В последнее время чаще пишу статьи на довольно серьезные темы, которые на самом деле в одну субботу не раскрыть полностью. Пробегаюсь по верхушкам, обнажаю проблему, потом вижу подтверждения этих слов, или реакцию. Сегодня задал себе вопрос – «а кому от этого легче»?
20 октября была статья «Образование или новые деньги?», в ней выдвинул предположение: «чего больше в стремлении компаний – возможностей создавать электронное образование, или желание заработать денег»?
29 октября на радиостанции «Эхо Москвы» журналист задает вопросы главе РосНано А.Б. Чубайсу. Они оказались глубоко спрятанными между другими вопросами и для слушателей стали не связанными по смыслу. Может быть иначе, но по построению интервью создалось именно такое мнение. Отметил для себя несколько информационных точек: «на проект «электронный учебник» потрачено 200 млн. долларов», «одно устройство школам обходилось в 12.000 рублей» (приблизительно $380) и это убыточно или на грани разумного с точки зрения бизнеса, «завод в Зеленограде не построили», «проект с Plastic Logic неудачен», «это именно РосНано что-то разрабатывала», а не использовало готовое устройство образца 2009 года, «Чубайс пошутил, что у него маленькая зарплата» и так далее. Если сказанное в эфире сложить вместе, то ответа на любой родившийся в голове вопрос просто не будет. Ясно главное, что РосНано «создает будущее» не на свои деньги. Они легкие, мягкие, их много и я, по какому-то животному инстинкту, хочу работать в этой компании и разбогатеть на «маленькой зарплате» чиновника, чтобы мне за это ничего не было! В том смысле, что никакой ответственности, одни достижения в своем будущем резюме при переходе в другую государственную компанию с коммерческой зарплатой и обязательно личная страничка на Wikipedia со словами: «…с небольшими перерывами занимает различные ключевые посты в российском государстве и государственных компаниях…».
Еще, из Нью-Йорка мне написал один высокопоставленный специалист, имя и компанию не называю, по сути, сказанное могло быть из уст кого угодно, кто занимается электронными книгами профессионально. Цитирую: «некоторые факты были неправильно истолкованы как по техническому оснащению, так и по судьбе эксперимента». В ответ написал примерно следующее: «фактов в статье нет, это чистая компьютерная модель на основе личного понимания рынка». После чего мы еще раз заочно подружились и наметили новые планы сотрудничества.
И наконец. Если не ошибаюсь с «фактами», ответственный секретарь рабочей группы по проведению грантового конкурса департамента образования Александр Осин, сказал в одном из своих интервью примерно следующее: «…создание одного электронного учебника с нуля обходится в 50-70 млн. рублей, а стоимость электронных пособий снижается тем, что при их производстве не требуются типографские расходы, они не зависят от тиражей». Речь шла только об учебном контенте, а не о комплексном решении, где в этой оценке присутствует еще и электронный носитель. Исходя из сказанного, у моего читателя должно сложиться впечатление, что учебных материалов до создания электронных учебников не существовало, а то, что понадобится сделать – принципиально отличается по качеству и содержанию.
В этой связи страшно подумать, что Конституцию страны можно редактировать в обычном текстовом редакторе.
Когда «факты» не сходятся – это плохо для профессионала. Но когда предположения точно совпадают с тенденциями, а они превращаются в факты, а те в свою очередь являются нашим образом жизни – спорить и доказывать уже нечего. Остается только ждать, наблюдать и восхищаться «достижениями». Если не совпадает 1% фактов – это, безусловно, плохо, ибо не точно, а если из 99% потраченных денег не остается ничего… наверно, это хорошо!
На самом деле, сегодня хотел поговорить на более «простые темы», которые будут интересными для широкого круга читателей. Но по странному обстоятельству они совпадают по психологии со сказанным выше. В основе темы заложен принцип: «1% преимуществ – всегда лучше, чем 99% недостатков», а следует читать сказанное далее с конца фразы, то есть наоборот: «99% недостатков – всегда лучше, чем 1% преимуществ». Тонко!? Не торопитесь, почитайте, как подобное говорят «дерзко»!
23 октября компания Amazon «заметила» повышение спроса на Kindle Fire HD с экраном 7 дюймов и это сразу после анонсирования Apple своего нового продукта – iPad mini. Сделано предположение, что это «…связано, в основном, с большим разочарованием потребителей от новинки Apple».
На поверку оказалось, что сайт Gizmodo.com 23 октября, после анонса Apple, опубликовала частное сообщение, которое нельзя рассматривать как новостную информацию, скорее эмоциональный всплеск: «…в вашем [Apple] новом 7,9-дюймовом планшете меньше пикселов, чем в 7-дюймовых гаджетах конкурентов! Экран хуже, цены выше и вы обвиняете остальных в «компромиссах»? Дерзко».
Это утверждение настолько понравилось Amazon, что они сразу начали использовать высказывание в качестве рекламы Kindle Fire HD на титульной странице своего сайта. Реакция «поверивших» в это высказывание потребителей привела к подъему продаж Kindle Fire HD. Что закономерно с точки зрения бизнеса и наоборот, неочевидно, по мнению пользователей, которые не видели Kindle Fire HD и iPad mini, следовательно, могут только «верить» в недостатки нового продукта Apple, но не в состоянии «проверить» точность этого утверждения.
Попробуем логически разобрать ситуацию. Предположим, что экран Kindle Fire HD действительно лучше. Мало того, так как лично его видел, у меня не остается в этом плане никаких сомнений, пока не увижу iPad mini. Экран Kindle действительно хорош!
Задаем себе вопрос – экран это все, что нужно потребителю? Ответов два: если «да», люди покупают устройство, если «нет», они хотят убедиться в других качествах, которые должны, как минимум, быть не хуже, чем в iPad mini.
И вот тут начинаются проблемы. Kindle Fire HD – это не просто планшет с присущей для него свободой выбора и действий. Дело не в том, что планшет не привязан к Google Play, многие опробованные, мной лично, программы из репозитория Amazon просто не работают в Kindle Fire HD, но почему-то работают с планшетами, привязанными к Google. Странно видеть преимущества в планшете, у которого нет локализации и поддержки национальных клавиатур, хотя это можно понять и списать в нейтральные недостатки, ибо Kindle Fire HD рассчитан исключительно на американский рынок, и он его тепло принимает. Если дальше разбираться, то у продукта единственное явное преимущество – хороший экран, а все остальное действительно «компромиссное решение». С чем можно согласиться – все эти «качества» действительно заложены в низкой цене устройства.
Еще помните фразу: «99% недостатков – всегда лучше, чем 1% преимуществ»? Тогда идем дальше!
Примерно с таким же подходом столкнулся в нашем форуме. Нашел «типичного» представителя массового рынка и пообщался с ним. Не буду упоминать в этом примере его имя, устройство которым он пользуется, и не процитирую слова дословно, чтобы любители «искать подтекст» не обвинили меня в предвзятости к определенному бренду, а пользователя не обсмеяли. Скажу лишь, что сейчас так совпало по теме разговора, а вообще идентичные слова слышу уже много лет, и чем дальше развивается рынок, тем хуже эти пользователи ориентируются в преимуществах конкретных продуктов и все больше ассоциируют его глобально со всем рынком. Мол, недостатки есть у всех устройств, а в моем, как бы, их не больше чем у других. А если усомниться? Страшно!
Мои дорогие читатели, открою секрет, как должно работать идеальное устройство для чтения. Только, пожалуйста, не рассказывайте это никому более, пусть это будет нашей тайной!
Все знают, как выглядит обычная «бумажная книга» с обложкой. Уверен, что мои читатели точно знают, как работает такой носитель. Кратко перечислю, на всякий случай:
Физический размер книги определяет место и тип использования. Книга не обязательно должна иметь типовой размер на все случаи жизни.
Страницы бумаги всегда ближе к белому цвету, чем к черному.
Содержание состоит из текста и иллюстраций. В зависимости от назначения, чего-то может быть больше.
Книга позволяет небрежное отношение, но такое поведение считается неуважительным или неряшливым.
Книга готова к работе сразу в момент открытия обложки. Для этого есть технические приемы – закладка, оглавление, индекс слов, загнутый уголок на странице и так далее.
Книга работает и хранится дольше, чем другие носители.
Книга использует для работы кинетическую энергию владельца. Ее не нужно заряжать от розетки и даже помнить об этом!
Ну, и так далее.
Электронный носитель позволяет добавить к перечисленным характеристикам новые свойства, отражающие современные тенденции и даже просто комфорт.
Теперь следует представить, что «типичный» представитель массового рынка рассуждает о преимуществах приобретаемого устройства исходя из 1% возможных вариантов, так как о других он либо не знает, либо их недооценивает, либо все это результат грамотно спланированной рекламной акции компании-производителя. Не буду умышленно толкать на «правильный ответ», попробуйте выбрать только один пункт из всех представленных мною. Чтобы еще более правдоподобным оказался ответ, можно умышленно перечислить 100 вариантов, а выбрать только один. Мало? Давайте дадим фору – 2, 3, 10 ответов из 100!
С точки зрения выбора потребителя и успешного бизнеса – действительно нет никакого смысла забивать себе голову всеми вариантами ответов. Главное понимать, что из оставшихся вариантов ничто не перекрывает и не перечеркивает основных возможностей, тех, что были выбраны в качестве эталона.
Нужен пример? Что-то не понятно? Скажем, потребитель выбирает «качественный экран». Это основной приоритет. Тогда все остальное должно соответствовать или как бы подразумевает это: продолжительное время автономной работы, удобное программное обеспечение, корпус устройства, его вес, буквы должны появляться на экране в момент включения устройства, а не после 10 минут щелканья по копкам и даже престижность бренда, наконец-то! Почему-то массовый рынок боится этого слова, будто не готов переплатить за качество, следовательно, знает границы разумного, а известный бренд это всего лишь надутые щеки.
Честно говоря, не готов спорить, ибо всегда считал, что «политика», «законы», «уровень жизни» не настолько важны, в конечном счете, как комфортность жизни в этой среде. Только после получения жизненного опыта, связанного с комфортом и безопасностью, можно отвечать на важные вопросы.
Подобный подход всегда можно использовать в рекламных целях – создать шоу, где расставить продукцию бренда в отдельных кабинках, где массовое влияние изолировано, и предлагать всем желающим пройти тест со своим устройством и просто сравнить то, что было выбрано в качестве критерия. Если потребитель выбрал «качественный экран», то на выходе из кабинки он должен понимать ответ на вопрос: «а насколько качественный», а «это все что требуется устройству»? А главное видеть сравнение с тем, что он сам приобрел.
Я бы еще встретил у дверей на выходе и спросил: «Вы по-прежнему боитесь того, что делает (Apple, Samsung, Dell, Sony и кто угодно…)»? Не говорите мне о том, что Samsung лучше Apple или наоборот, ответьте на вопрос: «Вы согласны с тем, что не нужно бояться признать эту компанию лучшей»?
Лично я мог бы выйти с такого необычного шоу с желанием купить Samsung, но я не знаю, что делать с этой продукцией дальше. С Apple наоборот – я уверен в том, что мне это полезно и нужно, но действительно, не очень хочу переплачивать… Ой! Apple iPhone купил дешевле, чем Samsung Galaxy Note или S III, но разве это сейчас важно? Купил то, на что были деньги или желание. Мой выбор!
Что-то я разошелся сегодня. Пора заканчивать, а сказать надо больше. Постараюсь сократить повествование мыслей.
В случае с электронными книгами – не стоит сравнивать их с компьютерами. Разница в размере экрана и используемом программном обеспечении. Компьютер сам по себе ничем не лучше. Известные бренды создают специализированные устройства для чтения с лучшими мобильными свойствами. Купил, зарядил, включил, секунда, читай! Никаких лишних движений! Хотите читать на диване, в кресле, в метро, в поезде, самолете – везде лучше электронное устройство, а не компьютер. Если потребитель не купил такое устройство или наоборот – собирается купить компромиссное решение, лучше внушить себе отрицание: «компьютер уже есть, буду читать с него, в самолетах все равно не летаю»! Зачем себя обманывать о качестве устройства на основе 1% возможностей и тратить на это деньги, причем собственные? Ладно бы подарили это барахло! Мне как-то подарили GPS навигатор, так и валяется в столе, а я мучаюсь в поисках дороги или дома в незнакомой стране, или даже в родном городе, а подарившему постоянно бессовестно вру: «мне так помогает Ваш подарок»! «Оказывается столько спутников над нами»! «Они всё кружат и кружат»!
А ведь в компьютере тоже есть GPS. Он есть в планшете, смартфоне. Apple сделала плохие карты в iOS, где нет разметки домов, а мой друг говорит: «ты переключи карту в режим спутника, увеличь изображение, пока не увидишь пешехода и спроси: «извините, не подскажите, как пройти в библиотеку»?».
Самое смешное, что перепрошивка устройства Sony Reader приводит в ужас массового потребителя! Не надо смеяться, лучше послушайте дальше, все это из уст реальных людей. Абсолютно не выдумываю, просто подмечаю мелочи.
Эти люди считают, что «раз есть перепрошивка, то родная явно хуже того, что есть в других устройствах без необходимости подобных действий». То есть буквально: бренды A, B, C – всегда лучше Sony. А так и есть. Потому, что Sony дороже и там «еще надо что-то делать дополнительно». Каюсь. В этом и есть моя вина, потому что пока обсуждаю «образование» люди не знают основ – дополнительная прошивка устройства нужна только тем, кто этого хочет, для остальных родная прошивка все равно лучше, чем в устройства A, B, C.
В заключении. Зашел на неделе в магазин и увидел сценку, как сотрудник компании-производителя обучал продавца различать свойства их продуктов. Он говорил: «между этими машинками разница в экранах, а если с этой сравнивать, то здесь больше памяти». И так далее. Говорил он долго, я и половины не выучил за это время. Прикинул, что товара в магазине гораздо больше. Продавцу о каждом из них необходимо получить точную информацию и это будет затруднительно. Еще труднее всё это выучить на зубок. В результате покупатель получит симбиоз «средней температуры по больнице» вместо точной информации. Гораздо проще этому производителю сделать информационные таблички и мини стенды для продуктов и проговорить их с продавцом. При консультации покупателя шпаргалка всегда будет перед глазами не только продавца, но и покупателя. Они вдвоем зависнут над ценником и будут думать, что такое «разница в экранах» и «почему нужно покупать устройство с экраном хуже, но дешевле или лучше, но дороже»?
Но и здесь всегда сработает правило «99% недостатков – всегда лучше, чем 1% преимуществ». Укажут на табличке, что устройство имеет «отличный экран», но ведь не скажут, что все остальное не работает или не так, как ожидается…
Доброе утро!
Звонок.
– Алло! Мы сегодня привезем Вам устройство на тестирование, Вы будете на месте?
– Да. Жду.
И сижу целый день. Голодный, не отойти, не заработать. Надо было в трубку сказать: «Ваш курьер может по дороге захватить пиццу и что-нибудь попить»?
Каждый раз хочу проститься навсегда. Забросить проект. Оставить его в режиме умирающего справочника и форума пользователей. Ограничить расходы поддержанием домена. Сконцентрироваться на другой работе и в постоянном режиме. Что-то мешает. Скорее всего привычка, возраст, жалость к себе, что столько лет потратил впустую. Это как на старой работе, когда вместо денег заработал фактическую инвалидность, а с ней уже ничего более не заработать, но надо, не в сказке живем.
Проект живет на рекламе и моих деньгах. Когда их не хватает, работаю дополнительно, чтобы накопить время для статей. Каждый день создает противоположные приоритеты интересам проекта The-eBook.
Для независимости проекта не имею право клянчить как Wikipedia раз в год, и обязан отказывать в заказных статьях и непрофильной рекламе.
Магазинам нужно, чтобы потребители покупали. Они этого не делают. Дорого. Сложно выбрать. Магазины не дают рекламу.
Производителям абсолютно не нужен этот рынок, им нужны деньги, амбиции, рост показателей. Как только они перестают получать желаемую прибыль, считают, что обсуждение и публикация 99% недостатков их продуктов – есть вина какого-то графомана. Не их вина и тем более не их продукта. Тем более, зачем поддерживать такой проект? Они не делали этого раньше и не собираются в будущем.