Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Какие тренажеры нам нужны?


Информационный Канал Subscribe.Ru

Энергетика и промышленность России - избранные материалы.
ВЫПУСК 35.


Какие тренажеры нам нужны?

Эксплуатация оборудования технологических объектов – труд нелегкий, а подчас и просто опасный. Поэтому задача обеспечения квалификации обслуживающего их персонала всегда актуальна. От этого напрямую зависит надежность этих объектов и их экологическая безопасность.

Техногенные катастрофы последнего времени, в том числе и авиационные аварии, все острее определяют важность вопроса регламентации систем подготовки и тренировки человека с целью повышения надежности его действий по управлению технологическими объектами в аварийных и экстремальных ситуациях.

Важен этот вопрос и для энергетики, как части мировой техногенной культуры. В частности, он касается эксплуатации оборудования тепловых электрических станций и сетей.

Как осуществляется современная система подготовки персонала электрических станций? Какие способы подготовки являются наиболее продуктивными?

В этом мы попробуем разобраться на страницах нашей газеты.

 

Что такое тренажер? Говоря языком официальным, тренажер – это техническое средство профессиональной подготовки человека-оператора, предназначенное для формирования и совершенствования у обучаемых профессиональных навыков и умений, необходимых для управления материальным объектом, путем многократного выполнения обучаемыми действий, свойственных управлению реальным объектом. Тренажер должен состоять из ряда обязательных элементов:
* рабочих мест операторов;
* моделирующего устройства;
* рабочего места инструктора;
* устройства контроля и оценки действий оператора.

Рабочее место оператора - это часть пространства в системе «человек - машина», где осуществляется производственная деятельность оператора. В тренажере - это пульт, за которым он выполняет свои функции, в виде копии реального пульта со всеми органами управления и средствами отображения информации, которыми оператор пользуется при управлении реальным объектом.

Таким образом, воспроизводимые в тренажере информационное и моторное поля оператора должны быть по конструкции и содержанию идентичными информационному и моторному полям реальной установки. Этот принцип основан на психологических требованиях и исключает возможность переноса отрицательных навыков при переходе операторов к управлению реальной установкой. Поэтому пульт и щит управления в тренажере по своему внешнему виду, расположению и конструкции индикаторов, приборов и органов управления должны в точности соответствовать пульту и щиту реальной установки.

Полномасштабный тренажер - это такое устройство для обучения персонала, которое, по условиям выполнения психологических и дидактических требований, исключающих возможность приобретения и переноса на объект управления отрицательных навыков, должно иметь три принципиальные и необходимо важные части:
* конструктивную (точную копию рабочего места оператора);
* программную (адекватную модель оборудования и процессов);
* дидактическую (рабочее место инструктора с программой оценки и контроля действий оператора и прочих не менее важных сервисных программ).

Причем при отсутствии хотя бы одной из указанных составляющих устройство уже не может называться тренажером.

«Компьютерный тренажер» - тренажер, в составе которого как модель объекта управления, так и рабочее место обучаемых и инструктора реализуются на базе компьютерных средств.

Из этих определений следует, что «компьютерный тренажер» в связи с отсутствием конструктивного признака (точной копии рабочего места) не может называться тренажером. Это моделирующее устройство - программное средство профессиональной подготовки персонала, реализующее модель объекта управления, но не обеспечивающее в полной мере выполнение требований, предъявленных к тренажерам.

Единственным случаем, когда применение «компьютерных» тренажеров, можно считать допустимым (кроме использования в качестве обучающих систем), является применение их на электростанциях, оборудованных такими АСУ, когда все управление энергообъектом осуществляется с помощью компьютерной сети. В современных, но пока сравнительно мало распространенных системах управления на ТЭС (например, система «Квинт»), ориентированных на использование иерархической структуры программно-технических распределенных микропроцессорных средств и вычислительных сетей, реализуется подход представления информации оперативному персоналу на дисплее в виде активных мнемосхем с динамически изменяющимися значениями технологических параметров. На дисплее также отображаются необходимые органы управления. При этом происходит изменение функций оперативного персонала в связи с перераспределением задач управления между человеком и машиной. Только в этом случае применение «компьютерного тренажера» не только оправдано, но и необходимо.

 

Оператор в контуре АСУ энергоустановки должен обладать способностью:
* приема информации с наименьшим количеством ошибок;
* логического мышления и доведения навыков мышления до суждений-инструкций, т.е. доведения навыков принятия решений до стереотипного уровня, до четко выраженных связей «вход-выход»;
* быстро и четко реализовать принятые решения с помощью органов управления.

Можно сформулировать задачу оператора как звено в замкнутом контуре управления, согласование звеньев системы управления с учетом возможностей и ограничений как человека, так и техники, входящей в систему управления.

Анализ деятельности операторов энергоустановок показал, что оператор должен иметь определенный объем теоретических знаний, необходимых для понимания оперативных ситуаций, возникающих при эксплуатации оборудования; а также навыки:
* обнаружения, опознавания и идентификации сигналов;
* логического мышления, т.е. построения причинно-следственных связей между теми или иными значениями параметров и положением исполнительных органов регулирующей аппаратуры (как систем автоматического, так и дистанционного управления);
* дистанционного управления (регулирования) технологическими параметрами;
* взаимодействия с аппаратурой автоматического регулирования;
* взаимодействия с аппаратурой вычислительного комплекса.

Рассмотрев приведенные навыки, можно сделать вывод о том, что ни один из них не может быть приобретен при обучении и тренировках на так называемых «компьютерных тренажерах», и в связи с этим приобретение каких-либо других навыков оператором в этом случае делает их отрицательными по отношению к оперативной деятельности на реальном оборудовании и неизбежно ведет к резкому снижению надежности и безопасности работы электростанций и энергосистем.

Успешная работа оператора может быть обеспечена исключительно за счет высокой тренированности на полномасштабных тренажерах, доведенных до автоматизма приемов восприятия информации и приемов безошибочной работы с необходимыми органами управления.

Согласно исследованиям психологов, обучение операторов на тренажере с отличающимися от реальных информационным и моторным полями приводит к приобретению и переносу на реальный объект отрицательных навыков и резкому повышению аварийности по вине персонала.

Поэтому единственным вариантом обучения персонала без переноса на объект управления отрицательных навыков является применение полномасштабных тренажеров, точно имитирующих рабочее место оператора и нашедших строго регламентированную роль в авиации, космонавтике, морском флоте, атомной энергетике и др. Именно такие тренажеры широко используются на зарубежных тепловых электростанциях (США, Англия, Япония, Китай, Франция, Германия и др.).

Приведем сравнительные данные о надежности персонала по РАО «ЕЭС России», где нашли распространение (правда, сравнительно небольшое) «компьютерные» тренажеры, и «Мосэнерго», где применяются только полномасштабные тренажеры:
 1996 г.1997 г.1998 г.
РАО "ЕЭС России"0,4450,5160,375
Мосэнерго0,170,230,10

Таким образом, из таблицы видно, что количество отказов по вине персонала на выработку 1 млрд. кВт./ч тепловой и электрической энергии за указанный период по РАО «ЕЭС России» в целом выше, чем в Мосэнерго, в 2,7 раза.

Евгений Хрусталев

 


В тридцать шестом выпуске в продолжение темы текущего выпуска читайте: Подготовка персонала энергопредприятий: О целесообразности использования "Компьютерных тренажеров"


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу ep@eprussia.ru


Подписаться на печатную (бумажную) версию газеты "Энергетика и промышленность России" (периодичность - раз в месяц, объем - 32-64 полосы) можно ЗДЕСЬ. Ознакомительный экземпляр высылается бесплатно.


С расценками на размещение рекламы в печатной (бумажной) версии газеты "Энергетика и промышленность России", а также на сайте газеты www.eprussia.ru можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

 

Редакция газеты "Энергетика и промышленность России" готовит декабрьский спецвыпуск увеличенным тиражом с цветными страницами.
Этот номер будет рассылаться по расширенной базе энергетических предприятий, дополнительный тираж 1000 экз. будет распространяться на Всероссийском Энергетическом Форуме "ТЭК России в XXI веке", 18 - 19 декабря, Москва, Кремль.
"Энергетика и промышленность России" является информационным спонсором Энергетического Форума.
Приглашаем принять участие в этом номере. Вы можете разместить свои материалы в цветном приложении или на черно- белых страницах газеты.
Заявки на участие и рекламные материалы принимаются до 20 ноября.

Подробнее»

Внимание!
ДЛЯ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ, ВПЕРВЫЕ подающих заявку на размещение рекламы в наших изданиях посредством сайта www.eprussia.ru, то есть по E-mail: ep@eprussia.ru, действует дополнительная разовая скидка - 5%.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное