Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советую прочитать

  Все выпуски  

Советую прочитать выпуск 73 16 декабря 2008


       Рассылка     "Советую прочитать"

                   Выходит     2-3    раза   в месяц

            Выпуск   73   16  декабря   2008   года

 

 

                                                        Публикации  с интернет-порталов

                                            Русский Журнал , АПН, Политком, Эксперт...

                                                           И  комментарии   к  ним.

    

 

                            

                            ПОСЕТИТЕ   МОЙ САЙТ                                                                         

           

Речь  митрополита  Кирилла,  произнесенную над  гробом Патриарха  Алексия II,    можно  скопировать    на  сайте "Эхо  Москвы".      

Текст:

http://www.echo.msk.ru/programs/razvorot/558496-echo

 

Аудиозапись с  небольшим   предшествующим комментарием корреспондента   " Эха"   и  блоком  рекламы:         http://echo.msk.ru/att/element-558496-snd1-razvorot-09-12-1.mp3

 

   Фрагмент   этой  аудиозаписи,  содержащий  одну   только  речь  митрополита:

    http://vsurikov.ru/mitkiril.mp3

          Речь  МИТРОПОЛИТА  КИРИЛЛА:

Мы проводим в путь сия земли святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия. Когда хоронят человека или после похорон, обычно вспоминая жизнь, говорят о хорошем. Когда я подумал, что же мне следует сказать хорошего о святейшем, то почувствовал некую неуверенность. Потому что вся его жизнь была наполнена добрыми делами. А в добрых делах открывается нам Бог. Когда мы делаем доброе дело, это Бог творит нашими руками. Когда мы делаем дурное дело, это дьявол работает вместе с нами. Святейший сотворил множество добрых дел. И, может быть, сейчас нужно сказать о самом главном, что непременно войдет в историю. Святейший принял церковь ослабленную десятилетиями гонений, притеснений, церковь, которая неспособна была раскрыть весь свой потенциал духовный, чтобы обратить слово жизни ко всему народу. Она была в изоляции подобно больному человеку, который долгое время лежал в кровати и которому потом предложили встать. Церковь наша, вставая, была слаба, но в то же самое время огромные исторические вызовы обрушились на нашу страну. И слабая русская церковь должна была принять на себя эти вызовы, не потерять свой народ. Помочь ему обрести веру. И сегодня Святейший, предстоя лицу Божию, может сказать, что он оставил другую церковь. Это больше не немощная, не слабая. У нас не дрожат руки и ноги, потому что церковь вместе со своим народом, потому что духовное проросло материальное, потому что миллионы людей осознали, что без Бога и правды его не может быть и человеческой правды. Святейший понимал, что Русская Православная Церковь - единственная, кто сохраняет традицию, память и ценности святой Руси. Святейший всегда с уважением относился к суверенитету государств, возникших на пространстве исторической Руси, но понимал, что эти разделения не могут разделить единой системы ценностей, которые с опорой на Православие возникли, которые впитали в себя исторический опыт многонационального народа. Святейший понимал, что эта ценность святой Руси с ее доминантой святости, красоты и чистоты жизни является мощным столпом современной человеческой цивилизации. И потому он оберегал единство церкви святой Руси, несмотря на все вызовы, испытания и трудности. И сегодня мы все вместе, наследники Киевской купели крещения, окружаем гроб нашего духовного отца и почившего Первостоятеля. Святейший много положил сил, чтобы появились тысячи и тысячи храмов, монастырей, чтобы возродилась духовная жизнь, чтобы наладился диалог церкви и общества, той самой церкви, которая десятилетиями находилась в изоляции и в неком социальном гетто. Как нелегко было вступить в этот новый диалог и с властью, и с обществом, как непросто было показать духовную красоту и силу той традиции, которая всех нас воспитала не только православных, но и людей других религий и конфессий, людей неверующих, потому что ведь мы все формировались в той системе ценностей, которая была заложена в киевской купели крещения, и которую Русская Православная Церковь пронесла через тысячелетия. Святейший Патриарх много заботился о том, чтобы сложнейшие процессы, потрясшие жизнь некогда единого отечества, а затем разъединенного на суверенные государства, чтобы эти сложные процессы не разрушили народной жизни. Именно поэтому он всегда призывал в самые сложные моменты политической конфронтации к единству, к согласию, к миру. И как многие не понимали этих призывов – одни снисходительно улыбались, другие говорили об отсталости церкви, у которой нету другого, современного языка – но он говорил языком вечности. Он понимал, что только любовью можно объединить людей. Что никакие конфликты, в конце концов, не решают главной задачи – единства и согласия. Этот опыт любви он почерпнул не со стороны, это исходило из его жизни. Он внутри имел этот опыт. И те, кто трудился рядом с ним, знал, что он старался всегда любовью, миром, спокойствием соединить людей. А если задать сложный, но очень важный в таком случае вопрос: а что означает любовь? А как можно любить дальнего человека? Как можно любить врага? Как можно любить того, кто очень далек от тебя и которого ты не знаешь? Человеческий разум цепенеет перед этим вопросом, и не может найти логического ответа. Но есть один ответ. Это Господь наш Иисус Христос, Он нам дал этот ответ. Он пришел, чтобы спасти мир, явившись не в силе и власти, не в блеске и в человеческом могуществе, Он пришел слабым и беззащитным и сказал, что любовью человек спасается. И Он показал, что это означает. Он ради любви взошел на крест, и отдал самого себя. Тайна человеческой любви – в способности отдавать себя людям, честно исполняя свой долг, выходя за рамки всяких служебных предписаний, не считаясь со временем и местом, не взирая на здоровье и настроение, не взирая на то, что о тебе говорят, и тем более, что о тебе пишут, делать до конца дело, к которому ты призван, отдавать себя. И через эту отдачу являть пример любви. И в ответ на это жертвенное служение, на эту отдачу самого себя каждый человек обретает встречный импульс духовный, огромной силы, встречное движение, тяготение, которое и формирует единство человеческой семьи, человеческого общества. Святейший не грозной силой и властью, не ударом посоха о землю формировал это единство церкви святой Руси, а через нее и единство исторической России при всем уважении к сложившимся политическим реальностям он формировал это подвигом своего служения. И все мы являемся свидетелями этого. Сегодня никого не заставишь выйти на улицу, особенно в плохую погоду. Но когда десятки тысяч людей идут, чтобы поклониться великому гробу Первостоятеля церкви русской, они идут потому, что им велит сердце. А сердце велит потому, что он людям отдавал свое сердце. Вот в этом и все христианство, и вся тайна спасения. Если мы отдаем себя, мы принимаем взамен, мы устрояем великую сеть человеческой солидарности, духовной поддержки, взаимной помощи, единства. Ведь так только и можно уберечь семью от распада, мужа и жену от развода, детей вместе с родителями, трудовые коллективы, общественные организации, общества, страну. Но давайте взглянем дальше – всю человеческую цивилизацию. Святейший был человек не только национального, но планетарного масштаба. И свое великое служение он простирал далеко за пределы нашего Отечества. Принося венки ко гробу Святейшего, принесем ему самый главный венок – нашу искреннюю сердечную молитву, нашу готовность идти дальше, точно таким же путем, никого не вздыбливая конфликтами и враждой, не пытаясь утверждать власть силой. Но нести людям наши сердца, открывать их каждому, чтобы в ответ на любовь по примеру Христа Спасителя, создавалась единственно прочная и реальное связь между людьми. Чтобы торжествовала любовь, а вместе с ней мир процветания и благополучия. Царство Небесное Великому Господину и Отцу нашему Алексию, Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси. Вечная молитвенная ему память. И ныне совершим заупокойное богослужение. Нас здесь много тысяч, но мы капля от того народа, который сегодня вместе с нами совершает это заупокойное богослужение. И верим, что этот огненный столп всенародной молитвы достигнет Престола Божия, и Господь преклонит милость свою почившему новопреставленному рабу своему, Святейшему Патриарху России. Аминь.

     


     

                             

               Лобовая  атака  митрополита  Кирилла

 

       Это  была  великая  речь.   Так   резко высшей  российской  власти на  стратегические  просчеты   ее,    да  еще   публично,  в  глаза,      прежде   не  указывали,  пожалуй, никогда.  Он  говорил  в  память об  ушедшем  патриархе  -  о  тех  целях, к  которым  тот  двигался и  к  которым  лишь  только  начинал  движение.  И  из  этого  складывалась новая  патриаршая   программа  -  программа  национального  возрождения   России.  Никто  еще из  крупных  российских  политических  фигур с такой  определенностью  и  четкостью  не   подводил  к  мысли  об  исключительной,  определяющей  роли  в российском  государстве    и  русского  народа    и  православия.

       Это  воистину  была  речь   национального  лидера. Не формального,     а  сущностного,  способного   видеть  не  только  проблемы,  но  и перспективу.

     Эта   была  речь  местоблюстителя,  которой  он,  вне  всякого  сомнения,  увеличивал  число  своих  сторонников   среди верующих,  среди   клириков  и  среди   церковных   иерархов.  Поскольку с  особой  убедительностью  прозвучала   в  ней  важнейшая  для  нынешних  времен  мысль:  кроме  молитвенного   служения  сегодняшней православной   церкви  необходимо  и  служение  миссионерское,   социальное   -  только на  этой   двойной  опоре она   сможет   снова сыграть    свою  решающую  роль   в  истории  России.

    Своей  поминальной  речью  митрополит  Кирилл  несомненно  расширил круг  тех,   кто  мысль эту  признает,    а следовательно  -   серьезно  увеличил  свои  шансы  на   избрание   патриархом.  А  значит,   и  вероятность  возвращения  России  к     допетровским отношениям  церкви  и  государства  имеются  в  виду  моральный  авторитет  церкви  и  уровень ее  влияния  на  государственную  стратегию ).

 Но  это  была  одновременно  и   странная  речь.  Речь,  которой  митрополит      максимально  усложнял   для   себя     путь  к  патриаршему престолу.   Усложнял  в  той    степени,    в  какой       этот   путь  зависит  сегодня   (  еще  зависит т   мнения  высшей   государственной  бюрократии.  Последняя, а  она  на  похоронах  патриарха  Алексия  была представлена  по  высшему  разряду,  такой    угрозы,  какую  она  услышала  из  уст  митрополита,    не  слышала,  похоже,  не  от  одного  из  российских  президентов.

   Митрополит  Кирилл  возможно  слишком  жестко  сформулировал  свою  стратегию.    И  потому(  влияние  бюрократии  еще  ощутимо)   проиграет.  Возможно,  как  человек  умный  и  хорошо  информированный  он знал,   что  проиграет   в  любом  случае.  И  потому  решился  на  эту   лобовую   атаку  -  случая высказаться с  большей   силой  и  убедительностью,      может  быть,  и  не  представится.

      


                                                                                       

Виталий Третьяков  в  своем   ЖЖ  (http://v-tretyakov.livejournal.com/187602.html)

 полностью воспроизвел мой  комментарий  к  речи митрополита  Кирилла.

МЕГАГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОХОРОНЫ и URBI ET ORBI МИТРОПОЛИТА КИРИЛЛА 

10-Дек-2008 12:11 am

 

Вчера состоялись, бесспорно, даже не Государственные похороны, а Мегагосударственные. Возможно, МЕТАГОСУДАРСТВЕННЫЕ.
Еще свежи в памяти государственные похороны Ельцина, устройством которых Путин поддержал тот официальный пиетет перед первым президентом РФ, который когда-то обязался культивировать и честно этого обязательства придерживается.
Но вчера было совсем другое. Гораздо более грандиозное и по масштабу, и по прочувствованности, и по искренности, и по обилию людей как рядовых, так и самого высокого ранга.
Так просто — по приказу — такого не бывает. Да и приказы такие не отдаются просто так: без соответствующих чувств и соответствующих рациональных (политических) резонов.

Второе, что бросилось вчера в глаза и в уши — это, конечно, всегласное обращение к Народу, Власти Российской и к Миру митрополита Кирилла.
С точки зрения церемониальной — выступление совершенно излишнее в своей пространности. Ведь до того протоиерей Дмитрий Смирнов вполне достойное и вполне достаточное по освещению деяний усопшего надгробное слово уже произнес.
Ниже я привожу полностью комментарий Валерия Сурикова, присланный к моему вчерашнему посту. Некоторые элементы этого комментария можно поставить под сомнение, но в целом я с Валерием Суриковым согласен.
Конечно же, митрополит Кирилл выступил со своей декларацией не случайно. То ли это первое публичное слово уверенного в своей дальнейшей судьбе избранника, громко произнесенное именно тогда, когда его не могут не услышать. Или же это была декларация человека, который почти наверняка знает, что выбор будет сделан не в его пользу (и не в пользу России, как он считает). А потому все должны знать — чем (а не кем) они пожертвуют, сделав неверный выбор, что бы могло быть сделано, но сделано не будет.
Далее — полный текст комментария Валерия Сурикова.


«Это была великая речь. Так резко высшей российской власти на стратегические просчеты ее, да еще публично, в глаза, прежде не указывали, пожалуй, никогда.
Он говорил в память об ушедшем патриархе - о тех целях, к которым тот двигался и к которым лишь только начинал движение. И из этого складывалась новая патриаршая программа - программа национального возрождения России. Никто еще из крупных российских политических фигур с такой определенностью и четкостью не подводил к мысли об исключительной, определяющей роли в российском государстве и русского народа и православия.
Это воистину была речь национального лидера. Не формального, а сущностного, способного видеть не только проблемы, но и перспективу.
Эта была речь местоблюстителя, которой он, вне всякого сомнения, увеличивал число своих сторонников среди верующих, среди клириков и среди церковных иерархов. Поскольку с особой убедительностью прозвучала в ней важнейшая для нынешних времен мысль: кроме
молитвенного служения сегодняшней православной церкви необходимо и служение
миссионерское, социальное - только на этой
двойной опоре она сможет
снова сыграть свою решающую роль в истории России.
Своей поминальной речью митрополит Кирилл несомненно расширил круг тех, кто мысль эту признает, а следовательно - серьезно увеличил свои шансы на избрание патриархом. А значит, и вероятность возвращения России к допетровским отношениям церкви и государства ( имеются в виду моральный авторитет церкви и уровень ее влияния на государственную стратегию ).
Но это была одновременно и
странная речь. Речь, которой митрополит максимально усложнял для себя путь к патриаршему престолу. Усложнял в той степени, в какой этот путь зависит сегодня ( еще зависит т мнения высшей государственной бюрократии. Последняя, а она на похоронах патриарха Алексия была представлена по высшему разряду, такой угрозы, какую она услышала из уст митрополита, не слышала, похоже, не от одного из российских президентов.
Митрополит Кирилл возможно слишком жестко сформулировал свою стратегию. И потому( влияние бюрократии еще ощутимо) проиграет. Возможно, как человек умный и хорошо информированный он знал, что проиграет в любом случае. И потому решился на эту лобовую атаку - случая высказаться с большей силой и убедительностью, может быть, и не представится

 


 

Постоянные  посетители  журнала  В.  Третьякова ,  его (журнала)  кавалергарды, конкистадоры,  его  шурстепы  и тюлюлюи  довольно-таки    энергично  откликнулись:

Несколько наиболее характерных  откликов:

 

Суриков - фантазёр
sergey_spb_spb
2008-12-10 12:28 am (local) (ссылка)

Комментарий Сурикова абсолютно неубедителен и бездоказателен...

                                                                                        


accu_sync
2008-12-10 12:38 am (local) (
ссылка)

Второй уже раз сегодня читаю комментарий Сурикова. Всю речь в прямом репортаже не слышал (не имел возможности), а только в информационных выпусках. Тоже считаю суждения Сурикова совершенно неубедительными и бездоказательными.
Не уверен, что в нынешних условиях кремлёвская администрация сможет поставить на пост Патриарха своего кандидата против воли руководства Церкви.
Речь митрополита Кирилла была блестящей во всех отношениях. Большой человек.

 

КОММЕНТАРИЙ ВАЛЕРИЯ СУРИКОВА - НАПЫЩЕННЫЙ БРЕД!
dr_proper
2008-12-10 01:46 am (local) (ссылка)

"Поскольку с особой убедительностью прозвучала в ней важнейшая для нынешних времен мысль: кроме
молитвенного служения сегодняшней православной церкви необходимо и служение
миссионерское, социальное - только на этой
двойной опоре она сможет
снова сыграть свою решающую роль в истории России".

Мысль о том, что церковь должна служить миссионерски и социально никакая не важнейшая, а самая простая, обыденная и для всех времен, а не только для нынешних. Но тот, кто раньше не был миссионером и не служил социально, в одночасье делать этого не научится. РПЦ потому и РПЦ, что занимается исключительно молитвенным служением. Это служение им нравится: нарядиться в золото, попеть, да кадилом помахать. А за сирыми и убогими ходить в РПЦ дураков нет. Поэтому никакой ДВОЙНОЙ ОПОРЫ у РПЦ не будет и никакой решающей роли в истории России ей сыграть не удастся.
РПЦ нужны реформы по очеловечиванию. Меньше золота и церемониальной показухи, а больше тихого ухода за больными, помощи сирым и убогим, коих на Руси современной предостаточно в том числе по вине РПЦ.

 


obill
2008-12-10 02:33 am (local) (ссылка)

Только что прослушал речью митрополита Кирилла.
И что в этой речи великого?
Нормальная поминальная речь. Длинная только. Соответствует сану усопшего. Как и положено, превозносят успехи и достижения. О любви говорит. Озвучил пару общих мест про наше неблагополучное прошлое и падение нравов.
На основании чего говорят:"Это была великая речь. Так резко высшей российской власти на стратегические просчеты ее, да еще публично, в глаза, прежде не указывали, пожалуй, никогда."
Ничего там нет такого.
Может уже вырезали? :)

 


sl_lopatnikov
2008-12-10 02:46 am (local) (
ссылка)

Я тоже ничего про "просчеты" не уведел. Там есть несколько важных политических моментов: прежде всего объединение православных в другитх странах - надо понимать, грузия, армения, украина, белоруссия - в поле зрения. Это важно. И плюс, некий налет трезвого экуменизма - то есть готовности сотрудничать по крайней мере с российскими конфессиями. Это тоже достаточно важно. Важна высказанная идея служения вообще... но кто ее услышит и почему? - Все ккуршавели побросают и вериги наденут? - Не верю.

А  это    мой комментарий   к  комментариям:

Господа, жаждущие  убедительности  и  доказательств,  были  бы , наверное, удовлетворены    полностью,  если  бы   митрополит  Кирилл  выстроил  свою  речь  в стиле, близком к  стилю  соловьевских  стояний  у   барьера.  То  есть  предельно  конкретно   сформулировал  бы основные претензии   российского  общества  к  высшей  власти. Но   понятното даже   элементы   такого  стиля  были  совершенно  неуместны  в  поминальной  речи. Митрополит Кирилл  вышел  из  положения  совершенно  блестящим образом  - он произнес  обличительную  речь,  без  единого  явного  слова  обличения.  Он   сделал  это  с  помощью    одного   лишь   рефрена "  Святейший" ,предшествовавшего  характеристикам Патриарха  и его  деятельности.  Но  за  этим  рефреном   с нарастающей  силой  был  слышен вопрос,  бросаемый  в  лицо  власти: "  А  вы?"  

Святейший  был  таким-то  и    таким,  он  сделал  то-то  и  то-то.  А  вы?..

  Увы,  насельники    третьяковского блога,  его    кавалергарды  и конкистадоры,  его  шурстепы  и тюлюлюи,  в  большинстве  своем этого  не  услышали.  Но  всмотритесь  в  напряженные  -  чрезмерно  напряженные  -   лица  президента и премьера,  и  вы  согласитесь,  что они-то,   этот  обличающий вопрос   митрополита   услышали. Им   был  преподан    замечательный  урок  -  им было   публично продемонстрировано,  какой должна  быть  речь  национального  лидера   России. И   чуткая  на  ухо  свита   тоже услышала:   лишь на "  Эхе  Москвы  "  мне удалось  найти  работающие  ссылки  на  речь  митрополита.

Так  что  далеко  не  очевидно ,  господа, у  кого  из  нас    больше прав  на  такие изысканные  характеристики   восприятия ,  как  "бредовый"  и  "фантасмагорический"...

Валерий  Суриков


В избранное