Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзор текущего номера "Учительской газеты" Открытые материалы текущего номера «Учительской газеты»: N16 (10305) / 2010-04-20


Открытые материалы текущего номера «Учительской газеты» — №16 (10305) / 2010-04-20

Всегда держи голову прямо :: В одном строю - «подберезовички» и «подосиновички»

Девушки мечтают о рыцарях. О не знающих поражения в борьбе за жизнь мачо, способных защитить от напастей, заслонить от горьких откровений, отгородить от проблем. Матери желают счастья своим сыновьям. Под ним они понимают спокойствие, отсутствие препятствий в выстраивании карьеры, но главная забота — помочь ему избежать страшного духовного и физического испытания, армии. При этом и невесты на выданье, и синьоры солидных лет сетуют на отсутствие настоящих мужчин. Но как воспитать из мальчика галантного кавалера, не боящегося брать на себя ответственность не только за собственные решения, и не позволить пройти ломку характера в жесточайшей школе боевого «братства»? Возмо! жно, качества, присущие воинам, лучше получать в достаточно тепличных условиях —  в школах? И постигнуть правило сильного — быть добрым, умелым, а следовательно, смелым. В угличской школе №5 в кадетских или эмчеэсовских классах учатся не только мальчишки. Девчонкам тоже хочется овладеть мастерством боя и особыми знаниями о поведении в экстремальных ситуациях.

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, Главный редактор «УГ» :: Первые сто строк

Телевизор я смотрю крайне редко. Когда показывают хорошие старые фильмы или зарубежную классику, концерты, записи опер и балетов. На этих каналах рекламы практически нет. По радио я тоже мало что слушаю: музыку, когда еду в машине, и новости утром и вечером. Я старательно избегаю рекламы. Она меня раздражает своей назойливостью, бессмысленностью, а то и глупостью. Сами подумайте: съешь шоколадный батончик — окажешься в раю; вы! пьешь банку или бутылку очередного химического напитка &m! dash;&nb sp;станешь суперменом; купишь журнал со сплетнями о звездах — почувствуешь себя с ними рядом.

С людьми нужно разговаривать

«Не должно быть учреждений, не обеспечивающих гражданам Российской Федерации то образование, которое страна должна обеспечивать, — заявил 14 апреля на совещании в Тверской области заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина. — И это требует более коротких, более четких схем управления».

«Четвертой власти» не хватает ответственности

15 апреля в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ прошло заседание Совета по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при президиуме генсовета партии «Единая Россия». Его темой стала социальная ответственность «четвертой! власти».

Суд отменил прощание

Верховный суд Республики Карелия 13 апреля восстановил в должности директора 45-й петрозаводской школы Светлану Артемьеву, уволенную 19 января главой администрации города Николаем Левиным без объяснения причин.

Кто в дидактике силен?

В Белгородском государственном университете состоялась педагогическая олимпиада. Подобные состязания проводятся в вузе не первый десяток лет, но в Год учителя олимпиада приобрела статус областной.

Подарки от Карлсона

Знаменитый петербургский Театр им. Ленсовета приступил к реализации социального проекта «Театр — детям».

Идеи без границ

В столичном Экспоцентре пр! ошел четвертый Международный конгресс-выставка «Global E! ducation  — Образование без границ-2010» .

Ректор Бауманки отметил юбилей

15 апреля известному российскому ученому Игорю Федорову исполнилось 70 лет. Окончив Московское высшее техническое училище имени Н.Э.Баумана, в 1963 году Игорь Федоров был распределен на работу инженером профилирующей кафедры «Радиоэлектронные устройства».

Вкалывают роботы

Сразу два международных молодежных научных события состоялись на прошлой неделе в Москве. С 12 по 15 апреля в МГУ прошел очередной форум «Ломоносов-2010», а с 14 по 17 апреля во Дворце спорта Московского государственного университета приборостроения и информатики (МГУПИ)  — международный форум «Роботы-2010».

Вопрос недели!

22 апреля исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Ленина. Как вы считаете, должны ли дети в школах изучать его биографию?

ЕГЭ с чистого листа

Роль начала в любом деле очень велика. Ученики нашей онлайн-школы с курса русского языка знают это лучше других. В течение этой недели, на 6-м уроке, им предстоит изучить тему «Начало сочинения». Оно может быть разным, но, обращает внимание своих учеников Ирина Геннадьевна Добротина, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2002», «начало сочинения должно быть удачным, настраивающим эксперта, читающего вашу работу, примерно так: «И это еще только начало!» Начинать сочинение вы можете только тогда, когда определите проблему текста и поймете, о чем именно вы будете писать. О формулировке проблемы речь впереди, но и при выполнении заданий этого урока мы будем оперировать понятиями! «проблема», «идея текста». Как же опр! еделить проблему, поднимаемую автором текста? И как начать свое сочинение?»

О нашем золотом запасе

Надо же! Как все-таки прилипчивы трафаретные фразы! Сколько раз я безжалостно вычеркивала из заметок эти слова. А сама теперь ничего не могу придумать нового. И повторяю в который раз: «Самая лучшая награда для газеты — это признательность читателей и авторов».

Лукавая цифра средней зарплаты

С удовольствием читал статью профессора Запесоцкого об отечественном телевидении и его взаимоотношениях с педагогикой. Справедливая, доказательная и понятная позиция; понятен даже знак вопроса в заголовке — не будь его, телевидение затаскало бы Александра Сергеевича по судам с исками о защите чести и достоинства...

Все мне близ! ко и знакомо

В пяти километрах от Клинцов расположено село Коржовка-Голубовка. В центре этого поселения — школа, летом и осенью окруженная разнообразием цветов. В 2004 году я впервые переступила ее порог. Помню свои первые шаги по школе: светлые и просторные коридоры, утопающие в зелени растений, отремонтированные классы, красочные стенды. Появилось чувство, что это мое, здесь мне уютно, все знакомо и близко. И вот уже почти шесть лет это чувство не покидает меня.

В подарок - стихи

В пригороде города Курска, поселке Химволокно, сложно найти человека, который не знал бы Тамару Петровну Гранкину, учителя математики.

Пусть перечитывают и радуются!

Огромное спасибо за публикацию моего письма. Одиннадцатый номер за 16 марта мы получили 25-го. Сразу же побежала с газетой к Татьяне Анатольевне Ко! рсунской, о которой писала в заметке «В царстве почемуче! к & mdash; праздник». Оказалось, у нее гостит мама — тоже учительница по профессии.

И грянул бал...

Это надо же! Чтобы все школьники танцевали! Самое первое, что сразу приходило в голову, — очередная громкая кампания, пошумят, пошумят, тем дело и кончится. Но инициатива губернатора области, столь неожиданная для многих, молодежи понравилась. Удивительно, но у нас в Пензенском районе (это без всякого преувеличения) все ученики пристрастились к бальным танцам. Всерьез и надолго!

Подростковая дисменорея

В прошлых выпусках «Академии Always» мы уже затрагивали тему болезненного начала менструального цикла. Остановимся на этом вопросе подробнее, потому что многие девочки предпочитают героически мучиться вместо того, чтобы обратиться к врачам. Перед началом занятия педагог м! ожет устроить письменный опрос, чтобы узнать, у кого из учениц наступление «месячных» сопровождается неприятными ощущениями, какие симптомы встречаются чаще всего. На основе собранных данных учитель сможет начать обсуждение такого сложного вопроса.

Год учителя откроется... на Северном полюсе

Третья молодежная экспедиция «На лыжах — к Северному полюсу!» под руководством известных путешественников Матвея Шпаро и Бориса Смолина пройдет сто километров по дрейфующим льдам и установит на вершине планеты флаг Года учителя. 14 апреля команда вылетела на российскую станцию «Барнео», чтобы оттуда начать арктический марафон.

«УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА» НА XIV РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ФОРУМЕ!

На стенде «Учительской газеты» вы сможете ознакомиться со свежими номерами н! аших изданий, обсудить содержание публикаций, заполнить анкету! , предло жить творческое сотрудничество и принять участие в мероприятиях:

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Одним из важнейших вопросов, которые обсудят на съезде в Астане, будет создание новой модели школы, востребованной обществом в XXI веке. В России ответом на вызовы времени стала президентская инициатива «Наша новая школа», утвержденная Дмитрием Медведевым 4 февраля 2010 года.

Сфера общих интересов :: В Астане обсудят эффективные модели сотрудничества

Двадцать два года назад состоялся Всесоюзный съезд работников народного образования. Судьбоносный, но последний. Тогда было решено, что недостаточное развитие инициативы на местах, консерватизм части педагогов и некомпетентное вмешательство в жизнь школы вышестоящих инстанций препятствуют обновлению школы и общества. В результате съ! езд определил будущее всей системы российского образования: создание системы непрерывного образования и построение ее на государственно-общественных началах, демократизация и гуманизация системы образования, создание эффективного организационно-экономического и правового механизма развития школы и решение социальных вопросов. С тех пор работники образования больше не собирались — не до этого было: развал Советского Союза, экономические и социальные проблемы. Однако в апреле 2010 года в контексте многочисленных реформ образования, проводящихся в России, президентских инициатив и активного подключения к Болонскому процессу в Астане состоится новый, теперь уже не всесоюзный, а «всесодружественный», съезд: I съезд учителей, работников образования государств — участников СНГ. «Съезд учителей и работников народного образования — это событие важное и значимое для всех стран, входящих в Содружество, —!  уверен доктор педагогических наук, профессор, вице-прези! дент Рос сийской академии образования Александр КУЗНЕЦОВ. — Во многом он означает подведение итогов развития систем образования и педагогической науки в наших странах за последние двадцать лет».

Александр АСМОЛОВ, академик РАО, директор Федерального института развития образования: :: Съезд учителей стран СНГ - это движение навстречу Организации образованных наций

В последний раз съезд учителей стран СНГ (в то время — республик, входящих в состав СССР) проходил в 1988 году. Среди тех, кто организовывал и проводил этот съезд, был Александр Асмолов, на тот момент пресс-секретарь министра образования СССР Геннадия Ягодина. Сегодня Александр Григорьевич Асмолов — доктор психологических наук, академик РАО, вице-президент Российского психологического общества — возглавляет Федеральный институт развития образования. Наш разговор с ним начался с в! оспоминаний о далеком 1988-м, когда съезд учителей стал главным событием не только для образования, но и для политической и общественной жизни всей страны.

О реализации мер по организации дистанционного образования детей-инвалидов в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

Традиционно одним из значимых аспектов государственной политики России в сфере образования является реализация права на образование инвалидов и детей-инвалидов. В качестве основной задачи в этой области рассматривается создание условий, обеспечивающих равный доступ к качественному образованию для всех инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития.

Новые инструменты для новых результатов :: Основа ЭОР - модульная архитектура

В рамках I съезда учителей и работников образования государств — участников Со! дружества Независимых Государств будет проходить выставка обра! зователь ных достижений. Мы расскажем о наиболее интересных из них — об электронных образовательных ресурсах. Использование ЭОР в образовательном процессе — это реальный путь к сближению педагогов стран СНГ, к созданию устойчивой и долговременной программы взаимодействия учреждений и систем повышения квалификации в странах Содружества.

Мир без границ :: На пути к созданию единого образовательного пространства

Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» существует более пятнадцати лет и является одной из ведущих организаций национальной системы управления образованием и наукой. Институт осуществляет комплексную поддержку развития и использования новых информационных технологий и телекоммуникаций в сфере науки и образования, содействует формированию и развит! ию информационного общества в России и его интеграции в глобальное информационное пространство, участвует в разработке отраслевых, межотраслевых и федеральных программ.

Александр КИСЕЛЕВ, генеральный директор издательства «Дрофа»: :: Мы открыты к диалогу

Учебники издательства «Дрофа» хорошо известны во всех регионах нашей страны и в странах СНГ. Выдержавшие неоднократные переиздания, проверенные временем и получившие одобрение учителей и учеников, многие переведены на языки народов России и иностранных государств. На сегодняшний день главная задача издательства — это выпуск учебников самого высокого качества, доступных, красочных, созданных с учетом новых педагогических технологий, с тем чтобы учителю было легко преподавать, а ученику — легко учиться. Это условие является залогом того, что при нововведениях в образовании издательство сможет быстро отреаг! ировать на перемены.

Марина БЕЗВИКОННАЯ, генеральный директор издательства «Мнемозина»: :: Наши учебники не должны повторять старое

Издательству «Мнемозина» уже 17 лет. Оно возникло в те годы, когда появилась потребность в наполнении книжного образовательного рынка учебниками и пособиями нового типа. Учитель, по сути дела, впервые получил возможность выбора программ и учебников по предметам. В рамках книжной конкуренции, в которой рождалось издательство, нужно было выбрать стратегию. И мы поставили перед собой цель: наши учебники должны не повторять старое, а соответствовать новым задачам и целям образования, новым возможностям школы, быть качественными, современными, ориентированными на учеников XXI века. За эти годы мы достигли немало: издано более тысячи книг, все учебники входят в Федеральный перечень. Но основным результатом деятельности считаю появление на рынке образовательных услуг качественной продукции, что многие годы подтверждает экс! пертиза, об этом же говорит и выбор учебников учителями.

Александр КОНДАКОВ, генеральный директор издательства «Просвещение»: :: У нас богатый опыт сотрудничества со странами СНГ

Издательство «Просвещение» сохраняет лидирующие позиции на рынке учебного книгоиздания России и является крупнейшим научно-издательским центром, во многом определяющим политику учебного книгоиздания страны. Издательство принимает активное участие в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, активно занимается наиболее перспективными вопросами развития учебного книгоиздания, прежде всего связанными с формированием современной информационно-образовательной среды.

«Просвещение» - лидер учебного книгоиздания

Издательство «Просвещение» — крупнейшее в России издательство учебно-методическ! ой литературы, занимающее лидирующее положение на рынке учебно! й литера туры по всем школьным предметам начальной, основной и старшей школы. С 1930 по 2010 год издательство выпустило более 13 миллиардов учебников. Наша продукция — это школьные учебники, рабочие тетради, методические пособия, карты, атласы, словари, электронные учебные пособия на CD и DVD, интернет-ресурсы.

Владимир ВАХРОМЕЕВ, генеральный директор издательства «Русское слово»: :: Сохраняя традиции, связываем поколения

Издательство «Русское слово» более 15 лет работает на рынке учебной и учебно-методической литературы, входит в Консультативный совет по учебному книгоизданию при Министерстве образования и науки Российской Федерации и на протяжении многих лет активно и плодотворно сотрудничает с Российским центром международного научного и культурного сотрудничества при МИД РФ в деле распространения и поддержки русского языка и культуры, развития учебного книгоизд! ания в странах СНГ.

Интеграция как реальность, :: или Перспектива взаимодействия со странами СНГ

Российская система повышения квалификации и переподготовки работников образования, как никакая другая система, открыта для интегративных процессов и, более того, призвана постоянно обогащать практику повышения квалификации зарубежным опытом, так как она остается едва ли не единственным источником получения новой информации, нового знания и новых навыков управленцами, администраторами и педагогами, поэтому именно она в известной мере несет ответственность за недостаточную подготовленность работников образования к модернизации системы образования.

Вожатые учатся комплексно подходить к своей работе

В Московском городском Доме учителя в рамках реализации Национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» прошл! а научно-практическая конференция «Актуальные направлени! я развит ия вожатского движения». Помимо пленарного заседания работали «Консультационные столы» по темам: «Документация старшего вожатого», «Аттестация старшего вожатого», «Информационные ресурсы старшего вожатого», «Ученическое самоуправление», «Вопросы вожатого первого года работы».

Шесть лет побед

Московская государственная академия делового администрирования, на протяжении всех шести лет проведения Универсиады вузов Департамента образования стабильно занимающая в ней лидирующие позиции, и в этом сезоне сохраняет единоличное лидерство в общем зачете. За последний месяц спортсмены академии успешно выступили в соревнованиях по баскетболу, настольному теннису и лыжным гонкам.

ДОУ открыли свои двери

С 1 по 30 апреля 2010 года в дошкольных! образовательных учреждениях системы Департамента образования проходят дни открытых дверей. Это хорошая традиция, сложившаяся в системе дошкольного образования Москвы, когда около 2 тысяч государственных детских садов принимают родителей своих будущих воспитанников.

Наука объединяет СНГ

С 12 по 15 апреля 2010 года в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова проходил традиционный Международный молодежный научный форум «Ломоносов-2010».

Школьники выбирают профессию

Свыше 10000 обучающихся 1-11-х классов из более 300 образовательных учреждений, студенты профессиональных колледжей и педагогических вузов, специалисты окружных управлений образования и методических центров, ученые, представители предприятий городского хозяйства города Москвы приняли участие в мероприятиях ! городской недели профориентации.

20 лет молодости московского учительства

Двадцать лет назад в Москве прошел первый городской конкурс профессионального мастерства «Учитель года». С тех пор, как говорится, много воды утекло, в рамках этого конкурса появилось множество дочерних, в которых по разным номинациям соревнуются многие тысячи столичных педагогов. 26 апреля 2010 года будут подведены итоги и названы имена лучших, а также абсолютного победителя — учителя года Москвы-2010. Он присоединится к славной тридцатке тех, кто все эти двадцать лет прославлял образование столицы в стране. Среди тридцати победителей разных лет трое стали учителями года России: в 1997 году — Александр Глозман, в 2007-м — Анна Мехед, в 2008-м — Михаил Стародубцев. Практически все наши лучшие учителя входили в число пятнадцати лауреатов российского конкурса, многие — в пятерку лучших учителей Росси! и.

Липовые отличники: подозрения подтвердились

Отличники, нечестно заработавшие свои баллы на ЕГЭ в 2009 году, были отсеяны из вузов после первой же сессии, сообщила на Всероссийском совещании руководителей органов управления образованием в регионах РФ глава Рособрнадзора Любовь Глебова.

Как повышать квалификацию? Учителя решат сами

В Госдуму внесен законопроект, закрепляющий право педагогических работников всех уровней образования не реже чем один раз в пять лет проходить профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

Боитесь ЕГЭ? Начните готовиться к нему с… левого угла на чистом листе бумаги

Роль начала в любом деле очень велика. Ученики нашей онлайн-школы с курса русского языка знают это лучше других. В течение этой недели, на! 6-м уроке, им предстоит изучить тему «Начало сочинения». Оно может быть разным, но, обращает внимание своих учеников Ирина Геннадьевна Добротина, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2002», «начало сочинения должно быть удачным, настраивающим эксперта, читающего вашу работу, примерно так: «И это еще только начало!» Начинать сочинение вы можете только тогда, когда определите проблему текста и поймете, о чем именно вы будете писать. О формулировке проблемы речь впереди, но и при выполнении заданий этого урока мы будем оперировать понятиями «проблема», «идея текста». Как же определить проблему, поднимаемую автором текста? И как начать свое сочинение? Одиннадцатиклассники могут поискать ответы на эти вопросы вместе с Ириной Геннадьевной в нашей онлайн-школе, потренироваться в написании разных вариантов начала сочинения, выполнить домашнее задание и получить анализ своих ошибок.

Регионы делятся опытом

14-15 апреля Минобрнауки России провело в Тверской области Всероссийское совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования.

Идеи без границ

В столичном Экспоцентре прошел четвертый Международный конгресс-выставка «Global Education — Образование без границ-2010».

О ком вспомнит министр образования 26 апреля?

С 26 апреля по 1 мая профсоюз проводит Всероссийскую акцию «В каждом живет учитель». В ее преддверии мы побеседовали с министром образования и науки РФ Андреем ФУРСЕНКО.

Родители готовы голодать

В воскресенье, 18 апреля, в Первомайском сквере Новосибирска состоялся пикет ! молодых родителей — участников движения «! ;Российс ким детям — доступное дошкольное образование».

Образование - с пеленок

К 2015 году все тамбовчане дошкольного возраста должны получать качественное дошкольное образование. Такую задачу поставил перед педагогическим сообществом губернатор Олег Бетин после доклада начальника областного управления образования и науки Натальи Астафьевой на еженедельной планерке.

Ректор Бауманки отметил юбилей в новом статусе

15 апреля известному российскому ученому Игорю Федорову исполнилось 70 лет. Бессменный ректор знаменитой Бауманки с 1991 года встретил юбилей в новом статусе — президента МГТУ.

Чтобы избежать ошибок

Поступление в вуз может стать для абитуриента серьезным испытанием с юридической точки зрения. В Сан! кт-Петербургском государственном университете в этом убедились на собственном опыте.

Боитесь ЕГЭ? Начните готовиться к нему с... чистого листа

Роль начала в любом деле очень велика. Ученики онлайн-школы «Учительской газеты» с курса русского языка знают это лучше других. В течение этой недели, на 6-м уроке, им предстоит изучить тему «Начало сочинения». Как обращает внимание своих учеников Ирина Добротина, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2002», «начало сочинения должно быть удачным, настраивающим эксперта, читающего вашу работу, примерно так: «И это еще только начало!». Начинать сочинение вы можете только тогда, когда определите проблему текста и поймете, о чем именно вы будете писать. О формулировке проблемы речь впереди, но и при выполнении заданий этого урока мы будем оперировать понятиями «проблема», «ид! ея текста».


В избранное