Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

DUMAEM.RU - Аналитика текущих событий - выпуск от 31 июля





DUMAEM.RU - Аналитика текущих событий
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ на
www.dumaem.ru
выпуск от 2006-07-31

 




«Горячая двадцатка» - главные новости политического полугодия»
Часть II-я

Продолжение краткого обзора главных событий первого полугодия 2006 года. Начало здесь>>>

                                              *       *       *
6. Ситуация вокруг иранской ядерной программы. Нет сомнений, что Иран озабочен созданием не только новых источников энергии, но и нового поколения вооружений, более адекватных вызовам, которые несет Ближнему и Среднему Востоку политика Запада. Учитывая, что Ирак наказали даже не найдя там ОМУ, участь Ирана как потенциального военного и отчасти экономического (ресурсообеспечение!) лидера исламского мира на фоне «доктрины Буша» итак находится под большим вопросом. При этом, запрещая Тегерану ядерные разработки, Вашингтон открыто стимулирует ядерную программу Индии (ревниво пытаясь перекрыть сотрудничество в этой области Москвы и Дели).

То есть в случае с Ираном совпали антитеррористическая (по общему западному мнению Тегеран покровительствует «Хизболле»); ядерная и геополитическая компоненты, мотивирующие настойчивое желание США сначала подорвать растущее влияние Ирана на Большой Ближний Восток, поставить под контроль энергетические потенции региона, а потом «вернуться» на богатый иранский рынок, вытеснив оттуда Россию и Китай.

В июле ядерное досье Ирана попало в Совет Безопасности ООН в ситуации, когда при отсутствии консенсуса по вопросам санкций между Западом, Россией и Китаем сложилось понимание, что Тегеран должен принять предложение «шестерки».

В случае отказа Тегерана ситуация будет неизбежно позиционироваться между санкциями и военной операцией. Суть позиции России состоит в том, чтобы, не давая Ирану особо «разогнаться», сохранить его как фактор сдерживания экспансии Запада на ББВ.

7. Возвращение Узбекистана в ОДКБ и вступление в ЕврАзЭс – ключевое для России событие в Центральной Азии, сразу восстановившее (хотя и не полностью) геостратегический баланс присутствия в регионе Запада и его «конкурентов», в число которых на региональном уровне «записалась» и Россия.  
При этом маневр Ташкента, изгнавшего из своего Ханабада американскую военную базу, окончательно поделил регион на «изоляционистов» и «реформистов». За вычетом «нейтральной» Туркмении, пытающейся «переключиться» на Китай в геостратегическом смысле, и те, и другие пока играют в «общие игры» в рамках ШОС; но при этом сохраняется двусмысленная ситуация «многовекторного» заигрывания с Западом, оставляющая последнему возможность не только продлить свое присутствие в ЦА, но и иметь неплохие шансы воздействовать на региональную ситуацию в целом.

Вашингтон имеет относительно региона «отдельный» план «Большой Центральной Азии», «собирающий» в единой программе всех постсоветских игроков (с подключением Афганистана), привязывающий всю кампанию к Прикаспийскому региону (субрегиону Ближнего Востока в интерпретации американского госдепа). Смысл плана прост и очевиден: создание новой схемы трассировки энергоносителей из Азии в Европу в обход России. Реанимируются планы трансафганских трубопроводов и т.п.

Регион настолько важен для США, что Вашингтон готов закрыть глаза на явные неурядицы с демократией у тех, кого считает своими союзниками.

В сентябре в Казахстан должен прилететь президент Буш и число вариантов регионального развития, без всякого сомнения, существенно обогатится.
Тем не менее, и Шанхайская организация содружества, собирая под своими знаменами и «довольных» (вроде Казахстана и Киргизии) и «недовольных» (остальные) Америкой медленно, но неуклонно дрейфует к статусу «восточного НАТО», учитывая политические и военные аспекты сотрудничества ее членов. Наиболее перспективным, все же, является сотрудничество экономическое, но здесь первую скрипку пытается играть Китай, что при всем прогрессе отношений РФ с ним способно превратиться в проблему.

Другой, не менее серьезной проблемой является где скрытая, а где явная революционная ситуация, сохраняющая свой потенциал даже в условиях внешней стабильности некоторых стран, где возникают объективные предпосылки передела власти или «преемничества».

Учитывая ослабление позиций РФ в Центральной Азии, теперь ей волей-неволей приходится «делить ответственность» за регион с Пекином.

8. Регионально «близкой» является последняя северо-корейская «заявка» на обладание ядерным оружием и ракетами среднего и дальнего радиуса действия. Не являющаяся (пока) «главной корейской мишенью» Россия и этот вопрос пытается «спустить на тормозах», что вызывает немалое раздражение Запада.

9. Событием последнего полугодия можно считать и приглашение в Москву радикальной партии «Хамас», победившей на выборах в Палестинской автономии. Ирония судьбы в том, что эти выборы были инициированы и процедурно приняты на Западе, в общем-то, не ожидавшем такого сюрприза. Между тем, сюрприз этот не только оказался стопором всего ближневосточного процесса, но и подтолкнул ситуацию к нынешнему конфликту, разросшемуся до масштабов войны.

Россия шокировала Запад, пригласив к себе часть руководства «Хамас», намереваясь вести старую «советскую» игру на региональных противоречиях. Но, в общем, заставила остальных считаться с этой позицией. Это, конечно, не реанимация старых масштабов присутствия в регионе, но тоже некоторый прагматичный баланс на фоне теплых отношений с Израилем.

10. Убийство российских представителей в Ираке, при всей трагичности происшествия дало в руки Кремлю серьезные козыри для сохранения позиции нейтралитета в войне Запада с исламской цивилизацией и безоговорочном выходе из «священных союзов» (читай, большой антитеррористической коалиции, которая все глубже «увязает» в проблемах).

11. Война Израиля с «Хамас» и «Хизболлой» в секторе Газа и в Ливанеглавный фактор нынешней ситуационной модерации. Эксперты подозревают, что задачи Израиля гораздо шире усмирения «Хизбаллы» и заключаются во втягивании в конфликт Сирии и Ирана. Если это удастся, то нигде не надо будет ни искать ядерное оружие, ни ссориться с Россией, Китаем и частью Европы по поводу иранского «мирного атома». Судя по «бумажной» реакции «восьмерки» - этот конфликт – не на два дня. 

12. Из других международных событий можно отметить своеобразный революционный ренессанс в Южной Америке, где усилиями Венесуэллы, Боливии и Кубы была образована альтернатива («карибская») новому мировому порядку в Новом Свете. Политические эскапады ряда южно-американских руководителей против США сопровождаются явно социалистическими рудиментами, вроде произведенной в Боливии национализации 80% сырьевой отрасли экономики. К «альтернативе» тяготеет Перу, а вот в Мексике «левую экспансию» удалось остановить.

Любопытно, что Москва усердно вооружает Уго Чавеса; под лозунгом, что это «не запрещено никакими международными документами». По-видимому, это представляется нашим военным стратегам чем-то более разумным, чем сохранение базы в Лурдесе на Кубе.

13. Очередным фактором «подлома» СНГ некоторым экспертам видится восстановление ГУАМа, переименованного в «Организацию за развитие демократии» с участием Украины, Грузии, Молдовы и Азербайджана.

Реанимацию блока связывают с реализацией стратегического плана США по построению «буфера» между Россией и Западом при помощи своих прозелитов из Восточной Европы и Закавказья.

Экономически этот проект носит, прежде всего, энергетический смысл, так как нацелен на выработку единой позиции стран-транзитеров на фоне российской энергетической экспансии.

14. Самым впечатляющим международным прецедентом полугодия можно считать практическую реализацию референдума о независимости, проведенного в балканской Черногории. Отделившись от Сербии по его итогам, которые были признаны международным сообществом, Черногория стала самостоятельным государством. Этим актом, практически, завершен распад Югославии. По мнению многих экспертов, этот случай дает «зеленый свет» многим конфликтующим этносам не только заявлять о самостоятельности, но и добиваться ее сходным путем. (Так, на сентябрь назначен референдум о независимости в Приднестровской республике). Россия выступает за такую же форму самоопределения непризнанных республик Кавказа (Абхазии и Южной Осетии). Армения хочет использовать этот прецедент в Арцахе (Нагорном Карабахе).

15. Отдельным политическим феноменом следует считать вильнюсское выступление американского вице-президента Р.Чейни, резко раскритиковавшего внутреннюю политику и международные позиции России. Вместе с этим, следует отметить, что его речь носила ситуативный характер и была адресована специфической прибалто-гуамовской аудитории. При этом нельзя отрицать, что она открыла истинную подноготную реальной американской политики по отношению к РФ.
Кремль использовал речь Чейни для масштабной контрпропаганды в преддверии саммита и еще большей неуступчивости в энергетических вопросах.
16. К числу наиболее резонансных событий на постсоветском пространстве можно отнести убийство в Казахстане видного оппозиционного политика А.Сарсенбаева, ознаменовавшее, фактически, «засветку» сложного процесса борьбы «за наследство Н.Назарбаева, отбывающего официально последний срок своего президентства.

17. Квинтэссенцией внутренней политики России в этом полугодии оставались национальные проекты, которые выполняют двоякую роль: слегка выпустить пар из перегретого «котла недовольства» малообеспеченных слоев населения; с другой – служить неплохим «идеологическим сопровождением» деятельности ключевых игроков путинской команды, в первую очередь, Д.Медведева.

18. Отдельно хотелось бы отметить, наконец появившееся во власти внимание к проблеме демографии, то есть ситуации фактического вымирания страны, главной причиной которого следует, видимо, считать жесточайший социальный стресс всего общества, на протяжении долгого времени подвергавшегося разным «опытам» «в целях усовершенствования» (репрессии, революции, реформации).

19. Ликвидация Ш.Басаева, безусловно, не стала финальной точкой антитеррористической операции в Чечне и на Кавказе вообще. Но, во-первых, ликвидирован ключевой лэйбл, под который давали деньги, во-вторых, теперь отсутствует равновеликая «точка сборки» террористов (что позволило ФСБ снова предложить амнистию); в третьих, Кремль покончил с двусмысленным «долгожительством» бандита № 1, вызывавшим массу обоснованных подозрений.

20. Финал «горячей двадцатки»  - прошедший саммит «восьмерки» в Санкт-Петербурге. Главный итог – подтверждение и закрепление Россией тех новых стратегий, которые она продемонстрировала в последнем полугодии.



DUMAEM.RU - Аналитика текущих событий
2006-07-31

Описание Рассылки
Архив Рассылки

 





В избранное