Большинство потребителей, так или иначе, привыкло к тому, что электронные устройства имеют встроенное программное обеспечение. Оно управляет, создает основной и дополнительный набор возможностей для электронных аппаратов, и электронные книги не исключение.
Гораздо меньшее число потребителей действительно понимает, что программное обеспечение, то, что мы называем «прошивкой», можно обновить.
Число людей, которые знают и используют возможность обновления прошивки, объясняется довольно просто. Некоторым потребителям механизм не нужен изначально, достаточно тех функций, которые уже есть и устраивает качество работы устройства. Другая часть потребителей откровенно боятся заниматься обновлением самостоятельно, но при этом не знают, что есть устройства, которые обновление производят незаметно от пользователя.
То есть, изначально, возможность обновления и техническая реализация процесса не рассматривается большинством потребителей как техническая характеристика. Часть потребителей воспринимает обновление как благо, а другая, как недостаток. Те, кто предпочитает «доделанные устройства» считают, что обновление прошивки – это символ исправления каких-то огромных проблем, недостатков системы. И напротив, те, кто считает это благом, наоборот рассчитывают, что любое купленное устройство будет обладать возможностью обновления, и если это происходит не регулярно, то устройство не имеет смысл рассматривать как нечто технически совершенное.
На самом деле все это психологические аспекты маркетинга. Это чувство навязано далеко не «рекламистами» и «PR службами» компаний, а чистая потребительская психология. Так хочется думать! В этом случае не рынок формирует условия, а потребители додумывает правила игры, и считают их естественными и обязательными для исполнения. Все эти утверждения не имеют ничего общего с реальностью!
Устройство изначально должно работать именно так, как рекламируется.
Утверждение того, что со временем программное обеспечение будет улучшено – является потребительским вымыслом, не имеющим под собой никакой реальной почвы до тех пор, пока это не будет гарантировано производителем в прямом виде. Например, в виде списка технических характеристик, где будет точно указана возможность и периодичность обновления прошивки. Наиболее важным фактором является срок действия гарантирующего условия, о котором можно судить по аналогичной серии продуктов производителя.
Обновление прошивки – это технический процесс изменения базового программного обеспечения устройства. Заменяется устаревшее программное обеспечение на более новую версию (прошивки).
В некоторых отдельных вариантах обновлению подлежит не вся прошивка целиком, а лишь дополнительные модули, которые изначально расширяют базовые возможности программного обеспечения и могут поставляться или приобретаться отдельно, в том числе у независимых разработчиков. В мире узкоспециализированных электронных устройств для чтения – все программное обеспечение поставляется, как правило, только «из одних рук», а на рынке планшетных или компьютерных систем подключаемые модули имеют широкое распространение.
Не во всех случаях необходимо обновление программного обеспечения и важно знать, что именно добавляет новая прошивка. Производитель указывает исправления, дополнения и улучшения в виде отдельного списка. Довольно часто бывают случаи, когда обновление пропагандируется как исправление ошибок, но вместе с улучшениями всегда есть вероятность появления новых ошибок. Вполне вероятно, что обновление, на самом деле, не добавляет ничего существенного из желаемого пользователем списка улучшений. Довольно часто производитель улучшает те функции, в которых сам и заинтересован. Например, устройство имеет доступ к магазину книг, и новая прошивка улучшает сопряжение исключительно с магазином или устраняет недостатки на уровне безопасности системы.
Обновление – процесс бесконечный, но срок поддержки программного обеспечения и возможность обновления могут быть чисто теоретическими.
Довольно часто встречаются случаи, когда пользователь что-то удаляет из системы в виде отдельного файла или целой директории. Устройство перестает работать или лишается ряда возможностей. Обновление прошивки может восстанавливать целостность системы, хотя для такого действия используется понятие «восстановление системы». Эти термины не всегда идентичны по конечному результату. Если обновление системы предполагает полную замену всех компонентов программного обеспечения, то, по сути, пользователь каждый раз после обновления получает абсолютно новое устройство, в котором могут сохраняться предыдущие настройки и существующие файлы пользователя.
Наблюдение за рынком электронных книг показывает, что разные производители используют различную тактику обновлений прошивки. От единичных случаев, до нескольких лет регулярных обновлений с частотой по 2 версии прошивок в год на одну модель.
Наиболее крупные производители также различаются по частоте обновлений прошивки. Компания Sony обычно выпускает готовый продукт, а в течение года может предоставить обновление для устранения неполадок и ничего более. Amazon выпускает прошивки чаще, и они обновляются в свежих версиях устройств абсолютно незаметно для потребителя, пока устройство не использует владелец, и также исправляют только недостатки, а не добавляют новые свойства, которые можно реально увидеть. Такой подход позволяет создавать максимальный уровень устойчивости программного обеспечения от ошибок, зависаний и соблюдения высокой степени безопасности при покупке книг непосредственно с помощью устройства.
Большинство отечественных производителей придерживаются аналогичной тактики – никогда не исправляют прошивки или делают это единожды и только для исправления недочетов. Так как устройства в большинстве случаев не продают контент, то безопасность в таких моделях вообще не рассматривается.
Небольшое количество производителей во всем мире подвергают свои устройства кардинальным преобразованиям в течение 2-3 лет. Можно признать таковыми компании: PocketBook, Bookeen. Такое поведение характерно при поддержке устройств уже после гарантийного срока, что как оказалось большая редкость. Эти компании выпускает новые устройства, а для старых пытаются добавить возможности, которые соответствуют новым моделям, с учетом ограничений, которые присущи электронной начинке. В большинстве случаев, кардинальные изменения зависят от политики компаний по внедрению новых технологий.
Прежде чем приступить к обновлению прошивки, необходимо предварительно зарядить устройство, убедиться в его исправности и пользователь должен четко понимать технологию обновления.
В большинстве случаев устройству достаточно 25% заряда, чтобы процесс обновления не был прерван из-за разряженного аккумулятора. Некоторые производители рекомендуют использовать зарядное устройство.
Иногда процесс обновления может привести к неисправностям. Чаще это происходит из-за прерывания процесса, от наличия постороннего кода, например, в устройствах, которые модернизировали пользователи или магазины по их просьбе. Это так называемая «хакнутая прошивка». Гораздо реже проблемы возникают из-за неисправности самого обновления.
Обновление прошивки – это модернизация программного обеспечения и всегда существует вероятность ошибок. Не стоит этого бояться, если обновление начинается с внимательного чтения инструкции и в ней понятен каждый шаг. Следует заранее подготовить карту памяти, кабель USB, зарядное устройство и все, что описано в инструкции. Если там нет ни слова о «храбрости», то, на всякий случай, стоит держать её поближе к себе!
Некоторое программное обеспечение можно модернизировать, иначе говоря «хакнуть». Это увеличивает возможности устройства, но и вероятность последующих проблем при обновлении прошивки, требуется дополнительная осторожность. Программное обеспечение, в данном случае, не совпадает с оригинальным. Далеко не во всех случаях требуется обновление «хакнутой» прошивки, если её работа устраивает пользователя.
В любом случае, «модернизированное программное обеспечение» – это ответственный шаг и пользователь должен понимать ради чего это делается. Наиболее опытные пользователи никогда не стремятся обновлять прошивку сразу после её появления. Обычно ждут результата тестирования авторами «хаков». Они создают дополнительные инструкции, как и в какой последовательности обновлять программное обеспечение, сохранив возможности «хакнутого устройства». В некоторых случаях необходимо перед обновлением восстановить оригинальную прошивку, обновить её до новой версии и только после этого воспользоваться новым пакетом «хаков» для модернизации, рассчитанными на эту версию. Если не соблюдать это важное правило, то обновление может закончиться неудачно, или все «хаки» будут удалены из устройства.
При обновлении программного обеспечения необходимо не только понимать условия для правильного обновления, но также иметь определенную долю терпения. Понимать, что сам процесс обновления может быть непонятным, длительным и его не стоит прерывать.
Усугубляется эта проблема еще одной особенностью. Некоторые устройства показывают индикатор обновления и заканчивают процесс уведомлением. На экране бежит полоска и заполняет пустое пространство, потом устройство перегружается и процесс считается законченным. Другие производители делают примерно то же самое, но на экране вместо индикатора множество служебной информации в стиле unix систем. Череда слов на «терминале» показывают весь процесс. Один заканчивается и на экране появляется характерное сообщение: «success» (рус. «удачно»). Некоторые пользователи воспринимают это так, что весь процесс прошел «удачно», а не одна его часть. В этом случае стоит убедиться в том, что именно написано на экране. Ни в коем случае не стоит прерывать процесс обновления, пока устройство не перезагрузится или не напишет на экране то, что упоминается в инструкции.
Этот способ удобен для разработчиков, а для пользователей он абсолютно не нужен и часто вводит в заблуждение.
Все сказанное хорошо в теории, но на практике существует несколько основных способов обновления прошивки. Методы различаются по скорости, комфорту, необходимости участия пользователя в этом процессе и доступа в Интернет для получения файла с прошивкой и инструкции для обновления. Сложно сказать какой процесс лучше и все зависит не от него, а от того, какое устройство купил потребитель. Кто-то справится с любым вариантом обновления, кто-то только с одним, но есть и такие пользователи, которые ничего об этом не знают и никогда не обновляют свои устройства.
Самое удивительное, что до недавнего времени более 70% потребителей никогда не занималось обновлением, точно также как и такое же количество производителей не предполагали это делать изначально. Грамотность и конкуренция рано или поздно изменят отношение к программному обеспечению, к необходимости его обновления.
Каким бы способом не осуществлялось обновление прошивки, в его основе три компонента: Интернет, файл с прошивкой и устройство. Файл необходимо скопировать в устройство и не всегда это происходит вручную.
Существует два основных способа обновления: файл получают через компьютер или устройство.
Обновление с помощью файла: для обновления необходимо скопировать файл в устройство с помощью кабеля USB или через карту памяти. В любом случае используется физическое соединение носителя с компьютером. Далее, следуя инструкциям, происходит обновление.
Обновление с помощью файла, но через специальную программу: в некоторых случая может использоваться специальная программа для обновления прошивки.
Существует два способа: программа сама получает прошивку в Интернет, либо она использует скаченный заранее файл и далее так же руководит процессом обновления, практически без участия пользователя. Этот вариант хорошо прижился для автоматизации процесса и у него есть положительные стороны, как правило, программы умеют восстанавливать устройство при неудачном обновлении, они точно знают какую прошивку и для какого устройства необходимо применять. Так же, они могут автоматически отслеживать появление новых прошивок и делать напоминания.
Программу не следует путать со специальными скриптами и bat файлами для пакетной обработки задач, хотя они заметно облегчают жизнь и соблюдают очередность выполнения всех процедур.
Специальные программы и скрипты можно также назвать неудобным вариантом для обновления, если для их выполнения требуется определенная компьютерная платформа или технические характеристики компьютера. Например, если пользователь использует компьютер Windows, то он не имеет возможности использовать программы для Apple. И наоборот.
Поэтому, этот вариант можно назвать хорошим, если обновление можно сделать на максимально доступных компьютерных платформах.
Сейчас, фактически никто из производителей не использует этот способ через обычный браузер, которому необходим дополнительный модуль для управления процессом обновления. Хороший пример в этом качестве – универсальные пульты Logitech Harmony.
Обновление через сеть с помощью устройства: этот способ проще всего объяснить потребителю, но не производителю. Обычно пользователи довольны, когда непосредственно в устройстве можно щелкнуть кнопкой, и оно начнет самостоятельное обновление. Гораздо сложнее объяснить этот комфорт производителю, который не встраивает в свои устройства подобной поддержки.
Этот способ невозможен, если в устройстве нет доступа к сети Интернет, а наличие беспроводных моделей Wi-Fi и 3G автоматически не означает, что функция поддерживается устройством. Обычно это можно определить наличием или отсутствием специального пункта меню в «настройках» устройства.
Незаметное обновление через сеть с помощью устройства: этот вариант пока присутствует только в моделях Amazon Kindle. Он аналогичен предыдущему варианту, когда устройство самостоятельно может обновиться, только происходит это автоматически, без участия пользователя. В тот момент, когда устройство находится в режиме ожидания, оно периодически получает инструкции с сервера Amazon. Это не только обновление прошивки, но и загрузка книг или новой порции рекламы для моделей, которые изначально продаются с такой функцией и стоят дешевле обычного варианта Kindle.
Незаметное обновление можно назвать абсолютно гениальным по своей простоте и функциональности, так как компания Amazon точно знает: на каких моделях произошло обновление прошивки, как часто они включаются и что уже можно на сервере запускать функции, которые предусмотрены в новом программном обеспечении. В результате пользователь всегда получает работоспособное и обновленное устройство. Без такого подхода сложно представить компанию номер один во всем мире!
Обновление через сервис-центр: еще один вариант обновления прошивки и он чаще всего связан с возникновением проблем. Пользователи приносят «неработоспособное» устройство в ремонт, но там специалисты понимают, что ремонтировать абсолютно нечего и восстанавливают устройство с помощью обновления прошивки, заодно, всегда есть вероятность, что новая прошивка может не содержать недостатков, из-за наличия которых устройство зависло.
Мало распространенный вариант использования этой схемы обновления, когда пользователь в силу каких-то причин не может самостоятельно обновить программное обеспечение и приходит в сервис-центр, где ему оказывают такую услугу.
В зависимости от политики сервис-центра услуга может оказываться на платной основе.
В огромной стране, где сервис-центр может оказаться за 400 километров от пользователя, крайне сложно рекомендовать обновление прошивки с помощью специалистов по ремонту.
Обновление прошивки с помощью опытных пользователей: все варианты обновления прошивки можно осуществить с помощью опытного человека, который платно или бесплатно обновит устройство другого пользователя. Иногда достаточно найти просто технически грамотного человека среди друзей, чтобы он помог разобраться или выполнить самостоятельно всю процедуру обновления.
Обновление прошивки не всегда удобный способ. Некоторые устройства требуют большего терпения во время обновления, а другие показывают на экране служебную информацию, которая попросту пугает потребителя.
Если обновление прошивки закончилось неудачно, прежде всего, не нужно паниковать. В большинстве случаев ошибка при обновлении является логической, гораздо реже физической проблемой, связанной с электроникой.
Необходимо определить вероятность самостоятельного восстановления и в случае необходимости обратиться к специалисту, как за помощью, так и для устранения проблемы.
В большинстве случаев обновление программного обеспечения занимает не более четверти часа.
Доброе утро!
Нас мало, но мы в тельняшках! На самом деле так было всегда. Снижение спроса это не результат того, что электронные книги не интересуют потребителя. Проблема в том, что он не видит улучшений, а каждый раз хочется чего-то нового. Эта вечная погоня за идеалом приводит к сдерживанию развития рынка и к снижению спроса.
Можно поспорить и напомнить мне, что бумажные книги тоже страдают и спрос на них падает. Но обратите внимание, какой всплеск поднимется после выхода книги Дэвида Брауна «Инферно» в этом году. Вряд ли это будет пустышкой, как работа Дж. К. Роулинг «Случайная вакансия». Тем не менее, книги привлекают внимание. Проблема Роулинг только в том, что она привыкла читать ребенку перед сном, а с новой книгой сама бы заснула раньше (взрослого) ребенка.
Точно так же электронные книги требуют всплеска, новизны, бестселлеров среди устройств!