Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметные события на транспорте и в логистике в октябре 2008 г.


ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Рождается контейнерный коридор
Одним из важнейших проектов для Латвии сегодня является подготовка к организации контейнерного поезда по маршруту Китай-Казахстан-Россия-Латвия.
"Хотя пока что имеются лишь устные договоренности с партнерами о создании единого линейного оператора, во главе руководства которого должны быть специалисты всех железнодорожных компаний, принимающих участие в работе", - сообщил Георг Лансманис, советник министра сообщения Латвии. Весьма перспективен проект контейнерного поезда "Балтика-Транзит" с продлением его маршрута в Узбекистан, Туркменистан, - считает Г.Лансманис. Он также подчеркнул, что вполне допустима идея по созданию нового маршрута для контейнерного поезда в Среднюю Азию.

Запор на границе
Финляндия решила сократить выдачу разрешений на пересечение границы для российского грузового транспорта, чтобы решить проблему заторов в приграничной зоне. А российские грузооператоры до конца этого года затребовали дополнительно 70 000 разрешений.
Власти постановили значительно сократить количество пропусков, чтобы разгрузить таможенные пункты. Это предотвратит образование очередей из грузового транспорта на дорогах восточной Финляндии. Такие пробки особенно опасны в зимний период.
Особенно финнов раздражает тот факт, что Россия запрещает проезд автолайнов через контрольно-пропускной пункт Ваалимаа (Vaalimaa). Россия предлагает следующий выход: этот КПП будет использоваться перевозчиками автомобилей по субботам, воскресеньям и понедельникам, но такое решение не устраивает финскую сторону.
Финны считают, что такая мера не решит проблему, так как к концу года общее число автомобилей, транспортированных в Россию, составит миллион единиц.
 Тем не менее, ограничение количества разрешений, выдаваемых российским операторам, может способствовать развитию финских транспортных компаний. "Хотя Россия исчерпала свой лимит разрешений, финская сторона по-прежнему обладает большим запасом неиспользованных пропусков", - подчеркивает Эса Наатанен (Esa Naatanen), юрисконсульт и глава департамента по международным дорожным перевозкам в Финляндии, сообщает "
На 20 октября на въезд в Россию из Финляндии на Выборгской таможне (Торфяновка, Брусничное) очереди составляют до 100 грузовых машин, сообщает Северо-Западное таможенное управление. На границе с Латвией ситуация не столь оптимистична. На пункте пропуска Бурачки (Псковская область) на въезд в Россию скопилась очередь из 900 автомобилей. Кстати, ежесуточно здесь  оформляется всего около 400 грузовых автомобилей.

Латвия – есть прирост
За девять месяцев 2008 года в Рижском порту перевалено 21,946 млн тонн грузов, что на 13,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Больше всего за это время перевалили насыпных грузов - 14,347 млн тонн (+28,9%). В том числе угля - 9,971 млн тонн (+34,9%), химических грузов - 1,459 млн тонн (+2,3%), древесной щепы - 612,7 тыс. тонн (-8,2%).
Генеральных грузов обработали за отчетный период на 13,1%меньше - 3,772 млн тонн. Из них лесоматериалов - 1,682 млн тонн (-28,1%), контейнерных грузов - 1,429 млн тонн (+2,1%).
наливных грузов перевалено 3,827 млн тонн (0,2%). Из них нефтепродуктов - 3,782 млн тонн (-0,1%), сжиженного газа - 40,5 тыс. тонн (+90,1%).
В Вентспилсском порту планируется расширить центр по обработке древесины. Управление портом объявило конкурс на проектировку и последующее строительство складского помещения. Площадь будущего центра - 7,3 тыс. кв. м.
Начало строительства запланировано на 2009 год, а завершение - к 2010 году. За девять месяцев этого года  в порту перевалили 21,314 млн тонн, что на 10,7% меньше, чем годом ранее.

КОММЕНТАРИЙ
Как нетрудно видеть, в Латвии снижается перевалка лесоматериалов. И портовики, очевидно, пытаются переломить эту тенденцию созданием соответствующей инфраструктуры.
Прибавку же грузоперевалки обеспечивают контейнеры и уголь.

Приоритет по-эстонски
По словам председателя правления компании Eesti Raudtee (Эстонская железная дорога), в условиях, когда о росте транзита наливных грузов речь не идет - скорее, наоборот, контейнерные перевозки становятся перспективным направлением. Но для этого придется потеснить автоперевозчиков. Этому способствует то, что на границе только ухудшается ситуацию с доставкой грузов автотранспортом.
Например, по официальным данным латвийской таможни, грузовым автомобилям приходится ждать очереди на российской границы около 78 часов при среднем грузопотоке 1100 единиц в день.
Однако у рельсов есть серьезные минусы, так как дешевле доставлять груз автотранспортом. Доставка контейнера машиной до Москвы обойдется клиенту в 1800 евро, а по железной дороге, с учетом перегрузки контейнера на машину уже в Москве, что придется делать в любом случае, - 2500 евро. Кроме того, автотранспортом груз доставляется от двери до двери, и таким образом его сохранность гарантируется.
Но у поездов тоже есть важный плюс - время. Оборачиваемость машины между Таллином и Москвой составляет 8-9 суток при хорошем раскладе на границе. Но если машины "заставят" стоять на границе дольше, преимущество будет за железными дорогами.
Чтобы добиться успеха, важна скорость доставки и четкость работы по графику. Так, например, контейнерный поезд Таллин - Москва, запущенный в мае прошлого года, совершил уже 29 рейсов. Сегодня из порта Мууга близ Таллина уходят два поезда в неделю. Оборачиваемость поезда с 14 дней весной-летом прошлого года сократилась до восьми суток. К концу 2007 года было перевезено по железной дороге более 16 тыс. TEU.
Ежегодно автотранспортом между Эстонией и Россией перевозится 1,4 млн тонн грузов. По железной дороге, по данным ЭЖД, в 2006 году перевезли 44 млн тонн, в 2007 году - 36 млн тонн грузов.

Таллиннский порт стагнирует на спаде
Предприятие Tallinna Sadam (Таллиннский порт) по итогам девяти месяцев порт обработало 21,872 млн.т.. Этот показатель почти на 24% меньше, чем за тот же период прошлого года. Объем крупнейшей товарной группы - жидких грузов - по итогам девяти месяцев сократился на 12% до 15,274 млн.т.. Объем насыпных грузов сократился на две трети до 2,248 млн.т., смешанных грузов - на 26% до 0,470 млн.т.. Сокращение объема обработки насыпных грузов произошло за счет падения объемов каменного угля, удобрений и зерновых. В то же время, выросли объемы перевозки щебня и торфа.
Объемы перевалки грузов ро-ро в сентябре этого года сохранились на уровне прошлого года - 1,032 млн.т..

ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Россия-Китай: расширение сотрудничества
Объемы грузоперевозок между портами России и Китая в 2007 году составили: на морском транспорте - 5301,6 тыс. тонн, увеличение на 40,3% по сравнению с 2006 годом; на речном - 1242,7 тыс. тонн, +2,64% по сравнению с 2006-м.
Также между Россией и Китаем динамично возрастают объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом из Китая в сторону России через пограничные переходы.

РФ и КНДР начали модернизацию Транскорейской железной дороги
Церемония открытия проекта реконструкции Транскорейской железной дороги на участке Туманган – Раджин состоялась сегодня в свободной экономической зоне Туманган (КНДР).
Совместная компания «РасонКонТранс» учреждена на 49 лет.Российская инвестиционная доля составляет 70%, северокорейская сторона внесла в уставный капитал права на 20 га территории порта (30%). Кроме того, совместное предприятие на условиях аренды будет оперировать участком Туманган – Раджин.
Совокупные затраты на проект предварительно оцениваются в 150 млн евро. Возврат инвестиций будет осуществляться за счет эксплуатации инфраструктуры и организации транзитных контейнерных перевозок через порт Раджин с выходом на сеть российских железных дорог.
Предполагается, что СП будет самостоятельно регулировать тарифы на перевалку контейнеров в порту Раджин и транзитные перевозки на участке Раджин – Туманган исходя из условий рыночной конъюнктуры.

Президент Латвии совершает поездку по странам Средней Азии.
 "Казахстан работает с Западным Китаем, поэтому поток контейнеров из Китая через Латвию может быть перспективным направлением бизнеса, и на переговорах с министром транспорта Казахстана мы договорились развивать это направление", - пояснил министр транспорта Латвии Шлесерс.
Так как внешняя граница Латвии является также границей ЕС, г-н Шлесерс пригласил Казахстан создать в Латвии плацдарм логистики для торговли с Европой.
"Запад Китая стремительно развивается, в Казахстане он работал последние 20 лет, и обоюдовыгодно везти грузы через Латвию, потому что тогда дальше их можно транспортировать и по морю, и по суше", - сказал он, добавив, что "мы сделаем все, чтобы этот коридор шел через Ригу".
По словам А. Шлесерса, перевозки автотранспортом лимитируют, так как в будущем надо развивать порты и железнодорожный транспорт.  Он также отметил, что, несмотря на ситуацию в экономике, кризиса транзита нет, наоборот - он развивается. Растут цены на уголь, зерно, являющиеся важным продуктом казахстанского экспорта, поэтому у Латвии есть возможность здесь поработать.
А. Шлесерс также сообщил, что в этом году Латвию может посетить казахстанский министр транспорта, предложивший стать инициатором трехсторонних переговоров, пригласив российского коллегу.

КОММЕНТАРИЙ:
Последнее интересно, так как даже в Латвии понимают, что без согласия России и без её участия этот проект коридора Западный Китай – Казахстан – Рига – страны ЕС превращается в отвлечённое мечтание.
На высказывание о лимитации автоперевозок несомненно повлияла сложная и уже застарелая ситуация на приграничных пунктах пропуска. Руководитель Государственной погранохраны Латвии считает, что очереди на латвийско-российской границе исчезнуть не ранее, чем через несколько лет, поскольку их явление связано со многими обстоятельствами.
 Со стороны Латвии необходимо расширять и строить новые пограничные пункты и новые подъездные пути к ним. Кроме того, реальное улучшения положения дел невозможно без трёхстороннего взаимодействия приграничных государств  - России, Белоруссии и Латвии.

Транспортные проекты Казахстана
В настоящее время в Казахстане реализуются 80 инвестиционных проектов по модернизации и реконструкции транспортной системы республики, которая рассчитана до 2015 года.

Контейнерный терминал на границе с Китаем
Забайкальская железная дорога 6 октября вводит в эксплуатацию на станции Забайкальск новый контейнерный терминал пропускной способностью более 1 млн т. грузов в год общей стоимостью 1,5 млрд рублей. Терминал, как ожидается, будет способен принимать ежедневно 4 поезда длиною в 71 условный вагон или свыше 470 тыс. контейнеров в год.

ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Наворотят - не расхлебаем
Управляющей делами Тарифной политики железных дорог государств-участниц СНГ на следующий фрахтовый год избрана "Укрзалізниця", это состоялось на 17-й Тарифной конференции железнодорожных администраций-участниц Тарифного соглашения.
С целью сохранения сформированных, а также для привлечения дополнительных объемов транзитных грузов, стороны решили продолжить в 2009 фрахтовом году практику взаимного согласования сквозных тарифных ставок и договорились о сквозных тарифах на транзитные перевозки железными дорогами Российской Федерации и Украины отдельных видов грузов. К ним относятся: сырая нефть из Казахстана со станций Кульсары и Махамбет через порты Украины; лом черных металлов из Казахстана в Молдову; газы, сжиженные в собственных цистернах из Казахстана со станции Кульсары; глинозем из портов Украины в Таджикистан; хлопок из Узбекистана на порт Ильичевск.

Грузовые дворы в Сочи
В рамках подготовки к Олимпиаде 2014 года ОАО «РЖД» возведет два железнодорожных грузовых двора, и еще два реконструирует и модернизирует.
Об этом 24 октября сообщил вице-премьер РФ Д. Козак, посетивший место строительства первого грузового порта в районе поселка Мирный. Этот порт возводится на землях Россельхозакадемии. Предполагается, что к 2009 году он будет принимать 12 млн. т грузов в год.

Стоп, контейнер!
По данным, приведенным ООО «Глобальный Контейнерный сервис» (РФ), в ходе II Международного Черноморского саммита Black Sea Container Summit в порту Новороссийск идет рост объемов работ, связанных с вытаркой и затариванием контейнеров. Такая тенденция с середины 2000-х годов привела к тому, что сегодня до 40% импортных контейнеров, приходящих в порт, вытаривается для дальнейшей перевозки грузов традиционными видами транспорта - автомобильным или железнодорожным.
Компания связывает эту тенденцию с рядом факторов, включая рост железнодорожных и автомобильных тарифов на перевозку контейнеров, увеличение объемов таможенной очистки грузов в порту. В числе факторов названа и «монополизация российского железнодорожного рынка контейнерных перевозок».
Все эти процессы идут на фоне укрупнения грузовых коносаментных партий. По оценке компании, консолидация достигает 200-300 ед. на партию. В итоге контейнеропоток через российские черноморские порты за текущий год почти достиг уровня 0,45 млн TEU. За весь предыдущий год этот показатель составил 0,342 млн TEU.

Украина утрачивает рынок морских грузоперевозок
За 9 месяцев перевозки грузов морским транспортом упали на 9,7%, до 6,4 млн тонн.
Согласно информации Госкомстата Украины относительно результатов работы морского транспорта за период I-III кварталов, объем перевозок грузов за отчетный период сократился на 9,7%, до 6,39 млн тонн. В сентябре темпы падения усилились: -12% против сентября 2007-го, до 802 тыс. тонн.
Как указывает ведомство, сворачивание морских перевозок идет как во внутреннем, так и в международном сообщении. Международные грузоперевозки, составляющие основную часть деятельности морского транспорта Украины, сократились на 4,1%, до 4,28 млн тонн. Падение в сентябре составило -2,7%, до 488 тыс. тонн.
Внутренние морские перевозки, продемонстрировавшие в предыдущем году убедительный рост в 1,3 раза, также показывают снижение. За 9 месяцев падение морского каботажа составило -19,3%, до 2,1 млн тонн. Сентябрьское падение поставило рекорд по отрасли (-23,3%), до 314 тыс. тонн. Столь высокие темпы снижения внутренних перевозок эксперты связывают со стагнацией строительной отрасли, приведшей к остановке внутрибассейновых перевозок минерального сырья.

Порты Украины вышли на рекорд
Перевалка грузов морскими торговыми портами Украины за период января-сентября составила 101,56 млн тонн. Впервые украинские порты преодолели рубеж в 100 млн тонн за 9 месяцев, ранее этот объем порты переваливали не менее чем за 10 месяцев.
Согласно оперативным данным Минтранссвязи Украины, рост периода составил +9,6% к январю-сентябрю 2007-го. При этом прибавка составила существенную величину, +8,86 млн тонн. Ее обеспечили 15 из 18 морских торговых портов, составляющих государственный сектор морской грузоперевалки Украины.
Максимального роста добились порты Николаевского морского региона, увеличившие перевалку на 27%, до 12,2 млн тонн совокупно. Основным фактором роста региона стал увеличивающийся транзит угольных грузов и химудобрений через Николаевский и Херсонский морские порты.

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Свияжск получит логистический центр
Принято также решение о реализации в Казани проекта интермодального сообщения: центр города будет связан железнодорожной веткой с аэропортом.
В Казани на рабочей встрече начальника Горьковской железной дороги Сергея Козырева и премьер-министра Республики Татарстан Рустама Минниханова обсуждались вопросы развития железнодорожных перевозок, связанные с созданием в районе станции Свияжск логистического центра.
По итогам встречи принято решение о реализации в Казани проекта интермодального сообщения: центр города будет связан железнодорожной веткой с аэропортом, график движения электропоездов до аэропорта будет согласован с рейсами самолетов.

РЖД_Партнёр   03.10.08    Первую очередь ЗСД откроют в середине октября
Как заявил председатель комитета по благоустройству и дорожному хозяйству О.Виролайнен, первую очередь Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге планируется открыть 15 октября. Это открытие первого может совпасть с открытием кольцевой автодороги.
Западный скоростной диаметр (ЗСД) - скоростная магистраль, которая соединит северные и южные районы Петербурга. Общая протяженность – 48,9 км. Примерно половина трассы будет расположена на эстакадах. Общая стоимость проекта составляет более $10 млрд.

Приморск ждет контейнеры
Морской торговый порт «Приморск» (МТП), контролируемый компанией «Транс-Флот» (структура «Газпром нефти»), подал заявку на развитие территории второго, Высокинского района порта в Приморске. В соответствии с концепцией развития района там планируется переваливать до 50 млн т грузов. На первом этапе планируется построить крупные терминалы по перевалке контейнеров и нефтехимии. В дальнейшем там могут появиться транспортно-технологические комплексы для перегрузки генеральных, навалочных и специальных грузов. Рассматривается также возможность строительства судостроительного комплекса с сухим доком.
Порт в Приморске всего за несколько лет стал вторым по величине российским портом благодаря вводу в эксплуатацию нефтепровода «Балтийской трупопроводной системы» (БТС). В будущем его мощности могут значительно превысить 150 млн т в год, что не намного меньше заявленных ранее 180 млн т в Усть-Луге. По соседству с основным проектом МТП «Приморск» структуры Петербургской топливной компании рассматривают возможность развития промышленно-портовой зоны на принадлежаших ему 7,8 тыс. га также в районе озера Высокинского, однако пока своих планов не раскрывают.
Виталий Архангельский, президент группы «Осло Марин», развивающий Выборгский порт в 40 км от Приморска, полагает, что серьезным толчком для развития портовых проектов в северной части российского Финского залива могла бы стать реализация давнего проекта областного правительства по строительству альтернативного Неве канала от Ладожского озера. «В этом случае Выборг, Высоцк и Приморск могли бы претендовать на роль серьезного хаба для перевалки как российских грузов, приходящих из Центральной России по реке, так и для финских грузов, доставляемых по Сайменскому каналу», — полагает он.

логистическая инфраструктура

Крупный логистический центр в Омске
Заказчик строительства на границе города Евразийского транспортного логистического центра ищет потенциальных иностранных инвесторов на 80 млн. евро. Также продолжаются переговоры с компаниями из Чехии и Австрии.
Под комплекс отведен участок площадью 68 гектаров по Русско-Полянскому тракту, который оформлен в собственность компании. Согласно проекту, в состав комплекса войдет складской терминал класса «А» на 200 тыс. кв. м, а также административно-офисные помещения, общественный центр и гостиница (общая площадь - 15 тыс. кв. м). Площадь твердых покрытий составит 100 тыс. кв. м, а протяженность железнодорожных путей на территории центра - 8 км. Предусмотрено также размещение СТО, двух АЗС, пожарного депо, котельной.
В ЗАО «Евразийский транспортный логистический центр» намерены вести строительство в несколько этапов. Первая очередь должна быть введена в течение двух лет. Полностью реализовать проект планируется к 2012 году.

Складская очередь
Сегодня рынок складской недвижимости республики находится в стадии бурного роста и привлекает внимание инвесторов.
Как уточнил региональный директор компании "Евразия Логистик" Артур Абдрахманов, один из двух корпусов первой очереди индустриального парка "Биек Тау", который компания строит под Казанью, будет введена в строй в январе 2009 года. Парк расположен на участке 45,5, общая складская площадь трех корпусов "Биек Тау" составляет около 260 тыс. кв. метров. Ранее планировалось, что введение в строй первой очереди из двух складских корпусов объемом около 160 тыс. кв. метров состоится в октябре 2008 года. В сентябре на инвестиционном форуме в Сочи подписано соглашение, в соответствии с которым Внешэкономбанк предоставил компании "Евразия Логистик" кредит на $225 млн. на строительство "Биек Тау".
По словам коммерческого директора "С-Лоджистик" Дмитрия Овсянникова, развитие компании потребовало увеличения объемов собственных складских помещений. В январе 2009 года планируется сдача первой очереди комплекса, в котором на долю собственно складских площадей приходится 11,8 тыс. кв. метров, под офисы будет оборудовано 2,8 тыс. кв. метров. Всего "С-Лоджистик" предполагает возвести под Казанью складских помещений общей площадью 44 тыс. кв. метров.
Возможно, предположила директор по логистике компании Елена Гориславец Елена Гориславец, в будущем контейнеры с товаром из Китая будут поступать с Дальнего Востока непосредственно в Казань, минуя Москву.

В Подмосковье появится индустриально-логистический парк «Орудьево»
В Дмитровском районе Подмосковья Московский ипотечный центр (МИЦ) на участке площадью 540 га планирует построить индустриально-логистический парк «Орудьево».
Парк разместится в 50 км от МКАД в районе Дмитрова. Комплекс построек расположится на 12 разностоящих участках в районе поселений Орудьево, Ивашево и Шелепино. Земельные участки соединены сетью местных автодорог с трассой «Москва - Дубна».
В границах парка будут размещены складские комплексы и промышленные предприятия, причем отдельно будет выделен участок для размещения объектов пищевой промышленности и складирования продуктов.
Строительство инфраструктуры и дальнейшее распределение мощностей будет осуществляться за счет разместившихся на территории ИЛП «Орудьево» предприятий-потребителей через создание единого инвестиционного фонда.

Склады снижают активность
Количество складов в РФ, объявленных к строительству, реконструкции и модернизации за первые три квартала 2008 года, составило 322, что составляет 91,2% от аналогичного периода прошлого года.
За 6 месяцев показатель также насчитывал 92% от данных 2007-го. Однако тенденция по сокращению активности не была однозначной по федеральным округам.
Так, например, в Южном ФО произошло увеличение на 90%. Положительная тенденция, на уровне до +20%, сложилась в Ленинградском регионе, Северо-Западном и Сибирском Федеральных округах. Не изменились цифры по Уральскому ФО.
Количество регионов, снизивших активность, увеличилось. К Московскому (55,6%), Дальневосточному ФО (25%), и Центральному ФО (66,6%) добавился Приволжский ФО (73,3%). Его отставание пришлось целиком на 3 квартал.
Хотя снижение активности в третьем квартале прекратилось, структура отрасли сильно изменилась. Объявления и анонсы даются в основном на уже строящиеся объекты, доля проектов и перспективных планов резко сократилась. В этот период имели место сообщения девелоперов о сосредоточении своих сил и средств на строящихся объектах и замораживании планов, вплоть до отказов от приобретенных земельных участков.
По сообщению институт Исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка за последние 2 месяца увеличилось количество предложений в Интернет о сдаче в аренду свободных площадей и рекламы услуг ответственного хранения.

Затягивается строительство 20% складов в России
Сроки реализации примерно пятой части всех проектов, связанных со строительством складской недвижимости в России могут перенести на неопределенное время. По мнению партнера компании Knight Frank Романа Бурцева, это связано с финансовым кризисом, который повлек за собой отсутствие финансирования.
"Если заявленный объем на 2009 год был на уровне 900 тыс. кв. м, то в последние три месяца около 200 тыс. кв. м переносятся на 2010 год, а еще 200 тыс. кв. м - на неопределенное время", - отметил Бурцев. Также кризис повлиял и на арендаторов складов, которым приходится откладывать свои планы по найму помещений на 2009-2010 годы.
Однако доходы в складском сегменте российского рынка коммерческой недвижимости все еще выше, чем в Европе, следовательно, рынок будет расти.

КОММЕНТАРИЙ:
Очевидно, описанные процессы происходят в результате действия нескольких причин, временами даже образующими «эффект домино». Во-первых, мировой финансовый кризис лишает рынки ликвидности и начинает сказываться на нефинансовых секторах экономики, например на отрасли розничной торговли (ритейл). Соответственно, прогнозируется уменьшение потребности в складских мощностях, а девелоперы стараются сосредоточиться на продаже уже построенных объектов.
Во-вторых, в районах наиболее активного развития складской недвижимости в недавнем прошлом, в первую очередь, в Москве и Подмосковье, сложилась ситуация известного насыщения. Вместе с тем рынки С.-Петербурга и Ленинградской области, которые ещё уступают московскому региону, в 2007 г. продолжили развиваться.
Однако специалисты рынка сетевой розницы и аналитики рынка коммерческой недвижимости отмечают, что в С.-Петербург сегодня единственный в России регион, который вплотную приблизился к европейскому уровню развития сетевой торговли. В С.-Петербурге уровень развития сетевых форматов в рознице достигает 75% ( в продовольственной рознице он ещё выше), в том время как европейский показатель, по данным исследовательской компании
Nielsen равен 80%. Для Москвы  это уже только 40%.
Таким образом развитие ритейла в меньшей степени может влиять на динамику прироста складских мощностей. Основным фактором для С.-Петербурга при этом становится обеспечение функционирования порта и других компонент транспортного узла.
Ритейл, как часть рынка коммерческой недвижимости, в настоящее время «притормозил» по всей России. Торговая сеть "Копейка" замораживает долгосрочные проекты, связанные с приобретением и строительством новых магазинов. Об аналогичных мерах уже объявляла X5 Retail Group, владеющая сетями "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и др. X5 уточнила, что с учетом ситуации на финансовых рынках и в России в целом сократит капвложения на 2008 год на 400 млн. $.

УПРАВЛЕНИЕ

В стивидорной отрасли начинаются увольнения
Калининградский морской торговый порт планирует вдвое сократить штат своих работников. По словам директора порта В. Калиниченко, персонал стивидорной компании будет сокращён как минимум вдвое, при этом докеров сокращение, скорее всего не коснётся. При этом Калиниченко отметил, что такая реорганизация была, запланировало ещё до мирового финансового кризиса. Руководитель крупнейшего стивидора эксклава объяснил сокращение "необходимостью сделать порт максимально конкурентоспособным в условиях актуального рыночного соперничества с портами Прибалтики, Польши и Германии".
В ИА «InfraNews» полагают, что директор КМТП просто оказался первым, кто высказал идею, которая уже пришла в головы практически всех стивидоров. Просто у КМТП упала перевалка контейнеров, резко снизились доходы, а заработные платы и штат остался прежним! Всему офисному персоналу пора готовится к исходу.

ЭКОНОМИКА и работа транспортного комплекса

Логистические компании не собираются снижать тарифы
Как сообщила RuGrad.eu генеральный директор логистической компании «Мирадо» Юлия Фотеева, логисты несмотря на значительное снижение объёмов отгрузок не планируют снижать цены на оказываемые услуги. «Дело в том, что у многих компаний автопарк находится в лизинге, и они просто не имеют физической возможности для снижения тарифов. Кроме того, серьёзно поджимает рост цен на топливо, который в этом году уже «съел» порядка 15% прибыли логистических компаний», - пояснила Юлия Фотеева.

Кризис тянется к транспортникам
Эксперты полагают, что под влиянием мирового экономического кризиса конец года многие перевозчики встретят в лучшем случае с нулевым ростом грузооборота. Так, если за первое полугодие рост перевозок РЖД составил 2,9%, а за первые восемь месяцев 2,2%, то уже в январе-сентябре темпы снизились до 1,8%. Среди причин замедления в РЖД называют экономический кризис, банкротство некоторых компаний, снижение объемов производ­ства ряда предприятий и частичную переориентацию транспортировки нефти с железной дороги на трубо­провод. При этом по таким направлениям, как перевозка цемента и лесных грузов, за первые девять месяцев и вовсе было зафиксировано серьезное снижение - на 8,4 и 13% соответственно.  По данным замгендиректора "Союзцемента" Михаила Киселева, эти цифры объясняются значительным, на 8-10%, сокращением объемов выпуска продукции. Плохо чувствует себя и лесная отрасль, работа которой основана на кредитах. Проблемы с покупателями вынуждают компании снижать производство, соответ­ственно, сокращается и грузооборот транспортников.
Лоб в лоб  железнодорожники столкнутся со снижением грузооборота в начале 2009 года. Сейчас им на руку играют уже заключенные экспортные контракты, которые не дадут показателям упасть ниже уровня 2007 года. Эксперт отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Игорь Куротченко отмечает, что начиная с 2009 года на фоне возможного снижения спроса на отечественное сырье со стороны зарубежных потребителей нашим производителям могут не пролонгировать экспортные контракты. Это приведет к снижению погрузки начиная с первых же месяцев 2009 года.
Неутешительную динамику показывает и портовый грузооборот. По данным Ассоциации морских торговых портов, объем перевалки грузов в морских портах России за девять месяцев вырос всего на 1,6%, до 340,9 млн т. При этом операторы терминалов Северо-Западного бассейна увеличили объем переработки грузов на 3,1%, до 161,4 млн т, тогда как на юге перевалка грузов сократилась на 1,1%, до 118,24 млн т. При этом по России перевалка сухих грузов увеличилась на 6,5%, до 145,7 млн т, а наливных грузов сократилась на 1,7%, до 195,2 млн т. Как отметили в ассоциации, одной из причин снижения стало уменьшение в этом году количества введенных в строй портовых мощностей. В Минтрансе добавляют, что с июня по август рост грузооборота в портах составлял 2,3% ежемесячно, а в сентябре снизился до 1,6%. Но сами портовики призывают к оптимизму. Несмотря на уверения портовиков, эксперты констатируют снижение темпов развития рынка.
Руководитель агентства Infranews Алексей Безбородов рассказал РБК daily, что зафрахтованный объем перевозок на зимние праздники, стандартно превышающий обычный показатель примерно на 20%, в этом году снижен на 30%. Он полагает, что в России уже нет ресурсов для дальнейшего наращивания перевозок, перспективы роста имеет только оборот контейнеров. Он отмечает, что порты, развивающиеся в двузначных цифрах, снизят темпы до однозначных, а те, кто увеличивал оборот на несколько процентов, могут уйти в минус.

На железных дорогах и в портах снижаются темпы роста грузооборота
Вслед за сообщениями о снижении производственной программы, замораживании проектов, расторжении сделок в реальном секторе экономики пришли новости о снижении темпов роста грузооборота на железных дорогах и в портах. Эксперты полагают, что конец года многие перевозчики встретят в лучшем случае с нулевым ростом грузооборота. А уже лоб в лоб со снижением грузооборота, железнодорожники столкнутся в начале 2009 года.
У РЖД отмечает снижение темпов, в январе—сентябре темпы роста грузоперевозок снизились до 1,8%. В частности упала  на 8,4% перевозка цемента.  По данным замгендиректора «Союзцемента» Михаила Киселева, эти цифры объясняются значительным сокращением объемов выпуска продукции.
Неутешительную динамику показывает и портовый грузооборот. По данным Ассоциации морских торговых портов, объем перевалки грузов в морских портах России за девять месяцев вырос всего на 1,6%, до 340,9 млн т. При этом операторы терминалов Северо-Западного бассейна увеличили
Несмотря на уверения портовиков, эксперты констатируют снижение темпов развития рынка. Исполнительный директор компании «ГРАНТ-Моторс» Геннадий Амазариани, анализируя показатели портов, отмечает, что за последний месяц сократились объемы импорта. «Во многом это связано с кризисом ликвидности, многие заняли выжидательную позицию», — считает г-н Амазариани.
Руководитель агентства Infranews Алексей Безбородов полагает, что в России уже нет ресурсов для дальнейшего наращивания перевозок, перспективы роста имеет только оборот контейнеров.

ПЛП нарастил перевалку
По итогам девяти месяцев 2008 года суммарный грузооборот ОАО «Петролеспорт» (входит в Global Ports Investments) составил 5,9 млн тонн.
По отношению к аналогичному периоду прошлого года объем перевалки увеличился на 13,8%. На причалах ПЛП переработано 3,8 млн тонн контейнерных грузов (+59,3%), 0,2 млн тонн рефрижераторных грузов (+18,5%), 0,7 млн - лесных грузов (-35%), 0,7 млн - металлолома (-28%). На специализированном терминале ро-ро перегружено 39,9 тыс. единиц техники, что на 71,9% выше показателя 2007 года.
Грузооборот специализированного контейнерного терминала ПЛП в январе-сентябре 2008 года вырос на 46,2%, составив 399,5 тыс. TEU. В частности, в сентябре текущего года терминал перегрузил 50,9 тыс. TEU, превысив показатель прошлого года на 112%.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ИМПОРТ

Финансовый кризис не остановил импорт автомобилей
Согласно данным Ассоциации импортеров автомобилей и таможенных брокеров, в сентябре 2008 года, несмотря на надвигающийся финансовый кризис, в РФ импортировано более 220 тыс. транспортных средств, в том числе 195 тыс. легковых автомобилей.
Это не самый большой показатель в течение года. Пик импорта пришелся на июль - чуть больше 236 тыс. транспортных средств (206 тыс. легковых автомобилей).
Автомобили поедут поездом
Транспортная компания AutoLinkBaltics, занимающаяся перевозкой автомобилей, намерена отправлять свой груз в Россию по железной дороге. Один поезд может перевезти 320 легковых машин, и этот способ доставки предпочтут автотрейлерам.
Эстонский грузоотправитель является балтийским подразделением международной компании AutoLink, работающей в норвежском порту Драммен и шведском Мальмё. В свою очередь, AutoLink Baltics принимает в эстонском порту Палдиски автомобили, которые затем отправляются к своим покупателям в республиках Прибалтики, в России и Средней Азии.
Пока автомобили перевозятся на грузовиках-трейлерах по территории Эстонии до пограничного пункта Койдула. Здесь, как писал ранее «Гудок», намечено построить железнодорожную станцию с полноценными погрузочно-разгрузочными и таможенными мощностями. Как сообщил директор AutoLink Baltics по перевозкам автомобилей и железнодорожным перевозкам Кристен Рейго, бизнесменам представляется более выгодным перевозить автомобили не в трейлерах-автовозах, а по железной дороге.

В РФ организуют прямые поставки автомобилей из Японии
В Новосибирске заканчивается строительство современного железнодорожного терминала – совместного предприятия компании "РЖД" и "РейлТрансАвто" (РТА), занимающейся вагонными перевозками новых автомобилей.
Новый терминал позволит возить автомобили из Японии в Россию напрямую, а не через Европу. Таким образом, Новосибирск в ближайшем будущем станет распределительным центром прямых поставок японских производителей для всех сибирских городов. Это позволит автодилерам сократить сроки ожидания заказов вдвое.
Открытие автотерминала ожидается в конце 2008 - начале 2009 года. Сеть терминалов будет создана также во Владивостоке, Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Черняховске (Калининградская область) и в Алма-Ате.
На данный момент договор на перевозку продукции по Транссибу с РТА уже заключил концерн Mazda.

Россия покупает 7% вывозимых из Китая автомобилей
Россия покупает 7% всех вывозимых из Китая автомобилей и является третьим по величине экспортером, Такие цифры, основанные на информации китайского агентства «Синьхуа», сообщает портал ChinaNews.Ru.
Больше всего автомобилей из Китая (19% всего автомобильного экспорта) покупают США и Япония (10%).
Согласно статистическим данным, опубликованным Китайской ассоциацией автомобилестроителей, впервые 8 месяцев 2008 года объем импорта автомашин в Китае в стоимостном выражении вырос на 35% по сравнению с тем же периодом прошлого года, в то время как объем экспорта снизился на 28%.
Больше всего импортных автомобилей в Китай ввозится из Германии (35%). Одна треть объема импорта автомашин пришлась на Пекин, вслед за ним следовали провинции Цзилинь (18%) и Гуандун (14%).

Обзор составлен по материалам СМИ при содействии "Агентства специальных исследований " 
(мониторинг СМИ и маркетинг в сфере транспортно-логистического бизнеса и реального сектора)
www.infoall.ru

 


В избранное