособности, поддержка сотрудничества с соседними государствами, а также с Белоруссией, Казахстаном, Россией; мониторинг геотранзитной ситуации.
На таком фоне и на фоне постепенного развития российской портовой и терминальной инфраструктуры (хотя и с учётом последствий мирового финансово-экономического кризиса) позиция Латвии, говоря политкорректно, не выглядит перспективной).

 


ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Китай увеличит объемы контейнерных перевозок в Россию
Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин провел рабочие переговоры с Министром железных дорог Китая Лю Чжицзюнем в Пекине. В ходе встречи стороны обсудили вопросы взаимодействия между железными дорогами Китая и России в условиях глобального финансово-экономического кризиса. Была подчеркнута важность увеличения объемов контейнерных перевозок из Китая и Юго-Восточной Азии в Россию и Европу по китайским и российским железным дорогам. Министр железных дорог Китая также подтвердил заинтересованность в участии в совместной с ОАО "РЖД" и АО "Дойче Бан" частной логистической компании.
Стороны констатировали, что в условиях кризиса железные дороги России и Китая способны предоставить клиентам более надежный и удобный сервис, так как не зависят от формирования больших судовых партий.
В этой связи руководство Китая рассматривает инвестиции в железнодорожную отрасль как основной приоритет преодоления кризиса. В этих целях выделено финансирование в объеме $100 млрд, из которых только на 2009 г. выделено $39 млрд.

 

Транссиб за семь суток
ОАО «РЖД» планомерно реализуется комплекс технологических мер по обеспечению скоростной доставки контейнеров от Дальневосточных
портов к западным границам России. В компании этот проект получил название «Транссиб за семь суток».
На 21 февраля 2009 года запланирован пропуск очередного опытного контейнерного поезда по данному маршруту, сообщили ИА «РЖД-Партнер.Ру» в департаменте корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД».
Грузовому поезду № 1419 предстоит пройти более 9 тыс. 200 км от станции Владивосток Дальневосточной железной дороги до станции Бекасово-Сортировочная Московской железной дороги. Состав будет сформирован из 71 фитинговой платформы собственности ЗАО «Русская Тройка», а его вес будет составлять около 2600 тонн. Поезд отправится из Владивостока 21.02.2009 в 20.19 и прибудет на ст. Бекасово 01.03.09 в 10.30 (время московское). Таким образом, общее время, которое потребуется для транспортировки контейнеров через всю страну, составит около 7 суток.
Как подчеркнул на итоговом правлении в декабре 2008 года президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, «мы поставили своей целью повысить надёжность доставки грузов за счёт улучшения технологии перевозок, повышения уровня маршрутизации и сокращения простоев, эффективного нормирования работы подвижного состава и усиления экономических стимулов для работы по новым требованиям.»

 

Рейд Находки забит безработными судами
Рейд Находки сегодня – нет леса, нет автомобилей, скоро не будет металлолома. Мировой кризис, эгоизм США, однополярность и падение цен на нефть не при чем. Не они лишили дальневосточное судоходство работы.

 

Оборот контейнерных терминалов Дальнего Востока превысил 1 млн. TEU
Контейнерные терминалы Дальнего Востока в 2008г достигли оборота в  превысил 1 млн. 3 тыс. TEU. Рост составил 22,6%
Правда, эта цифра включает в себя двойной учет каботажа - в порту отправления и в порту прибытия (Петропавловск-Камчатский, Магадан, чукотские и сахалинские терминалы). Без такого повторного зачета каботажа оборот вырос на только на 17,4% - до 892 тыс. TEU
Судя по всему, это последний всплеск активности дальневосточных терминалов - теперь года на два бизнес этот придет в упадок. Хорошо, если ещё не будет спада.

 


ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Российское зерно отворачивает от портов Украины
Согласно данным Минтранссвязи Украины, перевозки российского зерна назначением на порты Украины практически прекратились.
Объемы отправления на порты в январе составили порядка 0,1 тыс. вагонов против 1,8-1,9 тыс. ежемесячно в предыдущем году. Причиной явились успешные действия российского тарифного регулятора, стимулировавшего перевозки на российские порты (скидки к железнодорожному тарифу с 1 января 2009 г.).
В результате в проигрыше оказались крупнейшие портовые предприятия Украины, располагающие значительными мощностями по перевалке зерногрузов. Так, сведенными к нулю в январе оказались перевозки зернотранзита на порты Ильичевский, Херсонский, Керченский, а также на крупнейший в украинских акваториях частный терминал «Трансинвестсервис» (акватория порта Южный). Исключением стал Одесский порт, но и в его адрес направлено на треть меньше российских зерногрузов, чем ранее - 142 вагона, -38% к декабрю.

 

Россия сокращает транзитную перевозку грузов через Украину
Одесский морской торговый порт констатирует сокращение объема транзитных грузов из России. Начальник морпорта Н. Павлюк сказал, что: «… переработка транзитных грузов упала. В том числе и по той причине, что правительство России заинтересовано не пустить в наши порты свои грузы. Необходимо своевременно регулировать наши тарифы на транзит».
В то же время Павлюк отметил, что морпорт старается компенсировать это сокращение переработкой транзитных грузов из других стран. «Беларусь, Казахстан, Узбекистан. Мы работаем с этими государствами. В том числе, чтобы как-то компенсировать снижение российских грузопотоков». Павлюк отметил, что часть потенциальных грузоперевозчиков Одесского морпорта пользуются услугами портов стран Восточной Европы из-за меньшей бюрократии при таможенном оформлении грузов в этих портах.

 


ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Морской порт Санкт-Петербург развел планы
ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» до конца 2009 года завершит строительство крупного контейнерного терминала, несмотря на сильный отток грузов из порта.
По сообщению порта: "Первая очередь терминала производственной мощностью около 350 000 TEU  в год создается на месте устаревших мощностей по перевалке угля, глинозема, металлолома и лесных грузов и будет ориентирована на обслуживание всех видов экспортных и импортных контейнерных грузов, в том числе, рефрижераторных. Планируемый срок запуска первой очереди терминала - конец 2009 года"
Кризисное снижение грузооборота особенно заметно по "дорогим" товарам - контейнерам (минус 39 процентов) и рефрижераторным грузам (минус 42 процента). Аналитики и участники рынка говорят, что по итогам 2008 года спад может составить 20-30 процентов, главным образом, благодаря контейнерам. Тем не менее, ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» в 2008 г. сделал сотни миллионов рублей инвестиций в инфраструктуру контейнерного и «ро-ро» терминалов. В третьем квартале 2009 года Морпорт планирует приступить к проектированию рефрижераторного терминала мощностью 1,5 миллиона тонн в год, предназначенного для импорта продуктов питания.

 

Транспорт и логистика в Петербурге: Портовые амбиции
В IV квартале грузооборот снизился на 8%. Итог января — минус 28% по сравнению с январем прошлого года. Один из самых динамичных сегментов — контейнерные грузы — в январе недосчитался 45%. В этом году петербургский порт потеряет примерно 30% контейнеров, прогнозирует председатель совета директоров контейнерного терминала «Моби Дик» Киммо Нордстрем. По оценке гендиректора агентства InfraNews Алексея Безбородова, оборот контейнеров за год снизится на 15%.
Морской порт Санкт-Петербург в конце года собирается ввести первую очередь нового контейнерного терминала на 300 000 TEU в год. Судьба следующих очередей, по словам председателя совета директоров Морского порта Санкт-Петербург Игоря Федорова, будет зависеть от потребностей рынка и решится в конце 2009 г. Реконструкция «Петролеспорта» идет по графику, утверждает менеджер Global Ports, не исключая, что компания может перенести ввод части мощностей на более поздний срок. Компания «Феникс», получившая в прошлом году землю в Бронке под строительство терминала, завершает изыскательские работы и собирается приступить к строительству в этом году.

 

Встретимся после кризиса
"Росавтодор" в этом году выделил 120 млн рублей на проектирование новой 30-километровой трассы от международного пограничного пункта (МАПП) Брусничное (граница с Финляндией) и до обхода Выборга. Реализации этого проекта перевозчики ждут уже более пяти лет — существующая трасса не предназначена для интенсивного грузового движения, которое существует между Финляндией и Россией. Окончание строительства новой автомагистрали намечено на 2013 год.

 


логистическая инфраструктура
Индустриально-складской комплекс в Гатчинском районе
Большой индустриально-складской комплекс "Дони-Верево", в I очередь которого входит строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, будет создан на территории Гатчинского района Ленинградской области. Заказчиком данного проекта выступает ОАО "Старт Девелопмент”.
В рамках проекта девелопер осуществляет полную инженерную подготовку территории с целью последующей продажи или сдачи в аренду земельных участков, уже готовых для создания промышленных предприятий. Инвестиции в создание индустриально-складского комплекса на площади 435 га составят около 1 млрд. долларов. Сроки реализации проекта 5,5 лет.
На этой же территории коммунально-складской зоны "Дони-Верево" будет построен складской комплекс класса "А". Заказчиком проекта выступает ООО "ФМ Ладога". Суть инвестиционного проекта заключается в строительстве логистического центра "с нуля", и последующем переводе деятельности компании с арендуемых площадей Санкт-Петербурга – в область. Общая площадь складского комплекса составит более 100 тысяч кв. м.

 

Логистика кризисного периода
Располагая возможностями высокотехнологичного обслуживания, в том числе по операциям с товарами с ограниченным сроком годности, логистические компании готовы сегодня предлагать клиентам оптимизацию издержек на складскую составляющую на выгодных для обеих сторон условиях. Правда, и стоимость ответственного хранения в складских помещениях классов А и В сегодня также снижается и, по данным Colliers International, составляет около $ 0,3 за паллето-место в день, не включая погрузочно-разгрузочные работы и НДС. В "Бекаре" подсчитали: заполняемость действующих качественных складских комплексов составляет около 90%, однако же объекты, планируемые к выводу на рынок в 2009 году, заполнены не более чем на 40%. Спрос снижается, а арендодатели комплексов классов А и В предлагают более мелкие нарезки складских помещений - от 1500, 2500 м2.
Одновременно стремление средних и небольших компаний снизить расходы на складскую логистику приводит к росту спроса на низкокачественные складские объекты (классы С и D), а также объекты, находящиеся на значительном удалении от города. Впрочем, в ГК "Бекар" отмечают, что среди крупных арендаторов спрос на качественные складские помещения по разумной ставке по-прежнему достаточно высокий. Наиболее востребованы склады вблизи КАД (до 3-5 км от дороги), преимущественно в южной и северной частях города.
Цена аренды склада в Петербурге стала одной из самых высоких в Европе. В прошлом году ставки достигли уровня $ 160/м2 в год для складов класса А и $ 115-150/м2 в год для класса В. Но уже в IV квартале арендодатели готовы были предоставлять скидки. А в 2009 году, прогнозируют в "Бекаре", возможно снижение ставок до 15-20%. При этом для складов класса А снижение будет более существенно, чем для складов класса В.
На падение ставок может повлиять и ввод в эксплуатацию строящихся крупных складских комплексов, таких как "Колпино" ("Евразия Логистик"), "Пулково Эстейт" (Raven Russia и "Эспро"). С учетом того, что эти объекты выйдут на рынок практически одновременно, девелоперам будет трудно сразу заполнить арендаторами свои площади. Вопрос - выйдут ли. Ввод новых площадей в прошлом году в заявленных объемах не состоялся. По данным Colliers, к вводу в 2008 году готовились более 1 млн м2, но на рынок вышло 418 тыс. м2 новых складов. Общий же объем предложения на конец 2008 года составлял около 950-990 тыс. м2. На этот год Colliers прогнозирует вывод на рынок около 660 тыс. м2 складских площадей классов A и B, но опять же не исключает и перенос сроков.
"В реализуемых девелоперских проектах в области складской недвижимости мы наблюдаем введение в эксплуатацию меньшего объема помещений, чем было запланировано ранее, - констатирует Илья Рубинчик из ООО "Русмарин-Логистика". - Скорее всего, строящиеся продовольственные склады в менее критической ситуации, чем склады для товаров других профилей. Срок окупаемости последних будет увеличиваться. Можно говорить и о том, что будет происходить смена собственников небольших складских комплексов: их будут выкупать крупные девелоперы".

 

Raven Russia копит на Россию
Инвестфонд Raven Russia решил сосредоточиться на развитии складского бизнеса в России. Средства на строительство логистических комплексов компания планирует привлечь путем допэмиссии на 125 млн фунтов стерлингов. Деньги также понадобятся девелоперу на выкуп своей головной компании Raven Mount, на балансе которой более 20 млн фунтов и девелоперские проекты в Великобритании. Средства от продажи английской недвижимости также пойдут на российские склады.
Как следует из сообщения Raven Russia, компания намерена привлечь до 125 млн фунтов за счет размещения привилегированных акций и варрантов. Часть этой суммы, 75 млн фунтов, уже размещена: эти бумаги выкупает американская инвесткомпания Invesco (владеет 18,4% нынешнего капитала Raven Russia). Еще 50 млн фунтов компания рассчитывает привлечь в ближайшее время. Вопрос о привлечении финансирования будет выставлен на внеочередное собрание акционеров компании 24 марта. В разговоре с РБК daily глава Raven Mount Антон Билтон отметил, что фонд рассчитывает на поддержку как существующих акционеров, так и сторонних инвесторов.
 Участники рынка недвижимости считают вполне логичным избавление Raven Group от рекордно дешевеющих активов в Британии: за последний год стоимость жилья там упала на 17,2%.
Решение акционеров Raven Russia положительно сказалось на стоимости бумаг Raven Mount: вчера они достигли максимальной цены 41,5 пенса за акцию. Зато держатели бумаг российского инвестфонда не были рады выкупу материнской компании: акции Raven Russia упали до исторического минимума 13,5 пенса за бумагу (для сравнения, в апреле 2007 года они торговались по цене 1,27 фунта).

 

В Москве дешевеют склады
Согласно исследованию консалтинговой компании RRG, в настоящее время в Москве стоимость квадратного метра производственно-складской площади составляет около 2086 долларов за квадратный метр, что на 8% ниже в сравнении с показателем декабря 2008 года. По данным аналитиков RRG, снижение ставок наблюдается в этом сегменте уже третий месяц подряд. Как отмечается в исследовании компании, сейчас средняя цена производственно-складской площади ниже, чем год назад на 19%. При этом, объем предложения складской недвижимости в финансовом эквиваленте понизился всего на 29% и составил 951 млн. долларов. В свою очередь количество объектов свободного назначения в январе 2009 года составило 145 штук, что на 27% меньше, чем в декабре 2008 года.

 

Новосибирск логистический - стройки продолжаются
Совет директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) предварительно одобрил кредит Raven Russia: $35 млн и $5 млн в виде субординированного займа. Деньги ЕБРР пойдут на реструктуризацию займов, полученных на проект логистического комплекса «Мегалоджикс-Новосибирск» площадью 121 000 кв. м, который откроется 25 февраля.
В «Мегалоджикс-Новосибирск» на ул. Петухова в Кировском районе совместное предприятие Raven Russia и Avalon Equity Limited «Логопарк Обь» с сентября 2007 г. инвестировало $135 млн.
Сейчас заключены договоры о намерениях и аренды «с несколькими компаниями», в том числе с «Авалон лоджистикс», которая займет в комплексе 27 000 кв. м.
Новые складские комплексы будут заняты не более чем на 80%, 100%-ного заполнения можно ожидать только через 2-3 года. Прочие наблюдатели считают потолок - 60% заполняемости на старте. Причина — в снижении объема перевозок и спроса на товары категории FMCG и высокотехнологичные товары, дистрибуторы которых являются основными клиентами логистических терминалов.
В Новосибирске около 140 000 кв. м складских площадей класса «А» и они полностью удовлетворяют потребности. Новые площади этого класса приведут к снижению цен. Стоимость аренды уже упала на 15-20% по сравнению с августовскими $130-140 за 1 кв. м с НДС, а до конца 2009 г. ставки могут снизиться еще на 30%. За счет снижения ставок и удорожания кредитных ресурсов сроки окупаемости складов могут увеличиться с 6-8 до 15 лет. Ранее было объявлено о вводе около 1,5 млн кв. м складских площадей класса «А» к 2010-2011 гг.

 

Портовый проект получил разрешение
УК «Литер» объявила о получении заключения Роспотребнадзора на строительство портово-логистического комплекса ы городе Дмитров.
Общая складская площадь комплекса составит около 100 тыс. кв. м, включая сухой склад (73 тыс. кв. м), кросс-докинговый терминал, средне- и низкотемпературные склады (27 тыс. кв. м). Начало строительства объекта запланировано на 2011г., ввод в эксплуатацию – на 2012г.
Предполагается, что портово-логистический комплекс позволит перенести часть грузоперевозок с автомобильных и железных дорог на внутренние водные пути и будет ориентирован на обслуживание судов типа «река-море» с возможностями мультимодальной перевалки и длительного хранения грузов.

 


УПРАВЛЕНИЕ
Сергей Генералов возглавил FESCO
Совет директоров ОАО «Дальневосточное морское пароходство», базовой компании Транспортной группы FESCO, одобрил решение о назначении Сергея Генералова, основателя и руководителя группы «Промышленные инвесторы» (основного акционера FESCO) Президентом Управляющей компании «Транспортная группа ФЕСКО».
По словам С. Генералова, его работа на посту Президента FESCO будет «в первую очередь направлена на снижение издержек, повышение эффективности и обеспечение устойчивого функционирования компании в условиях мирового экономического кризиса, а также на укрепление и дальнейшее развитие отношений с партнерами, инвесторами и акционерами».

 


ЭКОНОМИКА и работа транспортного комплекса
Грузооборот транспорта РФ в январе снизился на 15%
Грузооборот в транспортной отрасли РФ в январе 2009 года снизился по сравнению с январем 2008 года на 14,7%, до 360,2 млрд тонно-километров, говорится в материалах Федеральной службы государственной статистики.
По отношению к декабрю прошлого года снижение составило 7,5%.
Наибольший спад в первом месяце года пришелся на железнодорожный транспорт, снизивший грузооборот по отношению к январю 2008 года на 32,2%, вторым по спаду - 25,4% - стал воздушный транспорт.
Рост в январе этого года был зафиксирован только на морском транспорте - 32,7% по отношению к январю прошлого года.

 

Складские площади упали в цене
Снижение арендных ставок на складские помещения составило 30-35% по сравнению с сентябрем 2008 года. Во многом это происходит потому, что арендная ставка, зачастую, теперь включает все расходы по обслуживанию и НДС.
Если в ноябре - декабре 2008 года ставки по аренде были на уровне февраля 2009 года, но не включали в себя расходную часть, то теперь данные расходы уже входят в стоимость, таким образом, расходы арендатора сокращаются на 20-25%. Также снижение арендных ставок обусловлено увеличившимся предложением, в связи с чем собственники складов готовы идти на большие скидки, чтобы не потерять арендаторов.
По данным специалистов компании «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость», сейчас арендные ставки на склады класса «А» составляют 5500 – 7500 рублей за кв. м в год (в т.ч. все расходы), класс «B» - от 4500 до 5500 рублей за кв. м в год, класс «С» - от 2500 до 4000 рублей за кв.м в год. Вместе с тем, не наблюдается серьезного изменения структуры спроса на складские помещения. Насыщение же рынка произошло, считают аналитики, из-за падения товарооборота. Таким образом, сокращение спроса и переизбыток предложения, позволяет теперь говорить именно о рынке арендатора, а не о рынке собственника.

 

Тарифы на грузоперевозки в РФ в январе выросли на 11%
Тарифы на грузовые перевозки в среднем по всем видам транспорта в РФ в январе 2009 года выросли на 10,6% по сравнению с декабрем 2008 года, сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
В том числе тарифы на железнодорожном транспорте в январе выросли на 4,8%, на автомобильном - на 0,7%, на трубопроводном - на 17,9%.
За 2008 год тарифы на грузоперевозки уже выросли на 41,4% по сравнению с 2007 годом. В том числе на железнодорожном транспорте за год тарифы повысились на 22,1%, на автомобильном - на 18,8%, на трубопроводном - на 66,1%.

 

Россия отказалась от трети импорта
По данным ФТС, в январе 2009 года импорт товаров из стран дальнего зарубежья сократился на 35,6%.
Как пишет "Коммерсантъ", большая часть сокращения обеспечена мгновенным снижением импорта автомобилей, оборудования и продовольственных товаров.
Экономисты объясняют резкое падение импорта девальвационным и кредитным шоком.

 

Падение погрузки в январе - 33%
В январе снижение погрузки на сети РЖД составило 33% к уровню января прошлого года. Для сравнения, в декабре погрузка ушла в минус на 26%. Такие данные привел сегодня на селекторном совещании президент компании Владимир Якунин.
Правда, план погрузки на январь в целом по сети выполнен, но этот план уже был составлен с учетом снижения грузопотока.
В то же время, по словам президента РЖД, появились «положительные тенденции по погрузке таких важнейших грузов как цемент, строительные и лесные грузы, зерно, удобрения, черные металлы и их лом».
"По ряду грузов динамика погрузки улучшена к декабрьскому и даже к ноябрьскому уровню. Это рыба, сельскохозяйственные машины, продукты перемола, торф и, что особенно важно, железная руда. Относительно устойчиво осуществляется погрузка имеющих определяющее для компании значение наливных грузов и угля".

 

РЖД согласилось на 30% падения
В I квартале 2009 г. объем грузоперевозок РЖД в физическом выражении может упасть на 30-35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, во II - на 30%, сообщил представитель компании.
Представитель РЖД не стал он раскрывать, на сколько снизится выручка компании. Он лишь отметил, что это предварительный прогноз, основанный на заявках грузоотправителей. Уже очевидно, впрочем, что существенно снизятся высокодоходные перевозки металлов и строительных грузов.
В I квартале прошлого года РЖД перевезла 340 млн т грузов, во II - 337,8 млн т. Таким образом, в январе - июне 2009 г. грузоперевозки могут сократиться до 457,4-474,4 млн т. Это на 30-33% меньше, чем в первом полугодии прошлого года.

 


АВТОМОБИЛЬНЫЙ ИМПОРТ И СБОРКА
Автомобилей через С.-Петербург привезли меньше
Общее снижение грузооборота почувствовали также и перевозчики импортных автомобилей. По данным московского офиса A. T. Kearney продажи импортных машин в ноябре — декабре 2008 г. упали на 10-15% по сравнению с теми же месяцами 2007 г. В 2009 году они могут сократиться на 25%, примерно на 600 000-700 000 машин.

В 2007 г. началось строительство терминалов примерно на 800 000 машин в год. В Ленинградской области терминал «Новая гавань», принадлежащий «Российским транспортным линиям» (РТЛ), уже готов на 80%. Его можно было бы открыть уже летом, но контрактов с импортерами автомобилей нет, поэтому открытие откладывается предположительно до конца текущего года.

 

В январе импорт легковых автомобилей в Россию снизился в 3,6 раза
По сведениям аналитического агентства «Автостат» в январе 2009 года в Россию было ввезено 29,8 тыс. легковых автомобилей, что в 3,6 раза меньше, чем в январе 2008 года, когда было импортировано 108,8 тыс. машин. При этом почти 90% импорта в первый месяц после введения новых таможенных пошлин пришлось на новые автомобили и лишь чуть более 10% на подержанные машины.
Аналитики отмечают, что наибольший объем ввоза пришелся на бренды Toyota (17,6%), Hyundai (16,9%), Nissan (15%), Ford (8,7%) и Peugeot (5,2%). Они также говорят, что в последнее время в Россию практически перестали ввозиться китайские автомобили.

 

Россия в 2008г. увеличила импорт легковых автомобилей в 1,4 раза -до $30,3 млрд
По данным ФТС импорта легковых автомобилей в 2008г. вырос в 1,4 раза - до $30,3 млрд.
В общей сложности в страну было ввезено более 1,9 млн. машин, что на 24% больше чем в 2007 году. Порядка 1,8 млн. машин поступили из стран дальнего зарубежья. Импорт грузовых автомобилей увеличился почти в 1,5 раза - до $4,2 млрд.

 

Возможно ли автосборочное производство в Приморье?
Акции протеста против увеличения пошлин на подержанные автомобили и за «правый руль»,  дадут толчок для развития сборочного производства в Приморском крае, считает заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме РФ Владимир Пехтин.
По мнению политика Пехтина, в Приморье существуют все условия для того, чтобы организовать полноценное автосборочное производство иномарок.
Профессор ДВГУ Тагир Хузиятов, эксперт в области регионального развития, поддержал инициативу политика. Он сообщил, что Соглашения о промышленной сборке автомобилей уже дошли до Новосибирска. Ведутся переговоры с "Ниссаном" о налаживании производства в Комсомольске-на-Амуре.
Если рассматривать тенденции развития автомобильного рынка России, включая собственное производство отечественных марок, сборочное или отверточное производство импортных марок и сам импорт, окажется, что наш внутренний рынок насыщен автомобилями не более 50% от возможного. При этом структура российского автомобильного рынка – это 50% автомобилей старше 10 лет, и третья часть - старше 15 лет.
Во Владивостоке есть производственные мощности предприятий ВПК, где еще осталась инженерная инфраструктура, наличие которой существенно сэкономило бы налаживание здесь производства. Есть квалифицированные кадры, в значительной мере развитая, система транспортного обеспечения: поставки комплектующих и система сбыта.

 

Opel будут собирать в Калининграде?
Руководство калининградского автосборочного предприятия "Автотор" ведёт переговоры с компанией General Motors (GM) о возможном переводе из Европы части сборки автомобилей Opel. В частности остановившееся автосборочное производство из Польши может быть переориентировано в Калининград с возможностью реэкспорта, считает гендиректор «Автотор» Кравченко.
Руководитель "Автотора" уточнил, что с начала 2009 года на калининградский завод практически не поступило комплектующих от поставщиков. В феврале руководство предприятия сократило рабочий день "из-за вынужденного перехода на меньшие объемы производства". В конце 2008 года продажи автомобилей значительно сократились. В январе 2009 года "Автотор" реализовал 22 тысячи автомобилей разных марок.
Руководство "Автотора" обратилось к региональным депутатам с просьбой обсудить возможность предоставления госгарантий на получение кредита.

 

КОММЕНТАРИЙ:
На фоне этих сообщений примечательно то, что правительство РФ распоряжением от 29 января 2009 г. внесло изменения в таможенный тариф. Была обнулена ставка импортных пошлин на некоторые автомобильные компоненты для промышленной сборки.
В частности, отменяется пошлина на импорт коробок передач, ремней безопасности, ведущих мостов, колес, систем подвески, стабилизаторов, радиаторов, рулевых колес, двигателей внутреннего сгорания для промышленной сборки тракторов, автобусов для перевозки 10 и более человек, легковых автомобилей, грузовиков, спецтранспорта с рабочим объемом двигателя не менее 2,8 тыс. куб. см.

 

Обзор составлен по материалам СМИ при содействии "Агентства специальных исследований" (мониторинг СМИ и маркетинг в сфере транспортно-логистического бизнеса и реального сектора.
 www.infoall.ru

 


В избранное