В последнюю неделю апреля Андрея Фурсенко очень ждали в Сочи. Федеральный министр должен был выступить с докладом о направлениях совместной деятельности органов управления образованием и отраслевого профсоюза по достижению основных результатов модернизации. Но не
случилось. К плановым событиям и без того насыщенной недели — Послание Владимира Путина Федеральному Собранию, Совет при Президенте по нацпроектам — добавилось непредвиденное. Умер Борис Ельцин. Вполне понятно, что из зала заседаний участники Всероссийского семинара-совещания руководителей органов управления образованием и профсоюзных организаций работников народного образования и науки субъектов РФ шли к телевизорам. Главная тема их встре
чи — совместная деятельность по развитию российской системы образования — продолжалась в кулуарах. Прошлое невольно сравнивали с настоящим. Как менялась госполитика в отношении образования от президента к президенту, что действительно сработало на развитие и что вызывает серьезные опасения?
Правоту этой поговорки в полной мере мы ощутили на себе.
Всем директорам Урюпинского района Волгоградской области (17 средних, 11 основных и 11 начальных школ) прислали сначала приглашения в прокуратуру, а через неделю &mda
sh; повестки в суд. В прокуратуру почему-то пригласили на выходн
ые дни. Мы, как законопослушные граждане, нанимали автотранспорт, чтобы прибыть к указанному времени, но там не ждали, и позже, естественно, даже не извинились.
Моде подвластно все: одежда и архитектура, литература и искусство, и, как ни странно, образование. Наверное, это правильно, так должно быть, ведь мода — это новое веяние, свежая мысль, новое решение старых проблем. А проблема в школе всегда одна — обучение, воспитание и развитие ученика. Именно для ее успешного решения отечественное образование
сегодня развивает идею дифференциации обучения, один из механизмов которой — профильное обучение.
Представьте себе: зима. Галина Леонидовна допоздна задерживается на работе. Поземка, скользко. Бац, и в сугробе. И вдруг под рукой что-то теплое. Глиняный горшочек с полуистертыми буквами. Ребята раскрыв рот слушают о новой необычной находке их учительницы и классного руководителя Галины Леонидовны Маршановой. Это ж надо, какое везение! Предметы все больше прозаические неожиданно оказываются волшебными. Горшком мудрости, ведром
любопытства или мешком радости. Ну просто сказочными инструментами,
без которых и учение без увлечения, и воспитание — лишь назидание. Тепло и свет идут из 413-го кабинета химии 1016-й московской школы. Кабинета, где всегда открыта дверь.
На Всероссийской олимпиаде школьников по информатике раздали 84 диплома
Всероссийские олимпиады по различным предметам — совершенно особая отрасль в российском образовании. Дети, которые приезжают на них, особенно ребята из российской сборной, участвующие в международных олимпиадах, — элитные школьники. С ними встречается Президент России
, их готовят лучшие педагоги в специальных школах, а после окончания одиннадцатого класса «отрывают» с руками крупнейшие компании по всему миру. Однако это лишь фасад громкого мероприятия под названием «Олимпиада». На деле механизм проведения состязаний для школьников сложнее, успешность организации соревнований для одаренных детей зависит от многих факторов. Мне это стало понятно после посещения XIX Всероссийской олимпиады школьников по информатике, которая прошла в самом конце
апреля в Челябинске.
Участники сегодняшней б
еседы в нашем клубе проявляют единодушие, отвечая на этот вопрос. Одн
ако идею о том, что каждый руководитель должен учиться бухгалтерскому учету, поддерживают не все. А в самом деле, может быть, для ведения самостоятельного баланса достаточно иметь опытного бухгалтера?
Сланцевский район Ленинградской области — это небольшое муниципальное образование, в котором проживают около сорока тысяч человек. Наталья ЦУХЛОВА, председатель районного Комитета по образованию, с любовью называет свой район глубинкой.
И в жизни, и в спорте бывший морской пехотинец выше всего ставит интересы команды
Профессиональное училище №26 новгородского поселка Панковка обучает выпускников 9-х и 11-х
классов профессиям лесника, тракториста, водителя категорий В,С. Учатся здесь одни мальчишки, у многих из них сложные судьбы. А потому педагог, который может понять, выслушать, дать совет и по-отцовски отнестись к их проблемам, в жизни этих пацанов — большая удача. Правда, преподаватель физкультуры Владимир МАЛИКОВ, каждый учебный год принимая новые группы, ставит перед собой еще более трудные цели...
Государственная Дума РФ думает над очередным законом, посвященным образованию. Такое впечатление, что депутаты взялись за систему и не успокоятся, пока не «обстругают» ее до той стадии, когда ничего
индивидуального и творческого в наших школах не останется совсем. Модель всякий раз одна и та же: сначала кто-то из власть имущих (сильно имущих) высказывает благую идею, потом эту идею облекают в тогу закона, и тут выясняется, что благая идея вовсе не та благая весть, которой ждали, а форменная удавка. С законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с установлением обязательности общего образования», собственно, так и про
изошло.
Отмечая 85-летие Всесоюзной пионерской организации, что мы празднуем?
В
мае этого года значительная часть просвещенной российской общественно
сти будет отмечать 85-летие Всесоюзной пионерской организации. Юбилей вдвойне странный. Во-первых, «всесоюзной» пионерской организации (как и самого Союза ССР) на свете не существует уже более 15 лет. Во-вторых, если речь идет о юбилее всех существующих в современной России детских общественных организаций, то им в 2007 году впору праздновать не 85-летний, а столетний или по крайней мере 98-летний юбилей.
Вологодская область и многие другие субъекты РФ уже с 2005 года перешли на частичное нормативное ф
инансирование школы из муниципальных бюджетов. Поскольку большинство районов — дотационные и еле-еле сводят концы с концами в своих бюджетах, сохраняется областная субвенция на заработную плату учителей, питание школьников, социальные выплаты и компенсации. При этом расходы на организацию образовательного процесса, содержание имущества и хозяйственную деятельность финансируются на основе нормативов, устанавливаемых правительством области на одного ученика в год. Норматив финансирования хозяйственной
деятельности для сельских школ больше, чем для городских, и в 2007 году составляет чуть менее пяти тысяч рублей на обучающегося. Это почти достаточно и намного выше, нежели в 2005 и 2006 годах. При этом, однако, расходы на образовательный процесс почему-то сохранены на прежнем уровне — 250 рублей на одного ребенка в год. В этих условиях положение Закона «Об образовании» в отношении малокомплектных сельских школ не действует, ибо р
айоны в большинстве своем не в состоянии финансировать школу даже в с
оответствии с нормативами.
В начале 2007 года Восточный институт
экономики, гуманитарных наук, управления и права (ВЭГУ) отметил свое четырнадцатилетие. Много или мало — четырнадцать лет для молодого российского вуза, который уверенно занял свое место среди коллег, имеющих многолетнюю, а подчас и вековую историю? Конечно, мало, но вот что интересно: когда становление высшего учебного заведения идет в таких политических, экономических, социальных условиях, год его жизни нужно считать за несколько. Хотя бы потому, что моло
дому вузу приходится не просто отстаивать свои права на существование, но порой вести за это жесткую конкурентную борьбу. И тут весь вопрос в том, что может предъявить, противопоставить конкурентам это высшее учебное заведение. Восточному институту экономики, гуманитарных наук, управления и права есть что заявить о себе и, может быть, даже удивить этим образовательное сообщество.
Писать на заявленную тему грустно, но что поделать, если в последнее время в педагогической практике все чаще сталкиваешься с тем явлением, которое священник и мыслитель Александр Шмеман в своих дневниках назы
вает спекуляцией на понижение. Пошлость — это прежде
всего ординарность, но ординарность с претензией на оригинальность. В педагогике она проявляется в стремлении учителя к внешним эффектам в ущерб глубине постижения подлинных ценностей и смыслов образования, в желании любой ценой завоевать расположение ученика, абсолютизируя его актуальные потребности.