Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советую прочитать

  Все выпуски  

Советую прочитать Выпуск 95 31 декабря 2009


Рассылка     "Советую прочитать"

                   Выходит     2-3    раза   в месяц

              Выпуск   95   31    декабря     2009   года

 

 

                               Комментарии  к  текущим  политическим  событиям.

                                  

                               ПОСЕТИТЕ   МОЙ САЙТ                                                                         

     


                                 

      Читаем  и комментируем  Аркадия  Малера..

 

 

  Статья  А.  Малера «Постсекулярность  и  язычество» http://www.russ.ru/pole/Postsekulyarnost-ili-yazychestvo…  Глобальная     по  сути  своей   проблематика…   Но    звучит   предельно   актуально.

 

  Говоря  о   особенностях  возрождения   христианства  в  России,  А. Малер  подчеркивает,  что  оно  у  нас  сегодня   «открывается  как  новость».  А  это  « способствует привлечению  неофитов» -  обеспечивает особую  активность  Церкви.   Поэтому   в  России   постсекулярная  эпоха  может  стать   не  пассивным  возвращением,  а  именно  возрождением,  обновлением.  Такие надежды  в  тексте  А.  Малера несомненно  прочитываются,  но  главная    российская особенность,  с  которой   связываются  одновременно  и   возможные  преимущества  России  и  основные  для  нее   опасности,  заключена,  по  мнению  А.  Малера,  в  другом  -  в   характере   той секуляризации,   что  имела  место   в  России.

  Она  была «  не  либеральной,  а  советской».  Потому в  России и  сохранилось  большинство  -  абсолютное   большинство,  как  подчеркивает  А.М  -  которое   , «может быть, не столь религиозно, но оно лишено той варварской «толерантности», которая уже не одному поколению навязывается на Западе.»    Поэтому  «Россия в XXI веке(и) обладает реальной возможностью стать тем самым полюсом европейской христианской цивилизации, которая сохранит её идентичность и ответит на религиозный вызов остального мира своим собственным религиозным ответом»..

      Нельзя  не  обратить  внимание   и на  приведенные  в  связи  с  этим   суждения   А.Малера  об  исторической    роли «сергианской» и «никодимовской» политики Церкви.  И  в  самом  деле,   эта  политика   с  каждым  годом  все   более  и  более  предстает  не   в  качестве   жалкого     отступления,  а в  качестве   блестящего     стратегического  маневра. Маневра,  между  прочим, очень  русского  и  чрезвычайно  напоминающего   великий   кутузовский .  « Война  окончена  в  виду   полного   отсутствия  неприятеля» -   писал   императору  Кутузов   из  Вильно   уже  в  конце   декабря  1812. Всего лишь     через  три  с  небольшим  месяца  после того  как  западноевропейская   орда   ввалилась  в   Москву. Что-то  подобное  совсем  скоро   можно  будет,  возможно,   сказать и  о  русском   секуляризме   -  война окончена  в  связи  с  полным  отсутствием   неприятеля...

   Однако  вернемся  к  главному  в  анализе  А.  Малера  -  к  тем  опасностями,  что  подстерегают  Россию    на  постсекулярном  пространстве.

    А.  Малер говорит  о  неоднородности  современной  русской  Церкви, о  существовании  в  ней  достаточно активного  движения, даже  не  движения ,  а   «определенного религиозно-политического  настроения»,которое   отказывается от  универсальности  православия  и  его ориентированности  на  личность  и    сводит  фактически   его до   некой «этнорегиональной  традиции» «с весьма специфической картиной мира, больше напоминающей воинствующее манихейство и оккультизм с элементами зоологического национализма, который парадоксально сочетается с «евразийским» гиперэкуменизмом, а также элементами царебожия, которое причудливо сочетается с мистическим народопоклонством.»

    С     зыбкостью,  расплывчивостью  границы  между   самим Православием  и   его  эзотеризированной,  оязыченной  -  постмодернисткой  -   схемой   и  связывает   А.Малер   главные   опасности  постсекулярной   эпохи.   Можно   не  соглашаться  с  тем,  как  он      объясняет  природу   этой  расплывчатости  -  с   его пониманием   Постмодерна (ПМ)      как  автономного   и   самоценного    этапа  развития    европейской    цивилизации,  с его  нежеланием   принять  ПМ    в  качестве   патологической  мутации    Модерна(М)  .

   Такое  понимание,  однако,  не  в коей  мере  не   снижает  важности   мысли    А.  Малера о  том,  что  ценностный    релятивизм   Постмодерна  поразил  и  религиозное  -  мистическое  -    сознание.  И     тем самым   заблокировал        любой ценностный   универсализм,  а  значит  и  простое,  без  осложнений,  возвращение к  традиционным  формам. Но  это  понимание , несомненно,  будет осложнять  выбор  практических  средств.  Одно  дело,  когда  перед  тобой   естественная форма,  от которой  просто  некуда  деться  и  приходиться  к  ней   лишь приспосабливаться.   Другое  - когда   ты   сталкиваешься   с   болезнью,   когда  требуется  искусная  терапия  прежде  всего.

   Однако,   сам   диагноз ,  поставленный  А.  Малером,  приемлем   и, видимо,  вполне  адекватен:  постмодернистское   ценностное  разупорядочивание  не  может  не   затронуть  и  религиозное  сознание, И   потому  в   условиях  возвращения  к   традиционным   формам ,  в  условиях десекуляризации  возможны  самые  дикие,  самые  зловещие  и неожиданные   мутации,  к  которым  над  готовится,  и  для  которых  надо  загодя   готовить   противоядия. 

   Здесь  особенно  понятными  становятся   издержки   разделяемого  А.Малером  понимания  связки  М-ПМ.  Ведь  в  случае,  если ПМ  -  самостоятельный  этап, статус традиционных  форм    понижается    мгновенно и  существенно -  любая  постмодернизированная  форма   оказывается равной  по  статусу.  Ведь  благодаря именно   резким  границам   в  триаде ( Традиция-M-ПМ)  закрепляется  у  ПМ    право  на  безусловную     блокировку  и традиционного  и   модернистского ценностного универсализма. А   социум  лишается  права  на   процедуры  лечения.

   Совершенно   справедлива   малеровская  критика  консервативной  христианской мысли,  которая,   утюжа     идеологию   Просвещения,  выкидывала  вместе  с    секуляризмом     и     ценностный   универсализм.  Но   если  разобраться,  то   подобная   процедура была возможна  именно  потому ,  что   в  мировоззренческие    модели    был    заложен   резкий    разрыв   между   Т  и  М,  который   спустя    определенное  время    и   был   воспроизведен   в  новой  качественной  форме    как   разрыв   между     М  и  ПМ.      И    действительно,   христианство, вряд ли   достигнет  полноценного    духовного реванша   в    постсекулярном   мире,  а   будет  лишь    терпеться   в нем,  подобно  одному  из…      Если  не  произойдет коренного переосмысливания  парадигмы   Т-М-ПМ.

          Государственные  умы   наши       в  своем   развитии  вряд  ли  в  ближайшие  два- три   поколения     до   подобной  проблематики   дошлепают.     И  никто,  пожалуй,  кроме  жаренного   петуха  этого  движения,  увы,  не  ускорит.

 

                                                                   


                   

            «Хороший  ты  человек, но  не  орел…»

 

   Эта   реплика  одной из  героинь   Ноны Мордюковой наиболее  точно,  пожалуй,  передает  главное  впечатление  от вчерашней встречи  президента Медведева  с  главарями   трех  ведущих российских  каналов.

Стиль,  конечно же,  иной,  отличный  от  путинских   братаний  с  народом,  но  идеология    прежняя,  точнее  по – прежнему  основная  нагрузка  на   внешние  эффекты  (  себя  показать),  а   не  на острейшие  проблемы.. 

 

  Можно было   бы ,например»  переступить  через кордон «особых, доверительных  отношений»  с  прошлыми  периодами и  высказаться  по  поводу реформ, начатых    в  России  два десятилетия  тому  назад.  Хотя  бы с  10-процентной энергией   и откровенностью  от   тех,  что  недавно  продемонстрировал  Максим  Калашников  в  своей   эпитафии для  Гайдара - « Гайдар  и Ко  как  могильщики»   капитализма - http://www.rus-obr.ru/print/opinions/5087.  Ведь,  если  разобраться,  то   без  жесткой  позиции  по  отношению  к  этим  реформам,  к  их    закоперщикам,  все  разговоры  о светлом  будущем России  во  многом так  и  останутся   разговорами.

  Можно   было  бы,  конечно,   коснуться  и     грабительских практик,  укоренившихся  в   корпорациях . Конечно  же , не  с такой бескомпромиссностью, с  какой  это   делает   героический  Алексей Навальный (тоже,  между  прочим, юрист) -  см."Бороться с этой жирной наглой мордой", http://www.dp.ru/a/2009/12/18/Aleksej_Navalnij_borot.

   Можно  было бы,  пусть    спустя  два   месяца, но  ответить  протоиерею  Дмитрию  Николаевичу Смирнову ("Против России ведется героиновая война "http://www.rusk.ru/news_rl/2009/10/22/protoierej_dimitrij_smirnov_protiv_rossii_vedetsya_geroinovaya_vojna/).  Ему, вот,  ясно,  что  ведется  война  и  что  вопрос об  афганском  героине  есть  сегодня  главный    политический вопрос  во  всех  наших  переговорах  и  с Америкой, и  с  Европой,  и с южными  нашими  соседями  по  СНГ.  А  президенту?...

   И  наконец,  можно  было  бы(хотя  это уж, действительно,  из  области  бредовых   фантазий) задать  и  встречный   вопрос  трем лоснящимся  от  самодовольства эффективным ТВ-менеджерам:  «   А  вы,  господа  ТВ-главари, доколе  Вы  будете   мордовать наш  народ -  пичкать   его  этим  месивом  из   олигофренных    шоу и залитых  потоками крови   боевиков ?..   Извольте еще  до  Нового  года  подать     мне свои  предварительные  предложения  по    решительному   изменению  этой  ситуации».

 

Да,  наверное, и  в  самом деле   - мог   бы..  Но   -  не  орел….

                                                                     


 

 

     Новогоднее пожелание   российскому  президенту.

 

      Сколько  бы  ни говорили  о  неких  прорывных  мотивах    в  речах президента  Медведева   при  его последнем общении  с  народом,  избавиться  от  впечатления,  что  основные  и  самые  острые  вопросы  остались   все-таки  за   скобками,  не  удается. <lj-cut>   Вот  В.Третьяков  (http://v-tretyakov.livejournal.com/302092.html) публикует  в  «Известиях»   свои   12  вопросов.  И ни один  из  них, по  существу,  в  той  исторической  беседе  на   трех  каналах    серьезно  затронут   не  был.   А  вот  военный  эксперт  Алексей  Ващенко. Груда  его  вопросов,  и каждый  на  засыпку,  обращена,  правда  к     военному   министру,  но  по  сути же    все  они   -вопросы  президентского  уровня  (http://www.apn.ru/publications/comments22244.htm). </lj-cut>

    Увы,  но   один   общий  вывод  из  последних   контактов    нашего   тандема-дуумвирата  с гражданами      становится  все   более  очевидным.  Все  эти   индивидуальные вопрошания     совершенно   БЕСПОЛЕЗНЫ.  И   если на этом  направлении   что-либо  и  имеет  смысл еще делать,  так  это  составить  список вопросов (скорбный  лист  российской  действительности ),   от  которых   высшая     власть в ближайшее время будет уходить всенепременно...

<lj-cut> Довольно-таки    широк   круг  вопросов,  на  которые ответить   нынешнюю власть можно лишь ЗАСТАВИТЬ.  И сделать это могут( если без смуты, грабежей, насилия) только левые. У Зюганова - готовая   и крепкая  федеральная  структура. И если бы он решился всего лишь на две вещи:  понизил бы идеологическую ортодоксальность своей партии и одновременно сделал бы более ортодоксальной, непримиримой свою позицию по отношению к высшей власти(предельно обострил бы эти отношения), то за оставшиеся два года он вполне мог бы подготовить, а на выборах и создать, в Думе плацдарм, с которого   подобные вопросы звучали бы уже и зримо, и весомо.
    Однако,  одна  возможность,  и   видимо,  последняя,  индивидуального  воздействия  на  власть   все-таки   осталась.  И    вновь  задуматься  о  ней  меня   заставили  события  в  нашем  Задонске....

 

   У  нас  на  днях   решением  районного  суда  приостановлена    работа  двух  злачных   или  полузлачных  заведений(  что-то  вроде кафе  или  ресторанов ).Городок  небольшой(  население  всего тысяч  12)   и  весьма     необычный  -    в  нем монастырей почти  столько  же,  сколько   развлекательных   заведений.   Именно  поэтому  то  усердие,  с  которым  взялись    здесь за  противопожарную  безопасность,  наиточнейшим  образом    и    характеризует    силу   реакции  центральной  власти  на  пермскую  трагедию   -  силу     удара, нанесенного, наконец  ею  по   российскому   бездорожью   и разгильдяйству .

    Суровая   реакция небольшого   городка очередной  раз   продемонстрировала  ту    решающую  и  вразумляющую  роль,  которую   и  поныне  в   среде   российского  чиновничества  играет  крепкий  и  решительный   высочайший    кнут -  окрик  с  самого  верху. Причем  продемонстрировала  с  такой   очевидностью  и  убедительностью,  что   было  уже просто невозможно  не     вернуться  к   одной  тривиальной  идейке,    к которой я  несколько  лет  тому назад  пытался  привлечь  внимание   президента  Путина,  предлагая  ее(идейку)  в  качестве   альтернативы  его  хождений  (через  телевизор) в  народ. 

   Идейка, действительно, предельно  проста. <b>  Президент  ежедневно</b> (имеется в виду  каждый  рабочий  день) <b>  в строго  определенное   время</b> (ближе  к  концу  рабочего  дня) <b>  выбирает</b> (  с помощью  генератора  случайных  чисел,  то есть  участие  помощников исключается)  <b> одну  жалобу,  поступившую  в  администрацию  президента,  садится  за   телефон  и  полчаса  разбирается  с  этой жалобой  -   прохаживается  по чиновничьей   цепочке,  спровоцировавшей  своим    разгильдяйством    жалобу,   и   шерстит  служивых  людей. </b>

  250  рабочих  дней  в одном году….,  125   часов  президентского  времени….   250   жалоб ,  лично  президентом  <b>отлитых  в   граните</b>

   По  эффективности  это может  оказаться  куда  сильнее целой  телеги   законов,  указов,  постановлений,  решений… Стопроцентная  гарантия,  что  уже  через  две  недели  весь  российский  служивый   люд  каждый  рабочий  день  в    выбранный  президентом  час,  невзирая  на  часовые  пояса,    будет,  и  без  всякого   на  то  принуждения,   восседать  на своих  рабочих   местах  в томительном ожидание  президентского  звонка…   Мала,  крайне   мала  вероятность,  что  именно ему  сегодня   позвонит  Сам,  но  ждать  и  томиться будет  непременно.  И дела  свои,  спрятанные  под  сукно, мысленно  перебирать…

    Согласитесь,  что  этот  звонок,  одна  только его  возможность,  и  сыграют( и  заметьте   без  каких-либо  нарушений  прав,  свобод,  конституций)  сегодня   ту же роль в  деле  разворота   чиновничества  от  собственных   забот    к  нуждам   граждан ,  которую  когда-то   играли   царский  кнут, петровский   кулак,   сталинский   черный   воронок. В  среде чиновничества,  под  действием  этой  бесхитростной,  малозатратной процедуры  немедленно  начнутся процессы  самоорганизации,  обновления  и    очищения.  Почти  наверняка такой  же  порядок  работы  с  жалобами быстренько  введут   у  себя   все    губернаторы,  а  затем  и   главы  районов  и  муниципалитетов.  Особняки,  возможно, начнут  сдавать  под  детские   ясельки…  И  уж, как  пить  дать,  признают,  что  ручные  часы     стоимостью  более  10000   рублей  российскому чиновнику, партийцу !, носить   просто неприлично</lj-cut>

    И  даже  трудно  представить   до  каких  высот за  оставшиеся   до   выборов  время   взлетит  популярность    президента  Медведева -  на  руках  понесут   его  во  второй   срок…

Пожалуй, и  самые   мрачные,  безнадежно  погрязшие  в  консерватизме   интеллектуалы  поддержат    тогда  его.  Особенно,  если  ему (  а постоянный прямой  контакт  с  народными  проблемами   будет    тому   способствовать непременно)  за  эти  два года  удастся     хотя бы    частично  освободиться  от  своих либеральных  цепей  и  признать  для  начала  хотя  бы  это :

-Да,    российская  модернизация,  но  не  с жадным  и  суетливым  зырканьем  в западную  строну ,  а  с опорой  на русскую   национальную   традицию

- Да,    традиционные силовые  структуры,  но и  министерство  просвещения,  министерство  культуры  и,  общественное   телевидение    -  как   главнейшие (  по  уровню  президентского  внимания)       силовые  структуры России.


В избранное