Я работаю в школе 26 лет. На 23-м году своей педагогической деятельности познакомилась с открытыми образовательными технологиями. На базе нашей школы работали курсы кафедры открытых образовательных технологий
Московского института открытого образования. Сотрудники кафедры Е.В. Зачесова и Ю.М. Петров не просто оказали нам большую помощь в изучении и применении новых технологий в школе, но и подвигли на переосмысление некоторых профессиональных принципов. Меня, во всяком случае. Расскажу о том, как мы с ребятами осваивали технологию проектной деятельности.
На сцену вышел тот, кого мы ждали уже более получаса. Должно быть, не одной мне было странно, что музыкант оказался человеком невзрачного вида, неопределенных лет, в поношенном сером костюме, с землистым лицом, ничего не выражающим взглядом и узкими белыми губами, сжатыми так плотно, будто с них не
срывалось ни одно слово уже много лет.
Вот уже в восьмой раз состоялся финал Всероссийской акции «Я — гражданин России», учредителями которой являются: Федеральное агентство по образованию, Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», «Учительская газета», Самарский региональный центр гражданского образования и благотворительный фонд «Сивитас». Участниками VIII Всероссийской акции была 31 команда ребят,
которые создали и реализовали свои социальные проекты в течение 2007-2008 учебного года. Учащиеся при поддержке педагогов предложили свой вариант решения выбранной проблемы, актуальной для их школы, микрорайона, села, района, города. Одновременно во Всероссийском детском центре «Орленок» проходил Всероссийский фестиваль «Дорогу осилит идущий», посвященный 90-летию системы дополнительного образования, в котором принимали участие победители Все!
российского конкурса моделей школьного самоуправления «Л!
идер-200
8», Всероссийского конкурса технического творчества, всероссийских соревнований по туризму и спорту и образцовые творческие коллективы России.
Лингвистические сказки развивают творческое воображение и речь
Познанию мира и его преобразованию на протяжении многих веков служит человеческое воображение. Альберт Эйнштейн говорил: «Воображение важнее всякого знания, ибо всякое знание ограниченно. Воображение
же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции». Люди, лишенные фантазии, не смогли бы придумать многие полезные изобретения, совершить важные научные открытия. Проблема развития творческого воображения школьников всегда актуальна, так как напрямую связана с общественным прогрессом. Стимулировать и продуцировать детскую фантазию можно с помощью лингвистических сказок.
На европоцентристских идеях патриотов не воспитать
В последние годы в педагогической литературе и в средствах массовой информации активно обсуждаются проблемы патриотического воспитания. Исследования и практическая деятельность
в этом направлении получают политическую и финансовую поддержку. Очевидно, что это связано с поиском духовной основы нового российского общества.
Обучение письменной речи в работе с печатным текстом
Работая по Московской региональной программе языкового образования, мне часто приходится сталкиваться с различными методиками обучения иностранному языку. Правильно построенная система обучения иноязычной речи предполагает синтез всех слагаемых овладения языком, а также полную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения. Как показывает
накопленный мною опыт, обучение письменной речи включает речевые упражнения, работу с текстом, а также чтение, аудирование и устное общение. Особое внимание следует уделить печатному тексту — это продуктивная основа для обучения всем видам речевой деятельности, а также выработки необходимых навыков использования правил нормативного английского языка. Письменно-речевые упражнения, которые я предлагаю вашему вниманию, базируются на текстах из учебника!
Виржинии Эванс «Enterprise».
Как сделать русскую классику близкой и понятной негуманитариям
В июньском выпуске «Методической кухни»
(№26 «УГ», 2008 г.) рубрику «Профильное обучение» украсил эксперимент двух учителей МХК — Сергея Маринченко из Ростовской области и Олега Егорова из Московской области. Они представили одну и ту же тему в разных подачах — для филологов и математиков. Продолжаем тему и публикуем материал словесника из Омской области, посвященный общим подходам к преподаванию литературы в классах негуманитарного профил!
я.
...Но знаешь, хоть Бога к себе призови, Разве можно понять что-нибудь в любви?
Первый
материал новой рубрики, посвященной сложным, неоднозначным темам школьной программы, был опубликован в майском выпуске «Методической кухни» (№22 «УГ»). Продолжаем разговор. На сей раз речь пойдет о «Евгении Онегине» Александра Сергеевича Пушкина. Последние уроки по роману. Уже усвоено ключевое: «образ Татьяны», «лишние люди», «энциклопедия русской жизни» и т.д. Пришла по!
ра понять роман «в целом». Нужно найти какие-то са!
мые важн
ые слова, ответить на вопросы: как вы понимаете смысл «Евгения Онегина»? Как толкуют его дети?
Тема «Духовная и нравственная жизнь современного человека». 11-й класс
Мы воспитываем не только будущих инженеров, врачей, учителей, строителей, рабочих, но прежде всего гражданина. Понятие «гражданин» вмещает в себя несколько других, очень важных: это и патриот, и высоконравственный человек, знающий права и обязанности, умеющий быть толерантным и справедливым. Такие
необходимые черты личности, как нравственность, духовность, становятся предметом обсуждения на уроках обществознания, права, граждановедения. В 11-м классе я обязательно провожу подобное занятие как обобщающее.
Ясным осенним днем 28 сентября после уроков, едва стихли голоса школьников в Тимашевской школе Самарской области, начали собираться учителя. Причина была веская — обучающий семинар, лектор — ученый московского Федерального института развития образования Всеволод Николаевич Зайцев, легенда российской педагогики. Тема семинара — «Практическая
дидактика».
Поле для !
размышлений и инструкция к применению для освобожденных воспитателей
Учитель не только преподает, не только воспитывает, у него есть третье дело — поддерживать учеников. Это научное открытие принадлежит известному ученому, члену-корреспонденту РАО Олегу Семеновичу Газману (1936 — 1996). Искусством поддерживать детей согласно этой теории должен владеть прежде всего классный воспитатель. Но возникает вопрос, целый каскад недоумений: для чего поддерживать, в
каких границах, по каким канонам? И чем все это отличается от общепринятых традиций воспитания?.. Ответы содержит брошюра, написанная О.С. Газманом вместе с его единомышленником и учеником Александром Владимировичем Ивановым, ныне профессором МГПИ. Изданная в ротапринте еще на заре рыночной эры, но не потерявшая доселе своей злободневности, эта работа подводит итоги трехлетнего эксперимента «Освобожденный классный воспитатель» в десяти регионах.
Шахматы — уникальное явление российской и мировой действительности. Их терминология давно и прочно вошла в
лексикон многих людей. Такие термины, как «рокировка», «ход конем», «шах», «патовое положение», «мат», «цугцванг», «цейтнот», «проходная пешка» и другие, используют не только шахматисты.