Алтайские «штирлицы» собирают «секретные
досье» на самих себя
Учитель немецкого языка Клавдия Дитятьева прислала в редакцию описание работы
в технологии «Портфель ученика», проводимой в Полковниковской СШ Косихинского района Алтайского края. Наш эксперт — преподаватель
Московского института открытого образования Елена Зачесова — написала в своем отзыве: «В Полковниковской
школе портфолио применяется осознанно и системно, в процесс работы над ним вовлечены ученики, учителя, администрация школы
и, что очень ин
тересно и показательно, родители учеников. Работа заслуживает высокой оценки».
В этом году Нижнеилимской
средней школе исполнилось бы 95 лет. Но юбилей ей не праздновать. В 1973 году состоялся последний выпуск школы. Строилась
Усть-Илимская ГЭС, и для водохранилища требовались земли.
Одни педагоги считают воспитательную работу тяжелой обузой, другие — самой главной обязанностью.
Найти одаренного классного руководителя труднее, чем хорошего предметника. Учителя старой закалки чаще всего продолжают работать
по старинке, а у молодых нет основательной практической подготовки.
В
этом учебном году мне предложили быть членом экспертного жюри городского конкурса «Учи
тель года Новосибирска». Согласилась я сразу. Сама участвовала в конкурсе несколько лет назад. Интересно было посмотреть,
что изменилось. К тому же на городской этап вышли пять учителей английского языка, а это случается редко.
В апреле на форуме Всероссийского интернет-педсовета (http://pedsovet.org/forum/) обсуждали проблемы изучения
истории. Признанный специалист в этом вопросе, учитель истории московской СШ №666 Алексей БУТУЗОВ, заявил (полностью
можно прочитать по ссылке http://pedsovet.org/forum/inde
x.php?showtopic=762&pid=14605&st=20&
Не секрет, что самая читающая в мире страна перестала быть самой читающей... классическую литературу, будь
то «Кавказский пленник» Л.Толстого или «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле. Школьники с удовольствием
читают детские детективы, которые предлагают им самим достроить шарады сюжета и раскрыть запутанное дело, или фантастику,
мир которой можно раскрасить в свои собственные цвета, даже если в нем все будет наоборот: небо зеленым, а трава голубой,
а возможно, и травы никакой не будет. Чего стоит только бестселлер начал
а века — многочисленные приключения Гарри Поттера. Иными словами, ученики читают, создавая, выдумывая и
додумывая, производя автора в соавторы. Задача учителя — максимально активизировать литературное, и не только,
творчество ученика. Помощником учителя в развитии творческой активности школьников выступил Кир Булычев, любимый детьми писатель,
известный им по серии книг об Алисе, гостье из будущего.
Урок геометрии в 7-м классе на тему «Свойства
равнобедренного треугольника»
Цели урока: расширить представление о возмо
жностях использования треугольника как средства для решения геометри
ческих задач с помощью определения равнобедренного треугольника и доказательства его свойств; научить пользоваться доказанными
свойствами при решении задач.
- Существует ли закон, по которому
учителя и воспитатели коррекционных школ-интернатов, получающих доплату 20% за вредность, могут уйти раньше на пенсию, чем
педагоги общеобразовательных школ? На других предприятиях, где идет оплата за вредность, работники раньше идут на пенсию,
а где наша льгота? Как исчисляется льготный стаж для учителей коррекционных школ-интернатов VIII вида?
Считаю,
что выбирать для себя биологию как предмет для более глубокого изучения, ученикам нужно уже с 6-го класса, так как именно
в это время закладывается основа изучения науки биологии. Где, как не на уроке, появляется у детей интерес к науке, предмету?
Чтобы закрепить этот успех, нужно использовать активные формы и методы обучения. Одним из них является метод опорных конспектов.
Для этой цели разработаны ЛОС — листы опорных сигналов.
Новый подход к теме «Художественная обработка
металлов»
В программе «Технология» для общеобразовательных школ содержится раздел «Технология
обработки металла». В 7-м классе 14-16 занятий посвящены теме «Художественная обработка металлов».
Цель изучения темы — сформировать у школьников художественную культуру, художественно-творческую активность,
помочь ученикам в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.
Тема урока: «Какую
воду мы пьем?». Цели: Расширение знаний учащихся о значении воды в природе, о химическом содержании воды, использовании
воды и водных растворов. Воспитание бережного отношения к воде как к бесценному дару жизни. Ознакомление с историей чая как
напитка, изучение его свойств и влияния на жизнедеятельность человека.
Спектакль театра-студии &la
quo;Дали» «Лазарет». Режиссер и автор литературной композиции — Дамир Салимзянов. Художественный
руководитель и педагог — Антон Луценко. В работе использованы тексты Станислава Кунина, Эфраима Севеллы и
Саши Черного.
Ключевая фигура шахматного всеобуча — преподаватель шахмат.
Я уже писал, что оптимальный вариант — когда уроки шахмат ведет учитель начальных классов. Этому благоприятствует
в наши дни и то обстоятельство, что по базисному
учебному плану ставка учителя начальных классов — 20 часов (для сравнения у предметников — 18).
Зачастую педагогу сложно «набрать» ставку, и получается недозагрузка. Поэтому учитель материально мотивирован
преподавать дополнительные дисциплины. Однако не каждый знаком с шахматной игрой. Каков же выход? Он найден в Набережных
Челнах, Нижнекамске, Нижнем Тагиле и других городах: специалисты на региональных курсах обучают учителей начальных классов
основам королевской игры, а затем учителя выбирают подходящую технологию обучения детей шахматам. Одна из таких технологий
и представлена в нашей серии публикаций.
Лицей №6 города Тамбова ведет свою
историю с октября 1852 года, когда в городе было открыто Второе духовное училище. Первоначально оно размещалось в усадьбе
купца Байкова. В 1904 году по проекту архитектора А.Г. Свирчевского было построено новое здание и храм при нем, освященный
во имя преподобного Серафима Саровского. В годы Первой мировой войны в здании Серафимовского училища располагался госпиталь.
В 1914 году император Николай II с семьей посетил его. Обо всем этом рассказывает раздел экспозиции Музея военно-исторической
славы выпускников школы и партизан-тамбовцев «Училище, в котором учили добру».
Доктор педагогических
наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования, академик Академии проблем безопасности,
обороны и правопорядка, почетный работник высшего профессионального образования, профессор Московского педагогического государственного
университета, заведующая кафедрой педагогики и ректор НОУ «Институт бизнеса, психологии и управления» Тамара
Борисовна СОЛОМАТИНА могла, наверное, стать большой актрисой: яркая внешность, завораживающий голос, богатый выразительными
интонациями... Любая аудитория, будь то пионерская дружина, класс, коллектив учителей или собрание родителей, студенческий
поток, ученый совет вуза или научный конгресс, волей-неволей оказывается во власти обаяни
я и магического воздействия ее незаурядной личности. Но авторитет мат
ери-учительницы и семейные традиции навсегда определили жизненный выбор Тамары Борисовны: она решила стать педагогом...
У Московского кинофестиваля появился свой злой волшебник
Духовой оркестр, синяя ковровая дорожка на ступенях кинотеатра «Пушкинский», нескончаемые кордоны
«железобетонных» охранников, «Серебряные» и «Золотой» Георгии — статуэтки-призы,
одна за другой выхватываемые прожектором из темноты сцены, — у Московского международного кинофестиваля свои
отрепетированные за годы традиции. И двадцать
восьмой по счету старт их не отменяет, а лишь упрочивает. Помимо внешних ритуалов неукоснительно соблюдаются и «содержательные»
обязательства: больше кинопрограмм хороших и разных, но главное — новых. «Национальные хиты»,
«Гала-премьеры», «Азиатский экстрим», «Вокруг света», «Новое российское кино»,
программа документальных фильмов «Свободная мысль» — на каждую ретроспективу обязательно найдется
свой зритель. «Когда-то ММКФ были свойственны эффектные открытие и закрытие, а между ними — что бог
пошлет. А теперь у нас еще и очень сильная программа», — словам президента фестиваля Никиты Михалкова
хочется верить.
Каждый год с 1 июня по 25 августа образовательные учреждения
принимаются на готовность к новому учебному году по паспортам, в которых отмечают состояние пожарной безопасности, в том
числе состояние автоматической пожарной сигнализации (АПС), наличие, исправность и укомплектованность учреждения первичными
средствами пожаротушения, степень оформления необходимых документов и так далее. Готовность проверяют комиссии, в состав
которых входят сотрудники управлений государственного пожарного надзора административных округов. Они-то и становятся главными
действующими лицами, предъявляя соответствующие требования к противопожарной безопасности и проверяя, как образовательные
учреждения их выполняют. От того, насколько плодотворно сотрудничество системы образования и Госпожнадзора, зависит
безопасность в учреждениях образования. Не случайно Департамент образования провел коллегию «О мерах повышения уровня
пожарной безопасности образовательных учреждений», в которой приняли участие представители Управления государственного
пожарного надзора Главного управления МЧС России по городу Москве.