Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька


Рокфеллер - в деньгах счастье
18.08.2008
       РОКФЕЛЛЕР В деньгах счастье Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька
http://www.rokf.ru

    АВТО  |  КАРЬЕРА  |  НЕДВИЖИМОСТЬ  |  БАНКИ  |  НАЛОГИ  |  ИНВЕСТИЦИИ  |  ВАЛЮТА  |  ДОМ И БЫТ  |  СТРАХОВАНИЕ  |  СОЦИУМ  |  ОТНОШЕНИЯ  |  РАЗНОЕ  |  ФОРУМ

НОВОСТИ

Одной из серьезных проблем, которую до сих пор не удается решить миротворцам ООН, является проблема кадровая и финансовая. С одной стороны, достаточно сложно изыскать средства на финансирование дорогостоящих миротворческих операций, с другой - еще сложнее найти солдат для комплектации частей "голубых касок".
Все государства-члены юридически обязаны выплачивать свои доли расходов на операции по поддержанию мира в соответствии с особой формулой. Однако, как и в случае со многими другими бюджетами ООН, эти деньги выплачиваются несвоевременно, результатом чего является хронический дефицит миротворческого бюджета. По состоянию на 1 января 2008 года львиную долю средств на содержание миротворцев выделяют индустриально-развитые государства. США обеспечили 26% этого бюджета, Япония - 17%, Германия - 9%, Великобритания - 8%, Франция - 7%, Италия - 5%, Канада, Испания и Китай - по 3%. Россия обеспечила 1% миротворческого бюджета.

Старшие военные офицеры, штабные офицеры и военные наблюдатели, служащие в миссиях ООН, нанимаются на службу непосредственно ООН, как правило на основе прикомандирования от своих национальных вооруженных сил. Миротворческие контингенты, более известные как "голубые каски", участвуют в миротворческих операциях ООН на условиях, которые прорабатываются правительствами предоставляющих их стран, и остаются в целом под юрисдикцией этих правительств, хотя и служат под оперативным командованием ООН.

Военнослужащие, проходящие службу в составе операций ООН по поддержанию мира, получают денежное довольствие от правительств своих стран в соответствии со своим званием и шкалой окладов в национальных вооруженных силах. Страны, добровольно предоставляющие свои воинские контингенты и сформированные полицейские подразделения, получают компенсацию за понесенные при этом расходы от ООН. Для расчета размеров возмещения расходов на выплату окладов и субсидий всем военнослужащим и на дополнительные выплаты специалистам применяются стандартные ставки, утвержденные Генеральной Ассамблеей. Кроме того, страны, предоставляющие войска, получают компенсацию за используемое личным составом обмундирование, снаряжение и другое имущество, включая личное оружие. Действующие помесячные ставки возмещения, выплачиваемого ООН странам, предоставляющим войска, за каждого миротворца составляют примерно $1 тыс. на денежное довольствие и субсидии, около $300 на выплату надбавок специалистам; $70 за амортизацию стоимости личного обмундирования, снаряжения и другого имущества и пр.

Это относительно небольшие суммы, которые, тем не менее, являются весьма значительными для "бедных" государств. Материальная заинтересованность и позволяет объяснить следующий факт: на протяжении последних трех десятилетий большую часть "голубых касок" предоставляют развивающиеся страны. По состоянию на 1 января 2008 года, в первую десятку стран, предоставляющих больше всего войск для операций ООН по поддержанию мира, входили: Пакистан, Бангладеш, Индия, Нигерия, Непал, Гана, Иордания, Руанда, Италия и Уругвай. При этом численность итальянского миротворческого контингента в пять раз меньше, чем пакистанского. Традиционно на развивающиеся страны приходится более 65% всего военного и полицейского персонала ООН. Лишь 5-13% "голубых касок" предоставляют страны Европейского Союза, примерно 0.2-0.5% - США.

Ныне численность миротворческих контингентов ООН составляет 88 тыс. человек, в том числе 74 тыс. военнослужащих из 119-ти стран мира. Миротворческая армия ООН является достаточно крупной структурой. Так, в 2007 году на ее вооружении состояли 210 самолетов и вертолетов, более 18 тыс. автомобилей различных классов, 20 госпиталей. Ныне "голубые каски" участвуют в проведении 17 миротворческих операций (в том числе и в Грузии - UNOMIG), старейшая из которых была развернута в 1948 году, и наблюдает за ходом выполнения мирных соглашений на Ближнем Востоке (UNTSO). Крупнейшие контингенты размещены в Конго (MONUC, 16 тыс. человек), Ливане и Либерии (UNFIL и UNMIL - по 12 тыс.). В период с середины 2008 до середины 2009 года на содержание войск ООН будет потрачено $6.8 млрд. - это составляет примерно 0.5% от совокупных военных расходов государств мира.

С 1948 года более 130-ти государств предоставляли своих военных, полицейских и гражданских сотрудников для проведения миротворческих операций. Под флагом ООН отслужили более 1 млн. военнослужащих, полицейских и гражданских лиц. По состоянию на август 2008 года, потери миротворцев составили 2 482 человека (наибольшее количество погибших пришлось на контингенты, расквартированные в Ливане и на Кипре). В том числе, 59 миротворцев погибли в 2008 году, 87 - в 2007-м, 106 - в 2006-м. В значительной степени миротворцев не убивают - они погибают в результате несчастных случаев или от болезней.



История вопроса

Миротворческие войска ООН были созданы в 1948 году. В 1956-м они пережили первые реформы, в результате которых были сформулированы основные принципы их деятельности. Эти правила, в основном, остаются в силе и по сей день. Тогда было установлено, что войска для миротворческих контингентов предоставляют лишь нейтральные государства, не имеющие прямой заинтересованности в данном конфликте. На деле этот принцип периодически приходилось игнорировать из-за нехватки солдат: так, ныне в Ливане (UNIFIL) служат солдаты из мусульманских государств, которые, априори, более сочувствуют единоверцам-ливанцам (в том числе, и членам террористической организации "Хезболла"), чем израильтянам. Тогда же появился следующий принцип: миротворческие миссии возможно создавать лишь при условии согласия всех заинтересованных сторон - из-за этого правила многие конфликты, где миротворцы могли бы сыграть позитивную роль, подобным образом не разрешались. Известно достаточно много примеров, когда великие державы грозили применить "вето", если Совет Безопасности будет обсуждать подобную возможность. Подобное, например, произошло во время первой войны в Чечне: в Совет Безопасности поступило предложение развернуть в Чечне международные миротворческие силы, однако эта идея была немедленно отвергнута, так как Россия пообещала применить "вето". Угрозы "вето" наиболее часто применялись в конце 1960-х- начале 1970-х годов, результатом этого стало практически полное отсутствие миротворческих операций.

В том же 1948 году "голубые каски" получили право открывать огонь лишь в ситуации, когда создавалась угроза для их жизней. Это положение привело к тому, что миротворцы не имеют на вооружении тяжелой техники (танков, артиллерии и пр.) и, в большинстве случаев, обладают лишь стрелковым оружием. Результатом становились многочисленные проколы: так, в 1992 году, ставя задачу на проведение миротворческой операции в Боснии (UNPROFOR), Совет Безопасности ООН постановил, что главной задачей миротворцев является "создание условий для эффективной доставки гуманитарной помощи". При этом "голубые каски" не получили разрешения на применение силы для создания вышеуказанных условий. В Боснии были расквартированы 30 тыс. миротворцев, которые оказались не в состоянии противостоять местным полевым командирам и просто вооруженным преступникам, которые блокировали дороги, по которым передвигались гуманитарные конвои. Мирные жители не получали продовольствия и медикаментов, однако "голубые каски" были вынуждены соблюдать "букву" приказа. Иногда несколько сот солдат ООН бессильно наблюдали за тем, как группа бандитов тормозила первую машину гуманитарного конвоя и приказывала водителям остановиться. Известен случай, когда конвой простоял на дороге шесть дней, до тех пор, пока бандиты не сочли свою задачу выполненной и не убрались восвояси.

Этот принцип был частично пересмотрен лишь после окончания Холодной войны - Совет Безопасности в некоторых случаях выдавал более "жесткие" мандаты. Эти мандаты позволяют миротворцам и, по сути, даже требуют от них "использовать все необходимые средства" для защиты гражданского населения, предотвращения насильственных действий в отношении сотрудников и персонала ООН и удержания вооруженных элементов от невыполнения мирных соглашений. Ныне такие мандаты используют миссии ООН в Конго, Либерии, Бурунди, Гаити и Кот д´Ивуаре (Берег Слоновой Кости).

Окончание противостояния США и СССР привело к расцвету миротворческой деятельности ООН. Почти три четверти всех миротворческих операций ООН были развернуты после 1991 года. Для примера: если в 1991 году миротворцы ООН участвовали в проведении 8-ми операций, то в 1994 году их число выросло до 18-ти. Проблемы также изменились: изначально миротворческие силы задумывались для того, чтобы разделять и принуждать к миру регулярные армии враждующих государств. Однако последнее десятилетие 20-го века и первое десятилетие 21-го продемонстрировали, что большинство вооруженных конфликтов происходят не между отдельными государствами, а между государствами и негосударственными структурами, либо внутри самих государств. По степени накала и числу жертв подобные вооруженные конфликты не уступают, а иногда и превосходят "традиционные" войны. Эти конфликты останавливать намного сложнее, чем межгосударственные. В итоге, Совет Безопасности стал учреждать более крупные и сложные миссии ООН по поддержанию мира, зачастую предназначенные для оказания помощи в выполнении всеобъемлющих мирных соглашений между участниками внутригосударственных конфликтов.

Опубликовано относительно немного исследований, авторы которых пытаются оценить эффективность действий миротворческих сил. Так, исследование Контрольной Палаты СШАGovernment Accountability Office показало, что миротворческие операции, которые проводит ООН, обходятся в меньшую сумму, чем аналогичные операции, проводимые Соединенными Штатами. Соответствующие действия ООН на Гаити обошлись в $484 млн. (оценивались расходы за первые 14 месяцев миссии). Если бы эту обязанность приняли на себя только США, то расходы превысили бы $887 млн. Палата подчеркивает, что главная причина этого заключается в различных подходах к оплате труда миротворцев. ООН выплачивает военным, полицейским и гражданским служащим фиксированную зарплату. Американские солдаты, полицейские и чиновники дополнительно к окладу получают многочисленные бонусы и премии. В результате, например, переброска американских полицейских обошлась бы в 8 раз дороже, чем полицейских ООН. Кроме того, подготовка, содержание и оснащение американских солдат обходится намного дороже - костяк вооруженных сил ООН составляют военные из государств "Третьего мира": их меньше учат, снабжают более дешевым оружием и хуже кормят. Также гражданские служащие США, действующие за рубежом, согласно закону, должны быть размещены в безопасных зданиях, что еще более увеличивает затраты на их содержание. К безопасности гражданских служащих ООН подобных жестких требований не предъявляется.

Опубликованное в 2004 году исследование Оксфордского Университета показало, что операции ООН по поддержанию мира являются эффективными, в том числе, с точки зрения расходов, если сопоставить их стоимость с ущербом, наносимым конфликтами, и потерями человеческих жизней и экономическим ущербом. В качестве инвестиции, операции ООН по поддержанию мира - по сравнению с операциями, проводимыми специально создаваемыми для этого коалициями, отличаются тем преимуществом, что их финансирование осуществляется на основе глобального разделения финансовых, материальных расходов и расходов на персонал.

Также выявлена зависимость между развертыванием миротворцев и уровнем военных потерь: чем шире масштабы операций по поддержанию мира, тем меньше потери, причем как в краткосрочном, так и в долгосрочном планах. Исследовательский центр RAND проанализировал восемь завершенных операций ООН по поддержанию мира и сделал вывод, что две трети этих операций были "успешными". В исследовании также указывается, что операции ООН по поддержанию мира являются весьма эффективным инструментом направления постконфликтных обществ в сторону достижения прочного мира и самой эффективной формой международного вмешательства из всех ныне известных. Альтернативы привлечению ООН в этой области являются либо намного более дорогостоящими, либо существенно менее эффективными.
Washington ProFile

Постоянный адрес статьи:
http://www.rokfeller.ru/different/2008/08/15/085814.html
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ
НОВОСТИ КОМПАНИЙ




ПАМЯТКА
СЛОВАРЬ
ОПРОС
Какое место займет Россия в командном зачете на Олимпиаде в Пекине?


       Rokfeller   E-mail: info@rokf.ru
Размещение рекламы
Экспорт материалов
(RSS Feed)


В избранное