На прошлой неделе стало известно, что автор свободной программы GnuPG находится в бедственном положении и вынужден отказаться от проекта, чтобы устроиться на оплачиваемую работу. Проблему решили быстро.
GnuPG (GNU Privacy Guard или GPG) — свободная программа для шифрования и создания электронных цифровых подписей. Это полная альтернатива PGP и реализация OpenPGP, которая работает на всех операционных системах. Есть дополнительные модули, они реализуют графический интерфейс для GnuPG, так что шифровать почту становится легко и просто (для пользователей Windows графический интерфейс поставляется сразу).
Именно GnuPG применял Эдвард Сноуден, тысячи других активистов и специалистов по всему миру с момента выпуска нулевой версии 17 лет назад.
Всё это время разработкой и поддержкой проекта практически без посторонней помощи занимался один человек: Вернер Кох (Werner Koch). Программист живёт в городке Эркрат на западе Германии, сейчас ему 53 года.
В последнее время у него подошли к концу средства к существованию и терпение.
«Я был слишком идеалистичен, — сказал он как-то в интервью на хакерской конференции в Германии. — В начале 2013 года я был полностью готов бросить и пойти на обычную работу. Но потом произошли все события со Сноуденом, так что наступило не то время, чтоб уходить».
С 2001 года Вернер Кох получил около $25 тыс. пожертвований на поддержку свободного проекта. Этого было слишком мало, чтобы исполнить его давнюю мечту — нанять программиста и платить себе, имея средства на обеспечение жены и 8-летней дочери.
В декабре Кох запустил краудфандинговую кампанию, но до недавнего времени она привлекла только $21 000, гораздо меньше необходимых $137 000.
Всё изменилось после выхода статьи в СМИ, которая привлекла внимание сообщества. Эффект был молниеносный. За один день собрали 120 000 евро пожертвований от граждан. Средства продолжают поступать. Кроме того, организация Core Infrastructure Initiative выделила $60 000 на 2015 год, компании Stripe и Facebook выдали гранты по $50 000 каждая. В конце концов, благотворительная организация Wau Holland Stiftung собрала для Коха 19 000 евро и 57 биткоинов.
Вернер Кох благодарит всех, кто помог ему. Он также напоминает о многих других важных проектах, которую зачастую поддерживаются добровольцами, бесплатно и в свободное время.
1. Улучшенная поддержка драйверов для ThinkPad, Dell, Acer, HP, EeePC, Asus, Sony, Toshiba, чтобы нормально работали некоторые аппаратные кнопки, специальные клавиши, подсветка и прочее.
2. В ядро наконец-то внесены драйверы AMDKFD, за судьбой которых сообщество наблюдало несколько месяцев, с момента публикации 83 патчей AMD. Это первая реализация архитектуры HSA (Heterogeneous System Architecture) в свободном коде. Драйверы для семейства графических процессоров Radeon и простую поддержку любых HSA-совместимых устройств — ключевой элемент для полной поддержки HSA под Linux. Архитектура HSA позволяет разным устройствам на одной шине (CPU, DSP, GPU и прочие) более эффективно делить системные ресурсы, в том числе оперативную память, рабочие очереди из userspace и др.
3. Базовая аппаратная поддержка графики Skylake следующего поколения от Intel, которая придёт на смену Intel Broadwell где-то в конце 2015 года.
4. Базовая поддержка устройств серии Nvidia GeForce 900, хотя аппаратное ускорение в драйвере Nouveau ещё не реализовали.
6. Сжатие LZ4 для read-only файловой системы SquashFS.
7. Улучшенная поддержка мультитача, а именно специфические функции протокола HID++ в устройствах Logitech, поддержка клавиатуры Microsoft Surface Pro 3 Type Cover (возможно, кто-то захочет установить Linux на планшет от Microsoft) и другие улучшения.
Сегодня мы хотим рассказать вам о впечатлениях человека, которому довелось лично прокатиться в беспилотном автомобиле Google и пообщаться на эту тему с инженерами проекта.
Люди — ужасные водители
Люди выпивают. Люди засыпают. Люди пишут SMS за рулём. Ежегодно на дорогах США гибнут 30 тысяч человек (27 тысяч в России). ДТП — основная причина смерти людей в возрасте от 15 до 24 лет во всём мире. В 40% аварий водитель по тем или иным причинам не тормозит. Человек легко отвлекается и полностью теряет контроль над ситуацией. Идея Google — убрать человеческий фактор из сферы жизни, в которой мы, люди, управляли всем последнюю сотню лет.
Беспилотные автомобили очень аккуратные
Автомобиль, в котором мы ехали, не казался мне опасным. Меня поразила осторожность, с которой он ехал. Мы двигались медленно, не спеша. Скорее всего, такой стиль езды больше раздражал бы водителей, нежели причинил бы им вред.
Google может изменять уровень агрессивности вождения. Прототипы, которые сейчас испытывают в Mountain View, ездят так, словно за рулём новички-курсанты.
Ранние версии, которые тестировались на закрытых полигонах, были запрограммированы на очень агрессивную езду. Внезапные препятствия, появляющиеся на дороге, визг тормозов, рёв двигателей — всё это там было. И хотя такие режимы неактуальны на обычной дороге, часть меня, признаться честно, хотела бы испытать и те версии автомобилей.
Эти автомобили очень милые
Автомобили Google специально разрабатывались так, чтобы выглядеть очаровательными. Наш мозг интересно реагирует на неодушевлённые предметы в зависимости от их внешнего вида. Если предмет напоминает живое существо, то мы относимся к нему с большей осторожностью и трепетом. Испытуемые, которым в ходе исследований предлагалось нанести вред неодушевлённому предмету, с куда меньшим желанием делали это, если на объекте узнавались очертания лица. Участники эксперимента с радостью превращали картофель в кашу с помощью молотка, но стоило добавить к клубню волосы и глаза, как поведение тут же менялось.
Создавая беспилотные автомобили в виде вот таких зефирок, Google рассчитывает снизить уровень агрессии других водителей, особенно когда те вынуждены плестись за одной из управляемых роботом машин. Нужно понимать, что беспилотный автомобиль — это не воин дороги, а курьер для доставки человека. Его максимальная скорость составляет 40 километров в час.
Технология несовершенна и не закончена
В некоторых сценариях беспилотные автомобили начинают испытывать проблемы. Как правило, это те же ситуации, которые вызывают наибольшие трудности и у живых водителей. Например, реакция на жёлтый свет, когда ты уже фактически проезжаешь перекрёсток. Тормозить или ускоряться? В какой-то момент мы хотели повернуть направо на оживлённом перекрёстке. Естественно, наше внимание было направлено влево. Мы ждали, когда дорога освободится. Когда путь был свободен и мы могли безопасно повернуть, беспилотный автомобиль не двинулся с места. Я подумал, что это ошибка, но тут же увидел справа пешехода, находящегося в непосредственной близости от края дороги. Неловкими жестами он как бы предлагал нам проехать, пропускал нас. Это пример исключительно живого общения, но машина продолжала ждать, когда обстановка окажется безопасной для поворота, и тот пешеход, согласно алгоритму, совершал движения телом и мог начать пересекать дорогу. В итоге мы ждём пешехода, а пешеход ждёт нас. Когда пешеход перестал двигаться, машина взяла инициативу и аккуратно повернула.
Последние версии машин питаются исключительно от аккумуляторов и могут проехать 160 километров без подзарядки. Для анализа окружающей обстановки автомобили Google используют сочетание 3D-моделирования окружения с помощью лазеров, GPS и радара. Радар интересен тем, что видит сквозь окружающие объекты, анализирует ситуацию за пределами прямой видимости. В какой-то момент наш автомобиль пропустил внезапно появившегося велосипедиста, который до этого был скрыт живой изгородью.
Хотя такая система и превосходит возможности человека, эти автомобили всё ещё не готовы к реальному миру. Снегопад или сильный дождь не позволят им работать. Работы на дороге также являются для них непреодолимым препятствием. В Google надеются решить проблему, когда будет накоплено больше данных о дорогах, и тогда беспилотные автомобили будут не хуже, а может, и лучше живых водителей.
Мне хотелось бы, чтобы эта технология заработала… вчера
Из-за внезапно пошатнувшегося здоровья полностью функциональный, независимый, социально активный человек с хорошей карьерой превращается в привязанного к дому, беспомощного, бессильного.
При обсуждении беспилотных автомобилей люди, как правило, задаются поверхностными вопросами. Сколько он будет стоить? Должен ли он заменить мой существующий автомобиль? Заменят ли такие машины такси? Что, если мне необходимо заехать в какой-нибудь drive-thru?
Эти люди игнорируют куда более умные и важные вопросы. Они игнорируют тот факт, что 45% граждан США с ограниченными возможностями по-прежнему работают. Игнорируют факт того, что 95% времени обычный автомобиль простаивает. Игнорируют возможности, благодаря которым данная технология изменит жизнь пожилых людей и заставит забыть о стоянках и гаражах. Эти люди упускают суть, потому что думают лишь о том, сможет ли компьютер ехать по трассе лучше, чем они.
Поездка показалась обычной, и это хорошо
Поездка в управляемом роботом автомобиле не ввергла меня в ужас, не вызвала приступа паники. Машина едет так, словно ей управляет человек, и через несколько минут вы забываете о том, что транспорт приводится в движение компьютером. Забываете о том, что этот компьютер обсчитывает и принимает решения в зависимости от находящихся вблизи вас машин, пешеходов, мопедов и енотов.
Вы забываете, что вместо органического мозга, в котором в течение миллионов лет развивалась способность выбора правильной траектории движения в зависимости от мгновенно меняющейся обстановки, всё это теперь делает электронный мозг, с момента создания которого не прошло и десятка лет.
К сожалению, кое-что в этом технологическом развитии является неизбежным. Это глупость, которая начнёт извергаться из уст общественности. Даже если в течение нескольких лет беспилотные автомобили будут доказывать свою безопасность в сравнении с живыми водителями, один-единственный инцидент сведёт людей с ума и всё уничтожит. Тут же вспыхнет волна возмущений. Не упустят свой шанс политики. Технологию обвешают ярлыками. Будет очень плохо.
Агентство DARPA рассекретило информацию о поисковой системе Memex по сайтам Невидимой сети (Deep Web). Поисковик разработан для нужд спецслужб. Например подразделение минобороны использует этот софт для отслеживания информации о торговле людьми.
Невидимая сеть — это сайты Tor и запароленные форумы и сайты, требующие регистрации. Есть ещё различные базы данных (юридические, судебные, адресные и т.д.), которые не хранят документы в статичном виде, а выдают их после заполнения формы. И серверы, которые выдают информацию с каких-либо сенсоров. Огромный массив сведений, недоступный обычным поисковикам вроде Google и Bing, а вот правоохранительным органам крайне важно иметь доступ к этой информации.
DARPA пишет, что обычные поисковики не устраивают их ещё и с технологической точки зрения, потому что выдают информацию слишком примитивно: в виде ссылок. А нужны продвинутые возможности. Например, составление списков с конкретными фамилиями, отслеживание изменения информации по определённым запросам, поиск закономерностей в собранных данных.
Для создания поисковика DARPA сотрудничало с 17 научно-исследовательскими группами из частных компаний и университетов, чтобы разработать способы извлечения, анализа и организации информации, полученной из Скрытой сети.
Естественно, система Memex не доступна для обычной публики и о ней известно очень мало. Есть только сведения о её применении различными агентствами. Очевидно, что подобные инструменты есть и в разведслужбах, которые тоже используют их по назначению.
Четыре года назад компания Google самой первой внедрила нестандартный протокол SPDY в браузер (позже все последовали за ней). Теперь она отказывается от ставшего ненужным детища в пользу HTTP/2. Причём операция прошла полностью успешно: HTTP/2 включил в свой состав технологию SPDY и почти утверждён как единый открытый стандарт.
Это довольно интересная ситуация. Она демонстрирует, что все браузеры в реальности отличаются друг от друга по поддержке стандартов и экспериментальных технологий, а само понятие «открытости» стандарта довольно относительно.
Впрочем, такое развитие событий вполне естественно и запрограммировано. Firefox, Opera, Safari уже поддерживают HTTP/2, так что Microsoft уже ничего не может сделать.
У HTTP/2 есть ряд явных преимуществ перед старым HTTP/1.1, ведь тому уже почти 15 лет. С тех пор интернет сильно изменился, поэтому протокол 15-летней давности стал «бутылочным горлышком» в скорости загрузки сайтов. HTTP/2 поддерживает мультиплексирование запросов, компрессию заголовков, приоритет и более грамотное управление потоком для пакетов. Это означает уменьшение задержек и ускорение загрузки сайтов в SPDY (HTTP/2) по сравнению с HTTP/1.1.
Google планирует постепенно накатить поддержку HTTP/2 в версию браузера Chrome 40 в течение ближайших недель. Удаление поддержки SPDY состоится в начале 2016 года. В такие же сроки состоится замена TLS-расширения NPN на ALPN в браузере Chrome.
Google настоятельно рекомендует веб-разработчикам переходить на HTTP/2 и ALPN.