В ноябре 2015 года в продажу поступили сразу два новых разноплановых устройства для чтения, причем впервые в истории электронных книг известный бренд «PocketBook» создает для этих целей новый, молодой и еще никому не известный бренд «Reader».
Сама идея запуска нового бренда витала в воздухе давно, в маркетинге довольно часто используется эффект «стиральных порошков», когда пользователи спорят между собой на тему «что стирает лучше», в то время как целый список брендов, на самом деле, принадлежит одной компании. Но в области электронных книг реализовать это довольно сложно, потому что требуется создавать не связанные между собой бренды. То есть, бренд «A» владеет «B», «C» и «D», при том, что о бренде «A» знает только тот, кто читает на упаковке мелкие надписи, для всех остальных его попросту не существует.
PocketBook пошел несколько по иному пути, используя кобрендинг (англ. «co-branding», «объединение бренда») для поддержки нового продукта, хотя о принадлежности одного к другому будут знать только опытные потребители и специалисты. Новички в магазине столкнутся с продуктом высокого качества, но дешевле, чем продукция лидирующего бренда на рынке.
Такой подход требуется для разделения сегментов рынка по стоимости. Пользователи будут понимать различные диапазоны цен, а конкуренты столкнуться с проблемой, что им придется заново самоутверждаться перед потребителями не в том, что они сами и их продукция лучше PocketBook, а что не хуже более доступного по цене Reader. Пользователи как раз бросятся обсуждать, что Reader уступает конкурентам, что у него нет подсветки, что у него экран не самой последней модификации, что нет Wi-Fi для покупки книг и прочего. И, в конце концов, что он не дешевле, но сравнивать будут с тем, что ранее сравнивали и подстраивались с PocketBook. Именно так и произошло, с самого первого дня продаж нового Reader. Потребители не стали считать разницу в стоимости между различными характеристиками, сразу задали тон, что и с чем надо сравнивать.
Так уже было, когда лучше продавались устройства с модулем 3G, увеличивающего стоимость на $70, без практического применения, для него не было программного обеспечения, а 96% наших потребителей не покупают книг! Аналогично со всеми остальными характеристиками. Подсветка, экран E-Ink Carta, наличие Wi-Fi и прочего – конечно важны для пользователей, но только для тех, кто готов за это платить, кто видит разницу, имеет потребность в них. Именно они и купят! В этом и есть смысл конкуренции – предложить продукт конкретному потребителю с его собственными потребностями, а не для всего рынка, на котором много сегментов, а не один единственный.
С 9 ноября 2015 года в продажу поступили сразу два новых устройства: «Reader Book 1» с механическим управлением и «Reader Book 2» с сенсорным экраном. В данном обзоре рассматривается только Reader Book 2 и ничего более, так как именно это устройство тестируется, а о модели Reader Book 1 известны только декларируемые характеристики.
С первых минут тестирования стало понятно, что в основе разработки Reader Book 2 лежит апробированная модель PocketBook Touch. В материнской плате оставили только то, что дороже переделать, нежели оставить. Поэтому имеется разъем для карты памяти, а программное обеспечение, с вычетом отсутствующего железа, остается по-прежнему развитым, а не упрощенным.
То есть, по сути, Reader Book 2 создали как раз так, как пользователи и считают – убрали ровно то, за что не хочется платить определенной группе потребителей. А если иначе, то такие устройства уже есть – PocketBook Touch, модели – 622, 623, 624 и 626 с подсветкой.
Некоторые характеристики и возможности разных экземпляров могут отличаться, все сказанное далее относится только к тестируемому экземпляру.
Конструктивные особенности (дизайн)
По совокупности характеристик, конструктивных особенностей, развитости программного обеспечения и вероятному качеству послепродажного сервиса – устройство можно отнести к среднему классу, что является оценкой качества, а не определением лучших или худших декларируемых характеристик на рынке, а также конкурентных свойств. В противном случае, устройство ниже среднего класса и даже начального уровня, если так будет проще понять рыночную нишу, что неверно по опыту.
Устройство упаковано в простой, хорошо оформленной упаковке небольшого размера. Фактически, внутри ничего нет, кроме устройства и небольшого печатного «руководства пользователя», коробка подчеркивает недорогой, но качественный статус продукта. Оформление придерживает классического распределения информации о продукте – лицевое изображение, бренд, название, технические характеристики на тыльной стороне упаковки, юридическая информация, цвет изделия и прочее.
Обложка не предусмотрена в комплектации. На момент тестирования, отсутствуют сведения о наличии фирменной обложки и даже планов на её выпуск.
Устройство полностью пластмассовое. Разработчики пошли путем сокращения издержек на производстве и фактически создали одно устройство, но в двух цветах корпуса. Окрашенной оказалась только лицевая панель – черный цвет или белый, всё остальное в устройствах идентично. Поэтому, говоря о цвете корпуса, надо предполагать, что речь идет только о лицевой панели.
Было бы идеально, если бы к устройству прилагалась или продавалась отдельно силиконовая заглушка лицевой панели черного цвета, чтобы сохранить сформулированное магазином М.Видео торговое определение: «устройство может быть любым, но только черного цвета». А еще проще, когда лицевая панель уже черного цвета, а меняется цвет только тыльной части конструкции, которая не влияет ни на что, кроме как на разнообразие продукции.
Внешний вид Book 2 – это классическая форма сенсорного устройства без кнопок для листания страниц. Всё очень строго, просто, без острых углов и без щелей.
Единственная кнопка на корпусе устройства – «Включение». Она расположена на нижнем торце, но так как лицевая панель это скрепляющая заглушка конструкции и требуется иметь дополнительное пространство для того, чтобы надежно защелкнуть её на корпусе, места для кнопки осталось не так много. Использование кнопки возможно движением снизу корпуса или ногтем. То же самое замечание касается разъемов карты памяти microSD и USB.
Проверка автономного режима проводилась по стандартной схеме – режим непрерывного листания и проверка режима бездействия, то есть устройство полностью не выключается, не используется, а просто лежит в «режиме сна», чтобы понять – сможет ли устройство даже при рекордных значениях проработать значительное время.
Режим ожидания 72 часа: остаток заряда 93%.
Тестирование рабочего режима проводилось без подсветки и без Wi-Fi, так как конструктивно они отсутствуют. Устройство по западным стандартам «чтение 1 час в день» без учета других факторов, например режимов ожидания или полного отключения, в зависимости от того, что выберет конечный пользователь, приблизилось к 2 месяцам работы. По отечественному стандарту «чтение 3 часа в день» с учетом дороги на работу и чтения перед сном устройство теоретически проработает 3 недели.
На практике, с учетом «режима ожидания» устройство может проработать 42 суток, что подтверждает заявленное производителем время автономной работы – 1 месяц работы без подзарядки, без учета того, как устройство будет использовать пользователь – Reader Book 2 можно не отключать совсем, использовать режим ожидания или выключить полностью.
Экран
В конструкции Reader Book 2 используется шестидюймовый сенсорный бумагоподобный экран производства компании E-Ink стандартного разрешения (166 ppi) без подсветки.
Reader Book 2 существует в двух цветовых вариантах исполнения лицевой панели корпуса – черный и белый. В тестировании используется белый вариант, но так как любой экран E-Ink имеет меньшую отражающую способность, чем белый пластик корпуса, то психологически кажется, что экран визуально более серый (даже коричневый), чем с аналогичным экраном, но в черном корпусе устройства, где он кажется белым.
Технические измерения экрана показали точное соответствие характеристик контраста E-Ink Pearl™, независимо от того, какого цвета корпус устройства.
Экран сенсорный, но контраст при этом не снижается и соответствует стандарту бессенсорных моделей, как если бы поверх экрана не существовало никаких специальных пленок для функционирования сенсорной функции.
Угол обзора экрана: 180°, без изменения свойств.
Качество изображения очень чистое, ровное и соответствует своему разрешению 166 ppi. При перелистывании видно, что Reader использует фирменное обновление экрана с дополнительной обводкой вокруг букв, как и в моделях PocketBook Touch. Сначала возникает контур буквы и на втором заходе вписывается изображение самой буквы. В результате буквы без дополнительной опции выглядят плотнее, чем обычно, но при этом сохраняются все атрибуты текста, в том числе «жирное начертание».
Reader Book 2 поддерживает мультитач, многозадачность, быстрое переключение между открытыми документами, профили пользователей, встроенная поддержка Adobe DRM с профилями, функции для настройки экономии энергии, изменение размеров букв всего лишь движением руки и так далее.
Конструктивно не работают и не должны опции для магазина, синхронизация, сеть, световая индикация.
Итоги
Положительная сторона: апробированная опытом материнская плата, длительное время работы, отличный экран, высокое качество, простота и доступность.
С другой стороны: несколько дороже, чем вероятно хотелось или ожидалось.
В итоге: массовая продукция высокого качества без топовых характеристик, но полностью функциональна для основной задачи.
Потенциальный покупатель: массовый рынок, новички и те, кто не хочет платить больше за характеристики, но хочет пользоваться качественной продукцией долго и только для чтения. Для тех, кто не следит за трендами, не хочет разбираться в чем-либо, но доверяет известному бренду.
Розничная цена: на момент тестирования – 6999 руб.
Quality Guarantee
По итогам тестирования Reader Book 2 компании PocketBook, устройство удостоено почётного отличительного знака «Quality Guarantee» от независимого информационного проекта The-eBook. Он распространяется только на протестированный продукт, разрешён к использованию и призван донести до потребителей информацию об исключительном качестве товара.
Знак «Quality Guarantee» не отменяет гарантийных и прочих обязательств компании-производителя.
Выдано 12 ноября 2015 года.
История компании-производителя
История компании PocketBook начинается в 2007 году. Через год появляется первое устройство с оригинальным программным обеспечением PocketBook 301. В течение зимы 2008-2009 года устройство становится популярным среди пользователей за счет программного обеспечения и «избыточных» на тот момент функций. С тех пор PocketBook всегда задает высокую планку своими разработками.
В 2008 году открыт фирменный магазин электронного контента BookLand, а в 2011 году компания PocketBook предприняла ряд ребрендинговых шагов в пользу новой торговой марки Obreey™. В ассортименте электронных магазинов содержатся сотни тысяч книг, журналов и учебников на различных языках мира.
Весной 2009 года на свет появилось «антикризисное решение» – легендарный PocketBook 360°, разработанный совместно с пользователями. Первая партия маркировалась дополнительным знаком «The-eBook.org Edition».
Зимой 2009 года компания выпускает первое сенсорное устройство – PocketBook 302.
В 2010 году налажен выпуск серии продуктов премиум качества – моделей 602 Pro и 902 Pro, а спустя месяц, аналогичных моделей с сенсорным экраном 603 Pro и 903 Pro. В самом конце 2011 года появились в продаже улучшенные модели 612 и 912 серии Pro.
В 2010 году выпущен в свет PocketBook IQ 701 на основе операционной системы Android. Эта модель совмещает в себе устройство для чтения и универсальный планшетный компьютер.
C 2010 года PocketBook открывает ряд фирменных розничных магазинов в Украине и России, а с 2011 года фирменный интернет-магазин работает не только в Украине, но и России.
В 2011 году компания выпустила ряд совершенно новых продуктов – PocketBook Basic 611 и планшетное устройство PocketBook A10 с фирменным программным обеспечением.
В начале 2012 года выпущено новейшее устройство PocketBook Touch с полностью новым подходом в проектировании интерфейса. Устройство получило сенсорный емкостный экран и поддержку multi touch.
В начале 2012 года компания провела реструктуризацию. Увеличила количество разработчиков, наметила новые двухлетние планы. В 2013 году запланировано выпустить в течение года девять новинок в трех ценовых секторах.
PocketBook 624 появился как вариант модели Touch в 2013 году. Особенность заключается в использовании емкостного слоя из тончайшей пленки, которая практически не оказывает влияние на качество изображения.
Модель PocketBook 626 пришла на смену популярной Touch в 2014 году.
В мае 2014 года впервые для отечественных потребителей была продемонстрирована заочно модель PocketBook CAD Reader анонсированная в начале декабря 2013 года. Среди других новинок: PocketBook Aqua 640 – полностью влагозащищённое устройство, PocketBook Ultra 650 – необычная для рынка модель с камерой для пересъёмки и чтения документов, PocketBook Cover Reader – специальная обложка для смартфона с экраном E-Ink и PocketBook InkPad 840 – модель с новейшим восьмидюймовым E-Ink сверхвысокого разрешения.
В конец 2014 года в продажу поступили три планшета PocketBook SURFpad 4 по единой цене без учета размера устройства.
Компания выпускает PocketBook 630 Fashion совместно с Kenzo.
В ноябре 2015 года компания PocketBook выпускает в свет два новых бюджетных устройства под новым брендом Reader. Ранее, компания фиксирует свой новый рекорд – 3 млн. проданных устройств.
Главный офис компании PocketBook расположен в Лугано, Швейцария.
За несколько лет существования PocketBook на мировой рынок вышло более 30 моделей, а сама компания получила множество международных наград и премий.
Компания имеет гражданство или официальное представительство в странах: Швейцария, Украина, Россия, США, Беларусь, Латвия, Болгария, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Молдова, Нидерланды, Испания, Великобритания, ЮАР, Арабские Эмираты, Австралия, Китай, Индия, Казахстан, Новая Зеландия, Сингапур, Тайвань, Израиль, Грузия и Азербайджан с 2011 года. С 2012 года планируется присутствие и производство в Бразилии.
Продукция выпускается на четырех заводах, в число которых входят Netronix и Foxconn.