Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Подготовка персонала энергопредприятий: О целесообразности использования "Компьютерных тренажеров"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Энергетика и промышленность России - избранные материалы.
ВЫПУСК 36.


Подготовка персонала энергопредприятий: О целесообразности использования "Компьютерных тренажеров"

Магид С. И., д. т. н., профессор,
директор департамента ЮНЕСКО
"Технические обучающие системы
в энергетических технологиях"
(TEST UNESCO)

Поводом для статьи послужила опубликованная в «Вестнике Мосэнерго» №141 заметка под оптимистичным названием: «Московская энергетика повышает свою надежность», где автор (анонимный корреспондент) в довольно лихом, кавалерийском стиле с начальственным апломбом полностью, как ему кажется, развенчивает существующую, внедренную и разрабатываемую в Мосэнерго систему обучения оперативного персонала.

Меж тем указанную систему в течение десятилетий разрабатывали сотни видных ученых и специалистов крупнейших в СССР научно-исследовательских институтов, заводов, проектных, наладочных и международных организаций - таких как ВТИ, ОРГРЭС, Мосэнерго, Московский энергетический институт, Ивановский энергетический институт, Киевский институт автоматики, Мос-энергоналадка, ОЗАП, Южтех-энерго, UNESCO и др.

Что за система обучения внедрена в Мосэнерго?

В энергетике, являющейся частью мировой техногенной культуры, время от времени наблюдаются нештатные ситуации и крупные аварии, в том числе и по вине обслуживающего (оперативного) персонала.

Задача руководящего персонала электрических станций, энергосистем и отрасли в целом состоит в том, чтобы обеспечить надлежащую подготовку и тренаж подчиненного ему оперативного персонала, так или иначе участвующего в производстве и распределении электрической энергии и тепла.

В настоящее время российское энергетическое тренажеростроение - это наука, обладающая собственной оригинальной методологией и методическим аппаратом, изобретениями, патентами и оригинальным программным обеспечением. Результаты разработок внедрены и с успехом эксплуатируются в Мосэнерго и широко известны как в России, так и за рубежом.

Затраты, понесенные на создание наиболее развитой в России системы подготовки кадров, аналогов которой нет даже в странах Запада, довольно значительны. Тем не менее, законы рынка, понимаемые у нас как вседозволенность, потакание власть имущим чиновникам, по неизвестным причинам принимающим волюнтаристские решения для внедрения «принципиально новых» разработок, приводят к новым неоправданным затратам, противоречащим основному принципу - «не навреди».

Смысл упомянутой выше публикации, скорее всего, - в интенсивной рекламе так называемых «компьютерных тренажеров» и противопоставление их полномасштабным тренажерам. Складывается впечатление, что «анонимным корреспондентом» здесь выступают или сами разработчики «компьютерных тренажеров», или их не совсем компетентные и информированные комментаторы, в связи с чем публикация носит скорее не научный, а антирекламный характер.

Специально для анонимных авторов, именующих себя «энергетиками» (к обществу которых, между прочим, относятся и разработчики полномасштабных тренажеров), попробуем привести основные определения, а затем рассмотреть доводы по существу вопроса.

Итак, определения.

Полномасштабный тренажер - это такое устройство для обучения персонала, которое по условиям выполнения психологических и дидактических требований, исключающих возможность приобретения и переноса на объект управления отрицательных навыков, должно иметь три принципиальные и необходимо важные части:

* конструктивную (точную копию рабочего места оператора);

* программную (адекватную модель оборудования и процессов);

* дидактическую (рабочее место инструктора с программой оценки и контроля действий оператора и прочих не менее важных сервисных программ).

Причем при отсутствии хотя бы одной из указанных составляющих устройство уже не может называться тренажером. (Редакция TEST UNESCO).

«Компьютерный тренажер» - тренажер, в составе которого как модель объекта управления, так и рабочее место обучаемых и инструктора реализуются на базе компьютерных средств. (Редакция «Норм годности программных средств подготовки персонала энергетики»).

Из анализа этих определений следует, что «компьютерный тренажер» в связи с отсутствием конструктивного признака (точной копии рабочего места) не может называться тренажером, - что, впрочем, не расходится с определением «Норм», если считать «компьютерный тренажер» моделирующим устройством.

Так, согласно «Нормам»:

Моделирующее устройство - программное средство профессиональной подготовки персонала, реализующее модель объекта управления, но не обеспечивающее в полной мере выполнение требований, предъявленных к тренажерам.

Таким образом, «компьютерный тренажер» со всех точек зрения не может называться тренажером, а согласно тем же «Нормам» является лишь «моделирующим устройством», то есть не может использоваться в роли тренажера в учебном процессе.

Для формирования и совершенствования профессиональных навыков оператора на тренажерах необходимо создать такую информационную модель воспроизводимых условий в реальном масштабе времени, чтобы зрительное восприятие и моторная реакция оператора не отличались от таковых в реальных условиях.

Последнее положение однозначно определяет требование предъявления оператору полного подобия щита (для адекватного получения информации об объекте управления) и полного подобия пульта (для выработки адекватных моторных навыков). Отказ от выполнения указанных требований приводит к приобретению оператором отрицательных навыков и снижению общей надежности человеко-машинной системы.

Замена реального щита и пульта управления на их компьютерные изображения и тренировки с ними совершенно недопустимы, так как приводят к полной дезориентации человека в его профессиональной деятельности.

Эффективность работы, в первую очередь - принятие и реализация решений, определяется психологической структурой операторской деятельности, иначе говоря, структурой ориентировки в условиях выбора и исполнения профессиональной деятельности.

Ориентировка оператора формируется и функционирует на четырех уровнях:

* «информационном» (уровне адекватного восприятия информации);

* «смысловом» (уровне основных целей, реализуемых в деятельности оператора);

* «функциональном» (уровне выбора способов изменения режимов функционирования технической системы);

* «операционном» (уровне условий исполнения принятого решения).

В реальной деятельности оператора упомянутые уровни выступают одновременно и неразрывно. В процессе обучения на тренажере каждый уровень должен формироваться отдельно в форме специфических «учебных деятельностей», а затем должны отрабатываться взаимосвязи и взаимопереходы между ними.

Таким образом, в основе системы обучения с использованием технических средств должно лежать формирование у оператора целостной ориентировки в восприятии информации, целях, условиях выбора и исполнения профессиональной деятельности.

В процессе тренировок имеет место замена одного уровня другим, логические решения, выполнив свою функцию образования прямых связей между сигналами и ответами, исчезают в тех случаях, когда ситуации повторяются, т.е. образуется жесткая связь «выход-вход».

Успешная работа оператора может быть, таким образом, обеспечена исключительно за счет высокой тренированности на полномасштабных тренажерах, доведенных до автоматизма приемов восприятия информации и приемов безошибочной работы с необходимыми органами управления, что, естественно, не может быть достигнуто на «компьютерном тренажере».

Рассмотрев деятельность оператора в контуре АСУ энергоустановки, можно кратко сформулировать требования к его профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Оператор должен обладать способностью:

* приема информации с наименьшим количеством ошибок;

* логического мышления и доведения навыков мышления до суждений-инструкций, т.е. доведения навыков принятия решений до стереотипного уровня, до четко выраженных связей «вход-выход»;

* быстро и четко реализовать принятые решения с помощью органов управления.

Рассматривая человека-оператора как звено в замкнутом контуре управления, можно сформулировать задачу оператора как согласование звеньев системы управления с учетом возможностей и ограничений как человека, так и техники, входящей в систему управления.

Анализ оперативной деятельности операторов энергоустановок показал, что оператор должен иметь:

* определенный объем теоретических знаний, необходимых для понимания оперативных ситуаций, возникающих при эксплуатации оборудования;

* навыки:

- обнаружения, опознавания и идентификации сигналов,

- логического мышления, т.е. навыки построения причинно-следственных связей между теми или иными значениями параметров и положением исполнительных органов регулирующей аппаратуры (как систем автоматического, так и дистанционного управления),

- дистанционного управления (регулирования) технологическими параметрами,

- взаимодействия с аппаратурой автоматического регулирования,

- взаимодействия с аппаратурой вычислительного комплекса.

Рассмотрев приведенные навыки, необходимые для успешной работы оператора в нормальных, регулировочных и особенно в аварийных ситуациях, можно сделать вывод о том, что ни один из них не может быть приобретен при обучении и тренировках на так называемых «компьютерных тренажерах», и в связи с этим приобретение каких-либо других навыков оператором в этом случае делает их отрицательными (то есть мешающими) по отношению к оперативной деятельности на реальном оборудовании и неизбежно ведет к резкому снижению надежности и безопасности работы электростанций и энергосистем.

 


В тридцать седьмом выпуске читайте: Геотермальные электростанции


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу ep@eprussia.ru


Подписаться на печатную (бумажную) версию газеты "Энергетика и промышленность России" (периодичность - раз в месяц, объем - 32-64 полосы) можно ЗДЕСЬ. Ознакомительный экземпляр высылается бесплатно.


С расценками на размещение рекламы в печатной (бумажной) версии газеты "Энергетика и промышленность России", а также на сайте газеты www.eprussia.ru можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное