Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Закон об энергоэффективности: теория на оселке практики


 

Закон об энергоэффективности: теория на оселке практики

 

 

Российская политика в области повышения энергоэффективности нуждается в пересмотре: к такому выводу приходят эксперты, оценивающие результаты федеральной программы повышения энергоэффективности, предусматривающей снижение энергоемкости российского ВВП на 40 процентов.

 

Подобным образом оцениваются и итоги применения Федерального закона об энергосбережении, вызывающего критические замечания практически с момента своего вступления в силу. Основные претензии, связанные с законом, заключаются в том, что он не столько поощряет энергоэффективное поведение, сколько карает за отклонения от обязательных требований. Критику вызывает также узость применения сферы закона и нереалистичность прописанных в нем сроков.



Закону не хватает масштабов

– Первые изменения в Закон об энергосбережении уже внесены, и эта работа будет продолжена, – комментирует положение дел председатель Комитета Государственной думы по энергетике Иван Грачев. – В настоящий момент подготовлено около пятисот поправок. Моя позиция, и комитет ее в значительной степени поддержал, что в Законе «Об энергоэффективности» не хватает, во первых, области применения, – охват бытовой, узенький, а на самом деле основные потери происходят в сфере генерации и при передаче энергии. Отраслей промышленности он также практически не касается. Во-вторых, доминирующая в законе идея – «обязаны поставить приборы учета», «обязаны починить дом», «обязаны сдать энергопаспорт». Как правило, это абсолютно невозможно: и денег у людей нет, и достаточного количества профессионалов не подготовлено. По факту приборами учета оснащено всего около 30 процентов российских домов и организаций, и какой то динамики роста нет, потому что часто людям это невыгодно. Следующая проблема – дефицит профессионалов, имеющих возможность провести полноценный энергоаудит 1 1,5 миллиона объектов, которые должны получить энергопаспорт до конца года. В результате часть организаций рисует «филькины грамоты», тратит бюджетные деньги и якобы отчитывается, а Минэнерго отправляет такие энергопаспорта на переработку. В министерство пришло около 20 тысяч подобных документов, и лишь примерно 1,5 тысячи из них были признаны более-менее грамотными.



Обязательная паспортизация превращается в профанацию

О том, что выдержать предписанные законом сроки едва ли удастся, сообщают и регионы, где напоминают как о дефиците квалифицированных кадров, так и о проблемах с финансированием. Не случайно одним из вопросов, выдвинутых на рассмотрение Комитета по энергетике Госдумы осенью 2012 года, стала перспектива продления сроков обязательного энергообследования до 2015 года.

Как напоминают авторы законодательной инициативы, опытная энергоаудиторская фирма имеет возможность провести не более тридцати-сорока энергетических обследований в год, в то время как примерное число организаций, подлежащих обязательному энергетическому обследованию (точный перечень объектов в данный момент отсутствует) составляет от 0,5 до 1,5 миллиона. Кроме того, следует учитывать еще один ограничивающий фактор: полноценное энергообследование возможно только в период отопительного сезона. Добавим дефицит стимулов, побуждающих потребителей экономить ресурсы, добавим массу аудиторских фирм, делающих ставку на откровенный демпинг, и получаем два варианта развития ситуации: или в ближайшее время будет предпринят коренной пересмотр требований к срокам проведения энергообследований, к квалификации и ответственности аудиторов, или сама идея проведения глобальных энергетических обследований превращается в откровенную профанацию.



Банки опасаются рисков

Вопрос номер два – источники финансирования энерго-сберегающих мероприятий. Как подчеркивают эксперты, с одной стороны, регионы сообщают о готовности поддерживать предприятия, занимающиеся внедрением энергосберегающих мер, с другой стороны, значительная часть бюджетных средств идет на мероприятия, энерго­сберегающий эффект которых трудноуловим или вообще близится к нулю. Более эффективный с точки зрения рынка механизм финансирования – энергосервисные контракты, предполагающие, что исполнитель проводит за свой счет мероприятия по снижению энергопотребления зданий, сооружений, котельных, насосных станций, систем уличного освещения и получает возмещение своих затрат за счет средств, сэкономленных заказчиком при оплате энергоносителей.

Как подчеркивает руководитель отдела развития электроэнергетики департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Дмитрий Горевой, основными потребителями энергосервисных услуг сегодня являются промышленные предприятия и частный сектор. С бюджетным сектором сложнее – во первых, он более инерционен и менее заинтересован во внедрении энергосберегающих мер, во вторых, сами банки настороженно относятся к рискам, связанным с участием в государственных конкурсах.



Резервные мощности столицы введут в оборот

Но, вместе с тем, понимание того, что внедрение энергосберегающих решений – не дань моде, а неотложная необходимость, проникает во все слои российского общества. Это связано не только с ростом стоимости энергоресурсов, не только с жесткими санкциями, поджидающими «уклонистов», но и с дефицитом энергомощностей, который отчетливо наблюдается в мегаполисах и ведущих промышленных регионах.

Не случайно одной из целей генерального энергоаудита крупных промышленных предприятий, провозглашенного недавно правительством Москвы, станет оценка потенциала незагруженных резервных мощностей.

– Крупнейшими потребителями ресурсов Москвы являются промышленные предприятия города, – поясняет начальник управления промышленной политики департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Дмитрий Купов. – Исторически сложилось, что у каждого из них есть недозагруженные резервные мощности на случай, например, военного времени, а также работы по планам полной загрузки в три смены. Но сегодня ситуация изменилась. По нашим данным, до 70 процентов основных средств предприятий используются всего лишь на 20 30 процентов. С учетом того, что в последние десять-пятнадцать лет в Москве отмечается недостаток энергетических ресурсов, многие предприятия рассматривали свои резервные мощности в качестве конкурентного преимущества: их можно было продать. Но для города это скрытый резерв, который после аудита мы можем включить в экономический оборот и обеспечить более дешевый доступ к ресурсам для нового бизнеса.

 


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу ep@eprussia.ru



Информационный портал Энергетика и промышленность России - это:

Ежедневная новостная лента Новости энергетики.

Уникальная бесплатная электронная библиотека для специалистов.

Электронная версия и архив газеты Энергетика и промышленность России.

Новинки нормативно-технической литературы от издательств в разделе Книжный магазин.

Доска объявлений для предприятий, работающих в промышленно-энергетических отраслях.

Информация об отраслевых выставках, конференциях и семинарах в разделе Выставки.

Каталог сайтов компаний ТЭК и промышленности.

Наш портал может предложить рекламодателям следующие Услуги:
Участие в "Каталоге ЭПР" (в том числе регулярное самостоятельное размещение ваших новостей в ленте Новости компаний);
Размещение рекламных баннеров различных форматов на всех страницах портала;
Размещение рекламных статей.


В избранное