Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька


Рокфеллер - в деньгах счастье
12.03.2009
       РОКФЕЛЛЕР В деньгах счастье Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька
http://www.rokf.ru

    АВТО  |  КАРЬЕРА  |  НЕДВИЖИМОСТЬ  |  БАНКИ  |  НАЛОГИ  |  ИНВЕСТИЦИИ  |  ВАЛЮТА  |  ДОМ И БЫТ  |  СТРАХОВАНИЕ  |  СОЦИУМ  |  ОТНОШЕНИЯ  |  РАЗНОЕ  |  ФОРУМ

НОВОСТИ

В спокойное время при выборе вуза учитываются традиционные критерии: стоимость обучения и проживания, рейтинг учебного заведения, учебный план, наличие стипендий и прочее. Но в период экономической нестабильности чуть ли не на первое место выходит цена, особенно если речь идет об учебе за границей. И вот оказывается, что учеба в вузах стран Юго-Восточной Азии дешевле, чем на Западе, а качество обучения делает их конкурентоспособными на международной арене.
Экспорт образования

За последние десять лет количество студентов, получающих высшее образование вне страны проживания (мобильных студентов), возросло почти на 70%. По данным Института статистики ЮНЕСКО, таких студентов в 1999 году насчитывалось 1,68 млн, а уже в 2008-м их оказалось 2,9 млн. По прогнозам IDP, организации, занимающейся продвижением австралийского образования, к 2025 году число мобильных студентов достигнет 7,2 млн человек. Лидерами международного образования по-прежнему остаются США, Великобритания, Австралия, Канада и Новая Зеландия, а также Германия и Франция. На их долю приходится более 60% мобильных студентов. Однако в борьбу за привлечение иностранных студентов активно включились и Япония, Китай, Южная Корея, Сингапур и Малайзия. Основной причиной притока студентов в эти страны является не только волна интереса к азиатскому миру, но и возможность сэкономить на обучении и проживании. С другой стороны, студенты приносят значительную прибыль экономикам стран, активно развивающих индустрию образования. Примером может служить Австралия, которая в 2007 году получила от экспорта высшего образования доход 4,2 млрд австралийских долларов. Конкуренция в этой сфере велика, ведь мировой объем экспорта образовательных услуг - $1,5 трлн.

Но кроме финансовой выгоды ведущие страны-экспортеры образования получают еще ряд преимуществ. Во-первых, чтобы обеспечить непрерывность образования для мобильных студентов, вузы этих стран подтягивают учебные планы и программы до международных стандартов, используют дистанционные формы обучения или открывают кампусы в других странах. Современные технологии позволяют быть студентом зарубежного вуза, не выезжая из страны проживания. Во-вторых, постоянно совершенствуется социальная и бытовая инфраструктура студенческих городков, вузы и университеты фактически становятся градообразующими "предприятиями". Возникает целая индустрия услуг для студентов, помогающая им в учебе, быту и трудоустройстве. В-третьих, это стимулирует совершенствование научной базы, иначе не привлечь молодых перспективных ученых, а именно по качеству научно-исследовательских работ оценивается сегодня деятельность вузов в большинстве стран. На этих оценках строятся мировые рейтинги университетов. В-четвертых, население развитых стран быстро стареет, и восполнение уходящих на пенсию кадров происходит в том числе благодаря международным выпускникам национальных вузов.

Гонка за американцами

Несмотря на некоторые ограничения при трудоустройстве и сложности с получением студенческой визы, США по-прежнему занимают первое место по привлечению студентов-иностранцев. По данным Института международного образования (IIE), в США учится 582,9 тыс. иностранных студентов, или 20% от общего количества мобильных студентов. Основные поставщики студентов для американских вузов - Индия (14,4%), Китай (11,6%) и Южная Корея (10,7%). Наиболее популярные программы, которые выбирают студенты-иностранцы,- бизнес и менеджмент, а также инженерные специальности.

Великобритания с 376,2 тыс. зарубежных студентов (11,3% от общего количества мобильных студентов) занимает второе место в мире. Страны-доноры - Китай (13,3%), Индия (6,4%) и США (5,9%). Наиболее востребованные у международных студентов предметы для изучения те же, что и в США.

Австралия обучает 202,4 тыс. мобильных студентов (6,3% от их общего количества), приезжающих в основном из Китая (25,3%), Индии (13,6%) и Малайзии (7,7%). Наибольшим спросом у них пользуется управление и коммерция (52,7%), затем следуют предметы, связанные с информатикой и информационными технологиями (15%).

Существует несколько причин доминирования этих трех стран на рынке международного образования. Основная - они первыми разработали долговременные стратегии привлечения иностранных студентов и поддерживают их различными ресурсами. Охватив когда-то своими предложениями большое количество стран, США, Великобритания и Австралия и сегодня остаются привлекательными для Индии и Китая, имеющих самое большое народонаселение в мире. Не последнюю роль сыграло также возрастающее превалирование английского над другими языками мира. Ну и понятно, что граждане из стран с развивающимися экономиками стремятся учиться в богатых государствах.

Показатели Канады и Новой Зеландии по привлечению мобильных студентов скромнее. В канадских высших учебных заведениях обучается чуть более 100 тыс. иностранцев. Основные поставщики студентов - Южная Корея (21%), Китай (16%) и Япония (8%). Среди основных предметов, изучаемых иностранцами в Канаде и Новой Зеландии,- бизнес (35 и 49%), точные и естественные науки (15 и 17,4%).

В университетах Новой Зеландии зарубежных студентов около 67 тыс., среди них больше всего китайцев (59,8%) и гораздо меньше американцев (5,6%) и австралийцев (4,8%). Очевидно, что поток иностранных студентов в Канаду и Новую Зеландию будет расти благодаря не только более привлекательным финансовым условиям обучения и проживания, но и хорошим перспективам дальнейшего трудоустройства и получения вида на жительство.

В настоящее время в вузах Германии насчитывается более 261 тыс. иностранных студентов. Если каких-то три-четыре года назад в основном это были студенты из европейских государств, то сейчас здесь доминируют китайцы - 11% и турки - 9%, все больше поляков (сегодня 5,9%) и русских (5%). Иностранцы предпочитают бизнес и право - 27,4%, инженерные дисциплины (19,8%) по популярности уступают гуманитарным (22,4%).

Во Франции учится 247,5 тыс. мобильных студентов. Франкоговорящие студенты из Марокко (13,8%) и Алжира (9,4%) вытеснили китайцев на третью позицию (4,8%). Здесь наиболее востребованы специальности, связанные с бизнесом и управлением (40,6%), гуманитарными дисциплинами и искусством (20,7%), точными и естественными науками (15,4%) и инженерными науками (11,5%).

Всего на долю Германии и Франции приходится 17,4% всех мобильных студентов. Студентов-иностранцев привлекает прежде всего бесплатное обучение в университетах Франции (все французские высшие школы коммерции, инженерного дела и искусств - платные) и умеренная стоимость обучения в германских вузах. Кроме того, вузы этих стран открыли преподавание ряда программ на английском языке: порядка 100 таких программ предлагает Франция и около 300 - Германия. Необходимо отметить, что преподавание на английском языке в неанглоговорящих странах становится нормой для современного мира высшего образования.

С английским акцентом

Япония, Китай, Южная Корея, Сингапур и Малайзия, долгое время бывшие студенческими донорами более развитых стран, сегодня все активнее привлекают иностранных студентов и добиваются на этом пути определенных успехов. Прежде всего они хотят конкурировать за студентов, пополняющих студенческие аудитории университетов Австралии, США и Новой Зеландии.

В Японии обучается около 120 тыс. иностранцев. Это в основном студенты из Китая (63%), Южной Кореи (13,5%) и с Тайваня (3,6%). Из общего числа студентов, обучающихся в Японии, 1,5% составляют американцы. Японское правительство не удовлетворено таким количеством зарубежных студентов и в прошлом году объявило о планах по привлечению в страну к 2012 году не менее 300 тыс. студентов-иностранцев. Для этого оно намерено упростить визовые процедуры, улучшить качество студенческого быта, принять меры для увеличения количества иностранцев, изучающих японский язык, а также помогать иностранным выпускникам японских вузов в трудоустройстве. Для реализации плана отобраны 30 лучших университетов страны. Почти все японские университеты предлагают от одной до пяти последипломных программ на английском языке в таких областях, как бизнес, инженерия, информационные технологии и сельское хозяйство.

Китай демонстрирует высокие темпы роста численности зарубежных студентов. Если в 2003 году их количество достигло примерно 88 тыс. человек, то в прошлом году их уже было 144 тыс. Интересен национальный состав студентов: Южная Корея - 33%, Япония - 9,5%, США - 7,5%. Студенты из России занимают шестое место в этом списке - 3,7%.

На сайте, "подчиненном Китайскому информационному интернет-центру" (china.org.cn), приведен список из 34 университетов Китая, предлагающих большое количество мастерских и докторских программ, преподаваемых на английском языке. Обширный образовательный рынок Китая весьма привлекателен для зарубежных университетов, однако жесткая государственная регламентация ограничивает возможности для иностранной экспансии: каждое учебное заведение должно в равных долях принадлежать китайскому и иностранному партнерам. Тем не менее в Китае открыли свои кампусы британские университеты Ноттингема (University of Nottingham Ningbo), Ливерпуля (Xi`an Jiaotong-Liverpool University) и Суррея (Surrey International Institute), а также американские учебные заведения - университет Джона Хопкинса (Johns Hopkins University-Nanjing University Center), университет Нью-Йорка (New York University Shanghai). Университет Джорджии проводит летнюю школу по праву в Шанхае и Пекине (Georgia Law Summer Program in China), а технический университет Джорджии - по китайскому языку и инженерии (Georgia Tech - Shanghai Summer Program).

Показательно, что Китайско-Европейская международная бизнес-школа (China Europe International Business School - CEIBS) заняла в рейтинге Financial Times МВА школ 2009 года седьмое место, опередив многих именитых соперников.

Стремительно растет численность иностранных студентов в Южной Корее. В 2006 году их было 22,6 тыс., в 2007-м - уже 63,9 тыс. Корейское правительство планирует, что к 2012 году в стране будет 100 тыс. мобильных студентов. Больше всего здесь студентов из Китая (51,3%), Японии (12%), других азиатских стран (7,8%). На долю США приходится 5,2%, а студенты из России занимают седьмое место с 2%.

Лучше всего преподавание университетских программ на английском языке поставлено в Корейском передовом научно-технологическом институте (Kaist), который планирует с 2010 года перевести все дипломные и последипломные курсы на преподавание на английском языке. Университет Йонсей (Yonsei University), Корейский университет (Korea University), а также ряд частных вузов, например университет Вусонг (Woosong University), предлагают небольшое количество бакалаврских, магистерских и докторских программ в специально созданных подразделениях, где языком обучения является английский.

В Сингапуре в 2007 году обучалось 86 тыс. иностранных студентов. Правительство Сингапура рассчитывает довести к 2015 году их численность до 150 тыс. То обстоятельство, что английский язык, распространенный в стране со времен британской колонизации, остался языком преподавания в национальных школах и университетах, несомненно, будет немало способствовать реализации этих планов.

Сейчас в Сингапуре открыты кампусы рейтинговых вузов - французской МВА школы INSEAD, американской последипломной школы бизнеса университета Чикаго (Chicago GSB), ведущей индийской бизнес-школы Института менеджмента и центра исследования менеджмента (S.P. Jain Institute of Management & Research Center of Management), факультет искусств Нью-Йоркского университета (New York University Tisch School of the Arts), факультет гостиничного управления университета Невады (University of Nevada, Las Vegas William F. Harrah College of Hotel Administration), несколько программ по инженерии Массачусетского технологического института (MIT), а также Германский научно-технологический институт (German Institute of Science and Technology).

В борьбу за международных студентов включилась и Малайзия. В 2003 году их насчитывалось в стране чуть более 30 тыс. В прошлом году мобильных студентов в Малайзии было уже около 65 тыс. В основном это китайцы (34,4%), индонезийцы (18,5%) и бангладешцы (7%). Малайзийское правительство настроено весьма серьезно: оно планирует к 2010 году увеличить количество студентов-иностранцев до 100 тыс. Многие малайзийские вузы имеют программы с преподаванием на английском языке. Свои кампусы в Малайзии открыли австралийские университеты Кюртин (Curtin University of Technology Sarawak Campus), Монаш (Monash University Malaysia), Свинберн (Swinburne University of Technology Sarawak Campus), британский университет Ноттингема (University of Nottingham Malaysia Campus) и Германо-Малайзийский институт (German-Malaysian Institute).

Выбор страны для получения образования - дело сугубо индивидуальное. Но уже сегодня с большой долей уверенности можно предположить, что потенциальные студенты из восточносибирских и дальневосточных регионов России в недалеком будущем все чаще будут выбирать для своего обучения азиатские страны. Так ближе и дешевле.

Стоимость обучения и проживания для международных студентов (на программах бакалавриата в области бизнеса)



Страна (государственный/
частный вуз)


Стоимость
обучения за
академический
год ($ тыс.)


Стоимость
проживания
за год ($
тыс.)


Суммарная
стоимость
($ тыс.)


Австралия
(государственный)


8,5

8,5

17,0

Великобритания
(государственный)


13,5

12,5

26,0

Канада (государственный)

7,0

8,5

15,5

Малайзия (частный)

4,0

3,0

7,0

Новая Зеландия
(государственный)


10,0

11,5

21,5

Сингапур (частный)

6,0

9,0

15,0

США (государственный)

3,0

12,0

15,0

США (частный)

22,0

13,0

35,0

Франция
(государственный)*




12,7

12,7

*В университетах бесплатно. В таблице приведены данные studymalaysia.com.
Андрей Шуйский, специалист Центра международных контактов "Парта" , "Коммерсант"

Постоянный адрес статьи:
http://www.rokfeller.ru/carera/2009/03/11/103218.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
Экзамен на кризис
Давно подмечено, что на Западе в период снижения темпов экономического роста спрос на длительные программы МВА растет. Молодая российская система бизнес-образования до последнего времени не ощущала кризисных явлений. С приближением весны ситуация изменилась: руководители ведущих бизнес-школ констатируют заметное снижение числа подаваемых заявок и, вероятно, некоторым школам придется даже отказаться от весеннего набора.
Как отправить ребенка учиться куда подальше
О качестве российского среднего образования много спорят. Кто-то считает его эталоном, кто-то ругает, но остается «зимовать», иные же в поисках лучшего посматривают на Запад. Точно можно сказать одно: наша система образования переживает далеко не лучшие времена перманентных реформ. Подход к передаче знаний в нынешнем виде слишком портит зрение и осанку, а с языковой подготовкой дела и вовсе не блестящи.
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ
НОВОСТИ КОМПАНИЙ




ПАМЯТКА
СЛОВАРЬ
ОПРОС
А вы свою кредитную историю читали?


       Rokfeller   E-mail: info@rokf.ru
Размещение рекламы
Экспорт материалов
(RSS Feed)


В избранное