Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька


Рокфеллер - в деньгах счастье
10.03.2009
       РОКФЕЛЛЕР В деньгах счастье Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька
http://www.rokf.ru

    АВТО  |  КАРЬЕРА  |  НЕДВИЖИМОСТЬ  |  БАНКИ  |  НАЛОГИ  |  ИНВЕСТИЦИИ  |  ВАЛЮТА  |  ДОМ И БЫТ  |  СТРАХОВАНИЕ  |  СОЦИУМ  |  ОТНОШЕНИЯ  |  РАЗНОЕ  |  ФОРУМ

НОВОСТИ

Давно подмечено, что на Западе в период снижения темпов экономического роста спрос на длительные программы МВА растет. Молодая российская система бизнес-образования до последнего времени не ощущала кризисных явлений. С приближением весны ситуация изменилась: руководители ведущих бизнес-школ констатируют заметное снижение числа подаваемых заявок и, вероятно, некоторым школам придется даже отказаться от весеннего набора.
Весенний недобор

В нестабильные для экономики времена в большинстве западных школ МВА, как правило, уменьшается поток слушателей на программы full-time и одновременно наблюдается значительный рост слушателей на программах part-time. Но в этом году прежде имевшее место снижение оказалось незначительным, спрос восстановился и даже превысил показатели прошлого года. По мнению Джанет Пурселл, исполнительного директора The Association of MBAs (AMBA), в Соединенных Штатах люди "инвестируют в себя" получаемые при увольнении компенсационные выплаты. "Текущая ситуация расценивается ими как наиболее благоприятная для профессионального роста. Я думаю, что некоторые люди продолжат работать, используя либо дистанционные, либо вечерние формы обучения, сохраняя, таким образом, свое рабочее место и одновременно повышая уровень квалификации",- сообщила Джанет Пурселл во время телемоста Москва-Лондон "МВА - текущая ситуация и новые возможности", организованного 12 февраля в институте экономики и финансов "Синергия". Андрей Волков, ректор московской школы управления "Сколково", полагает, что количество заявок на качественные программы МВА вырастет, поскольку у людей появляется больше возможностей в силу снижения нагрузки (сейчас меньше количество проектов, меньше инвестиционной активности на рынке).

Николай Попков, директор департамента программ Executive Education института "Мирбис", придерживается иного мнения: "Чтобы уверенно себя чувствовать в бизнесе, нужно быть достаточно хорошо подготовленным в экономико-управленческой деятельности, поэтому обучаться нужно постоянно в той или иной форме. В России интерес к программам МВА есть постоянно, но не всегда он может быть реализован, как, например, сегодня в период кризиса. Я думаю, что количество слушателей, участвующих в программах МВА даже в форме part-time, станет меньше, чем в предыдущие годы".

Снижение числа заказов на обучение со стороны корпоративных клиентов - первое, что отмечают представители отечественных школ МВА. Например, в московской школе управления "Сколково" это ощутили уже в этом году, а, по мнению Андрея Волкова, рынок корпоративных заказов сожмется как минимум в два раза. Впрочем, доля корпоративных клиентов в российских бизнес-школах не велика и, по некоторым оценкам, не превышает 20-25% всех слушателей. Вместе с тем школы отмечают небольшой рост количества договоров на обучение от физических лиц, но рост этот, к сожалению, не столь велик, как хотелось бы.

Действительно, последние пять-семь лет российское бизнес-образование переживало период подъема: и сами граждане, и компании поверили в возможность получения качественного бизнес-образования и готовы были тратить на него немалые средства. Ежегодный рост доходов бизнес-школ (с учетом инфляции) приближался к 15%. И даже с наступлением первых признаков экономической нестабильности спрос на программы МВА российских бизнес-школ не уменьшился. Так, по данным компании Begin Group, которая в декабре прошлого года решила выявить основные тенденции спроса на бизнес-образование, из 500 опрошенных компанией специалистов, менеджеров высшего и среднего звена (выбиравших программы бизнес-образования осенью 2008 года) 70,4% отметили, что экономический кризис никак не повлиял на их желание получать степень МВА; 19,4% респондентов заявили, что в ближайшее время обучаться на программах МВА точно не будут, а подождут более стабильного периода. И наконец, 10,2% респондентов решили получать бизнес-образование, считая период экономической нестабильности самым удачным моментом для этого.

Впрочем, весенний набор даже в ведущих бизнес-школах страны оказался под вопросом. По словам Сергея Филоновича, декана Высшей школы менеджмента ГУ ВШЭ, весна - это еще не показатель, поскольку наши люди привыкли учиться с осени. Однако у учебного заведения есть так называемая точка безубыточности - обучать группу из пяти-шести человек просто невыгодно. К сожалению, в школе уже констатируют снижение количества заявок на обучение. Вероятно, слушателям, все еще заинтересованным в получении степени МВА, предложат отодвинуть начало занятий на осень.

Интересно отметить, что с начала кризиса многие бизнес-школы практически не изменили стоимость обучения в рублях. Таким образом, можно констатировать, что российские программы МВА подешевели. Те же школы, которые попытались перевести цены в условные единицы, были вынуждены быстро конвертировать их обратно: в противном случае потенциальные слушатели вполне могли бы принять решение в пользу западных бизнес-школ.

Программная перезагрузка

Во время своего выступления Джанет Пурселл затронула еще одну актуальную тему, а именно проблему качества образования в школах МВА. "Не совсем честно и правильно обвинять MBA в случившемся финансовом кризисе. Самый болезненный момент состоит в том, что бизнес-школы призывают к ответу за текущую ситуацию, и они, конечно, должны отвечать. В то же время нужно понимать, что не все бизнес-школы обеспечивают качественное образование. Это зависит как от профиля самих студентов, так и от набора изучаемых дисциплин. Поэтому было бы ошибочно перекладывать ответственность на все бизнес-школы",- пояснила она.

В условиях кризиса проблема качества российского бизнес-образования оказалась достаточно острой и для отечественных школ МВА. По словам Сергей Мордовина, ректора ИМИСП, главная опасность кризиса состоит в том, что в России, как, впрочем, и во всем мире, может быть существенно подорвано доверие к бизнес-образованию в принципе. Причиной тому, по мнению Сергея Мордовина, могут стать две крайности: откровенно конъюнктурные программы, имеющие целью зарабатывание денег и использующие в качестве основного метода обучения разнообразные "заклинания и шаманство", спекуляцию на новомодных концепциях типа "бизнес-фанк", и чрезмерно академизированные программы, предлагающие массу моделей, концепций и типологий, но не доводящие теоретические изыски до бизнес-технологий, не отвечающие на актуальные вопросы практических бизнесменов. По словам Сергея Мясоедова, ректора ИБДА АНХ при правительстве РФ, проблема качества может быть решена единственным способом - оценивать его должны профессиональные ассоциации. "Нашему деловому и образовательному сообществу вместе с министерствами пора задуматься о независимой профессиональной экспертизе качества. И может быть, тогда прекратятся вполне обоснованные жалобы нашего делового сообщества, что программы МВА по-прежнему остаются программами второго высшего образования и по-прежнему дают слишком много теории и мало практики",- говорит Мясоедов.

Кроме того, в борьбе за качество бизнес-школы будут пересматривать и обновлять существующие программы, а также переориентироваться на более короткие программы профессиональной переподготовки, если потребность в МВА упадет.

Сергей Мясоедов уверен: "Бизнес-школы должны готовиться к тому, что спрос в сегменте наиболее дорогих программ будет снижаться. Хорошие бизнес-школы пойдут за покупательной способностью своих клиентов. Вместе с тем сейчас мы оказались в периоде депрессии, который может продлиться полтора-два года. Этот период опасен для бизнес-образования, поскольку слушателю некогда задуматься о долгосрочной стратегии, люди стараются жить целями и задачами сегодняшнего дня и не отвлекаться от собственного бизнеса. В то же время существуют и потребности подъема - таким клиентам бизнес-школы должны оперативно предложить программы продолжительностью от трех месяцев до полугода, заточенные на сегодняшнюю проблематику и проблематику начала экономического подъема". Серия программ, которую готовы предложить слушателям в ИБДА, имеет ярко выраженную кризисную составляющую: маркетинговая политика, финансовая политика и стоимость компании, HR и предпринимательская деятельность; названия всех тем заканчиваются уточнением - "в условиях кризиса". Вместе с тем, по словам представителей российских школ МВА, на подготовку таких программ требуется от одного до трех месяцев, и если бизнес-школы оказались не готовы встретить кризис во всеоружии, то подготовиться к выходу из него они должны успеть.

Леонид Евенко, ректор ВШМБ АНХ при правительстве РФ, президент РАБО (Российской ассоциации бизнес-образования), полагает, что структура программ, предлагаемых бизнес-школами, существенно изменится. "Слушатели будут выбирать короткие программы профподготовки и повышения квалификации. Фрагменты разных программ есть смысл предлагать на рынок по отдельности",- утверждает он. Для этого школа может взять уже готовую программу, выделить из нее актуальный для сегодняшнего времени блок, добавить два новых модуля (например, "Реалии российского бизнеса" и "Антикризисные меры") и предложить слушателям обновленную программу профессиональной подготовки. "Получив диплом по этой программе, слушатель в дальнейшем сможет поступить на укороченную программу МВА - государственные требования допускают возможность такого перехода с зачетом ранее изученных дисциплин",- поясняет Евенко.

Фактически бизнес-школы могут на время приостановить выдачу дипломов МВА своим выпускникам, но в борьбе за выживание им нельзя останавливаться в своем развитии. Если школе не удастся "привязать" слушателей другими образовательными услугами, она тут же потеряет часть рынка.

Проблемы в перспективе

Несмотря на вполне обоснованные опасения относительно дальнейшего спроса на программы МВА, говорить о проблеме банкротства отдельных бизнес-школ еще не время. Леонид Евенко полагает, что какие-либо выводы можно будет сделать лишь к концу года. По крайней мере, бизнес-школам Москвы и Петербурга, которые успели заработать хорошую репутацию, эта проблема точно не грозит. Вместе с тем двойственное положение бизнес-школ, существующих при государственных вузах, с одной стороны, создает ощущение безопасности - умереть им точно никто не даст, а с другой - прочно связывает финансовыми обязательствами с этим вузом и мешает развитию, в том числе в условиях кризиса. В такой ситуации, по мнению Сергея Мясоедова, помощь со стороны государства российскому бизнес-образованию сейчас могла бы оказаться неоценимой. "Фактически деятельность всех бизнес-школ, работающих на кампусах факультетов, регулируется законодательством, предназначенным для финансируемых государством из централизованных источников факультетов. Если бы государство обратило внимание на специфику бизнес-образования, обеспечив должный законодательный маневр для бизнес-школ, это было бы действительно большой помощью",- полагает он.

И все же ректоры бизнес-школ признают, что бизнес-образование - абсолютно рыночный продукт и бизнес-школы - субъекты рынка. А в таком случае и реакция на кризис должна быть традиционной. Сергей Филонович не исключает, что многим бизнес-школам придется сокращать издержки и, вероятно, персонал. Правда, речь идет скорее о разросшихся маркетинговых подразделениях, а не о преподавательском составе, на восстановление которого могут уйти долгие годы.
Елена Алеева, "Коммерсант"

Постоянный адрес статьи:
http://www.rokfeller.ru/carera/2009/03/05/094937.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ
НОВОСТИ КОМПАНИЙ




ПАМЯТКА
СЛОВАРЬ
ОПРОС
А вы свою кредитную историю читали?


       Rokfeller   E-mail: info@rokf.ru
Размещение рекламы
Экспорт материалов
(RSS Feed)


В избранное