Интервью председателя Союза художников Санкт-Петербурга Альберта Серафимовича Чаркина
- Уважаемый Альберт Серафимович, скажите, принимает ли Союз художников Санкт-Петербурга в 225-летии города Севастополя?
- Душой он принимает участие давно. А если конкретно говорить, то, конечно, мы готовимся к выставке, приняли решение. Все художники – живописцы, графики, скульпторы - нашего объединения Союза художников желают успеха этой выставке. Многие хотят участвовать. Мы поручили художнику Ольге Жуль заниматься этой серьёзной проблемой, поддержим её. Наша делегация будет в Севастополе.
- И Вы в её составе?
- И я постараюсь там быть. Я родился, как личность, если можно так выразиться, практически в Севастополе, в кругу как флотских, так и гражданских друзей. И служил, и счастлив был с такими прекрасными художниками, как сегодня работает в Севастополе мой друг Станислав Чиж. По сути, это мой первый практический учитель. Тогда я не думал, что моя судьба сложится так, как сегодня, но, вспоминая прошлое, понимаю, что был великий путь из Севастополя в Петербург благодаря его человеческим и товарищеским качествам.
- Отображается ли в творчестве современных художников тема российско-украинских взаимоотношений и флота?
- Флот – это одно. Российско-украинские взаимоотношения – это другое. В среде художников второе специально не акцентируется. Почему? Потому что для нас – россиян – Украина была, есть и будет родной. И если кто-то из украинских художников живёт и работает в Петербурге, если он поднимает тему Родины – Украины – то это только приветствуется. А вообще, я полагаю, что Украина и Россия столь нерасторжимы, что это и доказали в истории искусств все выдвиженцы Украины, которые в Российской Академии Художеств делали великое
дело. Мартос, Лысенко и очень многие другие. Тарас Шевченко приобрел здесь человеческое имя. Избавлен был от крепостничества и стал тем, кем его знают сейчас.
- А как Вы прокомментируете последние события, связанные с НАТО?
- Этот вопрос стоит очень остро, но не в нашей среде, потому что искусство столь велико, что оно ни на одном народе не останавливается на веки, навсегда. Мы все вышли из культуры Европы. Россия, Украина и все славянские народы пришли в искусство позже. Поэтому мы шли вместе, познавая чудо искусства, которое уже на Западе делало такие достижения, что мы с трепетом смотрели на это, учились и, достигнув, как школа в какой-то степени высот искусства Европы, мы сохраняем это. И сохраним, потому что это искусство
было великим, единственным, неповторимым. Мы верим в будущее возрождение этого искусства реализма в России. О нынешней Европе ничего не могу сказать из-за явного там упадка. Но Россия наверняка. Попробовав всякие «измы», испытав всё на себе, Россия принесёт миру великие открытия в искусстве. Я в это верю!
- Поддерживаете ли Вы, как глава Союза художников интересные проекты, направленные на патриотическое воспитание и любовь к России? - Поддерживаю и одобряю. Но… Никогда нельзя поддерживать проекты, которые только на словах имеют название «Любим Россию!». Нам нужно качество произведения. Потому что, если работа будет не на уровне высокого искусства – она будет опошлять саму идею. Вот почему А.С.Пушкин как-то сказал, что задача искусства не патриотизм, а искусство. Но дело в том, что душа художника должна быть патриотичной. И тогда его произведение будет настоящим искусством.
Мы чтим высокое искусство реализма. Реализм – это не механическое срисовывание чего-то. Реализм – это воспевание творений, которые Всевышний подарил нам бесплатно, каждому из нас всех. Нужно уметь воспевать чудо радости бытия. И задача искусства - радоваться великому счастью бытия, но так профессионально и хорошо, чтобы это очаровывало всех людей. - Благодарю за интервью.
Беседовал
главный редактор газеты «Общество и Экология»
Сергей Лисовский.