Информационная пустыня…
интересны ли мы своим соседям?
Лет
двадцать назад по советскому ТВ показывали цикл телемостов СССР-США, тема была – «Мифы друг о друге»… Сейчас в пору делать
тоже самое, только уже между бывшими союзными республиками…
* * *
Кто ищет информацию в российском Интернете? Как правило, люди с высшим
образованием, имеющие доход средний и выше среднего, специалисты и руководители, а также студенты и школьники старших классов…
* * *
Последние два года мне приходилось часто общаться с казахстанцами, как
в Москве, так и непосредственно в РК. И поразил меня факт, присутствовавший в нашем общении, а именно, по-детски чистая уверенность
в том, что живут мои собеседники в стране, о событиях в которой известно не только соседям, но и всем остальным народам мира.
Уверенность, что о событиях в Казахстане ежедневно выходят информационные блоки на всех ведущих телеканалах и в центральных
газетах. Повсюду.
Поначалу, пока общались в Росиии, меня очень сильно удивлял этот факт,
но после командировки в Астану все встало на свои места. Разгадка была проста – это телевидение Казахстана. На казахстанском
ТВ можно увидеть все популярные российские программы, фильмы и новости (как в прямом эфире через спутник, так и ретрансляции
на местных каналах). В стране все известно о происходящих событиях в России и в мире… Видимо, поэтому у казахстанцев
сформировалась уверенность, что и их стране посвящается также много эфирного времени в российских СМИ.
На самом же деле информации о Казахстане доходит для россиян столько
же, сколько и информации об уездном городе где-нибудь за Уралом. Или просто за Московской кольцевой автодорогой. Отсюда такая
же информированность о событиях. Например, что россияне знают о Туле? Город-оружейник, самовары и пряники… А о событиях в
Туле за последний год? Большинство – ни-че-го… Тоже самое и с Казахстаном. Но, почему-то, когда я об этом явлении рассказал
казахстанцам, они мне так и не поверили…
Мне стала интересна описанная тенденция, и я решил обратиться к статистическим
данным, инициировав опрос в российском сегменте Интернета, а также проанализировав статистику запросов в самой популярной
поисковой системе России «Яндекс».
Вопрос был таким: «Назовите
10 слов (если столько наберется), которые для вас ассоциируются со словом Казахстан». Большинство (!) опрошенных не
смогли назвать 10 ассоциированных со страной слов. Респонденты помоложе чаще называли наркотики и нефть, а постарше
- степь, целину, Байконур и Назарбаева. Интересным фактом является то, что в России нет некоторых слов, привычных
для жителей Казахстана, таких, как Алматы, (большинство знают только Алма-Ату) или казахстанец, которое в России используется
только в поолиткорректной прессе, но никак не в бытовой речи. (Впрочем, и ведущие российские издания, такие, как «КоммерсантЪ»
пишут: «…торжественно проводили в первый и последний путь ракету-носитель «Протон» с казахским
спутником»).
Обратившись к статистическим и фактическим данным, мне также
удалось узнать, что более 75% казахстанцев пользуется, в основном, только интернет-сайтами, расположенными в доменной зоне
.ru и лишь четверть регулярно заходит на местные сайты в зоне .kz, сказывается неинформативность и в целом невысокое качество
казахстанских интернет-ресурсов.
Общие же результаты опроса были следующими (см. Диаграмму с
10 самыми популярными словами): Байконур, Назарбаев, нефть, степь, наркотики, Алма-Ата, Астана, Каспий, целина, Семипалатинск.
Результаты обработки поисковых запросов были следующими (% ежемесячных
запросов от ежемесячной численности российского сегмента интернет):