В последние пять лет отток учеников из обычных школ в экстернаты принял массовый характер. Стала типичной ситуация, когда после девятого или десятого класса, а иногда и раньше, ребенок переходит из средней общеобразовательной школы в школу-экстернат. Говорить о том, плохо это или хорошо, бессмысленно, так как процесс уже начался и его не остановить. Тем не менее важно понимать, почему простым шк
олам предпочитают экстернаты; каковы достоинства и недостатки д
вух ра
зных методик преподавания. Ответов на этот вопрос несколько. Но сначала выясним, что такое экстернат.
У каждого из нас своя
память о войне. И формируют ее вовсе не строчки из учебников истории. ...Несколько лет назад майским погожим днем я стояла у маленького ухоженного кладбища среди полей. Яркими капельками полыхали в траве маки. В кустарниках пели птицы. Хорошо пели, мирно. Наверное, так же они пели и в 43-м, и в 45-м. И может, так же слушали их те бойцы, что лежат сейчас в этой чужой для них германской земле. Надпись на мраморной плите гласила: «Здесь покоятся 385 советских вое
ннопленных, которые в тяжелые годы войны 1941-1945 годов скончались вдали от Родины».
Томская область — это 314 тысяч квадратных километров лесов, полей, болот и рек. Где-то между ними раскиданы 800 образовательных учреждений. Из 406 школ — всего 275 средних, остальные малокомплектные. 10 лет назад их было на сотню больше. Укрупнение необходимо, считает Леонид Глок, начальник областного Департамента общего образования. Демографическая яма, отсутствие специалистов, низкое кач
ество преподавания в заброшенных деревнях... Шло бы укрупнение
до сих
пор, если бы не отсутствие транспорта. 95 автобусов поставила Томская областная администрация. Нынче выделяет на это 4 миллиона рублей — мало, поскольку требуется, как минимум, еще 48 единиц транспорта. Федеральная программа «Школьный автобус» в Томске не работает. Почему, Глок понять не может, но очень хочет. Где же выход?
Владимир НИКОЛАЕВ на редкость уравновешенный человек. В самые трудные годы — с
1986-го по 1988-й получил боевое крещение в Афганистане. О том времени воину-интернационалисту напоминают награды, а боевая выучка, которая ему самому помогла выжить на войне, теперь спасает и многих мальчишек, вставших под знамена Российской армии.
У современных революций изменился цвет, но идея осталась та же
В начале апреля в Москве свою первую акцию провело новое молодежное движение «Оборона». Мероприятие было примечательно радикальностью главного лозунга — «Хватит Путина!» — и тем, что на нем впервые объединились молодежные вет
ви «Яблока» и СПС. В полдень на пустынном Тверском
бульва
ре появилась стройная колонна молодых людей с флагами «Яблока», СПС и молодежного оппозиционного движения «Оборона» (его эмблема — сжатый кулак) — всего около 150 человек. Колонна притормозила, милиция аккуратно взяла ее в кольцо, и все вместе двинулись дальше по бульвару. Мероприятие, ожидаемое как митинг протеста, продолжилось шествием до Никитских ворот. Лозунги разворачивали по ходу движения: «Хватит лжи», «Хватит войны»,
«Хватит пропаганды». Шествие, впрочем, не успев двинуться, остановилось: стражи порядка инструктировали Илью Яшина, лидера молодежного «Яблока», возглавлявшего колонну. Достигнув взаимопонимания, молодые люди, выкрикивая «Долой власть чекистов!» и «Милиция с народом!», отправились по весенним лужам к памятнику Тимирязева. Некоторым было не очень уютно: слякоть под ногами, холодный ветер. На митинге ораторы — 
;Яшин и Жаворонков (лидер молодежного движения СПС) — призвали молодежь бороться против отмены льгот, реформ в сфере образования, закрытия гуманитарных вузов.
Мы продолжаем тему итоговой аттестации (см. «УГ» №15 от 12 апреля 2005 года). Сейчас, накануне экзаменов, она владеет думами всей педагогической общественности страны — начиная от рядового учителя и заканчивая министром. Поэтому неудивительно, что Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО) свое апрельское заседание провел, разрешая практи
чески гамлетовский вопрос для российской школы: как перестать в
рать п
ри итоговой аттестации школьников? Почему гамлетовский? Да потому, что именно в итоговой аттестации с наибольшей силой проявились все наши язвы, все беды отечественного образования, когда пишем «три», а «два в уме». От итоговой аттестации во многом зависит, каким быть нашему образованию, ведь ни для кого не является секретом, что учителя учат именно тому, что проверяется на экзамене.
Почему русский язык и литература оказались на разных полюсах
Имя академика РАО Генриетты ГРАНИК на устах у педагогического мира уже более тридцати лет. Напомню, тогда, анализируя экс
периментальный учебник, созданный в 1970-м под руководством Граник в лаборатории «Школьный учебник» Института психологии АПН СССР и удостоенный Премии имени К.Д.Ушинского, академик Михаил Николаевич Скаткин писал: «Такой учебник коренным образом изменяет позицию ученика в процессе обучения: из пассивного объекта педагогического воздействия ученик становится активным соучастником совместной деятельности с учителем и товарищами по классу».
На своих страницах «УГ» много пишет о создании довольно большого числа электронных модел
ей учебников. В последнее время, особенно от представителей кру
пнейши
х издательств, выпускающих школьные учебники, прозвучали не очень новые мысли о том, что нужна электронная поддержка уже апробированных бумажных учебников. Этим, по их мнению, с одной стороны, обеспечивается педагогическая целесообразность электронных изданий, а с другой — комфортность в работе современного учителя.
- Стал оформлять дополнительное материальное обеспечение как лауреат премии Президента РФ конкурса «Учитель года России-2002». В Пенсионном фонде мне сказали, что эту надбавку к пенсии я буду получать при условии, если оставлю работу. Так ли это?
или Как из «полуфабрикатов» рождаются профессионалы
- Ребята, как найти 54-е училище? — спросила
я встречных мальчишек, заплутав на омской окраине. Они дружно махнули руками куда-то вдаль: — Да на запах идите. В самом деле: пахло хлебом и детством. Так, будто сегодня праздник, и можно валяться в постели сколько угодно, но уже не хочется, потому что я целый день буду с мамой и папой, а булочки в духовке почти готовы.
Бытует мнение, что тот, кто не жил в общежитии, не знает студенческой жизни. Здесь знакомятся и женятся, дружат и ссорятся, здесь учатся науке выживания — борьбе с коварным бытом — подчас совершенно разные люди, оказавшиеся по иронии судьбы в одной комнате.
Конечно же, студенческие общежития, как и вузы, — разные. В Питере и Москве условия в некоторых из них приближаются к цивилизованным, например в Бауманке, где в каждой комнате у каждого студента свой персональный компьютер. В глубинке по понятным причинам общежития попроще, но, оказывается, помимо бытовых условий не менее важен микроклимат. Кто живет в общежитии и кто им руководит. Ведь именно комендант в общаге зачастую становится главным вершителе
м судеб, царем и богом на целых пять лет... Сегодняшний наш выпуск расскажет о том, как живут в общежитиях студенты Брянска, Томска и Нижнего Новгорода.
Сюжетом для этого рассказа послужили воспоминания участника Великой Отечественной войны Ивана Васильевича Сологубова, моего земляка, всю свою жизнь прожившего в поселке Шатурторф Московской области.