Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметные события на транспорте и в логистике в ноябре 2008 г.


ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Грузооборот Эстонской железной дороги снизился за год более чем на 13%
В октябре 2008 года грузооборот Эстонской железной дороги (ЭЖД) снизился по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 13,4%, достигнув отметки 2,24 млн тонн различных грузов. Как сообщили в пресс-службе ЭЖД, по сравнению с сентябрем 2008 года объем грузоперевозок в октябре остался на прежнем уровне. По-прежнему лидерами грузовых перевозок остаются цистерны с нефтью и нефтепродуктами (1,5 млн тонн), или 67% всего объема.
После демонтажа памятника "Бронзовый солдат" в Таллине в апреле 2007 года, с мая 2007 года резко упали объемы основных грузоперевозок ЭЖД за счет снижения российского нефтетранзита. В ноябре 2007 года премьер-министр Эстонии, лидер Реформистской партии Андрус Ансип заявил, что "Эстонии не нужен транзит, а его роль в эстонской экономике преувеличена".
По данным экспертов и транзитных компаний, бюджет Эстонии недосчитал из-за потери российского транзита от 3 до 5 миллардов крон ежегодно (320,5 млн евро). В конце 2007 года Департаментом технического надзора были введены повышенные тарифы на 2008-2009 годы в отношении эксплуатации инфраструктуры железной дороги, которые свели на нет прежние конкурентные преимущества ЭЖД в сфере транзита. Попытка транзитных компаний оспорить данное решение в суде не увенчалась успехом. По итогам 2007 года грузопоток ЭЖД оказался на 39% ниже результатов 2006 года. Из-за снижения объемов ЭЖД была вынуждена уволить более 200 работников.

Транзитом едет меньше
На рынке перевозок Transpoint International Oy наметилась тенденция снижения российского транзита через Финляндию. Как передает корреспондент ИАА “ПортНьюс”, об этом в ходе пресс-тура “Логистика и логистические услуги”, организованного Finnfacts сообщил исполнительный директор Transpoint International Oy Кари Воутилайнен. “Мы не ожидаем роста в этом направлении, - сказал г-н Воутилайнен. - Третью часть транзита составляли автомобили, а теперь в Петербурге есть собственный “Детройт” и спрос на импорт снижается”. Оценивая причины снижения транзитного грузопотока, он отметил рост производства автомобилей в России. “В то же время, финансовая ситуация такова, что получить кредит в банке уже не так легко. Кроме того, число автовладельцев выросло за последнее время. Таким образом, я предполагаю, что транзит автомобилей сократится на 50%”, - сказал он.
Кари Воутилайнен также предположил, что в будущем правительство РФ предпримет шаги к переходу на доставку товаров в Россию на условиях DDP (поставка с оплатой пошлины), что упростило бы процедуры на границе и на таможне.

ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Минтранс будет развивать порты по национальному признаку
Вопросы расширения сотрудничества в развитии
дальневосточных портов России обсуждены 17 ноября на встрече министра транспорта РФ Игоря Левитина с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Корея в Российской Федерации Ли Гю Хеном. Как сообщили ИА REGNUM в Министерстве транспорта РФ, корейская сторона предложила создать порт по перевалке южнокорейских грузов на Дальнем Востоке.
Игорь Левитин рассказал, что в настоящее время грузооборот портов Дальнего Востока составляет порядка 80 млн. тонн. При этом загрузка производственных мощностей портов Ванино, Восточный, Владивосток, Находка составляет 70-80%. Недостаточное использование мощностей этих портов, по словам министра, обусловлено в основном ограниченной пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры на подходах к ним и нехваткой специализированного подвижного состава.
По мнению Левитина, было бы целесообразно выделить в одном из крупных портов Владивостока отдельный район для обработки грузов, поступающих из Республики Корея и следующих туда. Речь, в частности, может идти о создании такого района в порту Восточный. Министр предложил корейской стороне совместно проработать вариант проекта, в котором корейские инвесторы могли бы вкладывать средства в развитие терминального хозяйства, а российская сторона - в развитие железнодорожной инфраструктуры.
Стороны договорились провести в 1 квартале 2009 встречу на уровне министров транспорта двух стран с участием потенциальных инвесторов для детального обсуждения этого вопроса.

Кризис не повлиял на контейнерные перевозки из Китая в Россию
Объемы на европейских направлениях резко падают Кризис пока не оказал негативного влияния на объемы контейнерных перевозок из Китая в Россию, считает Евгений Колесов, Генеральный директор Optim Consult, компании-члена Китайской международной экспедиторской ассоциации (China International Freight Forwarders).
«Относительно стабильная, несмотря на кризис, ситуация на российском направлении связана, в частности, с тем, что многие российские компании, заблаговременно вывозят ранее заказанную продукцию, которую планируют реализовать в России во время предновогоднего ажиотажа. Однако, уже к началу декабря, по прогнозам экспедиторов, поток контейнеров в Россию станет таким же скудным, какой сейчас наблюдается на направлениях из Китая в Европу», - говорит Евгений Колесов.
В свою очередь, объемы контейнерных перевозок на направлениях из Китая в Европу за последние два месяца резко сократились – более чем на 50%. Такие данные приводят крупные агенты линий, среди которых MSC, CMA и China Shipping.
«Пытаясь привлечь клиентов, экспедиторы предпринимают беспрецедентные шаги, в частности, снижают стоимость перевозки на ряде направлений почти вдвое. И, если кризис будет прогрессировать, то, скорее всего, слабые игроки попросту разорятся, а сильные будут вынуждены переориентироваться на наиболее востребованные и, соответственно, экономически оправданные маршруты», - отметил Колесов.

Россия и Китай совместно реконструируют пограничные переходы
Забайкальский край и китайский город Эргуна (автономный район Внутренняя Монголия) намерены расширить транспортную инфраструктуру в приграничных районах. Основными направлениями взаимодействия станет строительство железных и автомобильных дорог, а также реконструкция пропуска Староцурухайтуй-Хэйшаньтоу, соединяющего провинцию Автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ) с Приаргунским районом Забайкальского края. Эти меры, как полагают эксперты, позволят перенаправить часть товарооборота между Россией и Китаем с перегруженного направления Забайкальск-Маньчжурия в Приаргунский район.

Более 5000 невыгруженных вагонов с углем и нефтепродуктами грозят парализовать Транссиб
Более 5000 вагонов с углем и нефтепродуктами простаивают в ожидании выгрузки в портах Приморского края. Они рассредоточены по всем станциям, создавая серьезную угрозу парализовать движение на восточном участке Транссиба. Железная дорога несет огромные убытки от многодневного простоя вагонов, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на начальника Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Евгения Андриянова.
На совещании в среду Андриянов подчеркнул, что "портовики не справляются с возросшим потоком груза, и сейчас на полигоне отделения железной дороги в ожидании выгрузки простаивает более 70 маршрутов с углем и нефтепродуктами, адресованных в порты "Восточный" и "Посьет", а также прибывших в адрес грузополучателей на станциях Крабовая и Блюхер".
По словам пресс-секретаря отделения Александра Артамонова, главная причина этой ситуации - непринятие грузополучателями должных мер по фрахтованию (деятельность по заключению договоров найма или по сдаче судна внаем) и планомерной подаче морских судов под погрузку в порты Приморья. "Угольные терминалы приморских портов переполнены, прием и организация выгрузки вагонов в портах проходят крайне неудовлетворительно", - отметил он.
Чтобы исправить ситуацию, руководство Дальневосточной магистрали намерено ввести жесткие санкции в отношении грузополучателей за сверхнормативный простой составов на путях общего пользования отделения дороги.

ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Украинский транзит: тенденции года
По итогам трех кварталов 2008 года «Укрзализныця» замедлила рост транзита, но резко увеличила его финансовую отдачу.
Согласно информации государственной администрации железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця»), транзитные перевозки грузов за три квартала выполнены в объеме 65,4 млн тонн, +6,5% к сопоставимому периоду предыдущего года.
Если учесть, что годом ранее за этот же период имел место более чем 19%-ный рост транзита, по итогам года +25%, налицо рецессия роста транзитной составляющей, показывавшей ускоренный прогресс в течение последнего трехлетнего периода. Как указывала «Укрзализныця», рост был связан с увеличением загрузки со стороны практически всех стратегических партнеров Украины - России, Казахстана, Беларуси. На сегодня этот фактор исчерпывается.
Тем не менее доля транзита в совокупных перевозках повысилась с 13,6% (2007 год) до 16,4%. Причиной стала стагнация внутренних и экспортных перевозок «Укрзализныци», приведшая к более низкому, чем в транзите, совокупному росту железнодорожных перевозок грузов, на уровне +5,4%.
Опережающими темпами идет возрастание финансовой отдачи от транзита. При 6%-ном росте объемного показателя этой составляющей рост доходов здесь составил +38,5%. В то же время совокупный рост доходов «Укрзализныци» превысил этот показатель на 1 пункт, составив +39,6% к девятимесячному периоду предыдущего года. По мнению аналитиков, сказался беспрецедентный рост тарифов «Укрзализныци» для украинских грузопотоков, составивший +45,5% в течение года.

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Порты Русской Балтики объединят и застроют контейнерными терминалами
Газета "Гудок", рассказывая об итогах дискуссии в рамках V международной конференции "FREIGHT-2008: Контейнерные и ро-ро перевозки в России и сопредельных государствах",в частностипишет, что капитан Большого порта Санкт-Петербург Пётр Паринов сообщил, что приоритетным на территории российских портов Финского залива станет развитие контейнерных терминалов: прошли экспертизу проекты строительства трёх терминалов в районе порта Ломоносов, которые будут привязаны к Кольцевой автодороге и железнодорожной развязке. А грузооборот порта Усть-Луга к 2015 году составит 120 млн тонн.
По информации Петра Паринова, в Балтийске (Калининградская область) планируется построить новый порт-хаб, куда будут заходить суда вместимостью 5 - 6 тыс. TEU океанских контейнерных линий с дальнейшим распределением контейнеров в порты Германии, Польши, России. Он добавил, что "проблема подъездных путей там решена".
Вице-президент по коммерческой работе ОАО "Национальная контейнерная компания" (НКК) Егор Говорухин, сообщил, что в части контейнерных перевозок Усть-Луга в большей степени будет работать на московские грузы и на транзит, в первую очередь казахстанских грузов, а Петербургский контейнерный терминал - на грузы Санкт-Петербурга.

Россия на обочине контейнерных перевозок
По словам капитана морского порта “Большой порт Санкт-Петербург”, выступившего с презентацией на тему “Развитие портов-хабов в России”, потенциал контейнерных перевозок в России в настоящее время составляет 20 млн TEU.
“Россия по сравнению с мировыми объемами контейнерных перевозок находится на обочине, мы перевозим катастрофически мало, - заявил П.Паринов. - В экономике в целом существует основной принцип - спрос рождает предложение, в транспорте наоборот - предложение рождает спрос, а у нас нет предложения, у нас нет ни одного нормального большого контейнерного терминала, который бы удовлетворял требованиям мировых грузовладельцев. Поэтому нам нужно строить порты-хабы, нам их сегодня не хватает”.
Подобный порт-хаб, по мнению министерства транспорта РФ, должен быть организован в районе Балтийска (Калининградская обл.). Согласно сформулированной концепции, контейнеры из стран АТР будут доставляться океанскими судами в Балтийск, и уже с российской территории фидерными судами и другими видами транспорта отправляться в Польшу, Германию, Данию, Финляндию и другие европейские страны.

Петербург "окольцуем", несмотря ни на что...
У властей Петербурга есть уверенность в том, что в 2010 году будет закончено строительство кольцевой дороги и дамбы, заявила губернатор города Валентина Матвиенко.
"Самая большая проблема, о которой сегодня говорят петербуржцы, - это нарастающий трафик, нарастающие пробки. Если бы мы не начали … строительство кольца, мы бы просто уже встали", - сказала В.Матвиенко.
Губернатор сообщила также, что в городе введена в строй первая очередь Западного скоростного диаметра, что позволило вывести грузовой транспорт из третьего и четвертого районов порта, минуя город, на кольцевую дорогу и федеральные трассы. Эта работа, по ее словам, будет продолжена.
"В субботу (22.11.08) было просто историческое событие - мы открыли прямой технологический проезд по дамбе, и сегодня есть уверенность, если все программы будут в полном объеме выполняться, то в 2010 году закончим дамбу и замкнем полностью кольцо, и дамба будет в полном объеме функционировать", - сказала В.Матвиенко.
По словам В.Матвиенко, в течение двух лет планируется также  выполнить программу по реконструкции мостов через Обводной канал, а со следующего года начнется реконструкция самого канала.

"РЖДстрой" построит подъезды к порту Усть-Луга
В рамках проекта по комплексной реконструкции участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород и железнодорожных подходов на южном берегу Финского залива до конца 2008 года будет закончена реконструкция и строительство восьми станций и трех перегонов, сообщает пресс-служба "РЖДстрой".
Проект является стратегически важным для обеспечения грузовых перевозок к морскому торговому порту "Усть-Луга" и  реализуется в целях обеспечения возрастающих объемов железнодорожных перевозок между Россией и странами дальнего зарубежья.
ОАО "РЖДстрой"  является  генподрядчиком  строительства. Все работы по проекту  включают в себя строительство второго главного электрифицированного пути, протяженностью 200 км, с устройством системы автоблокировки и телемеханизации на перегонах; удлинение путей на 19 существующих станциях, с включением в новые посты электрической централизации, строительство 5 новых станций, 12 тяговых подстанций, 37 автомобильных переездов и автомобильных путепроводов, строительство более 110 искусственных сооружений (металлические и железобетонные мосты, удлинение железобетонных и каменных труб). Для обеспечения подходов к угольным и нефтяным терминалам осуществляется строительство шести новых станций, с количеством путей на каждой от 6 до 32.

Конкурс на строительство платного участка дороги Москва-Петербург не состоялся
Конкурс на заключение концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации участка платной автодороги Москва - Петербург на участке с 15-го по 58-й км признан несостоявшимся из-за недостаточного количества заявок, соответствующих требованиям, сообщает "РИА "Новости".
Как отмечается в сообщении, "требованиям конкурсной документации соответствовало менее двух конкурсных предложений". При этом изначально заявки на конкурс подавали несколько компаний, в том числе с участием иностранного капитала.


логистическая инфраструктура

Терминально-складской комплекс РЖД

Компания "Российские железные дороги" намерено инвестировать в строительство терминально-складского комплекса на Восточно-Сибирской железной дороге около 1,8 млрд. руб. в течение 2008-2009 гг.
Как сообщает пресс-служба РЖД, строительство комплекса, который будет расположен в районе станции Иркутск-Пассажирский на территории бывшей контейнерной площадки, уже началось. Площадь комплекса составит 3,5 га.
Планируется, что комплекс будет принимать на хранение и дальнейшую переработку грузы от всех таможенных перевозчиков - авиационных, железнодорожных и автомобильных и будет оснащен таможенным постом.
В составе комплекса предполагается построить несколько площадок, в том числе крытую - для тяжеловесных грузов, а также площадку для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей, рефрежераторный склад с различными температурными режимами для хранения скоропортящихся продуктов.
Стоимость строительства комплекса составит 1,5 млрд. руб., еще 300 тыс. руб. будет направлено на приобретение оборудование. Первая очередь комплекса будет сдана в 2009г.

"Евразия логистик" отложила на год реализацию всех новых проектов
Компания "Евразия логистик" сосредоточилась на развитии уже начатых проектов и отложила на год те, строительство которых планировалось начать осенью, сообщил коммерческий директор компании Сергей Верещагин на конференции "Инвестиции в российские регионы". "Как только в России начался кризис, мы отложили все проекты - примерно с сентября мы сосредоточились на развитии уже запущенных проектов", - сказал Верещагин.
Говоря о финансировании, он сказал, что "год назад долгосрочные кредиты выделялись западными банками, сейчас от них не приходится ждать кредитования, результатом чего и является заморозка проектов".
При этом Верещагин отметил, что "пересмотр долгосрочных планов развития компании не производился", не поясняя, как данный тезис согласуется с приостановкой строящихся проектов на год. "Кризис уйдет, а спрос на складскую недвижимость останется", - сказал он.
Также он выразил опасения за ретейл, который тоже зависит от долгосрочных банковских кредитов. Опасения вызваны тем, что розничный товарооборот, обеспечивающийся уровнем развития ретейла, соответственно во многом определяет и развитие логистических комплексов в том или ином регионе.

Кризис ушел на склад
Замедлить темпы региональной экспансии вынуждены такие сетевые девелоперы индустриальной недвижимости, как «Евразия логистик», Megalogix и Multinational Logistics Partnership (MLP). Девелоперская структура ИПГ «Евразия» временно замораживает освоение новых 500 га земли в регионах, MLP также пока не готова приступать к строительству новых проектов. А партнерство ГК «Авалон» и британского фонда Raven Russia рассчитывает определиться с освоением семи новых площадок после Нового года.
О коррекции своих девелоперских планов «Евразия логистик» и Megalogix объявили вчера на конференции Института Адама Смита «Инвестиции в российские регионы». Коммерческий директор «Евразии логистик» Сергей Верещагин пояснил, что компания намерена пересмотреть свои планы на ближайшие полгода-год, сместив акценты на проекты, которые находятся в продвинутой стадии реализации. К таковым относятся шесть индустриальных парков в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и Одессе. Окончание их реализации варьируется в диапазоне 2009—2011 годов.
По словам г-на Верещагина, «Евразия логистик» планирует отложить работу с «бумажными проектами». Так, медленными темпами будут осваиваться недавно купленные земельные участки общей площадью 500 га в Омске, Волгограде, Саратове, Ростове-на-Дону и Москве. В то же время, добавляет г-н Верещагин, компания планирует реализовать второй складской проект в столичном регионе в 20 км от МКАД на восточном направлении.
Партнерство Megalogix, финансируемое в том числе за счет инвестфонда Raven Russia, сегодня завершает реализацию трех текущих проектов — в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Новосибирске. Сроки освоения новых площадок в Челябинске, Саратове, Нижнем Новгороде, Уфе, Омске, Хабаровске и Минске (по 40—50 га каждая) будут определены лишь после получения разрешения на строительство. По словам директора проекта Megalogix Давида Гуссе, это должно произойти в декабре или первом квартале 2009 года.
Как рассказал президент MLP Мишель Паскалис, его компания намерена завершить четыре текущих проекта в Петербурге, Подольске и Киеве (около 723 тыс. кв. м складских площадей класса А). Однако приступать к строительству на новых площадках MLP пока не готова.
По словам регионального директора департамента аналитики Colliers International Ольги Ясько, компании не спешат с расширением бизнеса: «Сейчас спрос на складские помещения площадью свыше 10 тыс. кв. м сократился до 37%, тогда как в конце первого полугодия он составлял 58%». По данным управляющего партнера компании Panorama Estate Омара Гаджиева, около 40% заявленных к выходу на рынок объектов будет перенесено на следующий год. «Всего до конца 2008 года будет введено около 148 тыс. кв. м высококачественных складских площадей, а в целом за год — 448,82 тыс. кв. м, тогда как планировалось свыше 1 млн кв. м, — соглашается г-жа Ясько. — На 2009 год к вводу заявлено около 840 тыс. кв. м, однако не все проекты будут реализованы». По оценке экспертов Megalogix, из заявленных сетевыми девелоперами 15 млн кв. м складских площадей класса А до 2011 года будет реализовано лишь 20%.


УПРАВЛЕНИЕ

РЖД переходят на антикризисное управление, сокращая 39 тысяч сотрудников
Компания "Российские железные дороги" (РЖД) планирует сокращение 3% численности своих работников. Сокращения начнутся с управленческого персонала, и, прежде всего, с работников центрального аппарата, но они затронут и регионы. Кроме того, среди мер по снижению непроизводительных расходов и экономии средств, рассматриваются возможности перехода на сокращенную рабочую неделю, ограничения в приеме на работу новых людей и отказ от выплаты части премий.
"Мы сформировали план, который позволит нам сократить издержки не менее чем на 6% и сэкономить около 80 млрд рублей", - отметил первый вице-президент компании. По его словам, это будет сделано за счет внедрения новых технологий и инновационных методов управления, снижения эксплуатационных издержек и повышения производительности труда.
Морозов сообщил также, что в РЖД создана комиссия по антикризисному управлению. Аналогичные структуры будут созданы и в региональных подразделениях. При этом, по его словам, РЖД прогнозирует снижение прибыли на 50 млрд рублей по итогам 2008 года, уточнив, что с октября началось снижение объемов перевозок. В октябре потери составили 4,5%, в ноябре уже 20%, а прогноз на декабрь предполагает, что объемы снизятся более чем на 20%.
Вадим Морозов также сообщил, что компания сохраняет свою инвестиционную программу, сформулированную в рамках стратегической программы развития железнодорожного транспорта России до 2030 года и в планах на ближайшие 3 года. "Мы будем продолжать реализацию уже начатых проектов, таких, как Кузнецовский тоннель на Дальнем Востоке, где у правительства РФ есть обязательства. Конечно, будут сохранены все Олимпийские проекты, хотя они и не начаты. Что касается каких-то новых проектов, то пока о них говорить преждевременно", - отметил Морозов.

У РЖД появится пассажирская "дочка"
На заседании правительства РФ, в ходе которого обсуждались вопросы развития железнодорожного транспорта, было принято предложение ОАО "РЖД" о создании Федеральной пассажирской компании в форме дочернего общества ОАО "РЖД".
Данный вопрос вызвал длительную дискуссию. Изначально предполагалось, что компания может стать полностью государственной, но все же официально прозвучало решение о поддержке предложения ОАО "РЖД".

ЭКОНОМИКА и работа транспортного комплекса

Усть-Луга: -3%
Стивидорные компании, расположенные в морском торговом порту Усть-Луга, в январе-октябре 2008 года сократили перевалку грузов на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года - до 5 млн 692,7 тыс. тонн, говорится в сообщении администрации порта.
В порту Усть-Луга действуют "Ростерминалуголь", лесной терминал "Фактор", а также производится обработка паромов "Росморпорта", которые обслуживают линию Усть-Луга - Балтийск (Калининградская область).
Из-за неоткрытых пограничных пунктов пропуска в порту фактически бездействуют открытый в июне 2008 года многопрофильный перегрузочный комплекс "Юг-2", предназначенный для перевалки накатных грузов, а также "Универсальный перегрузочный комплекс", введенный в эксплуатацию летом 2007 года.

Российские порты на грани спада
Грузооборот морских торговых портов РФ вырос в январе-октябре 2008 г по сравнению с тем же периодом прошлого года на 1,6% до 380,5 млн.т.; говорится в сообщении Ассоциации морских торговых портов АСОП.
В том числе перевалка сухих грузов выросла на 5,6% до 161,9 млн.т.; объем перевалки наливных грузов сократился на 1,2% и составил 218,7 млн.т.
Как отмечается в сообщении, прирост грузооборота в отчетном периоде обеспечили операторы морских терминалов Северо-Западного бассейна, увеличившие объем переработки грузов на 3,1% до 179,8 млн т, а также Дальневосточного бассейна – на 2,7% до 68,05 млн т. В то же время объем грузопереработки портов Южного бассейна сократился на 1% и достиг 132,7 млн т.
Рост объемов перевалки грузов обеспечили: в Северо-Западном бассейне - ЗАО "Первый контейнерный терминал" +13%, ОАО "Петролеспорт" +13,8%, ОАО "Балтийский балкерный терминал" +13,4%, ОАО "Калининградский МТП" +3,7%, ОАО "Архангельский МТП" +24,3%, ООО "Порт Выборгский" +19,6%, ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" +2,7%; в Южном бассейне - ОАО "Новороссийский МТП" (NOMP) +1,5%, ОАО "Новорослесэкспорт" +5,8%, ФГУП "Махачкалинский МТП" +2,4%; в Дальневосточном бассейне - ОАО "Находкинский МТП" в 1,5 раза, ОАО "Ванинский МТП" +4,1%, ОАО "Владивостокский МТП" +35,1%, ООО "Восточная стивидорная компания" +10,8%, ОАО "Торговый порт Посьет" в 1,8 раза.

Складские помещения начали дешеветь
Арендные ставки на складские помещения в России снизились на 3-5%. Теперь средняя ставка аренды 1 кв. м в год - $128 - $130, тогда как до начала проявлений в стране последствий мирового финансового кризиса она равнялась $135 - $140 за кв. м в год.
В Москве средние арендные ставки на склады снизились с $145 - $150 за кв. м в год до $135 – $138. По мнению партнера компании Knight Frank Романа Бурцева «корректировка на 3-5% произошла, прежде всего, из-за психологического аспекта. Арендаторы увидели, что наступил кризис, пришли к арендодателю и начали просить его дать им дисконт, иначе они перестанут снимать площади. Арендодателю ничего не оставалось делать, кроме как снизить ставки».
Однако в дальнейшем продолжения падения ставок аренды на складскую недвижимость в России ожидать не стоит. «Девелоперам некуда больше опускать цены. Никто не пойдет на дальнейшее снижение ставок из-за точки неубыточности, так как маржа девелоперов сегодня составляет 12 - 15%, а если сократить ее еще на 3 - 5%, то бизнес по строительству складов никому не будет интересен. Именно поэтому в течение 2009 года ставки будут сохраняться на сегодняшнем уровне», - подытожил эксперт.

Правительство поможет РЖД
Правительство пообещало РЖД помочь с финансированием инвестпрограммы монополии на 2009 год. Кроме этого, власти, несмотря на ожидаемое снижение грузооборота, согласились на повышение с января 2009 года тарифов на грузовые перевозки.
Инвестпрограмму решили утвердить в объеме 434,2 млрд руб. Инвестиции на 2010 год запланированы в объеме 536,1 млрд руб., на 2011 год — 624,3 млрд руб. При этом инвестпрограмма на текущий год была сокращена на 20%, до 388 млрд руб.
Игорь Левитин отметил, что правительством был принят самый «жесткий вариант» финансового плана РЖД на 2009 год, предусматривающий снижение доходности компании на 6% и потери доходов в 75 млрд руб. Оказалось, что правительство решило обязать Минтранс и Минэкономразвития изыскать источники покрытия дефицита инвестпрограммы. РЖД при этом оговорились, что для выполнения своих обязательств закупки стройматериалов и металлов должны производиться со снижением цены на 20%.
Как сообщил РБК daily представитель РЖД, дополнительно к 75 млрд, которые будут искать Минтранс и Минэкономразвития, монополия самостоятельно привлечет 153 млрд заемных средств. Из них около 60 млрд железнодорожники могут получить в результате размещения нового для российской экономики вида ценных бумаг — инфраструктурных облигаций. Сейчас РЖД ведут переговоры с банками о ставке, под которую монополия будет выпускать данные ценные бумаги. Как отмечает управляющий партнер «РайтсолКСМ» Александр Кошкин, основная особенность такого вида облигаций — их долгосрочный характер (срок окупаемости инфраструктурных объектов может составлять 20—25 лет), а значит, возникают совершенно иные риски и потребность в иного вида гарантиях обеспечения этих облигаций.
Еще одной статьей привлечения финансирования для инвестпрограммы может стать выкуп государством допэмиссии РЖД на 41 млрд руб. Кроме этого, правительство приняло решение не изменять принятый ранее тарифный план. Это значит, что в течение 2008 года предлагается повышение тарифов на 21,1% (декабрь к декабрю), учитывая дополнительное повышение тарифов с 1 июля 2008 года на 8%. С 1 января 2009 года тарифы на грузовые перевозки повысятся на 12,5—14%, в 2010 году — на 9,7—13,7% и в 2011 году — на 10—14%. Руководитель агентства Infranews Алексей Безбородов полагает, что очередное повышение в нынешних экономических условиях приведет к еще большему падению грузооборота (минимум на 10%), а значит, увеличит убытки РЖД (в том числе и от простоя вагонов).

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ИМПОРТ

В Россию ввозят новые иномарки
С начала года в Россию было ввезено 1,986 млн транспортных средств, из которых 1,749 млн ед. - легковые автомобили.
Общая сумма импорта за 10 месяцев 2008 года составила 28 млрд рублей. По сравнению с прошлым годом ввоз транспортных средств увеличился почти на 10%
Эксперты также отмечают, что показатели за январь-октябрь 2008-го уже превзошли объемы импорта за весь прошлый год, когда в Россию было ввезено всего 1,577 млн легковых автомобилей. Если в ноябре-декабре в РФ по-прежнему будет попадать по 180 тыс. автомобилей в месяц, то общий прирост по сравнению с 2007-м составит около 30%.
При этом около 80% импортируемых автомобилей - это новые иномарки, ввозимые для продажи через официальных дилеров иностранных автопроизводителей. Всего с начала этого года в России было продано 1,78 млн автомобилей.

Автомобили, автомобили...
Темпы прироста объемов импорта в РФ по каждой марке автомобилей составляют в среднем от 15 до 60% в год.
Так, в 2006 году в Россию ввезено 1 млн 197 тыс. 579 импортных транспортных средств, в том числе 1 млн 031 тыс. 060 легковых автомобилей, в 2007-м - 1 млн 814 тыс. 593 транспортных средства, в том числе 1 млн 577 тыс. 249 легковых автомобилей. Темпы прироста объема импорта в 2007 году по отношению к объемам 2006 года составили 52%.
За 10 месяцев 2008-го в РФ ввезено 1 млн 986 тыс. 254 транспортных средства на общую сумму более $37,6 млрд, в том числе 1 млн 749 тыс. 253 легковых автомобиля на сумму около $28 млрд. Кроме того, импортировано более 915 тыс. тонн запасных частей и принадлежностей к транспортным средствам на общую сумму $6,6 млрд. Темпы прироста объема импорта 10 месяцев 2008 года к объемам 2007-го составили почти 10%. В случае неизменных объемов импорта в ноябре-декабре 2008 года на уровне октября в пределах 180 тыс. автомобилей в месяц, темпы прироста импорта в 2008-м составят около 30%.
Автомобили, их комплектующие и запасные части являются одними из самых налогоемких в спектре импортируемых в Россию товаров. По оценке Министерства финансов РФ, доходная часть Федерального бюджета за 10 месяцев текущего года, составила 8093,28 млрд рублей (в том числе 4000,10 млрд (49,42%), перечисленных Федеральной таможенной службой).
Таким образом, около 6% доходной части федерального бюджета РФ и более 11% перечислений ФТС в федеральный бюджет дает импорт автомобилей.
Примерно 80% объема импорта автомобилей приходится на новые транспортные средства, следующие в адрес генеральных импортеров (полномочных представителей производителей в Российской Федерации).
За последние месяцы произошли некоторые изменения в структуре импорта автомобилей по видам транспорта доставки. Так, доля автомобилей, доставляемых в РФ железнодорожным и морским видами транспорта, увеличились. Доля автомобилей, доставляемых автомобильным транспортом, уменьшилась до минимума 2008 года - 50%.
Происходят значительные изменения в структуре импорта по регионам. До сих пор традиционно на долю Центрального и Северо-Западного федеральных округов в течение последних лет приходилось более 80% всех импортируемых в РФ транспортных средств. Усилиями ФТС доли транспортных средств, оформляемых таможнями Центрального и Северо-Западного федеральных округов, неуклонно сокращались в пользу Центральной акцизной таможни, регион деятельности которой с сентября 2006 года распространился на эти федеральные округа, сообщает Ассоциация импортеров автомобилей и таможенных брокеров.

Старым иномаркам запретят доступ в Россию?
Государство должно поддержать инвестиционные проекты в экономике, заявил на совещании по экономическим вопросам председатель Правительства РФ Владимир Путин.
"Нужно стимулировать отечественных экспортеров промышленной продукции. Не откладывать в "долгий ящик" те решения, которые мы приняли на последнем заседании правительства при обсуждении внешнеэкономической политики. Наши предприятия не должны страдать от курсовой политики, а импортеры не должны получать излишние преимущества", - добавил В.Путин.
Он также отметил, что необходимо в полном объеме реализовать меры таможенно-тарифной защиты отдельных отраслей. "Прежде всего, я имею в виду автомобилестроение, агропромышленный комплекс", - сказал премьер.
Комиссия правительства обсуждала повышение порога доступа для подержанных иномарок в Россию. Сейчас запретительные пошлины установлены на автомобили старше семи лет, но чиновники готовы снизить его до пяти лет, пишут сегодня «Ведомости» со ссылкой на источники в Минпромторговли, секретариате первого вице-премьера РФ Виктора Зубкова и отраслевых ассоциациях.

Грузовики натолкнулись на кризис.
Сокращение лизинговых программ, проблемы у строителей и сокращение автоперевозок приведут к тому, что по итогам года продажи грузовых автомобилей вырастут только на 6—7% по сравнению с прошлым годом. Но уже в следующем году неизбежно сокращение объема рынка как минимум на 18%, считают в аналитическом агентстве «Автостат».
В исследовании отмечается, что результаты первого полугодия, когда в России было продано 234 тыс. грузовиков, позволяли надеяться на рост по году на 18—20% и объем продаж в 470—480 тыс. единиц. С учетом последствий финансового кризиса сейчас эксперты понизили свой прогноз по объему рынка в этом году до 425 тыс. автомобилей, что всего на 6—7% выше прошлогоднего показателя. Это значительно хуже результатов прошлого и позапрошлого годов, когда рост продаж составлял 20,7 и 20,4% соответственно.
В «Автостате» отмечают, что проблемы на рынке грузовых автомобилей стали заметны еще в августе и в первую очередь это связано с сокращением лизинговых программ. Потребители испытывают потребность в новой технике, однако не могут ее приобрести за счет собственных средств, говорят в «Автостате». Сохранить рост продаж на уровне 6—7% позволит хорошее начало года и уже заключенные контракты на поставку грузовой техники, считают в агентстве. При этом продажи отечественных марок вырастут на 8,03%, до 283 тыс., а иномарок — на 4,35%, до 142 тыс.
При этом, по прогнозу «Автостата», по итогам года в России будет произведено 290 тыс. единиц техники и, таким образом, прирост составит 1,4% по сравнению с прошлым годом. Еще по итогам полугодия российское производство выросло на 6,6%, а по итогам трех кварталов уже только на 4,1%. ГАЗ и КамАЗ уже сократили свои производственные программы, столкнувшись с трудностями в реализации продукции. В следующем году эксперты ожидают возврата к уровню 2006 года.
В следующие два года, прогнозируют в «Автостате», ситуация будет еще более сложной. Эксперты агентства просчитали два сценария развития рынка — «наилучший» и «наихудший», при этом оба они считают равновероятными. Даже согласно оптимистичному варианту, в следующем году продажи иномарок снизятся на 9%, до 128 тыс., а в 2010 году — снова немного подрастут, до 135 тыс. (на 5,4%), но так и не вернутся к уровню этого года. А продажи российских грузовиков при этом снизятся до 267 тыс. (на 5,6%) в 2009 году и также не достигнут уровня этого года к 2010 году (272 тыс., +1,9%).
В худшем случае продажи иномарок в следующем году упадут на четверть (до 108 тыс.), а российские — на 15% (до 242 тыс.). Таким образом, продажи снизятся до уровня 2006 года.
По мнению директора по маркетингу и рекламе КамАЗа Ашота Арутюняна, рынок грузовых автомобилей сократится в следующем году на 30%, однако сам завод рассчитывает увеличить свою долю за счет других производителей. «Китайские автомобили активно брали, пока был дефицит. Теперь продажи у них встали, а у «европейцев» серьезное затоваривание», — сказал РБК daily источник на КамАЗе. На заводе рассчитывают, что оживление продаж наступит весной — с началом строительного сезона. «Кризис, хотя и несет финансовые потери, позволяет внедрить более современные решения в производство», — говорят на заводе. По данным РБК daily, КамАЗ разрабатывает новую лизинговую схему для потребителей.
По прогнозу главы Ford Cargo в России Сергея Богданова, продажи всех грузовых автомобилей упадут на 50% в следующем году. «Положительно сказаться на рынке сможет разве что введение заградительных пошлин для подержанных автомобилей. По нашим оценкам, их ввозится около 20 тыс. в год, а с сокращением лизинга их импорт может увеличиться», — считает он. Введение пошлин для автомобилей Евро-3 и ниже сильно ударит по китайским производителям, считает он.
Между тем, по словам г-на Богданова, серьезной проблемой может стать затоваривание иномарками. По его оценке, в этом году ввезено 35—37 тыс. новых иностранных грузовиков, а продано около 25 тыс. Кроме того, транспортные компании начали сдавать обратно автомобили, взятые в лизинг, так как не справляются с лизинговыми платежами. «Эти автомобили также будут забирать долю у новых», — говорит он.

Доли российских и иностранных брендов в продажах грузовых автомобилей в России (Автостат)
                                   200 г.7                         2010 г.
Российские марки       66,59%                         67,37%
Иностранные марки    33,41%                          32,65%

Прогноз развития рынка грузовых автомобилей до 2010 г. (Автостат)
                                      2007              2008                 2009                 2010
Иностранные марки    136080               142000             118000             126500
Российские марки        261968             283000             254500             261000

 

Финны бьют тревогу: прекращается транзит новых автомобилей в Россию
Резкое сокращение транзита вызвано высокими кредитными ставками и замедлением автомобильных продаж в России. Об этом пишет газета «Мой район» со ссылкой на финское издание «Helsingin Sanomat».
По оценкам финской таможни, на этой неделе из порта Котка в Россию отправятся 350 грузовиков, груженных новыми автомобилями. При этом совсем недавно из порта ежедневно уходило по 200 грузовиков.
Новые автомобили составляют более 30% от всех грузов, направляющихся в Россию через Финляндию. Русский транзит дает рабочие места тысячам финнов и приносит Суоми сотни миллионов евро.

Новый удар по иномаркам
Комиссия правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике рекомендовала повысить ставки ввозных таможенных пошлин на иностранные транспортные средства. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу кабинета министров.
Меры таможенно-тарифного регулирования по поддержке отечественного автопрома приняты по итогам заседания комиссии под руководством первого вице-премьера Виктора Зубкова.
Комиссия Зубкова рекомендует правительству повысить ввозные таможенные пошлины в отношении транспортных средств иностранного производства, срок эксплуатации которых превышает 5 лет. Абсолютный размер ставки рекомендовано поставить в зависимость от объема двигателя и установить в размере от 2,5 до 5,7 евро за 1 куб см - в отношении легковых автомобилей, на грузовые определить в размере от 2 до 4,4 евро за 1 куб см, на автобусы - 3 евро за 1 куб см.
Также признано целесообразным установить таможенную ставку на импорт в Россию легковых авто со сроком эксплуатации от 1 до 3 лет на уровне 30% при одновременном пропорциональном увеличении евросоставляющей. Аналогичные размеры ставок предложено ввести на легковые автомобили со сроком эксплуатации от 3 до 5 лет. В отношении автобусов со сроком эксплуатации не более 5 лет новые ставки пошлин составят 0% на автобусы экологическим классом не ниже Евро-4 и 25% - на автобусы классом ниже. Комиссия также признала возможным установить беспошлинный режим ввоза в отношении новых седельных тягачей экологического класса Евро-4 и выше.
Предлагаемые меры, отмечается в сообщении, подготовлены в соответствии с поручением премьера РФ Владимира Путина. Они направлены на "оптимизацию ставок ввозных таможенных пошлин на легковые и грузовые автомобили, а также автобусы иностранного производства с учетом конъюнктуры, складывающейся на мировом и отечественном автомобильном рынке".

Обзор составлен по материалам СМИ при содействии "Агентства специальных исследований"
(мониторинг СМИ и маркетинг в сфере транспортно-логистического бизнеса и реального сектора) www.infoall.ru

 

 


В избранное