НОВОСТИ кино- теле- шоу-бизнеса и фестивалей
Рассылка № 73 (101) от 19 августа 2004 г.
Спец. Выпуск
«НАТАЛИ»…Имя – фильм как символ эротической
эволюции
Натали… Красивое и гармоничное женское имя. Оно
вдохновляло писателей и художников во все времена.
Между классической «Натали» Ивана Бунина и «Натали»
Энн Фонтена менее ста лет, однако время диктует свои
правила. Меняются времена, меняется отношение к
женщине, пресловутое «что такое хорошо, а что такое
плохо» - перестаёт быть аксиомой. Сравнительный
анализ двух одноимённых фильмов –французской «Натали» и «Натали» - русской
(экранизации новелл Нобелевского Лауреата).
12 августа 2004 года в российский прокат вышел фильм
Энн Фонтен «Натали…» / «Nathalie...» с участием
Фанни Ардан, Эмманюэль Беар, Жерар Депардье.
История, рассказанная в фильме довольно банальна и
стара, как мир.
Случайно прослушав автоответчик Катрин (Фанни Ардан)
узнает, что вчера ее муж Бернар (Жерар Депардье) не
прилетел домой отмечать свой День Рождения из-за
того, что провел ночь с молодой особой. И это через
двадцать счастливых лет!
Бернар признался, что иногда «ходил налево», но
давно завязал с этим. Однако, - какая женщина
поверит таким словам!
Чтобы
окончательно развеять сомнения, или утвердиться в
мыслях об измене мужа, Катрин отправляется в
ближайший стрип-бар, где находит молодую танцовщицу
по имени Марлен (Эммануель Беар). За баснословные
для неё деньги, девушка соглашается спать с мужем
Катрин, ежедневно докладывая ей о мельчайших
подробностях их сексуальных отношений. Согласившись
на сделку, стриптизёрша Марлен обретает новое имя –
Натали.
Сюжет развивается стремительно: Натали знакомится с
Бернаром, у них начинается «любовь», о которой во
всех деталях узнаёт Катрин. Она начинает допрашивать
мужа, ноБернар не
признаётся, что встречается с кем-то ещё.
В один прекрасный день, Катрин понимает, что всё это
не может продолжаться дальше, и решает устроить
очную ставку Бернара и Натали.
Последняя
оказалась не готова к подобному стечению
обстоятельств и буквально сбежала при виде Бернара.
Он так и не успел её узнать. (Сюжет, отчасти
перекликается с фильмом «Никита»).
На следующий день Натали призналась Катрин, что
обокрала ее: «Ну, разве мне когда-нибудь еще может
так повезти – мне платят за мои рассказы!» -
оправдывалась Марлен.
В фильме Энн Фонтена «Натали» от первого лица
передается рассказ о сексуальных взаимоотношениях
между женщиной и мужчиной, где, несмотря на
откровенные подробности, мы не видим детального
изображения этих сцен, однако в фильме присутствует
обнаженная натура. Рассказы главной героини, тем не
менее, не просто откровенны, а откровенно
порнографичны.
Теперь посмотрим, как эротика представлена в
российском фильме «НАТАЛИ». Любовные сцены главных
героев не содержат эротики, обнажённой натуры - они
высокохудожественны. Вероятно, это связано ещё с
тем, что фильм рекомендован самому широкому кругу
зрителей, в том числе и школьникам, у которых Книга
Любви «Тёмные аллеи» является программным
произведением. Мы не будем углубляться в философию
русского Эроса, обращаться к идеям выдающихся
мыслителей серебряного века русской литературы, а
рассмотрим конкретный пример.
Фильм снят по мотивам пятнадцати лучших бунинских
новелл. Сценарий написан Романом Акимовым в процессе
работы над своей кандидатской диссертацией по
творчеству Ивана Бунина.
Образ главной героини – Натали – собирателен. Он
включает в себя всё лучшее, что присуще бунинским
женщинам: загадку, ум, активную позицию,
решительность, мудрость, космизм.
Сюжет
довольно прост: студент Виталий Мещерский (Роман
Акимов) в поисках первых любовных встреч, попадает в
имение своего дяди, где встречает девушку Соню
(Ольга Катина), с которой в детские годы был
платонический роман. Теперь, спустя много лет, герои
настроены более решительно, но появляется – Натали
(Мария Воронина), в которую, по словам Сони:
«Мещерский непременно влюбится…» Соня, боясь, что её
отец может заподозрить неладное, просит Виталия
инсценировать свой роман с Натали: «Но берегись,
если окажется, что притворяться тебе не надо!».
Виталий влюбляется в Натали: «Как же мне жить в этой
двойственности: в тайных свиданиях с Соней и рядом с
Натали, одна мысль о которой овладевает меня таким
чистым восторгом?..»
Герой
мыслит буквально по Фрейду: «Интересно, сказала
все-таки Соня Натали о нашей начавшейся вчера любви?
Если сказала, то я чувствую нечто вроде любви и к
Натали. Выходит, она стала нашей с Соней тайной
соучастницей, - отчего же нельзя любить двух?.. Хм..
Вот сейчас они выйдут к завтраку во всей своей
утренней свежести, засмеются, увидят меня… Ох уж,
этот блеск красивых выспавшихся глаз…лёгкий налёт
пудры… А потом,… а потом – по саду, к реке –
купаться…Они будут раздеваться в купальне…Ах, эти,
освещённые синевой неба, голые девичьи тела… Да.. А
затем, Соня и Натали, держась за перила лесенки в
купальне, станут неловко сходить по её ступенькам,
постепенно погружаясь в воду… А после, я буду
купаться в той же воде, в которой только что
купались они…»
Виталий объясняется с Натали, и она отвечает ему
взаимностью. Выход – уехать из этого имения и быть
счастливыми вместе. Герой возвращается к себе в
комнату с мыслью о новой, счастливой жизни. Соня
неожиданно появляется у него и буквально
набрасывается на Виталия, забыв закрыть дверь.
Натали, в поисках подруги, спускается по лестнице и
видит эту картину. Так и не начавшийся роман
разбивается…
Проходят годы… Жизнь главных героев несчастна.
Натали выходит замуж за двоюродного брата Виталия,
но вскоре тот умирает, Виталий женится из жалости на
крестьянской сироте Гаше…
Бунинская концепция: «Настоящая любовь бывает только
один раз. Она остаётся на всю жизнь и она
непременно… трагична…» проходит лейтмотивом фильма.
Судьба
снова сводит героев, но уже в доме Натали. Годы
исканий, страданий изменили героиню только
внутренне. Внешне она остаётся такой же красавицей.
Прежняя любовь вспыхивает вновь:
«Ты никогда, никогда не забывал меня за эти годы?» -
спрашивает Натали Виталия Мещерского.
«Забывал, но только так, как забываешь, что живёшь и
дышишь…Нигде в мире нет подобной тебе…» - отвечает
он.
Утром следующего дня Виталий находит письмо Натали,
из которого узнаёт, что она навсегда уехала в имение
своей матери: «Былого действительно не
вернуть…Постарайся простить и понять меня. Хотя…
разве бывает несчастная любовь? Разве самая скорбная
в мире музыка не даёт людям счастья?»
Поведение героини остаётся «загадочной женской
душой», так же, как и её дневниковые записи, которые
находит Виталий: «Страшней привлекательней и
загадочнее любви нет ни на земле, ни на
небесах…Только любовь, или смерть…» Виталий выбирает
смерть…
Несмотря
на трагический финал, оптимистично звучит обращение
героя к Натали, которая приходит в конце фильма на
сельское кладбище самоубийц уже с ребёнком (сыном
Виталия): «Если есть будущая жизнь и мы встретимся в
ней – я встану там на колени и поцелую твои ноги за
всё то, что ты дала мне на Земле… А всё-таки… как
великолепна жизнь, Боже мой, как великолепна…»
Возникает художественный парадокс: кто является
рассказчиком фильма? Как может герой, которого нет в
живых, что-то комментировать? А может, ответ в том,
что «будущая жизнь» всё-таки есть?...
Подводя итоги, вспомним прописную истину: сколько
людей – столько и мнений. Мы не делаем категоричных
выводов – каждый выбирает то, что ему ближе.
В августе 2004 года молодой, но талантливый режиссер
Роман Акимов постановщик легендарного мюзикла
«Любовь и Время» (версии «Notre Dame de Paris»),
которая была закрыта продюсерами официальной русской
версии мюзикла как конкурентноспособный спектакль,
на технической базе Информационной Группы DOTSMEDIA,
приступил к монтажно-тонировочному периоду своего
дебютного фильма «НАТАЛИ».
По словам режиссера, монтаж фильма должен быть
закончен в середине осени, после чего картина будет
представлена на суд зрителей.
В ролях :
Виталий Мещерский – Роман Акимов,
Натали – Мария Воронина,
Соня – Ольга Катина,
Дядя Виталия – Ким Ефимович Сейненский,
Гаша – Ольга Баранова
В эпизодах: Екатерина Грищенко, Олеся Гожина,
Вячеслав Петрусевич, Фокина Елена, Фёдор Тодыщенко,
Людмила Михеева, Виктор Евсеев и другие.
Автор сценария и режиссер – Роман Акимов, по мотивам
новелл Ивана Бунина
Ассистент режиссёра и технический директор – Виктор
Евсеев
Операторская группа – Фёдор Тодыщенко, Артём
Животченко, Роман Акимов, Андрей Целищев
Художники по костюмам – Людмила Михеева, Юрий
Исхаков.
Консультант – историк-краевед Сейненский Ким
Ефимович
Режиссер монтажа – Андрей Целищев
Продюсеры – Роман Акимов, Андрей Целищев
Производство – Информационная Группа DOTSMEDIA и
театр «Диалог» 2000 – 2004 гг.