Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзор текущего номера "Учительской газеты" Материалы текущего номера «Учительской газеты»: N01 (10186) / 2008-01-08


Содержание текущего номера «Учительской газеты» — №01 (10186) / 2008-01-08

Новости:
Трудно быть взрослымОт арбуза до яблокаТропы судьбы Музей станицы — лучший в районеДружба навекЛенивицаСтарейшая в озерном краеГоржусь прадедушкой

Новации

Получив диплом, продолжай учиться!

 Кадры, как прежде, решают все

В 2007 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» состоялся конкурс регионов, активно внедряющих программы модернизации образовательной системы. Двадцать один из них вышел в победители, а трем из них — Москве, Санкт-Петербургу и Тюменской области — была доверена роль кон! сультантов, своего рода учителей для тех, кто открыт и готов к назревшему в обществе обновлению образования. Приступая к исполнению возложенной миссии, Тюменский областной государственный институт развития регионального образования (ТОГИРРО) в августе этого года заключил с Федеральным агентством по образованию контракт, который предусматривает «организационно-методическое сопровождение и методическую поддержку реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования Тюменской области».

«ИКТ в образовании» — приложение к «УГ»

Электронный г! ражданин

 Как преодолеть инф! ормацион ное неравенство?

Информация — насущная необходимость развития нашего общества. Но она должна быть доступна не только избранным. Поэтому правительства и общественные организации стран мира стараются обеспечить доступ к информационным ресурсам широких масс населения. Однако большинство государственных программ по информатизации сводится в основном к созданию технической инфраструктуры — созданию сайтов, внедрению систем интерактивного взаимодействия с гражданами, обеспечению доступа в Интернет и так далее. При этом на обучение граждан пользоваться этими возможностями выделяется гораздо меньше средств и ресурсов.

Круглый стол

Проблемное поле — история в школе

 

История — один из наиболее подверженных изменению предметов в современной школе. Идет время, меняется социальная, политическая ситуация, и возникают новые подходы к известным событиям, потребность осмыслить и осветить их заново. Каковы в этом аспекте цели и задачи современного школьного образования? Две системы преподавания истории в нынешней школе — линейная и концентрическая — тоже вызывают ожесточенные споры среди методистов и учителей. Может быть, есть еще какой-нибудь третий путь? Или четвертый — совмещающий достоинства и концентрической, и линейной структур? Разработка нового государственного стандарта образования внесет свои коррективы в решение этих вопросов. Тема ЕГЭ по истории также в центре внимания учителей и выпускников — надо ли подстраивать весь материал школьной исто! рии под ЕГЭ или, возможно, стоит изменить сам формат единого г! осэкзаме на. Наконец только что изданному, но уже попавшему в поле зрения профессионального сообщества учебнику «История России. 1945-2007» под редакцией А.А.Данилова, А.И.Уткина, А.В.Филиппова (издательство «Просвещение») предстоят еще апробация и доработка — их направление тоже нужно определить. По всем этим вопросам в редакции «УГ» прошел «круглый стол», на который были приглашены лучшие учителя Москвы и Санкт-Петербурга, издатели, ученые и преподаватели высшей школы.

Классный руководитель

На что отзываются детские души

 В классе Надежды Крючковой чужих нет, здесь все свои, и! все — ее

На вопрос, какие проблемы волнуют ее восьмиклассников, Надежда Крючкова, учитель истории, обществознания и права воронежской школы №5, а также классный руководитель 8-го «А», может отвечать долго. На первый взгляд кажется, что, как и год и два назад, главное для них — это хорошие отметки. Однако все чаще восьмиклассники звонят своей классной домой, чтобы посоветоваться, как не нарваться на конфликт с родителями, не поссориться с той или иной учительницей и как наконец-то помириться с одноклассницей.

Директорский клуб

Олимпиады и конкурсы...

 

Может ли головная боль благоприятно повлиять на сос! тояние в сего организма? Оказывается, может. В том случае, если это учительская «головная боль» по поводу подготовки к очередному конкурсу или олимпиаде, а организм — это школа, которая выигрывает даже в том случае, если победа обходит ее стороной. Смотря что считать выигрышем...

Управление: от теории к практике

Главная опасность

 Что нужно: учить или готовить к ЕГЭ?

Татьяна Сеппянен работает почти в экстремальных условиях. В Пряжинском районе водопровод-то редкость, зато все школы подключены к интернету. Этот район Карелии — сугубо сельский, даже его «столица» &! mdash; не город, а поселок городского типа. Леса настолько дремучие, что в них время от времени ищут снежного человека. Проживают в районе, довольно значительном по площади, всего 18 тысяч человек. В лесных поселках работы нет. Их жителям по большей части не до воспитания детей, все заботы они заливают привычным способом. Люди уезжают в более перспективные края, и их трудно осуждать. А ведь это красивейший уголок земли между двух озер — Ладожским и Онежским. Татьяна Павловна Сеппянен руководит районным управлением образования семь лет. Ее имя хорошо известно в республике: в 1995 году она стала победителем первого республиканского конкурса «Учитель года» и лауреатом российского. Под ее началом десять школ, 1429 учеников, 327 педагогов — и все сельские проблемы.

Национальная школа

Родной язык не нужен?

 Как решить проблемы двуязычия

Кем станут выпускники русской многонациональной школы? Не оторвутся ли они от своих национальных корней? Станут ли они патриотами России? Вольются ли они со временем в мировое сообщество, дополняя и обогащая друг друга как представители различных культур?

Качество образования

Игры разные. Правила одни

 В армию могут призвать! прямо со студенческой скамьи

Главная формула строительства социализма была простой и весьма емкой, ее частенько любил повторять менеджер высшего звена Владимир Ильич Ленин: «Социализм — это учет и контроль». Социализм, правда, закончился, однако учет и контроль постоянны и незыблемы, как смена времен года. Для системы образования, особенно нынешней, когда идет существенное изменение законодательной базы, меняется не только система управления образованием, но и само содержание образования, расширение и усиление функций контроля жизненно необходимы.

Ваш адвокат

Консультация юриста

 !

- С учителем информатики заключен договор! о матер иальной ответственности. Так случилось, что были выведены из строя два компьютера, входящих в зону его ответственности. Учительская зарплата не позволит рассчитываться за компьютеры. Может ли администрация школы освободить от материальной ответственности учителя в этом случае?

Общество

Фактор рождаемости

 Демографическая политика бьет мимо цели

О демографии в России говорить любят. Причем много и с удовольствием, каким-то мучительным, как будто раскачивают больной зуб. Кто-то пытается втолковать, что, дескать, Европа вон тоже вымирает, и ничего — не переживает особенно по этому поводу. Кто-то счита! ет, что в одиночку россиянам не справиться, и предлагает для улучшения генофонда нации ввозить ежегодно в страну по миллиону мигрантов. Кто-то вообще намекает на заговор мировой закулисы. Однако факт остается фактом — снижение рождаемости и высокая смертность могут привести к 2050 году к сокращению населения России до 83 миллионов человек. Чтобы воссоздать картину современной обстановки, подвести итог исследований, проводившихся в последнее время, и внести некоторые рекомендации, в Высшей школе экономики провели социологический форум «Семья в потоке перемен: демографические вызовы современной политике». По словам научного руководителя ГУ-ВШЭ Евгения Ясина, «наивно было бы полагать, что эти рекомендации могут как-то серьезно изменить ситуацию, но демографические проблемы все-таки заслуживают самого пристального внимания».

Эконо! мика

Глобально и комплексно

 Как поднять зарплату на 49 проценов

«Учительская газета» несколько раз обращалась к проблемам заработной платы педагогов Республики Мордовия. Мы были не согласны с предложениями руководства республики поставить зарплату в зависимость от выполнения районами плана по сдаче сельхозпродукции и рассказывали, как прокуроры и судьи защищали права педагогов.

Социальная защита

Шведам пришлось трудно

 Виной ! тому российская межведомственная разобщенность

Для истории десять лет — это лишь краткий промежуток времени, но для истории социальной работы в Петербурге — это фактически попытка перейти в новое измерение. На конференции, посвященной итогам реализации десятилетнего российско-шведского проекта «Сотрудничество по усовершенствованию социальной работы в Санкт-Петербурге», председатель городского Комитета по труду и социальной защите Александр Ржаненков заметил, что знакомство с опытом Швеции в социальной сфере послужило началом для ломки стереотипов и внедрения инноваций в социальной работе в России. По оценке руководителей Sida (Шведское агентство международного развития МИД Швеции), осуществлявшего финансирование проекта, он явился самым крупным по целям, направлениям деятельности, охвату участников и полученным результатам не только среди проектов в социальной сфере, реализуемых в России, но и среди всех социал! ьных проектов, финансируемых организацией. Вместе со шведскими! коллега ми российские специалисты разработали пилотные проекты по пяти направлениям: социальная работа с лицами, имеющими нарушения интеллектуального развития; инновационные формы социальной работы: развитие внестационарных форм социального обслуживания пожилых людей; открытые формы социальной работы — социальные бюро; социальная работа с детьми, чьи родители злоупотребляют алкоголем; приемные семьи.

Идеи и люди

Уроки Пинского

 

Для нас, друзей Анатолия Пинского, его жизнь и работы не являются чем-то отвлеченно академическим. Это и наша жизнь, и наши заботы. В то же время за этой личной вовлеченностью и бл! изкостью может потеряться и масштаб личности, и масштаб мысли. Поэтому мне показалось важным взглянуть на биографию и на основные работы Пинского из другой перспективы. Теоретические разработки Анатолия Аркадьевича и его поиски в сфере образования тесно связаны с его жизнью. Эта связь может послужить важным уроком для понимания тех феноменов образования, о которых он спорил и писал*. Поэтому в этой работе я попробовал посмотреть на его жизнь и научное наследие, посвященное развитию человека в образовании, как на реальный «случай» развития и образования.

Психологическая мастерская

Дукаты в чужом кармане

 Их подсчет никогд! а не ведет к собственному счастью

В неболь! шом посе лке регулярно зарабатывать деньги было сложно. Поэтому за работу в местном Центре дополнительного образования педагоги держались, что называется, двумя руками. И все же зарплаты были маленькие. Алла Ивановна, преподавательница английского, нашла для себя такой выход — и кружок в Центре дополнительного образования вела, и бегала на уроки в поселковую школу. Возвращалась домой Алла Ивановна поздним вечером. Холодный деревянный дом не радовал — топить печку надо срочно, выслушивать капризы маленькой дочки, дольше всех детей задержавшейся сегодня в садике, потому что у мамы — работа. Мужа у Аллы Ивановны давно не было — спился, жил у свекрови и им с дочкой, конечно, не помогал. Иногда в порыве злобы на весь мир Алла Ивановна набирала телефонный номер «бывшего» и совала трубку к личику дочки: «Скажи: «Папка, нам есть нечего, дай денег!» Дочка послушно повторяла за мамой эти слова, скоро ! и интонации мамины усвоила... Наверное, можно было бы Алле Ивановне найти в поселке молодежь, желающую заняться частными уроками английского, и тем увеличить семейный бюджет. Но, обидевшись на судьбу, она как будто бы и не очень хотела улучшать свою несчастную жизнь... Больше всех в этом несправедливом мире Алла Ивановна ненавидела свою коллегу по Центру дополнительного образования Марину Вадимовну.

Terra incognita

Дерево знаний

 Прекрасно растет от корней и плохо принимает привитые ветки

Встреча с нейробиологом, доктором медицинских наук, профессором Константином АНОХИНЫМ представлялась особенно важной для нашей! рубрики, потому что, по мнению коллег, сейчас это один из вед! ущих в м ире специалистов, изучающих механизмы памяти. А что, как не память, можно назвать основой, на которую опирается обучение во все времена и во всех странах? Однако Константин Владимирович предложил тему несколько неожиданную, сугубо педагогическую. Не занимаясь специально проблемами образования, нейробиологи во всем мире в последние годы пришли к обсуждению новых данных о том, какие процессы, происходящие в мозге человека, позволяют ему успешно приобретать новые знания, и как в связи с этим следовало бы организовать обучение. О двух концепциях, двух парадигмах, одна из которых новая, строится не столько на памяти, сколько… Впрочем, начнем со старой, широко известной и учителям, и родителям.

Группа риска

Ребенок, дрожащий или право имеющий?

 В преступлениях несовершеннолетних виноваты взрослые

Почему-то так складывается, что о детях у нас принято вспоминать в основном 1 июня — в День защиты детей. В первый день лета по телеканалам рассказывают о нарушении их прав, о тяжелой жизни в детдомах и нерадивых приемных родителях. Депутаты Госдумы трясут кулаками и выдают гневные реляции на тему «Доколе противным иностранцам будет позволено издеваться над невинными русскими детьми». В остальные же 364 дня года о проблемах нарушения прав детей в основном предпочитают не вспоминать. Приятным исключением в этом отношении стала декабрьская Международная научно-практическая конференция по проблеме защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшая при поддержке Минобрнауки России, Федерального агентства по образованию и Института ра! звития социальных коммуникаций.

А вы смотрели?

14 мгновений в Одессе,

 или Чужой среди своих

Я вам не скажу за всю Одессу, но половина страны телеэпопею Сергея Урсуляка «Ликвидация» посмотрела точно. Посмотрела и оценила. История вышла не столько про то, как маршал Жуков расправлялся с одесским беспределом конца 1940-х (поэтому достоверность событий здесь не принципиальна), сколько вновь про «чужого среди своих, своего среди чужих». И здесь «Ликвидацию», по-моему, без потери лица вполне можно сравнить с «Семнадцатью мгновениями весны».

Площадь искусств

Александр СОКУРОВ:

 «Александра» — фильм о том, что война закончилась

Фильм Александра Сокурова «Александра», премьерный показ которого состоялся недавно в Петербурге в Михайловском театре, как раз из тех художественных творений, которые дают мысли простор. Конечно, есть заданное направление: Чеченская Республика, расположение российских войск, наши дни. Бабушка Александра Николаевна, приехавшая к внуку-офицеру на несколько дней. И есть предложение стать созерцателем эпизода чьей-то жизни, додумать вдруг возникшую рядом судьбу, может быть, приметить нити, переплетенные и уходящие в глубину человеческих переживаний. «Александра» &mdash! ; фильм-размышление. Ненавязчивое и деликатное. О войне. ! О мире. О добре и зле. Другими словами, о вечном. Как заметил сам автор фильма, это вымысел, в котором много пересечений с реальной жизнью и нет ни грамма публицистики. Нет и бурно развивающегося действия. И все-таки в этой кажущейся бездеятельности — возвращение. К духовности. К окончанию войны — в сердцах. Возвращение человека к человеку.

 

Баннерная сеть "Учительской газеты"

В избранное