Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советую прочитать

  Все выпуски  

Советую прочитать Выпуск 218 31 марта 2014


       Рассылка     "Советую прочитать"

                   Выходит     2-3    раза   в месяц

              Выпуск   218   31  марта     2014   года

 

 

                               Комментарии  к  текущим  политическим  событиям.

                                  

                               ПОСЕТИТЕ   МОЙ САЙТ                                                                         

    

Обучающие информационные продукты  - Эффективные обучающие продукты ( редкостный набор ссылок)

 


                          

                 Беседы  о евразийстве   - беседа  пятая.           

 

 

    Осмыслить  роль  тюрского, кавказского  (  всего нерусского,  одним  словом) в  бытие России    предлагали  еще  классические  евразийцы...  Выделение  и  осмысливание   любого  влияния   дело нелишнее ,  поскольку  весьма  и  весьма   способствует  стеснению   любой  фанаберии в  том  числе  и национальной.  Но  осмысливание, понятное  дело, осмысливанию  рознь. Одно  дело ,  когда  мы  рассуждаем  о  сформировавшейся  данности,  о чем-то уже достигнутом . Другое -  когда  о самом   процессе  формирования,  где  неизбежно  противостояние  и  жесткая борьба  традиций,  религий, культур,  идеологий. Можно,  конечно, рассматривая  сегодняшний  и  более  древние  срезы, например, системы  госуправления  в  России,   искать  и  находить   четкие свидетельства    ордынского влияния   и  на  этом  основании  делать  вывод об определяющей  роли  татаро-монгольских   традиций  в  России . Но подобные  выводы   придется  сменить  на  иные  и по  смыслу   своему  противоположные,  если  от  разглядывания таких   срезов   перейти  к  процессу     формирования государства российского.   Поскольку складывалось  оно исключительно  как  русское  православное  государство  -   в  борьбе  за  Святую  Русь,  в  жесточайшем   противостоянии   с   окружающими государствами  и  народами.    Татаро-монголам,  как, впрочем, и  Западу,  не  по  зубам  оказалось  именно  Православие.

 

   Рассуждая  о роли  европейского    начала   в  русской  истории, нельзя       забывать и  о том,  что  дохристианская Киевская   Русь  по господствующему мировоззрению      мало  чем  отличалась  от  Орды,  с  которой  ей спустя  несколько  столетий  предстояло  сойтись  в многовековом  поединке.   Миграция славян-язычников   на  восток  от  Карпат,  подальше  от   константинопольских миссионеров;  их    стихийное речное  пиратство  на  новых  местах;  их  колонии;   организованное,  профессиональное пиратство  викингов  на  этой  территории;   победа клана  Рюрика (2)... Те качества  татаро-монголов, которые восхищали  классических   евразийцев,  наверняка  были присущи и  славянам- разбойникам,  и   славянам-колонистам, борющимся  с  туземцами, и  организованным  разбойникам - викингам.  Это  совершенно  нормальные  качества  практикующих  воинов, и  те земли, которые   стали Киевской  Русью,  европизировались, похоже,  на  приблизительно  тех же  принципах, на которых    спустя  несколько  веков  они  будут  азиатизироваться.

 

 

Влияние Европы  никак  нельзя  идеализировать  -  оно   было  разным, а  порой  и  сверхазиатским.  Вот,  например, Д.  Володихин(3)  всплеск   государственного террора при  Иване  Грозном связывает с "западноевропейским «импортом»", с "масштабным  кровопролитием" в результате     усилившихся    в Европе  столкновений  на  религиозной  почве.   Получается,  что Русь, которая устояла  перед  восточным душегубством ( "...знала Орду с середины XIII века, но свирепости от Орды не научилась...") ,  западным "просвещенным  душегубством"  и соблазнилась.  Мы  здесь  " упали до уровня западных европейцев".

 

      Но   европейским,  в  западном  смысле этого  слова, русское  государство и  до  монголов   вряд ли  может  быть названо. Выброшенный  далеко на северо-восток, развивавшийся  на     специфической   почве саженец  византизма ...  Ни  роль   самого  саженца, ни почвы в  этом  эксперименте  истории нельзя   переоценивать.  Это  -   всего лишь начала,  которые,  взаимодействуя,  запустили процесс  формирования  России.   В  дальнейшем   в  нем  важную   роль сыграла   и  евразийская Степь    -  прежде  всего  роль  мобилизатора.    Татаро-монгольское    иго  могло  уничтожить   рождающуюся  цивилизацию  русских. Но  они , несмотря  на    колоссальное  и  чуждое им  по  духу  и сути   внешнее  воздействие,    выдержали  нашествие  Востока, устояли в  этом  испытании    на  принадлежность  к  Европе  и   обрели   силу,  которая западным  славянам  и  не  снилась.

 

  И решающим  фактором  стало  то ,  что  эти  земли в свое  время   попали в   мощнейшее  православное поле... Огромную  роль  здесь, конечно,  сыграло  получение  письменности, открывшей  путь  к  священным    текстам    христианства.  Киевская Русь  стремительно ушла  от  языческо-разбойных правил  славян  и варягов и встретила   разбойников  с  Востока  уже  в  совершенно  ином  состоянии.  Ю.Покровским (2 )  эта  преобразующая  роль Православия особо  подчеркивается: "интеграция Киевской Руси в культурное пространство христианской империи была возможна только через усвоение правящим слоем княжества основ св. Писания; через добровольное подчинение своей натуры требованиям нравственного закона". Он  даже  усиление  междоусобной борьбы  в  11-м  веке  связывает  исключительно с  расколом в христианстве, то есть  с ослаблением того  поля,  что  стабилизировало  Русь.  Но  этот  раздрай  на  Руси  запустил  и  другой  процесс -  миграцию на северо-восток.  Туда  же  из  бассейна  Днепра  перемещается  и основное  строительство  храмов  и  монастырей.  То  есть в этом направлении  двинулся (2)  совершенно определенный   тип   людей... Нечто  подобное, по  форме  своей, совершится спустя несколько  веков  и  в Европе -   на  земли,  открытые  Колумбом,  двинутся   самые  предприимчивые  и  самые  отпетые.  И  это  отбор  тоже стимулирует рождение  по-своему оригинальной цивилизации...

        Противостояние Руси и Орды   обретало  форму  именно  религиозного противостояния  постепенно -  процесс  растянулся   на  многие  десятки  лет   и  соотношение собственно  военного  и  идеологического   момента  в  противостоянии менялось.  В  13  веке,  скорей  всего,  преобладал момент собственно  военный,  который  постепенно подчинился  усиливающемуся  моменту   идеологическому.

Орда  оккупировала  Русь   с невиданной,  нечеловеческой жестокостью  -  именно  последняя  являлась главной  скрепой     этого  бандитского  по  своей  сути  государственного  образования.  Но   существовала  и  другая  скрепа , которой  являлась  практикуемая  в Орде  веротерпимость(  до  14  века,  до   начала  исламизации   Орды).  Возможно,  последняя  и  играла  системообразующую  роль:  мы  вас  покорили,  извольте платить  дань и  вести  себя  тихо -  на веру  вашу   мы  не  покушаемся....

 На  территориях, захваченных  татаро-монголами  христианство  получило  распространение    задолго  до  начала их  завоеваний, и  представлено  оно  было потомками  несториан, изгнанных  из  Византии.  Об  особенностях этой  версии  христианства  речь   пойдет  чуть  позже, пока же  отметим  бесспорное: несторианство представляло собой весьма  и весьма   облегченную  версию  православия. И  возможно  поэтому  завоеватели   Руси  недооценили  силы истинного  православия  и то,  что   было  в  их  государственном  образовании  скрепой ( веротерпимость),  стало   в  конце концов  одной  из    причин  гибели  Орды. Орду  извела( во всяком  случае, сыграла громадную  роль  в  разрушении  этого   бандитского  образования) сплотившаяся  вокруг  православной  веры  Русь,  предъявившая   миру  совершенно  удивительную способность  христианства выживать и укрепляться в условиях  тирании и гонений.

  У Ю. Покровского (2) процесс становления  русского  противостояния  Орде  и описан  прежде  всего  как  противостояние религиозное.

Со  свободных  от  налогов и живущих  по  своим  уставам  монастырей  процесс и начался  - там  формировался  новый     идеал  русского:  померкший  во  время оккупации   идеал "воителей  и богатырей" , благодаря  жившим  по  своим  уставам монастырям,    замещался "идеалом подвижничества и монашеского служения".

Богомольцы  относились  к  тем  избранным, которые имели  возможность  свободно   перемещаться  по территории  Орды.   "Изможденные люди с горящими глазами и пылкими мольбами, обращенными к Небесам, казались татарам безумцами, но ( они)пользовались большим почитанием в православной среде. Именно благодаря подвижничеству «божьих людей» возрастал накал религиозных чувств у жителей разоренных сел и городов"  -    " под гнетом татарского ига и стал складываться народ православный" .
Это,  видимо,  и  есть  второй  позитивный   итог ордынского  ига.  В  той  мере, конечно,  в  какой  такой эпитет  уместен  в  сочетании  со  словом  иго   -  с  числом  загубленных русских  душ. И  если  вослед    классическим  евразийцам   считать,  что   католическую   экспансию на  Русь  остановили  не столько победы  Александра  Невского на  Неве  и  Чудском, сколько  захват  Руси   Ордой.

     Православная  идея    для     степняков  была настолько   велика,  что  они   не  заметили  заложенной  в  ней   опасности.   И   нынешним  излишне   пылким сторонникам   евразийских  идей, очарованным  идеей   мифического   сближение  западной и  восточной  культур, не лишне   приглядеться  к опыту  татаро-монгольских    игр   с веротерпимостью повнимательней.  И  зафиксировать,  наконец,  в  своем  сознании,  что   в    паритетном  варианте длительной  устойчивости     веротерпимость  не  гарантирует.   Что государствообразующая  конфессия - это  такая  же  необходимая  для  серьезного  государственного  образования  сущность,  как   и   государствообразующий  народ.

    Процесс   укрепления,  консолидации,  если  угодно,   православной  веры, начавшийся  в    монастырях северо-восточной  части  Руси, сопровождался  формированием очень  специфического  миросозерцания,  восходящего  к евангельскому  принципу  добровольного ограничения - самостеснения.  Оно впоследствие   получит  название русского  подвижничества, русского  идеализма   и  навсегда   будет   привязано   к  русскому   сдержанному, а  то   и пренебрежительному отношению  к   материальным  атрибутам  существования.  (4)

  Именно в  этой атмосфере  в  последней  четверти  14-го  века   и  появились "незаконные вооруженные формирования" - русским  князьям     удалось,  как подчеркивает Ю. Покровский,  их создать. И          это   стало  началом нового, уже и военного  противостояния  Руси  и Орды.  И  оно  теперь  держалось  на  незыблемой  мировоззренческой  основе,  которая   укреплялась и совершенствовалась  - выходила на совершенно неожидаемый уровень.  В обретающем  все  большую независимость  русском православном, "зажатом между  католическим  и мусульманским  мирами"  государстве,  постепенно формируется  представление  об исторической, цивилизационной   миссии   этого  государства. Народ,  сохранивший  себя  и  свое  государство благодаря  Православию   готовился  встать  на  его  защиту.  Эта  готовность и  нашла  свое   выражение  в  короткой  формуле :"Москва   - третий  Рим".

 

 Большую роль в  этом  переходе  в  новое  качество сыграла, видимо,    та,  теперь  уж  вторая,   прививка византийства,  которая  состоялась  в  связи  с  женитьбой Ивана III на Софье Палеолог.(2)  . Представительница "древнейшей в Европе аристократии",«царевна цареградская"  прибыла   в  Москву   со  своим  собственным  двором  и московская  элита,  уже в  те  времена  существовавшая   в   достаточно  мощном   православном поле,   получила  возможность  познакомиться и с   православным  аристократизмом -  с  этой  оформленной  в  систему поведенческих  норм  склонностью -     " предъявлять к себе более жесткие требования, нежели к представителям других слоев общества." И для   самого   Ивана  III   новое  его  окружение   сыграло, видимо,  благодатную  роль -    "с великим трудом и горькими оплошностями, он переиначивал свою непомерную гордыню в чувство собственного достоинства, а ослепляющий гнев умел гасить рассудительностью."

    Отнюдь не  следование,  таким  образом, ордынским обычаям-правилам- порядкам, а  преодоление  их определяло и историю,  и  судьбу  на  русской  земле. Москва потому  и  выделилась  и  стала ведущей   среди  других русских  земель,  что в    преодолении этом была впереди.   

    Преодолением   ордынства  стало   и  правление  Ивана Грозного. 

 

 

     Достаточно  глянуть  на   эту  карту, чтобы  оценить  жесткость  того   противостояния,  что  выпало  на  долю  России.

 

 

  Это  границы   середины   16-го   столетия  -  через  полтора с  лишним  века  после  Куликовской битвы.  Русская  земля  в осаде -  с юга, юго-востока и востока  над  ней  нависают  государства Золотой  орды.    Это,  увы , не мирные,  благодушные     соседи,  расположенные   к цивилизованному   диалогу.   Это  территории,  с  которых   все  еще  продолжаются  набеги с сожжением  городов, грабежом  населения. убийствами  и угоном  пленников.

 1552 год - после  взятия  Казани   освобождены   десятки тысяч  рабов-славян...

1571 год  -    набег  крымских  татар на    Москву и сожжение ее... (1) . Ударами на  казанском ,  астраханском, сибирском  и юго-юго-западном  направлении  Иван Грозный не  только  удваивает   территорию  страны,  но   и   обеспечивает,  наконец,  более или менее  надежную  защиту  от    набегов   просветителей и советников  по  части  государственного строительства - золотоордынцев.  Особенно  надежной  она  стала  после молодинской  битвы,  когда  "была  обращена  в  бегство и почти полностью перебита.турецко-крымская армия". Окончательно   же с игом  на  последнем, самом  болезненном  - крымском - направлении расквитается      лишь Екатерина  Великая - два   столетия спустя. 

   Иван  Грозный   не  ограничился    военными   походами,  разгромом Казанского и  Астраханского  ханств, но  и  попытался  выстраивать своего  рода союзнические  отношения  с покоренными.    Призвание татар  на  службу...  Сооружение  в  честь  взятия  Казани   Казанского  собора   в  центре  Москвы,  органично  соединившего,  как   считают,  в  себе  христианские  и магометанские мотивы...  И  то,   и  другое  можно    и  нужно рассматривать в  качестве обстоятельно продуманных жестов, призывающих покоренных к  сосуществованию и  сотрудничеству. И  несомненно,  Иваном  Грозным понималась необходимость православной   доминанты  в  русско-татарском   сосуществовании  - крещение взятых  на службу   татар   было  обязательным   условием. Так   что уж  если  кого  и можно  считать  первым (  и  истинным, заметим )  евразийцем,  так  это   Ивана  Грозного.

 

    Этот  небольшой  экскурс и  историю  России однозначно свидетельствует: говорить о «евразийском братстве народов»,   о  некой «вековой общности», это  значит  оставаться  во  власти  очень  вредной  иллюзии  -  вредной  прежде  всего  для  самой  евразийской  идеи. Е. Холмогоров (5) не   так уж и далек  от  истины, когда, рассуждая о  евразийстве, использует  словосочетание "вымышленное пространство" . В  смысле  братства  народов  и  их  общности   это пространство  и  в самом  деле  было  вымышленным -  и  в 13-м,  и в 16-м веке. За  время  правления  Романовых  оно,  опираясь  на   безусловное главенство  православия  и  русского народа, постепенно  обрело  признаки братства-общности  -  не  растеряло  и  даже  усилило  их  в  советский  период. Но национальная   политика, проводившаяся в  России постсоветской  властью,  ее демонстративно антирусская      позиция  по  русскому  вопросу за  какие-то  двадцать пять  лет  вернули   это  пространство   фактически в   16  век -  вновь  сделали  его вымышленным,  и  начинать  новый тур  евразийского   строительства  придется  теперь,  увы,  почти  с  нуля.

 

   Русскую   империю,  ту  территорию, которая   стала областью  ее  существования  и  породила  в  конце концов    евразийскую    идею,  надо  воспринимать   исключительно  как   трофей  русского  народа, добытый    ценой  большой  крови  и больших     страданий   в  многовековом  цивилизационном   противостоянии.  В этой  борьбе  за  православную  веру  русские  и  завоевали  право  называться  системообразующим ,  государствообразующим  народом.    Таким  народом  не  рождаются  - им  становятся.  Прельщают  подобные  лавры  -  попытайтесь.  Но  без  великой,  полностью  очищенной  от  всякого  прагматизма  идеи  можно  и  не начинать...

                                                                                                                            

Примечания

 

1. Дмитрий Володихин .Иго.

 http://www.narodsobor.ru/view/publication/17908-dmitrij-volodixin-qigoq#.UnVBtvnp18s -краткое и очень  содержательное  изложение  истории  русско-татарского  "мирного сосуществования"

2. Юрий  Покровский. Поле русской культуры,

 Русская народная линия

 3. Д. Володихин.Европейские учителя и русские ученики http://www.12online.ru/blog/a/evropeyskie-uchitelya-i-russkie-ucheniki

 

4. На  эту  тему  со ссылкой   на  А. Горского   высказывается  и  Е. Холмогоров (http://holmogor.livejournal.com/6041543.html#cutid1).

В  рассуждениях о     роли в  возвышении   Москвы   и   наращивании  ее  военной  силы     служивых  людей  из  Южной  Руси  подчеркивается,  что     связанный с  ростом  элиты   рост  элитарного   потребления   может  стать  серьезным  тормозом   -  "только там можно добиться прорыва, где это престижное потребление искусственно ограничивается"...Именно  Русская  Православная   Церковь,  делается в конце концов  вывод,  и  блокировала  рост  сверхпотребления  элиты.       Как  последовательный    антиевразиец,     Е.  Холмогоров, естественно,  даже мысли  такой  не  допускает,  что  в  преображении, состоявшемся  на  северо-востоке Руси, определенную  роль  сыграла  и  орда  -  православная  аскеза   у  него   лишь  условие  необратимости  московской  экспансии.  Но тем не менее он    согласен, что такие   фигуры,  как   Сергей   Радонежский  были  возможны "только при существовании в обществе мощнейшего запроса на аскезу" .  А  значит, косвенно признает   и  роль  ордынского  нашествия  в  выработке  этого  мощнейшего  запроса.

 

 

5. Холмогоров. ВЫМЫШЛЕННОЕ ЦАРСТВО

http://www.12online.ru/blog/vymyshlennoe-carstvo

 

 

Первая беседа  о евразийстве  http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1215pput5.htm

Вторая беседа  о евразийстве  http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1223pput6.htm

Третья  беседа  о евразийстве  http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2014/2014p0228pput7.htm

 

Четвертая беседа  о евразийстве  http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2014/2014p02

             

    Беседы  о евразийстве   - беседа  шестая.           

 

 

    Не   специфические   ландшафты Евразии, вытянувшиеся вдоль  50-той   широты,  а  русская, православная   победа  лежала      в  основе    евразийской   идеи    - явленной   в  политике  русского  государства  задолго  до откровений  и обобщений   классических  евразийцев.   Исходить,  судя  по  всему,  следует    именно из  этого.      И  следовательно,  признать,  что безусловный приоритет  православия ,  русской  культуры,  русского  языка, питаемое  православием  благожелательное отношение     русских  к   национальным   и  религиозным   особенностям присоединенных и присоединившихся  народов    являются  особенностями 

принципиальными,  вневременными,  не  теряющими  своей  значимости  и  сегодня.  Именно  поэтому       евразийскую   идею   нельзя   рассматривать  сегодня в  отрыве   от того объективного  процесса, который   условно можно  назвать  активизацией   Степи, или,  если  угодно, "азиатизацией, накрывающей пространство Евразии" .  Лишь    при   самом серьезном учете  этого  процесса     евразийская  идея   может  превратиться     в   идею конструктивную.   Но даже в  самой  слабой  ассоциации   с    европейским  мультикультурализмом  евразийство грозит     России гибелью  - гибелью  "под  копытами"   степняков.   В  умных  руках   евразийская   идея  может  стать    средством  возрождения  и  победы  русской  цивилизации  в ее  противостоянии  с     Западом.  Но   может,    при  неосторожном  обращении  с  ней, сформировать  среду  ликвидации   этой   цивилизации.     

  

  Те  ордынские      ассоциации,  которые  ввел   в     современный  политический  обиход Е.  Холмогоров(1), несомненно  являются  одним   из  удачных  его  концептуальных    изобретений.   И  их   нельзя  сводить        к      выразительной  метафоре, к  удачной полемической  находке.    Они свидетельствуют   о    важнейшем     элементе  модели  современного  российского  общества, являются неизбежным   следствием  суматошной   демократизации   страны на  западный  манер.    В   условиях  западной   вольницы  все,  что   было заморожено   стараниями  и  борьбой  русских  князей,  царей,  императоров    и  генсеков,   ожило  и   стало   распространяться   со  скоростью      злокачественной  опухли,  пожирая   -  подчиняя   и  перестраивая  - традиционную  структуру   русского  государства.

 

    Представление классических  евразийцев о  том,  что  Российская  империя - преемник империи монгольской,  возможно, и  следует отнести   к  разряду  геополитических  фантазий,  причем довольно-таки  буйных. Но  подобные фантазии   вполне объяснимы,  если  принять  во  внимание   то,  что  их  стимулировало. Гигантский  разрыв  русской традиции(  последнее,  на  что  можно   было  положиться в геополитике  после  первой  мировой  и  падения  империй ),  имевший   место  в  1917  году и  казавшийся   тогда,  полным   уничтожением   этой  традиции,  видимо,  и  заставлял   искать   некую  незыблемую  и неподвластную  политическим страстям  основу для традиции.    Крушение России  и понимание того,  что на  Запад надежд  никаких....  Два  этих   глобальных  мировоззренческих   "нет"  и  разворачивают,  возможно  князя  Трубецкого   к   лику  Чингизхана  -  как  к  последней  надежде "По сравнению с крайне примитивными представлениями о государственности в домонгольской удельно-вечевой Руси, чингисхановская государственная идея была идеей большой, и величие ее не могло не произвести на русских самого сильного впечатления… Как бы то ни было, государственное объединение России под властью Москвы было прямым следствием «татарского ига»…И,  естественно,  взор    обращался  на степную  полосу   от  Карпат  до  Большого Хингана... А все,  что время   волокло  и  перемалывало  в  этой  полосе на протяжении семи-восьми  веков   признавалось,  если  не единосущным,  то  близкосущным -  по  одному  только  факту  принадлежности  к полосе.   И  главное, в  это  построение просто,  без  напряжения  вмещался    и  начинавшийся  советский  период истории  России...  

    Приоритет  географического  в  этногенезисе,  столь  характерный для  евразийцев  и  в  определенном  смысле  напоминающий  собой   приоритет  биологического  в некоторых направлениях  национализма,  усиливается (уже  в  наши времена)    тем  ,  что  к классической евразийской горизонтальной  географической  структуре   (пассионарная  ось  Евразии,  по Л. Гумилеву)  добавляется (  2) меридиональная  -  почти  совпадающая с пулковским   меридианом ,  соединяющая (  через  Киев ) Константинополь  и  Санкт -Петербург .  Это  структура   является  климатической (  западнее ее  январские изотермы  положительные,  к  востоку -  отрицательные ).Но  в  геополитических  кругах  ее   воспринимают  и  как   своего  рода "геокультурную  границу",  разделяющую  Европу  и "русско-евразийское континентальное пространство".   Ее  предлагается  называть (6) «русско-византийским меридианом культурного взаимодействия»,     " межконфессиональной  границей".  

Эта  конструкция,  возможно,  и представляет  интерес  при  сортировке,  классификации результатов  состоявшихся  исторических  процессов.  Но  она  мало  что объясняет в   самих  процессах.

     Сама     идея  существования определенного  пространства,  благоприятного  для  активного  переселения  и,  следовательно, для интенсивного этногенеза, конечно,  может  быть  принята  в  качестве конструктивной.  Однако,  такое  пространство  позволительно  рассматривать  лишь  в  качестве  некого  необходимого   условия.  Но   если  мы обратимся к  условиям   достаточным( а  это  неизбежно,  если оценивать  качество  этносов  -  их  способность  к развитию и  совершенствованию ),  то   вся эта  география  стремительно  теряет свои  преференции, уступая  место   идеальному  -  религиям,  культурам.  Увы,  классики  евразийства   явно недоучитывали   роль  идеального  в  этногенезе.  И  в  общем-то  понятно почему - такого  вопроса,  как  качество    этноса,  для  них  попросту   не  существовало.  Все  этносы   были  для них  паритетны... И идею   паритета  можно  принять, но  при  одной  существенной    оговорке,  совершенно  необходимой,  чтобы   отгородиться   от обвинений в этнорасизме.   Паритетны    лишь  по принципиальным  возможностям. По  реальному  же  состоянию....   Вот  здесь  все  и    зависит  от  качества   идеального,  исповедуемого   ими.

   Один  из  самых основательных   современных  критиков   классического  евразийства   О.  Платонов,    совершенно  справедливо обращает  внимание   (3)  на  то, что крен   в  область " мистических закономерностей  континентов Европы и Азии" ,    имевший  место  у  них,  явная  недооценка   ими"духовного  смысла  русской цивилизации"    во  многом  связаны   с переоценкой  таких  общих  для православия, буддизма, ислама черт, как  нравственно- этические  требования   к  человеку. Такое  упрощение,  игнорирующее   различную    для  этих   трех   религий  основу   нравствено-этических  требований,   является , конечно же,  заблуждением ,  как любое    чрезмерно  активное  чисто формальное  выделение общего  -  без  учета его глубинной  природы.

 

     Сегодня, когда     евразийство  переведено  из  разряда  идей  теоретических в  разряд  идей   практической  политики,   крайне  необходимо  пересмотреть  основы  классического  евразийства.  Только   тогда   евразийство,  действительно,  обретет   статус  идеологии,  претендующей  стать  опорой   нелиберального   глобализма  -  глобализма  нового  типа.  И прежде  всего  признать,  что в  основе  евразийской  идеи  лежит  факт  русской,  православной  победы -  факт   подавления и  последующего  подчинения   русскими  орды.   Благодаря этой победе  Русское  государство  становится геополитическим   субъектом  не  только в  Европе, но  и в Азии. Евразийство  удвоение  субъектности,  а  не   мифическое  мирное  сосуществование    двух  начал,  и  должно    прежде  всего фиксировать.   Таким  евразийством Россия    не  порывает  с  Европой,  она   лишь заявляет   о  своем  намерении   идти  другим    путем. В  таком  варианте  толкования  евразийства   Россия  отказывается и от  принципа жесткого противопоставления   Европе, и  от  приплясывания " на  цирлах"   перед  Ордой ( как  в  классическом евразийстве ). Но отказывается   и  от   пренебрежительного  отношения  к   Азии. И    тогда  холмогоровское   " Русь вырабатывала свой самобытный тип культуры, предназначенный к тому, чтобы сохранить свою европейскую, римско-ромейскую, славянскую (то есть северно-варварскую) идентичность в азиатском, враждебном, экстремально агрессивном окружении. Это была защита своей макрокультурной идентичности от врага, который стремился её уничтожить...."  , которое  звучит   как   скрытый  упрек  евразийству (  вот,  что  такое  Русь,  а  не ваши  перемигивания  с  Золотой Ордой ) превращается, по  существу  в   активную агитацию за евразийство   - за  его  определенный   тип... 

 Е. Холмогоров,  как  видим,  не  допускает  паритетности  европейского  и  азиатского  начал,  что   имеет   место  у  классиков евразийства  и  у  А.Дугина, но ограничивает   влияние  азиатского  на  Россию,  до  защитного  камуфляжа  (  вырабатывала,  чтобы   сохранить ). 

      Но  модель     камуфляжа (мимикрии) в  приложении  к  России,  вряд  ли   можно  признать    адекватной.  Куда  более   перспективной  кажется модель  прививки  на дичок.  Сначала  восточного  христианства  на  славянский,   языческий  дичок....  Что  дает,  между  прочим,  новый  импульс  и   христианству  -   без  России  за  последние 1000 лет  оно   о-протестантнилось  бы  до  полного    самоуничтожения. Вторая  прививка    уже  иная(  мичуринская  по  сути ):  христианский      саженец  оказывается  в  условиях  экстремальных      и  напитывается      от  агрессивной   среды      сверхустойчивостью  и  сверхсилой...

 Эта   ордынская  закалка  ( закалка на  пределе    выживания)  во многом  определила   формирование  российской  мощи.  И   высвободив  себя  из  ордынского    рабства,  Россия    ,  помятуя  о  благодатном  почине  Святого  Александра    Невского, две  мощных зуботычины  которого   на какой-то  срок  принудили   агрессивных  латинян   к  миру, стала  уже  по-настоящему вправлять   мозги  агрессивному   Западу. Ставя   его на  место,  причем  с  нарастающей жесткостью,  после  каждой  попытки  посягнуть на  исконные   русские земли. И  в  веке 17-м, и  в  веке  18-м,  и в  веке  19-м , и  в  веке 20. 

  Так что совершенно напрасно   дразнит  Запад  Россию  сегодня,  в  веке  21-ом...

 

Мимикрия  тоже ,  конечно, существовала,  но  к ней, к  задаче   " переазиатить азиата" историю русской  борьбы   с  Ордой  вряд  ли   есть  смысл     сводить,  да  и  вряд ли  удастся это  сделать.  

    Отказ от   классического  толкования   евразийства  открывает  возможность  и   для   более  спокойного    обсуждения   проблемы русского  национализма.  У  того же Е. Холмогорова     русские   выглядят  некой  константой -   чем-то  раз и  навсегда  установленным, не  подлежащим   изменению.  Они, так  сложились   исторические  обстоятельства,  очутились  под  Ордой,  выстояли  и сохранились.  Но это  не  так - они   стали  другими, они   перешли  в  новое  качество.  И  одно из   приобретений  сопротивления Орде    это  -   переход  из  состояния " обычный  европейский  народ"   в   состояние    "народ цивилизационный"(  способный формировать  свою  цивилизацию ).    Наличие  такого  перехода не только  разводит    сегодня по  разным  углам  националистов  и  имперцев,  либералов  и патриотов,  но  и является    главным  истоком   сегодняшней   неприязни  к  евразийству.   С  другой  стороны,  именно  признание   наличия   такого    перехода, то  есть  существования  исторически   обусловленной несовместимости    понятий  " русские"  и  "европейская  нация"(  в  стиле   чехи,  поляки, литовцы, французы, немцы) может    стать   основой  для  сближения.  

 Е.Холмогоровым ,  как, впрочем, и  кондовыми национал-демократами,  такой  переход   не  признается,  отрицается   с  порога,  и  вся    история   России   резво   укладывается  в  схему   борьбы   европейского   и  азиатского  начал, а  евразийство трактуется   исключительно  как   уступка   азиатскому  началу. Это  особенно  хорошо  видно, например,  в    рассуждениях Е. Холмогорова о  Петре  Первом, который,  видите ли,  "взявшись преобразовывать "византийско-монгольскую" Русь на западный лад, .... вместо того, чтобы вынуть чужеродное монгольское начало и привить на его место то, что наработали в западной Европе за время нашей борьбы за выживание, убил практически как раз родное, коренное для нас византийское начало, попытался ампутировать его, а вот монгольских внешних форм как раз не тронул".. .     Е. Холмогоров  уничижительно  бранит  Петра:  " первый  евр-р-р-р-азиец...".Хотя,  если  разобраться, то   Петр   никаких  окон  в  Европу   не  рубил -  не   было  у  него   такого  мотива.    И все     его  деяния   очень хорошо укладываются в  один - главный -  мотив:  укрепление  России  как     цивилизации.  И    с  этих  позиций он,  действительно, был   евразийцем  - интуитивным.  Да, он много чего    перекачал  из  Европы, но   одновременно жестко  ей   противостоял,  закладывая   европейские  успехи    и  Елизаветы,  и  Екатерины,    и  Александра.

   Болезненная зацикленность    русского  национализма  на    решающей  роли  в  истории  России   столкновения     европейского  и  азиатского  начал  в  принципе  вполне  объяснима, если  отталкиваться в  этой  истории от  татаро-монгольского  нашествия,  от  Орды.   И именно столкновение  этих  двух  начал  позволяют   среднему  европейцу  из   числа   русских вдоволь  порассуждать  на   любимую   тему   о   личностном начале, признающем " онтологическую ценность отдельного человеческого существа, отдельного человеческого организма над любой человеческой, надчеловеческой и внечеловеческой общностью"...

    Это   отдельная  тема, и   я  уже    подробно  высказывался по ней ( 4 )  Поэтому  здесь  ограничусь  замечанием, что само  понятие  "европейское  начало"   в   суждениях  о  России  (  так  же,  как  понятие  азиатского  начала)  не  является  самым  удачным,  поскольку   специфика России  заключена  в  более  глубоких  пластах   истории , и   куда  полезнее говорить  о  борьбе  двух  других  начал -  христианском(евангельского  образца)  и   иудаистском.  

  Нежелание  признать  переход России  в  особое  качество (страна- цивилизация)  приводит, таким  образом,  к   тому,  что отрицается     сама   мысль  о каком-либо   позитивном начале в современных   евразийских  опытах.    И  не  просто  отрицается,  а  подается  даже  под  вывеской "христианский национализм против ордынского оккультизма".     Конечно, этому   тотальному  отрицанию  евразийства в  немалой  степени  способствует чисто формальный перенос  евразийской  идеи  из  20-го века в  21-ый , позволяющий,  если  разобраться,  до  сих  пор  удерживаться в  поле  идей  евразийства  ( и компромитировать  их)    таким   персонажем  , как  Джемаль.    

   Такому евразийству  и  противопоставляется в  качестве  альтернативы  русский  национализм.  Слова  произносятся  пламенные, надежды  высказываются  искренние.  Но  по  сути  это   - отказ  от  России-созидателя цивилизации,  то есть  возвращение , по  существу,  в 15   век. 

Хорош    национализм:  пять  веков  потрясающей  истории,  недоступной  ни  англосаксам,  ни прочим  европейцам, ни  азиатам, - псу  под  хвост  ....   

  

                                Примечания

 

 

1. Холмогоров.Предчувствие орды - версия для ВН

http://www.rus-obr.ru/lj/16081

2. Зелинский А.Н.  "Великий евразиец"

3. Олег ПЛАТОНОВ Славянское единство и Евразийский союз

http://www.dynacon.ru/content/articles/1479/

4.   Русская   цивилизация как  пастух  бытия.

http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p0528rcpb.htm

 

Первая беседа  о евразийстве  http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1215pput5.htm

Вторая беседа  о евразийстве  http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1223pput6.htm

Третья  беседа  о евразийстве  http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2014/2014p0228pput7.htm

Четвертая беседа  о евразийстве  http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2014/2014p0228pput8.htm

Пятая  беседа  о евразийстве  http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2014/2014p0311pput9.htm


В избранное