Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметные события на транспорте и в логистике


ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Рижский порт: ориентация на новые грузы
По данным председателя правления Рижского порта Андриса Аргалиса, в этом году порт больше ориентируется на грузы с большей добавленной стоимостью и меньше переваливает угля. Поэтому в первой половине года показатели нашего грузооборота снизились, но финансовые показатели продолжали улучшаться», - пояснил он.
По словам А.Аргалиса, благодаря увеличению перевалки генеральных грузов, общий грузооборот достиг показателей предыдущего года, как и прогнозировалось.
По данным ИА "РЖД-Партнер.Ру", грузооборот Рижского порта за 11 месяцев этого года составил 23,6 млн тонн, что на 0,4% больше, чем годом ранее. При этом объем перевалки генеральных грузов вырос на 13,2%, наливных на 1,6%, контейнерных – на 17,3%.

 

Грузы вернутся в Ригу
Латвийская компания Baltmarine Terminal планирует строительство в Рижском порту нового портового холодильного перегрузочного комплекса мощностью 20 тыс. тонн с хорошей логистикой.
Проект включает в себя также глубоководную пристань длиной 200-300 метров, постройку трех железнодорожных веток, автодороги.
 Комплекс позволит принимать суда тоннажом до 25 000 DWT.
Инвестиции в проект составят порядка $30 млн.
Заявка на участие в конкурсе на право аренды 6 га земли и дальнейшее строительство на ней холодильного комплекса подана в мае этого года. Не исключено, что в уже в начале 2008 года начнется строительство и состоится последующая поэтапная сдача терминала.
Комплекс позволит вернуть в порт ветеринарные грузы, которые некогда были переориентированы в литовский Клайпедский порт.

 


ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Товарооборот между Россией и Китаем по итогам 2007 года превысит $40 млрд?
Товарооборот между Россией и Китаем по итогам 2007 года превысит $40 млрд, заявил в понедельник на пресс-конференции в Пекине член Совета Федерации РФ Игорь Рогачев. Об этом сообщает РИА PrimaMediia со ссылкой на газету "Жэньминь жибао".
"За 11 месяцев текущего года российско-китайский товарооборот достиг $39,3 млрд, можно с уверенность сказать, что по итогам года мы перевалим за отметку $40 млрд", - сообщил он.

 

Корейская компания построит терминал в Находке
Управляющая компания порта Пусан намерена инвестировать $109 млн в строительство контейнерного терминала в Находке. В строительстве нового находкинского терминала также будет участвовать Дальневосточная транспортная группа.
Строительство терминала мощностью 400 тыс. TEU будет осуществляться в три этапа.  Ожидается, что первая очередь мощностью 150 тыс. TEUбудет завершена уже в июле будущего года. Объем инвестиций на этом этапе составит $21,8 млн. Полностью завершить строительство терминала планируется в 2010г.

 

Началось создание железной дороги, которая соединит Россию, Казахстан, Туркмению и Иран.
В перспективе она соединит по кратчайшему маршруту берег Персидского залива с Россией.
Новая железная дорога пройдёт по трассе Новый Узень - Гызылгая - Берекет - Этрек – Гурген. Самый протяженный (почти 700 км) участок железнодорожной магистрали проходит по территории Туркмении.
Эта магистраль, сокращающая на 600 км прежнее расстояние, станет важным звеном трансконтинентального транспортного коридора между Китаем и Европой. По предварительным прогнозам, уже на первых порах по ней будет перевозиться до 3-5 млн тонн грузов в год, а в перспективе - 10-12 млн тонн.
В настоящее время по всей длине будущего 900-километрового железнодорожного пути, который протянется от казахских степей через Каракумы в горную провинцию Гулистан на севере Ирана, уже ведутся крупномасштабные проектно-изыскательские работы. На трассе предстоит возвести десятки инженерных сооружений, самым крупным из которых станет переход через русло Узбоя, а также более 20 станций и разъездов.

 

КОММЕНТАРИИ:
ИА «
Infra News
», известное своим критическим отношением ко многим крупным программам в области транспорта, уже заявило, что у этой трассы нет «особой цели и перспективы». В то же время вице-премьер С. Иванов, выступая в конце ноября по основным проблемам транспортной политики РФ, говорил, в частности, что «в последнее время ведутся переговоры о восстановлении Шелкового пути в современном формате».
Казалось бы, какая тут может быть связь? Однако сам Великий шелковый путь в эпоху своего расцвета не представлял собой какого-то одного грузоперевозочного коридора. Помимо широтнонаправленных трасс в его состав включались и меридианальные маршруты, которые соединяли Среднию Азию с Северным Прикаспием и Южно-Русскими степями, через которые караваны достигали генуэзских колоний в Крыму. Один такой маршрут пролегал через Бухару и Ургенч, второй шел ещё севернее, по степям до местонахождения золотоордынского Сарая и далее в Причерноморье.
Если создание новой железнодорожной линии вызывает сомнения в её будущей эффективности, следует помнить, что вообще возрождение, в том или ином виде, проекта Шелкового пути обусловлено по меньшей мере двумя весомыми политическими  экономическими факторами. Первый из них – это усиление Китая в качестве мирового промышленного и политического центра и желание государств Среднего Востока получать от этого свои выгоды. Второй фактор – это Иран, которые претендует на роль региональной державы. Как известно, Россия достаточно серьёзно относится к перспективам своего сотрудничества с Ираном. Настолько серьезно, что несёт риски серьёзной конфронтации с критиками современного иранского режима из числа промышленно развитых стран.
Новая железная дорога Россия-Иран, также как и перспективная автотрасса, может рассматриваться как слагаемое этого сотрудничества. А также и как фактор присутствия России в проектах сухопутного грузового транзита из Китая и определённого влияния на эти проекты. Тем более, что они часто рассматриваются в качестве меры ограничения российский экономических и политических интересов в регионе. (См. также раздел «ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА»).

ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Украинский транспортный комплекс: динамика финансовой отдачи

Согласно информации Госкомстата Украины, оборот услуг железнодорожного транспорта за период января-ноября текущего года в финансовом выражении увеличился на 39.8% против того же периода предыдущего года, превысив $1.439 млрд в рыночных ценах.
Основную долю оборота, свыше 85% совокупного, приносит деятельность в сфере грузоперевозок. Здесь же зафиксирован и превалирующий рост по отрасли - +40.6%, до $1.231 млрд. Рост оборота пассажирский составляющей «Укрзализныци», как и ее вклад, был ниже - +30.7%, до $208.4 млн.
В водном секторе оборот услуг по перевозке грузов составил порядка $261 млн, при росте +11.5% к тому же периоду предыдущего года. Гораздо внушительнее выглядит отдача от обработки грузов в портах, здесь объем услуг в рыночных ценах превысил $2.3 млрд, +20% к тому же периоду предыдущего года.
Финансовая отдача экспедиторского корпуса за 11 месяцев зафиксирована на уровне $0.84 млрд. Динамика здесь составила порядка +32%, с тенденцией к ускорению темпов роста. Так, в ноябре рост составил уже +48% - практически лидирующий показатель в секторе транспорта.

 

Экспорт угля в южных портах РФ вырос
Высокий спрос на уголь со стороны Турции и ряда европейских стран, где рост металлургического производства повлек за собой увеличение потребления кокса, позволило портам Азово-Черноморского бассейна значительно нарастить объемы перевалки данного груза.  По итогам 11 месяцев т.г. оборот угля в южных портах составил 5 376,2 тыс.т.

 

Объемы внешнеторговых железнодорожных перевозок Россия - Украина увеличились на треть
По итогам 9 месяцев 2007 года объемы внешнеторговых перевозок грузов железнодорожным транспортом в сообщении Россия – Украина увеличились на 31,7%, сообщает Департамент корпоративных коммуникаций ОАО "РЖД".
Объемы внешнеторговых перевозок грузов железнодорожным транспортом в сообщении Россия – Украина за 9 месяцев 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 31,7% (+9,6 млн. тонн) и составили 39,8 млн. тонн. Увеличение произошло во всех видах сообщения. Рост объемов экспортных перевозок составил 35,4%, импортных – 22,6%, транзитных – 62,1%. В общей структуре перевозок в 2007 году 43,2% занимает экспорт, 45,1% - импорт, 11,7% - транзит.
Основное увеличение объемов произошло за счет роста объемов экспортных (на 24,2%, +1,4 млн. тонн) и транзитных (80,8%, +485,2 тыс. тонн) перевозок каменного угля, экспортных перевозок кокса (в 7,5 раз, +1 млн. тонн), нефтяных грузов (на 90,9%, +812,7 тыс. тонн) и руды (на 39,8%, +741,5 тыс. тонн), импортных перевозок строительных грузов (на 26,6%, +1,8 млн. тонн), а также перевозок черных металлов во всех видах сообщений (на 31,3%, +1,3 млн. тонн).

 

Контейнерооборот Ильичевского порта: рост в 1,6 раз
Объем контейнеров, переваленных в Ильичевском морском порту за 11 месяцев текущего года, составил 469.841 тыс. TEU, что на 64.5% превысило 11-месячный итог предыдущего года. Соотношение вклада оператора контейнерного терминала, компании «Укртрансконтейнер», и самого порта составило 86% к 14% соответственно. В ноябре переработано 338 тыс. TEU, +48.2% к ноябрю-2006.
Столь бурный рост стал возможен благодаря совместным усилиям оператора контейнерного терминала в лице ЧП «Укртрансконтейнер» (увеличившего за 11 месяцев перевалку более чем в 1.4 раза, до 402.87 тыс. TEU), и самого порта. Последний, начав работу самостоятельно в апреле текущего года, сегодня перегружает свыше 11 тыс. TEU ежемесячно. Итог ноября, в частности, составил 11.469 тыс. TEU, всего же порт переработал 66.97 тыс. TEU.
В весовом эквиваленте за 11 месяцев через порт прошло 3.162 млн тонн контейнерных грузов, при росте +59.2% к тому же периоду предыдущего года. Прибавка составила +1.176 млн тонн – самая высокая динамика роста среди грузопотоков Ильичевска.

 

В Киеве постоят логоцентр стоимостью $13 млн
Компания Real Estate Solutions (ООО "Риал Истейт Солюшнз", Киев) планирует в январе 2008 года начать строительство в Киеве логистического комплекса класса "В" площадью 20 тыс. кв. м, сообщил президент компании Сергей Карамнов.
"Разработка концепции уже завершена, и в январе следующего года мы планируем начать строительство. Завершение строительства запланировано на 2009 год", - сказал он. Инвестиции в реализацию проекта составят $13 млн.

 

Оборот Укртрансконтейнера превысил 400 тыс. TEU
Оборот Ильичевского Укртрансконтейнера вырос за 11 месяцев 2007 года на 40,9% до 402 871 TEU. Оборот в ноябре составил 42789 TEU, что больше чем в ноябре прошлого года на 33,76%.
Рост мог бы быть и гораздо больше, но сильнейшие ноябрьские шторма, бушевавшие на Чёрном море, несколько раз останавливала работу терминала.

 


ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Из Европы в Китай через Казань
По информации Interfax 21.12.2007 премьер-министром Татарстана Р. Миннихановым, главой Оренбургской области А. Чернышевовым и акимом Актюбинской области Казахстана Е. Сагиндиковым подписан протокол по вопросам межрегионального взаимодействия при строительстве скоростной дороги международного транспортного коридора «Европа - Западный Китай».
П
еревод трассы Оренбург — Казань из третьей категории в первую потребуется 30 млрд руб. По данным правительства Татарстана, инвестиции в строительство участков международного транспортного коридора “Западная Европа — Западный Китай” на территории республики составили 2,8 млрд руб. Глава Минтранса Татарстана Ильдус Фасхутдтинов уточнил, что республика уже строит свой участок пути Алексеевск - Альметьевск на условиях частно-государственного партнерства. Всего по территории РФ будет проходить 2,2 тыс. км, общая стоимость проекта - 700 млрд.руб.

 

Назарбаев предлагает построить дорогу через Россию, Казахстан, Туркмению и Иран
Во время встречи с Владимиром Путиным президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил построить автодорогу, которая соединит Россию, Казахстан, Туркмению и Иран. Об этом сообщил пресс-секретарь российского президента Алексей Громов.
Назарбаев отметил, что стороны договорились заключить важное соглашение о строительстве автомобильной дороги, которая соединит Россию и Казахстан с Ираном через Туркменистан.

 

«Шелковый Путь» восстановят
Новый "Шелковый Путь" из Западного Китая в Западную Европу пройдет через Казань. О начале строительства транспортного коридора стало известно еще в октябре, а на днях в Оренбурге подписан протокол взаимодействия. Татарстан уже готов приступить к реконструкции существующих и строительству новых дорог в зоне своей ответственности.
"Между Россией и странами Содружества существует полное взаимопонимание по этой проблеме, - сказал на совещании Игорь Левитин, - например, организация контейнерного коридора для транспортировки грузов из портов на Средиземном море в Тольятти, строительство автомобильного моста в районе Астрахани и другие. Этот проект будут обсуждать как один из главных вопросов совещания представителей правительств и транспортных компаний стран Содружества".
Предполагается, что транспортировка контейнеров будет осуществляться по маршруту Китай - Казахстан - Россия - Украина с дальнейшим распределением грузов в Польшу, Германию, Чехию, Венгрию, Словакию и последующим транзитом в Италию и Португалию.
"Создание международного транспортного коридора позволит Татарстану интегрироваться в экономику регионов, расширить экономические связи, увеличить товаро- и грузопотоки", - отметил министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Ильдус Фасхутдинов в своем выступлении. По его словам, всего было представлено семь вариантов транспортного коридора, причем два из них, проходящие через Татарстан и Оренбургскую область, признаны лучшими.
Говоря об отрезках пути на территории Татарстана, глава минтранса РТ подчеркнул, что дороги "Шали - Сорочьи Горы" и "Алексеевск - Альметьевск" уже строятся на условиях частно-государственного партнерства. На первом участке дороги освоено 1,8 миллиарда рублей, а на втором - около одного миллиарда. Кроме того, на границе пролегания транспортного коридора в Татарстане строится Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр, стоимостью шесть миллиардов рублей.

 

Усть-Луга: два первых причала достроены
ООО «Национальная контейнерная компания» полностью завершила строительные и монтажные работы на двух первых причалах Балтийского контейнерного терминала (№3 и №4) общей длиной 440 м.
Как сообщает пресс-служба компании, в 2008 году НКК начнет формирование тыловой части нового контейнерного терминала, а также строительство зданий и сооружений. Работы на первом этапе будут завершены в декабре 2008 года, а ввод терминала в эксплуатацию состоится в январе 2009-го.
В 2008 году на Усть-Лужском терминале будет установлен первый STS (ship-to-shore) кран производства компании Konecranes, а в 2009 году на БКТ будут доставлены еще 3 подобных крана.
НКК начала строительные работы на причалах контейнерного терминала в порту Усть-Луга в апреле 2007 года. В декабре 2008 года планируется ввести в эксплуатацию первый участок с пропускной способностью 150-180 тыс. TEU первой очереди терминала, полная пропускная способность которой составит 500 тыс. TEU.
Общая пропускная способность контейнерного терминала в Усть-Луге после ввода в эксплуатацию всех очередей составит 3 млн TEU. Общий объем инвестиций в развитие Балтийского Контейнерного терминала до 2019 года составит $800 M.

 


логистическая инфраструктура
Оптовые продуктовые склады столицы изношены более чем на 65%
Изношенность складов на оптовых продовольственных предприятиях Москвы составляет 65%, сообщил глава департамента продовольственных ресурсов столицы Александр Бабурин.
"Состояние материально-технической базы существующих оптовых предприятий, а также вывод через два года из эксплуатации 17% холодильных мощностей не позволит увеличить объемы полного оборота продовольствия, адекватной дальнейшему росту покупательской способности населения", - сказал Бабурин.
По его словам, такое состояние материально-технической базы значительно сдерживает развитие и внедрение современных форм и методов организации логистики, уровень которой заметно отстает от международных стандартов.
По информации Бабурина, затруднения с продвижением товаров в розничную торговлю во многом обусловлены недостаточным развитием функций и элементов логистики на оптовых предприятиях города. К таким элементам он относит предпродажную подготовку продукции, транспортно-экспедиторские услуги и другое.
По данным главы департамента продресурсов, в Москве сегодня наблюдается высокий спрос на качественные складские помещения класса "А", которые отвечают всем требованиям современной логистики. В первую очередь, оптовым предприятиям требуются холодильные емкости с низкотемпературным режимом хранения и обработки грузов.
По данным Бабурина, в структуре оптовой торговли Москвы три четверти предприятий - оптовые продовольственные рынки, большинство из 1,5 тысяч арендаторов на этих рынках - небольшие коммерческие структуры или посредники.
Чиновник отметил, что городу необходимы качественные преобразования в материально-технической базе продвижения товаров и оптового рынка. Для этого требуется строительство новых крупных современных объектов оптовой торговли.
Согласно городской целевой программе развития оптовой торговли продовольствием на 2008-2010 годы, в Москве будет построено восемь новых объектов оптовой торговли продовольствием класса "А" и 16 объектов класса "А" и "В" на уже действующих предприятиях. При этом прирост грузооборота продовольствия составит 1,55 миллиона тонн.

 

В Челябинске построят логопарк
Летом 2008г. группа компаний “Авалон” начнет строительство первой очереди логопарка в Копейске (Челябинская область) стоимостью $100 млн. Об этом сообщил генеральный директор компании “Логопарк Челябинск” Алексей Гуща на встрече руководства Челябинской области с инвесторами, передает “Интерфакс-Урал”.
Первая очередь логопарка в Копейске предполагает строительство 100 тыс. кв. м. складских площадей класса “А” с соответствующей офисной и производственной инфраструктурой.
Срок сдачи первой очереди логопарка не называется.

 

Свердловская область насчитала себе логистическую долю от российского рынка
В Свердловской области к 2009 году планируется ввести в строй более 10 транспортно-логистических центров (ТЛЦ). К 2012 году инвесторы предполагают построить 1,7 млн. кв. м. складов. Об этом говорится в сообщении пресс-службы областного правительства.
Создание в Свердловской области крупнейшего отечественного инфраструктурного комплекса взял под личный контроль губернатор Эдуард Россель.
В настоящее время на долю Уральского федерального округа (УФО) приходится не менее четверти объема российского транспортно-логистического рынка. В ближайшие несколько лет поток транзитных грузоперевозок будет возрастать. Это связано с будущим вводом в строй новых межрегиональных трасс: "Урал-Сибирь" через Ивдель, дороги "Екатеринбург-Ирбит-Туринск-Тавда" с выходом на Тюменскую область, а также соединения Международного транспортного коридора с Транссибирской магистралью.
В перспективе транспортный узел Среднего Урала будет обслуживать и соседние регионы - Пермскую область с ее выходами на морские магистрали, север Тюменской области, Западную Сибирь, а доставленные из Европы в контейнерах грузы, могут быть переброшены в любой район Свердловской области автомобильным транспортом.
Развитию логистических услуг на Урале также будет способствовать и масштабная реконструкция международного аэропорта "Кольцово" (Екатеринбург). Идет реконструкция двух действующих взлетно-посадочных полос, а также строительство третьей. Строительство первой очереди грузового терминала площадью 55 тыс. кв. м начнется в будущем году, а завершится - в 2009 году.
Также в области будет построен складской комплекс площадью 130 тыс. кв. м, отмечается в сообщении со ссылкой на гендиректора ОАО "Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр" Сергея Шавзиса. В его состав войдут существующие контейнерные терминалы территориального отделения филиала ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), ОАО "ТрансКонтейнер" и ЗАО "Урал-Контейнер", новый грузовой двор станции Свердловск-Товарный, строящийся складской комплекс ОАО "Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр".
Кроме того, областное министерство промышленности, энергетики и науки Свердловской области совместно с учеными и специалистами по логистике в ближайшее время займется разработкой комплексной программы по развитию транспортно-логистической системы региона. Будет создана единая система обработки грузов, а крупные складские комплексы появятся практически на всех основных автомагистральных направлениях: Березовском, Ново-Московском и Нижнетагильском трактах, а также на трассах, идущих к аэропорту "Кольцово" и поселку Шувакиш.

 


УПРАВЛЕНИЕ
В 2008 появятся три особые портовые зоны
Для определения места возможного строительства портовых ОЭЗ Министерство экономического развития и торговли РФ до конца текущего года намерено объявить соответствующий конкурс.
По словам источника в Минэконоразвития, число будущих портовых ОЭЗ согласовано – их будет 3. Главный экономист УК «Финам» Александр Осин полагает, что наибольшие шансы на получение статуса ОЭЗ имеют порты в Находке, Новороссийске и Усть-Луге.
 В то же время, неясным остается вопрос финансирования строительства портовых зон - в бюджете России на будущий год дополнительные ассигнования не предусмотрены. Возможно, что на выполнение этих проектов удастся направить ресурсы из внебюджетных инвестиционных фондов.

 

КОММЕНТАРИЙ:
Как нетрудно заметить, предварительно создание ОЭЗ предусматривается в наиболее напряженных или наиболее перспективных портах всех морских бассейнов, кроме северного. То есть на Балтике, на Чёрном море и в тихоокеанском бассейне – по одной зоне на бассейн.
Такая дискриминация «северов» может происходить из-за того, что Мурманск и Архангельск рассматриваются как преимущественно сырьевые в свете намерений по развитию нефте-газодобычи на шельфе северных морей.

 

В то же время на других бассейнах упор будет делаться на возможно более оперативную и технологичную обработку грузов повышенной добавленной стоимости, особенно контейнерных.

 

В России образована танкерная компания мирового уровня
5 декабря 2007 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об открытом акционерном обществе «Современный коммерческий флот» № 784 от 20 июня 2007 года, в уставный капитал ОАО «Современный коммерческий флот» внесены находившиеся в федеральной собственности 50,34% акций (67,13% голосующих акций) ОАО «Новороссийское морское пароходство».
В результате в России образована танкерная компания, флот которой насчитывает 124 судна суммарным дедвейтом 8,7 млн тонн, а действующая судостроительная программа включает 31 судно суммарным дедвейтом 2,8 млн тонн. Средний возраст танкерного флота составляет 6 лет (при среднемировом показателе – 12 лет). Группа Совкомфлот занимает первое место в мире в сегменте танкеров-продуктовозов (45-47 тыс. тонн дедвейтом), второе – танкеров «Афрамаксов» (80-120 тыс. тонн дедвейтом), обладает крупнейшим в мире флотом для работы в ледовых условиях, то есть в тех сегментах, которые наиболее востребованы российской внешней торговлей.
Как отметил Игорь Шувалов, Председатель Советов директоров ОАО «Совкомфлот» и ОАО «Новошип», Помощник Президента Российской Федерации: «Консолидация принадлежащих государству судоходных активов в двух крупнейших российских пароходствах существенно повысит конкурентоспособность отечественного морского транспорта и будет способствовать укреплению роли России в качестве ведущего поставщика энергоносителей на мировой рынок за счет более надежного, эффективного, предсказуемого и качественного транспортного обеспечения российского экспорта углеводородов и крупных национальных нефтегазовых проектов.
«Это очень важное событие для судоходной отрасли России, для наших клиентов и трудовых коллективов компаний», - заявил Генеральный директор ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк. – «По инициативе нашего акционера создана судоходная компания - морской перевозчик энергоносителей мирового уровня. Коллективы Совкомфлота и Новошипа немало сделали за последние два-три года. Объединенная группа компаний будет располагать более мощным финансовым, техническим, кадровым потенциалом, что откроет перед ней дополнительные возможности для развития бизнеса в России и в мире, и, в частности, позволит занять ведущие позиции в обслуживании обладающих высокой капиталоемкостью шельфовых нефтегазовых месторождений и в перевозках сжиженного природного газа».
Сергей Терёхин, Президент ОАО «Новошип», отметил: «И Новошип, и Совкомфлот, пользующиеся заслуженным уважением на мировом фрахтовом рынке, имеют схожую корпоративную культуру, обладают высокопрофессиональными кадрами плавсостава и управленцев и имеют отличные перспективы роста. Нет сомнения в том, что ОАО «Новошип» продолжит свое поступательное развитие в интересах наших клиентов, акционеров, сотрудников и региона, в полной мере используя синергии, образованные в результате консолидации».
В апреле 2008 года объединенная группа Совкомфлот представит консолидированный финансовый отчёт за 2007 год, подготовленный в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), сообщает пресс-служба ОАО «Совкомфлот».

 


ЭКОНОМИКА и работа транспортного комплекса
Кто тормозит грузопотоки
Казалось бы, для морских портов Северо-Запада РФ созданы все условия, чтобы именно через них следовала основная часть российских внешнеторговых грузов. Однако часть из них все равно поворачивает в соседние страны. Например, в Финляндию... И в перспективе ситуация только усугубится.
Что заставляет грузовладельцев разворачиваться "не туда"? Экспедиторы, отвечая на этот вопрос, указывают, в первую очередь, на неразвитость инфраструктуры грузоперевозок. Это кажется странным. Особенно если учесть, что в России держат курс на интеграцию в транспортное пространство ЕС, что вроде бы заставляет постоянно подтягивать инфраструктуру перевозок до международного уровня. Особенно в СЗФО, через который следует основная часть внешнеторговых грузов России.

 

От слова "логистика" перевозчикам не слаще
- Игроков транспортного рынка не надо убеждать в необходимости строить накопительно-распределительные склады, внедрять информационные системы для сопровождения грузов, развивать электронный документооборот. Проблема в том, что пока все эти звенья не удается выстроить в цепочках сквозных сервисов. Передовые технологии обслуживания цепочек грузоперевозок по принципам "от двери до двери" и "точно в срок" приходят в противоречие с порядками на российской таможне, - объясняет гендиректор компании "Хорс" Руслан Кисс.
Многие экспедиторы и таможенные брокеры согласны с такой точкой зрения: дальнейшее развитие логистики в СЗФО тормозят административные барьеры на границе. Это еще более странно: ведь таможенники, казалось бы, демонстрируют намерения улучшать технологии пропуска грузов. Особенно когда дело касается российских морских портов. А Северо-Запад даже выбран ими в качестве полигона, что еще раз подтвердил на недавней международной конференции "Пути решения проблем пересечения пограничных пунктов пропуска на Западе и Северо-Западе России" глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов.
- С одной стороны - вроде как намерения, а с другой - убытки операторов транспортного рынка из-за непроизводительных задержек на границе, - заметил Руслан Кисс.
В Минтрансе РФ оценивают эти убытки в 7 млрд руб. в год. Такие подсчеты подталкивают к определенным выводам. На недавней коллегии министр транспорта РФ Игорь Левитин вынужден был признать, что развитие логистики сегодня следует считать приоритетным направлением для транспортной отрасли.
Операторы, воспользовавшись случаем, напомнили о том, что на эту тему давно сформирован пакет предложений. О них, в частности, говорили на ноябрьской международной конференции в Петербурге "Freight-2007: Контейнерные перевозки в России и сопредельных государствах".

 

Неувязки с электронным декларированием
- Начнем с процедур предварительного таможенного декларирования. Грузоотправитель в идеале должен иметь доступ к общему серверу ФТС, который в реальном времени обеспечивал бы связь со всеми подразделениями, через которые проходят его грузы. Сегодня на одном месте - выделенный Интернет-канал, а на другом - обмен информацией на дискетах - носителе, который давно морально устарел. В результате используются далеко не все резервы. Нельзя оперативно сравнить нормативные базы, которыми пользуются инспекторы и операторы транспортного рынка. Многие таможенные документы доступны только на бумажных носителях... И так практически по любому направлению: что-то сделано, а что-то - нет. Если на таможне и говорят об использовании электронных технологий, то это не означает, что их не надо модернизировать и благодаря этому - сокращать время на процедуры, связанные с документооборотом, - сказал Р. Кисс.
Как это можно сделать, таможенные брокеры пытаются объяснить не только на словах, но и на практике - в рамках некоммерческого партнерства с Российской таможенной академией.
После внесения поправок в технологии работы с документами, сопровождающими грузоперевозки, можно перейти ко второму этапу - оборудованию подвижного состава датчиками спутниковой связи, которые позволяют проследить за движением машины в пути. Эффективность такого оборудования повышается, если удастся увязать АСУ перевозчиков, служб ФТС и ГИБДД: легче будет проконтролировать, как укладывалась в расчетный маршрут фура, не сворачивала ли с дороги, не останавливалась ли для подмены груза. Тогда значительно снижается вероятность перевозок контрабанды.
Напомним: в аналогичном направлении движутся и железнодорожники, которые разработали в дополнение к электронной системе повагонного учета ДИСПАРК систему автоматической идентификации подвижного состава "Пальма". И проблемы в данном случае - схожие.

 

Лекарство от "пробок" на дорогах
- На третьем этапе можно будет перейти к ключевому моменту реформы - перенесению основной части таможенных и приграничных процедур в таких крупных транспортных узлах, как Большой морской порт Санкт-Петербург с территории причальных комплексов на так называемые перехватывающие тыловые терминалы, которые снимут межстыковые проблемы на пути сквозных транспортных коридоров, - подытоживает гендиректор компании "Хорс".
 Участники конференции Freight-2007 говорили о том, что пора в России работать так, как во всех европейских портах-хабах, что в Минтрансе РФ сегодня пытаются найти варианты, подталкивающие предпринимателей к строительству "сухих портов". Но самый лучший стимул - подготовить документы о соответствующем их таможенном статусе. Тогда инвесторов и уговаривать не придется. Тем более что в Генплане развития Петербурга для них предусмотрительно зарезервировали участки.
Правда, в нынешних условиях речь шла пока о землях для логистических проектов. Но они подразумевали, в том числе, и возможность строительства тыловых складских комплексов, которые позволили бы нормально хранить грузы, накапливающиеся у морских причалов.
Власти города заинтересованы в появлении таких комплексов: ведь сегодня фуры с прицепами, нередко превращаются в склады на колесах, приносящие их владельцам колоссальные убытки, и создают "пробки" на автомагистралях. Стивидоры и правительство Петербурга предпринимают меры для урегулирования проблемы. Но пока это только полумеры.

 

Новые грузовые тарифы на 2008 год для РЖД
ФСТ утвердила новые тарифы на будущий год для широкого ассортимента грузов
Изменения коснулись ставок на перевозки угля (снижение повышающего тарифного коэффициента с 1,4 до 122), легковых автомобилей, нефти (0,775 к действующим тарифам на перевозку сырой нефти в прямом железнодорожном сообщении в вагонах общего парка, собственных (арендованных) вагонах), грузов для восстановления Чеченской Республики, зерна и продуктов перемола (понижающий коэффициент 0,5 к тарифам раздела 2 Прейскуранта 10-01 – за расстояние перевозки, превышающее 1100 км), скоропортящихся грузов, контейнеров, на экспортные перевозки черных металлов, удобрений и сырья для их производства.
С 1 января 2008 года также вводится унификация тарифов на перевозки контейнеров независимо от вида сообщения. Однако рост стоимости составит порядка 11%. При этом как всегда будут действать скидки до 22% при использовании собственного подвижного состава и собственных контейнеров.
Тарифы на экспортные перевозки металлов должны повысить конкурентоспособность металлургов на внешних рынках, на удобрения и сырье – привлечь дополнительные объемы перевозок на железнодорожный транспорт, а на автомобили – не допустить снижения объемов их транспортировки по железной дороге.
Начальник департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политики ОАО «РЖД» Евгений Михайлов сообщил "Гудку", что решения ФСТ были согласованы с компанией.

 


АВТОМОБИЛЬНЫЙ ИМПОРТ
Китайцев тормознут на границе
Ростехрегулирование и НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) разработали проект изменений в систему сертификации автомобилей — они должны вступить в действие с 1 июля 2008 года. Изменения запретят сертификацию по упрощенной схеме китайских автомобилей и автобусов. Нововведения ударят по продажам китайской техники, значительная часть которой завозится по схеме малых партий. Но, по мнению экспертов, изменения заставят китайцев более тщательно выбирать дистрибьюторов.
Изменения исключают возможность прохождения сертификации по минимальному перечню требований для автомобилей, произведенных в странах, не являющихся членами Женевского соглашения 1958 года, в частности для Китая.
Сегодня значительная часть китайской техники, в особенности грузовые автомобили и автобусы, ввозится в режиме малых партий (до 150 шт.), при котором предусмотрена упрощенная процедура сертификации. Таким образом, китайские автомобили должны будут проходить все сертификационные испытания. В проекте исключается возможность получения «одобрения типа транспортного средства» для автобусов по минимальному перечню технических требований, в том числе по схеме малых партий. Более того, согласно проекту, одобрение типа транспортного средства на малую партию автомобилей одной марки, одной модели и одного типа будет выдаваться однократно.
 По словам директора по маркетингу «Соло-Консалтинг» (консультирует китайских автопроизводителей) Дарьи Лобаковой, запрет упрощенной сертификации китайских автомобилей приведет к сокращению их продаж «в краткосрочной перспективе», то есть приблизительно за полгода. «Китайцы отдают дистрибуцию сразу многим компаниям, и те идут по самому простому и дешевому пути и сертифицируют автомобили как малую партию. В частности, так делают компании в регионах, которые хотят попробовать продавать китайцев», — говорит она. Теперь автопроизводителям из КНР придется более ответственно подходить к выбору партнера и более активно развивать собственное присутствие на российском рынке, считает г-жа Лобакова.
Между тем, как говорит Сергей Пугачев, правила сертификации не распространяются на подержанные автомобили, «так как для них невозможно установить понятие «типа» и юридическую ответственность субъекта». Таким образом, остается возможность ввоза новой техники в качестве подержанной без необходимости прохождения сертификации.

 

"Японцев" повезут по Транссибу
«Рейлтрансавто» планирует перевозить по железной дороге 120-130 тыс. японских машин в год.
Весной 2008 года новые японские автомобили начнут доставлять в Европейскую часть РФ напрямую - по Транссибирской магистрали. Пока доставка машин из Японии в Европу идет в основном морским путем через Финляндию, из-за чего очереди в автосалонах за самыми популярными моделями растягиваются на многие месяцы.
Соглашение о прямых поставках подписали на прошлой неделе японская транспортно-экспедиторская компания Kintetsu World Express и российская «Рейлтрансавто», контрольный пакет акций которой принадлежит ОАО "РЖД".
Ранее перевозить автомобили по российским железным дорогам было невыгодно из-за чрезвычайно высоких расценок, но в ходе переговоров с Федеральной службой по тарифам фирме «Рейлтрансавто» удалось получить скидку на перевозки.
Планируется, что время проезда специального поезда-автовоза от дальневосточного порта Зарубино до логистической базы «Рейлтрансавто» в Подмосковье будет составлять всего 10 дней, это на 20 дней быстрей, чем на обычном товарном поезде. Для того же, чтобы привезти автомобили из Японии в Финляндию на корабле, требуется 60-75 дней.
Перевозить по железной дороге пока планируется 120-130 тыс. японских машин в год. «Это нынешние мощности по отгрузке порта Зарубино, - отметили в «Рейлтрансавто». - Однако объемы доставки планируется увеличить до 200 тыс. автомобилей в год». Пока у компании около 2 тыс. специализированных вагонов-автовозов, к 2010 году их число планируется увеличить до 5 тыс.

 

Петербургские порты отнимут хлеб у финских стивидоров
Спрос на автомобили иностранного производства в России растет небывало высокими темпами. Это привело к тому, что целый ряд инвесторов заявили о намерении развивать морские терминалы по перевалке автомобилей в Петербурге и Ленинградской области. По мнению экспертов, если все проекты будут реализованы, то поток импорта будет переориентирован из финских портов в российские.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, рост продаж иностранных автомобилей в январе-октябре 2007 года составил 64% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Всего за 10 месяцев иностранные компании продали в России 1,307 млн легковых автомобилей, что больше показателей всего прошлого года, когда общий объем продаж составил чуть более миллиона машин. При этом, по прогнозам экспертов, импорт иномарок в будущем будет только возрастать - предполагается, что в денежном выражении объем продаж за 2007 год составит примерно $14 млрд. Такие темпы роста позволят России уже к 2010 году выйти на первое место в Европе по объему продаж автомобилей.
Однако сегодня существует ряд проблем, связанных с обеспечением инфраструктуры для импорта новых автомобилей. Сегодня около 75% новых автомобилей, импортируемых в Россию из стран Европы и Юго-Восточной Азии, ввозятся в страну через российско-финляндскую границу, изначально попадая в финские порты Хельсинки, Хамина, Ханко, Турку и Котка, где давно существует развитая логистика, консигнационные склады и возможность вывозить автомобили как партиями, так и индивидуально. Остальные автомобили проходят в основном через терминалы в Прибалтике и на Дальнем Востоке. Между тем доставить такие объемы, какие сегодня импортируются в Россию, без использования морского транспорта невозможно даже из близлежащей Германии.
На сегодняшний день в петербургском порту перегрузка новых автомобилей осуществляется на двух небольших терминалах и, по сути, на одном причале, находящемся в аренде ООО "Морской рыбный порт". В прошлом году группа "Осло Марин" и ООО "Российские транспортные линии" (РТЛ) открыли перегрузочный комплекс "Онега", который сейчас переваливает автомобили Nissan. Объем инвестиций составил более 500 млн рублей. В планах компании - обработать от 10 тыс. до 25 тыс. автомобилей к концу 2007 года, а в 2008 году увеличить этот показатель в 7 раз. Вслед за "Осло Марин" перегрузкой автомобилей решил заняться сам Морской рыбный порт совместно с тем же РТЛ. Вложив $1 млн, они организовали площадку для хранения автомобилей вместимостью 700 штук и объявили об объемах в 75 тыс. автомобилей в год.
Между тем существует большое количество проектов, предполагающих намного большие объемы перевалки автомобилей. Так, в начале следующего года должна быть запущена первая очередь многопрофильного перегрузочного комплекса "Юг-2", проект по строительству которого реализует ОАО "Компания "Усть-Луга". Проектная мощность терминала составляет 360 тыс. новых иномарок в год, на первом этапе грузооборот составит около 100 тыс. автомобилей. Отметим, что этот проект частично должен финансироваться за счет средств Инвестиционного фонда РФ, однако пока, по словам инвесторов, строится исключительно на собственные средства.
У ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" также существует план по созданию автомобильного терминала на месте Лесной стивидорной компании, которая летом была переименована в Третью стивидорную компанию. Ожидается, что мощность терминала составит 80 тыс. автомобилей в год.
За последние полгода было заявлено еще о двух проектах по строительству автомобильных терминалов. Летом ООО "Российские транспортные линии" получило одобрение Межведомственной комиссии по размещению производственных сил на территории Ленинградской области на строительство терминала в Вистине, рядом с портом Усть-Луга. Проект получил название "Терминал "Новая Гавань"", первая очередь предполагает перевалку 120 тыс. автомобилей в год, полное развитие терминала - 250 тыс. автомобилей в год. Объем инвестиций, как ожидается, составит примерно $120 млн. Еще один проект появился осенью - консорциум "Балтимор" объявил о реализации проекта в Ломоносове по строительству многопрофильного порта. Компания планирует уже в марте 2008 года начать перевалку автомобилей, на первом этапе мощности составят около 50 тыс. автомобилей в год.
Как отмечают эксперты, перегрузка автомобилей в петербургском порту обходится немного дороже, чем в финских портах, однако за счет сокращения цепочки доставки и отсутствия простоев на границе в итоге получается экономия в $300-500 с одной машины.
В то же время сегодня эксперты удивлены таким ажиотажным интересом к этому направлению. "Такое ощущение, что это направление становится модным и за него берутся все подряд, порой не имея под своими проектами реальных расчетов", - отмечает один из участников рынка. По мнению экспертов, появление терминалов в Вистине и Усть-Луге позволит несколько снизить напряженность с доставкой автомобилей, которая складывается на границе. При этом, несмотря на заявленные ранние сроки ввода почти всех терминалов (или, по крайней мере, их первых очередей) - а в основном это 2008 год, - пока практически все они находятся на начальной стадии. Поэтому в ближайшее время доставка автомобилей по-прежнему будет осуществляться через финские и прибалтийские порты, которые к тому же продолжают развиваться. Например, главный конкурент в борьбе за российский грузопоток - порт Котка осенью 2007 года планирует увеличить автомобильную площадку с 20 га до 90 га, а в целом объем перевалки российских автомобилей составит более 300 тыс. только в одном этом финском порту.

 

Обзор составлен по материалам прессы и информагентств
при поддержке «Агентства специальных исследований» (
www.infoall.ru).

 

Поздравляем подписчиков с Новым годом и желаем
им больших деловых и личных успехов!

 


В избранное