Символы власти
2009-07-20 08:00 Григорий Кубатьян
С детства мы окружены символами. Они повсюду: гербы, флаги, эмблемы, товарные знаки. Мы привыкли к ним и даже не спрашиваем себя, зачем они? Символы передают информацию. А точнее: фиксируют принадлежность чего-либо своему владельцу, в то же время увеличивая значительность самого владельца. Такова их природа. Бродящий по лесу тигр метит свою территорию, оставляет следы своих когтей на деревьях. Он дает знать обитателям леса: эта земля моя, я здесь хозяин. Ради того же самого тигр оглашает окрестности своим рыком, однако следы когтей «работают» даже тогда, когда их хозяин спит. Чем больше следов – тем значительнее, страшнее спящий тигр. Его нет, но в то же время он повсюду.
Такова и природа рекламы. Распространив эмблему компании можно создать иллюзию крупности, влиятельности этой компании. Развесив повсюду государственные символы можно стимулировать патриотические чувства у граждан. Что есть государство? Репрессивный аппарат, который, несмотря на свою мощь, не способен контролировать всю территорию страны. Невозможно повсюду поставить солдата или полицейского, но можно повесить государственный символ. Он будет внушать людям такое же уважение, как травоядным следы тигриных когтей.
Символы всегда сопутствуют власти. Больше всего власти в жестких иерархических системах, таких как армия или церковь. Властному субъекту недостаточно собрать вокруг себя солдат или адептов учения. Необходимо объединяющее начало, символ. И лучше, если удастся превратить в символ саму «штатную единицу». Для этого используются знаки, нашивки, погоны, униформа, татуировки, гимны, песни, ритуалы. Новообращенным даже меняют имена. В зависимости от типа структуры, в которую попал человек, его родное имя Петя может быть изменено на «рядовой Иванов», «инок Серафим», «Абдулла», «Говиндас» или «Сява-бешеный». Меняются правила поведения, одежда, рацион, распорядок дня. Человек полностью принадлежит системе. Однако система далеко не всегда подконтрольна человеку. Она может существовать помимо него, своевольная, как дикий лесной зверь, распространяя свое влияние через символы.
В тоталитарных обществах символы власти и изображения руководителя страны встречаются повсюду. Население такого руководителя боготворит, даже если реальные достоинства последнего не столь уж велики. Разрекламированный товар кажется качественнее и безопаснее, чем неизвестный. Поэтому затраты коммерческих компаний на рекламу брендов /торговых марок многократно окупаются.