Правила дорожного движения существуют во всем мире. В них подробно
расписано, что должен делать водитель или пешеход, однако нет ни слова об
обязанностях тех, кто призван осуществлять контроль за исполнением этих
правил.
Самая старая ГАИ
Французская национальная жандармерия гордится тем, что, по
всей видимости, является старейшей действующей службой охраны безопасности
движения. Создана она была еще тогда, когда правил дорожного движения не
существовало, а главной опасностью на дорогах были не водители-лихачи или
перебегающие на красный свет пешеходы, а бандиты, грабившие путников.
Именно для борьбы с ними еще в 1337 году во Франции появилось специальное
военное подразделение, подчинявшееся коннетаблю Франции -- военному
советнику короля. В XVIII веке за ним окончательно закрепилось название
"жандармерии".
В XX веке функции
поддержания порядка на дорогах были поделены между жандармерией и
гражданской полицией. Жандармерия продолжает обеспечивать порядок на
дорогах за пределами крупных городов, в городах же эти обязанности
возложены на дорожные отряды национальной полиции.
Еще одним новшеством французов, теперь распространившимся
на многие страны мира, стало активное привлечение женщин к работе в
дорожной полиции. В 1964 году на улицы Парижа вышли женщины в форме
национальной полиции, задачей которых была борьба с нарушителями правил
парковки автомобилей. Как и в большинстве стран мира, французские дорожные
полицейские не имеют права непосредственно штрафовать нарушителей правил
дорожного движения, поэтому в обязанности этих женщин входит лишь
выписывание штрафных квитанций.
Самая добрая ГАИ
Британия стала одной из первых стран мира, в которой были
введены общенациональные правила дорожного движения. Случилось это в 1932
году. Тем не менее как тогда, так и сейчас, общенациональной полицейской
дорожной службы в стране нет. Каждое графство само решает, создавать ли
ему отдельную службу дорожной полиции, или перекладывать обязанности по
контролю за дорожным движением на обычных полицейских. Чаще всего
специальная служба все-таки создается, и в своей работе она
руководствуется рекомендациями министерства внутренних дел.
Права британских дорожных полицейских
широки: по британским законам любой полицейский независимо от ранга и
сферы действия имеет право производить арест. А в Шотландии полицейские
могут и осуществлять обыск. На дорожных полицейских кроме обычных функций
возложены и обязанности по борьбе с терроризмом. Дорожные полицейские
имеют право перекрывать любую дорогу, останавливать любой автомобиль, а
также реквизировать любое транспортное средство, если это требуется для
"воспрепятствования любому лицу, подозреваемому в совершении преступления
или подготовке к таковому с использованием транспортных средств и дорог".
Перекрыть движение для пропуска спецтранспорта или беспрепятственного
проезда высокопоставленного чиновника они, разумеется, не могут.
Британские дорожные полицейские
тщательно следуют инструкциям и соблюдают правила дорожного движения, что
много раз становилось темой для шуток. Британские власти, к примеру,
регулярно сообщают о штрафах, наложенных полицейскими на самих себя или
своих коллег. По данным лондонской полиции, за прошлый год полицейские (в
том числе и сами дорожные) заплатили более {pound}325 тыс. в качестве
штрафов за неправильную парковку, превышение скорости или иные нарушения
правил дорожного движения. При этом почти все штрафные квитанции,
выписанные полицейским, были оплачены в течение полутора недель. Возможно,
сказалось правило, в соответствии с которым водитель, уплачивающий штраф в
течение двух недель после выписывания квитанции, получает 50% скидку. В
Британии это достаточно убедительная причина вовремя выплатить штраф --
например, за неправильную парковку в Лондоне водитель обычно должен
заплатить {pound}70-120.
Тем не менее
принципиальность полиции часто становится и поводом для скандалов. В
соответствии с правилами полицейские обязаны пресекать любое нарушение
правил дорожного движения, кем бы они ни совершались.
Впрочем, на месте автомобильной аварии полицейские обязаны
сначала сделать все для помощи пострадавшим и только после этого заняться
составлением протокола или поисками виновника ДТП. Для этого каждая машина
дорожной полиции укомплектована не только аптечкой и набором для оказания
первой помощи, но и минимальным реанимационным оборудованием (каждый
полицейский обязан знать азы реанимации) и даже плюшевым медвежонком "для
снятия стресса у детей во время ДТП".