Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзор текущего номера "Учительской газеты" Материалы текущего номера «Учительской газеты»: N21 (10154) / 2007-05-22


< /tr>
Содержание текущего номера «Учительской газеты» — №21 (10154) / 2007-05-22

Новости:
Министерские замыслыКузбасс — это класс!Петербург — родина пеликановСколько нужно учиться на бакалавра?Правительство надеется обойтись без дополнительных затратНПО и СПО учатся зарабатывать деньги самостоятельноСреди городов-героев проигравших нетВ Болгарию — по обменуЧтобы не утонуть, надо объединитьсяВопрос неделиГде партнерство, там инновационное управление« Перекресток» решает социальные проблемыВетеранам воздали по заслугамБрось сигарету, брось!Орден Ломоносова вручен по заслугамЦвети, «цветик-семицветик»!Играют все!Коротко о главном

Акция «УГ»

Добро пожаловать в Париж!

 В Челябинской области открылось уникальное образовательное учреждение, проработало четыре дня и закрылось

В начале мая на территории Челябинской области работало уникальное учебное заведение — Школа учителей года при «Учительской газете». В этой школе никто не сдает учебный план и не заполняет журналы, а оценки ставят по желанию. Задача этого образовательного центра — не только дать знания детям, которые принимают именитых гостей, но и подарить возможность местным педагогам перенять опыт победителей конкурсов профессионального мастерства. Майской школы на Южном Урале могло и не быть, если бы инициативу «Учительской газеты» не поддержали Владимир САДЫРИН, региональный министр образования и науки, и фирма Polymedia, та самая, которая подарила каждому из «пятерки» победителей конкурса «Учитель года России-2006» по интерактивной доске Smart и виртуальной мышке в придачу.

Письма

Поговорим?

 

- Это я — Динамитовна, — слышится в трубке бодрый голос, — не забыли такую... Ну как я могу забыть нашего давнего автора, ветерана труда, кандидата педагогических наук Дину Дмитриевну Озерецковскую?! Сколько заметок об интересных событиях и людях появилось в «Учительской газете» за ее подписью!

Методическая кухня: Энциклопедия педагогических идей

Отпустите его, не бойтесь

 Личностно ориентированное образование

«Личностно-ориентированное образование — образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» (Новые ценности образования. Выпуск 1. Тезаурус для учителей и школьных психологов / Ред.-сост. Н.Б. Крылова. — М.: РФФИ-ИПИ, 1995. — с. 55). Великий педагог Фридрик Вильгельм Адольф Дистерверг считал, что «больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем обучение десяти разным предметам с одной стороны». Последуем его наставлению и попытаемся, воспользовавшись перечнем учебных предметов БУПа, разобраться, что же такое личностно ориентированное образование.

Методическая кухня: Сто друзей. Итоги

Опечатки огорчают

 Немецкий язык

Сначала отрывок из письма нашей читательницы из Череповца Вологодской области Наталии ЛЯПУНОВОЙ, заведующей библиотекой средней школы №1: «Не секрет, что сейчас наибольший интерес проявляется к изучению английского языка. Бывает очень трудно скомплектовать в обычной школе «немецкие» группы, в том числе по причине категорического отказа родителей. Как правило, в группы немецкого языка попадают дети, которые весьма слабо успевают по школьной программе.

Методическая кухня: Конкурс

Идея!

 Лучшие уроки выбирали всем миром

В октябре прошлого года был объявлен Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок». Инициативу НО Благотворительного фонда сохранения наследия Д.И.Менделеева (Боблово) и Центра «Педагогический поиск» подхватили Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева, журнал «Химия в школе», редакция «Учительской газеты», поддержало Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки РФ.

Методическая кухня: Начальные классы

Совет почтальону Печкину

 Урок на тему «Как путешествует письмо»

Обучение обычно происходит по схеме «учитель говорит — ученик слушает». Подобный подход к образованию становится все более неэффективным. Современный учитель не знает ответов на все вопросы, он не в состоянии сформулировать все проблемы и указать способы их разрешения. Однако он приобретает все более важную роль как личность, способная дать хороший совет и облегчить процесс учения, как наставник, который может увлечь детей, помочь им научиться делать что-то самостоятельно.

Методическая кухня: Русский язык

Новосел, плакун, нянька

 Внеклассное занятие о народном языке для шестиклассников

Сегодня дети мало читают, у них другие игры, увлечения, нежели у предыдущих поколений. Но души их открыты для добра, современные школьники умны, искренни, восприимчивы к хорошему. Моим ученикам нравятся занятия, посвященные народным говорам, диалектам, устному народному творчеству. Ежегодно я провожу внеклассное занятие на эту тему. Я вижу, как детям радостно и интересно участвовать в уроке. Они легко воспринимают далекое, но родное, которое как будто оживает в укромных уголках их души. Поют колыбельные песенки, и интонация в них та, напевная, старинная. С удовольствием играют в народные игры, разыгрывают сценки, диалоги из старорусской жизни. Дети легко и плавно произносят непривычные их уху слова, выражения, загадки, пословицы, считалки, интересно рассуждают, делают догадки о происхождении слов, их смысловом значении, составе. По-новому зв учат фрагменты рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, отрывки из сказо в Павла Петровича Бажова. Такие уроки, как глоток свежего воздуха, веселый солнечный луч.

Ваш адвокат

Ваш адвокат

 

- Я работаю руководителем физвоспитания в училище и имею нагрузку — 360 часов в неделю, которая входит в мой оклад, и 570 часов сверх (в итоге 930 часов в год). Пенсионный фонд отказывается засчитывать в стаж для досрочной пенсии период моей работы, ссылаясь на постановление Правительства от 03.04.2003 г. №191, согласно которому руководитель физвоспитания должен отработать 36 часов в неделю именно уроками, а не общей продолжительностью рабочего времени. Но ведь в ыполнение в год 1440 часов уроков в год нереально, обычному преподавателю предъявлено требование к нагрузке лишь 720 часов в год.

Методическая кухня: Английский язык

Война с топиками

 Научить ребенка мыслить — непросто

Иногда случается в жизни везение: выступает докладчик, и вдруг ты слышишь свои мысли, только более четко оформленные, представленные в виде постулата и подкрепленные многочисленными примерами. Именно так произошло со мной, когда я слушала Евгению Семеновну Полат, доктора педагогических наук, профессора РАО. «Наша задача состоит в том, чтобы не уличить ученика в ошибке, а нау чить его, как эту ошибку не делать», — таков бы л основной тезис Е.С.Полат. Наша задача — развивать навыки мышления и коммуникации, готовить учеников к жизни в обществе. Если ребенок будет бояться выражать свои мысли потому, что может ошибиться и получить двойку, да к тому же на него могут накричать в школе и дома, умение мыслить не разовьется. Встречая в сентябре в очередной раз новые классы, я вижу свою задачу как раз в том, чтобы как можно быстрее научить детей не бояться сделать ошибку.

Методическая кухня: Проекты

Не казарма

 Оживить стены способна уникальная художественная команда

Каждой школе хочется быть красивой и необычной. Можно, конечно, обратиться к дизайнерам и получить красивое и грамотное решение — сейчас много школ-дворцов, где захватывает дух от увиденного. Но, приходя в такую школу, безукоризненно оформленную, не испытываешь, как правило, тепла и того особого мира детства, который создается ребячьими руками и неповторим в каждой школе. Некоторые вдаются в другую крайность, давая решение оформления на откуп детям, нарушая все правила и создавая эклектические, порой лишенные вкуса работы.

Методическая кухня: Классный руководитель

Министры, на зарядку!

 Президентская республика в отдельно взятой школе

В прошлом номере мы подвели и тоги Второго конкурса для классных руководителей. Всем нашим лауреата м в семи номинациях были обещаны замечательные призы от нашего партнера — фирмы 1С. Компания не просто выслала каждому нашему победителю популярные мультимедийные продукты, но и подготовила персональные подарки. Так, лауреат конкурса в номинации «Организация ученического самоуправления» Ольга Николаевна Корецкая стала обладательницей издания «1С: Репетитор. Сдаем Единый экзамен» (боле 5000 заданий по 14 предметам), электронного справочника по законодательству «Образование и наука», а также аудиокниги «Неизвестная победа» — воспоминаний москвичей о Великой Отечественной войне, собранных школьниками. Подробности о том, чем были награждены все наши звезды, читайте на сайте нашей газеты.

Методическая кухня: Информационные технологии< /a>

Швец, жнец, на дуде игрец

 Интерактивная доска: яркое впечатление и обучающее средство

Благодаря надежности и простоте использования интерактивные доски SMART широко известны во всем мире. В Англии, Мексике, Украине, других странах они даже включены в государственные программы оснащения общеобразовательных школ. Благодаря компании Polymedia «умные доски» становятся все более популярными и в России. Техническую новинку используют практически во всех регионах РФ. Один из самых «продвинутых» в этом смысле субъектов Федерации — Республика Татарстан.

Методическая кухня: Музейная пед агогика

Откровение алюминиевой кружки

 Будущее за мастерской, дискуссионным клубом и виртуальной экспозицией

Если совпадают время (канун Международного дня музеев), пространство (Петербург) и содержание (4-я Межрегиональная конференция в рамках проекта «Музей, школа, интернет»), то эффект от такой встречи будет чрезвычайно высокий. Так и случилось, когда на берегах Невы по инициативе некоммерческого партнерства «Современные технологии в образовании и культуре» (СТОиК), Санкт-Петербургского «Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий», «Ресурсного центра информатизации образования» школы №336 Санкт-Петербурга собрались люди, от которых в немалой степени зависит нравственное, духовное воспитание школьников, — руководители школьных музеев. Для обмена творческими идеями, опытом в Северную столицу приехали представители регионов России от Москвы до Тамбова, а также гости из Украины. Нацеленность на плодотворную работу, которая включала в себя презентации, дискуссии, мастер-классы, посещение музеев петербургских школ №210 и №337, по словам Константина Шапиро, директора школы №336, позволила конференции стать не торжественно-праздничной, «галочной», а продуктивной и полезной.

Методическая кухня: Дополнительное образование

Как в сказке

 Новинка: шахматы плюс компьютерные технологии

Наконец-то тронулся лед в вопросах подготовк и шахматных педагогов для общеобразовательных школ. Зимой Московский институт открытого образования впервые на базе столичной средней школы №1270 организовал 72-часовые курсы повышения квалификации для учителей шахмат.

Методическая кухня: Секреты управления

Матрица — не революция, а подспорье

 Диагностико-технологический практикум

Стремление использовать для диагностического анализа графики вполне естественно: правильно построенные графики не только наглядны, но и весьма информативны, удобочитаемы.

П лощадь искусств

Профессор со шпагой

 Его стихия — лицедейство

Если театр начинается с вешалки, то Омск, вероятно, начинается с театра. У Омской драмы на редкость счастливая судьба. Здание в стиле барокко, построенное в начале века, положило начало ансамблю Любинского проспекта — главной улицы города. Омская драма давно стала не только визитной карточкой города, но и достопримечательностью всей Сибири, получив за один сезон сразу несколько «Золотых масок».

«УГ»-Моск ва: Школа будущего

Умейте говорить по-русски, и вас поймут все

 

Лариса АССУИРОВА, профессор Московского городского педагогического университета: — Формирование мировоззрения в школе будущего должно быть адекватно современной общественной жизни в России, отвечать требованиям к гражданину страны, которая стала одним из лидеров культурного и социального развития мира.

 

Баннерная сеть "Учительской газеты"

В избранное