← Март 2014 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.vsurikov.ru/
Открыта:
10-10-2006
Адрес
автора: media.news.online.adviseread-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Советую прочитать Выпуск 218 31 марта 2014
Рассылка "Советую прочитать" Выходит 2-3 раза в месяц Выпуск 218 31 марта 2014 года
Обучающие информационные продукты - Эффективные обучающие продукты ( редкостный набор ссылок)
Беседы о евразийстве - беседа пятая.
Осмыслить роль тюрского, кавказского ( всего нерусского, одним словом) в бытие России предлагали еще классические евразийцы... Выделение и осмысливание любого влияния дело нелишнее , поскольку весьма и весьма способствует стеснению любой фанаберии в том числе и национальной. Но осмысливание, понятное дело, осмысливанию рознь. Одно дело , когда мы рассуждаем о сформировавшейся данности, о чем-то уже достигнутом . Другое - когда о самом процессе формирования, где неизбежно противостояние и жесткая борьба традиций, религий, культур, идеологий. Можно, конечно, рассматривая сегодняшний и более древние срезы, например, системы госуправления в России, искать и находить четкие свидетельства ордынского влияния и на этом основании делать вывод об определяющей роли татаро-монгольских традиций в России . Но подобные выводы придется сменить на иные и по смыслу своему противоположные, если от разглядывания таких срезов перейти к процессу формирования государства российского. Поскольку складывалось оно исключительно как русское православное государство - в борьбе за Святую Русь, в жесточайшем противостоянии с окружающими государствами и народами. Татаро-монголам, как, впрочем, и Западу, не по зубам оказалось именно Православие.
Рассуждая о роли европейского начала в русской истории, нельзя забывать и о том, что дохристианская Киевская Русь по господствующему мировоззрению мало чем отличалась от Орды, с которой ей спустя несколько столетий предстояло сойтись в многовековом поединке. Миграция славян-язычников на восток от Карпат, подальше от константинопольских миссионеров; их стихийное речное пиратство на новых местах; их колонии; организованное, профессиональное пиратство викингов на этой территории; победа клана Рюрика (2)... Те качества татаро-монголов, которые восхищали классических евразийцев, наверняка были присущи и славянам- разбойникам, и славянам-колонистам, борющимся с туземцами, и организованным разбойникам - викингам. Это совершенно нормальные качества практикующих воинов, и те земли, которые стали Киевской Русью, европизировались, похоже, на приблизительно тех же принципах, на которых спустя несколько веков они будут азиатизироваться.
Влияние Европы никак нельзя идеализировать - оно было разным, а порой и сверхазиатским. Вот, например, Д. Володихин(3) всплеск государственного террора при Иване Грозном связывает с "западноевропейским «импортом»", с "масштабным кровопролитием" в результате усилившихся в Европе столкновений на религиозной почве. Получается, что Русь, которая устояла перед восточным душегубством ( "...знала Орду с середины XIII века, но свирепости от Орды не научилась...") , западным "просвещенным душегубством" и соблазнилась. Мы здесь " упали до уровня западных европейцев".
Но европейским, в западном смысле этого слова, русское государство и до монголов вряд ли может быть названо. Выброшенный далеко на северо-восток, развивавшийся на специфической почве саженец византизма ... Ни роль самого саженца, ни почвы в этом эксперименте истории нельзя переоценивать. Это - всего лишь начала, которые, взаимодействуя, запустили процесс формирования России. В дальнейшем в нем важную роль сыграла и евразийская Степь - прежде всего роль мобилизатора. Татаро-монгольское иго могло уничтожить рождающуюся цивилизацию русских. Но они , несмотря на колоссальное и чуждое им по духу и сути внешнее воздействие, выдержали нашествие Востока, устояли в этом испытании на принадлежность к Европе и обрели силу, которая западным славянам и не снилась.
И решающим фактором стало то , что эти земли в свое время попали в мощнейшее православное поле... Огромную роль здесь, конечно, сыграло получение письменности, открывшей путь к священным текстам христианства. Киевская Русь стремительно ушла от языческо-разбойных правил славян и варягов и встретила разбойников с Востока уже в совершенно ином состоянии. Ю.Покровским (2 ) эта преобразующая роль Православия особо подчеркивается: "интеграция Киевской Руси в культурное пространство христианской империи была возможна только через усвоение правящим слоем княжества основ св. Писания; через добровольное подчинение своей натуры требованиям нравственного закона". Он даже усиление междоусобной борьбы в 11-м веке связывает исключительно с расколом в христианстве, то есть с ослаблением того поля, что стабилизировало Русь. Но этот раздрай на Руси запустил и другой процесс - миграцию на северо-восток. Туда же из бассейна Днепра перемещается и основное строительство храмов и монастырей. То есть в этом направлении двинулся (2) совершенно определенный тип людей... Нечто подобное, по форме своей, совершится спустя несколько веков и в Европе - на земли, открытые Колумбом, двинутся самые предприимчивые и самые отпетые. И это отбор тоже стимулирует рождение по-своему оригинальной цивилизации... Противостояние Руси и Орды обретало форму именно религиозного противостояния постепенно - процесс растянулся на многие десятки лет и соотношение собственно военного и идеологического момента в противостоянии менялось. В 13 веке, скорей всего, преобладал момент собственно военный, который постепенно подчинился усиливающемуся моменту идеологическому. Орда оккупировала Русь с невиданной, нечеловеческой жестокостью - именно последняя являлась главной скрепой этого бандитского по своей сути государственного образования. Но существовала и другая скрепа , которой являлась практикуемая в Орде веротерпимость( до 14 века, до начала исламизации Орды). Возможно, последняя и играла системообразующую роль: мы вас покорили, извольте платить дань и вести себя тихо - на веру вашу мы не покушаемся.... На территориях, захваченных татаро-монголами христианство получило распространение задолго до начала их завоеваний, и представлено оно было потомками несториан, изгнанных из Византии. Об особенностях этой версии христианства речь пойдет чуть позже, пока же отметим бесспорное: несторианство представляло собой весьма и весьма облегченную версию православия. И возможно поэтому завоеватели Руси недооценили силы истинного православия и то, что было в их государственном образовании скрепой ( веротерпимость), стало в конце концов одной из причин гибели Орды. Орду извела( во всяком случае, сыграла громадную роль в разрушении этого бандитского образования) сплотившаяся вокруг православной веры Русь, предъявившая миру совершенно удивительную способность христианства выживать и укрепляться в условиях тирании и гонений. У Ю. Покровского (2) процесс становления русского противостояния Орде и описан прежде всего как противостояние религиозное. Со свободных от налогов и живущих по своим уставам монастырей процесс и начался - там формировался новый идеал русского: померкший во время оккупации идеал "воителей и богатырей" , благодаря жившим по своим уставам монастырям, замещался "идеалом подвижничества и монашеского служения".
Богомольцы
относились к тем избранным, которые имели возможность свободно
перемещаться по территории Орды. "Изможденные люди с горящими глазами и
пылкими мольбами, обращенными к Небесам, казались татарам безумцами, но (
они)пользовались большим почитанием в православной среде. Именно благодаря
подвижничеству «божьих людей» возрастал накал религиозных чувств у жителей
разоренных сел и городов" - " под гнетом татарского ига и стал складываться
народ православный"
. Православная идея для степняков была настолько велика, что они не заметили заложенной в ней опасности. И нынешним излишне пылким сторонникам евразийских идей, очарованным идеей мифического сближение западной и восточной культур, не лишне приглядеться к опыту татаро-монгольских игр с веротерпимостью повнимательней. И зафиксировать, наконец, в своем сознании, что в паритетном варианте длительной устойчивости веротерпимость не гарантирует. Что государствообразующая конфессия - это такая же необходимая для серьезного государственного образования сущность, как и государствообразующий народ. Процесс укрепления, консолидации, если угодно, православной веры, начавшийся в монастырях северо-восточной части Руси, сопровождался формированием очень специфического миросозерцания, восходящего к евангельскому принципу добровольного ограничения - самостеснения. Оно впоследствие получит название русского подвижничества, русского идеализма и навсегда будет привязано к русскому сдержанному, а то и пренебрежительному отношению к материальным атрибутам существования. (4) Именно в этой атмосфере в последней четверти 14-го века и появились "незаконные вооруженные формирования" - русским князьям удалось, как подчеркивает Ю. Покровский, их создать. И это стало началом нового, уже и военного противостояния Руси и Орды. И оно теперь держалось на незыблемой мировоззренческой основе, которая укреплялась и совершенствовалась - выходила на совершенно неожидаемый уровень. В обретающем все большую независимость русском православном, "зажатом между католическим и мусульманским мирами" государстве, постепенно формируется представление об исторической, цивилизационной миссии этого государства. Народ, сохранивший себя и свое государство благодаря Православию готовился встать на его защиту. Эта готовность и нашла свое выражение в короткой формуле :"Москва - третий Рим".
Большую роль в этом переходе в новое качество сыграла, видимо, та, теперь уж вторая, прививка византийства, которая состоялась в связи с женитьбой Ивана III на Софье Палеолог.(2) . Представительница "древнейшей в Европе аристократии",«царевна цареградская" прибыла в Москву со своим собственным двором и московская элита, уже в те времена существовавшая в достаточно мощном православном поле, получила возможность познакомиться и с православным аристократизмом - с этой оформленной в систему поведенческих норм склонностью - " предъявлять к себе более жесткие требования, нежели к представителям других слоев общества." И для самого Ивана III новое его окружение сыграло, видимо, благодатную роль - "с великим трудом и горькими оплошностями, он переиначивал свою непомерную гордыню в чувство собственного достоинства, а ослепляющий гнев умел гасить рассудительностью." Отнюдь не следование, таким образом, ордынским обычаям-правилам- порядкам, а преодоление их определяло и историю, и судьбу на русской земле. Москва потому и выделилась и стала ведущей среди других русских земель, что в преодолении этом была впереди.
Преодолением ордынства стало и правление Ивана Грозного.
Достаточно глянуть на эту карту, чтобы оценить жесткость того противостояния, что выпало на долю России.
Это границы середины 16-го столетия - через полтора с лишним века после Куликовской битвы. Русская земля в осаде - с юга, юго-востока и востока над ней нависают государства Золотой орды. Это, увы , не мирные, благодушные соседи, расположенные к цивилизованному диалогу. Это территории, с которых все еще продолжаются набеги с сожжением городов, грабежом населения. убийствами и угоном пленников. 1552 год - после взятия Казани освобождены десятки тысяч рабов-славян... 1571 год - набег крымских татар на Москву и сожжение ее... (1) . Ударами на казанском , астраханском, сибирском и юго-юго-западном направлении Иван Грозный не только удваивает территорию страны, но и обеспечивает, наконец, более или менее надежную защиту от набегов просветителей и советников по части государственного строительства - золотоордынцев. Особенно надежной она стала после молодинской битвы, когда "была обращена в бегство и почти полностью перебита.турецко-крымская армия". Окончательно же с игом на последнем, самом болезненном - крымском - направлении расквитается лишь Екатерина Великая - два столетия спустя. Иван Грозный не ограничился военными походами, разгромом Казанского и Астраханского ханств, но и попытался выстраивать своего рода союзнические отношения с покоренными. Призвание татар на службу... Сооружение в честь взятия Казани Казанского собора в центре Москвы, органично соединившего, как считают, в себе христианские и магометанские мотивы... И то, и другое можно и нужно рассматривать в качестве обстоятельно продуманных жестов, призывающих покоренных к сосуществованию и сотрудничеству. И несомненно, Иваном Грозным понималась необходимость православной доминанты в русско-татарском сосуществовании - крещение взятых на службу татар было обязательным условием. Так что уж если кого и можно считать первым ( и истинным, заметим ) евразийцем, так это Ивана Грозного.
Этот небольшой экскурс и историю России однозначно свидетельствует: говорить о «евразийском братстве народов», о некой «вековой общности», это значит оставаться во власти очень вредной иллюзии - вредной прежде всего для самой евразийской идеи. Е. Холмогоров (5) не так уж и далек от истины, когда, рассуждая о евразийстве, использует словосочетание "вымышленное пространство" . В смысле братства народов и их общности это пространство и в самом деле было вымышленным - и в 13-м, и в 16-м веке. За время правления Романовых оно, опираясь на безусловное главенство православия и русского народа, постепенно обрело признаки братства-общности - не растеряло и даже усилило их в советский период. Но национальная политика, проводившаяся в России постсоветской властью, ее демонстративно антирусская позиция по русскому вопросу за какие-то двадцать пять лет вернули это пространство фактически в 16 век - вновь сделали его вымышленным, и начинать новый тур евразийского строительства придется теперь, увы, почти с нуля.
Русскую империю, ту территорию, которая стала областью ее существования и породила в конце концов евразийскую идею, надо воспринимать исключительно как трофей русского народа, добытый ценой большой крови и больших страданий в многовековом цивилизационном противостоянии. В этой борьбе за православную веру русские и завоевали право называться системообразующим , государствообразующим народом. Таким народом не рождаются - им становятся. Прельщают подобные лавры - попытайтесь. Но без великой, полностью очищенной от всякого прагматизма идеи можно и не начинать...
Примечания
http://www.narodsobor.ru/view/publication/17908-dmitrij-volodixin-qigoq#.UnVBtvnp18s -краткое и очень содержательное изложение истории русско-татарского "мирного сосуществования" 2. Юрий Покровский. Поле русской культуры,Русская народная линия 3. Д. Володихин.Европейские учителя и русские ученики http://www.12online.ru/blog/a/evropeyskie-uchitelya-i-russkie-ucheniki
4. На эту тему со ссылкой на А. Горского высказывается и Е. Холмогоров (http://holmogor.livejournal.com/6041543.html#cutid1). В рассуждениях о роли в возвышении Москвы и наращивании ее военной силы служивых людей из Южной Руси подчеркивается, что связанный с ростом элиты рост элитарного потребления может стать серьезным тормозом - "только там можно добиться прорыва, где это престижное потребление искусственно ограничивается"...Именно Русская Православная Церковь, делается в конце концов вывод, и блокировала рост сверхпотребления элиты. Как последовательный антиевразиец, Е. Холмогоров, естественно, даже мысли такой не допускает, что в преображении, состоявшемся на северо-востоке Руси, определенную роль сыграла и орда - православная аскеза у него лишь условие необратимости московской экспансии. Но тем не менее он согласен, что такие фигуры, как Сергей Радонежский были возможны "только при существовании в обществе мощнейшего запроса на аскезу" . А значит, косвенно признает и роль ордынского нашествия в выработке этого мощнейшего запроса.
5. Холмогоров. ВЫМЫШЛЕННОЕ ЦАРСТВОhttp://www.12online.ru/blog/vymyshlennoe-carstvo
Первая беседа о евразийстве http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1215pput5.htm Вторая беседа о евразийстве http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1223pput6.htm Третья беседа о евразийстве http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2014/2014p0228pput7.htm Четвертая беседа о евразийстве http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2014/2014p02
Беседы о евразийстве - беседа шестая.
Не специфические ландшафты Евразии, вытянувшиеся вдоль 50-той широты, а русская, православная победа лежала в основе евразийской идеи - явленной в политике русского государства задолго до откровений и обобщений классических евразийцев. Исходить, судя по всему, следует именно из этого. И следовательно, признать, что безусловный приоритет православия , русской культуры, русского языка, питаемое православием благожелательное отношение русских к национальным и религиозным особенностям присоединенных и присоединившихся народов являются особенностями принципиальными, вневременными, не теряющими своей значимости и сегодня. Именно поэтому евразийскую идею нельзя рассматривать сегодня в отрыве от того объективного процесса, который условно можно назвать активизацией Степи, или, если угодно, "азиатизацией, накрывающей пространство Евразии" . Лишь при самом серьезном учете этого процесса евразийская идея может превратиться в идею конструктивную. Но даже в самой слабой ассоциации с европейским мультикультурализмом евразийство грозит России гибелью - гибелью "под копытами" степняков. В умных руках евразийская идея может стать средством возрождения и победы русской цивилизации в ее противостоянии с Западом. Но может, при неосторожном обращении с ней, сформировать среду ликвидации этой цивилизации.
Те ордынские ассоциации, которые ввел в современный политический обиход Е. Холмогоров(1), несомненно являются одним из удачных его концептуальных изобретений. И их нельзя сводить к выразительной метафоре, к удачной полемической находке. Они свидетельствуют о важнейшем элементе модели современного российского общества, являются неизбежным следствием суматошной демократизации страны на западный манер. В условиях западной вольницы все, что было заморожено стараниями и борьбой русских князей, царей, императоров и генсеков, ожило и стало распространяться со скоростью злокачественной опухли, пожирая - подчиняя и перестраивая - традиционную структуру русского государства.
Представление классических евразийцев о том, что Российская империя - преемник империи монгольской, возможно, и следует отнести к разряду геополитических фантазий, причем довольно-таки буйных. Но подобные фантазии вполне объяснимы, если принять во внимание то, что их стимулировало. Гигантский разрыв русской традиции( последнее, на что можно было положиться в геополитике после первой мировой и падения империй ), имевший место в 1917 году и казавшийся тогда, полным уничтожением этой традиции, видимо, и заставлял искать некую незыблемую и неподвластную политическим страстям основу для традиции. Крушение России и понимание того, что на Запад надежд никаких.... Два этих глобальных мировоззренческих "нет" и разворачивают, возможно князя Трубецкого к лику Чингизхана - как к последней надежде: "По сравнению с крайне примитивными представлениями о государственности в домонгольской удельно-вечевой Руси, чингисхановская государственная идея была идеей большой, и величие ее не могло не произвести на русских самого сильного впечатления… Как бы то ни было, государственное объединение России под властью Москвы было прямым следствием «татарского ига»… " И, естественно, взор обращался на степную полосу от Карпат до Большого Хингана... А все, что время волокло и перемалывало в этой полосе на протяжении семи-восьми веков признавалось, если не единосущным, то близкосущным - по одному только факту принадлежности к полосе. И главное, в это построение просто, без напряжения вмещался и начинавшийся советский период истории России... Приоритет географического в этногенезисе, столь характерный для евразийцев и в определенном смысле напоминающий собой приоритет биологического в некоторых направлениях национализма, усиливается (уже в наши времена) тем , что к классической евразийской горизонтальной географической структуре (пассионарная ось Евразии, по Л. Гумилеву) добавляется ( 2) меридиональная - почти совпадающая с пулковским меридианом , соединяющая ( через Киев ) Константинополь и Санкт -Петербург . Это структура является климатической ( западнее ее январские изотермы положительные, к востоку - отрицательные ).Но в геополитических кругах ее воспринимают и как своего рода "геокультурную границу", разделяющую Европу и "русско-евразийское континентальное пространство". Ее предлагается называть (6) «русско-византийским меридианом культурного взаимодействия», " межконфессиональной границей". Эта конструкция, возможно, и представляет интерес при сортировке, классификации результатов состоявшихся исторических процессов. Но она мало что объясняет в самих процессах. Сама идея существования определенного пространства, благоприятного для активного переселения и, следовательно, для интенсивного этногенеза, конечно, может быть принята в качестве конструктивной. Однако, такое пространство позволительно рассматривать лишь в качестве некого необходимого условия. Но если мы обратимся к условиям достаточным( а это неизбежно, если оценивать качество этносов - их способность к развитию и совершенствованию ), то вся эта география стремительно теряет свои преференции, уступая место идеальному - религиям, культурам. Увы, классики евразийства явно недоучитывали роль идеального в этногенезе. И в общем-то понятно почему - такого вопроса, как качество этноса, для них попросту не существовало. Все этносы были для них паритетны... И идею паритета можно принять, но при одной существенной оговорке, совершенно необходимой, чтобы отгородиться от обвинений в этнорасизме. Паритетны лишь по принципиальным возможностям. По реальному же состоянию.... Вот здесь все и зависит от качества идеального, исповедуемого ими. Один из самых основательных современных критиков классического евразийства О. Платонов, совершенно справедливо обращает внимание (3) на то, что крен в область " мистических закономерностей континентов Европы и Азии" , имевший место у них, явная недооценка ими"духовного смысла русской цивилизации" во многом связаны с переоценкой таких общих для православия, буддизма, ислама черт, как нравственно- этические требования к человеку. Такое упрощение, игнорирующее различную для этих трех религий основу нравствено-этических требований, является , конечно же, заблуждением , как любое чрезмерно активное чисто формальное выделение общего - без учета его глубинной природы.
Сегодня, когда евразийство переведено из разряда идей теоретических в разряд идей практической политики, крайне необходимо пересмотреть основы классического евразийства. Только тогда евразийство, действительно, обретет статус идеологии, претендующей стать опорой нелиберального глобализма - глобализма нового типа. И прежде всего признать, что в основе евразийской идеи лежит факт русской, православной победы - факт подавления и последующего подчинения русскими орды. Благодаря этой победе Русское государство становится геополитическим субъектом не только в Европе, но и в Азии. Евразийство удвоение субъектности, а не мифическое мирное сосуществование двух начал, и должно прежде всего фиксировать. Таким евразийством Россия не порывает с Европой, она лишь заявляет о своем намерении идти другим путем. В таком варианте толкования евразийства Россия отказывается и от принципа жесткого противопоставления Европе, и от приплясывания " на цирлах" перед Ордой ( как в классическом евразийстве ). Но отказывается и от пренебрежительного отношения к Азии. И тогда холмогоровское " Русь вырабатывала свой самобытный тип культуры, предназначенный к тому, чтобы сохранить свою европейскую, римско-ромейскую, славянскую (то есть северно-варварскую) идентичность в азиатском, враждебном, экстремально агрессивном окружении. Это была защита своей макрокультурной идентичности от врага, который стремился её уничтожить...." , которое звучит как скрытый упрек евразийству ( вот, что такое Русь, а не ваши перемигивания с Золотой Ордой ) превращается, по существу в активную агитацию за евразийство - за его определенный тип... Е. Холмогоров, как видим, не допускает паритетности европейского и азиатского начал, что имеет место у классиков евразийства и у А.Дугина, но ограничивает влияние азиатского на Россию, до защитного камуфляжа ( вырабатывала, чтобы сохранить ). Но модель камуфляжа (мимикрии) в приложении к России, вряд ли можно признать адекватной. Куда более перспективной кажется модель прививки на дичок. Сначала восточного христианства на славянский, языческий дичок.... Что дает, между прочим, новый импульс и христианству - без России за последние 1000 лет оно о-протестантнилось бы до полного самоуничтожения. Вторая прививка уже иная( мичуринская по сути ): христианский саженец оказывается в условиях экстремальных и напитывается от агрессивной среды сверхустойчивостью и сверхсилой... Эта ордынская закалка ( закалка на пределе выживания) во многом определила формирование российской мощи. И высвободив себя из ордынского рабства, Россия , помятуя о благодатном почине Святого Александра Невского, две мощных зуботычины которого на какой-то срок принудили агрессивных латинян к миру, стала уже по-настоящему вправлять мозги агрессивному Западу. Ставя его на место, причем с нарастающей жесткостью, после каждой попытки посягнуть на исконные русские земли. И в веке 17-м, и в веке 18-м, и в веке 19-м , и в веке 20. Так что совершенно напрасно дразнит Запад Россию сегодня, в веке 21-ом...
Мимикрия тоже , конечно, существовала, но к ней, к задаче " переазиатить азиата" историю русской борьбы с Ордой вряд ли есть смысл сводить, да и вряд ли удастся это сделать. Отказ от классического толкования евразийства открывает возможность и для более спокойного обсуждения проблемы русского национализма. У того же Е. Холмогорова русские выглядят некой константой - чем-то раз и навсегда установленным, не подлежащим изменению. Они, так сложились исторические обстоятельства, очутились под Ордой, выстояли и сохранились. Но это не так - они стали другими, они перешли в новое качество. И одно из приобретений сопротивления Орде это - переход из состояния " обычный европейский народ" в состояние "народ цивилизационный"( способный формировать свою цивилизацию ). Наличие такого перехода не только разводит сегодня по разным углам националистов и имперцев, либералов и патриотов, но и является главным истоком сегодняшней неприязни к евразийству. С другой стороны, именно признание наличия такого перехода, то есть существования исторически обусловленной несовместимости понятий " русские" и "европейская нация"( в стиле чехи, поляки, литовцы, французы, немцы) может стать основой для сближения. Е.Холмогоровым , как, впрочем, и кондовыми национал-демократами, такой переход не признается, отрицается с порога, и вся история России резво укладывается в схему борьбы европейского и азиатского начал, а евразийство трактуется исключительно как уступка азиатскому началу. Это особенно хорошо видно, например, в рассуждениях Е. Холмогорова о Петре Первом, который, видите ли, "взявшись преобразовывать "византийско-монгольскую" Русь на западный лад, .... вместо того, чтобы вынуть чужеродное монгольское начало и привить на его место то, что наработали в западной Европе за время нашей борьбы за выживание, убил практически как раз родное, коренное для нас византийское начало, попытался ампутировать его, а вот монгольских внешних форм как раз не тронул".. . Е. Холмогоров уничижительно бранит Петра: " первый евр-р-р-р-азиец...".Хотя, если разобраться, то Петр никаких окон в Европу не рубил - не было у него такого мотива. И все его деяния очень хорошо укладываются в один - главный - мотив: укрепление России как цивилизации. И с этих позиций он, действительно, был евразийцем - интуитивным. Да, он много чего перекачал из Европы, но одновременно жестко ей противостоял, закладывая европейские успехи и Елизаветы, и Екатерины, и Александра. Болезненная зацикленность русского национализма на решающей роли в истории России столкновения европейского и азиатского начал в принципе вполне объяснима, если отталкиваться в этой истории от татаро-монгольского нашествия, от Орды. И именно столкновение этих двух начал позволяют среднему европейцу из числа русских вдоволь порассуждать на любимую тему о личностном начале, признающем " онтологическую ценность отдельного человеческого существа, отдельного человеческого организма над любой человеческой, надчеловеческой и внечеловеческой общностью"... Это отдельная тема, и я уже подробно высказывался по ней ( 4 ) Поэтому здесь ограничусь замечанием, что само понятие "европейское начало" в суждениях о России ( так же, как понятие азиатского начала) не является самым удачным, поскольку специфика России заключена в более глубоких пластах истории , и куда полезнее говорить о борьбе двух других начал - христианском(евангельского образца) и иудаистском. Нежелание признать переход России в особое качество (страна- цивилизация) приводит, таким образом, к тому, что отрицается сама мысль о каком-либо позитивном начале в современных евразийских опытах. И не просто отрицается, а подается даже под вывеской "христианский национализм против ордынского оккультизма". Конечно, этому тотальному отрицанию евразийства в немалой степени способствует чисто формальный перенос евразийской идеи из 20-го века в 21-ый , позволяющий, если разобраться, до сих пор удерживаться в поле идей евразийства ( и компромитировать их) таким персонажем , как Джемаль. Такому евразийству и противопоставляется в качестве альтернативы русский национализм. Слова произносятся пламенные, надежды высказываются искренние. Но по сути это - отказ от России-созидателя цивилизации, то есть возвращение , по существу, в 15 век. Хорош национализм: пять веков потрясающей истории, недоступной ни англосаксам, ни прочим европейцам, ни азиатам, - псу под хвост ....
Примечания
1. Холмогоров.Предчувствие орды - версия для ВНhttp://www.rus-obr.ru/lj/16081 2. Зелинский А.Н. "Великий евразиец" 3. Олег ПЛАТОНОВ Славянское единство и Евразийский союз http://www.dynacon.ru/content/articles/1479/ 4. Русская цивилизация как пастух бытия. http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p0528rcpb.htm
Первая беседа о евразийстве http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1215pput5.htm Вторая беседа о евразийстве http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2013/2013p1223pput6.htm Третья беседа о евразийстве http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2014/2014p0228pput7.htm Четвертая беседа о евразийстве http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2014/2014p0228pput8.htm Пятая беседа о евразийстве http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2014/2014p0311pput9.htm |
В избранное | ||