Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзор текущего номера "Учительской газеты" Открытые материалы текущего номера «Учительской газеты»: N17 (10306) / 2010-04-27


Открытые материалы текущего номера «Учительской газеты» — №17 (10306) / 2010-04-27

Престиж профессии :: Во многих странах введен экзамен на должность учителя

Если два восьмилетних ученика средних способностей станут учиться у разных педагогов – с высокой и низкой квалификацией, то результаты их обучения за три года разойдутся на 50 с лишним процентных пунктов. Таков результат исследования, проведенного еще десять лет назад в США.

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, Главный редактор «УГ» :: Первые сто строк

Говорят, что в детстве все деревья большие, а время тянется очень медленно, оно словно застыло, в один день вмещается огромное множество событий, да это и неудивительно, ведь ребенок каждый день совершает открытия. Чем старше мы становимся, тем сильнее ускоряется бег времени. Кажется, буд! то вначале поднимаешься в гору, на перевал, чем ближе к вершине, тем медленнее движешься. Свою вершину ты можешь покорить и в двадцать, и в тридцать, и в пятьдесят лет, кому как выпадет.

Отстающие вузы могут лишиться высокого статуса

По итогам 2009 года национальные исследовательские университеты выполнили 90,5 процента взятых на себя обязательств. Об этом на заседании коллегии Минобрнауки России рассказал директор Департамента стратегии и перспективных проектов Сергей Иванец.

Россиянин или русский?

Как определить наше время и какие требования оно предъявляет образованию? Эти и многие другие актуальные вопросы обсудили на прошлой неделе участники семинара «Идентичность в текучем обществе» в Федеральном институте развития образования.

! С лучшим девизом - в Москву

Утвержден Порядок прове! дения за ключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России». Его можно найти на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru. А вот девиз конкурса «Учитель года России-2010», который определяет ведущее направление и задает тему конкурсным заданиям, предстоит придумать вам, нашим читателям.

ШОС запустит свой университет уже в этом году

26 апреля в Москве открылась III Неделя образования государств — членов Шанхайской организации сотрудничества. Как ожидается, ее центральным событием станет подписание меморандума о пилотном запуске Университета ШОС.

На зарядку - всей школой

Ученики и педагоги омской средней школы №145 не ограничились Международным днем здоровья, который отмечается 7 апреля по решению ВОЗ. Почти весь апрель в школе идет информационно! -просветительская кампания «Здоровье — путь к успеху!».

Фото из «Семейного альбома»

С 14 по 24 апреля Белгородский художественный музей принимал передвижную выставку победителей Всероссийского фотоконкурса «Семейный альбом». На вернисаже представлено сто лучших фотографий и среди них девять работ белгородцев.

О «Золушке» замолвили слово

19-20 апреля в Нижнем Новгороде состоялось выездное расширенное заседание президиума Российской академии образования. Помимо 12 академиков и членов-корреспондентов РАО в нем приняли участие представители Министерства образования и науки, Рособрнадзора, Комитета по образованию Госдумы и Высшей аттестационной комиссии.

Дети отдали голоса заядлому походнику

!

20 апреля в Воронеже состоялось награждение победителе! й област ного конкурса «Учитель года-2010». Лучшим учителем региона признан Юрий Чурляев, преподающий географию в воронежской школе №78.

Компьютер - лучший друг... пенсионера

В Лицее холодильной промышленности Петербурга завершились очередные бесплатные компьютерные курсы для пожилых людей. 32 человека получили свидетельства об их окончании и пополнили ряды компьютерных пользователей.

Вопрос недели

Весной школы по традиции приводят в порядок свою территорию. Привлекаете ли вы к этому учеников?

Наш календарь

Продолжаем информировать о некоторых памятных датах наступающего месяца, сегодня очередь мая.

Как вы лодку назовете... :: Вариантов сотня, а может быть, вы пред! ложите сто первую версию?

Прав был капитан Врунгель из одноименного мультфильма — от названия зависит многое. Пять лет «Учительская газета» проводит конкурс для классных руководителей, но до сих пор мы не придумали красивого, емкого, понятного и узнаваемого имени для этого состязания. Объявив конкурс в прошлом году, мы призвали его участников присылать не только свои разработки, но и варианты названий соревнования для классных «мам» и «пап» страны. Заметка с объявлением о конкурсе называлась «Покажите класс». Самое интересное, некоторые учителя посчитали, что это и есть название нашей акции... Однако откликнулось на нашу просьбу тоже немало педагогов. Итогом стал список из 100 вариантов. Пожалуйста, прочитайте его внимательно, а затем выберите лучший или назовите свой собственный (шлите письма на адрес klass-konkurs@mail.ru). Голосование продлится с 27 апреля до 11 мая 2010 года &! mdash; ровно две недели. Станьте нашим экспертом или даже! автором имени конкурса для классных руководителей! Кстати, напоминаем: тот, кто придумает лучшее название, получит приз.

Кто нас защитит?

«Хочу поделиться своей обидой...» С таких слов начинается немало писем в редакцию. И к ним особое отношение. Хочется помочь человеку, рассеять его недоумение, поддержать словом, а иногда и делом. Как правило, в таких письмах поднимаются проблемы, которые волнуют многих наших читателей.

Родились от будущих вдов

Так могут сказать о себе люди, которые потеряли в войну отцов. До сих пор боль от этой утраты не проходит. До сих пор поисковые отряды находят места захоронений воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Они хотят сберечь для потомков историческую память о великом мужестве людей военного поколения.

Что за прелесть эти сказки!

Филологов на творчество настроить легко, убеждены в Алтайской государственной педагогической академии. За подтверждением далеко ходить не надо. Стоило доценту политологии кандидату философских наук Геннадию Ефимовичу Дудинскому предложить филологам попробовать себя в качестве авторов сказок на политические темы — и вот уже готова выставка книжек-малышек. Заглавия говорящие: «День выборов», «Сказка о том, как Тыквенок партию создавал», «О том, как Иван-дурак на выборы ходил»...

Приоткроем двери в прошлое

Вот уже почти пятнадцать лет в нашей сельской школе действует долгосрочная программа «Воспитать патриота».

Теперь уже не расспросишь...

Нашу семью война не обошла стороной. Мой дедушка Кондратов Иван Петрович, житель Бе! лоруссии, в первые дни войны пропал без вести. Бабушка вместе ! с детьми (среди них была и моя мама) и односельчанами всю войну пряталась в болоте, спасаясь от немцев. Мой отец Кайгородцев Андрей Евдокимович был разведчиком в действующей армии. Помню, как в детстве с интересом мы слушали рассказы о его боевой молодости, о военных буднях, как рассматривали его ордена и медали, фотографии. Тогда нам, малышам, было невдомек, что наш отец — герой, освободитель. А вот теперь с горечью сознаешь, что уже и не расспросишь, и больше ничего не узнаешь о том страшном времени, о жизни родного человека, о его боевом прошлом. Только теперь, в зрелом возрасте, сожалеешь о том, что мало интересовались, не расспрашивали отца, не записывали его воспоминания.

Академия для учителей. Об интерактивной доске и о том, что час работы научит больше, чем день объяснений

Программа обучения и повышения квалификации преподавателей, использующих интерактивные доски (далее &mdash! ; ИД) Panasonic, приходит сегодня в российские школы. Цель проекта «Академия Panasonic для учителей» — содействовать продвижению в образование интерактивных технологий, за которыми будущее.

Учитесь вместе с нами на www.ug.ru :: ЕГЭ вышел на старт

С 20 по 30 апреля будет проходить досрочная сдача ЕГЭ. По данным Рособрнадзора, в ней участвуют выпускники из 59 регионов Российской Федерации — всего чуть меньше 1,5 тысячи. Эта цифра осталась практически такой же, что и в прошлом году. Из предметов по выбору среди досрочников самыми популярными стали биология, обществознание и история. По сравнению с прошлым годом количество заявок по этим предметам увеличилось на 61, 28 и 44% соответственно.

Георгиевская ленточка :: Из опыта учителя

Приступая к препода! ванию истории России XX века, представленной на страницах! учебник а, созданного учеными-историками А.Ф.Киселевым и В.П.Поповым и адресованного учащимся выпускного класса, необходимо первоначально определить важнейшие задачи, которые предстоит поставить, а затем и решить педагогам. Книга Г.М.Плоткина «История России. XX — начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень: методическое пособие к учебнику А.Ф.Киселева» содержит поурочное планирование курса и рекомендации для учителя, включающие в себя образовательные задачи уроков, планы изучения нового материала, раскрывает формы и методы работы преподавателя и учащихся.

Духовные истоки Великой Победы

9 Мая для нашей страны — праздник особенный, один из самых дорогих, соединивший в себе слезы безграничной радости и безутешного горя, гром праздничного салюта и отзвуки боевых орудий... 65 лет Великой Победы! Какой ценой она далась нашему народу? И почему через все эти долгие годы мы, снова и снова с трепетом рассматривая фотографии тех лет, храня письма-треугольнички родных, пытаемся еще глубже понять и объяснить своим детям, какая же невероятная сила поддерживала дух советских людей все это страшное время, вселяла в них то безграничное мужество, веру и чистоту, благодаря которым они выстояли и стали примером для многих поколений.

Документы. Фотографии. Факты

Среди энциклопедических изданий «Дрофы» есть поистине уникальные книги — это исторические атласы, среди которых особое место занимает атлас «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.».

Стимул исследователя :: УМК нового поколения в современной школе

Экспериментальная педагогическая деятельность все бол! ьше убеждает учителей-биологов в необходимости пересмотра содержания школьного биологического образования. Одно из приоритетных направлений модернизации российского образования — это включение в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий. Ведь внедрение, в частности, компьютерных технологий дает возможность не только увеличить предметную наглядность, но и делает ее принципиально иной — ученик становится активным участником образовательного процесса: он сам анализирует, сравнивает, моделирует, создает проекты и т. д.

Новинки «Дрофы»

Победные дни России

Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России» установлены дни воинской славы (победные дни) России. Многие из этих дней связаны с важнейшими событиями Великой Отечественной войны.

Красно! е вино п обеды

Несколько лет назад издательство «Дрофа» выпустило уникальную серию книг под названием «Библиотека отечественной классической художественной литературы», которая по специальной президентской программе была бесплатно поставлена тогда практически во все школьные библиотеки России. В нее вошло 100 томов лучших произведений прозы и поэзии от древности до нашего времени, рекомендованных для обязательного и дополнительного чтения на уроках литературы.

Лента времени

Великая Отечественная война прошла через судьбы каждой семьи нашей страны. И неудивительно, что в канун приближающейся 65-летней годовщины Великой Победы заметно увеличилось число печатных публикаций и телевизионных передач, посвященных войне. Между тем учителя истории замечают, что, несмотря на значительное количество часов, отводимых школьной программой на изучение Второй мировой войны, представл! ение учащихся о событиях того времени становится более размытым. Время отдаляет... Вероятно, по мере того как уходят из жизни ветераны, война и все, что с ней связано, становится для сегодняшних школьников уже далекой историей.

Детям о войне

История любой страны — это не только быт и нравы, национальные традиции, любовь к своему краю, природе, красоте... Это и страницы тяжких лихолетий, борьбы за свободу, многолетних и страшных войн, сражений и битв за каждую пядь своей земли, за своих близких и родных, за свое Отечество. И очень хочется, чтобы наши дети помнили об этом, также любили и берегли свою землю, гордились подвигами предков, их мужеством, уважали заслуги старших, хранили память о нелегких испытаниях и великих победах и были достойными своих дедов и отцов. А для этого нужно не так уж много — побольше рассказывать им, собирать альбомы, подписывая семейные фо! тографии, напевать хоть изредка замечательные песни тех лет и,! конечно же, читать им хорошие книги. Ведь в них есть много того, что научит детей быть честными и справедливыми, не стать трусом, понимать, что означает для каждого слово «Родина», быть настоящим другом, не подвести товарищей, не стыдиться в будущем своих поступков.

«Моя школа», «Мой детский сад»

В рамках Всероссийского года учителя Московский городской комитет Профсоюза работников народного образования и науки РФ объявляет о проведении творческого конкурса детского рисунка среди воспитанников детских садов и учащихся образовательных учреждений на темы «Моя школа», «Мой детский сад».

Какие качественные образовательные услуги могут оказывать дошкольные учреждения Москвы?

В округах на базе детских садов могут работать группы кратковременного пребывания (распоряжение первого заместителя мэра в Пр! авительстве Москвы от 03.09.2001 г.): «Адаптационная группа» — для детей в возрасте от 3 месяцев до 3 лет. Группа создается в целях обеспечения развития, социализации детей и адаптации их к поступлению в дошкольные образовательные учреждения.

Каков порядок назначения и выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных дошкольных образовательных учреждениях города Москвы?

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.02.2007 года №90-ПП с 01.09.2007 года осуществляется выплата компенсации части родительской платы за содержание ребенка в детском саду.

Порядок предоставления льгот по оплате за детский сад

Документы, подтверждающие право на льготу, предоставляются родителями (законными представителями) при поступлении ребенка в государственное образовательное учреждение, р! еализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, и по мере возникновения обстоятельств, дающих право на льготу, а далее — ежегодно к 1 сентября.

Липовые отличники: подозрения подтвердились

Отличники, нечестно заработавшие свои баллы на ЕГЭ в 2009 году, были отсеяны из вузов после первой же сессии, сообщила на Всероссийском совещании руководителей органов управления образованием в регионах РФ глава Рособрнадзора Любовь Глебова.

Как повышать квалификацию? Учителя решат сами

В Госдуму внесен законопроект, закрепляющий право педагогических работников всех уровней образования не реже чем один раз в пять лет проходить профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

Боитесь ЕГЭ? Начните готовиться к нему с… левог! о угла на чистом листе бумаги

Роль начала в любом д! еле очен ь велика. Ученики нашей онлайн-школы с курса русского языка знают это лучше других. В течение этой недели, на 6-м уроке, им предстоит изучить тему «Начало сочинения». Оно может быть разным, но, обращает внимание своих учеников Ирина Геннадьевна Добротина, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2002», «начало сочинения должно быть удачным, настраивающим эксперта, читающего вашу работу, примерно так: «И это еще только начало!» Начинать сочинение вы можете только тогда, когда определите проблему текста и поймете, о чем именно вы будете писать. О формулировке проблемы речь впереди, но и при выполнении заданий этого урока мы будем оперировать понятиями «проблема», «идея текста». Как же определить проблему, поднимаемую автором текста? И как начать свое сочинение? Одиннадцатиклассники могут поискать ответы на эти вопросы вместе с Ириной Геннадьевной в нашей онлайн-школе, потренироваться в написании разных вариантов начала сочинения, выполнить домашнее задание и получить анализ своих ошибок.

В каждом живет учитель!

Стартовала Всероссийская акция профсоюза «В каждом живет учитель!». С 26 апреля по 1 мая по всей стране будут проходить митинги, флешмобы и другие публичные мероприятия, направленные на привлечение внимания общества к образованию, к педагогической профессии.

Университеты и общество

23-24 апреля в Москве состоялась III Международная научно-практическая конференция «Университеты и общество. Сотрудничество и развитие университетов в XXI веке». Ее участниками стали более тысячи человек.

Прорыва пока не видно

По итогам 2009 года национальные исследовательские университеты выполнили 90,5 процента взятых на себя обязательств. Об этом на заседании коллегии Минобрнауки России рассказал директор Департамента стратегии и перспект! ивных проектов Сергей Иванец.

Без волокиты и переплаты

На очередном пленуме Чувашского рескома Профсоюза работников народного образования и науки РФ принято решение о создании кредитного кооператива. Его основной целью станет выдача потребительских займов членам профсоюза.

Профсоюзный билет пригодился!

22 апреля 2010 года Верховный суд Республики Марий Эл подтвердил право гражданина на установление размера трудовой пенсии по данным профсоюзного билета.

«Копейка», которая рубль бережет

20 апреля прошел обучающий семинар для бухгалтеров — казначеев Курганской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Солидарность - мощное оружие :: Кризис сплотил профсоюзное движение

1 Мая д! ля профсоюзов во всем мире — День международной солидарности трудящихся в память о жестоком подавлении демонстрации чикагских рабочих, выступивших за улучшение условий труда и сокращение продолжительности рабочего дня. В нашей стране официальное название первомайского праздника звучит по-другому, но для российских профсоюзов 1 Мая был и остается Днем единства, солидарности, борьбы за социальную справедливость. В 2010 году Первомай пройдет в форме шествий, митингов, пикетов под профсоюзным девизом «За достойный труд и заработную плату, стабильную занятость!». Кризис сплотил профсоюзное движение в борьбе за социально-трудовые права работников. В тяжелых социально-экономических условиях профсоюзы активно противостоят сокращениям рабочих мест на предприятиях, задержкам заработной платы, снижению социальных выплат, росту цен и тарифов на основные продукты питания, товары и услуги.

Запах духов и дух слова :: РУССКИЙ ЯЗЫК

«D! os  moipu sto, kai tan gan kinaso» —  (буквально: «Дайте, где стать, и я поверну Землю») — весьма употребительный афоризм связывают с именем Аристотеля. Во всяком случае, многочисленные источники уверяют, что именно Аристотель первым заявил, что ему не хватает только точки опоры, чтобы перевернуть земной шар. Это теория. На практике такую точку опоры приложить-то негде. Проверить это тоже невозможно. Но уже со школьной скамьи мы твердо знаем, что сдвинуть можно любой, даже самый «несдвигаемый» предмет. Была бы точка опоры, и был бы рычаг. И другая параллель —  наш «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Кажется, есть множество учебников весьма уважаемых авторов, теория и практика в которых органично сочетается с современными и классическими технологиями.

Теория и практика современной ли! тературы :: ЛИТЕРАТУРА

Любите ли вы заходить в книжные магазины, как люблю заходить в них я? Книжный прилавок – вещь крайне любопытная, многое можно почерпнуть для себя значительного и необычного. Весь вопрос в том, зачем заходить. Если зайти за книгой и сосредоточенно искать ее на полках, купить и уйти, то это один разговор. Если зайти в магазин просто так, чтобы посмотреть, полистать, прочитать и в конце концов неожиданно для себя купить (или не купить и пойти дальше по своим делам), то это тема сегодня для нас.

Древо жизни :: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА

Давайте внимательно посмотрим на одну из самых популярных крылатых фраз о теории. Grau, teurer Freund, ist alle Theorie Und grim des Lebens goldner Baum. Трагедию Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832) «Фауст» неоднократно переводили на русский язык, поэтому существуют различные варианты и толкования смысла ци! таты.

Поджигатели леса :: БИОЛОГИЯ

Данный урок проводится при изучении темы «Экосистема». Предложенный материал позволяет на примере фактических данных усвоить основные понятия темы, учит наблюдать, делать выводы, и самое важное, видеть за теоретическими выкладками учебника практическое значение полученных знаний, что наиболее актуально в современной российской школе. Считаю очень важным проводить такие уроки накануне весны или ранней весной, т. к. проблема лесных пожаров является наиболее актуальной в нашей стране. Это связано не только с мягкостью законодательства, но и с глубочайшим невежеством населения страны.

Мы с тобой одной крови – ты и я? :: БИОЛОГИЯ

Кровь – это сок особого свойства» — говорили мудрецы. Действительно, крови долгое время приписывали чудодейственную силу. Считалось, что стоило ее применить, как твоя жизнь не только изменится, но и б! удет продлена на долгие годы. Однако стоит помнить, что в средние века и на заре эпохи Возрождения переливание крови в сосуды человека не применяли, поскольку никто и не знал, куда и зачем она течет. Поэтому метод «омоложения» был очень прост – кровь, приготовленную особым образом, просто выпивали. Достаточно было трусливому выпить кровь храброго человека, а старому – кровь молодого, и … все в порядке. Например, Гиппократ рекомендовал больным, страдавшим заболеваниями с нарушением психики, пить кровь здоровых людей. Теоретически, вроде, возможно. Однако, следует вспомнить печальный исторический факт.

Оплата труда: получать или зарабатывать? :: ЭКОНОМИКА

Сегодня все работники хотят получать более высокую зарплату. Что нужно для этого в России? Иметь дружественные отношения с начальством, посещать вместе с руководителями различные мероприятия, быть родственником влиятельных людей, у! меть выполнять важную для начальника работу, которую тот по ра! зным при чинам не хочет делать самостоятельно. А нужно ли для высокой зарплаты хорошо и качественно работать? В России – не обязательно, даже не желательно, чтобы руководители не чувствовали в тебе потенциальную угрозу.

Теория и практика на уроках экономики :: ЭКОНОМИКА

На сегодняшний день необходимость школьного экономического образования ни у кого не вызывает сомнений. Изучение основ экономики в школе позволяет каждому учащемуся получить возможность не только познакомиться с базовыми понятиями экономической науки, но и, применяя полученные знания, выбрать направление дальнейшего приложения своих сил. Стандарты среднего общего образования предусматривают необходимый минимум того, что должен знать и использовать в практической деятельности школьник, но в течение крайне малого количества часов, отведенных на изучение «экономики», на наш взгляд, освоить предмет «осмысленно» нево! зможно. Огромный объем информации логично выдавать в лекционной форме, так как применять другие способы в столь сжатых временных рамках достаточно сложно. Однако, в этой ситуации происходит усвоение теоретических основ экономики, а о дальнейшем практическом применении учащимися полученных знаний речь вести не приходится.

Теория и практика немецкого школьного образования :: ВЗГЛЯД

В прошлом году мне посчастливилось два раза побывать в немецких школах. Первая поездка в землю Шлезвиг-Гольштейн стала возможна благодаря стипендии от Иностранного Немецкого Общества, вторая в рамках реализации программы нашей гимназии «Диалог культур» по обмену школьниками с городом Бохум в земле Северный Рейн-Вестфалия. Школы были разные по своей структуре и форме оказания образовательных услуг – Общеобразовательная и Вальдорфская —  но объединяло, наверное, их одно – это были обычные немецки! е школы и о том, как и чем живут обычные немецкие школы, я сей! час расс кажу.


В избранное