Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметные события на транспорте и в логистике в ноябре 2007 г.



ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Порты Латвии демонстрируют прирост
За десять месяцев этого года в портах Латвии перевалено 51,975 млн тонн грузов, что на 3,6% больше, чем за тот же период прошлого года. По данным министерства сообщения республики, больше всего за этот период обработано наливных и насыпных грузов.
Так, наливных перевалено 21,428 млн тонн (+6,3%), в том числе нефтепродуктов - 17,93 млн тонн (+1,2%), сырой нефти - 2,003 млн тонн (+25,7%). Насыпных грузов - 21,712 млн тонн (-1,2%), из них угля -11,832 млн тонн (-6,7%), химических грузов - 4,331 млн тонн (+9,2%), древесной щепы - 1,39 млн тонн (-19,2%). Генеральных грузов обработали 8,836 млн тонн (+9,8%), в том числе древесины - 4,148 млн (+7,2%), грузов roll on/roll off - 1,874 млн (+5,52%), грузов в контейнерах - 1,754 млн тонн (+15,2%).
По грузообороту среди портов по-прежнему лидирует Вентспилская гавань, где за десять месяцев обработали 25,992 млн тонн грузов (+7,2%). Далее следует Рижский порт с 21,451 млн тонн (-1,1%). И завершает тройку Лиепайский порт с 3,333 млн тонн (+0,1%).
В Латвии - три крупных и семь малых портов. В прошлом году их суммарный грузооборот составил 59,497 млн тонн (-0,9%).

 

Порты Эстонии: падение и прирост
В октябре этого года в портах Эстонии было перевалено в общей сложности 3,4 млн тонн грузов, что на 18,1% меньше, чем за тот же месяц в 2006 году. Отмечается, что за последний месяц объемы перевалки грузов в портах страны выросли на 22,6%.
В октябре на суда было погружено товаров в объеме 2,57 млн тонн, что на 27,2% меньше, чем в прошлом году. В сравнении с сентябрем объемы погрузки выросли на 26,8%, - передает ИА BNS со ссылкой на департамент статистики Эстонии.
Разгрузка судов в октябре составила 829 500 тонн, что в годовом исчислении было на 32,5% больше. В сравнении с сентябрем объемы разгрузки выросли на 11%.
За первые 10 месяцев этого года в портах Эстонии было перевалено более 38,9 млн тонн грузов, что в сравнении тем же периодом прошлого года на 5,6% больше.
В 2006 году в портах Эстонии было перевалено грузов общим объемом в 49,8 млн тонн, что в сравнении с 2005 годом на 6,6% больше.

 

Премия за потерю транзита
На IX ежегодной конференции по логистике в Эстонии Правительство этой страны получило символическую антипремию Aasta Logistikakakk за потерю в течение полугода части транзита, сообщает Postimee.
Напомним, сокращение российского транзита через Эстонию началось весной текущего года. При этом эстонская сторона  объясняет это следствием санкций, введенных Россией в отношении Эстонии. Отношения двух стран значительно ухудшились весной - после решения Таллина перенести памятник советским воинам.

 

Эстонские сторонники российского транзита
Недавно премьер-министр Эстонии Андрус Ансип заявил, что страна не заинтересована в транзите российских грузов, так как в экономике они не играют существенной роли. Это заявление отнюдь не получило должной поддержки в республике.
Как передает интернет-издание Postimees.ee сегодня, министр экономики и коммуникаций Эстонии Юхан Партс заявил, что не разделяет заявлений о том, что российский транзит стране не нужен. Однако Ю. Партс признал, что транзит нефти дает малую прибавочную стоимость.

 

КОММЕНТАРИИ:
Исходя из приведенных цифр, можно считать, что на западном направлении произошла переориентация грузопотоков. Эстония потеряла российский транзит наливных грузов, сырой нефти в первую очередь, и он перешёл частично в Латвию. Одновременно в Латвии вырос объем перевалки грузов в контейнерах (ввоз). Порты Эстонии, похоже. также больше ориентируются на ввоз грузов, следующих в Россию из АТР через Европу, нежели на импортируемые российские грузы.
Таким образом, эстонцы рассчитывают «отыграться» на обработке более дорогих, по сравнению с сырьевыми товарами, грузах.

 

Зимой на российско-финляндской границе ожидается транспортный коллапс
Об этом пишет финская газета «Kauppalehti», ссылаясь на исполнительного директора финского логистического объединения СКАЛ Ииро Лехтонена.
Он полагает, что очередь грузовиков на КПП «Ваалимаа – Торфяновка» может растянуться за зиму более чем на 100 километров при нынешних темпах роста объёма движения. Лехтонен характеризует надвигающуюся ситуацию как катастрофическую, если Россия не ускорит проход грузовиков через границу.
Сейчас пропускная способность российской таможни составляет примерно 700 грузовиков в сутки. В августе протяжённость очередей грузовиков в направлении КПП «Ваалимаа» составляла в среднем 22,5 километра.

 

КОММЕНТАРИЙ
По мнению руководителей российской таможни основной причиной образования длинных автотранспортных пробок на пограничных переходах – нерациональная организация грузопотоков. Они упрекают иностранных перевозчиков в том, что те отправляют грузы в Россию преимущественно автотранспортом, в то время как железная дорога остаётся не догруженной.
Кроме того российская сторона обращает внимание на то, что экспортные отправки иностранных грузовладельцев для России являются ввозом, таможенный контроль за которым априори должен быть более тщательным. Россия импортирует всё больше и больше продовольствия, ТНП и товаров промышленного назначения. В этих условиях становится соблазнительно протолкнуть через таможню товар по-быстрому, сэкономив на платежах за счёт неадекватного декларирования.
Основным фактором, создающим пробки на погранпереходах со стороны Финляндии, называют поток контрабанды, с которым приходится долго разбираться. А также большой объём поставок легковых автомобилей в Россию через финские порты. В Финляндии с судов автомобили погружаются на специализированные трейлеры (автовозы) и следуют к российской границе уже по шоссе. Поэтому российская сторона стремится в последнее время создать в своих балтийских портах терминалы, специально предназначенные для выгрузки импортных автомашин. Тем самым существенно снизив грузопоток через сухопутную границу.

 


ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Россию и Северную Корею соединит обновленная железная дорога
Россия и Северная Корея готовы учредить совместное предприятие для реконструкции железной дороги, которая свяжет две страны. Об этом сообщает агентство AFP со ссылкой на данные государственных СМИ Северной Кореи.
По данным Центрального информагентства Северной Кореи (Korean Central News Agency), российским компаниям осталось произвести последние исследования нескольких участков железной дороги. Предполагается, что ветка длиной 55 километров соединит российский город Хасан в Приморском крае и корейский Расон (Rajin). Объем инвестиций в железную дорогу составит, предположительно, два с половиной миллиарда долларов.
Ранее Россия и Корея выражали заинтересованность в присоединении ветки Хасан-Расон к Транссибирской магистрали. Товарооборот между Россией и Северной Кореей может увеличиться также за счет того, что официальный Пхеньян согласился открыть порт в Расоне для иностранных судов.
 16 ноября сообщалось также , что Северная и Южная Кореи договорились о возобновлении железнодорожного сообщения. Первый поезд пройдет по территории двух стран 11 декабря.

 

КОММЕНТАРИЙ:
Таким образом устанавливается прямое железнодорожное сообщение России и Южной Кореи. Что должно сказаться на эффективности грузоперевозок между двумя странами, в том числе на эффективности доставки автомобилей на наш рынок и автокомплектующих - на сборочные предприятия.
С другой стороны перевозка напрямую из корейских портов в состоянии отнять некоторый объём грузопотоков из АТР у портов Находки и Владивостока
.

 

Пекин ударил Москву по балансу
Недавно было официально объявлено, что впервые в современной истории баланс двусторонней торговли стал для российской стороны отрицательным, причем резко отрицательным: импорт из Китая в Россию за 10 месяцев этого года превысил экспорт сразу на 7,5 млрд. долл.
 «За последние 10 месяцев китайский импорт в Россию вырос на 83%, тогда как Россия смогла увеличить свой экспорт в Китай только на 6,7% и даже сократила поставки сырой нефти в Китай», – сообщил вчера российский торгпред в Пекине Сергей Цыплаков. По его словам, с января по октябрь объем товарооборота между Россией и Китаем составил 39,4 млрд. долл., увеличившись в годовом исчислении на 42%. «Впервые в истории торгово-экономических отношений китайская сторона имеет положительное сальдо в торговле с Россией, объем которого достиг 7,5 миллиарда долларов», – сообщил торгпред. При этом российский экспорт в Китай состоит в основном из поставок нефти и нефтепродуктов, а также круглого леса. То есть самого что ни на есть сырья.
В то же время рост объемов китайского экспорта в Россию шел не только за счет традиционных потребительских товаров, но также за счет выхода на российский рынок тех товаров, которые ранее Китай в Россию не экспортировал. «За три квартала 2007 года Китай экспортировал в Россию машиностроительную и электронную продукцию на общую сумму 7,1 миллиарда долларов, что в два раза больше, чем в прошлом году», – заявил неделю назад агентству Синьхуа замминистра коммерции КНР Юй Гуанчжоу. По его словам, этот двукратный рост был достигнут за счет увеличения экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью: автомобилей, строительного оборудования, электроники и оборудования связи.
Как сообщил вчера российский торгпред, «несколько увеличились поставки в Китай машин и оборудования, однако их объем не вышел за рамки 1,5% в общей структуре российского экспорта в Китай». Между тем, по данным замдиректора Института Дальнего Востока Андрея Островского, доля машин и оборудования в российском экспорте в прошлом году составляла около 1,4%. Так что рост на уровне десятых долей процента сопоставим со статистической погрешностью.
Сокращение поставок нефти, а также неудачи с экспортом электроэнергии в Китай эксперты объясняют неразумной политикой российских монополий. «Роснефть» не смогла договориться с «Российскими железными дорогами» о приемлемых тарифах на перевозку нефти в Китай, и такие поставки стали для нефтяников слишком обременительными», – поясняет Андрей Островский. Кроме того, дорогой электроэнергии из России очень трудно конкурировать с внутрикитайскими ценами на энергию, которая вырабатывается в Китае на дешевом местном угле.
Эксперты по электроэнергетике отмечают, что Китай занимает на переговорах исключительно жесткую позицию по спорным вопросам, которые касаются цены, объемов поставок и необходимых инвестиций. «Почти весь объем инвестиций по строительству генерирующих и сетевых объектов для экспорта в Китай ложится на Россию, а это значит, что огромные финансовые риски также должна взять на себя именно Россия», – говорит эксперт-аналитик отдела исследований электроэнергетики Института проблем естественных монополий Евгений Рудаков. По его словам, строительство угольной генерации в Китае в расчете на киловатт мощности обходится в 3–3,5 раза дешевле, чем в России, – 500–700 долл., против 1800–2200 при сопоставимых ценах на уголь. По мнению эксперта, ценовые условия России для Китая неприемлемы, так как потенциал строительства дешевой угольной генерации в этой стране огромен и значительно превышает потенциальные объемы импорта электроэнергии из России.

 

«Казакстан темiр жолы»: динамика российских грузопотоков

 

Согласно информации АО «НК «Казакстан темiр жолы» по итогам перевозок грузов за 8 месяцев, доля российских грузов в транзите КТЖ за счет стран отправления достигла 50%, при росте +40% к тому же периоду предыдущего года. При этом приоритетными темпами со стороны России возрастали объемы нефтепродуктов (+70%), лесогрузов (+39%), проката черных металлов (+29%), удобрений (+16%). В то же время, снизился российский транзит глинозема (-63%) и химгрузов (-31%).
В секторе стан назначения удельный вес России при перевозках через Казахстан составил 13%, при росте +19% к 8-месячному периоду предыдущего года. Здесь рост определился возрастанием таких позиций как полиэтилен (+63%), нефтепродукты (+42%), продовольственные грузы (+29%).
В целом, из прогрессирующих позиций, определяющих рост российских грузопотоков через Казахстан, отмечены: лесогрузы на страны Средней Азии и Китай; прокат черных металлов на Узбекистан; удобрения на Китай; нефтепродукты на Таджикистан и Кыргызстан; кокс и уголь на Узбекистан и Таджикистан. В то же время, в направлении России увеличились перевозки транзитом ряда грузов: меди и цинка узбекского происхождения; руд драгоценных металлов из Кыргызстана; нефтяного кокса из Китая; химгрузов (полиэтилен) из Узбекистана и Китая.
Как подчеркивает ведомство, ось Россия - страны Центральной Азии и Китай остается стратегической в сфере транзитных грузоперевозок Казахских железных дорог.

 


ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Украина: рывок транзита

За три квартала транзит через Украину увеличился более чем в 1.8 раза, при этом рост показали все без исключения виды транспорта.
Транзитные грузоперевозки через Украину, выполненные за период первого-третьего кварталов года, увеличились на 80.8% против того же периода 2006-го, превысив объем в 272.88 млн тонн. Как указывает Госкомстат Украины, рост объемов показали все без исключения виды транспорта.
Столь существенная динамика явилась результатом нарастания темпов прогресса в текущем году. Так, если за весь 2006-й год рост транзита едва превысил +8%, то в первом полугодии т.г. - уже +71%. Итог же трех кварталов, помимо дальнейшего ускорения роста, показал превышение объема всего предыдущего года, причем на весьма значительный процент - +22.5% к январю-декабрю 2006 г.
Основной вклад в развитие транзита привнесли трубопроводная и железнодорожная составляющие. Так, трубопроводный транзит увеличился вдвое, до 194.9 млн тонн, что дало прибавку на уровне +97 млн тонн. Прибавка транзита со стороны железнодорожного транспорта составила +21 млн тонн на фоне роста +41.3%, до уровня 72.5 млн тонн. Стоит напомнить, что годом ранее, за те же три квартала, железнодорожный транзит имел 30-процентный спад, трубопроводный транспорт - чуть более 3-процентного роста.
Без учета трубопроводной составляющей транзит показал 47-процентный рост, до 78 млн тонн, где доля железнодорожного транспорта составила свыше 92%. Водный транзит составил немногим более 2.1 млн тонн (2.7% соответственно). Здесь также имел место активный рост. В сфере морского транзита он составил +15%, до 2.08 млн тонн, тогда как годом ранее имел место 35-процентный спад. Речной транзит увеличился до 34 тыс. тонн, тогда как годом ранее транзит по реке едва достиг 0.3 тыс. тонн.
Убедительными были темпы роста автомобильной составляющей - в 9.7 раза, до 3.28 млн тонн. Годом ранее, за тот же период 2006-го года, автомобильный транзит показал почти 30-процентное снижение.

 

НМТП планирует покупки портов в Черном и Балтийском морях
ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП) ведет переговоры о приобретении портов, расположенных в Черном и Балтийском морях, сообщил руководитель управления корпоративного финансирования НМТП Александр Рябин в минувшую пятницу.
"Мы внимательно смотрим на порты Украины и Северо-Западного бассейна России. Думаю, будут возможности для поглощений", - сказал он, добавив, что переговоры ведутся уже на протяжении двух лет, и сделки могут свершиться в ближайшее время.
По словам А. Рябина, НМП заинтересован в приобретении активов на Украине, поскольку через порты этого государства проходит значительный объем российских грузов - около 40 млн тонн ежегодно. В случае с Балтийским морем - это возможность географической диверсификации.
Рябинин не сказал, сколько могут стоить эти активы, отметив при этом, что к 2011 году компания планирует наличие свободных денежных средств в объеме около $1 млрд, долг сохранится на уровне $0,5 млрд.

 

Новый контейнерный терминал в Ильичевском порту
В Ильичевском порту "Укртрансконтейнер" ввел в эксплуатацию новый контейнерный терминал, сообщает “РБК-Украина”. Инвестиции компании-оператора в реализацию проекта составили более $51 млн.
Средства были направлены на реконструкцию 2 причалов с общей причальной стенкой 320 м, проведение дноуглубительных работ до 13,5 м, приобретение 2 причальных контейнерных перегружателей класса Postpanamax, 6 тыловых контейнерных перегружателей, 16 портовых тягачей.
Кроме того, построена площадка для хранения и обработки контейнеров, вмещающая до 6 тыс. TEU, в результате мощность терминала увеличена в 2,6 раза - до 850 тыс. TEU.
По словам директора "Укртрансконтейнер" Анастаса Коккина, всего инвестиционной программой предусмотрено поступление инвестиций в размере около $1,5 млрд. для введения к 2019г. мощностей терминала в Ильичевском МТП до 4 млн TEU.

 

Объем перевалки ОАО "Туапсинский морской торговый порт" за 10 месяцев 2007 года снизился на 6% до 16,66 миллиона тонн
 В частности, порт обработал 4,9 млн. тонн сухих грузов (снижение на 18%), 11,7 млн. тонн нефти и нефтепродуктов (снижение на 0,5%). "Понижение показателей связано с трудовым спором, который организовали профсоюзные организации. Грузоотправители, напуганные предзабастовками, вынуждены направлять свои грузы в другие порты", — сказал представитель пресс-службы порта.

 

Украинский Дунай получит стратегическую автотрассу
Украина должна реализовать строительство автотрассы Одесса-Рени, поскольку этот проект является стратегическим для Украинского Дуная, представляющего собой один из транспортных узлов Украины. Такое заявление сделал президент Украины Виктор Ющенко по итогам рабочего визита в Одесскую область, с посещением дельты Дуная и острова Змеиный.
 «Я перед правительством, перед министрами поставил задание: без дискуссий включить бюджет 2008 года полное финансирование строительства этой трассы», - заявил президент Украины, указав, что магистраль должна стать составляющей инфраструктуры международных транспортных коридоров, проходящих через Украину.
Трасса должна «инфраструктурно связать Ренийской и Одесский порты» с транспортной сетью МТК, указал В. Ющенко. Тем самым будет обеспечен выход Украинского Дуная, с одной стороны, на юг Европы, в направлении Италии, с другой – через юг Украины в направлении Российской Федерации. «Экспертные расчеты указывают на возможность существенного увеличения объема перевозок на государства Северной и Западной Европы, Грецию, Румынию, Болгарию, государства Ближнего Востока после введения в строй дороги Одесса-Рени», - указано в соответствующем заявлении пресс-службы президента.
С
правка: по оценке Минтранссвязи, стоимость проекта составит около $0.5 млрд. Реализация проекта предусматривалась на концессионной основе.

 

Ильичевский морпорт за 10 месяцев увеличил перевалку контейнеров на 64%
Ильичевский морской торговый порт (Одесская область) в январе-октябре 2007 года увеличил перевалку контейнеров на 64% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года - до 415,6 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера), говорится в сообщении пресс-службы министерства транспорта и связи Украины, которое цитирует Интерфакс.
Перевалка контейнеров в октябре текущего года выросла вдвое по сравнению с октябрем 2006 года - до 61,8 тыс. TEU.

 

Россия прекращает экспорт угля через Украину?
Экспорт российского угля через украинские порты в ноябре может быть будет прекращен из-за недостатка вагонов для перевозки по железной дороге, сообщает ИА "Украина Промышленная" со ссылкой на слова российских экспортеров и трейдеров.
"Мы понимаем, что угля на экспорт много, но вагонов не хватает. Мы всего лишь сделали им предложение: почему бы вам не обратиться к частным операторам?" - цитирует Рейтер слова представителя ОАО "РЖД".
В октябре, по сообщению ИА "Украина Промышленная", экспорт угля через украинские порты осуществлялся с перебоями, кроме того, "в течение года срывы поставок были регулярным явлением, а начались они еще в 2006 году", - передает агентство. угля.
Через порты Украины экспортируется около 6 млн тонн угля в год. Самым крупным из экспортных маршрутов является порт Южный, через который проходит около 5 млн тонн в год.

 

Частный портовый сектор Украины растет за счет транзита
Перевалка грузов морскими профильными предприятиями, находящимися вне подчиненности Минтранссвязи Украины, за 9 месяцев текущего года увеличилась на 17.6% против аналогичного периода предыдущего года, составив 25.3 млн тонн.
Таким образом, тенденция снижения грузопотоков, наметившаяся впервые, после периода поступательного роста, в 2006 году (-5.7% по итогам года), очевидно, будет преодолена в году нынешнем.
Фактором, потянувшим за собой общий рост, стала увеличивающаяся перевалка транзитных грузов. Здесь за 9 месяцев рост составил +80% - рекордная динамика за годы независимости Украины. Транзит вышел на уровень 9.7 млн тонн, обеспечив свыше трети - 33.4% - совокупной перевалки вне госсектора.
В то же время, в секторе экспорта усилилось падение, составившее за 9 месяцев –23.8%, до 7.67 млн тонн. Напомним, за 2006 г., когда эта тенденция наметилась, снижение составило -3.5%, тогда как в 2005 г. имел место более чем 60-процентный рост.
Импорт текущего года показал смену трендов в отрицательную сторону, что явилось итогом постепенного торможения этой составляющей. Так, если в 2005 году импортная перевалка увеличилась на 20%, в 2006-м – на 4%, то за 9 месяцев текущего обозначилось снижение на уровне -17%, до 7.2 млн тонн.

 


ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Признания президента РФ
С точки зрения развития транспортной инфраструктуры наша страна и наша экономика являются весьма запущенными, признал президент РФ Владимир Путин на президиуме Госсовета по развитию транспортной инфраструктуры в Красноярске.
Как пишут “Ведомости”, президент указал на то, что за 10 лет число аэропортов в России уменьшилось в 4 раза, износ речных портов составляет 50-70%, а аэропортов — 80%.

 

В Санкт-Петербурге к 2015 году будет построено 17 мостов через Неву
Об этом сообщил на заседании комиссии по организации дорожного движения при правительстве Петербурга генеральный директор научно-исследовательского проектного института Территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ) Александр Солодкий. Первый из числа запланированных крупный мост соединит Васильевский остров в районе 24-25 линии с островом Серный.
Также программа развития городской улично-дорожной сети до 2015г., разработанная и реализуемая НИТИ, включает строительство семи путепроводов и развязок на разных уровнях: на пересечении проспекта Славы и улицы Седова, перекрестке улицы Народной и проспекта Большевиков, на примыкании Пискаревского к Свердловской набережной, пересечения Заневского с проспектом Энергетиков, на перекрестке, где сходятся Северный проспект, ул.Карпинского и Руставели. Кроме того, в рамках программы улучшения дорожного движения запланировано строительство 35 подземных пешеходных переходов. Специалисты отмечают, что одним из решений транспортной проблемы города является строительство путепроводов над железнодорожных путями. Так, такой проект намечен в районе станции Старая деревня в Приморском районе.

 

Иностранцев допустят к строительству железных дорог
ОАО "Российские железные дороги" рассчитывает, что в 2008г. будет открыт доступ иностранным компаниям к строительству железнодорожных линий в РФ. Об этом сообщил, выступая на XVI Международной бизнес-конференции РБК "Инновации - основа диверсификации экономики. Бизнес-диалог России и Японии" в Токио, старший вице-президент ОАО "РЖД" Борис Лапидус

В настоящее время не до конца проработаны механизмы по привлечению инвестиций, в том числе иностранных, в строительство новых железных дорог, отметил Б.Лапидус. По его словам, согласно российскому законодательству, все функции по содержанию железнодорожной инфраструктуры возложены на РЖД, что ограничивает компанию в возможностях по привлечению инвестиций.
"В настоящее время мы ведем с федеральными органами государственной власти диалог по разработке поправок в законодательство, и, я думаю, что в 2008г. будет открыт четкий полигон для инвестиций частных компаний, в том числе иностранных, возможно и японских", - цитирует РБК Б.Лапидуса. 
В частности, по его словам, будет открыт доступ к строительству грузообразующих линий, к строительству железнодорожных линий социально-экономического назначения.

 

Ломоносов отчаливает спустя четыре года
На этой неделе начнется строительство нового порта в Ломоносове, которое должно было стартовать еще в 2003 году. Инвестором проекта станет вторая в мире по объемам контейнерных перевозок компания MSC.

 

Работы начнутся ориентировочно 7 ноября, сообщили dp.ru в строительной компании ГИК, которая начнет выторфовку и отсыпку участка. Это подтверждают и в компании "Янтарь", созданной в 2001 году специально для реализации проекта.
Начало строительства неоднократно откладывалось в связи с поиском инвестора. Переговоры велись, в частности, с крупным контейнерным оператором Hutchinson Port Holding из Гонконга, а также с "Реновой" Виктора Вексельберга. Однако именно MSC выкупила долю акция "Янтаря" и инвестировала средства. Вскоре компания может получить статус стратегического инвестора. По окончании проекта MSC может выкупить контрольный пакет "Янтаря".
Финансировать проект будет также Европейский банк реконструкции и развития. Генеральным подрядчиком станет немецкий концерн Hochtief, 10% которого принадлежит "Базэлу" Олега Дерипаски и уже работающий на дамбе. Ранее на генподряд претендовала турецкая компания Dogus. Завершить работы предполагается через 3 года.
Предварительный объем инвестиций оценивается в 300 млн евро, сообщает источник в "Янтаре". Эти средства пойдут на организацию территории терминала. Еще порядка 150 млн потребуются на дноуглубительные и иные работы.
Для строительства порта нужно намыть 65 га территории – это 1,5 км в глубину залива. Порт займется перевалкой контейнеров, его мощность составит 1 млн TEU в год. Один причал будет оборудован для накатных грузов, он сможет принимать до 300 тыс. автомобилей в год.
В начале сентября собственный портовый комплекс в Ломоносове начал строить консорциум "Балтимор". Проект оценивается в $3 млрд и будет завершен в 2020 году.
Портовые мощности стремятся нарастить многие участники рынка. Так, группа компаний "Морской порт Санкт-Петербург" на днях начала проектировать новый контейнерный терминал мощностью 1,4 млн TEU в год. Расширяет свои мощности и "Первый контейнерный терминал".

 


логистическая инфраструктура
 
Санкт-Петербург окружат логистические деревни
В Санкт-Петербурге в рамках концепции развития терминально-складской инфраструктуры города к 2025 году планируется создать 5-6 современных логистических деревень.
Как передает РБК, об этом сообщается в материалах к сегодняшнему заседанию транспортного совета при правительстве города. Уже к 2010 году в городе появится 2-3, а к 2015 году - 3-4 комплекса, обеспечивающих полный перечень услуг по доставке, таможенной и складской обработке и дальнейшей транспортировке грузов.
Согласно концепции, количество складов в пределах кольцевой автодороги на территории Северной столицы к 2025 году должно быть вдвое меньше, чем в районе КАД и за ее пределами - около 2 тыс. 550 кв. м. При этом за пределами КАД предполагается создать 5 млн 690 тыс. кв. м складских площадей. Площадь складов, выполняющих функции региональных дистрибутивных центров составит 2 млн 580 тыс. кв. м, а площадь складов класса "А" и "А+" достигнет 1 млн 919,5 тыс. кв. м.
Площадь терминалов Большого порта Санкт-Петербург должна составить 564,8 га, а площадь его "сухих портов" к 2025 году будет утроена к показателям 2005 года - до 199,5 га. Согласно отраслевым прогнозам на период до 2025 года ежегодные темпы увеличения грузопотока в Санкт-Петербурге составят в среднем 6,7%. К этому сроку потребности промышленности и торговли города должны обеспечить 8 млн 240 тыс. кв. м крытых складских объектов.
Согласно инновационному варианту развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, к 2025 году потребуется 2 тыс. 530 га земли для складских объектов. Однако если производительность складских и терминальных операций останется на существующем уровне, требуемая площадь земельных участков должна быть в 3 раза больше - 5 тыс. 015 га. В этом случае развитие грузовой базы предполагает уже к 2015 году дефицит земли для размещения необходимых объектов в 35 га, а к 2025 году - в 2 тыс. 300 га, говорится в документе. При этом к 2015 году основной проблемой станет отсутствие территории для освоения перспективного грузопотока Большого порта. Дефицит земли для размещения портовых терминалов достигнет 100-150 га.
Отметим, по официальным данным, по состоянию на 1 января 2007 года в Санкт-Петербурге площадь производственных и торгово-распределительных крытых складских объектов составила 1 млн 136,3 тыс. кв. м и 4 млн 326,8 тыс. кв. м соответственно. На долю крытых складских объектов внешнего транспорта приходится 528,9 тыс. кв. м. Производственные и торгово-распределительные терминалы занимают территорию общей площадью 59,7 га и 277,6 га соответственно. Площадь территории, занимаемой терминалами внешнего транспорта, составила 308,9 га, из которых 240,2 га приходится на долю терминалов Большого порта Санкт-Петербург. Как отмечено в материалах к заседанию транспортного совета, по состоянию на 1 января текущего года в Петербурге реализовывалось 89 крупных проектов строительства объектов терминально-складской инфраструктуры. Общая площадь земельных участков, на которых предполагается размещение объектов в рамках этих проектов - 320,2 га, оценочная общая площадь складских объектов всех очередей - 2 млн 198,3 тыс. кв. м. Концепция развития терминально-складской инфраструктуры Санкт-Петербурга разработана в соответствии с планом мероприятий по реализации стратегии развития транспортно-логистического комплекса города, утвержденного постановлением правительства Северной столицы от 3 июля 2007 года.

 

В Тверской области появится новая логистика
Группа компаний КСА ("Корпоративный склад автозапчастей") инвестирует в создание крупного логистического комплекса "Логопарк" в Тверской области $40 млн, сообщает Арендатор.ру.
Логистический терминал общей площадью около 55 тысяч квадратных метров будет построен на 162-м километре трассы Москва - Санкт-Петербург. В минувшую пятницу состоялась церемония закладки первого камня в основание "Логопарка". После этого будут начаты работы по строительству второй и третей очередей складских зданий площадью 15 тыс. и 25 тыс. кв.м соответственно.
Для жителей Тверской области появление нового производства означает создание 400 новых рабочих мест. Спрос на складские помещения превышает предложение
По итогам трех кварталов текущего года общий объем предложения складских помещений класса А составил около 1 900 000 кв. м, класса В – 1 400 000 кв. м. В III квартале предложение складских площадей не увеличилось. Ожидается, что площади, заявленные к вводу в III и IV кварталах, будут сданы в эксплуатацию до конца текущего года. Однако ввод в эксплуатацию новых складских объектов не приведет к существенному увеличению предложения в данном сегменте, так как около 95% складских площадей сдаются в аренду еще до окончания строительства. В настоящий момент доля вакантных площадей класса А составляет примерно 1%.
Согласно обзору рынка недвижимости, проведенному компанией Colliers International, спрос на складские помещения остается стабильно высоким и по-прежнему превышает предложение. В обозримом будущем не стоит ожидать насыщения рынка и удовлетворения существующего спроса даже после реализации ряда крупных складских проектов.
Высоким спросом пользуются складские комплексы, расположенные на расстоянии 15-30 км и 30-45 км от МКАД. Спрос на такие площади составляет 44% и 34% от общего объема соответственно. Около 15% потенциальных арендаторов готовы рассмотреть склады, которые находятся далее 45 км от МКАД. Спрос на склады, расположенные до 15 км от МКАД составляет 7%.

 

Складской сектор петербургского рынка
По оценкам разных экспертов, в Петербурге и его окрестностях на стадии строительства и проектирования находится в общей сложности 3,3-4,5 млн высококачественных складских площадей, сообщает "НП".
Просчитать неудовлетворенный спрос сложнее: называются цифры от 1,5 млн до 3,5 млн кв.м. Однако даже если правы наиболее "жадные" до складов аналитики, дефицит хранилищ европейского уровня может быть фактически ликвидирован уже к 2010 году - с учетом заявленных темпов строительства. Проблема в том, что темпы эти в большинстве случаев не соблюдаются. Причем задержки, как правило, сопровождают наиболее крупные проекты возведения терминалов класса А, предназначенных для сдачи в аренду. В принципе, ничего удивительного в этом нет. Не вовремя сдаются как минимум две трети городских бизнес-центров и торговых комплексов. Правда, складские проекты считаются наиболее простыми и быстрыми в реализации, но первопроходцам всегда труднее.
Так, на I кв. 2008-го отодвинулась сдача первой очереди комплекса "МЛП-Уткина заводь", который возводится на внутренней стороне КАД, между Вантовым мостом и Мурманским шоссе. Девелопер - компания "Международное логистическое партнерство" (МЛП) - осваивает участок площадью около 40 гектаров, который находится в его собственности. Общая площадь будущего терминала класса А - примерно 200 000 кв.м. Размер первого блока - приблизительно 80 000 "квадратов". К весне 2008-го будет готова и II очередь комплекса "Теорема Терминал" на пр. Обуховской Обороны, 295 (около 30 000 кв.м), сдача которой также предполагалась в этом году. Этот объект позиционируется как единственный современный склад, строящийся в черте города, и претендует на категорию А+ (особенностям складской классификации посвящен материал на стр.33). Девелопер проекта - УК "Теорема".
По подсчетам экспертов компании Knight Frank, общее пространство комплексов уровней А и В составляло в Петербурге на середину 2007-го 554 000 кв.м. В Colliers International Saint-Petersburg называют цифру в 320 000 кв.м (без учета терминалов, построенных компаниями для внутренних нужд, и холодильных складов). Специалисты Jones Lang LaSalle приводят показатель в 690 000 кв.м качественных складов. Большая часть этих площадей (73%) используется их владельцами для оказания логистических услуг или для хранения собственных грузов. По прогнозу в 2010 году доля таких объектов сократится до 38%, а доминировать на рынке будут терминалы, предлагающие помещения в аренду.
За первое полугодие 2007-го объем предложения качественных складов увеличился, по экспертным данным, лишь на 5-6%. По сведениям Knight Frank, в эксплуатацию было введено около 25 000 кв.м площадей. В Colliers International Saint-Petersburg дают еще более скромную оценку: примерно 20 000 кв.м
В первом полугодии арендные ставки на складские площади оставались стабильными. По данным компании Praktis CB, помещения категории А сдаются по $144-240/кв.м (без НДС и КУ, включая операционные расходы). Объекты класса В ценятся от $96 до $144/кв.м в год, уровня С - по $55-90/кв.м в год. Аренда одного паллето-места в день (без НДС) в качественных складских комплексах, оказывающих услуги ответственного хранения, обойдется в среднем в $0,4-0,5, а холодильные склады предлагают эту услугу по $0,7-0,9 в день. По наблюдениям специалистов Jones Lang LaSalle, в число типичных условий аренды высококлассных складов входит трехмесячный депозит, а также аванс за три месяца для объектов категории А и за месяц - для помещений В-класса. Внутреннее оснащение склада обеспечивает арендатор, за внешнюю отделку и помещения общего пользования отвечает девелопер. Собственник предпочитает сдавать площади уровня А на срок от семи лет, по объектам В-класса можно сговориться и на три года. Ставка, как правило, индексируется со второго года аренды в размере не менее 4%.
Главные потребители складских площадей - логистические компании и перевозчики. На их долю, по статистике Knight Frank, приходится примерно 45% арендованных метров. Запросы клиентов не всегда совпадают с тем, что готовы предложить им собственники. Наибольший спрос сосредоточен в диапазоне от 1000 до 3000 кв.м, а среди заключенных сделок преобладают операции с помещениями от 10 000 кв.м, которые занимают крупные логистические операторы, - констатируют в Knight Frank. В связи с дефицитом площадей комплексы, как правило, заполняются еще на стадии строительства. Так, за полгода до сдачи в эксплуатацию первой фазы терминала "МЛП-Уткина заводь" пул арендаторов был сформирован полностью. Среди клиентов комплекса - компании Relogix, RLS, FinPost, Megalogistic и др. За восемь месяцев до завершения стройки реализованы площади в терминале "Пулково", который целиком занял западный арендатор.
По оценке экспертов Jones Lang LaSalle, минимальная ставка доходности по складским проектам составляет 10,5-11%. Рынок активно осваивают сетевые девелоперы, в том числе международного происхождения. Среди них - холдинг "Евразия Логистик", компании МЛП, AKM Logistics, Raven Russia Ltd. Западные инвестиционные фонды и финансовые институты охотно вкладывают деньги в строительство комплексов высокого класса, особенно если в тандеме с ними работают логистические операторы. В
этом списке - британские инвестфонды Fleming Family & Partners и Raven Russia Ltd, фонд White Days, финские Sponda и EPI (Evli Property Investments) Russia.
Строящиеся комплексы крайне неравномерно распределяются по карте города. Главными кладовыми Петербурга обещают стать Шушары, в то время как стратегически важное северное направление явно недооценено инвесторами. На развитии складского рынка благоприятно сказывается расширение дорожной сети и Морского порта. Кроме того, дополнительный спрос создают новые торговые сети, приходящие в город, а такие инвесторы, как General Motors, Toyota и Nissan, способны дать толчок к созданию целых технопарков.
Бурное строительство современных логистических комплексов пока не компенсирует нехватку складских площадей для малого и среднего бизнеса. Небольшие помещения для хранения товара, расположенные вблизи транспортных развязок, по-прежнему пользуются повышенным спросом.
По данным ГУИОН, складской сектор городского рынка недвижимости составляет 6 346 400 кв.м, в том числе общая площадь "встроек" равна 684 200 кв.м. По разным подсчетам, в обороте на рынке находится 300 000-400 000 кв.м складских площадей категорий С и D. В основном это подвалы, цоколи и бывшие производственные цеха. Такие помещения не отвечают минимальным требованиям современной логистики.
Складские конгломераты активно формируются вблизи таких магистралей, как Московское и Пулковское шоссе, пр. Славы и Софийская ул., пр. Обуховской Обороны, Ленинский пр., пр. Маршала Жукова, ул. Камышовая, конец Приморского пр., Стародеревенская ул., ул. Савушкина, Шуваловский пр., Пискаревка, пр. Науки и ул. Софьи Ковалевской. Сложившиеся зоны - это Уткина заводь, Горелово, промзона "Парнас", Шушары, бывшие овощебазы, промышленные территории по всему городу (из крупнейших, например, - Кировский завод). "Зоны современной логистики только создаются, - отмечает Игорь Лучков, директор департамента оценки Becar Commercial Property SPb. - Старые склады весьма хаотично разбросаны по городу и зачастую перепрофилируются под что угодно. Модернизацию в основном претерпевают только объекты, расположенные на окраинах. В центре на их месте предпочитают построить жилье, офис или магазин".
Из встроенных помещений, разумеется, приоритет - за первыми этажами с цоколем или просторным подвалом. Средний и малый бизнес ищет под склады объекты небольшой площади недалеко от метро. В городе остро ощущается нехватка площадей от 200 до 1000 кв.м. "Небольшие торговые фирмы интересуют склады от 200 до 380 кв.м, - говорит Вадим Маркович, генеральный директор Центра оценки и консалтинга Санкт-Петербурга, - крупные торговые операторы предпочитают помещения от 800 кв.м. В данном сегменте рынка спрос превышает предложение в несколько раз. Основной критерий выбора - близость к транспортным магистралям. Поэтому все больше заявок поступает на покупку помещений за чертой города, в ближайшем пригороде (не более 10 км). Склад в Ленобласти стоит на 20-25% меньше".
Крупные блоки от 3000 кв.м предлагаются в аренду от 150-220 у.е. за "квадрат" в год. Цены на качественные склады столь высоки, что нередко ввергают в шок даже московские компании. Но найти хороший склад по-прежнему сложно, так что приходится мириться и с такими жесткими условиями. Только около 40% складских помещений отвечают требованиям логистики. Ситуация может измениться в два ближайших года, когда появятся новые крупные логистические комплексы. Тем не менее, по оценкам экспертов, нехватка качественных складских площадей сохранится до 2010 года.
"Сделок по купле-продаже складов наблюдается очень немного. В основном продаются участки под складскую застройку. За год земля подорожала в несколько раз. Если в начале 2006 года ценник составлял $30-40/кв.м, то сейчас "квадрат" участка предлагают за $100-200", - добавляет Зося Захарова, заместитель директора департамента консалтинга АРИН. По данным Центра оценки и консалтинга Санкт-Петербурга, в октябре в аренду предлагалось незначительное количество объектов. В большинстве случаев это помещения на окраине города от $9,5 до $19,5 за "квадрат" в месяц. Стабильное повышение арендных ставок наблюдается в Петроградском, Адмиралтейском, Калининском, Красногвардейском, Кировском и Василеостровском районах. Цены на склады в среднем поднялись на 15-20% с начала года.

 

Складской бум оставит Питер без дорог
Складской рынок Петербурга долгое время оставался в зачаточном состоянии. Однако уже в ближайшие 2-3 года участники рынка обещают сегменту двукратный рост. Насколько готов город к складскому буму, выдержат ли существующие транспортные сети, разбирался «Собственник».
Складской сегмент питерского рынка коммерческой недвижимости, как и в Москве, пока что серьезно отстает от своих «собратьев» – гостиничного, офисного, торгового секторов. До недавнего времени качественные складские терминалы и вовсе строились только крупными производителями и импортерами под собственные нужды. Только начиная с 2006 года в складском секторе появились серьезные инвесторы. Сейчас же можно говорить о начале складского бума – в окрестностях Петербурга начали строиться сразу несколько крупных логистических центров.
Подходы, подходы, подходы…
Власти города, ратуя за общий рост рынка, вместе с тем хотели бы упорядочить развитие логистических кластеров в Петербурге. Идея состоит в том, что город должен использовать свой географический и экономический потенциал для того, чтобы стать крупным распределительным центром европейского уровня, оттянув на себя часть грузопотоков у соседних Финляндии и Прибалтики. Для чего Петербургу нужна единая – и согласованная – стратегия развития транспорта, улично-дорожной сети и терминально-складской инфраструктуры. С этой целью власти города прорабатывают новую редакцию «Концепции развития транспортно-логистической инфраструктуры Санкт-Петербурга».
 «Мы планируем увеличить площадь крытых складских комплексов, при этом выводить большинство новых складов за пределы КАД, – говорит Николай Асаул, председатель Комитета по транспортно-транзитной политике правительства Санкт-Петербурга. – На карте города определены зоны, где появление складов нецелесообразно, а подвалы домов мы планируем постепенно очистить от стихийной складской деятельности».
Большая часть новых терминалов строится на юге города, а рекордсменом является поселок Шушары – здесь строится около 450 тыс. кв. м, а надо понимать, что рядом находится и без того перегруженное московское направление. «Мы видим рост складов, но не видим адекватного роста транспортных артерий, – замечает Алексей Шаскольский, руководитель отдела оценки недвижимости Института проблем предпринимательства. – Бизнес размахнулся «с плеча» и наращивает объемы складов в геометрической прогрессии. Это провоцирует рост грузовых потоков в город».
Власти города видят решение в развитии так называемого «грузового каркаса» – расширяя дороги, входящие в этот «каркас», вкупе с расширением подходов к городу. «Но есть препятствия имущественного характера, – замечает Николай Асаул, – это нежелание собственников уступать землю под дорожное строительство». Еще один немаловажный момент: на транспортный «каркас» большие претензии имеет и строительная индустрия города, которая планирует на треть увеличить объемы строительства в Петербурге. А это означает десятки миллионов дополнительных тонн внутригородских перевозок.
Сложная транспортная ситуация заставляет инвесторов отвлечься от проектов вблизи КАД и Московского шоссе и обратить внимание на другие участки. Грузоперевозки ежегодно растут на 30-50%, и скоро на Кольцевой возникнут неизбежные проблемы. Поэтому привлекательными становятся, например, такие районы, как Тосненский, где более $200 млн планирует вложить в логистический комплекс класса В компания «Логистический парк Тосно», принадлежащая финскому инвестбанку Trigon Capita.
Складские латифундисты
Всего в настоящее время в Петербурге и Ленинградской области на различных стадиях реализации находятся складские проекты совокупной площадью около 2,5 млн кв. м, а в активной фазе строительства – около 1 млн кв. м. По данным Агентства социальных исследований, общая площадь складских объектов Санкт-Петербурга на 1 января 2007 года составила 5 млн 992 тыс. кв. м.
Среди центров, открытых в прошлом году, стало существенно меньше предназначенных для собственных нужд (35% по сравнению с 60% в 2005 году). А в 2007-м на рынок вышли первые крупные терминалы, предназначенные для сдачи в аренду. Среди них – комплекс компании «МЛП» «Уткина заводь» (200 тыс. кв. м). Еще один терминал-близнец «МЛП» начала строить в Шушарах с выводом его на рынок в 2008-09 годах.
В тех же Шушарах началась сдача площадей в комплексе PNK-2, реализуемом инвестиционной компанией Fleming Family & Partners. К концу 2007 года должна открыться 1-я очередь терминала «ЛогопаркНева», расположенного рядом (реализуется британским инвестиционным фондом Raven Russia Ltd.). Появятся в Шушарах и терминал «Руслан» (14,8 тыс. кв. м), и еще один – от компании «ПАН», класса А на 20 тыс. кв. м. Надо сказать, что бизнес уже сейчас серьезно обеспокоен транспортным вопросом не только в плане въезда в город, но и в аспекте организации дорог в самих Шушарах.
К концу 2008 года вблизи аэропорта Пулково появятся два комплекса на смежных территориях («Кулон-Пулково», 34 тыс. кв. м, и «Пулково-Эстейт», 60 тыс. кв. м). Тем временем терминал класса А «Обухово», 83 тыс. кв. м, строит УК «Теорема».
По информации отдела маркетинга и отдела складских помещений компании Astera Oncor, в общем итоге 2007 год может принести рынку около 0,5 млн кв. м новых складских площадей. Далее, судя по заявленным логистическим проектам, в 2008 году прирост таких площадей может составить еще около 900 тыс. кв. м. И в ближайшие два-три года площади складов европейского уровня в Петербурге могут более чем удвоиться.

 

Логистический коридор
Крупнейший девелопер индустриальной недвижимости "Евразия логистик" (Москва) в начале ноября приступил к строительству первой очереди индустриального парка в Новосибирске.
Работы развернуты в рамках инвестиционного проекта администрации Новосибирской области - промышленно-логистического парка, который возводится неподалеку от аэропорта Толмачево. Международная сеть зайдет на объект под новым брендом GREENGATE, под этим именем с этого месяца будут работать все индустриальные парки в России и за рубежом, строительство которых осуществляет девелопер. В Новосибирске на участке площадью 214 га "Евразия логистик" планирует к 2011 году возвести складской комплекс класса А общей площадью 800 тыс. кв. м. Первая очередь - 286 тыс. кв. м - будет введена в эксплуатацию в IV квартале 2008 года. По словам директора по связям с общественностью компании "Евразия логистик" Натальи Полухиной, якорными клиентами парка будут сетевые партнеры компании - крупные логистические операторы.
По концепции комплекс возле Толмачево будет представлять промышленно-инфраструктурный технопарк, где разместятся связанные между собой по роду деятельности организации, объединенные общим инженерным и коммунальным сообщением. "Мы работаем над созданием инфраструктуры проекта, - пояснила Полухина, - строим электростанцию. Возведение ее происходит в несколько этапов. Мощности одной фазы строительства подстанции позволят покрыть потребность в электроэнергии не только нашего индустриального парка, но и других компаний промышленно-логистического комплекса, которые будут построены позднее".
Крупнейший девелопер индустриальной недвижимости "Евразия логистик" (Москва) в начале ноября приступил к строительству первой очереди индустриального парка в Новосибирске.
Работы развернуты в рамках инвестиционного проекта администрации Новосибирской области - промышленно-логистического парка, который возводится неподалеку от аэропорта Толмачево. Международная сеть зайдет на объект под новым брендом GREENGATE, под этим именем с этого месяца будут работать все индустриальные парки в России и за рубежом, строительство которых осуществляет девелопер. В Новосибирске на участке площадью 214 га "Евразия логистик" планирует к 2011 году возвести складской комплекс класса А общей площадью 800 тыс. кв. м. Первая очередь - 286 тыс. кв. м - будет введена в эксплуатацию в IV квартале 2008 года. По словам директора по связям с общественностью компании "Евразия логистик" Натальи Полухиной, якорными клиентами парка будут сетевые партнеры компании - крупные логистические операторы.
По концепции комплекс возле Толмачево будет представлять промышленно-инфраструктурный технопарк, где разместятся связанные между собой по роду деятельности организации, объединенные общим инженерным и коммунальным сообщением. "Мы работаем над созданием инфраструктуры проекта, - пояснила Полухина, - строим электростанцию. Возведение ее происходит в несколько этапов. Мощности одной фазы строительства подстанции позволят покрыть потребность в электроэнергии не только нашего индустриального парка, но и других компаний промышленно-логистического комплекса, которые будут построены позднее".

 

Рынок производственно-складских помещений продолжил интенсивно развиваться
В октябре текущего года рынок производственно-складских помещений продолжил интенсивно развиваться: на продажу было выставлено 92 объекта, что на 53% больше, чем в сентябре. Суммарная площадь предложения увеличилась на 46% и за месяц составила 466 тыс. кв.м. Средневзвешенная цена увеличилась на 9%. На конец октября стоимость квадратного метра производственно-складской площади в столице составляет $2 327. Таким образом, объем предложения складской недвижимости в финансовом эквиваленте превысил $1 млрд. и составил $1 083 млн. Объем рынка предложения помещений свободного назначения также вырос.
По данным компании Russian Research Group, количество объектов свободного назначение в сентябре составило 212 шт., и это более чем на 60% больше чем в октябре 2006 года. Объем предложения в денежном выражении в октябре 2007 года вырос на 33% и составил $661 млн. Средневзвешенная цена выросла на 10% и достигла $5 467/кв.м.

 

29 млрд в строительство мультимодального хаба
В
строительство мультимодального хаба на базе красноярского аэропорта "Емельяново" вложат 29 млрд руб., передает РИА “Новости” со ссылкой на советника председателя наблюдательного совета российского авиаальянса AirUnion Андрея Егорова.
По его словам, планируется, что 50-53% оплатит федеральный бюджет, остальные придут от частных инвесторов.
В настоящее время проект создание хаба прошел государственную экспертизу и направлен в инвестиционный фонд. “Наша уверенность на одобрение этого проекта на государственном уровне - 99%. Для этого в регионе есть все необходимые условия", - цитирует РИА “Новости” А.Егорова. Он считает, что успеху мультимодального хаба в Красноярске должно способствовать и то, что в 2007г. аэропорт "Емельяново" вышел на третье место в России после "Домодедово" и "Шереметьево" по грузовому обороту.
Планируемая мощность хаба - 1 млн т. груза и 10 млн пассажиров в год. Строительство должно начаться в 2009г., на полную мощность работы хаб выйдет к 2020г.

 

В Перми определены оптимальные места для размещения логоцентров
В Перми определены три оптимальные площадки для строительства логистических центров.
По словам экспертов из министерства торговли Пермского края, в Перми наиболее перспективными для строительства логистического центра являются три территории. В направлении Екатеринбурга (выезд из Свердловского района), на выезде из города (в районе с. Лобаново и участок в районе Красавинского моста. Сегодня эти земли используются, в основном, как сельскохозяйственные.
С точки зрения инфраструктуры, именно эти площади располагаются в местах с хорошей транспортной развязкой, сообщает Метросфера.ру.
На сегодняшний день, потенциальные инвесторы строительства логистических центров в Перми, говорят о ценовой недоступности земли. В связи с этим появление крупного складского комплекса оттягивается на неопределенный срок. По словам специалистов, логистический центр может быть построен в течение 18 месяцев с момента получения прав на землю.

 

Из центра Петербурга до конца 2009г. уберут грузовые терминалы.
31 октября в Смольном состоялось рабочее совещание с участием губернатора В.Матвиенко и президента ОАО "Российские железные дороги" В.Якунина. Как сообщили Агентству Бизнес Новостей в пресс-службе главы города, на совещании рассматривались вопросы развития территории станции Санкт-Петербург-Варшавский, территории грузового двора станции Санкт-Петербург-товарный-Московский, и другие.
Приняты решения по переводу грузовых терминалов, складских помещений станции Московская-Товарная из центра города на окраину. До конца 2009 года вся инфраструктура грузовой станции должны быть перенесена в район станции Шушары, и с 2010 года за Московским вокзалом начнется освоение квартала площадью 24 га. В рамках этого проекта планируется связать путепроводом улицу Черняховского с Кременчугской. Эта магистраль станет дублером Лиговского проспекта.
Утвержден также проект планировки территории за Варшавским вокзалом площадью 400 га. В 2009 году город начинает пробивку Измайловского проспекта, который станет дублером Московского проспекта.
На совещании принято решение и о разработке до конца 2008 года Генеральной схемы железнодорожного транспортного узла. Важной частью схемы станет проектирование двухуровневых развязок в месте пересечения дорог с железнодорожными переездами. Еще одной гранью сотрудничества станет строительство на паритетных началах Детской железной дороги, которая протянется от Витебского вокзала до Пушкина. Одновременно она будет выполнять функцию туристического маршрута.

 

КОММЕНТАРИЙ
Фактически речь идёт о полном преобразовании территорий железнодорожных станций Московская товарная и ликвидированного Варшавского вокзала. Некогда, при начале развития железнодорожного сообщения, находившиеся на окраинах Петербурга, по мере роста и расширения города, эти железнодорожные объекты оказались в глубине территории Петербурга. Стиснутые городской застройкой, в условиях изменившихся объёмов перевозок, станции не имели потенциала развития и, по сути, становились помехой для эволюции городской среды.
Полное преобразование территории утратившего значение Варшавского вокзала и перенос Московской товарной даёт Петербургу  место для создания новых участков общественно-деловой застройки.

 


ЭКОНОМИКА и работа транспортного комплекса

Инвестиции в транспортную отрасль
Объем инвестиций в основной капитал транспортной отрасли в 2007г., по прогнозам, увеличится на 43% и составит 770 млрд руб. Об этом сообщил министр транспорта РФ Игорь Левитин на заседании президиума Госсовета РФ по развитию транспортной инфраструктуры России в Красноярске, передает РБК.
И.Левитин также отметил, что объем экспорта в 2007г. увеличится на 30% (в 2006г. объем экспорта составил $8 млрд). Грузооборот в 2007г. вырастет на 29%, пассажирооборот - на 3,5%, объем перевалки грузов составит 460 млн т.
Кроме того, по словам министра транспорта, в ближайшие годы объем инвестиций во все виды транспорта в России может составить 4,8% ВВП. При этом уровень вложений федерального и регионального бюджетов оценивается в 2-2,2% ВВП.

 

Минтранс РФ сохранит тарифы на транзитные перевозки
Минтранс РФ принял решение в 2008г. сохранить тарифы на транзитные перевозки контейнеров на уровне 2007г., заявил заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин, выступая на заседании Координационный совета по Транссибирским перевозкам.
Ожидается, что данная мера позволит привлечь дополнительные объемы перевозок по Транссибу.
Мишарин напомнил, что в 2007г. Минтрансом РФ были установлены исключительные тарифы на перевозки отдельных грузов на конкретных направлениях транзитом по российским железным дорогам. Были установлены тарифные преференции для владельцев собственного подвижного состава и собственников контейнерного парка.
Также были установлены исключительные тарифы и на перевозку собственных крупнотоннажных контейнеров на собственных платформах из Китая через станцию Достык и в обратном направлении транзитом по российским железным дорогам в третьи страны через станции Брест, Чоп, порты Усть-Луга, Санкт-Петербург, Мурманск.
В начале второго полугодия т.г. Минтранс РФ дополнительно (на $50 за один 40-футовый контейнер) снизил тарифы по маршруту Суземка, Красное – Забайкальск, Наушки, при выполнении согласованного гарантийного объема перевозок.
Кроме того, как отметил А. Мишарин, Минтранс РФ принял решение расширить сферу применения тарифов, установленных для контейнерного поезда “Монгольский вектор” при перевозках из Европы в Монголию и обратно, на перевозки и стран Западной Европы и Республики Беларусь в Китай и в обратном направлении.

 

Настоящее и будущее Транссиба
В настоящее время возможности Транссиба при наличии ограничений в перерабатывающих способностях пограничных станций и терминальных комплексов в морских портах позволяют перевозить в транзитном сообщении не менее 300 тыс. TEU. Такие данные озвучил заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин на заседании Координационного совета по Транссибирским перевозкам.
По словам А.Мишарина, в среднесрочной перспективе планируется увеличить объем транзитных перевозок до 330-350 тыс. TEU, а к 2010г. – до 750-800 тыс. TEU с последующим выходом на объем не менее 1 млн. TEU.
Заместитель министра транспорта напомнил, что в 2006г. по Транссибу было перевезено 40 тыс. TEU.

 

Обзор составлен по материалам прессы и информагентств
при поддержке «Агентства специальных исследований» (
www.infoall.ru).


В избранное