Минувший год благоприятным для образования не назовешь. Во всяком случае эксперты «УГ», по традиции подводя его итоги, не смогли вспомнить ни одного радостного события, которое затмило бы скандалы и тревоги, преследовавшие нас все 12 месяцев. Будем надеяться, что новый год окажется более благосклонным и принесет удачу.
С «Учительской газетой» я вместе уже 35 лет. Начинал работать в сельском профтехучилище мастером производственного обучения. Среди нас было много так называемых практиков, они хорошо знали свою специальность, а вот педагогических знаний не хватало. Их восполняли материалы из «Учительской газеты». Подшивка ее всегда была и в учительской, и в кабинете старшего мастера. Газета знакомила с передовым опытом, помогала быть в курсе всего нового.
Мо
й отец был замечательным рассказчиком. Когда к нам приезжал кто-то из родственников, мама собирала на стол. В маленькие граненые стаканчики (таких сейчас не продают, должно быть, прошло их время) папа наливал ледяную водку. Первый тост у него всегда был такой: «Ну, как говорится, живы будем — не умрем!» После второй рюмки он начинал вспоминать: «Видел однажды во время войны, как повели на расстрел дезертира. Парнишка был совсем молодой, как я. Сначала на небо все смотрел. Потом глянул на меня. А может, куда-то мимо. Я заметил в его глазах тоску... Никогда ни у кого не видел я потом такой страшной, такой невыносимо жуткой тоски...»
Жизнь — игрa! Лицемерие происходило не только в наш век. Вспомните российских чиновников ХIX века или Христа, который критиковал фарисеев. Современный человек готов часами говорить о благе государства, нежели что-то делать для этого блага. Вопрос об игре как о способе бытия мне мыслится самой чудовищной и опасной концепцией. И об этом я говорю с учениками на уроках литературы.
Никакой радика
льной ревизии задач модернизации, по моему мнению, в ближайше
е врем
я не предвидится. Никто не собирается отказываться ни от целей, ни от задач, ни от правительственного постановления, посвященного модернизации образования на ближайшие годы.
В правительстве разработана и утверждена концепция «Приоритетные направления развития российского образования до 2010 года». Средние и высшие учебные заведения теперь должны ориентироваться на потребности рынка. Бесплатным останется только базовое образование.
Как помирить русскую лирику и европейский прагматизм
Образование является несущей конструкцией современного общества. Если мы хотим достойно «вписаться» в цивилизацию третьего тысячелетия, то национальная доктрина образования должна стать неотъемлемой частью национальной идеи. Изменения в сложившемся укладе образования и науки могут быть только системными и должны регламентироваться законом. Школа — это тот общественный институт, который обеспечивает духовную связь поколений. А вузы и научные учреждения являются составной частью национальной безопасности государства. Поэтому невозможно провести
реформу образования методом решения текущих проблем. Надо смотреть в будущее.
p>
Главный дом омских школьников пришел в такое запустение, что занятия в нем становятся просто опасными
Нина Разумова, директор городского Дворца детского творчества, признается, что засыпает в последнее время с трудом — перед глазами мелькают жуткие кадры: Трансвааль-парк, новосибирский бассейн. Над последним, как известно, обрушилась крыша в день, когда должен был начаться капитальный ремонт...
С сегодняшнего дня в «УГ» появляется новая рубрика «Советы профессора БЕЗРУКИХ». Это наш ответ на многочисленные звонки и письма, приходящие в редакцию. «Мой ребенок не читает, помогите», — буквально молит бабушка внука. «Как правильно спланировать время каникул? — спрашивает по телефону наша постоянная читательница, мама неугомонного семиклашки. — Хочется, чтобы ребенок не только сидел возле телевизора и компьютера, но и с пользой проводил время». Разумеется, на такие вопросы компетентный ответ дать может только специалист. Поэтому мы попросили отвечать на вопросы учителей и родителей доктора биологических наук, профессора, академика РАО, директора Института
возрастной физиологии Марьяну Михайловну БЕЗРУКИХ. Уважаемые читатели «УГ»
, если у вас есть вопросы, присылайте их в редакцию, мы передад
им их
Марьяне Михайловне, а ответы на них вы сможете прочитать в рубрике «Советы профессора БЕЗРУКИХ».
- Я работаю в школе на постоянной основе. Устроился в институт также на постоянной основе. Мне завели новую трудовую книжку. Так было 1,5 года. Новый начальник отдела кадров требует сдать в институт трудовую книжку из школы, иначе меня переведут на работу по совместительству. Можно ли работать на постоянной основе на двух работах?
Похоже, что наступивший год захлестнет высшую школу мощной волной перемен. О самых важных их них говорилось в докладе министра образования и науки Андрея Фурсенко на заседании правительства в конце прошлого года. Разумеется, многие из нововведений были вызваны объективной ситуацией, сложившейся в высшей школе. Так, к примеру, высшее образование все более становится массовым. В 2004 году прием в вузы превысил выпуск из школ. Следует ли из этого, что все поступившие станут элитными специалистами, разработчиками программ. Вряд ли. А значит, многих из них удовлетворит уровень бакалавриата. Молодым
людям это позволит обрести вожделенный диплом, а стране — сэкономить
приличные деньги. Кроме того, введение двухуровневой системы пр
одикто
вано необходимостью академической мобильности, а также желанием некоторых наших выпускников поработать в Европе, где куда понятнее звание «бакалавра» и «магистра», чем нашего специалиста. Кроме того, демографический спад усиливает конкуренцию между самими вузами, которые будут вынуждены бороться за каждого студента. А значит, им не обойтись без гибкости образовательных программ, улучшения качества образования, а также предоставления студенту возможности войти в международные сети непрерывного образования. Чтобы вписаться в мировой образовательный рынок, российская высшая школа должна быть конкурентоспособной. Ведь образование становится «все более эффективным способом продвижения страны на глобализирующемся рынке труда, постепенно превращается в один из ведущих элементов геополитики и экономической стратегии государств при завоевании новых рынков» (см.
законопроект Минобрнауки «О приоритетных направлениях развития образовательной с
истемы РФ»).
Пожалуй, понятие «праздник» никому так не близко, как людям творческих профессий. И есть среди них одна, представители которой, в сущности, и являются создателями праздника. Не только в смысле условно-реальных декораций, но и применимо к состоянию души. Конечно же, речь идет об актерской профессии.
Современным детям не хватает волшебства. Поэтому они подсаживаются на «голубую иглу»
В августе 2000 года в Москве случилось страшное: пожар на Останкинской телебашне. Несколько дней столица жила в полной тишине и мраке. Квартиры осиротели без привычных голосов дикторов и уютного мерцания голубых экранов. Если подобное повторится, город сойдет с ума: большинство населения уже прочно «подсело» на телевизионную иглу.