Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советую прочитать

  Все выпуски  

Советую прочитать выпуск 36 5 ноября 2007


                               Рассылка

                      "Советую прочитать"

Аналитические материалы, подготовленные с привлечением публикаций со интернет-порталов (Русский Журнал

 , АПН, Политком, Эксперт, Политжурнал, Кремль),из газет (Литературная, Московские новости, Дни Литературы, Спецназ)

и журналов(Стратегия России, Политический класс, все журналы "Журнального зала", Москва, Наш современник, Русский

 Дом ). Публикации в рассылке представлены именем автора, названием и прямой ссылкой .

    

 C  2007  года  у  рассылки  появляется чисто литературный   блок  --  ссылки на прозаические,  поэтические  и критические 

 произведения. С  моими  настраивающими комментариями.

Начиная с  выпуска  29  постепенно   меняется  характер  рассылки.

 Почти каждый  выпуск  будет тематическим.

Будет уменьшаться доля  цитат из  публикаций и,

 соответственно,   увеличиваться доля  моих  комментариев.

 

 

        

                         Выходит  один-два   раза  в месяц

                                   ПОСЕТИТЕ   МОЙ САЙТ

                                      Выпуск   36            5      ноября    2007

                                                 Количество подписчиков  на    29  09  2007           331

                

 

                               ВАШИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ  ВЫ  МОЖЕТЕ ПОДЕЛИТЬСЯ  ПО

                                                     ЭТОМУ  АДРЕСУ    survv@zadonsk.lipetsk.ru 

           Кризис ликвидности, рост   цен  и  переналадка финансово-экономического   блока   правительства...

        Хронически желчный  Н. Кричевский    не  упустил,  конечно  же,  случая   ( "План Путина и кризис ликвидности", http://wwybxtcrbw.apn.ru/publications/article18057.htm)  чтобы пройтись  по  структуре    колоссальных  внешних  вливаний,  которые имеют  место     в  этом году- "к сентябрю 2007 года российские банкиры «настреляли» $131,0 млрд...,  из которых $30 млрд. нужно отдать до конца этого года, а еще $20 млрд. — до середины следующего" .  По   его  мнению,  банковская  система  России подсела  на    эти  короткосрочные  кредиты  ( ни  правительство  ,  ни  центробанк   не  только    во  время  не  оценили    последствия   этой  чрезмерности,  но  и  подталкивали   к ней) , и,  как   только   источник  этих  зарубежных  вливаний  обмелел (накрылся   вполне  случайно:   достаточно многочисленная  группа граждан в  США  решила не  торопиться  с  возвращением ипотечных  кредитов,  и   мировая  банковская  система,  естественно,   насторожилась   ),  началась  ломка,  которая   выразилась  в   кризисе  ликвидности -      внутренние   кредиты  превратились  в   дефицит (   начали  даже  свертываться   ипотечные  программы  некоторых банков ).  Этот  материал  Н. Кричевского  по-прежнему  актуален, поскольку  наглядно  демонстрирует крайнюю     неустойчивость  ситуации  в России,  связанную   с  чрезмерной  зависимостью нашей экономики от  мелких, локальных в общем-то  флуктуаций. Поскольку  понуждает  задумываться  о  существовании  определенных,  провоцирующих    эту  зависимость  стратегических  просчетов  в  экономической  политике  нашей   власти.

Прошелся  Н.  Кричевский    по властям  и  в  связи  с  продовольственным  кризисом  (План Путина и продовольственный кризис, http://www.apn.ru/publications/article18103.htm ),  намекнув в своих  саркастических   заметках,  что  власти  наши в  определенном смысле   оказались  перед  неразрешимой  задачей, поскольку  ...  одним  их  крупнейших  продовольственных  сетевиков   является   В.Груздев  - "совладелец «Седьмого континента» и один из спонсоров партии"   (Единой  России).  Но в  качестве главной  причины   российской ценовой лихорадки  у Н.Кричевского  вырисовываются  отнюдь   не  козни  сетевиков,  а  импортный перекос - отсутствие    налаженного  и  соответствующего потребностям страны отечественного  производства.  Получается, что     экономический   курс российской  власти  под  водительством наших доморощенных  гигантов либеральной мысли    был  курсом  без  необходимой  страховки,  без развернутой   и  хорошо профинансированной   программы  выстраивания  продовольственного  суверенитета.   И  теперь,  видимо,  придется   и раскошеливаться,  и   ряды  гигантов  еще  раз  прореживать...  Все    сегодняшние  меры(  замораживание     цен,  отлов   сетевиков- заговорщиков, введение  экспортной пошлины  на  зерно, внеплановое  увеличение  пенсий   и  прочие  обезболевающие  примочки )  имеют  смысл  исключительно   как  средства    тактического  реагирования  ( Н.Кричевский   показывает это; хотя   сетевикам   все равно следует " вмазать",  да  так,  чтобы  они  лет десять   напряженно  оглядывались  по  сторонам ).Но нужна  и сильная  стратегическая  реакция, кардинально   меняющая    структуру   внутрироссийского  продовольственного  рынка. Настроенный    апокалипсически  Н.  Кричевский    не  видит   реальных  возможностей для   такой  реакции  :

"Власть столкнулась с необходимостью переориентации пока еще больших потоков нефтедолларов от узкого круга получателей в сторону широких слоев населения. Для власть предержащих такой подход невозможен. .... В  нынешних политических условиях предлагаемые проекты противодействия коррупции, способные в одночасье снизить цены на продовольствие, останутся невостребованными, поскольку борьба с коррупцией подрывает основы «вертикали власти»....Налогообложение, прежде всего, социальное, где кроются реальные истоки как минимум двукратного повышения пенсий, остается «священной коровой». Тронь ее — и тут же завопят прикормленные лоббисты из разномастных общественных объединений коммерсантов, промышленников и олигархов.

Утвержденный в законе о бюджете трехлетний «распил» государственных средств в направлении новых центров экономического влияния — госкорпораций, лишает экономических рычагов и делает во многом бессмысленной работу Минэкономразвития, вынужденного лавировать между интересами различных, в том числе, сельскохозяйственных, кланов и группировок. "

 

   В  своих  оценках   роли  госкорпораций  Н. Кричевский, пожалуй,  излишне   субъективен. Но  вполне  возможно,  что  именно поворот ( в  каких-то эффективных  формах) в  сторону  широких  слоев  населения  и  станет  основной  стратегической   реакцией  как  на   продовольственный,  так  и на  финансовый  кризисй.

Об    импортной   природе   инфляции  идет  речь  и в  предельно  четкой редакционной статье " Эксперта" ("Новая инфляция и старые проблемы" http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/38/inflyaciya_editorial/ ) - "для системной борьбы с инфляцией нужны системные меры по расширению отечественного товарного предложения"... Не  осталась  без  внимания  эта  тема  и  в  обстоятельной  аналитической  статье  Александра  Смирнова   (План по инфляции исполнен досрочно, http://www.kreml.org/opinions/163114376 ) ,  где очень   удачно   суммированы  те специфические особенности финансово-экономического  курса правительства,  что  дают  основания    говорить  о  фактическом  его банкротстве  :

-   наркотическая прямо-таки зависимость  от   идеи  стерелизации  денежной  массы

"Политика стерилизации денежной массы приводит к тому, что стоимость денег возрастает из-за их дефицита. Как следствие, экономика имеет крайне низкий уровень монетизации ( отношение денежной массы М2 к ВВП ) - около 33,8 %, тогда как в Китае он составляет 165%".;

 

     - жлобский   банковский   корпаративизм -= не  банки  для  страны,  а  страна  для  банков

 "Ставки по депозитам приближаются к уровню инфляции, а ставка по кредиту больше депозитной на величину наценки (маржи), т.е. операционного дохода банка. Чем выше инфляция, тем больше маржа. Наблюдаемый умеренный уровень инфляции создает благоприятные условия для работы банков, при которых маржа относительно высока, а реальная стоимость денег невысокая. Напротив, снижение инфляции приведет к падению доходности - банковская система будет вынуждена укрупняться."

  -  неспособность  банковской  системы   усваивать  сбережения  и  в результате -

 "...деньги инвесторов идут на рынки недвижимости, раздувая очередной пузырь, стимулируя рост цен на недвижимость и инфляцию издержек. Дорогая недвижимость подтягивает рост цен в строительной индустрии, переносит возрастающие издержки на покупку и аренду производственных и торговых помещений на стоимость товаров, услуг и т.д."

   -  вялая, анемичная  политика  государства  по  отношению  к  рынку

 " Рынку остро не хватает рационального государственного вмешательства, устраняющего эффект "дикости" рынка, а также экономической культуры и национальной солидарности. Результат - запредельные, находящиеся на уровне самых развитых экономик мира цены на жилье, недвижимость, бензин, ресурсы, и многие другие товары; - рост издержек, инфляционное давление, снижение возможностей экономического роста. При этом наш средний уровень доходов - около 500 долл примерно в 7-10 раз ниже, чем в развитых странах.

  - расходящиеся  интересы  экономики  страны  и   монополий -  индифферентность  позиции  государства  в этом вопросе

" Государство двулико, ибо с одной стороны оно должно отстаивать интересы экономики, т.е. граждан, а с другой интересы монополий, главным акционером которых оно собственно и является. И видимо уровень 10-8 % устраивает одних и пока не очень заботит других. Монополии, получающие значительные прибыли за счет сверх-рентабельности, занижают платежеспособность населения и возможности развития экономики. Парадокс заключаются в том, что при этом они недополучают значительную массу прибыли, которую могли бы получить на более развитых, мощных и объемных рынках."

 - хамская (  бессовестная  и  бесстыжая) по  отношению  к  гражданам  страны политика  в  области  тарифов  на  услуги  монополий.

" Почему растут тарифы на услуги монополистов? Основная причина состоит в естественном желании сделать внутренний рынок таким же выгодным, как и внешний. Парадигма этой философии находит отражение в идее роста цен на внутреннем рынке к мировому уровню, по сути, олицетворяющее желание Запада максимально снизить конкурентоспособность нашей экономики... Требовать мировых цен на внутреннем рынке равносильно тому, чтобы установить цену на арбузы в Астрахани на уровне 30 руб/кг....

Следующие три года будут ознаменованы значительным ростом цен на услуги монополий: рост цен на электроэнергию в 2008, 2009, 2010 г. составит 12%, 12.5%, 13.5% соответственно, на грузовые железнодорожные перевозки 11%, 9%, 8%. Но самым впечатляющим будет рост цен на газ - 25%, 27.7 %, 27.7 %. Как видно, темпы роста превышают инфляцию. Принятый график находится в значительном противоречии с планируемым коридором инфляции, лежащий за тот же период в пределах 6-7%. "

 

  Общий же   вывод   А.  Смирнова   сводится  к  следующему: " Чтобы решить инфляционную проблему, нужно перейти к другой экономической модели"  ...    Вопрос   о  полной   смене   руководства  финансово-экономического  блока  поставлен,  можно сказать,   убедительно  и  безапелляционно.  Без  этой назревшей   меры     у  нас не будет  важнейшей   для  нынешних  времен  формы  суверенитета  -  суверенитета     продовольственного .  А  без  последнего  вполне иллюзорной   станут  и  все  остальные  формы

  С  максимальной  резкостью     ставится  проблема у   А.  Эпштейна ( Революция цен http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=36&tek=7475&issue=205):

 "Рост цен на продовольствие – это третий сигнал экономики (после немыслимого роста тарифов на транспорте и коммунальных платежей) о разрушительности созданного в России хозяйственного механизма и обусловившего его законодательства. Следующим будет подорожание одежды и того же продовольствия при еще большем взлете коммунальных платежей и транспортных тарифов."

    А. Эпштейн   формулирует  14  основных   принципов  нынешнего  курса и  утверждает,  что  этот" «джентльменский» набор либералов",   этот  "  набор  антинаучных  стереотипов"    и  есть  источник   всех   нынешних  и  грядущих  бед.   И пока  сей   шкуродерский  и  садистский  набор    в   силе, нам  ничего  не  удастся - ни  остановить  рост  тарифов и  цен,  ни избавиться от  дефицита  оборотных  средств,  ни  ликвидировать  импортный  перекос, ни  обеспечить  опережающий  рост  производительности  по отношению  к  зарплате   и т. д и  т.д.

Автор  статьи    призывает  руководство  страны    принять  стратегическое решение  "Или федеральный центр остается на существующих либеральных позициях с элементами макроэкономического регулирования, уповая на системоорганизующую роль рынка, или федеральный центр берет системную организацию страны в свои руки и переходит на управление Россией по принципу оптимального сочетания государственных, муниципальных и рыночных механизмов регулирования инвестиционного, миграционного и прочего поведения разных слоев и территориальных групп населения во имя текущих и долговременных интересов страны."И   приводит    даже   целый список чрезвычайных ( вводятся  указами президента )  мер...  Но  и     угроза  революции  цен, даже если  она  является  реальной ,  не  может  быть  основанием  для  излишне   резких  движений  -  последние, как  известно,  имеют  склонность,  на  свой  манер и  совершенно   неожиданно,   приближать   революции... 

 Но  есть  и  одна  очевидная    вещь ,  которую    А  Эпштейн   своей   крайней,  чрезвычайной     оценкой  очень  хорошо  высветил.  Да,    своим  последним ,  условно-прощальнымм    посланием  президент Путин  попытался   ускорить  начатый им  когда-=то   медленный  левый поворот.  Но  события лета  и  осени  показали,  что    предложенный  президентом    темп  поворота  является  недостаточным.  Казусы  с  ликвидностью    и ценами   продемонстрировали,  что  избыточная  либеральность  российской  экономики   в  любой  момент (    при  всех  наших мощных  жировых  накоплениях)  может   спровоцировать  внутреннюю   напряженность  и  превратить  какой-нибудь  пустячок    типа  американской  ипотечной   судороги  в средство  политического  давления  на  Россию.     В форсировании   этого поворота  ( по  схеме  А.  Эпштейна  или  другой )  есть  что-то  надрывное, иррациональное. Но   разумное,  взвешенное  его ускорение,  с  применением  таких   мало используемых  прежде  средств,   как  смена лидеров  финансово-экономического  блока  кажется,  назрело.  и актуальности  своей   не  потеряло.

 

Пусть     кризис    ликвидности,  есть такие оценки, прошел свой  пик(М. Тальская   Госбанки озолотятся на кризисе http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/40/gosbanki_ozolotyatsya_na_krizise/.   Но  из этого  вовсе  не  следует,  что  нужно  и  впредь   рассчитывать  исключительно на      разовые   вмешательства  государства.  Да,  сегодня   такое  вмешательство     дало   эффект: госбанк только  в  августе    выдал   коммерческим  банкам около  двух   триллиона  рублей   кредитов  -  "турбулентность  погашена" , разгоравшийся  было пожар  потушен,  локализован,  по  крайней  мере.  Однако,  все  это  не  снимет   с  повестки  дня      меры   стратегического характера.  Возможно,  что  определенные  подвижки в этом  направлении  уже  начались. Как  свидетельствует  М.  Тальская     в  определенном  смысле  сломался,  наконец, министр  Кудрин -  объявил  о  "готовности властей разрешить институтам развития размещать временно свободные средства на внутреннем рынке" ...  То  есть  у  различных  фондов  и  госкорпораций ( с  их мощным  государственным  финансированием)  появится,  наконец,  возможность   завести  отечественную   сберкнижку  для   свободных  средств.  Эта     мера   явно  из  числа  провоцирующих   инфляцию. И  в   то же  время   обеспечивающая     финсредствами  отечественное  хозяйство.  По  существу   нефтяные   деньги  теперь и  таким  образом  -  через  отечественную  банковскую  систему -  направляются   на  нужды     хозяйства  страны. Эта  подвижка,  если ее, конечно,   не   стреножат   целым  набором  ограничений  и  подстраховок , и в  правду,  - свидетельство   стратегических  перемен...  Или  признак   приближающейся   и  неизбежной  отставки  новоиспеченного  вице-премьера....

 

                                                                                       


В избранное