«Книгу об электронных книгах» писал долго, иногда мучительно. Бросал, переписывал, формировал структуру иначе. Сейчас это всё уже не важно, а тогда не на что было опереться, не было живого примера, его нет и сейчас, хотя на книгу потрачено 2 года жизни и кое-что должно было родиться и устареть.
Чтобы исключить главную иллюзию, надо понять, что книга в принципе продаваться не будет. У нее и не было такой задачи изначально. Если кто-то питает иллюзии, что напишет, продаст и заживет в Монте-Карло, то я знал заранее, что это не так. Были профессиональные примеры перед глазами, когда писатель лет 10 работает каждый день, ходит на основную работу, пишет книгу в год по вечерам и живет в полунищем состоянии.
Тогда для чего нужна книга?
За неделю было продано менее 30 экземпляров, это 500 рублей. Аналогичный результат и с самим проектом – вкладываешь больше, чем получаешь взамен. Говорить о профессионально оплачиваемой работе в этой области бессмысленно.
После публикации появилось много вопросов от моих читателей и тех, кто ранее меня не читал, понятия не имеет, чем занимаюсь. Люди стали не только хвалить, но и критиковать. Одно нивелировало другое. Кто-то говорил: «молодец, так легко написано», другой напротив: «лучше бы не писал, читать не возможно»! Им показалось, что я должен уговаривать и доказывать что-то. Зачем? Дело с моей стороны сделано, теперь понадобится два года, как обычно, чтобы достучаться до читателя.
То, что сейчас напишу, прочитают только те, кто регулярно следит за «колонкой редактора», остальные будут считать «заработанные мной деньги». Это история создания книги, её цель и ответы на основные вопросы, которые возникли буквально за одну неделю после публикации.
Самый сложный ответ будет на вопрос о цели книги. Дать его напрямую, значит обречь читателя на непонимание, ибо в этом нет меркантильности.
Проект The-eBook появился на свет в 1999 году. Развивался, в основном на опережение рынка. Изначально определил для себя смысл и ради этого всё и начинал – проект не обо мне, не для меня, меня вообще в этом нет, а о книгах и ради привлечения внимания к электронным книгам, которых в тот момент почти не было. Это самое главное! У меня изначально не было потребности заработать на проекте, не только деньги, но и славу. Хотелось быть сподвижником самого процесса развития электронных книг.
Сказки читал, как и все! Иллюзий нет. Прекрасно знаю, как рождаются проекты, бизнес и как продвигается продукт. Но в основе этих знаний должна быть цель. У меня она определилась сразу – люди не читают, проект ради привлечения внимания к книгам, к чтению, остальное неважно! То есть, если человек не читает, тогда есть возможность привлечь его внимание хотя бы через электронные игрушки. Год, два поиграет, пока «отпустит». Пусть читает 30 минут в день, но регулярно, тогда это войдет в привычку и вопросов, внутреннего сопротивления уже не будет. Главное успеть привить зависимость к чтению.
Всё время вспоминаю слова композитора Шаинского, который говорил о своей работе примерно так: «какой к черту талант, встаешь рано и работаешь много каждый день, пока не ляжешь спать, всё само и приходит». Именно такой подход близок и мне. В такой результат верил по отношению к тем, кого мотивировал читать книги и создавать что-то в этой области. Читать через «не хочу» и делать это регулярно. Со временем эта сцепка из привычки и наличия устройства принесет свои плоды сами собой.
Ранний подъем, увлеченность темой, рано или поздно привело к необходимости создания сайта The-eBook. Мысли и выливание их на друзей это хорошо, но аудитория ограничена размером. Её нужно было увеличить…
Нужна была публичность. Это мог дать Интернет, но в будущем. Надо было наработать опыт до начала массового исхода в сеть.
В 1999 году выходом в Интернет владели только корпоративные потребители и ограниченное число домашних пользователей, которых маркетологи называют «люди на грани технологий». Они всегда впереди всех.
В первый месяц работы сайта было (уже) 4 читателя.
Моя профессия – дизайнер. В основном занимался графическим дизайном промышленных и бытовых товаров, их рекламой, с 1989 по 2009 год. Как писать, говорить, создавать темы и быть мотиватором изначально не знал. Нужно было учиться всему и желательно быстро.
Художественному языку и стилистике можно научиться, но тут столкнулся с основной проблемой, которую обычно никто не хочет понимать и ему кажется, что он такой крутой и талантливый, поэтому его читают и восхищаются работой – читательский язык совсем иной, нежели художественные эталоны. То, что человек воспринимает как «правильное» довольно часто отражает его образование, образ жизни, достаток, социализацию и многое другое. Это понятие превращается из «правильного» в «понимаемое». Довольно легко объяснить, что любая текстовая информация должна превратиться в товар «понимаемый» потребителем. Но есть и тонкая грань – нельзя говорить «просто», опускаясь на «гавенный язык», то есть, когда мерилом становится слово «гавно». Понятно, что такая оценка качества проще воспринимается, но опускаться на этот уровень не стоит даже матерым профессионалам.
Когда пишешь и публикуешь – надо терпеть, слушать и слышать читателя, даже если он сам в своих словах слышит несколько иное звучание. Это все схоже с работой дизайнера и конструктора – надо слышать саму проблему и принимать четкие, гибкие и понятные решения, даже если сам потребитель понятия не имеет, почему реагирует на ситуацию конкретным образом. Задача не украсить, а создать восприятие продукта до ощущения удовлетворенности от покупки.
Смысл в том, что любая хорошая идея, как правило, лежит на поверхности, часто люди её обозначают сами, но не понимают этого – идею надо распознать и подать на блюде, так будет проще, чтобы «понять» продукт.
Чтобы научиться писать, долгое время анализировал стилистику письма различных писателей и немногочисленных блогеров. Слушал, как они говорят со своим читателем через текст. На основе их работы научился составлять каркас «произведения», модифицировать его, создавать карточки и писать по строгому плану, который хоть и скрыт от читателя, но воспринимается им логичным на каждом этапе чтения и перечитывания. На это ушло время, но вряд ли можно поставить итоговую точку. Разница только в том, что небольшую статью сейчас можно создать уже без карточек, без сценария, потому что мозг постепенно учится раскладывать всё по полочкам и классифицировать. Единственное, что он не умеет никогда – запоминать идеи и мысли, выхватывать фразы, желания читателя и потребителя. Поэтому их приходится постоянно записывать, даже если изначально они кажутся гениальными, а потом оказываются полным бредом или наоборот. Довольно часто из пустой фразы можно вынуть довольно внушительный смысл. Это кажется не главным, не оформленной в смысл идеей, но это то, что волнует читателя и потребителя. Необходимо это понять и обработать, создать направление.
Обычно, человеку с первого раза кажется понятным прочитанный текст. Он считывает объемную картину своей вселенной, но не текста. Написанное должно заплестись в то, что и так знает читатель. Всё остальное он как бы пропускает и считает, что об этом не сказано вовсе. Появляется критика. Повторное прочтение и извлечение новых фактов ставит всё на свои места – человек только что приобрел новый опыт, поэтому начал замечать дополнительные детали. Это рост качества. Это как приобрести одно устройство, а потом другое. Уже есть с чем сравнивать. Иногда достаточно поиграть с чем-то на стенде в магазине, чтобы оценить что-то другое.
Основа маркетинга – когда целевой группе умышленно выделяют желаемое, то, что они хотят услышать в данный момент. Тогда это работает. Поэтому, рекламщики манипулируют своим мировоззрением, создавая фокус-группы по тому же принципу – они должны утвердить то, что должны. Заказчик считает, что идея достойная, раз фокус-группа отреагировала положительно и покупает проект. Но это чистое шарлатанство, потому что подтасовка изначально.
В случае с электронными книгами – нужно взять человека и увлечь идеей. Способов много, результат должен быть практический.
Изначально меня читали исключительно специалисты «на грани технологий» и «профессионалы» – мои потенциальные «жертвы», из которых можно слепить производителя или продавца. Позже обычных читателей стало больше, но я до сих пор формирую данные, которые интересны для профессионалов, но они совсем не интересны для читателей, а этого больше никто не делает.
Продавца, например, интересует, как товар будет не только продаваться в магазине, но и как он будет выглядеть, какие подводные камни нужно учитывать. Обычного читателя это не интересует. Профессионала интересует отклик и осведомленность потребителя, это хорошо видно в комментариях к статьям.
Чуть позже все изменилось кардинально. Производители находили причины отказать в предоставлении устройства на тестирование и прекрасно вписывались на полки магазинов. Причина – повышенный спрос на специализированные устройства для чтения «без разбора». Даже сейчас, когда есть огромный спрос на планшетные устройства – более 80% этой продукции можно выкинуть с рынка или переместить в узкий сектор «second hand», чтобы сформировать необходимые рынку соотношения цены и качества. Сейчас разрыв слишком большой – либо до 10000 рублей, либо свыше 30000 рублей. Это совершенно разные вселенные!
Есть спрос – есть подлог. Количество ядер в процессоре – это информация вообще ни о чем, но потребители научились экономить, тратя большие деньги на сомнительные игрушки и их характеристики. Помните пословицу: «скупой платит дважды»? Тогда есть еще одна: «собственный достаток и ум обычно оценивается неверно». Либо завышается, либо недооценивается. Единицы понимают точную цену и умеют этим пользоваться. Обратите внимание, насколько дураки обычно умнее всех остальных – они точно знают, что надо делать, как это делать и с их слов это всё довольно просто!
Книга могла быть написана как биография или мемуары об электронных книгах. Но этого не произошло. Писать просто ни о чем! Нет личностей в масштабах рынка, таких как Стив Джобс из Apple или Джефф Безос из Amazon. Если бы я писал о том, что сказал владелец какой-то локальной компании, из этого можно было бы выдать тайну его коммерческой заинтересованности в рынке и потребителях.
Скажу прямо – абсолютно плевать, что он сказал или подумал. Это, как правило, разговор в одни ворота – «как продать» и «хочу быть богатым», поэтому сегодня «ты мне нравишься».
Интересно об этом читать? Думаю, нет.
Книга была построенная совершенно по-другому принципу: основная идея создать поток потребителей, которых можно сделать потенциальными читателями, просто потому, что они не читают сейчас. Структура книги такова, что не требуется вдумчивое чтение всего и сразу, достаточно прочитать только те главы или даже абзацы, которые объясняют… желаемое знание на данный момент.
Основная цель книги – увеличение количества читателей! Даже если книгу читать не будут, она будет мелькать обложкой и это отложится в подсознании. Осталось только зайти на сайт и прочитать любую статью, за ней вторую. Если зацепит, интерес появится, захочется читать! Слава Богу!
Сомнительная цель книги – деньги, слава, интерес тех, кто хочет на этом заработать. Книга не заинтересует ни одного сотрудника специализированной компании, потому что высокая текучка кадров, вследствие переоценки навыков.
Книга, для меня лично, является справочником для пользователей и профессионалов, обучением, передачей накопленного опыта, классификацией знаний (чего не делают популярные проекты в Интернет, им просто нечем делиться, даже если они популярны). Книгу еще можно назвать диссертацией… только защитить её проблематично.
Книга позволила мне создать структуру знаний и их последовательности в области электронного чтения.
Есть живой пример – «Книга 2.0» от бывшего сотрудника Amazon, но всё на что хватило автора, это рассказать о Джеффе Безосе ещё раз. Автор книги работал над устройствами и их концепцией… а кому это интересно? Всем? А человеку, создававшему Kindle это оказалось неважно, потому что личная значимость в процессе и сопричастность с владельцем компании взяла вверх! Вот он и написал книгу о себе рядом с Безосом. Сейчас это называют «селфи», снимок себя на фоне чего-то.
Моя книга стала уникальной исследовательской работой. Это совсем не пересказ или сочинение на тему «как я провел лето». Понял как это тяжело и сложно. Нужно время, силы, усидчивость и одиночество. Книга – это то, что подсмотреть невозможно.
А теперь это уже не важно! Нужно ставить новые задачи и выполнять их.
Послесловие
Доброе утро!
– «Читала ли ты на ночь Дездемона»? «Теперь не обессудь»!
Люблю читать и провожу за этим занятием уйму времени. Читаю везде и всегда, как на улице, так и в помещении, как днем, так и ночью. Учитывая, что живу я в Эмиратах, нельзя игнорировать и тот простой факт, что солнце тут яркое и его много (в среднем 360 дней в году солнечные). Поскольку читаю действительно много, у старой sony-350 аккумулятор фактически сдох и больше двух дней уже не тянет. Хотя, должен признать, что старушка, хоть уже многое вынесла, еще вполне бодрая.
В электронике я разбираюсь, в софте тоже, поэтому довольно четко представлял, что нужно от электронный книги:
Большой сенсорный экран повышенного разрешения
Аппаратные кнопки
Андроид
Сейчас единственное устройство, отвечающее всем этим признакам: Lynx T68. В России он продается как Onyx Boox T76ML Cleopatra. Однако доверия почте России — как к скорости доставки, так и к сохранности доставляемого — у меня нет абсолютно, поэтому моя железка приехала с Амазона. Срок доставки был меньше недели, но это в Эмираты, в Россию, полагаю, будет побольше чуток.
Продается она в двух цветах, я бы предпочел белый, но на Амазоне есть только одно предложение — книга черного цвета и произведена почему-то для Польши.
Технические характеристики, если кому интересно:
Параметр
Характеристика
Дисплей
6,8 дюйма, сенсорный, E-Ink Pearl HD, 16 оттенков серого, контрастность 12:1, 1080×1440 с подсветкой
Память
512
Накопитель
4 гб, пользователю доступно 2гб. Расширяется MicroSD-картами до 32Гб
Сеть
Wi-Fi, Bluetooth 4.0
Форматы
fb2, doc, txt, mobi, chm, pdf, epub, rtf, djvu
Аккумулятор
Li-Ion, 1700 мАч
Вес
240 грамм. В чехле – 360 грамм.
1. Комплектация электронной книги Lynx T68 (Cleopatra)
Кроме самой книги в комплекте идет инструкция по эксплуатации, в моем случае на двух языках: польском и английском, такая тоненькая, но в ней пишут крайне важные вещи, вроде того, что не надо становиться на книгу ногой и бросать ее в воду. Хорошо, что предупредили, я как раз собирался. Ах, да! Еще провод.
Что вы сказали? Чехол? Обложка? Тряпочка для протирки экрана? Хотя бы зарядка? Нет, это излишества и вам они не нужны. Как зарядить книгу? Суйте провод в usb-port. Правда, от обычного usb-порта зарядка идет минимум три часа, а от розетки вдвое меньше, к тому же, если вы в отпуске, то компьютера может просто не быть под рукой… Ну и что? Сказано — производитель бережет свой карман, покупайте зарядку за свой счет!
При цене устройства в 199 долларов, прямо скажем, Onyx book мог бы (да что там — обязан!) быть пощедрей. Но нет, экономия буквально на всем. Посмотрите, даже провод и тот урезан в длину вдвое по сравнению со стандартным:
2. Внешний вид устройства
Устройство не производит впечатление чего-то цельного и прочного — скорее напротив. При крайне небольшой попытке скручивания ощущение было таким, что экран сломается в момент. Круглая кнопка — это джостик, удобство его сомнительно при наличии сенсорного экрана, но не мешает. Он же включает/выключает подсветку.
На боковых торцах книги нет ничего, равно как и на верхнем. На нижнем:
Разъем под наушники, место под карту памяти, microusb, кнопка включения. В русской версии книги гнезда под наушники нет, но можно подключить их через bluetooth.
На передней части кнопки «страница вперед/назад»
и «вызов меню/esc»
сделаны «качельками», т.е. кнопки совмещены.
Конечно, я рад, что производитель и тут озаботился собственной экономией, но в использовании такие кнопки хуже раздельных. Хорошо хоть изображение на них не нарисовано, а выпрессовано. Кнопки не особо тугие, но при нажатии явственно щелкают — возможно, зависит от конкретного экземпляра, но читать рядом со спящим человеком не стал бы. Например, нажатие кнопок на Sony не извлекает звука вообще — только тактильные ощущения.
Корпус книги покрыт soft-touch пластиком — первое впечатление неплохое. Однако, мои руки приходятся как раз на середину задней панели, в которой сделана небольшая выемка, закрытая наклейкой и ощущается это уже неприятно. Подозреваю, что под этой наклейкой скрыт reset или фиксатор, но удалять ее для проверки не хочу. Большой палец ложится так же на кнопки листания, размер их подобран удобно, никуда тянуться не нужно.
Корпус быстро покрывается отпечатками пальцев — мечтой дактилоскописта его, тем не менее, не назвать, просто книга становится грязной и ждет протирки тряпочкой. Клавиатура с подобным покрытием протерлась до обычного пластика за полтора месяца интенсивного использования, думаю, здесь будет так же.
Словом, категорически рекомендую пользоваться обложкой. Но где же её взять?
Идем на тот же amazon.com, пробуем найти обложку… Её нет. Окей, идем на сайт производителя… 19 евро за обложку + доставка до Эмиратов… Итого 54 евро я должен выложить. Меняем адрес доставки на Москву — 49 евро. Треть от цены устройства — за обложку из кожи дермантина сомнительной молодости? Что интересно — для русской версии обложка в комплект входит. Легенды гласят — там и зарядка есть.
Сама обложка представляет из себя:
Кусок грубого пластика и довольно толстый слой ничуть не более вежливой искусственной кожи. Вставляется книга в неё уверенно, держится крепко, имеются, разумеется, огромные зазоры, однако главную свою функцию — защиту книги, она выполняет хорошо. Удерживается в закрытом состоянии двумя магнитами, причем эти магниты торчат наружу. Наблюдаете справа две светло-серых полоски? Они.
Открывается обложка с заметным усилием. Так же в ней имеет место быть функция включения книги при открытии, она же — выключения при закрытии. Зовется эта функция flip и преподносится фирмой как некое чудо, но давно есть в обложках на другие книги и планшеты. Кроме того, как вспомнить, сколько за это «чудо» отдал — так оно с золотой каемочкой должно быть. Каёмочки нет.
При этом волшебное колдовство по отключению книги срабатывает не всегда. Прямо в крупную щелочку, которую заботливо оставляет даже закрытая обложка видно — а экран-то продолжает светиться, и готов делать это всю ночь напролет. Включение — всегда срабатывает. От открытия обложки до него проходит примерно секунда. Функции подставки у обложки нет.
3. Экран электронной книги Lynx T68 (Cleopatra)
Экран моего экземпляра (крайний справа) без подстветки отдает желтизной, рядом лежащий Sony reader имеет скорее синеватый оттенок. Для сравнения — три книги.
При этом для моих глаз комфортней все же Sony — но ровно до тех пор, пока не включается подсветка. вот это, безусловно, вещь нужная и полезная. Включается она долгим нажатием на круглую кнопку-джойстик внизу или в меню при чтении. Яркая, на минимуме ночью освещает все неплохо, на максимуме — глазам неприятно.
Причем для моих глаз раздражение начинается уже с 3 позиции, всего их 10. Если читать не ночью, а днем — экран выглядит совершенно иначе, уже похож на обычный лист хорошей белой бумаги. Вверху и внизу экрана наблюдается некое затемнение, слева внизу даже целое серое пятно, не так, чтобы сильно большое, но вполне раздражающее. Это так бережно установлены и заботливо настроены светодиоды. Устройство стоит приобретать в магазине и экран проверять, не доходя до кассы. Таким образом, приобретение с амазона сразу по двум пунктам: экран и обложка — было моей ошибкой.
4. Настройка книги для чтения и выбор программы для этого
UPDATE: сейчас там лежит прошивка от 22 октября 2014, что не может не радовать. Проверю, как она в работе.
Карту памяти в книжку засовывать надо контактами вверх. Так задумал гений разработчика. Три из четырех моих карт для перепрошивки ридер забраковал — вот нет у вас карты и все тут. Идите отсюда, зноем палимые. Конечно, я сильно удивлялся, потому как вынимал карту каждый раз из устройств, и там эти карты работали. Форматирование всевозможное не помогало, нет. Но на четвертой карте удалось железку уломать… Карта самсунг на 32 гигабайта. Как будут поступать те, у кого четырех карт нет — спросите у Onyx.
Перепрошить можно двумя способами:
Первый — загрузка в Reсovery.Выключаем ридер. При нажатых клавишах «Назад» и джойстика, нажимаем кнопку включения, удерживаем ее до появления признаков загрузки. Остальные две продолжаем держать. Появляется меню и в нем надо выбрать update from external card.
Второй способ более простой: из нижнего меню книги выбрать settings, далее about — system update. Там даже предлагается такое обновление из облака — но, конечно, даже при наличии обновления на сайте — из облака не показывается ничего. Скачал файл, положил его на карту — увиделся, обновился.
Еще важный момент. Посколь славная экономия производителя коснулась разработчиков — книга считает себя телефоном. Видите, вам тут и иконка вызова и даже набор, все есть. Нерабочее, естественно.
И даже номеронабератель заботливо сохранен.
И как каждый порядочный телефон, она ищет сеть, но как непорядочная книга — она gsm-модуля не имеет. В результате ощутимая часть батареи попросту сьедается абсолютно впустую — у меня 57 процентов всего потребления книги отьел этот процесс. Как исправить:
Идем вот сюда:
Затем сюда:
И включаем Airplane mode. Напомню, что доступ в это меню закрыт, нужен рут. Если же рута нет, то поможет вот такой хитрый финт:
Как батарея разряжаться начнет, то жутко этим недовольная выдает книжка выдает окно, что осталось столько-то процентов, мы все умрем! В этом окне 2 кнопки «ок» и «расход батареи». Надо нажать на расход батареи. И вот там будет уже знакомое по скриншоту меню. Лучше бы, конечно, разработчики додумались сами галку «Airplane mode» включить, но им было некогда, они закрывали стандартные настройки андроида, это куда важней, чем сберечь батарею.
В оболочку книги входят специально адаптированные программы Alreader — называется она Оreader, FBReader. Поддерживается чтение Pdf, Djview, fb2 — в том числе в архивах. При нажатии на кнопку «меню» — это у нас слева верхняя физическая — в программах отображается список возможных настроек. Они выглядят абсолютно одинаковыми, но в реальности — ALreader порезали меньше, FBReader — практически весь. Многих удобных вещей в программах просто нет.
Удалить обрезанные версии можно только, если есть рут. Причем если FBReader можно удалить полностью, и поставить нормальный из Google Play, то урезанная версия ALreader, называется она «OReader» — удалению не подлежит.
Цитирую слова разработчика программы: «удалять встроенный ни в коем случае нельзя. Просто потому, что сканирование библиотеки в оболочке использует возможности встроенной в систему версии. В обычной версии такой возможности нету». Обычная версия называется ALreader Eink, найти ее можно в Google Play, где много и других программ для чтения, из известных это MoonReader, CoolReader, FBReader.
Перебирав все известные мне читалки, пришел к выводу, что на данной книге наиболее удобен именно CoolReader. У него сразу есть адаптация под E-ink и самые подходящие элементы управления. В том числе он знает и про кнопку-джойстик и умеет по нажатию ее открывать меню — удобно.
5. Оболочка
На мой взгляд, разработчики сделали оболочку довольно удобной, если не считать следующих моментов:
Поставить русский язык в качестве системного без рута у меня не вышло. С рутом — ставим приложение MoreLocale2 — выбираем русский. Даже при установленном русском оболочка книги остается английской — тут надо учитывать, что для русского рынка книга, которую я купил на Амазоне, и не предназначалась.
Работа с клавиатурой. Изначально в системе только один язык, что не мешает читать русские книги, открываются они корректно, но… Клавиатура английская. Соответственно, найти русский текст в книге невозможно. Но мы же знаем, что это андроид! Добавляем русский язык, благо с рутом он появился, заходим в поиск заново…
Несмотря на то, что на пробеле появилась надпись English, предназначенные для смены языка стандартное андроидное смахивание ни вправо, ни влево — не работает. «Ха-ха!» — засмеется читатель, китайский гений просто сделал одну кнопку для переключения, надо ее нажать. «Урий, Урий! Где же у него кнопка?!» А вон в статусбаре сверху у нас появился символ клавиатуры. Нажимаем на него — свершилось чудо, друг спас жизнь друга — именно здесь и таится переключение. Причем не то, чтобы просто переключаемся между языками, а показывают список, из которого нужная клавиатура/язык выбирается.
Разумеется, появляется этот список не вверху, а внизу. Мягко говоря, не самый очевидный и удобный способ. И уж подавно непонятно, зачем было блокировать возможность переключаться стандартным способом, и почему не была написана/куплена нормальная клавиатура, если уж пошли по пути закрытости системы. Впрочем, я поставил Aitype Keyboard — и все заработало так, как хочу.
Сама клавиатура приятным бонусом умеет существенно больше, чем стандартная и всячески рекомендуема мной на этом устройстве. Еще очень люблю Hackers keyboard, но конкретно здесь она неудобна.
Но что же нужно сделать, чтобы поставить стороннюю клавиатуру и настроить другие параметры системы? Тут хочется пожать разработчикам вторую руку и желательно — тисками. Затем схватить молоток и по пальцам, удар, еще удар, гооооол!… Простите, увлекся.
Ситуация следующая: попасть в стандартное меню настроек андроида нельзя. Т.е. никак. Вообще и совершенно. Все богатство настроек скрыто, как кащеева игла.
Помогает только установка стороннего лаунчера вместо стандартного, я использую Apex — и тут книга полностью перестает быть книгой как таковой и становится просто планшетом, только с E-ink экраном. Конечно, очень, очень тормозным планшетом. Процессор-то быстрый, но вот экран перерисовываться не успевает, все очень медленно, рывками.
Рекомендую белый цвет фона, стандартный от Apex на черно-белом устройстве выглядит не очень. Зато теперь можно зайти в любые настройки.
Невозможно удалить книгу из стандартной оболочки. Долгое нажатие на обложку книги приводит к возможности выбора программы для открытия книги — и все. Для удаления будьте любезны пройти в меню Library, вот тут еще раз нажимаем и держим палец — открывается меню с возможностью удаления.
Второй вариант — воспользоваться работой с файлами через компьютер. Книги по умолчанию лежат в папке Books. В настройках программ чтения это можно поменять.
Стандартных шрифтов довольно много, для меня лучшим из них стал Serif. В стандартной читалке Oreader имеется глюк — несмотря на то, что сам шрифт меняется, надпись в списке остается прежней. Сменится она только при следующем открытии программы.
Чтобы книга увидела дополнительные сторонние шрифты нужно в корне внутренней памяти или флешки создать директорию Fonts и положить туда файлы *.ttf. Видны будут они в любой программе. Мой любимый шрифт DejaView Sand показывается прекрасно, несмотря на то, что нестандартный, каких-либо проблем со скоростью при использовании дополнительных шрифтов нет.
6. Чтение, процесс использования
Запись файлов на встроенную память — происходит довольно быстро. Скорость открытия файлов для чтения тоже неплоха. Допустимо также использование карты памяти. В комплект, разумеется, не входит. Простейшей пластиковой заглушки в гнездо MicroSD тоже нет — ну мы помним, это разорило бы производителя, он с сумой пошел бы по миру, очень нам его жалко.
Вставить и достать карту человеку с обычными человеческими ногтями невозможно. Нужен вервольф или, как минимум, женщина.
Дополнительные варианты записи книг… Уберите, уберите от меня молоток, спрячьте его!
Невозможно отправить файл с компьютера на устройство по bluetooth — пишет «сбой». Сопряжение компьютера и ридера происходит нормально. Как выяснилось, эта функция пока просто не реализована. «Пока» она не реализована с мая, когда начались продажи. Возможно, лет через десять и реализуют, отчего ж? Зато можно пользоваться физической bluetooth клавиатурой.. Я с трудом себе представляю человека, который использовал бы книгу, как печатную машинку — но можно, проверил, взяв клавиатуру от планшета.
Wi-fi и встроенные менеджеры по работе с файлами так же не умеют обращаться к компьютеру — т.е. хоть у вас и планшет в руках, но для записи книги будьте любезны обязательно таскать с собой провод.
На этот весьма недружественный выпад с китайской стороны, я поставил себе Es Explorer, который и до того очень люблю на планшете — он умеет удобно работать с файлами, доступ к компьютеру через сеть имеется — запишем себе любой файл через Wi-FI. Есть так же дропбокс, синхронизация возможна через него и в установленных с Google play читалках есть возможность найти книгу в интернете. На входящих в комплект, напомню, функций строго минимум.
Кнопка включения имеет два режима — короткое нажатие и длинное. Короткое нажатие включает книгу из режима слип, а длинное — если она полностью выключена. При этом отличить режимы можно по заставке — прямо так и пишут Book is off и картинку с изображением рыси меняют на другую. Из состояния полностью выключенной, книга загружается весьма ощутимое время.
Дважды нарывался на вот такой прекрасный глюк после включения:
Как-то это не очень Smart, Onix…
Высокое разрешение, разумеется, дает о себе знать и мелкие шрифты читаются лучше. Подразумевается, что так удобней читать pdf и djview, чем на обычных шестидюймовых экранах — не сказал бы, даже красиво отрисованный мелкий шрифт все равно остается мелким, и экран крупнее на 0.8 дюйма тут особо не помогает. Однако, при простом чтении увеличенную диагональ приветствую — гораздо ближе к размеру обычного книжного листа, впечатление положительное. Размер же самого устройства при этом позволяет засунуть книгу в стандартный карман джинсов. Не то, чтобы было легко, удобно — но сделать это можно.
Имеется в наличии возможность использовать словарь, если вы его хлопотливо поставили.
Подключение к компьютеру имеет два режима — usb-reader, тут мы можем записать на него файлы и просто подзарядка. Что радует в отличии от Sony — в режиме зарядки от компьютера можно читать.
Скорость wi-fi — как обещано, поддерживается режим 802.n, т.е. скорость высокая. Теоретически в устройстве есть браузер и даже можно пользоваться инетом, практически — при скорости обновления e-ink можно считать, что браузера нет, так как нет комфортной работы с ним.
Работает скайп, но тот, кто мечтает использовать устройство для разговоров по нему — будет в очередной раз разочарован. Микрофона нет, поэтому беседа может быть такой — вы слышите собеседника, а ему в ответ пальцем на медленном экране набираете ответ. Мазохистам, в принципе, подойдет.
По длительности работы книга значительно превышает все, что я использовал ранее. Но, разумеется, и тут не обошлось без сюрприза. Индикатор разряда показывает силу ветра в Кампучии, особенно, если включить подсветку. Я в основном читаю с ней, поэтому уже трижды нарывался на то, что полоска зарядка вроде как видна — а на самом деле это фикция, оптический обман.
Возможность использовать устройство левой рукой — отсутствует абсолютно. Либо правая рука и кнопки под нее, либо левая рука и единственная возможность — листать страницы вперед, назад уже невозможно. И даже это надо переопределить кнопками — короткое нажатие на левую сторону экрана по умолчанию листает страницу назад. Теоретически, листать можно также джойстиком, но держать книгу очень неудобно, может выпасть в любой момент. Если она еще и в обложке — все еще хуже.
Кроме того, и листание джойстиком также требует настройки и доработки напильничком, как и все остальное в этой книге.
Есть возможность использовать root и переназначить физические кнопки, поменяв местами левые и правые. Без рута — такая возможность недоступна. Нажатие на экран отрабатывает не всегда, особенно это заметно при любом точном позиционировании — нажимаю на одно место, а реально касание происходит в другом. Была мысль, что пальцами промахиваюсь — нет, использование стилуса не помогло. Стилус в комплект не входит.
7. Итог
Устройство очень неоднозначно. О достоинствах я знал непосредственно в момент покупки — это именно те критерии, по которым я ее и покупал:
экран большего размера, чем у конкурентов
наличие аппаратных кнопок
подсветка
Недостатки же оказались весьма существенными и, что самое прискорбное, неожиданными:
качество устройства
закрытость и недоработанность программного обеспечения
проблема с позиционированием нажатий
обложка
минимальнейшая комплектация
цена
Купил бы его, если б удалось попользоваться до того? Однозначно, нет.