В текущем году "высокий сезон" приема вкладов населения удачно
совпал с нестабильностью на мировых рынках заемного капитала. Банки
вспомнили, кто является самым надежным источником пассивов, и
активизировали новогодние акции с повышенными на 0,5-1,5% ставками. Всего
с сентября о спецпредложениях объявило около 50 банков, и снижение
доходности по другим видам инвестирования позволяет им рассчитывать на
богатый урожай по итогам года. {SUBSCRIBE_STOP}
Новогодние предложения кредитных организаций стали традицией на
российском рынке еще в 1990-х годах. По словам директора Центра
макроэкономических исследований "БДО Юникон" Елены Матросовой, с
получением доступа к дешевым средствам на внешних рынках интерес банков к
достаточно дорогостоящим деньгам населения снизился. Однако, как отметили
аналитики компании "Ренессанс Капитал", глобальный кризис
ликвидности затруднил привлечение средств на внешних рынках. В этих
условиях банки вновь активизировали новогодние акции для частных клиентов
-- о специальных вкладах уже объявило более 50 банков.
"Внедряя сезонный вклад, банк несильно
увеличивает для себя стоимость привлеченных ресурсов в общей структуре
привлечения",-- говорит начальник отдела депозитных и комиссионных
продуктов Промсвязьбанка Наталья Волошина. При этом "высокий
сезон" позволяет банкам существенно пополнить депозитную базу.
"В преддверии праздников клиенты часто сталкиваются с необходимостью
разместить появившиеся средства (премии, бонусы)",-- говорит директор
департамента маркетинга розничного бизнеса Номос-банка Анна Панкратова. По
данным Банка России, на декабрь обычно приходится пик роста депозитов.
Так, в прошлом году объем вкладов в этот период вырос на 8,5%, годом ранее
-- на 7,1%. При этом среднемесячный рост депозитной базы составил в
прошлом году всего 2,7%.
Своими
акциями банки стараются увеличить синергический эффект от притока вкладов.
По словам начальника управления розничных проектов банка "Союз"
Натальи Лощилиной, "объем прироста денежных средств от населения в
период проведения праздничных акций увеличивается более чем на 35% в
сравнении с приростом за аналогичный период без акций". Увеличение
депозитной базы после сезонных акций доходит до 20%, как, например, в
банке "Союз". А клиентской -- до 5%, как в СДМ-банке. В итоге
значительную часть депозитной базы банков составляют именно
спецпредложения. Так, реализованные новогодние предложения составляют
порядка 15% объема вкладов в Промсвязьбанке, 40% -- в Русском банке
развития, а в Мастербанке -- до половины всех привлеченных депозитов.
Срок действия таких акций, как
правило, составляет три месяца. Различные банки предлагают сезонные вклады
в периоды сентябрь--январь, ноябрь--февраль и декабрь--март. Доходность по
сезонным вкладам при этом выше обычных на 0,5-1,5% (см. таблицу). При этом
часто для стимуляции спроса на новогодние депозиты банки предлагают
подарки -- конфеты, бытовую технику, розыгрыши призов. В некоторых банках
к такому депозиту прилагается бесплатное открытие премиальной карты с
бесплатным обслуживанием, как в банке "Союз" и Юниаструм банке.
Несмотря на преимущества
сезонных вкладов не только для клиентов, но и для самих банков, банковские
специалисты сходятся во мнении, что льготы новогодних депозитов нельзя
сделать постоянным предложением. "Не будет того высокого спроса,
который есть сейчас,-- уверен начальник департамента маркетинга и
банковских продуктов РБР Дмитрий Орлов.-- Ограниченное по времени
предложение вклада на льготных условиях -- это стандартный маркетинговый
ход для привлечения новых клиентов". Однако в условиях усиления
разочарованности частных инвесторов в доходности фондового рынка, особенно
на фоне падения котировок "народных" акций "Роснефти"
и ВТБ, банки могут рассчитывать на рекордный рост депозитов.