Я наблюдаю за битвами вокруг «сексуальных» программ много лет. На мой взгляд, обсуждение духовных и моральных аспектов темы заслоняет
проблемы сугубо гражданские. Проще говоря, с какой стати демократическое государство должно навязывать своим гражданам программы, регулирующие их интимные отношения? Я как гражданин, избирающий свою власть, могу позволить или не
позволить вводить в школу моей страны те или иные странные и спорные дисциплины.
Каких только вопросов не подбрасывают нам читатели? Лидия Корнеева, учительница математики из поселка с поэтическим названием Малиновое Озеро, что на Алтае, озадачила нас в очередном письме. «Догадайтесь, какой книжный герой стал причиной раздора в нашем коллективе? — с такого прямо детективного зачина открывалось письмо нашей давней читательницы. — Ему одиннадцать
лет, ходит в круглых очках, имеет волшебную мантию и палочку». Догадаться, конечно, нетрудно.
Когда новое родилось, старое всегда остается в течение некоторого времени сильнее его. Это всегда бывает и в природе, и в обществе. Мы должны тщательно изучать ростки нового, внимательно относиться к ним, всячески помогать их росту и ухаживать за этими ростками. Так образно ставится перед
всем учительством в 47-50-х годах задача по воспитанию нового человека.
Науке нужно лекарство от бесправия, а федеральной власти — от бессилия
Для тех, кто не в курсе: Россия — страна многонациональная. В связи с этим система образования должна так строить свою работу, чтобы представитель каждой национальности получал полноценное образование с учетом особенностей той национальной группы, к которой принадлежит. Дело это, как говорится, тонкое, требующее особого, можно сказать, грамотного научного подхода.
Сегодня совершенно очевидно, что та фундаментальная система образования, которая успешно работала в советское время, во многом не соответствует существующим реалиям. В годы социализма школа не учила человека защищаться от внешнего влияния государства, отстаивать свои права и участвовать в общественной жизни. К сожалению, она практически не учит этому и в наши дни. Что же должна делать система российского образования для того, чтобы помочь формированию гражданственности, чтобы молодой человек, заканчивающий школу, мог найти себя в жизни? Какова в этом роль общества и государства? На эти и другие вопросы попытались ответить участники «круглого стола»,
состоявшегося в «Учительской газете».
Впервые информация о том, что школы Воронежской области с 2004 года переходят на подушевое, то есть нормативное, финансирование, прозвучала еще на августовском областном педсовете. Директора школ сначала обрадовались: многие уже давно говорили о необходимости этих самых нормативов, единственное, что настораживало, как их рассчитают. Когда цифры стали известны...
Этот вопрос будоражит общественность больше десяти лет. Время от времени к нему возвращаются, его активно обсуждают, муссируют в средствах массовой информации. Но воз и ныне нам. Теперь уже за учебники истории взялся Президент России, к которому напрямую обратились возмущенные ветераны Великой Отечественной войны. По поручению Владимира Путина развернулась работа по пересмотру содержания учебников истории и в целом улучшения их качества. Поделиться мнением о состоянии преподавания отечественной истории, о роли учебника в процессе обучения, о том, каким он должен быть, мы попросили учителей-историков, ученых, специалистов Министерства образования.
Библиотека в школе, как и музей, всегда считалась оазисом культуры. По крайней мере так было лет 15-20 назад. После уроков дети с интересом окунались в царство сказки, фантастики и приключений, исторических и любовных романов, красочных журналов о природе, о достижениях науки и техники. Ученики уважали и любили отзывчивого «хранителя книг», готового всегда помочь в выборе произведения для внеклассного чтения. Детям, особенно младшим школьникам, библиотекарь представлялся человеком, прочитавшим почти все книги на свете, знающим почти все и обо всем. Но времена меняются. Как же сейчас живут школьные библиотеки и их работники? Частенько бывая в местах, далеких от Арбата и Садового кольца, понимаешь, что они забыты если не Богом, то большими начальниками это уж точно и выживают кто как
может и каждый на свой лад.
Диагноз не перечеркивает жизнь, если рядом любящие родители. Пусть даже приемные
Политика — это скорее не искусство возможного, а искусство невозможного. Запоздало вышло постановление Правительства РФ «О детском доме семейного типа». Российский Детский фонд (РДФ) дожал-таки нерасторопных ребят в высоких креслах. А вот в Республике Саха (Якутия) такие детские дома — давняя практика.
Вот уже сто шестьдесят с лишним лет прошло, как грянул этот выстрел. Если быть до конца точным — 167. Но большинству из нас до сих пор ест глаза сизый пороховой дым, мешающийся с тяжелым сырым туманом. И до сих пор больно так, будто это в нас вошла лихая французская пуля. В нас, а не в того невысокого курчавого человека с темными глазами-маслинами. Всегда такого веселого, а сейчас бледного, с посеревшими, уже поцелованными смертью губами. 10 февраля 1837 года погиб Александр Пушкин.
Расписной кирпичный теремок с деревянными ставнями и занавесочками на окне совсем не похож на каменные дворцы новых русских. В нем хочется жить радостно и хлебосольно. Заходишь в двери, а там... стены. Много и разных: круглых, выпуклых, гладких, фигурных. Их можно не только потрогать, но и оштукатурить, ошпаклевать, облицевать. Домик смастерили ребята из омского профессионального училища № 48. Стоит он прямо в просторной мастерской. Это учебное пособие, и строить его можно вечно. А жить нельзя.
Европе выгоднее брать ученых из других стран, чем готовить их в
собственных университетах
II Международная конференция «Университеты и общество. Сотрудничество университетов в ХХI веке» прошла в Москве в конце прошлого года. Ее организаторы — МГУ им. М.В.Ломоносова и Евразийская ассоциация университетов, объединяющая ведущие классические университеты стран СНГ, России и других государств.
В Сибири насчитывается более тридцати малочисленных этносов
Без истории, без традиций, без родного языка, а значит, и без прав, рискуют
остаться малочисленные народы России. Потеря «корней» начинается еще со школы, где преподавание ведется только на русском языке, а в учебниках нет никакой информации о существовании коренных народов. Сохранение малочисленных этносов, коих в Сибири насчитывается более 30, взял на себя Новосибирский государственный университет, за что и получил грант Европейской комиссии (см. «УГ» № 17 от 22 апреля 2003 года).
Мишеля Турнье от нищеты спасла Гонкуровская премия
В большую литературу
французский писатель Мишель ТУРНЬЕ пришел относительно поздно, но сразу. Роман «Пятница, или Лимбы Тихого океана» был опубликован в 1967 году, и тогда же, обретя шумный успех, книга была удостоена премии Французской академии.
Спустя три года за роман «Лесной царь» Турнье вручили Гонкуровскую премию. Писатель получил философское образование, изучал этнографию под руководством Клода Леви-Стросса. В конце прошлого года в издательстве «Самокат» вышло первое переведенное на русский язык произведение Турнье для детей («Пятница, или Дикая жизнь»). По этому поводу всемирно известный писатель приехал на несколько дней в Россию.
По улице шла принцесса. Правда,
она почему-то была в джинсах и тащила в руках горшок с огромным кактусом. А в остальном — именно такая, как в сказках: кудрявая, голубоглазая. И сердитая.
Юбилей Валерия Чкалова решено было отметить как общенациональный праздник. Торжества прошли не только на нижегородской земле, но и в Москве, Воронеже, Борисоглебске. В память о легендарном асе имя Чкалова
присвоено воздушному судну Ил-96. Про таких, как он, и сложили песню «о пламенном моторе вместо сердца»: именно пилоты 1920 — 1930-х были рождены, чтоб сказку сделать былью. «Я буду летать до тех пор, пок
а рука способна держать штурвал управления самолета, а глаза видеть землю», — говорил Чкалов.