Владельцы магазинов обычно объясняют рост цен на потребительские товары общей инфляцией, повышением арендной платы и рост коммунальных тарифов... Но это не вся правда.
Типичная картина в супермаркете: услужливые продавцы, симпатичные кассирши и охранники, следящие за покупателями . Однако в действительности следить нужно не только за ними. «Основные категории магазинных воров, если исключить грабителей, это покупатели, персонал (кассиры, офисные работники, кладовщики, экспедиторы, грузчики), поставщики и даже сами охранники, - рассказывает эксперт "Центра безопасности торговли" Вадим Комаров. - Причем персонал может нанести убытка больше, чем посторонние». По данным охранных агентств, потери магазина от воровства персонала могут доходить до 80% (владельцы магазинов говорят, что до 50%).
У каждой категории работников магазина - своя технология воровства. До 30% убытков от краж наносят кассиры: обслуживая покупателя-подельника, они снимают с товара защиту, но чек не пробивают. Менеджеры, регулирующие торговые потоки, не доносят товар до торгового зала. Кладовщики и экспедиторы вступают в сговор с поставщиком и «принимают» то, что не было поставлено. Продавцы-консультанты в зале, подобно вороватым покупателям, "на себе" выносят товар за пределы охраняемой зоны.
Чтобы предотвратить все это, магазин оснащают не хуже иного банка. Камеры, следящие за залом, за каждой кассой, складами, подсобками, и мониторы, на которые без роздыху глядят сотрудники службы безопасности. Системы контроля доступа персонала в помещения, например, чтобы продавец или уборщица ни в коем случае не попали на склад. Техника, контролирующая кассовые аппараты. Дальше: охранная сигнализация; система оповещения и оперативной связи; второй, третий дубли магнитных защит на товаре. А еще тренинги персонала, технические аудиты приглашенными специалистами, чтобы глаз не замыливался. Так называемые агенты-контролеры, которые под видом покупателей бродят по торговому залу, следят за кассирами и ассистентами, выкладывающими товар. Подсобники, которые целыми днями крепят к товару защитные элементы. И многое другое.
Можно попробовать подсчитать, в какую сумму обходится вся эта махина людей и техники. Площади магазинов и уровень тревожности владельцев разные, поэтому возьмем несколько базовых цифр. Средний монитор стоит около $500, камера - $200. Плюс крепления, кожухи, консоли, сотовая или радиосвязь. Если взять для примера средних размеров магазин с оптимальной системой безопасности, то его техническая оснастка обойдется, по мнению Вадима Комарова, в $20 000 - $30 000. Небольшой магазин отбивает первоначальные расходы на безопасность за 3,5 - 4 года. Крупный супермаркет - за 2 года.
Но есть еще и ежемесячные траты. Зарплата нелицензированного охранника (безоружного, не имеющего права задерживать граждан) - 5000 - 8000 рублей. Лицензированного - 6000-12000. Руководитель службы безопасности относится к топ-менеджменту и зарабатывает от $800 до $3000. Техника требует ремонта и расходных материалов - на это уходят несколько сотен долларов в месяц.
И, тем не менее, даже максимально предусмотрительная система безопасности не в состоянии снизить потери магазина от краж ниже чем до 0,1 - 0,5 процента от оборота.
Все это - торговые издержки, и их размер заложен в цену каждой товарной единицы. Какую конкретно долю цены составляют эти расходы - коммерческая тайна. Владельцы магазинов молчат, специалисты по безопасности не знают. Независимых исследований нет. Однако в том, что честные покупатели вынуждены из собственных карманов компенсировать убытки магазина от воровства сотрудников, сомневаться не приходится.
Со скидками всё тоже не так просто. В принципе, понятно, зачем продавцу скидки -- чтобы избавиться от товарных остатков (стоков), раскрутить новую марку и расширить клиентуру. Однако очень часто бывает, что скидку на один товар продавец компенсировал удорожанием другого. Чаще всего эта операция в глаза, конечно, не бросается.
В случае с одеждой и обувью из каждой поставки у продавца зависает от 30% до 70% изделий. Их уценяют, а убытки покрывают за счет ценовой накрутки на ходовой товар. Заоблачные цены в так называемых бутиках зачастую объясняются именно этим.
Похожая ситуация с уценкой брака. Так, в «М-Видео» , по словам руководителя пресс-службы Марии Белан, есть специальные отделы некондиционных товаров, где продается техника, пострадавшая во время транспортировки - в основном с вмятинами и царапинами на корпусе. Уценка достигает 50%. Но убытков в связи с этим сеть не терпит, потому что в её цены на кондиционные товары уже заложен этот процент брака.
Еще более активно этот метод применяется в магазинах, где торгуют скоропортящимися товарами. Например, если в овощном отделе гастронома за рабочую смену выбраковывают много картошки и яблоки, сумма потерь переносится на цену экзотических фруктов. В итоге наценка, например, на зимнюю клубнику может доходить до 150%.
Конечно, бороться с такими накрутками невозможно -- за руку торговцев не поймешьь. Но стоит иметь в виду, что более высокая по сравнению с другими магазинами цена на один и тот же товар отнюдь не гарантирует его особого качества. Зато заставляет задуматься, что в этой торговой точке в цену "все включено": и дорогостоящая охрана, и сезонные уценки, и бесплатная раздача сувениров во время рекламных кампаний.
Так что, заходя в супермакет, присмотритесь, не слишком ли много вокруг камер видеонаблюдения и витрин с уцененным товаром. Да и в бутиках надо быть начеку.
В московских магазинах IKEA начали торговать в кредит. Благодаря чему потребительские кредиты в столице должны в скором времени подешеветь. http://www.rokf.ru/articles/8011.shtml