Быстрее всего на рынке растет доля экспресс-кредитования
Рынок автокредитования, пожалуй, является одним из наиболее динамично
развивающихся. За последние полгода он вырос примерно на 5%, в то же время
условия по кредитам улучшаются, а средняя процентная ставка снижается. По
мнению участников рынка, уже к концу года в кредит будет приобретаться до
40% всех иномарок в России. И именно благодаря кредиту иномарки стали еще
более сильными конкурентами отечественным автопроизводителям.
Доля продаж автомобилей в кредит растет каждый месяц. Аналитики
уверены: именно кредит стал катализатором столь бурного роста рынка
иномарок в России. Участники рынка склоняются во мнении, что доля
кредитных продаж достигла 30% от общего объема. Такую цифру практически в
один голос назвали начальник кредитного отдела компании «Автомир» Иван
Романов и его коллега из холдинга «Мэйджор Авто» Анар Шукуров. А директор
по финансовым услугам холдинга «Рольф» Алексей Гурьянов заметил, что в
прошлом году через «Рольф» было реализовано 22–23% автомобилей в кредит, а
по итогам первого квартала - 28%.
Впрочем, темпы роста кредитных продаж несколько замедлились. По мнению
Ивана Романова, в 2004 году они были на уровне 1% в месяц, а сейчас -
1–1,5% в квартал. «К концу года общий процент кредитных продаж может
вырасти до 35–40%»,- считает Романов.
На рост кредитных продаж повлияло и снижение ставок. Шукуров оценил
среднюю ставку по кредитам как около 10%, тогда как еще полгода назад она
была более 10% - снижение составило менее одного процента. «Деньги за это
время не стали дешевле: снижение произошло за счет роста количества
спецпрограмм,- говорит Шукуров.- Дилеры договариваются о скидках на
автомобили, за счет которых дотируются кредиты, обсуждают со страховщиками
возможность снижения ставок на менее убыточные машины. Кроме того, идет
оптимизация кредитных программ: все участники кредитных сделок - отдел
продаж, кредитный отдел, страховая компания и собственно банк - стали
больше общаться, что существенно упрощает процедуры по кредиту».
«Клиент готов переплачивать за скорость и комфорт»
Одной из основных тенденций участники рынка считают рост программ
экспресс-кредитования. По словам Ивана Романова, случилось это потому, что
выросли лимиты по кредитам с $10–15 тыс. до $20–30 тыс., а средняя
процентная ставка при этом снизилась с 17–18% до 14–15%. Кроме того,
значительно снизились первоначальные взносы. «Появились даже программы с
нулевым или минимальным первым взносом $500 для тех, кому очень хочется
иметь автомобиль»,- заметил Романов.
По его словам, доля экспресс-кредитования за последние полгода выросла
на 20%, и сейчас на 10 автомобилей, проданных в кредит, семь приходится
именно на экспресс. По дорогому экспресс-кредиту покупают уже не только
отечественные машины, но и иномарки. В частности, по статистике
«Автомира», в первом квартале треть кредитных иностранных автомобилей была
продана по системе экспресс-кредита. При этом доля экспресс-кредитования
будет расти и дальше, но уже не такими высокими темпами. Но если
экспресс-кредиты станут дешевле, а банки увеличат лимиты (участники рынка
ожидают это осенью или весной следующего года), это может стать
катализатором для роста. В свою очередь, те банки, которые не занимаются
экспресс-кредитованием (например, Raiffeisen или BSGV), по мнению
Романова, ограничатся кредитованием покупок дорогих машин, где лимита в
$20–30 тыс. недостаточно.
В компании «Мэйджор Авто» также заметили рост популярности
экспресс-кредитов. «Еще полгода назад на них приходилось менее 10% от
кредитных продаж, а сейчас - уже более 10%»,- сказал Анар Шукуров.
«Популярность экспресс-кредитов объясняется тем, что программа выгодна и
клиенту, и банку,- говорит Романов.- Покупателю удобно то, что не
требуется дополнительных документов и долгого времени ожидания, он готов
платить за комфорт. А если закрывать кредит в течение года, то разница с
классическими программами составляет лишь $100–200. Банки, в свою очередь,
берут больший процент, чем при классическом кредитовании, тогда как
реальный процент невозврата кредитов что по классическим, что по
экспресс-программам одинаков».
«Рост экспресс-кредитов объясняется тем, что программы стали дешевле и
доступнее,- считает Шукуров.- С нашей стороны есть интерес быстро продать
этот автомобиль, со стороны банка - заработать, со стороны клиента -
потерять как можно меньше времени на оформление самого кредита и не
собирать большое количество документов».
Иного мнения придерживается директор по продажам компании «Нью-Йорк
Моторс» Алексей Стариков: «Классические кредитные программы приближаются
по условиям к экспресс-кредитованию: решение принимается за короткий срок
- один–два дня, к тому же банки стремятся к минимальному набору
документов». Стариков считает, что улучшающиеся условия помогут банкам
удержаться в нише классического кредитования.
Автомобиль - сегодня, деньги - потом
Еще одним направлением развития кредитных программ становятся кредиты
со стартовым взносом 0%: клиент оплачивает только страховку. По словам
Алексея Гурьянова, в апреле в салонах компании появился такой продукт: «От
существовавших ранее на рынке он отличается тем, что сейчас это чисто
банковский кредит, раньше для того, чтобы предоставить такие условия
клиенту, дилеры делились маржой». Такой кредит, по мнению собеседника
«Бизнеса», открыл для «Рольфа» новую категорию клиентов, которые из-за
отсутствия накоплений не могли себе позволить автомобиль, но в то же время
они имеют достаточный месячный доход. «Мы начали заходить на территорию
дешевых автомобилей, до сих пор мы не могли конкурировать с отечественными
автопроизводителями»,- считает Гурьянов.
Тенденцию роста популярности кредитов без стартового взноса подтвердили
и другие участники рынка. «Такой программой часто пользуются,- говорит
Анар Шукуров.- К примеру, на рынке есть предложения по кредиту со ставкой
от 10% годовых - это вполне адекватная цена с учетом того, что клиент не
вкладывает в автомобиль практически ничего, кроме цены страховки».
Кроме того, на рынке автокредитования будут появляться нишевые
продукты. К таким, к примеру, можно отнести кредит на дополнительное
оборудование, который предлагается в «Автомире». Клиент может взять до $3
тыс. на один год на приобретение сигнализации, магнитолы, проведение
тюнинга. «Ставка по нему составляет 16% в рублях и 14% в валюте. Это
вполне приемлемые цифры с учетом того, что речь идет о потребительском
кредите, где нет залогов и страховок»,- считает Иван Романов.
На Западе, шопер - давно раскрученная профессия. Бизнесмены, политики,
банкиры, актрисы и обыватели-модники активно пользуются услугами частных
консультантов. Заказывать обновки "своему шоперу" очень модно и в Москве.
Правда, пока таких специалистов не много. Первые российские шоперы -
бывшие дизайнеры-модельеры или байеры (специалисты по закупке модной
одежды). Методом проб и ошибок они осваивают новую профессию.
http://www.rokf.ru/carera/2005/04/26/165652.html